ТРЛ о Боге (много ватников)
Эссе 1. Откуда есть пошла русская земля
Отец учил создателя Redshon: «Все мы люди, все мы человеки». В слове человек, как заметил М. Р. Фасмер, корень věkъ значит “сила”: уве́чье, диал. обезве́кнуть, ослабеть (арханг.). В семантической метафоричности этимологического дискурса первого корня этого сложного слова надо разобраться.
Русское слово чалый значит серый, с сероватым оттенком, укр. чалий, из серакоричневый, др.-русск. чалъ — то же. В тур., тел., уйг. čаl, серый, седой. В языке Ригведы r и l выступают независимо от условий как r. В финно-угорских языках присутствует то же неразличение звуков r и l, что есть в китайском, и отмечено в раннем санскрите: «Между прочим, в языке Обдорян есть одна особенность, которая замечается во всех северно-сибирских поселениях. Многие из природных Обдорян произносят вместо “ш” — “с”, а вместо “ж” — “з”; иногда наоборот: например, узе наси присли (уже наши пришли), беднязки плохо зивут, поймал ерса (ерша). Точно также затрудняет их “ч”: посол к цорту, а некоторых “р”, “л”: то и дьё (то и дело), тли любля (три рубля). Вследствии этого язык коренного Обдорянина напоминает какое-то детское сюсюкание. Это сюсюкание идет по всему северу Сибири, постепенно усиливаясь по направлению к востоку: в Обдорске оно еще слабо и осмеивается большинством, в Туруханском крае (по реке Енисею) оно сильнее, и наконец в Колымском крае (крайний северо-восток Сибири) достигает полного господства. Объясняется это явление, вероятнее всего, влиянием инородческих языков. Остяки, по крайней мере, сюсюкают и, вообще, их говор имеет какой-то слюнявый характер».
В слюнявом сюсюканье можно упрекнуть и древних италиков времен Пунических войн, о чем сообщает Макробий: «Поэтому Варрон в пятой книге "Божественных [дел]" говорит, что [слово] "жертвенники (aras)" сперва произносилось asas, потому что совершающие жертвоприношение были вынуждены держать сосуды. А кто сомневался бы, что сосуды обыкновенно держат за ручки (ansis)? Итак, при замене букв [слово "жертвенники"] начали произносить aras, как, [например], прежде говорили "Валезии" и "Фузии", ныне [же] говорят "Валерии" и "Фурии"». Переход какого-либо звука в r называется ротацизмом (от названия греческой буквы ρ, ро). Но на Востоке кроме сюсюканья вместо шеканья до сих пор обычен переход r в l, назову его лямбдацией (от названия греческой буквы λ, λάμδα), дав тем пример метонимического тролления.
Перечисленные фонетические явления хорошо засвидетельствованы в изменениях слова seres. В древнеегипетском ser — prince, князь, chief, шеф, начальник; отдавать приказ. Sert — приказ. Упоминание серов появляется у латинских авторов впервые при Августе. Тит Ливий в отрывках-эпитомах Луция Аннея Флора: «Скифы и сарматы отправили послов с просьбой о дружбе. Серы (seres) и живущие под самым солнцем инды, принеся в дар геммы, жемчуг (margarita) и слонов, сочли наибольшей данью длительность пути, на который у них ушло четыре года. Уже цвет кожи этих людей допускал, что они пришли из другого мира». Гораций, обращаясь к Меценату, также пишет о серах:
Для граждан ты силишься знать
И Рима, блюститель закона,
Что Серы готовят опять,
Что Бактры, что жители Дона.
Во мраке событий исход
Бог мудро сокрыл, и смеется,
Коль смертный, все знать наперед
Желая, не в меру мятется.
Римское плебейское родовое имя Caesius значит серо-голубой, голубоглазый, сероглазый. Такого цвета были и знамена Красса. Белые волосы, седина, серость — один из точных признаков породы потомков Энея и его ребят. Седина среди китайцев является скорее исключением, чем правилом.
Плиний пишет, что двумя товарами серов, в которых была крайне заинтересована Римская империя, были шёлк и сталь, причем последняя держала пальму первенства (palma, ладонь. — Д. Н. ) у любых других народов, в Парфии мечи делали хуже: Ex omnibus generibus palma Serico ferro est. Seres hoc cum vestibus suis pellibusque mittunt. Secunda Parthico, neque alia genera ferri ex mera acie temperatur, caeteris enim admiscentur.
Словом ferrum Плиний говорит о стальном оружии вообще и о мечах в наибольшей степени (метонимия). Среди римлян, попавших в лагеря Тохаристана был или были выдающиеся кузнецы, в достижениях которых надо искать исток качества знаменитых японских дворянских сабель, одну из которых получил И. А. Гончаров в 1853–1854 гг., путешествуя на фрегате «Паллада».
Сари (sārī) — название древней игры, похожей на шахматы в Индии. Са́ри — обычная женская одежда на Индии. В Индии флот царя Черы (Серы. — Д. Н.) Сенгуттувана нанес поражение яванам. Им связали руки за спиной и лили на головы топленое и растительное масло. В Махавамше упоминаются морские суда, везущие 700 человек. Судя по строке Наукодьям випадам джинеям, морские походы были частыми. Под заголовком Янам (Поход), содержится рассказ о них. Война серов с яванами является продолжением Гражданской войны в Риме; ее подробности надо искать в индийских эпосах Махабхарата и Рамаяна. Римляне и их потомки (серы) устроили судоходство в междуречье Средней Азии.
Нуку́с (узб. Нукус, Nukus, каракалп. Нөкис, No‘kis) — город в Узбекистане, столица Республики Каракалпакстан.
Население — 301,7 тыс. жителей (2013)
Рисунок из Беш-тепе вблизи Нукуса дает рисунок корабля, в котором можно увидеть и обычный египетский из папируса с треугольным парусом, и русскую ладью, и драккар викингов и коч поморов. Реку серов, Серский дар / Серское начало, Сырдарью, (устар. Сыр-Дарья́, каз. Сырдария, узб. Sirdaryo, тадж. Сирдарё) ранее саки называли Яксартом, греч. Ἰαξάρτης. Это длиннейшая и вторая по водности после Амударьи река Средней Азии.
Серые римляне много путешествовали, их ТРЛ оставил много следов. Первым известным нам согдийцем-мореплавателем был отец знаменитого Кан Сен-ху — первого проповедника буддизма в Юго-Восточном Китае. Предки его жили в Индии, куда перебрались из Согда, а затем отец перебрался в Изяочжи, т. е. Северный Вьетнам, где торговал.
В первой половине I века шелководство пришло в Хотан, «носивший санскритское название Кустана... Хотан посещал Марко Поло. Известный буддийский паломник Фа-Сянь описал (IV в.) Хотан как изумительный город, где процветал культ Будды». С I-го века шелк стал важным товаром международной торговли. Торговые товарищества, которые вели эту торговлю мало отличались устройством от тыловых служб римского легиона и хорошо изучены.
В Риме, в первые века нашей эры, существовал особый шёлковый рынок. Шелк делали шелковые люди, серы, seres. Производить шелк очень просто, этому можно научить женщин. Личинка шелкопряда живет на листьях шелковицы. В первые тридцать дней жизни, превращаясь в гусеницу, она съедает листьев, в двадцать раз более ее веса. Поэтому для выращивания шелкопряда серы высаживали большие плантации шелковицы. Тысячи шелкопрядов выращивали на подносах. Когда гусеница окукливалась и кокон созревал, бабочку убивали горячим паром. Коконы заливали кипятком, очищая от серицина (шёлковый клей, альбуминоидное протеиновое тело от вываривания бабочек; порошок без цвета и запаха, растворим в горячей воде): после этого волокна разматывали, получая более или менее тонкую нить: от шести-семи волокон для самой тонкой до двадцати пяти для более грубой. Длина нити, из которой сплетен кокон достигает 1200–1500 м. нити. Из одного кг коконов можно получить 100 г. шелка-сырца. Женщин требовалось много. «После размотки коконов остаются куколки шелкопряда. Высушенные куколки служат ценным кормом для пушных зверей (лисиц, куниц, соболей, и крыс. — Д. Н.): 1 кг их заменяет 2,5 кг живого мяса. Жир куколок пригоден для варки мыла, а получаемые при этом жмыхи служат кормом для сельскохозяйственных животных».
Некрашеный шелк — серый. Грязно-бел и окрас шелкопрядовых крыльев с более или менее отчётливыми буроватыми перевязями. Шелковые ткани вместе с китайскими поделками лишь на одном Алтае найдены в курганах Шибе, Катанды, Каракола и Яконура. «Шелк, появившийся на Западе после открытия Шелкового пути, вызвал у современников восхищение. Бесчисленные караваны доставляли шелк из далекой Серики. В 125 г. Дионисий Периегет писал: «Серы… собирая пестрые цветы в пустынной окраине, изготовляют одежды искусные, знаменитые окраской, подобные цветам луговой травы, не напрасно бы с этим и труд пауков состязался». Греческому автору вторит китайский автор трактата «Жемчужный лес в Саду закона», VII в.: «Когда западные иноземцы видят многоцветную шелковую ткань, то они не верят, что она произведена из нитей, которые выделяют шелкопряды, питающиеся листьями».
По мнению Харада Ёсито, ткань sericae — это гладкая шелковая ткань, изготовленная в Сичуе (букв. Западная граница, район Ганьсу и Шэньси). В тех же краях находим главнейшие памятники зрелого буддийского искусства: «Там, где мастер не связан требованиями канона — в фигурах стражей и процессиях донаторов (дарителей) — обнаруживается такое совершенное знание человеческого тела, которое прямо перекликается с искусством античной Европы, превосходя его иногда силой экспрессии и уменьем компоновки . Сходство с античной скульптурой усиливается еще и тем обстоятельством, что мастер не ставит себе других задач, кроме отображения прямой выразительности человеческого тела в его простейших проявлениях». Ради красивых тряпок, пользовавшихся бешеным спросом у женщин и модников в Риме и Китае, были убиты многие миллиарды живых существ: бабочек. Эффект бабочки (Butterfly effect) — словосочетание-термин в естественных науках, обозначающий свойство некоторых хаотичных систем : незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время. Красочно эффект бабочки был показан в одноименном американском фильме. Случай с убийством миллиардов бабочек ради ниток вряд ли можно назвать незначительным.
Корень ser- вместе с латинским суффиксом страдательного причастия t виден с слове сарт. Сарты (ныне узбеки) — это дети серов, о которых по разным причинам не смогли позаботиться отцы. Сарт = сирота. М. Р. Фасмер: «сирый, сирота́, укр. сирота́, блр. сiрота́, др.-русск., ст.-слав. сиръ ὀρφανός, болг. си́рота, сербохорв. сиро̀та, словен. sirọ̑ta, чеш., слвц. sirý, сиротливый, осиротевший, польск. sierota, в.-луж., н.-луж. sуrоtа. Праслав. *sirъ родственно лит. šeirỹs, вдовец, šeirė̃, вдова, авест. sаē-, сиротливый, осиротелый». В английском sir, старофранц. sieur, господин, государь.
Природными носителями латыни слово seres можно понять и в духе народной этимологии: se res, где se равно русской возвратной частице –ся при глаголах, с ее помощью в русском выражают залог страдания: вешаться, теряться, мучиться. Однако в словосочетании se res это личное местоимение при имени res, многозначительность которого в латыни примечательна: вешь, дело, обстоятельство, власть и т.д. Самый простой перевод se res на русский: самодел, вещь в себе, то есть Self, thing in itself, Ding an sich, chose en soi, cosa in sè. В бытовом языке народа до сих пор таких людей называют серыми. С подачи Н. В. Гоголя в русской литературе появилось еще одно определение им: маленькие люди. Саму свежую кличку дал им нувориш из РФ конца XX — начала XXI вв. О. В. Дерипаска — ватники. О таких хорошо троллил В. С. Высоцкий:
Мы, маленькие люди, — на обществе прореха,
Но если вы посмотрите на нас со стороны —
За узкими плечами небольшого человека
Стоят понуро, хмуро дуры — две больших войны.
Слово seres и его производные многозначительны и в латинском языке; Корень ser- имеет высокую продуктивность, которую сохранил и в русском языке, особенно языке простонародья. М. Р. Фасмер: «Укр. сíрий, др.-русск., русск.-цслав. сѣръ, болг. сер, се́рей, сало, жир, словен. sẹr, sẹ́rа, серый, белокурый, др.-чеш. šěrý, чеш., слвц. šerý, польск. szary, в.-луж. šěry, н.-луж. šеrу». Слово serika также дало название распространенной на востоке Украины, в Полтавской и Харьковской губерниях женской повседневной одежде: дерга, джерга, жерга. Эта понева (кусок материи в 160 см ширины и 90 см длины) делается из трех кусков иногда неокрашенной шерсти. Подвязанная на талии поясом, она закрывает нижнюю часть туловища женщины сзади, оставляя спереди просвет, который обычно прикрывают передником. Римский плебейский лагерный Либер долго пировал среди кочевых Либер. «Римская армия, состоявшая еще в III в. главным образом из крестьян, в IV в. окончательно превратилась в армию наемников. Императоры уже со времен смут не доверяли легионерам и окружали себя варварской кавалерией. Это военное устройство было закреплено в царствование Диоклетиана и Константина I. В сущности, императоры вернулись к военной системе греческих военных монархий. В конце IV в. Феодосий I пересилил значительное количество варваров с их семьями на территорию империи; так началось легальное проникновение варваров в Галлию и Паннонию. Варвары становились не только офицерами, но и командующими армиями и постепенно сосредоточили в своих руках фактическую власть. Даже вооружение римской армии варваризировалось и уже мало походило на оружие, которым латинские легионы покорили средиземноморские страны. Изменился также боевой порядок; солдаты нападали на врагов с диким рычанием, заимствованным у германцев. Вместо орлов появилось изображение дракона, надутого воздухом, прикрепленного к древку копья, о котором, как о знаке дьявольском, писал Пруденций».
Такого крокодила-дракона (draco) видим на изображении всадника из сарматских вспомогательных войск второй половины II в. Его неримский вид впечатляет: «На теле воина красная татуировка, а лицо покрыто красной и черной раскраской. Чешуйчатый панцирь доходит почти до колен человека, а выполненные с помощью той же техники, но прикрепленные отдельно рукава достигают локтя. Железные чешуйки пришивались к кожаной основе и помещались с расчетом перекрывать друг друга. Достигающие лодыжек сапоги сделаны из козлиной кожи и перевязаны кожаными ремешками, проходящими под подошвой и охватывающими лодыжку. Штандарт, называемый draco, с корпусом в виде ветрового конуса подпадает под описание Арриана: «сшитые вместе куски крашеного материала». Отдельные части покрыты шелком. Кинжал крепится на бедре с помощью двух пар крылышек с кожаными ремешками, то есть типичным для воинов-сарматов способом. На ременной сбруе лошади серебряные phalerae (бляхи, — Д. Н.). Ношение «скифской плетки» (нагайки. — Д. Н.) являлось прерогативой всадников кочевой конницы, этот обычай прижился также и в римской армии. В случае возникновения потребности подкрепить силы, сарматы иногда пили кровь своих коней; традиция эта у степных жителей по-прежнему сохранялась и в Средние века».
Для того, чтобы изготавливать из серой шелковой пряжи много крашеных тканей, женщин и детей требуется еще больше. Увеличение населения сопровождалось увеличением популяции грызунов. Перебои с поставками шелка на Запад начинаются при Юстиниане в середине VI в. Вскоре истощение почв и космическая катастрофа превратят Таримский бассейн в основном в пустыню и вынудят жителей уйти на север, северо-запад и юг. Потомки дошедших до Русской равнины известны ныне как малоросы, великороссы, белорусы и др. Их ТРЛ заметен в языках родственных племен и ныне. В языке коми слово сер значит: узор, расцветка, рябь, уменье, обычай, нрав, лад. М. Р. Фасмер: «Сары, непромокаемая обувь, колымск. Заимств. из диал., в котором s- соответствует č-. См. близкие формы на чарки́. Ср. венг. sarú, башмак». В. И. Даль: cары, сиб. якутские коневьи сапоги, бахилы. В татарском: сары = жёлтый, желтуха; аксыл сары — светло-жёлтый, белокурый; кара сары — тёмно-жёлтый. Саран: скупой, прижимистый, жадный. Сарымсак: чеснок. Cарай: 1) дворец, хоромы, палата; 2) двор (царский). Выражение сарынь на кичку дошло до нас из воровского языка волжских разбойников, ушкуйников. История имени серов еще не написана, но их пути ясно видны в названиях Саратов (Сарытау, желтая гора) и Саранск (мокш. Саранош, эрз. Саран ош). См. также: Сара-булак, Саралы-юс, Сарасинская волость, Саратан, Сара-тау, Сарман-увак, Сартан, Сары-копши, Сарыса, Сары-тарбагатай, Сары-узек, Сары-чеку, Шарабалык, Шарачамагун, Шараша, Шар-хусун, Шары-сумбе и т.д.
Слово серый есть во многих мудростях, записанных В. И. Далем: «Серый, примесь черного, темного к белому; оттенки серого различны, но главных два: избура и изсиня: избурасерый, буросерый: серый волк, серый заяц, серое (некрашеное) сукно: изсинясерый, голубосерый: серые глаза, зола, пепел, серый конь; дикий, железистый, пепельный; близкий к сивый, сизый, седой. Серая бумага, грязного цвета, самая простая, низкой руки. Серые нитки, суровые, небеленые. Серая погода, пасмурная, сумрачная. Серый мужичек, серяк, серячек, простой, грубый, рабочий, черный, лапотник-лопатник. Серяк, серый заяц, русак. Ему серая (либо пегая, саврасая) не ко двору приходится. И серо, да сбойливо. Мыло серо, да моет бело. На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не черт (не волк) съел. Серо, серо — да волюшка своя! Сера, что свинья; а зла, что змея. Есть в нем серой шерсти клок. У меня хоть кафтан сер, да я за пазухой смел; а у тебя кафтан синь, да люди говорят: его скинь (я богаче, а ты продувной). Что серо, то и волк. Вали на серого, серый все свезет. Серее волка на четверть. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Сер козел, сед козел, а все псиной несет. На дворе серо. Все серо от пыли. Наше небо серо».
Просторечное русское обращение Серый значит еще Сергей — мужское русское личное имя, возводимое к древнему римскому родовому Sergius, ведущему родословную от троянцев и имеющему этрусские корни. Они зовутся так же, как и их предки: Sergestusque domus tenet a quo Sergia nomen. В. В. Колесов троллил: «Каждый цвет воспринимался [русскими] конкретно [предметно] чувственно, по своей типичной вещи (как признак в отношении к денотату [обозначаемому предмету]). Виды серого сохранили номинации [именования] сер, зекр — голубовато-серый (очи), сив — темно-серый с сединой (борода), дик — темно-серый (зверь), голуб — светло-серый (оперенье птиц), модр — желтовато-голубой (полевой цветок), пелес — серовато-бурый, полов — желтовато-серый (туча, шерсть, старая солома), сед — грязно-белый и пр. — также по соответствующим «вещам». Имя серов оставило о себе не серую память. Сары в языках древних тюрок: взрослый, уважаемый, созревший, желтый, золото.
М. Р. Фасмер из распространения слова шар сделал вывод о ранней его связи с тюркскими языками; ср. чув. sărlа, красить, sără, краска. В русских сказках лягушонка Василиса (греч. Царица ) едет к Ивану в коробченке. Римляне уходили на восток пользуясь словами corbis, корзина, corbula, корзинка, посудинка. Это слово также позволяет уточнить путь серов с Востока на Запад. Огромен был список кораблей будущих славян, вряд ли меньше чем у Гомера в «Илиаде». И. И. Срезневский: «Нет ни одного славянского наречия, в котором это слово не было бы своим… слово korab, korabi — живет как народное». Значение судна, посудины, короба есть и у болг. кораб, чешск. korab, польск. korab, серб. кораб. Латинское слово, став славянским, русским кораблем, вернется в византийский греческий: κάραβος = карбас и в позднюю латынь: carabus; исп. carabella, порт. caravella, араб. караб и гураб. Со временем это устаревшее слово будет вытеснено в русском языке новым: лодья (лодка). Это слово обычно для балтийских славянских языков: чешск. lod, lodi, польск. lodzia, вендск. lodia, поморо-люнебургск. lîda. Слово корабль сохранится лишь в торжественной речи вплоть до времени, когда Петр I создаст новый флот. Ныне, когда Русский флот вышел в океан, устаревшим нам кажется слово ладья. Слово лодья вошло в шведский (lodia) и финский (lotia) языки.
Русское море = латинскому mare, отсутствующему в индоиранских и германских языках (See). В литовском море = юрья. В латышском — iūra. Происхождение такого названия для моря можно вывести из древнеегипетского iu-ma и i:rw. После захвата Египта Октавианом выезд за границу египтянам был усложнен. Это является безусловным доказательством того, что бегство стало повальным. Со времени Августа сенаторы и всадники высшего ранга без разрешения принцепса не имели права появляться в Египте. Жестокая эксплуатация, память о независимости, унижение, порядок, в котором пришлые иудеи стояли выше коренных египтян, выполняя роль, которую они играли на Украине до ее воссоединения с Россией, все это гнало египтян в эмиграцию. Общие черты хозяйственного устройства Египта, Шумера и Китая давно отмечены. Египетское захоронение в саркофаге еще живо в Китае. Китайские саркофаги, как и египетские гробы, делались без единого гвоздя. «Почти одновременно с Клеопатрой, в 31 или 30 году, умер и Петубаст, сын верховного жреца Пшерени-Птаха и Та-Имхотеп, вымоленный ими у благого бога Имхотепа, который сжалился над их слезами и явился во сне. Так сошли со сцены две династии — царей Египта и верховных жрецов в Мемфисе». Мемфис, Менфе, Мембе и др. (копт.) — названия древнеегипетского города на рубеже Верхнего и Нижнего Египта, на западном берегу Нила. Новый Мемфис египтян в Индии называется Мумбаи. Самоназвание египтян Ке́ми (копт. Kὴμε, русск. Кемь).
«Отголоски сношений Восточных Славян с Балтийскими слышны в русских былинах, например, о Дюке (лат. dux, вождь. — Д. Н.) Степановиче:
Снаряжался Дюк Степанович, княжеский сын,
Из славного, богатого Волынь-города,
Из тоя Индеюшки богатыя,
Снаряжался во стольно-Киев град.
Дюк восхваляет свой город, и князь Владимир посылает в эту Индеюшку и в город Волынь своих оценщиков». О слиянии двух близко родственных народов в Восточной Европе много написал Б. А. Рыбаков. В это время для славян меняется понятие мир: «Если некогда слово "мир" означало поселок, "вервь" ("мирская сходка" — собрание крестьян одной деревни), то теперь географические рубежи мира раздвигаются до пределов всего Старого Света — от "аглян" во "Вретании" до "индов" и китайцев-"серов", "живущих на коньць земля"». Слиянию близкородственных народов в Европе предшествовало их разделение: в Китае пала династия Тан, основанная Ли Юанем. В IX веке (одновременно с появлением Киевской Руси и уходом буддизма из Индии. — Д. Н.) процветала могущественная камбоджийская империя с центром в Ангкоре. Во главе государства стоял монарх, личность которого обожествлялась. Свободные жители носили оружие и были пришельцами.
Восточных славян обычно подразделяют на три основных группы: русские, белорусы и украинцы (малороссы). С этнографической и языковой точек зрения такое деление восточных славян на три ветви неудовлетворительно. Можно говорить о двух русских народах: севернорусском (окающий говор) и южнорусском (акающий говор). Обе названные русские народности резко отличаются друг от друга типом жилища, одежды и другими особенностями быта. Различия подробно рассмотрел Д. К. Зеленин. Он же отметил распространенность у всех восточных славян сермяги, у русских известной также под тюркским именем зипун, у белорусов и украинцев свита, сiрак. Тогдашняя сермяга — это современный ватник. Из арабских и византийских источников известно около 60 хазарских личных имён и несколько географических названий: sār — белый, sārïg — жёлтый. В речи хазар название столицы каганата Саркел звучало как Шаркил (в греческом звука ш не существует, поэтому он передан через с). А. Ф. Гильфердинг также сопоставил русский глагол шарить с санскр. hṛ = хватать, отнеся туда же начало слов шараборить (тоб.) и шарабошить (волог.) = искать. Город Саркел (хазарск. Белый дом, русск. Белая Вежа) был построен между 834 и 837 гг. в районе пересечения торговых сухопутных дорог с водным путём по Дону. В. А. Дмитриев: «Половцы (куманы, команы, шары, сары, сорочины) — тюркско-кипчакское население степей Восточной Европы XI–XIII вв. Позднее были частично истреблены монголами или вошли в состав ряда народов Евразии. Русское слово половый — светло-желтый — является калькой тюркского сары — желтый, в другом значении западный».
Становится ясен смысл и происхождение звучащего гордо в ТРЛ А. М. Пешкова (Горького) имени человек — серая сила (věkъ), серая стража (vigilia), белая вежа.
В год убийства Бога (375) гунны уничтожили государство остготов Германариха между Балтийским и Чёрным морями. Убивец Бога римлян гот Витимир через год будет убит гуннским царём Баламбером. Гунны были буддистами и поклонялись живому Богу .
Д.Е. Новокшонов