КНИГА МАТЕРЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Потомки Русских Родов » Геральдика


Геральдика

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

У истоков геральдического художества в России

(из книги "Гербы и флаги Карелии", автор А.М. Пашков)

Крупнейший знаток русской геральдики В.К. Лукомский писал в начале XX века, что гербы -  это особые отличительные знаки, присвоенные государствам, отдельным частям из территорий и привилегированным сословиям, в последнем случае наследственно передаваемые в среде рода.
Новейшие Российские исследователи истории европейской геральдики указывают, что гербы возникли в XII веке в связи с общим развитием европейской цивилизации. В Западной Европе они появились в эпоху крестовых походов для того, чтобы закованные с ног до головы рыцари могли узнавать друг друга во время сражений и турниров. Превые городские гербы возникли здесь к концу XIII века (например, герб немецкого города Нюрберга), широкое же их распространение началось в конце XIV в XV веке.
В России развитие геральдики началось во второй половине XVII века. До этого в роли условных символов выступали печати.
Уже в эпоху древнерусского государства появляются печати киевских князей, митрополитов и других высших должностных лиц,
Основой всякого герба, безусловно, считался щит.
Известны пять форм западноевропейского щита: треугольный, или варяжский; овальный — итальянский; квадратный с округлениями внизу — испанский; четырехугольный с заострением внизу — французский; фигурный, вырезной формы — немецкий

Геральдика - Редактирование сообщения

Формы гербового щита: варяжский (1), итальянский (2), испанский (3), французский (4), немецкий (5); графическое изображение красок в гербах: красной (6), голубой (7), зеленой (8), пурпурной (9), черной (10)

По правилам теоретической геральдики, дамы и девушки должны были пользоваться ромбовидными щитами.
При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы и меха. Из металлов употребляли золото и серебро. Гербы обычно были рельефными. При таких выпуклых изображениях фигуры чаще были не золотыми, а только позолоченными. Золото изображалось, естественно, золотой или желтой краской, серебро — серебряной.
Бывали случаи, когда герб невозможно было изобразить красками, к примеру, на серебряной посуде и других вещах, принадлежавших гербовладельцу. Чтобы все-таки дать представление о красках герба, прибегали к определенной штриховке. Каждую краску заменяли условными графическими изображениями: красный цвет — вертикальными линиями, голубой — горизонтальными, зеленый — диагональными линиями справа, пурпурный — диагональными линиями слева, черный — взаимно пересекающимися линиями. Золото давалось черными точками на белом поле, серебро — белое поле без штриховки.
Из мехов в гербах употреблялись горностаевый и беличий. Горностаевый изображался черными хвостиками на белом поле, беличий — чередующимися белыми и черными языками, обращенными в, разные стороны. Иногда вместо естественного изображения горностаевого меха давалось стилизованное.

Геральдика - Редактирование сообщения

На древнейших печатях, возникших ещё до принятия христианства, имелись изображения родовых княжеских знаков Рюриковичей.

Геральдика - Редактирование сообщения

В эпоху феодальной  раздробленности (XII- XV вв) создавались печати удельных княжеств. Из них нас интересуют, прежде всего, печати Новгородской феодальной республики, поскольку с XII-XIII веков Карелия стала её составной частью.
В XIII-XV веках на государственных печатях Великого Новгорода помещались пять изображений: Иисуса Христа, воина, всадника, «лютого зверя» (льва) и птицы (орла).
Геральдика - Редактирование сообщения

При выборе нового посадника – высшего должностного лица в Новгороде – менялась и печать. Свои печати имели все должностные лица Новгородской республики: княжеские наместники, приближённые новгородского архиепископа (владыки), посадники, тысяцкие (начальники новгородского войска) и др. В 1478 году Новгородская республика перестала существовать, а её земли , в том числе и территория Карелии, отошли в Московскому государству. При великом князе Московском Иване III (1462 – 1505 гг.) на печатях появляется изображение всадника, поражающего копьём змея. Изображение всадника с копьём или мечом появилось впервые на монетах русских княжеств ещё в конце XIV века, а при  Московском князе Василии Дмитриевиче (1389- 1425 гг.) это изображение появляется на княжеских печатях. Всадник здесь символизировал самого великого князя.
На печати Ивана III появляется ещё одно важное изображение – двуглавый орёл.

Геральдика - Редактирование сообщения

В исторической науке распространено мнение, что изображение двуглавого орла заимствовано Иваном III из Византии после его женитьбы в 1472 году на византийской принцессе Софье Палеолог. Однако существует  и иное мнение: двуглавый орёл заимствован Иваном из Сербии, где он получил геральдическое значение уже в начале XV века. Самая ранняя грамота, где на печати  великого князя Ивана III имеются два изображения – всадника, поражающего змея и двуглавого орла, относится к 1497 году. Из этих двух изображений позже сложился российский государственный герб.
Государственный герб Русского государства и территориальные гербы отдельных его  земель возникают в XVI-XVII веках. А в 1667 году впервые было сделано описание российского герба:

«Орёл двоеглавый есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и малыя и Белыя России самодержца его царского величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия – Казанское, Астраханское, Сибирское – славныя царства, покоряющиеся богом хранимому и высочайшей его царскаго величества милоствивейшаго государя державе и повелению. На правой стороне орла три грады своими писаньми образуют восточных, западных и северных; под орлом знак отчича и дедича, на персех изображение всадника, в пазногтях («Знак дедича и отчича» - т.е. передаваемый по наследству от деда и отца, перси – грудь, пазногти или пазногть – последний сустав пальца, на котором растёт ноготь) скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго государя, его царскаго величества самодержца и обладателя».

В этом изображении всадника, поражающего копьём змея («на персех»), трактуется как изображение наследника. Иная трактовка содержится в сочинении Г.К. Катошихина, подъячего Посольского приказа, сбежавшего в 1664 году в Литву, а затем в Швецию. Он пишет: «А все те грамоты, кроме крымских, печатают большою государственною печатью, а крымские печатают печатью, вырезано: царь на коне победил змия, около подпись царская – титла самая малая: по и иных. То есть самая истинная московского княжения печать». Следовательно, Г.К. Катошихин считает изображение всадника изображением самого царя. Его свидетельство заслуживает внимания, так как сочинение писалось им в Стокгольме в 1666 – 1667 годах как практическое руководство по изучению России для шведских государственных деятелей.
Изображение российского герба, как оно сложилось в конце XV – начале XVI века, просуществовало без серьёзных изменений до Февральской революции 1917 года. Следует лишь заметить, что с 1730 года изображение всадника на гербе стало официально считаться изображением Георгия Победоносца. Из территориальных эмблем Русского государства рассмотрим эмблему Новгородской земли, как имеющую непосредственное отношение к теме нашего очерка, поскольку вплоть до конца XVIII века,  с небольшими перерывами, территория Карелии управлялась из Новгорода.
В 1565 году по указу царя Ивана IV Грозного была сделана новая новгородская печать: «…место, а на месте посох, а у места в сторону медведь, а в другую сторону рысь, а под местом рыба».

Геральдика - Редактирование сообщения Геральдика - Редактирование сообщения

По сторонам степени медведь и рысь (или другой хищник). По кругу надпись: "Печать наместника Великого Новгорода."

С конца 16 века известна другая печать (зафиксирована на документе 1593 года). На ней уже нет зверей, но изображены место с посохом и три рыбы. Вероятно эта печать существовала в краткий период независимости Новгорода в период Смутного времени.

Геральдика - Редактирование сообщения

Через несколько лет появилась Большая государственная печать Ивана Грозного, на которой среди 24 эмблем российских земель изображена эмблема Новгородской земли.

Геральдика - Редактирование сообщенияГеральдика - Редактирование сообщения

Она в основном повторяла изображение на печати 1565 года. Лишь внизу были помещены не одна, а две рыбы, плывущие навстречу друг другу. Кроме того, появилась надпись: «Печать наместника Великого Новгорода». На тарелке, изготовленной придворными ювелирами царя Алексея Михайловича в 1675 году, также встречаем изображение новгородской эмблемы, взятое с Большой государственной печати Ивана Грозного. Но в нём по краям престола стоят два медведя, и имеется надпись: «Печать новгородская».
Таким образом, в XVI – XVII веках изображение, помещаемое на эмблеме Новгорода (ступенчатое возвышение – «вечевая степень» - и положенный на него жезл или посох), не имеет никакого отношения к Новгородской республике. Оно появилось на печатях новгородских воевод, назначавшихся Москвой, т.е. это «государева печать». Жезл (посох) обозначал царскую власть, а «вечевая степень» - Новгород, Новгородская эмблема символизировала подчинение Новгорода власти московского царя.
В 1672 году придворные художники и писцы царя Алексея Михайловича создают великолепный памятник древнерусского книжного искусства – «Большую государственную книгу» или Титулярник – первый русский гербовник, в котором даны изображения 33 земельных гербов.

Геральдика - Редактирование сообщения

Мастера Оружейной палаты и Посольского приказа
«Царский титулярник» («Большая государева книга или Корень российских государей»), титульный лист из экземпляра Эрмитажа) с заглавием, вписанным в круг, 1672
александрийская бумага, акварель, позолота

Текст заглавия (на илл.)

«Книга, а в ней собрание, откуда произыде
корень великих государей царей и великих
князей российских, и как в прошлых годех
великие государи цари и великие князи
российские писали в грамотах ко
окрестным великим государям християнским
и к мусульманским по нынешней по 180-й
год, и какими печатми грамоты печатаны,
и как к предком их государским и великим
государем царем и великим князем
российским окрестные великие государи
християнские и мусульманские имянованья
и титла свои пишут, и каковы которого
государя их государские персоны и гербы.
Состроена сия книга повелением великого
государя царя и великого князя Алексея
Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя
Росии самодержца в нынешнем во 170-м году».

Геральдика - Редактирование сообщения

Страница из экземпляра РГАДА. «Титулярник» открывается изображением золотого двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах (без ездеца на груди). Подпись под рисунком гласила «Московский» — то есть двуглавый орел представлялся как герб Московской земли — сердца объединенного российского государства — и, соответственно, общий символ всей России

Геральдика - Редактирование сообщения

Земельные эмблемы: киевская,
владимирская, новгородская

На помещённом в Титулярнике новгородском гербе изображён престол, на спинке которого стоит подсвечник, престол поддерживают два медведя, на престоле лежат перекрещенные скипетр и посох, а под престолом – две рыбы, плывущие навстречу друг другу, над медведями надпись: «Новгородский».
Новый этап  в развитии геральдики в России начался в царствование Петра I. В 1722 году по указу царя была создана Герольдмейстерская контора  во главе с герольдмейстером, в задачу которой  входило составление гербов, в том числе  и городских.Первым герольдмейстером был назначен С.А. Колычев.

Геральдика - Редактирование сообщения

2

Крест, геральдическая фигура

(см. Герб, Гербоведение) — Происхождением своим она обязана крестовым походам, когда все участвовавшие в них нашивали кресты на платье. Существуют три главные типа Креста: 1) прямой, 2) косой или андреевский (переклад) и 3) вилообразный или трехконечный. Подробности см. в приложении к таблице "Главнейшие типы геральдических крестов".

ГЛАВНЕЙШИЕ ТИПЫ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ КРЕСТОВ

Геральдика

Несмотря на громадное разнообразие крестов, всех их можно разбить на три главнейшие типа:

1) Прямой или простой геральдический крест; 2) косой или андреевский крест (или переклад) и 3) вилообразный крест. 1) Прямой КРЕСТ образуется соединением столба и пояса (см. Герб) и состоит из четырех частей или концов, почему и КРЕСТ этот иногда называется прямым четырехконечным. Верхние части концов КРЕСТ могут иметь не прямоугольную форму, а оканчиваться какими-либо фигурами, выступами и т. п., образуя ряд разновидностей прямого КРЕСТ: двойной головчатый (рис. 1), остроконечный (рис. 2), вилчатый (рис. 3), уширенный (рис. 6), обручной (рис. 9), треугольный (рис. 11), ромбический (рис. 12), головчатый (рис. 13), ступенчатый (рис. 14), круглый (рис. 15), стрельчатый (рис. 21), крюковидный (рис. 22) и т. д. Стороны КРЕСТ могут быть ограничены и ломаными или кривыми линиями. Таковы КРЕСТ: выступной (рис. 4), пнистый (рис. 5), облачной (рис. 7), шиповидный (рис. 8), лапчатый (рис. 9) и друг. Выступы и пни на концах КРЕСТ могут быть расположены симметрично (рис. 4) или несимметрично (рис. 5). КРЕСТ может быть составлен и из ряда однородных и (крайне редко) разнородных фигур: шаровой (рис. 15), ромбовой (рис. 17), веревочный (рис. 19), палочный (рис. 20) и другие. Если концы КРЕСТ не касаются сторон щита, то КРЕСТ называется укороченным или свободным. Укороченный серебряный КРЕСТ в лазуревом щите называется греческим КРЕСТ (рис. 23), такой же КРЕСТ, но в червленом щите — швейцарским КРЕСТ (серебряный прямой КРЕСТ в червленом щите — называется савойским КРЕСТ). Укороченный КРЕСТ представляет те же разновидности, что и прямой КРЕСТ: лапчатый (рис. 32), гвоздевидный (рис. 33), якоревидный (рис. 29), пнистый (рис. 28) и другие, а также имеет и свои особенные типы: звездный (рис. 34), лунный (рис. 38), коронованный (рис. 39), трилистный (рис. 34), вырубной (рис. 25, 26, 27) и др. Иногда концы КРЕСТ оканчиваются двумя остриями, называемыми лучами, напр. четырехконечный неправильный о восьми лучах КРЕСТ (рис. 24). Если КРЕСТ составлен из нескольких металлов или финифтей, то называется составным (рис. 31); когда средняя часть КРЕСТ сквозная, то и самый КРЕСТ будет сквозным (рис. 30); если вырезаны концы, то крест вырезной (рис. 18). Особую форму образуют многоконечные КРЕСТ Простейший КРЕСТ этой группы — латинский (рис. 40) — имеет четыре конца, из которых нижний длиннее остальных. Если края этого КРЕСТ образованы кривыми, а на пересечении верхних концов помещена раковина, то получается Крест св. Якова. Русский или шестиконечный Крест подобен латинскому, но имеет, на нижнем конце, наискось положенную перекладину. Если такой КРЕСТ лапчатый, то он называется армянским КРЕСТ В лотарингском КРЕСТ (рис. 41), тоже шестиконечном, нижняя перекладина положена горизонтально и больше верхних концов. В патриаршем КРЕСТ (рис. 42) — восемь концов, образованных прибавлением к лотарингскому Кресту наискось положенной перекладины. Неправильными или неполными (рис. 43) называются такие КРЕСТ, у которых нечетное число неравных между собою концов. Многоконечные КРЕСТ образуются обыкновенно прибавлением к вертикальным концам горизонтальных перекладин; если последние наложены косо, то и Крест называется косым (рис. 44). Если нижний конец КРЕСТ сильно удлинен, то КРЕСТ называется длинным; конец такого КРЕСТ может быть заострен (рис. 45). Несколько КРЕСТ имеют свои особенные формы: мальтийский (рис. 46), французский или правильный пятиконечный (рис. 47), венгерский (рис. 48), георгиевский (рис. 49), немецкий (рис. 50), кавказский, ополченский и другие орденские КРЕСТ, иерусалимский (рис. 51), змеевидный (рис. 52), укороченный змейный или змеиный КРЕСТ (рис. 53), антониевский или неправильный трехконечный (рис. 54) и другие.

2) Андреевский Крест образуется двумя перевязями (рис. 55, см. Герб); он имеет те же разновидности, что и прямой КРЕСТ напр.: витой андреевский (рис. 56), пнистый андреевский или бургундский КРЕСТ (рис. 57) и проч.

3) Вилообразный или трехконечный Крест (рис. 58) образуется соединением двух перевязей и столба (рис. 58) и кроме разновидностей предыдущих КРЕСТ имеет и две свои особые формы: заполненный (рис. 59) и опрокинутый (рис. 60)

Геральдика

Отредактировано Иванка (2013-11-16 14:46:35)

3

Гербы губерний на игральных картах

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

4

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Ссылка

5

Клад. Сокровище. Вот это РЕАЛЬНЫЕ КАРТЫ ТАРО - ТАРТАРИИ! Каждую нужно изучать по отдельности.

Каждая ГУБЕРНИЯ представлена ЖЕНЩИНОЙ, одетой в СЧАСТЬЕ. По женской одежде можно читать как по раскрытой книге. Жаль, колода неполная... Насколько мне помнится, при Екатерине II было где-то 50 губерний, а позже счёт пошёл на седьмой десяток. С такой КОЛОДОЙ можно жить не тужить... Интересно, сколько карт было в колоде?

6

Иванка, так это ещё не всё, там 60 губерний, сегодня устала уже.

7

Вот, Иванка, смотри, герб, моей, Курской губернии.

Геральдика Геральдика

Мои родные места/названия, аж, сердце щемит.... Фатеж.., Обоянь, да все! Ты посмотри как пишется название города Белгорода, первый раз вижу.

8

Foxes написал(а):

Фатеж.., Обоянь


СВЕТЛЫМ ВЕТРОМ ПОВЕЯЛО от этой КОЛОДЫ... Здорово, что ты её нашла, Сва! Иванка не знала про её существование!

Давай, Сва, дальше искать, пока силы есть, надеяться нам больше не на кого. Вот и Иванка столько лет в окошко смотрела на впадение реки Яузы в Москву, а лишь буквально на днях узрела в одном докУменте, что не Яуза, а Ягуза, Ягуся!

Отредактировано Иванка (2014-03-13 22:35:16)

9

Иванка написал(а):

Яуза, а Ягуза, Ягуся!


А что, может и в самом деле так река называлась, во всяком случае так более понятно, чем Яуза!

10

продолжение

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика
Иванка, это другая моя губерния.  :) Вспомним Г.Р. Державина.

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

11

Foxes написал(а):

Иванка, это другая моя губерния.


В Олонецкую губернию так и тянет...

Иванка в Лодейном поле была, ещё по молодости, добирались до него с подружкой на поезде, в плацкарте, на боковушках внизу. А сверху надо мной пьяный мужичок орал ночью во всю глотку, спать всему вагону не давал, и все ни гугу, связываться не хотели. Иванка тогда и скажи ему: "Если не умолкнешь сию минуту, всю ночь до утра без передышки буду читать стихи, я их много знаю наизусть". Мужичок притих, видать, стихов боязно, а подружка потом хохотала без удержу, что после моего громогласного заявления в вагоне и храпеть перестали, стихов ожидаючи... Утром Иванка убрала постель, создав два сидячих места, мужичок спустился сверху как с горочки, оглядел Иванку, сидевшую напротив, и изрёк: "Уу, какая!"

Сва, КОЛОДА супер, будем изучать с толком и чувством! Вот бы в гимназиях современных такую изучать на уроках географии, глядишь, в БАРАК ОБА-МЫ народец не спешил бы без оглядки... На шестой части суши безопаснее да и АРКтика скоро подтает, землицы добавится... а что там на поверхности окажется, вестимо...

Отредактировано Иванка (2014-03-14 17:27:36)

12

Иванка написал(а):

КОЛОДА супер, будем изучать с толком и чувством!


Да! Поддерживаю полностью! Когда всё успевать?! Мне очень понравилась твоя мысль про Таро, в принципе и у меня она мелькала, интересно масть имеет какое-то значение по отношению к губерниям, то есть понять бы как составлялись эти карты.

13

Foxes написал(а):

понять бы как составлялись эти карты


Надеюсь в ближайшее время "уломать" МЧ поделиться своим эссе по ПикДаме, там много про карточные дела, что именно раньше масти карточные обозначали, особенно много про пики-вини... интересная МАСТЬ... Думаю, отчасти это поможет понять принцип... Столь тщательно продуманная КОЛОДА не могла быть случайным набором "артефактов": ЖЕНЩИНА в МЕСТНОЙ ОДЕЖДЕ, основные населённые пункты (главная опора губерний), а также гербы, несущие в себе энергетику из глубин родовой памяти + географическая карта (как я понимаю, на обороте?). Интересно, когда и кем создавалась эта карточная колода... это могло бы пролить немножко света.

КАРТА поделена на четыре части: в каждой четвертушке поля - герб, код соотв. масти, названия жизненно-важных пунктов ГУБЕРнии, Женщина-Мать в одежде с жизненно-важными кодами. По идее, хорошо бы достать карту Русской империи начала 19 в. и наложить каждую "игральную" карту на соотв. место. Тогда будет ясно, как связаны конкретные карточные МАСТИ с теми или иными ТЕРРИТОРИЯМИ.

Ещё вариант: надо вывести оборотки на принтере и попробовать их соединить (склеить).

Отредактировано Иванка (2014-03-14 20:23:05)

14

Иванка написал(а):

(как я понимаю, на обороте?). Интересно, когда и кем создавалась эта каротчная колода, это могло бы пролить немножко света.


Да, географическая карта на рубашке. Когда и кем создавалась, это потом, сначала закончим с размещением колоды на форуме. У меня тоже мысль сделать эти карты, думаю нужно в руки их брать, рассматривать и т.д.

15

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Геральдика Геральдика

Здесь полностью вся колода, в колоде 60 карт.

16

Сва, зрю ПИКОВОЕ ДАО!  Надо же - ВОРОНЕЖ, ВАРАНУСИ!

И даже мужичок в Бабьем царстве отыскался - на Камчатке и Курилах! :D

17

Иванка написал(а):

И даже мужичок в Бабьем царстве отыскался - на Камчатке и Курилах!


:) Сама удивляюсь!

18

см. Изобличение подмен, искажений и ошибочных толкований слов/названий пост 86, 91

Геральдика Геральдика - Печатка Ф. Я. Лефорта 1694—1697 гг.

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v89/v89-140-.htm
В отделе графики Русского музея хранится лист с гравированным портретом Франца Яковлевича Лефорта (1656—1699). Портрет был выполнен в 1698 г. в Голландии мастером Питером Шенком. Под портретом — круг печати. А на печати — щит со знакомым слоном, шествующим в ту же сторону, что и на гербе Ганнибала, с той же попоной-ковром и неким громоздящимся сооружением над этой попоной на спине. Изображение слона незнакомо русскому гербоведению до конца XVII в., т. е. до появления герба Лефорта.

Рассмотрим внимательно герб Лефорта, воспроизведенный в трех исторически последовательных вариантах.

Первый герб рода, вышедшего из Пьемонта, зафиксирован в XVI в.: на щите изображен слон, шествующий вправо, с хоботом, подвернутым внутрь, и пальмою над фигурой. Слон и пальма, как предполагает исследователь, указывают на итальянское происхождение рода. Не очень понятно, почему слон связывается с Италией; скорее можно подумать, что он явился обозначением силы — таков смысловой перевод фамилии Fort (при опущении артикля, часто сохранявшегося в стародворянских французских фамилиях).

Этот первый герб Лефортов утверждается за родом в XVI в. в Швейцарии.20 Он же служил и Францу Яковлевичу Лефорту по прибытии его в Россию, однако волею Петра I в 1694 г. был сильно изменен. Из Архангельска Лефорт писал об этом своему брату, заметив, что его адмиральское судно названо «Элефант» (‘слон’).

В гербе была убрана пальма, на спину слона положен покров, над которым вместо пальмы стала возвышаться зубчатая башня — Fort.

Хобот слона воинственно поднялся вверх. Черный двуглавый орел из императорского русского герба перешел на покров на боку слона, а второе его изображение расположилось в нашлемнике.

Еще через два года, в 1696 г., возник последний, третий вариант того же герба. На нем башня-форт на спине слона несколько уменьшилась в размерах, сгладились ее рельефы, в нижней части щита появилось изображение андреевского морского флага, а над щитом вместо одного шлема появились два, повернутых друг к другу. Между 1694 и 1697 гг. Лефорт заказал себе печать с этим гербом. Рисунок с нее и помещен художником Питером Шенком под портретом Лефорта, выполненным в Голландии в начале 1698 г.

Автор монографии о Лефорте М. Поссельт располагал этим полным изображением герба с арматурой, которое известно нам лишь по рисунку Шенка с оттиска. На рисунке можно видеть, что башня на спине слона уподобилась палатке, исчез с покрова двуглавый орел и (только здесь) представлена богатая военно-морская арматура герба.

Эта печать интересует нас более других своим особым сходством с гербом Ганнибалов. Примечательно, что поза слона, его воинственно поднятый хобот на первом гербе Абрама Петровича в точности повторяют позу слона на гербе Лефорта. Впрочем, есть и различие: слон лефортовского герба ступает вперед левой ногой, слои ганнибаловского — правой.

Второе отклонение, вызванное стремлением к осмыслению аллегорий герба, — это появление на спине слона русской великокняжеской шапки-короны. В. К. Лукомский называет ее царской и объясняет ее появление стремлением Ганнибала показать свою близость к царю Петру, к царской власти. Однако если корона княжеская, а не царская, то говорит она не о близости к царю (для этого служит орел), но о княжеском происхождении Абрама. Вспомним, как пишет он о своем происхождении от «владетельного» абиссинского князя в прошении 1742 г.: «Родом я нижайший из Африки, тамошнего знатного дворянства, родился во владении отца моего, в городе Лагоне, который и кроме того имел под собою еще два города». Проверке факт «благородного» происхождения практически не поддавался, а иного пути показать свою историческую знатность Ганнибал не нашел. Но золоченая (под корону) шапка в гербе Лефорта отсутствовала. Там была сходного контура башня.

И, наконец, последнее — сравнение арматуры гербов Лефорта и Ганнибалов. Заметим, что из пяти изображений герба рода Ганнибалов лишь на двух — Ивана и неизвестного лица XIX в. — есть сложная арматура. Весьма сомнительно, чтобы эта арматура была на первом гербе середины XVIII в. Однако арматура гербов Ивана Ганнибала и Лефорта совершенно тождественна. Описывая ее, М. Поссельт перечисляет: «Внизу находятся две положенные накрест пушки с ядрами, справа знамена, штандарты, пики, топоры и т. д., слева якорь, канаты и другие знаки, указывающие на связь с морским флотом». Весьма вероятно, что морской артиллерии генерал Иван Ганнибал, зная происхождение герба отца, «добрал» у Лефорта и арматуру — «знаки, указывающие на связь с морским флотом». Во всяком случае герб его почти совершенно одинаков с лефортовским.

Завершая анализ того скудного материала, которым может располагать исследователь конца XX в. в отношении гербов Ганнибалов XVIII и XIX вв., следует сказать, что на основе четырех гербов-печатей этого рода и одного рисунка, сделанного рукою П.А. Ганнибала, складывается впечатление о неизменном в целом характере гербов.

___________________________________________

Комм. Почему-то никто из исследователей в упор не замечает на ЛеФОРТовой печатке в "положенных накрест пушках" Геральдика "МЁРТВОЙ (т.н.АДАМОВОЙ) ГОЛОВЫ"

Касаемо пальмы и "связи с Италией". Для сравнения со "слоном с пальмою", артефакт из иберийского святилища:

Геральдика
Слева: Каменный рельеф из Осуны с изображением самки оленя с олененком на фоне пальмы. Раскопки 1903 года.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Потомки Русских Родов » Геральдика