http://www.hamovnik.ru/wiki/l/1057/
Лужники
Лужники — московский топоним, связанный с несколькими местностями; в настоящее время обозначает юго-западную часть района Хамовники.
Граница строго не определена, иногда её проводят по малому кольцу Московской железной дороги и Третьему транспортному кольцу. Зелёный район с низкой плотностью застройки. Территория между Москвой-рекой и железной дорогой не имеет населения, жилые дома располагаются лишь по другую сторону дороги.
Обычно, говоря о первом упоминании нынешних Лужников, ссылаются на духовную грамоту князя Юрия Васильевича 1472 года, где фигурирует «селце Семчинское и з дворы з городскими и с Лужниковым»; однако в ней, скорее всего, речь идет про другие Лужники, которые фигурируют и в описании событий 1612 года: «Августа ж в 23 день … пойде гетман прямо ко граду … Князь Дмитрий же Трубецкой, вышед против его, ста от Москвы реки от Лужников, а князь Дмитрий Пожарской от своей страны ста у Москвы реки, у церкви Ильи пророка, рекомого Обыденного». Позже, в XVII—XIX вв., эти Лужники упоминаются как Малые Крымские («Малые Лужники, что у Крымского броду», между Крымским мостом и Якиманкой).
Крымские Лужники, вероятно, связаны с Великим лугом. Впервые «у города луг Великий за рекою» упомянут в духовной Дмитрия Донского в 1389, и в дальнейшем неизменно фигурирует в духовных грамотах московских государей (в 1406 году в первой духовной Василия I как «луг Великий противу города за рекой»); .
К нач. XVII в. Великий луг вследствие застройки распался на части — западная стала именоваться Крымским лугом (от Крымского двора до Андреевского монастыря), после чего и слобода получила название Крымские Лужники. В восточной части бывшего Великого луга (в 1604 упомянута как «Меньшой луг» вблизи Симонова монастыря) возникла слобода Большие Лужники, она же Лужницкая слобода (упом. с 1619, название слободы сохраняла Лужницкая улица, ныне улица Бахрушина). В сер. XVII века дворцовая слобода Большие Лужники упоминается с указанием «что под Симоновым» (1633) и «из-под Симонова» (1658).
Местность же, которую ныне называют Лужниками, прежде называлась Лужники Малые Новодевичьи (стало быть, в "старых" Лужниках на ЯГИманке С-ТАРА-ДЕВИЧЬИ - И.) а при первом упоминании, в 1638 году, — слобода Малые Лужники под Новым Девичьим монастырем. В 1654 жители Лужников начали строить близ берега деревянную ц. Иоанна Златоуста и построили «до верхнего помосту; и волею божиею стало быть моровое поветрие», недостроенную церковь «свезли в кузнецкую слободу».
Название Лужники обычно связывают с «низменной луговой местностью, затопляемой в половодье» (у Даля такое значение не зафиксировано, указано лишь диалектное рязанское «более обширное мокрое место, мочажинник»). Но тогда название должно было иметь существенно большее распространение, а не ограничиваться тремя слободами.
Название Лужники относилось первоначально не к местностям, а именно к слободам, что дает основание предположить связь названия с родом занятий жителей. В XVII в. упоминается профессия лужник: так, в расходных книгах имеются записи: в 1606 «колоднику лужнику Нечайку Федорову на корм на 3 дни по 2 деньги на день»; в 1614 «Лужнику Ламаке Казаринову за сажень болшую дров и с провозом 3 руб. 16 ал. 4 д.». Лужник Бориско упоминается в «Розыскных делах о Федоре Шакловитом и его сообщниках», в рязанских платежных книгах 1594-97 гг. упоминается лавка лужника Офонки Иванова.
Некоторые авторы утверждают, что лужниками называли лудильщиков, хотя источники и словари не дают для этого никаких оснований. Сомнительно, чтобы в XVI—XVII вв. вообще существовала такая самостоятельная профессия (не говоря уж о том, чтобы ее представители образовывали отдельные слободы). Лужением занимались котельники (медные мастера).
Следует обратить внимание на местонахождение всех московских Лужников: слободы эти располагались при дворцовых (государевых) лугах. Видимо, лужниками называли тех, кто на них работал, занимался выпасом лошадей, возможно, также и заготовкой сена. (почему-то вспомнился царский конюх из "Конька-горбунка", см. также СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ - И.)
Вероятно, не случайно и соседство Крымских Лужников с государевыми конюшнями на Остоженке (по другую сторону Москвы-реки, за Крымским бродом), а Новодевичьих Лужников — с Запасными государевыми конюшнями у Пометного Вражка. М.Александровский указывает, что в ц. Троицы в Больших Лужниках «сохранялась икона Предтечи, помеченная 1589 г. с именем Лужника (служащего при лугах) Ивана Леонтьева».
http://www.vidania.ru/temple/temple_mos … echye.html
Замоскворечье (в древности — Заречье) как территориальное понятие упоминается в документах с 1365 года. Но освоение этой обширной местности, лежащей в излучине Москвы-реки, началось много раньше. Первые селения Заречья возникали вдоль берега реки и сухопутных дорог, соединявших Москву с древними городами и сходившихся у брода под Боровицким холмом и у переправы, находившейся при слиянии рек Москвы и Яузы. Улицы, расположенные в Замоскворечье, в основном сохранили первоначальный рисунок древних путей. Большая Ордынка, Пятницкая, Новокузнецкая улицы, — производные развития Большого посада и Московского Кремля: передвигался торг и пристань, передвигалась переправа через Москву-реку, а с ней возникали новые магистрали от главного торга в Заречье. Но проторенные ранее пути не исчезали, а становились дублерами вновь возникавших.
В XV веке, судя по летописным данным, берега Москвы-реки, за исключением Великого луга, были плотно заселенными, благодаря древнему московскому торгу, захватившему часть заречной территории.
Большой Москворецкий мост через Москву-реку расположен недалеко от Спасских ворот Кремля, соединяет Красную площадь и улицу Варварку с улицей Большая Ордынка. На месте современного в конце XV века находился ЖИВОЙ мост.
http://www.philatelic-club.ru/forum/18-57-1
Большой Москворецкий мост
(зачёркнуто в тексте мною. - МЧ)
Ставший привычным продолжением Красной площади и Васильевского спуска, главная деталь всех открыточных видов Кремля и храма Василия Блаженного Большой Москворецкий мост появился в своем нынешнем виде в 1938 году, а вот до этого...
Долгое время в Москве не строилось постоянных мостов, и дело было вовсе не в отсутствии навыков, подходящих стройматериалов или необходимости: постоянная опасность военных нападений татар, которые приходили с юга со стороны Замоскворечья, где сама река долгое время служила естественной преградой, не давали возможности навести постоянную переправу. Да и вообще в России в то время постоянных мостов в нашем понимании практически не было.
Описание путешествий Зиги Герберштейна в Московию, которые он совершил в начале 16 века больше похоже на фильм-катастрофу и одна из причин тому -- переправы через зимние реки и болота (надо заметить: он, как цесарский посланник, путешествовал при активном содействии местных властей и населения). Какова была судьба пришельцев, которым это население противодействовало, мы знаем. Путешествия же тогда совершали по большей части зимой, так как переправляться через многочисленные крупные реки летом оказывалось еще сложнее.
Через Москву-реку было несколько бродов, один из них – Крымский, названный так из за степных налетчиков с одноименного курорта. (полная чушь! КРЫМский то же что и КРОМский, КРЕМЛЬ это КРОМ (ср. с у-кром-ный. - МЧ)
Вот такой вид Крымского брода с видом на Большой Каменный мост мы видим на картине Саврасова:
Поэтому первые мосты на Москве реке долгое время делались наплавными и устраивались в низменных местах, что бы быстро убрать их при опасности нападения, ледохода и для пропуска судов. Вот такой «живой мост» из связанных бревен в виде плота существовал с 1498 года, он находился напротив Водяных ворот Китай-города на пути, соединявшем Тверскую дорогу с Серпуховской и вел на юг.
Москворецкий «живой» — наплавной мост. Гравюра Пикара XVII в. (Фототека ГНИМА им. Щусева)
«На реке Москве несколько мостов, большая часть которых утверждена на деревянных сваях. Мост вблизи Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление: он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми веревками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде, а когда вода убывает, опускается и мост. Когда подъезжает судно с припасами для дворца из областей Казанской и Астраханской, с Волги, из Нижнего, из Коломны и тех областей, через которые протекает эта река, ибо она течет по направлению к ним, когда подходят на судне к мостам, утвержденным на сваях, то снижают его мачту и проводят судно под одним из пролетов; когда же подходят к упомянутому мосту, то одну из связанных частей его освобождают от веревок и отводят ее с пути судна, а когда оно пройдет к стороне Кремля, снова приводят ту часть моста на ее место. Здесь всегда стоит множество судов, которые привозят в Москву всякого рода припасы.
На этом мосту есть лавки, где происходит бойкая торговля; на нем большое движение; мы постоянно ходим туда на прогулку. По этому мосту идет путь в Калугу, Путивль, а так же в Смоленск и в страну ляхов; по нему беспрерывно движутся взад и вперед войска.», -- вот такое образное описание дал путешественник Павел Алеппский, посетивший Россию уже при Алексее Михайловиче. Кроме Москворецкого «живые» мосты, причаленные к берегам, наводились в других местах Москвы-реки: на месте Новоспасского моста, Крымского и Дорогомиловского. Таким этот мост в царствование Петра застал голландский гравер Питер Пикар, на его гравюре изображено сразу два главных московских моста: Каменный и Москворецкий (справа):
Подпись: Вид из Замоскворечья между Каменным и Живым мостом к Полудню
В 1789 был построен, наконец, постоянный деревянный свайный мост.
А в 1829-1833 гг. инженер Петр Яковлевич де Витте провел реконструкцию обоих Москворецких мостов: Большого через Москву-реку и Малого через Водоотводный канал. Для Большого моста он возвел каменные быки, на которые опирались деревянные арочные пролеты по 28 метров. Тогда в Москве уже были построены каменные набережные: Москворецкая, Софийская, Кремлевская, Раушская. Стенки набережных были облицованы татаровским камнем и венчались карнизом в виде вала, наверху были решетки с каменными тумбами. С набережной к реке вели сходы и спуски для лошадей и повозок. Чтобы не стеснять русла, их сделали заглубленными в тело набережных.
Именно этот вид мы видим на картине Луи Бушебуа, написанной в середине 19 века.
В 1870 деревянные арки сгорели, а в 1872 — инженером В.К.Шпейром установлены металлические пролеты.
Они и попали на картину Коровина «Москворецкий мост», который написал ее судя по всему из окна нынешней гостиницы «Балчуг»,
На картинах и открытках начала 20 века мы видим множество зданий на левом берегу реки.
(При строительстве Москворецкого моста заодно произвели зачистку местности возле Кремля - "для проведения парадов и демонстраций", чуть было не снесли храм Покрова, что на Рву (собор Василия блаженного - МЧ)
В ходе масштабной реконструкции Москвы и на Большом Москворецком, как и на Большом Каменном, учитывая их исключительное с архитектурно-видовой точки зрения положение, были созданы панорамные площадки с видом на Кремль, реку и набережные. И сами мосты оказались важнейшими зрительными доминантами, неоднократно попав на почтовые марки.
http://www.domastik.ru/info/moskow_areas/zamoskvoreche/
Гербовая эмблема Замоскворечья есть положенные крестообразно золотые бердыш и кадуцей (Меркуриев жезл) в зеленом поле щита московской формы.
Глава золотая волнистая, обремененная волнистым лазоревым поясом, сопровождаемым снизу волнистой лазоревой нитью.
Изображение на гербовой эмблеме золотых бердыша и кадуцея означает, что Замоскворечье прославилось как в военное, так и в мирное время.
Кадуцей (символ торговли) помещен в гербовую эмблему в знак того, что здесь издавна проходил торг и селилось купечество. В XVII - XIX столетиях эту часть города называли "купеческое Замоскворечье". Замоскворецкое купечество прославилось не только торговлей, но и своим вкладом в промышленность и в русскую культуру.
Бердыш помещен в гербовую эмблему в знак того, что он был одним из основных видов вооружения стрелецких полков, располагавшихся в Замоскворечье. Жители стрелецких слобод участвовали в походах и сражениях русской армии. В начале XVII столетия, в Смутное время, на территории Замоскворечья произошло несколько сражений с польско-литовскими интервентами, способствовавших освобождению Москвы.
Зеленый цвет поля щита отражает и географическое положение района (низменность, затопляемые в прошлом половодьем луга, озерки, болотистый характер местности), и память о большом количестве зелени, отличавшем Замоскворечье от других плотно застроенных частей города (садовнические слободы, обширные сады купеческих владений, широкие сады и палисадники замоскворецкой части Садового кольца и т.д.).
Широкая лазоревая волнообразная полоса во главе щита означает реку Москву, за которой находится район Замоскворечье, а узкая - Водоотводный канал.
Золотой цвет - цвет богатства, благополучия, зеленый символизирует надежду.
История
Историческое Замоскворечье еще в древности делилось на две части: Пятницкую и Якиманскую.
- гербовая эмблема района Якиманка
При советской власти на их месте были созданы два района: Москворецкий и Октябрьский, граница между которыми проходила по улице Б. Ордынка. Ныне западная граница района Замоскворечье, отделяющая его от района Якиманка, проходит с севера на юг по улице Балчуг, участку Кадашевской набережной и Большой Ордынке. Пересекая Садовое кольцо в районе Серпуховской площади, граница следует далее по Коровьему валу, 1-му и 4-му Добрынинским переулкам и Мытной улице. С юга Замоскворечье ограничивают улица Павла Андреева, 1-й Щипковский переулок и Жуков проезд, Летниковская и Кожевническая улицы. От Новоспасского моста на юго-востоке и до Балчуга на северо-западе Замоскворечье омывается водами Москвы-реки, на которую выходят Раушская, Космодамианская и Шлюзовая набережные. Северный и северо-восточный участки района Замоскворечье отделены от основной территории Водоотводным каналом, построенным в конце XVIII века для защиты от наводнений, и образует остров.
История Замоскворечья ведет свое начало с XIII века, когда вдоль дороги, ведущей от Кремля в Золотую орду, начали селиться люди: как русские, так и выходцы из Орды. О древности этих поселений говорит уже название старейшей церкви Замоскворечья «Иоанна Предтечи, что под Бором», впервые поставленной еще тогда, когда кремлевская гора была покрыта бором, т.е. в начале исторической жизни столицы. В XIII-XIV веках на территории Москвы к югу от Кремля находились заливные луга, болота, перелески и несколько небольших озер, о существовании которых нам напоминают Озерковская набережная и Озерковский переулок.
Замоскворечье долго носило характер предместья: «сельский» колорит в планировке и застройке сохранялся здесь дольше, чем в других частях Москвы, прилегавших к Кремлю. Первые селения Заречья возникали вдоль берега реки и сухопутных дорог, соединявших Москву с южными и юго-восточными городами и сходившихся у брода (западнее Всехсвятского, впоследствии Большого Каменного моста) под Боровицким холмом. Магистрали, расположенные в восточной части Замоскворечья в закрепленные в существующей планировке улицами Большой Ордынкой, Пятницкой, Новокузнецкой.
На карте Москвы первых лет XVII столетия (приводится её фрагмент) показано уже и Замоскворечье с многочисленными домами горожан и с большим садом на месте Великого луга
Первое упоминание о местности под названием «Заречье» в летописи относится к 1365 г. Тогда под «Заречьем» понималась узкая полоса земли прямо напротив Кремля, которая стала заселяться раньше всего. XIII-XIV вв. под Заречьем понималась узкая полоска земли прямо против Кремля, которая стала заселяться раньше всего. Со времен Великого князя Василия Дмитриевича – сына Дмитрия Донского – здесь находились княжеские, а затем (до 1701 г.) царские сады, давшие этой территории имя Садовники, дошедшее до нашего времени в названиях набережной, улицы, проезда и переулка. Хотя Замоскворечье как определенное территориальное понятие появляется в документах с 1365 г., освоение этой обширной равнины, лежащей в излучине Москвы-реки, началось много раньше. Спокойный рельеф Заречья с редкими островками леса, заливными лугами, цепью небольших озер и болот, ежегодно пополняемых половодьем на месте старицы (старое русло Москвы-реки, совпадающее с водоотводным каналом), определяли специфику заселения, хозяйственного использования и обороны заречных территорий в момент становления города. В XIII-XIV веках на территории суть производные развития Большого посада и Кремля к востоку: передвигался торг и пристань, передвигалась переправа через Москву-реку, а с ней перемещалось и начало магистрали от главного торга в Заречье. Но проторенные ранее пути не исчезали совсем, становясь дублерами вновь возникавших трасс, одновременно выполняя назначение внутрислободских и межслободских связей.
Наиболее стабильной оказалась планировочная структура территории, лежащей теперь между Москвой-рекой и Водоотводным каналом. Планировочная обособленность этой части города – следствие ее островного положения между основным руслом Москвы-реки и старицей.
Поначалу слободы не имели улиц и переулков – внутренние связи осуществлялись берегом реки, по кромке болота-старицы и вдоль дренажных рвов и канав («ровушек»), прорытых к реке. Последних в приречной части было множество – «ровушки» в какой-то мере помогали жителям слобод бороться с паводком и болотами. К XIV в. вся эта территория принадлежала уже великому князю, в отличие от земель за старицей, где были и боярские и монастырские села. Среди сел, положивших начало заселению более дальних территорий Заречья, одним из древнейших является возникшее в XIII-XIV вв. дворцовое село Кадашево (район современных Кадашевских набережной и переулков), впервые упомянутое в духовной грамоте Ивана III 1504 г. (В названии села некоторые исследователи усматривают связь с профессией его первых жителей, изготовлявших бочки (кади, кадки) для дворцового обихода; другие производят этот топоним от древнетюркского слова «кадаш» - член общины).
В XV в. берега Москвы-реки, за исключением Великого луга (юго-восточная часть Заречья), оказалась плотно заселенными. У Всехсвятского (Большого Каменного) моста на северном берегу располагался древний московский торг, захвативший и часть заречной территории, хотя к концу XV в. он уже теряет свое былое значение (основная торговля сосредоточилась на Большом посаде, близ будущей Красной площади).
Напротив Кремля появился Государев сад. Для его обслуживания вдоль Москвы-реки расселились три слободы дворцовых садовников: Верхние, Средние и Нижние. Южнее старицы Москвы-реки (водоотводного канала) находились большая Кадашевская слобода, образовавшаяся на основе дворцового села (здесь уже жили дворцовые ткачи) и слобода овчинников с патрональной церковью Михаила Архангела. Еще дальше к югу между современными Новокузнецкой и Якиманкой, размещались слободы, обслуживавшие торговые дороги: несколько слобод толмачей (переводчиков) и ордынцев. На окраине Заречья оседали казанские и ногайские торговцы, постоянно торговавшие с Москвой, которые образовали Татарскую слободу (впоследствии – Татарские улица и переулок; теперь, соответственно – Большая Татарская и восточная часть Климентовского пер.). Поселения перемежались полями и лугами, о чем напоминают названия улицы Полянки, Лужниковской улицы (ул. Бахрушина) и др., свидетельствует наименование - ныне одной из самых центральных улиц Москвы – Балчуг, возникшей в конце XIV века, на которую выходили главные ворота государева сада. Чтобы предотвратить наводнения, старицу Москвы-реки соединили рвами (ровушками) с основным руслом реки. Отсюда возникло название Раушской (т.е. Ровушской) набережной. Низменное Замоскворечье подвергалось регулярным и порой катастрофическим наводнениям.
По мере роста могущества Великого Княжества Московского все реже становились вражеские нашествия, и все более активно заселялось Замоскворечье. Именно с ним одна из легенд связывает окончательное освобождение страны от татаро-монгольского ига. В местности, позднее названной «Болвановка» или «Болвановье», великий князь Иван III встретил послов золотоордынского хана Ахмата и отказался платить ему дань.
На рубеже XV-XVI вв. с постройкой Кремлевских стен, стабилизацией границ крепости и места переправы – «живого» (впоследствии Б. Москворецкого) моста – утвердилось начало существующей Пятницкой улицы. (эта переправа к святилищу Макоши существовала с глубокой древности - МС). В ту пору это был кратчайший путь от моста до небольшого торга с церковью, впоследствии давшей улице имя. Пятницкий храм был центром Ленивки – Ленивого торжка, где торговали с возов. До конца XVIII в. все подводящие к нему улицы в ближайших своих отрезках считались «Ленивскими», в том числе и Пятницкая – «Ленивская большая мостовая», главнейшая из магистралей Заречья. От торжка естественным тогда продолжением магистрали была трасса нынешней Новокузнецкой, издавна закрепившей путь на Коломну и Рязань. Восточнее этой магистрали, дублируя ее, к «живому» мосту в районе Балчуга выходила главная улица Татарской слободы (Большая Татарская ул.).
Следующий XVI век внес в структуру Замоскворечья новую черту – возникновение широкой сети военных поселений. В 1535 г. в Заречье поселили отряд «пищальников», выведенных из Пскова. Иван Грозный с 1550 г. основал в Замоскворечье целую полосу стрелецких слобод вдоль нынешнего Климентовского переулка. Опорой этой защитной цепи служил Климентовский городок – острожек – укрепление (вблизи стоящей поныне церкви Климента на Пятницкой), существовавшее еще в начале XVII в. Присутствие стрельцов намного повысило безопасность Замоскворечья. Вплоть до середины XVII в. заселение Замоскворечья имело преимущественно военный характер, в связи с чем этот район часто именовали Стрелецкой слободой.
Вдоль южной границы тогдашнего Заречья располагалась вторая цепь укрепленных точек, защищавших главные пути, ведущие к цитадели. Но поскольку до конца XVI в. Замоскворечье не имело оборонительной стены, а защищать огромное пространство перед Кремлем было необходимо, основную оборонительную роль здесь играли передвижные крепости – «гуляй-города» или «обозы». «Обозы» имели большой штат военной прислуги и наряды пушкарей. Огромная стрелецкая слобода не обходилась без «обозов» и «обозного» снаряжения: деревянных щитов, из которых составлялись укрытия, и пушек. К концу XVI в. здесь существовала своеобразная «база» передвижных крепостей, в случае опасности защищавших Москву с юго-запада. Мобильностью этих крепостей и близостью их расположения к Крымскому броду (ныне Крымский мост) объясняется успешная оборона Москвы в 1591 г. и разгром орды Казы-Гирея.
Для средневековой столицы эта часть города – одна из наиболее новых, включенных в городскую среду практически лишь с возведением Скородома. Еще в конце XVI в. характером застройки она резко отличалась от кварталов в центральных районах столицы. Район Замоскворечья с Кадашевской слободой в центре выглядел в ту пору как единый, кажущийся довольной бесформенным жилой массив с множеством «белых пятен» на месте всполий и болот. На ранней стадии развития города эти поля и луга были необходимы княжеской резиденции и населению слобод для выпаса скота.
Возведенные из кирпича средние, Серпуховские, а также Фроловские (Лужнецкие, Зацепские) ворота и мосты – Каменный Всехсвятский (1686-1693) на месте древнейшей переправы (брода), деревянный Козьмодемьянский (Гилдянский) мост-плотина через старицу Москвы-реки, расположенный в одном направлении с Каменным (там, где теперь Малый Каменный мост), и «живой» - наплавной (впоследствии Б. Москворецкий) мост, соединявший торг с Заречьем, удерживали и корректировали трассы главных замоскворецких улиц.
В XVII веке Заречье уже имело свое постоянное население, в котором различалось три главных элемента. Прежде всего, это были жители слобод, по роду своих занятий связанные с обеспечением царского двора. Почти напротив Кремля находились царские сады и Садовническая слобода. К югу от нее появилась Овчинная слобода, обитатели которой поставляли овчину и шерсть для дворца. Далее располагалась Кузнечная слобода, оставившая о себе память в Новокузнецкой улице и двух Новокузнецких переулках. Еще южнее, неподалеку от Земляного вала поселились работники Монетного двора. Ныне на месте былого проживания «монетных дел мастеров» находятся целых шесть Монетчиковых переулков. Наконец, позже всех и уже за пределами Земляного вала на берегах Москвы-реки возникла слобода кожевников. К западу от нее расположилась Коломенская ямская слобода, жители которой занимались ямским возом в Коломну.
Другим компонентом населения Замоскворечья становятся посадские люди-купцы. По мере роста московской торговли они все чаще переселяются в Замоскворечье, оставляя в Китай-городе свои лавки. Наконец, важное место заняли стрельцы. Помимо чисто военной службы они выполняли полицейские и караульные обязанности, а также привлекались к тушению столь частых в ту эпоху пожаров. В мирной жизни многие стрельцы занимались и торговлей.
Первый период – XII-XIV вв. Вначале заселяются прибрежные территории близ древнейших коммуникаций, узел которых – возле брода в устье Неглинной. В первой половине XIV столетия устанавливается связь с Большим посадом через наплавной («живой») мост, находившийся тогда «против трубы» (западнее Петровской башни Кремля). К концу XIV в. за счет развития великокняжеских и боярских сел и слобод уплотняется население северо-западной и северной части Заречья. Образуются местные торги и коммуникации, тяготеющие к древним торгам и переправам. От первого «живого» моста определился начальный отрезок нынешней Большой Ордынки, закрепилась особо важная тогда торгово-дипломатическая функция дорог, проходивших по восточной части Заречья и соединявших Москву с Ордой. Основное население вдоль них составляли «ордынцы» и «толмачи». Второй период – XV-XVI вв. Для него главные события – возведение новых стен Кремля (1485-1495) и Китай-города (1535-1538). Возникновение Государева сада (конец XV в.) повлекло заселение приречной полосы тремя Садовническими слободами, полукольцом охватившими древнейшие села и слободы Заречья (Кадаши, Овчинники, Голутвино, Ордынцы, Кузнецы, Конюхи) и отделенными от них болотистой старицей Москвы-реки.
К концу XV – началу XVI в. относится окончательное формирование Пятницкой улицы и закрепление за ней роли важной торговой магистрали Замоскворечья. Это связано с постройкой существующих стен Кремля и возведением укреплений Китай-города, когда «живой» мост продвинулся вниз по течению и был передвинут к Москворецким воротам Китайгородской стены. С той поры дорога к мосту стала активно обживаться. Так сформировался начальный отрезок Пятницкой улицы, которая в тот период начиналась непосредственно от Москворецкого моста и включала в себя Балчуг, хотя больших дворов там не стояло, так как место было заболоченным. В середине XVI в. улица оканчивалась у Климентовского городка, а далее шли два пути – по трассам современных Новокузнецкой и Большой Татарской улиц, дублируя ордынские направления. Основой улицы стал отрезок юго-восточной (ордынской) трассы, традиционно связавшей главный московский торг с одним из замоскворецких торжков, который по способу торговли – с возов – назывался Ленивым. Подобные торжки известны с глубокой древности и возникали, как правило, у границы заселенной территории, «на всполье», при дороге, где был простор для скопления множества телег.
Так случилось и в Заречье: Ленивый Торжок образовался на свободной территории. Это подтверждается тем, что к названию разобранного в 1934 г. храма Параскевы Пятницы, обозначавшего центр древнего торга, прибавлялось топонимическое уточнение «Проща» – то есть место расставания, прощания, околица. По Торжку и улица получала название «Ленивка» (так прежде называлось и начало нынешней Волхонки, где располагался занеглименский Ленивый Торжок).
Топонимы «Ленивый Торжок», «Ленивка», относящиеся к отрезку Пятницкой улицы от ее теперешнего начала до Климентовского переулка, активно употребляемые еще в XVIII в., безусловно, древнейшего происхождения и продержались в Москве несколько столетий. Название улицы «Ленивка» долгое время было синонимом Пятницкой; другое ее название – Хорошая улица - также встречается в документах XVII в. Эти топонимы могли возникнуть очень рано – возможно, в XIV в., в период возвышения Москвы.
Еще в середине XVIII в. в документах встречается давнее название Новокузнецкой улицы – Ленивка. В то время и позднее «Ленивкой» принято было называть весь ареал перекрестка Пятницкой и Климентовского переулка с подходящими к нему улицами. Это подтверждает наличие здесь в древности торга «на крестце», уточняет его характер («Ленивый Торжок») и указывает прежнее направление Пятницкой улицы к Зацепе, то есть к Фроловским воротам Скородома. (Слово ЛЕНИВЫЙ состоит в связи с ЛЕЖНИВЫЙ, ср. с ЛУЖНИКИ - МЧ).
Древние юго-восточные дороги Замоскворечья в течение XVI-XVII вв. постепенно превращались в улицы – современную Новокузнецкую и Большую Татарскую. Последняя, проложенная в обход Торжка у Пятницкой церкви, прежде, видимо, пересекала нынешний Большой Овчинниковский переулок и выходила к берегу старицы примерно западным коленом существующего Среднего Овчинниковского переулка, отсюда поворачивала на «живой» мост.
Примыкавшие к этим улицам первоначальные поселения, из которых древнейшими были, видимо, Овчинники, разрастались и, сомкнувшись, окончательно утратили былую обособленность. Упомянутая слобода с самого начала являлась дворцовой, каковой она числится в документах первой трети XVII в., правда – уже как «конюшенная Овчинная слобода».
Против Татарской слободы, по другую сторону современной Новокузнецкой улицы, стояли дворы и мастерские кузнецов. Между ними вклинивались толмачи, жившие в районе Старого Толмачевского переулка (ранее – Никитский, по стоявшей здесь церкви Никиты). По мере развития слобод к югу возле Скородома выделились Монетчики (в районе существующих Новокузнецкой и Монетчиковских пер.).
Необходимость обороны все плотнее заселяемого Заречья при отсутствии стен вызвало интенсивное размещение вдоль окраин военных слобод. К концу XVI в. военизация Заречья привела к тому, что оно стало именоваться Стрелецкой слободой. Особая оборонная роль четвертой части Москвы была подчеркнута тем, что плацдарм построенного в 1591 г. Скородома по внешней линии имел здесь бревенчатое укрепление в тремя проездами соответственно воротам.
Возведение Скородома изменило положение Замоскворечья в структуре города. Почти полностью исчезли неосвоенные территории. В пределах Земляного города постепенно исчезали «всполья»; интенсивно росла плотность застройки, приобретавшей городской характер; в строительстве обозначились «городские» (в их новом понимании) приемы. Спервых десятилетий XVII в. в Нижних Садовниках, застроенных плотнее других слобод, параллельно реке проложилась обходная дорога, вскоре превратившаяся в улицу, названную Садовнической. В это же время постепенно застраивается территория Государева сада. Остатки его погибли в пожаре 1701 г. С тех пор наименование слобод – в большой степени дань традиции.
Разделение в 1731 г. Замоскворечья на две «команды», когда «пограничной» улицей стала Ордынка, закрепляет за Пятницкой улицей уже сложившееся представление о ней как о главной магистрали восточной половины района. Эта часть Заречья вскоре стала именоваться «Пятницкой», что было введено в официальный обиход при учреждении полицейских «частей» города. Формирование существующей трассы Пятницкой улицы, ее продолжения до Серпуховских ворот и превращение в одну из главных магистралей Замоскворечья произошло в течение XVII столетия, когда разоренное после Смутного времени и выгоревшее Замоскворечье стало застраиваться почти заново. При этом средняя его часть претерпела серьезные планировочные изменения. Важное значение этой магистрали подтверждается большим количеством каменных зданий, поставленных в XVII в. во владениях, расположенных вдоль Пятницкой (Каменные палаты составляют основу существующих домов 6, 10, 13, 15, 30, 31 по Пятницкой и 9 по Черниговскому пер.). И почти все они, по крайней мере в XVIII в., принадлежали богатым купцам.
Проложенная к Серпуховским воротам Пятницкая улица стала главной на восточной половине Заречья, а трассы Большой Татарской и ее дублера – Кузнецкой улицы, тяготевших к Пятницкому рынке как к общественно-торговому центру данной округи, приобретали черты «внутренних», межслободских коммуникаций, какой была здесь, видимо изначально Лужнецкая улица (ныне – ул. Бахрушина).
К концу XVII в. центральное положение в Заречье заняла и Ордынка, воспринимавшаяся как пограничная трасса между двумя частями района, где главными улицами продолжали быть Якиманка и Пятницкая. К середине XVII в. между Пятницкой и Ордынкой находилась Ордынская черная сотня, а южнее – Екатерининская черная слобода.
Таким образом, планировочная структура Замоскворечья окончательно сложилась в XVII в. Большая Ордынка и Пятницкая улицы, начинаясь от Москворецкого моста, шли почти параллельно и сходились у бывших Серпуховских ворот. Далее простирались поля, между которыми, продолжая улицу, шла дорога на Сепухов. Благодаря появлению на месте брода Всехсвятского (Большого Каменного) моста с лавками к концу XVII в. возродилось общегородское значение западных магистралей.
К концу XVII в. Замоскворечье – густо населенный торгово-ремесленный район Москвы, тесно связанный с Государевым двором. В центре его – выделившаяся во второй половине XVII в. наиболее привилегированная Кадашевская слобода с двумя центрами: Государевым Хамовным двором и церковью Воскресения.
Круто изменилась замоскворецкая жизнь со времен петровских реформ. После подавления стрелецкого восстания часть стрельцов была казнена, другие распределены по новым регулярным полкам. Перенесение столицы в Петербург разорвало тесную связь его жителей с царским двором, лишив садовников и овчинников, кузнецов и монетчиков источника существования. Коренным населением этого района остались торговые люди. Территория все более становится сосредоточением типичного московского купечества, представители которого увековечены в пьесах замоскворецкого уроженца драматурга А.Н. Островского, картинах известных русских художников П.А. Федотова, В.Г. Перова, И.М. Прянишникова и др., на которых можно видеть быт и обстановку того времени. Облик провинциального захолустья, долгие годы свойственный Замоскворечью, во многом способствовал формированию репутации старой столицы как «большой деревни».
План регулирования Москвы 1775 г. отразил новый этап развития облика Замоскворечья и усиления значимости этого района в структуре города. Регулирование улиц и проектирование водоотводного канала шло с учетом уже сложившейся планировки. Красные линии внесли незначительные коррективы в конфигурацию улиц, причем слому подлежали только деревянные строения. Каменные здания, выступавшие за новые красные линии, как правило, не трогали, и многие из них дошли до настоящего времени. Водоотводный канал, проложенный в 1783-1786 гг., закрепил естественную границу, издавна отделявшую узкую прибрежную часть от основной территории Заречья.
Вначале XVIII в., когда стрелецкие полки были упразднены, а ремесленники утратили связи с царским двором, переехавшим в Петербург, Замоскворечье приобретает черты захолустья, но ненадолго. Еще при Петре I запустевшие после подавления стрелецкого бунта земли были розданы новым владельцам – преимущественно крупным военным чинам и купечеству (главным образом, поставщикам армии, например суконщикам). К середине столетия здесь по-прежнему много важных для Москвы «публичных зданий и мест». Так, на протяжении XVIII в. в Нижних Садовниках (в конце современной Садовнической ул.) как бы в поддержку «военной» традиции Замоскворечья возникают комплексы старого (1740-1750-е гг.) и нового (1780-1790-е гг.) зданий Кригскомиссариата – учреждения, ведавшего снабжением армии.
Несколько тысяч рабочих Суконного и Монетного дворов и прочих «казенных» предприятий заметно изменили состав населения Заречья. Однако главными застройщиками и владельцами дворов остаются Хованские, Трубецкие, Милославские, Дурново и другие, не менее именитые фамилии. Торговые люди, выросшие из ремесленной среды, крупные и мелкие чиновники также населяли тихие и уютные улицы Замоскворечья.
С середины XVIII в. Замоскворечье интенсивно заселяется купечеством – здесь располагалось их жилье; торговали купцы в Зарядье. Среди купцов было много миллионеров-«компанейщиков», каким, например, являлся Козьма Матвеев, владелец нескольких дворов как в центре города, так и в Замоскворечье, где на его средства была воздвигнута церковь Климента на Пятницкой. Почти напротив нее, в здании бывшей Пятницкой части, сохранились когда-то принадлежавшие Матвееву палаты. Но и дворяне по-прежнему имели усадьбы в Замоскворечье и строили в них взамен деревянных каменные дома, иногда – дворцового типа. Здесь, в Заречье, где было сосредоточено также несколько крупных казенных зданий, общее число каменных строений уже к середине XVIII в. почти достигало их числа во всех остальных частях Земляного города.
Не теряя своего уютного вида и обилия зелени, Замоскворечье к концу XVIII в. перестает быть только «полисадником» Кремля – оно становится крупным архитектурным компонентом центра Москвы, что не замедлило сказаться на облике его перестраиваемых и вновь возводимых зданий. Но традиционно невысокие дома (в два-три этажа – жилые, в один – хозяйственные), большие приусадебные участки оставались в ту пору отличительной особенностью замоскворецких владений. Преобладала деревянная застройка, однако количество каменных домов либо смешанных (где нижний сводчатый этаж часто – нежилой) с течением времени увеличивалось.
Замоскворечье конца XVIII – первой половины XIX века – это огромные кварталы, сплошь застроенные мещанскими и купеческими домами и живописно разбросанными за счет пожертвований купечества что селенг в составе населения Замоскворечья того времени. О характере Замоскворечья середины прошлого века можно судить по словам Белинского: «Там окна занавешены занавесками, ворота – на запор, при ударе в них раздается сердитый лай цепной собаки, все мертво или, лучше сказать, сонно: дом или домишко похож на крепость, приготовившуюся выдержать долговременную осаду». Облик провинциального захолустья, который долгие годы был свойственен Замоскворечью, во многом способствовал репутации старой столицы как «большой деревни».
Отредактировано Иванка (2014-03-12 02:16:16)