Всевозможные сведения о богине Гекате собраны в довольно обширном и местами интересном изследовании из 3-х частей здесь:
http://ancientsounds.ucoz.com/news/geka … 2-12-17-45
http://ancientsounds.ucoz.com/news/geka … 2-12-17-46
http://ancientsounds.ucoz.com/news/geka … 2-12-17-48
Сразу оговорюсь, что не разделяю штампы оккультного толка относительно "греческой" и "лунной богини" Гекаты. Скорее всего, ореол "магии гаданий и предсказаний" вокруг Гекаты связан с т.н. рунами Макоши и Мары, но все попытки толкования "славянских рун" в открытом доступе напоминают мне игры с солнечным зайчиком, заблудившимся в медовых сотах.
Единственное, что пока нащупала "рожками улитки" - это тождество ДАМ с СОБАЧКАМИ - "греческой" Гекаты и "славянской" Макоши, а также связь Гекаты с культом Митры.
Выше отмечалось, что Геката у греков на протяжении времени занимала разные иерархические уровни: вначале она повелевала Вселенной, впоследствии стала богиней благосостояния и удачи, а ближе к нашим дням превратилась в мрачную лунную богиню заклинаний и гаданий, связанную с миром мёртвых. Чего не скажешь о славянской Макоши, тёмной ипостасью которой служит Мара.
В т.н. христианских поучениях против язычества (XII–XIV вв.) Макошь примыкает к списку славянских божеств, таких как Перун, Хърс и др. Но чаще всего её имя соседствует с упоминаниями вил-русалок и собакой Съмарглом. (Что касается Семаргла, то он предположительно был связан с семенами и всходами, русалки же отвечали за орошение полей туманом (росой) и дождём.) Наиболее часто в текстах встречается соседство Макоши с вилами-русалками. Но вил много, а Макошь одна, всегда одна, т.к. пишется в ед. числе. Русалки же и вилы всегда выступают во мн. числе. Как и рожаницы, которых, по меньшей мере, две.
В «Слове об идолах» сказано: «… тем же богам требу кладут и творят и славенский язык: вилам, и Мокошьи диве, Перуну, Хърсу…» В том же источнике Мокошь упоминается после Гекаты: жертвенной кровью «мажють Екатию богыню, сию же деву творят, и Мокошь чтуть…» Б.А. Рыбаков отмечал на этот счёт, что иудохристианский «книжник, уподобляя Макошь Гекате, не совершал ошибки, так как в его собственном тексте Макошь стояла рядом с душами умерших (вилами) и священной собакой (Семарглом)».
"СОБАКАМ" богинь - Семарглу и Церберу - будет посвящён отдельный пост. Тем более, что и божество Митра не обходится без собаки - она его постоянный спутник на фресках и рельефах.
Предлагаю вашему вниманию достойный материал на интересующую нас тему (этим же автором предложено изследование об амазонках, оно есть у нас на форуме):
http://bvsv.livejournal.com/64959.html
Митра и Геката. Часть 1
Большую дискуссию вызвало упоминание Геродотом Митры как женского божества, не имеющее чёткого объяснения. Он пишет: «…от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы — Алилат (богиня АЛЛАТ семитов то же, что МИНЕРВА, ср. с МИНОТАВР («тавр» наоборот будет «рват»; Аллат наоборот будет «Талла» (ср. с музой ТАЛИЯ – И.), а персы — Митра)».
Гипотеза о женской сущности Митры может подтверждаться нахождением богини Миоро на кушанских монетах.
ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО ПЯНДЖИКЕНТА. МОСКВА, ИЗД-ВО АКАДЕМИИ НАУК СССР, 1954:
"Вот что говорится в одном из китайских текстов (VIII в.): «Семь светил — это солнце, луна и пять планет, которые предводительствуют людьми. Ежедневно они сменяются. В конце семи дней (цикл их) начинается снова. Их названия (следует) помнить (учитывать), потому что каждое (из светил) имеет на то или иное предприятие влияние благоприятное или неблагоприятное. Я рекомендую вам тщательно об этом заботиться. Если вы не в состоянии вспомнить (название дней недели), вам достаточно спросить об этом согдийцев, персов или людей пяти Индий, которые их хорошо знают. Еретики-манихейцы соблюдают пост в день Ми (Митра — понедельник). Они, считая этот день «великим днем», почитают его (специальными) обрядами. Они не забывают ни этот пост, ни обряды». Китайский источник приводит названия этих дней и, соответственно, планет. Анализ китайской передачи их показал, что они являются, несомненно, согдийскими (Е. Ghavannes etP. Pelliot. Ук. соч., стр. 191)."
Если день Митры - понедельник, то с точки зрения астрологии понедельник управляется Луной, а следовательно бог Митры должен иметь отношение к лунному культу. И к тому же лунный культ - женский. Именно поэтому у него возникли трудности с переходом к патриархальной системе ценностей.
Кампосанто. Плита с атрибутами ключевого мифа митраизма – Тавроктонии: Митра, убивающий быка, кусающая его собака, змея и скорпион, хватающий несчастное животное за гениталии. На скале ворон, слева Каута (с поднятым факелом), справа Каутопата (с опущенным).
Две мраморные статуи, Рим
Сейчас об этом древнем культе трудно найти какие-либо сведения даже в энциклопедиях и справочниках, хотя когда-то митраизм был широко распространен в Средиземноморье, пока в конце IV в. его не вытеснило христианство. Ныне от тайного культа остались лишь сотни загадочных изображений, потому, вероятно, историки до сих пор так и не смогли понять, в чем же заключалась суть учения. Это кстати, тоже косвенное доказательство женскости культа.
Изображение юноши , убивающего быка, археологи находят в сотнях подземных храмов, разбросанных по всей территории бывшей Римской империи. Они представляют собой единственный след, который остался от митраизма — древнего тайного культа, распространенного в I в. до н.э. — IV в. н.э. Хотя в основном памятники митраизма сосредоточены в Средиземноморье, встречаются они и во Франции, Германии, даже в Англии.
Большинство изображений посвящено различным деяниям бога Митры, однако основным мотивом рисунков и барельефов является тауроктония — сцена убиения быка. Ее находят в каждом храме на самом видном месте, поэтому ученые считают, что именно в тауроктонии ключ к разгадке тайн митраизма.
Одно из первых упоминаний об этом древнем культе историки обнаружили у Плутарха. Он пишет, что в 67 г. до н.э. митраизм исповедовали киликийские пираты, которые грабили корабли и прибрежные поселения по всей акватории Средиземного моря.
К III в. митраизм достиг своего расцвета. Приверженцами данной религии были в основном солдаты, купцы и служащие, причем женщины к ее таинствам не допускались. Исповедовать митраизм мог только тот, кто прошел тайный обряд посвящения, но рассказывать о таинствах культа запрещалось. Они назывались мистерией (от греческого mysterion — тайна, таинство). Именно требованием сохранения тайн культа и объясняется отсутствие письменных источников, в которых раскрывалась бы суть учения.
Уже пятьдесят лет спустя после реформы Константина — в 377 году, по приказу римского префекта Гракха — пещеры и жертвенники Митры старательно уничтожаются. Митру не в силах защитить даже могущественное влияние Юлиана Отступника. В половине V века культ Митры окончательно угасает. Пещеры засыпаны, храмы заперты, жертвенники разбиты, монеты, посвящённые Deo Soli Mithrae, перелиты с новым штампом.
С каким же мифическим событием связан главный символ митраизма? Что означает сцена убиения быка? Одним из первых попытался расшифровать тауроктонию известный бельгийский историк религии Франц Кюмон. В 1899 г. он впервые опубликовал свою интерпретацию этого символа. Кюмон исходил из того, что слово «Митрас» является вариантом имени более древнего иранского бога Митры.
Дэвид Юланси в журнале «В мире науки» (США) пишет: «Ученый пришел к выводу, что митраизм произошел от древнеиранского культа Митры — бога света и истины, который считался стражем договора людей». Однако слабой стороной гипотезы Кюмона является тот факт, что до сих пор никому из ученых не известен иранский миф, в котором Митра имел бы какое-нибудь отношение к убиению быка. Тем не менее, авторитет историка был настолько велик, что его версия происхождения митраизма считалась бесспорной на протяжении более 70 лет. Только в 1971 г. на I Международном конгрессе по вопросам митраизма в Манчестерском университете исследователи поставили под сомнение трактовку Кюмона. Чем же руководствовались ученые?
Средиземноморская цивилизация была исключительно благоприятной средой для зарождения новых религий. Завоевания Александра Македонского, упроченные его греческими и римскими последователями, привели к быстрому становлению единой средиземноморской культуры, при этом древние изолированные религиозные культы неизбежно разрушались. Они уже не могли оставаться духовной опорой для людей в огромной империи. Одним из новых видов религиозных представлений стал фатализм, утверждавший, что жизнь человека полностью предопределена судьбой. Фатализм, в свою очередь, подготовил почву для развития астрологии, которая с помощью математических расчетов доказывала, что все события происходят исключительно по воле небесных сил. По мнению ученых, поставивших под сомнение выводы Кюмона, именно фатализм и астрология лежали в основе митраизма.
Итак, в начале 1970-х гг. ряд исследователей, в том числе Роджер Бек, Стенли Инслер, Майкл Спейделаиз, Дэвид Юланси, предложили свою интерпретацию тауроктонии, исходя из того, что на самом деле она представляет собой... своеобразную звездную карту.
На тауроктонии часто можно встретить 12 знаков Зодиака и знаки Солнца, Луны и планет. Например, на барельефе, обнаруженном в Германии, видна характерная сцена убиения быка, причем на дуге, расположенной над изображением божества, выбиты фигуры, соответствующие созвездиям и знакам Зодиака.
Любопытно, что здесь имелись фигуры, соответствующие 7 созвездиям: Малого Пса, Гидры, Ворона, Скорпиона, Тельца, Льва и Чаши (бык соответствует Тельцу). Все эти созвездия, за исключением Льва, были расположены вдоль линии, указывающей на положение небесного экватора в то далекое время.
Еще до возникновения митраизма считалось, что ось небесной сферы, как и сама Земля, неподвижна. Однако примерно в 125 г. до н.э. греческий астроном Гиппарх установил, что небесный экватор на самом деле постепенно смещался назад по Зодиаку. Гиппарх также рассчитал, какие созвездия располагались вдоль небесного экватора, когда точка равноденствия приходилась на созвездие Тельца.
Небесный экватор смещается в результате прецессии земной оси (медленного движения оси вращения Земли по круговому конусу). Те, кто считал, что Земля является центром Вселенной, истолковывали прецессию как движение небесной сферы и потому как смещение всего космоса. Фигуры, изображенные на тауроктонии, соответствуют созвездиям, которые располагались на небесном экваторе между 4200 и 2000 г. до н.э., когда точка весеннего равноденствия находилась в созвездии Тельца.
Д. Юланси пишет: «В этом контексте смысл тауроктонии становится понятным: смерть быка символизировала конец правления созвездия Тельца как созвездия весеннего равноденствия и начало новой эры. Другие фигуры на тауроктонии представляют созвездия, чье положение на небе также изменилось в результате прецессии. Убив быка (что вызвало смещение точек равноденствия), Митра, по сути дела, сдвинул всю Вселенную. Бог, способный на такой грандиозный поступок, несомненно, заслуживал поклонения». Понятно, что столь могущественному божеству стали приписывать, и возможность влиять на судьбу, которая, согласно астрологии, зависела от расположения звезд и планет.
По мнению Юланси и его единомышленников, сам Митра тоже соответствовал определенному созвездию. На всех изображениях он в виде юноши с клинком и во фригийском колпаке всегда расположен поверх быка. Над Тельцом находится созвездие Персея, изображение которого как раз соответствует облику Митры. Известно, что Персею поклонялись как раз в Киликии, где, по мнению Плутарха, и зародился митраизм.
Но как же Персей стал Митрой? В античности Персей считался основателем Персии и потому мог быть связан мифологически с иранским богом света и истины — Митрой. Кроме того, киликийские пираты считались союзниками царя Митридата Понтийского. Эта династия была названа по имени Митры, а сам царь верил, что происходит от Персея. Возможно, благодаря этим обстоятельствам и возникла связь между Персеем и Митрой, которая и привела к принятию божеством имени Митрас (греческая форма имени Митра).
Это версия Девида Юланси.
Моя версия тоже связана со звездами, но с астрологической точки зрения, так как на практике астрология не учитывает явление прецессии. Поэтому весьма сомнительно, что за то время, которое было известно о прецессии, это явление никаким образом не повлияло на сам принцип астрологии - язык символов, где круг Зодиака символизирует ритмичность любого процесса, а знак Зодиака несет в себе определенный тип потенциальной энергии."Переходя из знака в знак, энергии сменяют друг друга, образуя некий цикл, который по завершении возобновляется на новом уровне. Таким образом, зодиакальный круг отражает рождение, жизнь и смерть в своем бесконечном движении." (Сергей Вронский, Классическая астрология в 12 томах, том 1, Москва 2003)
Одежда Митры иногда изображается как звёздное небо и связывался с глубиной и тайной (в «Яште» Х 25 почтение воздаётся «глубокому ахуру»). В результате реформы Заратуштры Ахурамазда обрёл статус единственного главного бога, а Митра потерял своё место рядом с ним. Тем не менее Митре, видимо, было выделено место в зороастрийском календаре (месяц жертвоприношений багаядиш). Среди других изменений характеристик Митры после реформы Заратуштры - устранение у Митры функций бога войны, актуализация тавроктонической темы (из крови убиваемого быка произрастают растения, она увеличивает плодородие и жизненную силу, появление образа «утроенного» Митры, т. е. большого Митры с двумя малыми Митрами со светильниками - Кауто и Каутопатом.
Два факелоносца часто интерпретируются как символ света, один для роста, другой для заходящего солнца. На самом деле факелоносцы в лунном культе Митры олицетворяют растущуюю молодую Луну (Каут) и убывающую (Каутопат). А сам Митра - символ новолуния, который как раз на границе убывающей и нарождающейся Луны примерно 3-4 дня, когда Луна на небе не видна. Это те самые дни Гекаты! То есть символом митраизма является Геката. Кстати, имя Геката содержит все тот же корень "кат", который есть в именах Каута и Каутопата. Интересно также, что гражданский месяц по гречески звучит как hoi kata polin, где "полин" - гражданский, а "гой ката" - месяц. Каутопат также может представлять смерть, в то время как Каут может представлять новую жизнь. На некоторых памятниках они изображены держащими головы быка и скорпиона. Они чаще всего в персидской одежде и фригийских колпаках изображаются рядом с Митрой-Гекатой, но меньшего роста чтобы подчеркнуть ее значимость.
Hekate Triformis, was a goddess from Asia minor. Her main holy shrine was in Lagina. The Triformis created by Alkamenes, end of 5. century.
Дионисий Ареопагит, рассуждая об упомянутом в Библии дне остановки Солнца при царе Езекии, ссылается на персидские священные рассказы и празднования, которые маги совершают тройному Митре. Геката - тоже тройственная богиня. Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией — «богиней трёх дорог».
Named statue of Cautopates. Sarmizegetusa, Romania
Каутапат держит в руках скорпиона.
Statue of Cautes. Sarmizegetusa, Romania
Каута держит в руках голову быка
Греция. Малоазийская «Великая мать» Кибела и греческая богиня Геката. 4 в. до н. э. Античное собрание. Берлин.
Год у древних греков делился на 12 месяцев и начинался с июля месяцем гекатомбео́н (др.-греч. Ἑκατομβαιών, «месяц жертвоприношения (Гекатомбы)») — вторая половина июля — первая половина августа. Этот месяц соответствует знаку зодиака Лев, которого мы видим на изображении с Гекатой и Кибелой. Отметим, что сам месяц Гекатомбеон получил своё название от обычая приносить 100 быков в жертву богам в честь летнего солнцестояния, воспринимавшегося как кризисная дата обновления мира. Возможно, однако, и другое прочтение названия этого месяца содержится имя богини Гекаты, а сам обычай гекатомбы произошёл от игры слов. В этом месяце - Гекатомбе - в Афинах архонты приступали к своим обязанностям. Годы обозначались по имени соответствующего архонта. Таким образом, календарный год был тождествен по длине сроку службы должностного лица.
21-29 числа месяца Гекатомба праздновались Великие Панафинеи - торжественный праздник в честь дня рождения Афины Полиады-Городской. Программа Великих Панафиней состояла из трех больших состязаний: спортивные, конные и музыкальные — в которых могли принять участие все эллины, и пяти малых: состязание апобатов, военные танцы под музыку (пиррихия), состязания в красоте для мужчин (эвандрия), бег с факелами (лампадодромия) и состязания кораблей — только для афинян. Кульминацией праздника была торжественная процессия всех граждан города на Акрополь (28 числа), в которой Афине подносили священную одежду-пеплос, приносили жертву-гекатомбу (100 голов скота). День заканчивался общей трапезой. Малые Панафинеи проводились ежегодно, 21-25 числа этого месяца и состояли из процессии, жертвоприношения, пиррихии и состязания хоров. С IV в. до н. э. на Великих Панафинеях проводились драматические состязания.
Панафинеи праздновали в 28 день Гекатомбеона, в день когда Луна становится невидимой, то есть в дни Гекаты (в новолуние). Появление Панафиней в античной традиции относят ко 2-му тыс. до н.э., что соотносится с крито-микенскими празднествами, изображёнными в сакральных помещениях улицы Тельхинов . Ночью на алтаре Эрота, расположенном к Северо-Востоку от Афин (возможно, указывавшем на восход Солнца в день летнего солнцестояния) возжигался новый огонь. Когда огонь, зажжённый на алтаре Эрота, сына Афродиты, доставляли в Афины, проходила церемония подношения пеплоса Афине. Любопытно, что пеплос доставляли Афине "из-за моря". Приведя этот факт, Акимова определяет его как "необъяснимую деталь, поскольку Афина не была морской богиней" и пытается представить его, как отождествление понятий "из-за моря" и "из моря", предполагая, что Афина как и Афродита родилась из моря , что не согласуется с известными источниками. Также не комментируется у Акимовой и другой факт, что храм богини Афины назывался корабль. Любопытна и связь пеплоса Афины с парусом, пеплос привязывали к мачте как парус. Таким образом возможно, что Афина заместила богиню корабля. В пользу этого говорит и приведённая Акимовой легенда из Павсания (1:18:2) о передаче Геей Афине младенца Эрихтония в ларце, который запрещено было открывать. Нарушение этого запрета привело к гибели бросившихся в море 3 дочерей Керопса (Аглауры, Пандросы и Герсы), которые должны были кормить ребёнка. В данном случае мы видим трёхтелую богиню, разделённую на 3 ипостаси, которая должна была кормить и хранить ребёнка в ларце (цисте), что подтверждает наше предположение об Афине, как о богине погребального корабля.
Пеплос подносили и богине-медведице Артемиде-Брауронии. Её теменос располагался в непосредственной близости от Парфенона, а в честь её совершался "пятилетний" обряд приношения пеплоса. Акимова достоверно реконструирует неизвестную по письменным источникам дату Брауроний – серединой лета, т.е. временем, совпадающим с Панафинеями.
Выдвинутая Дэвидом Юланси версия интерпритации факелоносцев со знаками Зодиака Тельцом и Скорпионом, заключается в том, что Каут представляет весеннее равноденствие, а Каутопат - осеннее равноденствие в эпоху Тельца.
Но на самом деле гораздо проще и лаконичнее можно объяснить присутствие этих знаков Зодиака в руках факелоноцев, если рассматривать их как часть лунного культа: в Тельце Луна имеет свою наивысшую силу поскольку находится в знаке своей экзальтации и символизирует плодородие, а в Скорпионе она в падении и символизирует смерть (не совсем точно, если учитывать, что Скорпион связан с гениталиями, половой сферой и "скорпионы" славятся сексуальным пылом. - И.). И это правило работает в астрологии независимо от того, есть прецессия или нет, так как Зодиак образно показывает цикл взаимодействия прежде всего Луны, Солнца и Земли за 1 год. К этому основному циклу добавляется еще взаимодействие с другими планетами солнечной системы, которое вносит неповторимое многообразие деталей. Но цикл взаимодейстия Луны, Солнца и Земли - основной и самый древний. С точки зрения астрологического символизма Каут с головой Тельца в руках или поднятым факелом вверх дает ту же характеристику, что и растущая Луна (хороша для всех материальных начинаний, направленных во внешнюю среду). А Каутапат со Скорпионом в руках или опущенным факелом символизирует убывающую Луну (время для завершений и психической энергии направленной внутрь, в себя, в глубину).
Рельеф из храма Митры в Сидоне, где представлены все знаки зодиака
Последние два дня до новолуния и первые два после новолуния называются "Днями Гекаты". Геката (Та, что Исполняет Свою Волю) - в (поздней - И.) греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи, богиня колдунов и ведьм. Четыре самые темные ночи месяца были самыми загадочными, хранившими некую тайну с древнейших времен. Дням Гекаты придавалось мистическое значение, они всегда считались фатальными, роковыми, так как означали неизбежность. Кроме того, в новолуние Луна не видна на небосводе, точнее не видна та сторона Луны, которой она все время повернута к Земле. Именно в новолуние Солнце максимально освещает невидимую с Земли сторону Луны. И еще в новолуние обнаружить наличие Луны на небе можно только по тому, какие звёзды заслонены Луной. Поэтому Геродот и сравнивает Митру с Уранией - др.-греч. Οὐρανία - музой астрономии, без участия которой было бы невозможно определить положение Луны, а значит и Солнца в новолуние.
Культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешел к грекам. Геката в древнегреческом пантеоне богов являлась божеством лунного света, древней богиней подземного мира, поэтому вполне возможно, что катакомбы и пещеры были частью культа подземной богини. Порфирий, ссылаясь на некоего Евбула, отмечает, что пещеру в горах, цветущую и богатую источниками, впервые посвятил Митре Зороастр, причём эта пещера — образ космоса, созданного Митрой, а находившееся внутри — символы космических стихий и сторон света (аналогично, по Порфирию, космос сравнивали с пещерой пифагорейцы и Платон). Во время мистерий говорится, что Митра родился от камня, а место совершения мистерий называют пещерой. Согласно Стацию, Аполлона ахеменийцы называют Титаном, а в пещере Персея его зовут Митрою, гнущим рога.
From the Catacombs of Priscilla, Rome, Italy. Late 3rd century / Early 4th century. Появление таких изображений относят к IV веку, что было связано с возникновением почитания трёх вавилонских отроков как исповедников, оставшихся верными своей вере среди иноверцев (что было для первых христиан символично).
Среди эпитетов Гекаты есть такие - Единорожденная Дева, Предвадительница псов, Госпожа Луны, Спасительница, Хранительница ключей, Волчица - мать оборотней, Неназываемая, Сам Ужас, Нежная, Та, что показывает путь, Блуждающая в ночи, Наивеличайшая, Светом увенчанная, Госпожа, Та, что Впереди, Носительница Факела, Наиболее проявленная Богиня, Хтоническая Госпожа Могущественных Мертвецов, Королева Запредельного, Богиня Перекрестков, Стражница, Защитница Детей, Враг Рода Человеческого и др. Как видно, характеристики довольно сильно разнятся, но главное значение ее имени Геката - Та, что Исполняет Свою Волю. А воля эта может быть разной...
Гесиод (VIII—VII века до н. э.), описывая силу Гекаты (рожденную кстати от звездной Астерии и Перса/Персея) в следующем отрывке Теогонии, отмечает, что она властвует на земле, на море и на небе:
Благоименную также она родила Астерию, -
Ввел ее некогда Перс во дворец свой, назвавши супругой.
Эта, зачавши, родила Гекату, — ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги.
Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных,
Жертвы свои принося по закону, о милости молит,
То призывает Гекату: большую он честь получает
Очень легко, раз молитва его принята благосклонно.
Шлет и богатство богиня ему: велика ее сила.
Долю имеет Геката во всяком почетном уделе
Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана,
Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно,
Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня.
Все сохранилось за ней, что при первом разделе на долю
Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море.
Чести не меньше она, как единая дочь, получает, -
Даже и больше еще: глубоко она чтима Кронидом.
Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит.
Хочет — в народном собранье любого меж всех возвеличит.
Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.
Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня и помощь дает им.
Мощью и силою кто победит — получает награду,
Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит.
Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто, средь синих, губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее — и отнимет.
Вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину;
Стадо ль вразброску пасущихся коз иль коров круторогих,
Стадо ль овец густорунных, душой пожелав, она может
Самое малое сделать великим, великое ж — малым.
Так-то, — хотя и единая дочерь у матери, — все же
Между бессмертных богов почтена она всяческой честью.
Вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят
После богини Гекаты восход многовидящей Эос.
Искони юность хранит она. Вот все уделы богини.
Большой барельеф из Геддернгейма, Австрия. Ок. 200 г. Висбаден, Городской музей. Здесь также предсавлены все знаки зодиака.
Хотя Митра чаще всего отождествлялся с Солнцем, на некоторых изображениях Sol и Митра показаны параллельно: либо Sol преклоняет перед Митрой колени, либо приказывает ему принести быка в жертву, либо они пожимают друг другу руки и вместе едят мясо быка, причем им прислуживают слуги в звериных масках. В гимнах Индии существует представление, что Митра владычествует над днем и Солнцем. Здесь следует сказать о связи лунного культа Митры-Гекаты с Солнцем. Поскольку, фазы Луны, наблюдаемые с Земли, невозможно рассматривать без солнечного света, то второе светило отражено в изображениях тавроктонии наравне с Луной. Изображение Солнца, Луны, звезд или знаков Зодиака на сцене тавроктонии таким образом символизируют то влияние, которое небесные тела оказывают на события, происходящие на Земле. В момент новолуния Солнце и Луна находятся в одном знаке Зодиака в соединении, в то время как в полнолуние они находятся в противостоянии друг от друга, и между ними находится Земля. За год новолуние, то есть соединение Солнца и Луны в одном знаке происходит 12 раз и всегда в разных знаках Зодиака. А с учетом того, что астрологический символизм, основаный на геоцентрической картине мира (с точки зрения земного наблюдателя), до сих пор имеет практическое значение в определении судьбоносных событий и характера человека, то воздействие на Землю Луны, как ближайшего крупного небесного тела, должно было по мнению древних астрологов оказывать более существенное влияние на жизнь на Земле по сравнению со всеми остальными, а ее способность закрывать Солнце вовремя солнечных затмений, которые всегда происходят в новолуние, видимо и дало повод считать лунную Гекату-Митру способной превзойти по силе Солнце. Во время лунного затмения (даже полного) Луна не исчезает полностью, а становится тёмно-красной. Этот факт объясняется тем, что Луна даже в фазе полного затмения продолжает освещаться. Солнечные лучи, проходящие по касательной к земной поверхности, рассеиваются в атмосфере Земли и за счёт этого рассеяния частично достигают Луны.
Теперь осталось объяснить почему Митра закалывает быка.
Критского бога в отличие от богини представляло зооморфное существо, воплощенное в образе быка. Его знаками и символами буквально наполнен Кносский дворец. По представлениям позднейших греков, он был связан с дворцом - Лабиринтом - и живущим в нем чудовищным человеко-быком Минотавром. Легенда гласила, что Пасифая, супруга царя Миноса, воспылала страстью к быку, от которого родила необычное дитя - Минотавра. В этой легенде сохранились глухие отзвуки сказаний о древнем "священном браке" критских богов в образах быка и коровы. Еще задолго до эпохи расцвета критской культуры богиня уже приобрела человеческий (антропоморфный) облик. Ее супруг оставался в образе животного, вероятно воплощавшего бога, который периодически рождался, достигал зрелости и погибал. Критского бога-быка ежегодно приносили в жертву на торжественном празднике. В северных губерниях Европейской России существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника бычка-«микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалось в церковь «для св. Николы», частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами. А праздник Николы зимнего был приурочен ко дню преставления Николая, архиепископа Мир Ликийских, умершего по языческому календарю в день богини Дианы (Артемиды) около 345 года.
Смысл таврокатапсии - ритуального боя с быком - можно понять благодаря сохранившимся фрагментам росписи, изображавшим эту сцену. Любопытно, что с быком борются не только мужчины, как на корриде в современной Испании, но и женщины. Более того, богиня-женщина и была главным противником бога-быка, своего сына-супруга. В культе Богини бык символизировал собой слепую, неразумную мужскую мощь, подчиненную женской мудрости.
Возвращаясь к символике древней религии, особенно отметим древний ритуал, название которого не сохранилось до наших дней, но который представляет собой священный танец с быком (У белорусов и у южных славян известен старинный обряд «турицы». С этим обрядом, очевидно, связан и тот танец, который упомянул в одном из своих стихотворений Г. Р. Державин: Танцуем... танцуем и бычка). Первоначально в нем принимали участие только девушки, но впоследствии, например, на Крите, где и в патриархальные времена еще сохранялось в секрете от преследований новых властей почитание Великой Богини, к этой церемонии допускались и юноши. Описание этого ритуала, тайно совершавшегося критянами уже во времена патриархата, содержится в книге замечательного писателя И. Ефремова "На краю Ойкумены" (кстати, именно на краю Ойкумены, - населенной земли, - по верованиям древних греков, располагалось царство Амазонок). Участницы священного танца дразнили белого быка, доводя его до бешенства, в то же время уворачиваясь от его смертоносных рогов и совершая немыслимые по ловкости телодвижения. Они прижимались к боку быка, вспрыгивали на него верхом. В этой бескровной борьбе они побеждали мощное животное, пышущее слепой яростью: постепенно бык уставал настолько, что не в силах был двигаться, и в изнеможении падал на землю. Так Женская ловкость, мудрость и изобретательность одерживала верх над бездумной силой, символизировавшей мужскую природу.
[i]Троица ветхозаветная, 13 век, из церкви Козьмы и Дамиана в Ростове Великом, деталь - слуга, закалывающий тельца. Из книги РОСТОВО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЖИВОПИСЬ 12-16 ВВ, Москва "Изобразительное искусство", 1970.
Глиняная модель храма, украшенного бычьими рогами, обнаружена в поселении трипольской культуры у реки Рось, что даёт основания для параллелей с культовой ролью быка, бычьих рогов и масок быка в культурах Балкан 5-4-го тыс. до н. э. и в Чатал-Хююке. Ритуальные композиции из нескольких бычьих черепов найдены также в таких географически и хронологически удалённых комплексах, как могильник Синташта (южное Зауралье, ок. середины 2-го тыс. до н. э.), в котором обнаруживаются и другие черты, общие с индоевропейской мифологией.
В гробнице жреческой общины Алтын-Депе была найдена золотая голова быка со вставкой на лбу из бирюзы в форме лунного диска. Весь храм.комплекс был посвящен богу Луны.
Образ быка связан с символикой Тельца. В иконографии голову этого животного увенчивали детородные органы. Но кроме того, что рога быка символизировали неполную Луну, они очень напоминают изображение матки.