Материал из Википедии (в сокращении):
КАЙРОС (др.-греч. Καιρός) — древнегреческий бог счастливого мгновения. Имеются и другие смыслы у данного слова, Кайрос — это момент метаморфозы богов, время перемен, стремление к гармонии. Кайрос — бог, покровительствующий шансам, благоприятным моментам и счастливым мгновениям.
У древних греков было два слова для времени: хронос — касается хронологической последовательности или время прошедшего и все пожирающего (имеет количественный характер); кайрос — неуловимый миг удачи, который всегда наступает неожиданно, и поэтому им очень трудно воспользоваться (имеет качественный характер).
ХРОНОС — время старое, а Кайрос — время новое, юное и вечно возобновляющееся. Нашей жизнью правят и Хронос, и Кайрос. С одной стороны, Хронос — это календарное время, время, которое последовательно отсчитывает часы и события. В мифологии это отец Зевса, пожирающий собственных детей в своем вечном течении.
У Стивена Кови читаем: «Хронос — это греческое слово, обозначающее хронологическое время. Хронологическое время видится как линейное и последовательное. Каждая секунда стоит не больше и не меньше любой другой секунды. Ритм нашей жизни, в сущности, диктуется тиканьем часов. Но в мире существуют целые цивилизации, которые подходят к жизни на основе парадигмы кайроса — „подходящего времени“, „качественного времени“. Время — это нечто такое, что нужно пережить. Оно экспоненциально, экзистенциально. Сущность кайроса состоит в том, насколько с пользой вы тратите время, а не сколько времени вы вкладываете в то или иное дело. В нашем языке ссылку на кайрос можно найти в таком вопросе: „Хорошо провели время?“ Мы не спрашиваем, сколько хронологического времени было потрачено, мы спрашиваем о ценности, качестве этого времени».
Кайрос обращает внимание человека на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, чтобы достичь успеха. Этот бог был очень почитаем у древних греков. Он изображался с прядью волос на голове — только за этот локон и можно ухватить неуловимого крылатого Кайроса. В руках он обычно держит весы, что символизирует справедливость судьбы, посылающей удачу тем, кто это заслужил.
Рельеф найден в Бенедиктинском монастыре в Трогире (Хорватия)
О Кайросе известно очень мало. В Греции он считался самым младшим из бессмертных сыновей Зевса, а в Риме его часто путали с Фортуной. Известно, что ему поклонялись в древней Олимпии, особенно во время Олимпийских игр. Там рядом со входом на стадион находились два алтаря, один из которых был посвящен богу Гермесу, покровителю игр, а другой — Кайросу. До нашего времени сохранилось лишь несколько изображений Кайроса; но даже и в античности его изображали весьма и весьма редко (! - И.). В одной из своих книг Каллистрат описывает необычайной красоты бронзовую статую Кайроса, созданную в IV веке до н. э. греческим скульптором Лисиппом и считающуюся самым лучшим его произведением. Знаменитый мастер изобразил Кайроса как юношу, 'блистающего расцветом молодости' и очень напоминающего Диониса. Он стоит на шаре, балансируя на кончиках пальцев, на его ступнях — крылья. В левой руке он держит весы, а в правой бритву. Спереди, на лоб, бровь и щеку, падает длинная густая прядь волос, растущая на макушке, а сзади его голова практически лысая, за исключением нескольких волосков (знакомый образ с Дона - И.).
Считалось, что Кайрос находится в постоянном быстром движении и что, 'порожденный временами года, он непрестанно вращается в Вечности'. Бесшумно и ловко передвигается Кайрос среди людей и бежит так быстро, что его не увидишь и не поймаешь. Увидеть Кайроса — благоприятный момент — можно, только если встретишься с божеством лицом к лицу. Тогда надо действовать мгновенно и ловко, ведь только в этот короткий миг есть возможность схватить Кайроса за чуб. Если тебе это удастся — считай, что ты поймал свой жизненный шанс. Если будешь медлить, пребывать в нерешительности и раздумьях — стремительный Кайрос пробежит мимо, а тебе покажет свою гладкую лысину. Знай тогда, что свой шанс ты упустил, и второго такого же случая уже не представится. По словам Каллистрата, прядь волос на лбу Кайроса говорит о том, что его легко поймать, когда он мчится тебе навстречу, лицом к лицу, но если он уже пролетел мимо, то это значит, что срок для действия истек, что благоприятным моментом — Кайросом — ты пренебрег, и его уже не вернуть…
Смысл имени
Хотя происхождение самого имени 'Кайрос' непонятно (почему же непонятно? это ВЕЩАЯ КАУРКА - И.), в слове этом заключено множество параллельных символических и сокровенных значений. Философ Рубен Сото Ривера определяет его как 'изначальное слово' или 'слово-семя', поскольку оно является своего рода ключом к разным граням познания, магическим словом, позволяющим открыть многие двери.
(Точно так: "Сивка-Бурка, ВЕЩАЯ КАУРКА, встань передо мной, как лист перед травой!" - И.)
Больше всего ему подходит свойство зерна, дающего, в зависимости от почвы, в которую оно посеяно, каждый раз новые и удивительные ростки. В древности говорили: 'Ты произнеси 'Кайрос' и смотри, что перед тобой откроется!' (Павзаний).
Чаще всего в трудах античных философов встречаются такие значения имени 'Кайрос': 'подходящий и благоприятный момент (время, место) для действия', 'особо благоприятное дерзновение', 'справедливая мера всех вещей', 'миг вне времени и предшествующий времени', 'время Кайроса коротко — оно не ждет', 'мгновение великого счастья'.
Орфики называли Кайроса 'Временем для посева' и связывали его с Афродитой — силой проявленной Любви, порождающей времена года.
О Кайросе еще говорили, что 'подходящий момент' — это тот миг, когда Судьба откликается на особые и постоянные усилия человека. Неслучайно Кайрос в левой руке держит весы, символизирующие 'подходящую меру всех вещей'. '[color=blue]Измерять' с точки зрения Кайроса означает придавать каждой вещи (особенно СЛОВУ - И.) то значение, которое она на самом деле имеет.[/color]
Как говорили философы античного мира, для того, чтобы поймать шанс, надо пробудить два качества, присущих Афине и Прометею, — разум и интуицию. Неслучайно Кайрос всегда символически связывался с Прометеем и его братом Эпиметеем.
Прометей — тот, кто видит и думает 'вперед', еще до того, как события начинают происходить. Его способность 'ясного видения' связана не только с интуицией, но и с умением гармонично сочетать ее с мудростью. Мудрость Прометея в том, что он видит далеко вперед — к каким результатам приведут его шаги и поступки.
Эпиметей — недальновидный брат Прометея, тот, кто думает и реагирует лишь после того, как событие совершилось, исправляя последствия своих действий, вместо того чтобы их предотвращать. Именно по его вине все несчастья и бедствия убегают из ящика Пандоры и расползаются по земле, а остается внутри ящика единственный шанс для человечества — надежда. Эпиметей — это тот, кто из-за своей недальновидности постоянно упускает шансы, каждый раз сожалея о содеянном. Иногда его изображают в компании хромой старушки, пытающейся вырвать единственную прядь волос, оставшуюся на голове, — 'чуб Кайроса', который так и не удалось вовремя схватить…
http://uploads.ru/t/N/5/d/N5dPy.jpg
Марёна написал(а):
У древних греков было два слова для ВРЕМЕНИ:
ХРОНОС (др.-греч. Χρόνος от χρόνος , ср. с рус. «ХОРОН(ить)», а также КРОНОС (ср. с рус. «КОРОНА», «КоРеНь» — от санскр. «КаРаНа«, т.е. причина, корневая основа) — касается хронологической последовательности или времени прошедшего, длящегося (линейного).
КАЙРОС (др.-греч. Καιρός «благоприятный момент») — бог неуловимого мига удачи, которым от неожиданности трудно воспользоваться. Этот бог был очень почитаем у древних греков. На рельефе Кайрос изображен с прядью волос на голове - только за этот ЛОКОН и можно ухватить неуловимого крылатого Кайроса. В руках он держит весы, которые пытается уравновесить.
Как уже обращала внимание, что, несмотря на почитаемость греками, такового «бога» не знает двухтомная энциклопедия мифов народов мира. Не знает и греческий словарь А.Д. Вейсмана. Но последний хотя бы приводит значение греческого слова:
кайриос (кайрос) - в надлежащее место попадающий, смертельный; обычно о времени: благовременный, приличный обстоятельствам; смертельно; обыкновенно вовремя.
кайрос - надлежащая мера; надлежащее место; надлежащее время, удобный случай; вообще время, обстоятельство, опасность, положение, вес, влияние.
Снова обращаю внимание на сходство КАЙРИОС и ХАЙРИ (ХАРИ), т.е. «радуйся», «будь счастлив». Это и значат греческие имена Харитон, Харлампий (букв. «сияющий радостью»).
И вот, почему-то «бог счастливого мгновенья» исчезает из обихода, но остается мрачный Кронид, пожирающий собственных детей… На самом деле он их, конечно, хоронит (ХРАНИТ).
Возьмёмся теперь за ДВУЛИКОГО ЯНУСА - с двух сторон
Марёна написала:
Из [u]Википедии:[/u]
ЯНУС (лат. Jānus, от лат. jānus «АРКАда», «крытый проход»)— в римской мифологии двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца.
(Имя Ян это "западный вариант" русского ИВАН, можно даже и так: ЯН-ЁНУС. - М.) (Можно и АНУС, или ДЕВЯТЫЕ ВРАТА, СЕДАЛИЩЕ - И.)
Нигидий Фигул отождествлял Януса с богом солнца. До появления культа Юпитера был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место Юпитеру, а сам занял место владыки всех начал и начинаний во времени. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.
Очень интересно. А теперь разглядим римскую монету с изображением «бога» Януса:
Да, несомненно, двулик. Но только один лик ЖЕНСКИЙ, а другой – МУЖСКОЙ. А мы ведь привыкли (нас приучили), что Янус выглядел так:
А вот такого Кайроса днём с огнём не сыскать! но всё же ма поймала его за чуб и обнаружила помимо мужских, ещё и женские черты (богини Фортуны, или Тихе - И.):
Картинка сопровождалась комментарием:
The original bronze allegoric statue made by Lysippos stood at his home, in the Agora of Hellenistic Sikyon.
Epigram of Posidippos, on the statue of Kairos by Lysippos:
Who and whence was the sculptor? From Sikyon.
And his name? Lysippos.
And who are you? Time who subdues all things.
Why do you stand on tip-toe? I am ever running.
And why you have a pair of wings on your feet? I fly with the wind.
And why do you hold a razor in your right hand? As a sign to men that I am sharper than any sharp edge.
And why does your hair hang over your face? For him who meets me to take me by the forelock.
And why, in Heaven's name, is the back of your head bald? Because none whom I have once raced by on my winged feet will now, though he wishes it sore, take hold of me from behind.
Why did the artist fashion you? For your sake, stranger, and he set me up in the porch as a lesson.
Перевод приблизительный:
Эпиграмма из Posidippos, на статуе Кайроса Лисиппа:
Кто и откуда был скульптором? А как его зовут?
Лисипп. А ты кто?
Время, которая подчиняет все.
Почему ты стоишь на цыпочках?
Я никогда не работаю.
А почему у вас есть пара крыльев на ногах?
Я летаю с ветром.
И почему вы держите бритву в правой руке?
В знак мужчинам, что я острее, чем любые острые края.
И почему ваши волосы висят над вашим лицом?
Для того, кто встречает меня, чтобы взять меня с чубом.
И почему, во имя всего святого, задняя часть головы лысая?
Чтобы ни один, мимо которого я когда-то мчался на моей крылатой ноге, теперь, хотя он и желает ей боль, не взялся за меня сзади.
Почему художник……?
Ради тебя, незнакомец, он поставил меня на крыльце, как урок.
Так что поздравьте с открытием.
Спросить бы удалого КАЗАКА, а знает ли он, в честь КОГО он носит свой длинный ЧУБ-ЛОКОН? Чей он потомок?
Самое важное:
Орфики называли Кайроса 'Временем для посева' и связывали его с Афродитой — силой проявленной Любви, порождающей времена года.
О Кайросе еще говорили, что 'подходящий момент' — это тот миг, когда Судьба откликается на особые и постоянные усилия человека.
Философ Рубен Сото Ривера определяет его как 'изначальное слово' или 'слово-семя', поскольку оно является своего рода ключом к разным граням познания, магическим словом, позволяющим открыть многие двери.
Как говорили философы античного мира, для того, чтобы поймать шанс, надо пробудить два качества, присущих Афине и Прометею, — разум и интуицию. Неслучайно Кайрос всегда символически связывался с Прометеем.
Вместе, РАЗОМ - РАЗУМ (ОТКРЫТАЯ ПАМЯТЬ). ВХОДИ В ЛЮБУЮ ДВЕРЬ!
Перевела наша Сва
Отредактировано Иванка (2013-11-04 22:14:59)