До сих пор т.н. МИТРАИЗМ остаётся для изследователей тайной, покрытой мраком, который так хочется выдать за божественный солнечный свет... Говорят, нет никаких письменных источников, относящихся к культу Митры, лишь косвенные упоминания ученых мужей, что-то видевших и слышавших. С лёгкой руки Ф.Ницше богу Митре принесены в жертву тонны (не побоюсь этого слова) бумаги с бугагой! Столько быков не было заклано с начала той самой ТАВРОМАХИИ, сколь издано книжек про деяния солнечного Героя, возвращённого ослабшему человечеству во всем своём блеске в ХХ веке!
Стало ли человечество здоровее в ХХI веке, благодаря этим изысканиям?..
Вот гляжу на изображения Митры на чудом уцелевших фресках и недоумеваю: не похож этот вьюнош во фригийском колпаке на Геракла, скорее на девушку амазонку... Но об этом после, потому что ученые мужи уже протестуют мне в уши: орут во всю мочь, что женщины не допускались и близко к пещерам, где всё это, включая пролитие бычьей крови, происходило... Поэтому пока не стану спорить (успеется), а задам только один вопрос:
Почему слова МИТРА и МЫТАРЬ так сильно схожи? (Осторожно, чтобы совсем не возбудить научных работников, добавлю, что МЫТИЩИ образовано от древнерусского МЫТО.)
Это первое.
А второе - это Ахура-Мазда (Ормузд), связанный в зороастризме с Митрой. Вторая часть его архисложного имени опять же похоже на наше слово МЗДА.
Причём, МЫТАРЬ и МЗДА находятся между собой в теснейшей взаимосвязи (как и Митра с Ахура-Маздой), - кто же в здравом уме станет это отрицать? Мытарь берёт мзду - это ясно как божий день, наглядным примером здесь послужит апостол-евангелист Матфей (он же ЛЕВИЙ АЛФЕЕВ), бывший мытарем долгие годы, и он не даст нам соврать, что исправно БРАЛ МЗДУ (в отличие от всем известного Верещагина, который мзды не брал, потому что "за державу обидно").
Словарь Фасмера:
МЫТО
"пошлина за ввоз", диал. "аренда", прилаг. мытный, укр. мито, др.-русск. мыто "пошлина, налог, награда", болг. мито (Младенов 299), сербохорв. мит "взятка, подкуп", мито – то же, словен. mitо "взятка, рост", чеш. myto, слвц. mуtо, польск., в.-луж., н.-луж. myto "плата, награда", полаб. maitu, mait "награда". Заимств. из д.-в.-н. mutа "пошлина"; см. Клюге-Гетце 382 и сл.; Уленбек, AfslPh 15, 489; Мi. ЕW 208; Шварц, AfslPh 42, 306; Кипарский 250. Нет основания говорить о происхождении из гот. mota "пошлина", тогда было бы слав. *mutо (вопреки Стендер-Петерсену (322 и сл.), Преобр. (I, 575)); см. Кипарский, там же; Сергиевский, ИРЯ 2, 356; Янко, "Slavia", 9, 348 и сл. Также не из др.-исл. mutа "подать", вопреки Леве (KZ 39, 323).
ВВОЗ подразумевает некие ВРАТА, через которые ввозят|вывозят, или хотя бы шлагбаум, отгораживающий чью-то территорию, не так ли?
МЫТАРЬ
м. "таможенник, взиматель пошлины за ввоз", также "хитрец, обманщик", др.-русск., ст.-слав. мытарь (Супр.), болг. митар (Младенов 299), словен. mitar, -arja, чеш. mytar "сборщик податей". Возм., что это слав. новообразование от мыто (см.) или заимств. из д.-в.-н. mutari; см. Шварц, AfslPh 42, 306; Кипарский 271 и сл. Нет оснований предполагать заимствование из гот. motareis "мытарь", вопреки Преобр. I, 575. От мытарь произведено мытарство. (Припомним, что Митрандира называют "серым странником" - И.)
МЗДА
возмездие, безвозмездный, ст.-слав. мьзда (Супр.), болг. мъзда (Младенов 309), словен. mzda, чеш., слвц. mzda, в.-луж. zda, mzda. Стар. и.-е. основа на -о ж. рода. Родственно др.-инд. midham ср. р. "приз", авест. mizdm "награда, выигрыш", осет. mizd "награда", греч. м. "плата, награда", гот. mizdo – то же, д.-в.-н. mieta ж. "плата, наем"; см. Мейе, Et. 248; МSL 21, 111; Мейе–Вайан 30; Траутман, ВSW 188; Клюге-Гетце 390; Торп 322; ср. также Кречмер, "Glotta" 12, стр. 210. Перссон (326) пытается определить дальнейшие связи с к. *mei-, откуда мена, мите.
Заодно посмотрим поближе на Матфея:
Согласно христианскому вероучению евангелист (благовестник) Матфей был братом апостола Иакова Алфеева и до своего призвания в апостольский чин был Галилейским мытарем, т.е. сборщиком податей. Был мытарем, а стал ПИСЦОМ, т.е. записывал за Иисусом Христом то, что тот говорил устно.
Полный отчёт об имени Матфей см. здесь и сейчас http://kurufin.ru/html/Translate/matvey.html
Неудивительно, что многие ученые мужи уверовали в то, что христианство упирается всеми корнями в митраизм (мол, день рождения Спасителя и Митры приходятся на один день и пр.). Странно лишь, что приверженцы этой версии не обращают внимания на то, с какой яростью служители христианского культа изкореняли своего языческого "религиозного предшественника", переняв у т.н. митраизма правило относительно женщин: не ПУЩАТЬ в святая святых!