Византийские математики, создавая крество-купольный храм, построили систему антропоморфных пропорций, в которых работают и золотое сечение, и число π. Меры, взятые с человеческого тела, сохранили в себе драгоценные (и до сих пор мало изученные) закономерности, на которых основаны гармонические природные процессы.
Гуманисты, как и древние греки, боялись иррациональных величин. Но таковы пропорции человека: отношение сто три к ста (размах рук к росту) - можно записать как удвоенное «золото», деленное на π, то есть отношение мерной сажени к ростовой.
Мы назвали его живым ростовым или антропоморфным квадратом (Gа). Напомню, что это диаметр двойного мажорного золота (√5 + 1) : π = 1,03007...
Круг, вписанный в квадрат, - модель распространения звуковой, световой и любой иной волны в замкнутом прямоугольном пространстве. Если же квадрат заменить живым квадратом или квадратом живого квадрата, то в первом случае получится 1,236... - отношение маховой сажени к малой, а во втором отношение роста к малой сажени, а это просто π, деленное на 2,618... (то есть на квадрат «золота»).
Применение греческого фута при строительстве в ХI веке первых древнерусских храмов показано К. Н. Афанасьевым[42]. Однако использовалась и так называемая «филетерийская оргия», чей размер по разным источникам варьируется от 2,14 до 2,16 м[43] (это и есть 7 гф, то есть древнерусская сажень большая), и другая греческая оргия в 2,3 м. К ХII веку система вновь эволюционировала и семь греческих футов стали так называемой большой саженью (2,161 м). Отзвук этого события до сих пор живет в русской поговорке «семь раз отмерь, один раз отрежь».
На строительной площадке, уже расчищенной под будущий храм, с изготовления большой сажени и должна была начинаться геометрическая разметка пропорций древнерусской саженной системы. И каждая такая пропорция могла была осмыслена как некая антропоморфная данность
Мерный ангел. Антропоморфизм живого квадрата и саженной системы.
По рисунку Наталии Введенской, сделанному для этой реконструкции согласно пропорциям саженной системы и «Копьеносцу» Поликлета
В основу конструктивной схемы человека заложен тройной циркуль (ноги и дважды руки). Потому-то число π и оказалось материализованным в антропоморфных пропорциях (также, как, впрочем, и Ф, и √2).
http://hermes-sz.com/page/zodchestvo-pr … nov-a.html
ЦЕЛОЧИСЛЕННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЖИВОГО КВАДРАТА
1. Рисуем квадрат ABCD.
2. Превращаем его в живой квадрат AbcD поделив высоту на 34 части и взяв из них 33. Наш живой квадрат - это чуть приплюснутый обыкновенный квадрат. Его ширина - размах рук человека, а высота - рост, который лишь на 3 % меньше ширины.
3. Половина роста - длина ног.
4. Четверть роста - точка сгиба ноги (расстояние от земли до низа коленей).
5. Определим среднюю точку между верхней горизонталью квадрата и верхней горизонталью живого квадрата. От нее отложим вверх четверть роста и получим высоту поднятой руки.
6. Берем 5/6 от роста и получаем высоту плеч.
7. Если мы хотим, чтобы пупок приходился на точку золотого сечения от роста (что, разумеется, вовсе не обязательно, но, в принципе, возможно), надо взять половину расстояния от высоты плеч до кончиков пальцев поднятой руки и отложить этот отрезок вниз от высоты плеч.
8. 1/6 от высоты плеч - высота головы от подбородка до макушки.
9. Расстояние от подбородка до конца среднего пальца поднятой руки определит расстояние от земли до конца среднего пальца опущенной руки, а также и точку яремной ямки в основании шеи, и начало кисти, и ширину плеч. (Леонардо да Винчи не зря пытался вписать своего мерного человечка в круг и квадрат, ведь геометрически тело человека - подобие тройного циркуля. Но если брать длину руки от подмышки, то это диаметр высоты роста, взятого с поднятой вверх рукой.)
10. Остается получить точку солнечного сплетения и подвздошной ости таза. Для этого возьмем по вертикальной оси отрезок от верха ног до верха квадрата (не живого, а обыкновенного). Отложив этот отрезок вниз от высоты поднятой руки, получим одну из этих точек, а взяв тот же отрезок от земли, - другую.
Приравняв 3 локтя Хесира к большой сажени (1 лх - 0,3088 м, то есть практически 1 гф), равной высоте роста с поднятой вверх рукой, убедимся, что антропоморфные пропорции Первой скрижали Хесира по нескольким параметрам совпадают с саженными пропорциями. И это можно объяснить только следствием антропоморфности обеих систем.
Подробнее см. в разделе «ИМХОТЕП = ХЕСИРА (2)».
Саженная система - совершенное архитектурное подобие музыкального инструмента. Мы реконструировали этот инструмент. Другое дело, как научиться на нем играть, извлекая их 12 его нот те звуки, которые в старину назвали бы божественными.
По материалам:
Андрей Чернов: КЛЮЧИ ОТ ПАРФЕНОНА. Мера-пропорция-знак.
САЖЕННОЕ ЗОЛОТО. «Хроники изнаночного времени». Андрей Чернов. Главы из книги.
• Зодчий Хесира (Хеси-Ра).
XXVIII или XXVII век до н. э. Саккара
Фрагмент деревянного панно