В основу композиции "Божественной комедии" положен принцип троичности: три части по тридцать три песни в каждой из них (первая песнь "Ада" - вступление ко всей поэме, т.образом всех ПЕСЕН (написанных терцинами, то есть трехстрочными строфами) - 100.
Структура мироздания, согласно законам средневековой космографии (?), предложенная Данте, раЗсматривается здесь:
http://pinchukfund.ru/storage/students/ … 09/541.doc
Числовая структура композиции «Божественной Комедии» (в сокращении - И.)
Первая точка зрения: «Ад разделен на девять кругов, чистилище на семь (но есть еще предчистилище и земной рай, так что всего подразделений девять), рай – на девять сфер, увенчанных Эмпиреем. Эта геометрическая симметрия придает дантовскому миру устойчивость, внутреннее единство и законченность».
Вторая точка зрения: «Б.К. распадается на три части…Каждая часть имеет деление на девять отделов плюс дополнительный десятый».
Оба взгляда утверждают гармоническое строение дантового космоса, но если в первом случае эту гармонию видят в числе девять, что связано с Беатриче (символ Божественной благодати, св. Троица, умноженная на себя), то во втором нас отсылают к числу десять (через формулу 9+1=10), что связано с символикой полноты мироздания.
Мы предлагаем собственную интерпретацию числового кода поэмы:
1. Художественная структура «Ада»
Вначале укажем принципы, на основе которых мы будем выделять ту или иную область художественного пространства: здесь самым верным критерием будут слова самого Данте, который называет девять кругов Ада. Делает он это двояким образом: либо прямо указывает на нумерацию круга (1 круг IV,22-24; 2 круг V,1-3; 3 круг VI,7-9; 4 круг VII,16-18; сюда также можно отнести 2 пояс 7 круга XIII,16-18; 3 пояс 7 круга XIV,4-6; Злые Щели ХVIII,1-6; упоминание о 10 впадинах внутри Злых Щелей XVIII,7-9; 1 ров Злых Щелей, 22-24; 2 ров, 100-102; 3 ров XIX,4-6; 6 ров XXIII,43-45; 7 ров XXV,142-144; 8 ров XXVI,31-33; 9 ров XXVIII,19-21), либо, не называя прямо номер нового круга, но через описание изменений художественного пространства, его обитателей, наказаний (или блаженств, если это, например «Рай»), которым они подвергаются, дает понять, что это новая область Ада (5круг VII,100-102; 6 круг IX,100 и далее; 7 круг XII,1-3; 1 пояс 7 круга XII,52-55; 8 круг XVIII,1-6; 4 ров Злых Щелей ХХ,1-9; 5 ров XXL,1-6; 10 ров ХХIX,40-42; 9 круг XXXII,7-9). Второй способ очень важен для нас, поскольку именно на его основе авторы, отстаивающие деление Ада на 10 частей, выделяют дополнительный круг. Ведь Данте упоминает только 9 кругов, откуда же тогда берется еще один?
Botticelli_ChartOfDantesHell. 1480–1495, pen and ink on parchment, after Dante's Divine Comedy.
Круги ада», одна из 7 иллюстраций Боттичелли к «Божественной комедии» из собраний Ватиканской библиотеки (1480—1495 года)
«Ад» имеет очень сложную конструкцию; подобного мы не найдем ни в «Чистилище», ни в «Раю» – разве что Эмпирей имеет еще более сложную организацию, что достигается благодаря его абстрактному изображению. Девять кругов «Ада» разделены на 3 макрообласти…
Усложняет архитектонику Ада и то обстоятельство, что некоторые из 9 кругов также включают в себя подразделы, т.е. яв-ся составными элементами. Например, 7 круг состоит из 3 поясов (отдельные элементы художественного пространства)…
Итак, сколько же этих кругов – 9 или 10? Данте говорит о 9, и мы с этим согласны. Тогда что же позволяет говорить Б. Кржевскому, а в месте с ним и Мережковскому о дополнительном 10 круге? Основываясь на принципе выделения области художественного пространства, исходя из изменений самого же пространства, его обитателей и их состояний, в Аду есть только два места, которые могут быть выделены в отдельный круг – это область, в которой терпят наказание «ничтожные», и колодец гигантов…
У нас есть все основания, чтобы выделить пространство «ничтожных» в отдельный отсек Ада. Во-первых, потому что он строго локализован (находится между вратами Ада и 1 кругом, в который путники попадают лишь после переправы через Ахеронт)…
Относительно Колодца Гигантов можно сказать, что, несмотря на то, что эта область Ада строго локализована (находится между 8 и 9 кругами), а находящиеся в ней гиганты, несут наказание за грех богоборчества (они были сброшены Зевсом в преисподнюю за то, что покушались на его власть, и среди них находится Немврод, библейский персонаж, участвовавший в проекте вавилонской башни, тем самым покушаясь на власть Яхве), – они скорее напоминают нам стражников Ада, таких как Харон, Цербер, демоны города Дита и многие другие. Поэтому выделять в дополнительный круг Колодец Гигантов мы не будем, тем более что мы видим определенное сходство между грехом Люцифера и грехом гигантов, заключающееся в богоборчестве. На основе этой параллели можно включить Колодец Гигантов в состав 9 круга, даже несмотря на то, что Данте в семантику греха Люцифера, в первую очередь, вкладывает нарушение связи, основанной на доверии. Ведь восстание – это результат предательства, а не абсолютно разные вещи. Данте не мог пройти мимо тысячелетней традиции христианской интерпретации этого сюжета…
Подводя итоги данного раздела, можно заключить, что в структуре Ада в первую очередь выступает число 9. Об этом говорит сам Данте, и это самый весомый аргумент. Однако те исследователи, которые выделяют дополнительный круг, сводя структуру к числу 10, правы в том отношении, что, опираясь на важное для Данте число 10 (полнота) с одной стороны и на текст с другой, акцентируют внимание на одной из идей поэмы.
2. Структура «Чистилища»
Сама идея промежуточного состояния между вечным наказанием и вечным блаженством своими корнями уходит в эпоху раннего христианства, но догматически оформилась лишь в XIII ст. И, несмотря на догматическую артикуляцию, Чистилище долгое время оставалось идеей неотчетливой, в отличие от Ада, за которым стояла мощная традиция визионерской литературы: «в более раннее время чистилище существовало как бы латентно: верили в то, что есть в определенных местах загробного мира души, подвергающиеся очистительным процедурам, но эти места мыслились скорее как отсеки ада, нежели в виде обособленного царства»…
Данте изображает Чистилище в виде гигантской горы на южном полушарии, подножье которой омывает океан. Она имеет форму усеченного конуса, центр которого находится на той же оси диаметра, что и Иерусалим, и центр Земли, т.е. основание Ада. Чистилище состоит из Предчистилища, включающего в себя 2 уступа, и собственно самого Чистилища, состоящего из 7 уступов, и вершины горы – Земного Рая. Пользуясь тем же подходом, который использовали для выделения художественного пространства Ада, проанализируем структуру Чистилища. Сначала зафиксируем все случаи, когда Данте прямо называет нумерацию уступа (5 уступ XIX, 70-72; 6 уступ XX,1-3) или косвенно указывает на переход в новую область пространства (1 уступ Предчистилища IV,16-24; 2 уступ Предчастилища IV,136-V,4; долина Земных властителей VII,64-84; вход в Чистилище IX,49-63; 1 уступ X,1-9; 2 уступ XIII,1-6; 3 уступ XV,82-84; 4 уступ XVII,76-78; 7 уступ XXV, 109-117; Земной Рай XXVII, 115-132).
Еще в 1 песне из уст Вергилия, разговаривающего с Катонном Утическим, мы узнаем, что Чистилище состоит из 7 царств: «Дай нам войти в твои семь царств…» (I,82-84). Эти слова указывают нам, что сам Данте видел в основании конструкции Чистилища число 7. Сведение же структуры к 9 или 10 – это уже результат интерпретации, что, конечно же, не означает, что она надуманна или не отвечает тексту. Нет, просто, на видимый план выступает число 7, за которым, возможно, Данте скрывает другие числовые символы.
Следуя за Н.Г. Елиной, которую мы цитировали выше, выделим в отдельные области пространства Антипургаторий и Земной рай, поскольку они соответствуют тем критериям, которыми мы пользуемся для выделения самостоятельных областей. Если взять Предчистилище как единое целое, то в структуре Чистилища 9 элементов (1+7+1), а если выделить в нем два уступа, то тогда в Чистилище 10 элементов (1+1+7+1). Из этих двух вариантов, как более обоснованный, мы принимаем тот, в котором Предчистилище не разделяется на два отсека. Аргументом в пользу этого выбора яв-ся то, что в обоих уступах Предчистилища очищаются нерадивые, с той небольшой разницей, что первые умерли сами, а вторых умертвили. Поэтому мы принимаем как более справедливую ту версию, в которой Чистилище состоит из 9 уступов.
3. Структура «Рая»
Для демонстрации устройства неба и того числа, которое полагается в его основу, воспользуемся словами самого Данте, привлекая материал из трактата «Пир»: «Итак, по мнению Птолемея и по признанию астрологов и философов, после того как эти движения были установлены, существуют девять подвижных небес…Порядок расположения таков, что первое по счету небо – это Небо Луны; второе – Меркурия; третье – Венеры; четвертое – Солнца; пятое – Марса; шестое – Юпитера; седьмое – Сатурна; восьмое – Небо Звезд; девятое небо воспринимается не чувственно, но лишь через то движение, о котором говорилось выше; многие называют это небо Кристальным, т.е. просвечивающим или насквозь прозрачным. За пределами всех этих небес католики помещают еще одно небо – Эмпирей…Это и есть постройка венчающая Вселенную, в которую она вся включена и за пределами которой нет ничего; и она не имеет никакого места, но была создана только в Первом Уме, именуемом греками «Протоноэ»…Итак, подводя итог всему сказанному, – существует десять небес» . Из этой цитаты следует, что Данте в устройство Рая полагает число десять, что и подтверждает текст БК . Те же исследователи, которые выделяют число 9, не берут в расчет Эмпирей, полагая, наверное, что место, где пребывает Бог, – это прообраз для всего остального мира.
Выводы
После небольшой исследовательской разведки можно сделать следующие выводы: Данте говорит о 9-7-10 элементах в каждом из соответствующих отделов художественного пространства. И это, наверное, самое верное определение структуры изображаемого космоса на верхнем видимом уровне, ведь его четко артикулирует сам автор. Сведение же теми или иными исследователями структуры космоса к формулам 9-9-9 или 10-10-10 – это уже плоды интерпретации, хотя и вполне закономерные, исходящие из текста и стремлений ученых свести эту гениально продуманную поэму, в которой очень много скрытого, к ясно осязаемым формулам совершенства и гармонии. Кроме того, можно приводить обе интерпретационные формулы одновременно, что не будет противоречием, ведь для средневекового мироощущения невозможно помыслить полноту мироздания (10) без Божественной Благодати (9).