Иванка написал(а):в Хельхейме СИВАЯ ДАМА с СОБАЧКОЙ
Мифологические воззрения этрусков
Оберегал Мальвину пудель Артемон — благородная собака, носившая на лапе часы.
ПУДЕЛЬ. Заимств. в конце XVIII в. из. нем. яз., в котором Pudel — сокращение Pudelhund (буквально — "плещущаяся в воде собака")
ср. с "падаль" и латинским pedalis – "ножной", образованного суффиксальным способом от существительного от pes (pedis) – "нога".
Э. Делакруа. «Фауст и Вагнер замечают пуделя». Литография к «Фаусту» Гёте 1828 г.
И-В.Гёте. "Фауст" (фрагмент):
Вагнер
Не призывайте лучше никогда
Существ, живущих в воздухе и ветре.
Они распространители вреда,
Смертей повальных, моровых поветрий.
То демон севера заладит дуть
И нас проймет простудою жестокой,
То нам пойдет сушить чахоткой грудь
Томительное веянье востока,
То с юга из пустыни суховей
Нас солнечным ударом стукнет в темя,
То запад целой армией дождей
Повадится нас поливать все время.
Не доверяйте духам темноты,
Роящимся в ненастной серой дымке,
Какими б ангелами доброты
Ни притворялись эти невидимки.
Пойдемте, впрочем. На землю легла
Ночная сырость, нависает мгла,
Хорош по вечерам уют домашний!
На что, однако, вы вперили взор
И смотрите как вкопанный в упор?
Фауст
Заметил, черный пес бежит по пашне? [15]
Вагнер
Давно заметил. Что же из того?
Фауст
Кто он? Ты в нем не видишь ничего?
Вагнер
Обыкновенный пудель, пес лохматый,
Своих хозяев ищет по следам.
Фауст
Кругами, сокращая их охваты,
Все ближе подбирается он к нам.
И, если я не ошибаюсь, пламя
За ним змеится по земле полян.
Вагнер
Не вижу. Просто пудель перед нами,
А этот след – оптический обман.
Фауст
Как он плетет вкруг нас свои извивы!
Магический их смысл не так-то прост.
Вагнер
Не замечаю. Просто пес трусливый,
Чужих завидев, поджимает хвост.
Фауст
Все меньше круг. Он подбегает. Стой!
Вагнер
Вы видите не призрак – пес простой.
Ворчит, хвостом виляет, лег на брюхо.
Все, как у псов, и не похож на духа.
Фауст
Не бойся! Смирно, пес! За мной! Не тронь!
Вагнер
Забавный пудель. И притом – огонь.
Живой такой, понятливый и бойкий,
Поноску знает, может делать стойку.
Оброните вы что-нибудь, – найдет.
За брошенною палкой в пруд нырнет.
Фауст
Да, он не оборотень, дело ясно.
К тому же, видно, вышколен прекрасно.
Вагнер
Серьезному ученому забавно
Иметь собаку с выучкой исправной.
Пес этот, судя по его игре,
Наверно, у студентов был в муштре.
Входят в городские ворота.
__________________________________
ВАГНЕР (Wagen - передвижное средство) - специалист по производству колес для телег.
http://ukrmonitor.ucoz.org/news/russkij … 05-15-8625
Кто такой Вагнер?
Картине М. Нестерова "Философы", изображающей прогулку Флоренского и Булгакова по окрестностям Сергиева Посада, в трагедии Гете соответствует эпизод "Фауст и Вагнер" сцены "У ворот": в монологах Фауста перед Вагнером, когда учитель с учеником в пасхальный день бродят по городским предместьям, созерцая весеннее пробуждение природы <...>
Присутствие Вагнера при Фаусте в трагедии Гете, разумеется, не есть случайный ее момент; попытаемся понять глубокую и непростую связь ( - И.) этих двух фигур. Кто такой Вагнер? Если отвечать на этот вопрос одним словом, то надо сказать: Вагнер - двойник Фауста. <...>
Но можно ли утверждать, что Вагнер - личность творчески бесплодная? Ничего подобного. Вагнер у Гете доходит до пределов возможностей своего типа и дерзает совершить невероятное, предпринимая создание человека в колбе вопреки всем законам природы. Вагнер по-своему безумен не менее, чем Фауст: в нем налицо некий экстаз схоластики, оторванного от жизни знания, когда он претендует на воспроизведение высочайшего природного феномена. Что из этого получилось, всем известно - Гомункул, странное существо на грани бытия и небытия.
Если, однако, Вагнер все же сумел создать Гомункула, то, напротив, стремления Фауста оказываются в конечном счете безрезультатными. Путь Фауста (если не принимать в расчет его трансцендентного финала) - глубоко пессимистичен и трагичен. Вагнер, создавший живое существо из неживой материи (а это не пустяк!), имеет, в сущности, ту же цель, что и Фауст - власть над природой. <...>
Софиология - вот главный результат "ученичества" Булгакова у Флоренского; <...> На протяжении девятнадцативекового существования Церкви софийность была лишь обертоном церковной жизни; индивидуальной же встречи с Софией Булгаков не пережил. София не была для Булгакова живым ликом <...> Хотя Булгаков наделяет введенную так Софию множеством ипостасных имен ("Ангел твари", "дщерь Божия", "невеста сына", "жена Агнца", "Матерь Сына" и т.д.), конкретный их субъект в системе Булгакова остается неясным. И чаще всего приходится понимать под булгаковской Софией платоновский мир вечных идей [13], истолкованный не мифологически, но метафизически.
София Булгакова, оставаясь абстрактной категорией, духовно не питает и не спасает. Видимо, именно здесь надо искать причину неудачи попыток Булгакова ввести в учение Церкви софиологические понятия. Гомункул разбивается о трон Галатеи; софиология Булгакова терпит крушение при столкновении с реальной жизнью.
ГОМУНКУЛУС
(В «разговорах» с Эккерманом Гете отмечал, что Г. «своей тягой к красоте и плодотворной деятельности» превосходит Мефистофеля.) Однако Г., по словам писателя, «не до конца очеловеченное» существо. Это чистый дух, лишенный постоянной плоти, как бы переходное состояние между материей и сознанием. Оттого Г. вынужден оставаться внутри колбы и в таком не слишком удобном положении участвовать во всех путешествиях и приключениях, которые с ним происходят. Так завязывается основная коллизия образа, приводящая к печальной развязке. Заветное желание Г.- стать человеком вполне: «Мне в полном смысле хочется родиться, //Разбив свою стеклянную темницу». С этой целью он покидает лабораторию Вагнера; в компании с Фаустом и Мефистофелем отправляется на поиски Елены Прекрасной. Повстречав на Фарсальских полях древних философов Анаксагора и Фалеса, рассуждающих о том, что жизнь проистекла из воды, Г. тут же выпытывает у них, как бы и ему «проистечь». Такой же вопрос он задает Протею и получает совет: «Глотай других, слабейших, и жирей». Поверив, что в водной среде легче всего «доделаться» до человека, Г. погружается в морскую пучину, и там им овладевает любовное влечение к дочери морского царя Галатее. В порыве страсти он бросается к ногам Галатеи и разбивает колбу о ступени ее трона. Лишившись стеклянной защиты, Г. растворяется в ничто. Так погибает этот человечек, явившийся «на полпути и лишь наполовину во плоти».
Образ Г. породил множество толкований. В нем усматривали олицетворение «идеи творящей человечности», видели аллегорию «абстрактной» философии Шеллинга и Фихте, чуждой натурфилософии Гете. В системе образов второй части трагедии Г. обычно рассматривается как «антитеза» Фаусту. Г. мечтает о конечности и предельности рода людского. Фауст же, напротив, устремлен в бесконечность, ему тесно в границах земного пространства и времени, как Г. в его склянке. Судьба Г. служит для Фауста предостережением. Она говорит о том, что обретение «абсолютного» возможно лишь с утратой «относительного», чем является человеческая жизнь.
Г. принадлежит к тем фантастическим образам, которые столь же трудно поддаются изображению и тем более сценическому воплощению, как, скажем, разгуливающий по Невскому проспекту Нос майора Ковалева или кот Бегемот из романа «Мастер и Маргарита». Сам Гете высказывал пожелание, что роль Г. должен исполнять чревовещатель. (Аникст А. Творческий путь Гете. М, 1986)
Инструменты алхимиков:
1 и 2 — дистилляционные колбы; 3 — колба для выпаривателя; 4 — колба для сгущения; a — медная шляпка, b — приемники, c — горелка, d — футляр-предохранитель для предотвращения потери тепла.
Foxes написал(а):Там пёс с тремя головами!
Цербер, Кербер (K e r b e r o z) · пес, страж аида (Hes. Theog. 769-774), чудовище с тремя головами, туловищем, усеянным головами змей, и змеиным хвостом; согласно Гесиоду, у Цербера было пятьдесят голов (Theog, 310-312), по Пиндару, их сто (Pyth. I, 31). Цербер - порождение Эхидны и Тифона.
http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=505
Цербер - трехголовый пес, который охраняет Стикс, границу между миром людей и подземным царством. На картинке в книге Гафурия «Practice musice» мы видим змею с тремя головами: посредине голова льва, слева — волка, справа — собаки. Гафурий считает, что именно так выглядел Кербер, у которого тоже было три головы и змеиный хвост. Три головы символизируют всепоглощающее время в трех его аспектах (настоящее, прошлое, будущее). В «Сатурналиях» Макробия (XV в.) мы читаем: «Лев, сильный и непредсказуемый, символизирует настоящее; волк, который утаскивает свою добычу, — отображение прошлого, которое отнимает у нас воспоминания; собака, которая, повизгивая, крутится вокруг своего хозяина, указывает на будущее, которое непрестанно обманывает нас в наших надеждах».
На картинке в книге Гафурия три головы Цербера, венчающие его змеиное туловище, соответствуют трем грациям, богиням изящества, которые образуют женское триединство. Таким образом, страх может стать обворожительным, если он пройдет через змею — еще одно указание на огненную змею, индийскую кундалини, которая также поднимается снизу вверх.
В Цербере нетрудно увидеть и обратное триединство и тем самым формулу Трисмегиста: «Что внизу, то наверху». Таким образом, собака как самое низшее из всех животных приобретает особое значение в мистической символике. Тристан подарил Изольде собачку из страны Авалон, которая отличается такой шелковистой шерсткой и до того нравится рыцарю, что он иногда забывает свою любовную печаль. Языковое соответствие мистической инверсии мы находим в английском языке: «dog» (собака) и «god» (бог).
Легенда о подвиге Геракла указывает нам путь, который должен пройти герой, чтобы победить чудовище мистерий собственной души. Трехголовая собака — существо, абсолютно противоположное богу, собственно говоря, последний страх, который надо преодолеть герою. Так, например, Виргилий и Данте в самой глубине ада обнаруживают трехголовое чудище, и лишь после того, как им его удалось миновать, начинается восхождение в более высокие сферы. ("более высокие сферы" беру в кавычки - И.)
Геракл стремится к бессмертию и хочет тем самым преодолеть время. Однако время нельзя победить силой оружия, поэтому Аид и поставил условие, чтобы Геракл сумел взять верх над псом без оружия, только за счет своих собственных возможностей. Таким образом, он опускается в свое подсознание, соответствующее в индийской мифологии открытию третьего глаза.
Яд Цербера, приведенного Гераклом из подземелья, — это яд фантастического, иррационального, и если в легенде слюна Цербера материализуется в растение аконит, то сок аконита, содержащий алкалоиды, опять же может спровадить человека, его попробовавшего, в подземное царство. Тот факт, что Геракл отвел собаку обратно, означает, что разовое преодоление границы между сознанием и бессознательным не устраняет эту границу вообще. Напротив, скорее следует считать, что уход в мир иррациональных сил может быть для человека таким же смертельным, как и застывание в структурах реальности. Путь к бессмертию ведет через оба этих мира.
Двенадцатый подвиг Геракла. Цербер сопротивляется Гераклу и лает всеми тремя пастями.
Его ядовитая слюна капает на зеленый луг и превращается в аконит. http://www.norna.ru/DIR00/2289.htm
Стоит добавить, что Медея заваривала АКОНИТ в свое колдовское зелье (Ovid. Met. VII 406-419).
Вопрос: Почему у Змея Горыныча из русских народных сказок было три головы?
Отредактировано Иванка (2014-03-15 13:35:47)