http://enc-dic.com/enc_myth/Ashvamedha-819.html
Энциклопедия мифологии:
АШВАМЕДХА (др.-инд. asvamedha), в древнеиндийской мифологии ритуал жертвоприношения коня (см., напр., миф о Сагара). Мифы об А. отражают реальную церемонию жертвоприношения, засвидетельствованную ещё в ведийское время. Царь, желавший потомства, выпускал на волю коня и вместе с войском следовал за ним, подчиняя правителей тех стран, где оказывался конь. Поход продолжался год и был прелюдией к А. Затем возводили особое ритуальное сооружение - причинаванса, матица которого ориентирована на восток; внутри размещались очаги для трёх ритуальных огней; к востоку ставили большой алтарь с очагом в виде птицы; в центре этого очага находился «пуп вселенной». Далее выбирали коня определённой масти и приносили его в жертву (иногда условно). Престиж А. был столь велик, что совершившего сто А. считали способным низвергнуть Индру и стать царём вселенной. В упанишадах с А. связывалось сотворение мира из частей коня (ср. Брих.-уп. I 1 и др.). А. подробно описывается в «Шатапатха-брахмане», «Ваджасанейи-самхите Яджурведы» и других текстах. Ритуал А. обнаруживает ряд аналогий в традициях других народов.
Наше иЗследование начато здесь: ТРИ МАТЕРИ посты 200 - 203
КВАДР (итал. quadro, от лат. quadrum — "четырехугольник, квадрат»
К-ВАДР
Сравни:
ВЁДРО
I ведро. "ясная погода", укр. ведро, др.-русск. ведро, цслав. ведръ "ясный", ведро "ведро", болг. ведър "ясный", сербохорв. ведар – то же, словен. vedr "веселый", чеш. vedro, польск. wiodro, в.-луж. wjedro, н.-луж. wjadro. По-видимому, родственно д.-в.-н. wetar, нов.-в.-н. Wetter "погода"; см. И. Шмидт, Pluralb. 202; Бругман, IF 18, 435 и сл., но герм. слова, возм., связаны с ветер; см. Бругман (там же); Вальде 817; Траутман, Apr. Sprd. 460.
I ведро укр. вiдро, др.-русск., ст.-слав. вдро (Супр., Euch. Sin.), болг. ведро, сербохорв. вjедро, словен. viedro, чеш. vedro, слвц. vedro, польск. wiadro. Родственно вода, нем. Wasser, греч. , др.-инд. udakam "вода", герм. *weta- "влажный", др.-исл. vatr, англос. vt – то же, греч. "ведро для воды"; см. Мейе, MSL 14, 342; 21, 253; Уленбек, Aind. Wb. 29; Торп 384; Траутман, Apr. Sprd. 458 и сл. Связь с др.-инд. udaram "живот, чрево", лит. vedaras "желудок", др.-прусск. weders "живот", лтш. veders, vedars "живот; возвышение".
Quadr-iga
КВАДР-ИГА
Это, полагаю, КВАДР-ЯГА, или Жертвоприношение коня – Ашвамедха. Вернее, КУЛЬМИНАЦИОННЫЙ МОМЕНТ АШВАМЕДХИ. (Солнце, прошедшее четыре времени года, четыре цикла и пр.)
अश्वमेध यज्ञ ашвамедха ягья
Ашвамедха ягья один из наиболее важных царских ритуалов ведической религии, детально описываемый в «Яджур-веде» и кратко в «Риг-веде» (Яджур-веда Тайтирия-самхита 7.1-5, Ваджасанейи-самхита 22—25 и в комментарии к ним «Шатапатха-брахмане» 13.1—5.). Ашвамедха- ягью имел право проводить только царь (раджа). Целью жертвоприношения являлось обретение силы и славы, власти над соседними провинциями, а также общее благосостояние царства.
В жертву приносили жеребца в возрасте старше 24 лет. После ритуального окропления водой, брахманы адхварью шептали ему на ухо мантры. Затем проводилось ритуальное убийство собаки, символизировавшее наказание грешникам. После этого жеребца отпускали в северо-восточном направлении и оставляли его скитаться где ему заблагорассудится в течении одного года или по другой версии полугода. Любой, попытавшийся остановить коня, подвергался ритуальному проклятию. Конь и его скитания ассоциировались с солнцем и его движением в течении года. Коня постоянно сопровождали 100 юношей, родственников царя и высшей аристократии. В их обязанности входило охранять коня при всех обстоятельствах. Цари земель, по которым он проходил, должны были либо признать себя вассалами совершающего ашвамедху царя, либо сразиться с ним. Одновременно с этим, во дворце царя непрерывно проводился ряд ведических ритуалов.
Ряд церемоний проводился и после возвращения коня. Под декламацию ригведических мантр, жертвенного жеребца вместе с тремя другими конями запрягали в покрытую золотом колесницу (К-ВАДР-ИГА - И.), заводили в воду и подвергали ритуальному омовению. После этого, главная царица вместе с двумя другими жёнами (ТРИ МАТЕРИ - И.) царя смазывали жеребца гхи (топлёным маслом) и украшали его голову, шею и хвост золотыми украшениями. Затем, проводивший жертвоприношение брахман предлагал коню остатки вечернего приношения зерна.
После этого, конь, безрогий козёл и дикий бык привязывались к столбам около жертвенного огня, а семнадцать других животных привязывались к коню. Большое число животных, как домашних, так и диких, привязывались к другим столбам на арене жертвоприношения. После этого жеребец подвергался ритуальному убиению и главная царица начинала призывать других жён царя к милосердию. Царицы обходили вокруг жеребца декламируя мантры. В течении следующей ночи, главная жена царя имитировала соитие с мёртвым жеребцом, в то время как другие царицы ритуально сквернословили.
(Заметим, что с КОН(ём) КОНТАКТИРУЮТ ЖЕНЩИНЫ (царицы или нимфы - И.)
На следующее утро, жрецы-брахманы, декламируя стих дадхикра из «Риг-веды» проводили ритуал встречи главной жены царя, после того как она провела ночь с конём. Стих дадхикра использовался в ведических ритуалах для очищение после сквернословия. (РигВеда 4.39.6, ЯджурВеда Ваджасанейи-самхита 23.32) Три царицы, с помощью сотен золотых, серебряных и медных игл отмечали линии на теле жеребца, по которым он должен был препарироваться. После этого туша коня рассекалась на части и его мясо поджаривалось. Разные части туши жеребца с криками svAhA - сваха! предлагались разным аспектам Божественной Силы. Было и специальное восхваление коня - ашвастути, которое завершается словами:
Пусть боевой конь принесёт нам прекрасных коров, прекрасных коней,
Детей мужского пола, а также богатство, кормящее всех!
Пусть Адити создаст нам безгрешность!
Пусть конь, сопровождаемый жертвенным возлиянием, добудет нам власть!
Часть из добычи, полученной во время годовых скитаний жеребца, использовалась для награждения брахманов совершивших ягью. Добыча, полученная на востоке, отдавалась священникам хотар, в то время как адхварью получал в награду одну из дочерей царя и его четвёртую по значимости жену.
В «Шатапатха-брахмане» подчёркивается царская природа ашвамедха-ягьи и утверждается, что «ашвамедха есть всё».
Ашвамедха- ягья описывается в санскритских эпосах «Рамаяне» (кн.1, гл.12—14) и «Махабхарате» (кн.14, гл.86-91).
В «Махабхарате» описывается жертвоприношение, совершённое царём Юдхиштхирой. Его братья сопровождали коня во время его странствий по соседним царствам. Арджуна победил всех царей, отказавшихся подчинится власти Юдхиштхиры. В «Махабхарате» утверждаетсчя, что ашвамедха была проведена Юдхиштхирой в точном согласии со всеми правилами и предписаниями Вед.
В «Рамаяне» содержится не менее детальное, чем в «Махабхарате», описание ашвамедха- ягьи, совершённой отцом Рамы царём Дашаратхой. Там также утверждается, что ритуал был проведён в строжайшем соответствии с ведическими предписаниями. Главная жена Дашаратхи Каусалья обходит вокруг коня, ритуально пронизывает его тушу тремя ножами и проводит с ним ночь. В завершение ритуала Дашаратха символически отдаёт других своих жён председательствовавшим на ягье жрецам, которые возвращают их ему в обмен на дорогие подарки (1.14.35).
В конце эпоса приводится описание ещё одного ритуала ашвамедха, совершённого при совсем других обстоятельствах. У Рамы была единственная жена Сита, которая находилась в изгнании и на церемонии была символически представлена золотой статуей. Сита в это время жила в лесном ашраме риши Валмики со своими сыновьями-близнецами, Лавой и Кушей, о существовании которых Рама ничего не знал. Во время своих странствий, жертвенный конь в сопровождении армии под предводительством Ханумана входит в лес, в котором проживала Сита со своими сыновьями, и встречает там Лаву. Лава игнорирует предупреждение на табличке на лбу у коня, в котором требуется не препятствовать его движению. Обуздав жеребца, он вместе со своим братом Кушей бросает вызов армии и одерживает над ней победу. Признав в них сыновей Рамы, Хануман отсылает двух братьев в Айодхью, где они примиряются со своим отцом, который принимает Ситу назад во дворец. Сита, однако, не желая продолжать жить, поглощается землёй. Ничего не говорится о том, была ли успешно завершена ягья, но после смерти Ситы Рама несколько раз повторно совершил её, используя для проведения церемонии золотую статую своей жены.
В «Брихад-араньяка-упанишаде» (тексте, примыкающем к «Шатапатха-брахмане» и возможно являющимся древнейшей из Упанишад) описывается история сотворения мира в которой мритью «смерть» принимает облик лошади, а ашвамедха отождествляется с солнцем:
Тогда оно превратилось в коня (ашва), который увеличился в размерах (ашват), и стал пригоден для жертвы (медхья); именно поэтому жертвоприношение коня зовётся ашва-медха ... жрецы предложили принадлежавшего Праджапати освящённого коня как посвящение всем богам. Поистине, ашвамедха — это сверкающее и излучающее тепло солнце; его тело — год. Агни — жертвенный огонь; эти миры — его тела. Итак, их двое — жертвенный огонь и жертвоприношение коня. И опять же, они — одно божество: Смерть.
Согласно «Брахма-вайварта-пуране» (185.180) ашвамедха является одним из пяти действий, запрещённых в Кали-югу:
В век Кали запрещается совершать следующие пять действий: приносить в жертву коня, приносить в жертву корову, принимать санньясу, делать подношения мяса предкам и зачинать детей в лоне жены брата.
Согласно Пуранам, коней приносили в жертву не для того, чтобы их убить, а чтобы проверить правильность проведения обряда. При этом животное, принесённое в жертву огню, сразу же получало новое тело. Что касается нынешней эпохи Кали-юги, то сейчас приносить в жертву животных запрещено, потому что не осталось жрецов-брахманов, способных правильно проводить такие жертвоприношения. Всвязи с этим в различных школах и линиях стали применяться заменители этого обряда. Например у гаудия-вайшнавов это санкиртана- ягья - совместное воспевание имен Изначальной Личности Бога. У многих же обусловленных это вызывало такое глубокое неприятие, что они начинали с аллегорического и символического восприятия этого ритуала и доходили, чтоб не сказать докатывались, до ругани и осуждения подобно локаятику Мадхвачарье, написавшему:
“Три автора Вед были шутами, мошенниками и демонами. Все известные изречения пандитов, все непристойные обряды жены царя и разного рода подарки жрецам в ашвамедха-ягье были придуманы шутами, подобно тому как поедание плоти поощрялось орудующими ночью демонами...“
Во многих индоевропейских культурах присутствуют свидетельства жертвоприношения коня, а сравнительная мифология показывает, что подобные жертвоприношения были частью праиндоевропейского ритуала.
Комментарии:
- В наш век запрещено совершать Ашвамедха-ягью, жертвоприношение коня. Во время этого жертвоприношения убивали старого коня, затем с помощью мантр жрецы воскрешали его в молодом теле. Таким образом они показывали всем, насколько могущественны ведические мантры - с их помощью можно вернуть мертвое животное к жизни. Но в наше время люди не могут воспевать эти мантры механистически совершенным образом, поэтому жертвоприношения ашвамедха и гомедха запрещены в этот век. Санкиртана-ягья настолько могущественна, что может вывести падшие души из-под влияния майи. Вы берете какого-то духовно мертвого человека, например, того, кто привязан к пьянству, и возвращаете его обратно к жизни, давая духовную жизнь, духовную радость - и это доказывает истинность мантры. Так же как и во время ашвамедха-ягьи, вы возвращаете мертвеца к жизни.
- Ашвамедха-ягья (жертвоприношение коня) в ведические времена действительно работало и животные перерождались после этого в высших мирах. Но сейчас это обыкновенное убийство и в этом нет ничего хорошего. То же самое и с обрядом Сати (суицид жён путём сожжения на костре) - они просто пытаются тупо скопировать добровольный поступок, имевший место в ведической истории, сделав его добровольно-принудительным. Про остальные виды мракобесия долго можно рассказывать, но это уже другая тема.
Ашви́ны (санскр. अश्विन) (ашвин- «обладатель лошадей, укротитель лошади, всадник», в двойственном числе ашвинау) или Ашвини Кумары — божественные близнецы-всадники в «Риг-веде», сыновья Сараньи, богини облаков и жены Сурьи в форме Вивасвата. Они — ведийские божества, символизирующие рассвет и закат.
АШ-ВИН (ср. с ВИНА (ВИИНА).
http://www.anaharsis.ru/semiot/arhaika/ther_4.htm
Скифская культура. Жертвенный конь
По свидетельству Геродота (IV, 59-62), скифы приносили коней в жертву всем семи богам своего пантеона, а также убивали их при погребении и на поминках царя (IV ,72). «Обряды жертвоприношения всем богам и на всех праздниках у них одинаковы… Жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец веревки и затем повергает жертву на землю», т.е. точно так, как это показано на Чертомлыкском сосуде.
У ведических ариев этот ритуал назывался «ашвамедха» – жертвоприношение белого коня, и был связан с космогонической символикой мироздания. Обряд проводился в день солнечного равноденствия. Лучшего царского белого коня (правого коня колесницы) привязывали к столбу – символу Мирового древа, увенчанному колесом – символ солнца (так как Древо опора солнца), и убивали. Части тела жертвенного коня ассоциировались с элементами космоса: передняя часть – восток, задняя – запад, четыре ноги – четыре стороны света, голова – небо, тело – земля, хвост – нижний мир, кровь – сперма, зарождающая новую жизнь. Коня убивали, отделяя голову и ноги (ногу). Большое значение в «ашвамедхе» имела числовая символика. Обряд был связан с представлением о трех сферах мироздания: высшее небо богов, атмосфера, где живут люди, и земля, пространство Богини-матери. Яркое отражение в обряде нашло трехчастное деление общества на жрецов, воинов и рядовых общинников. В ритуале участвовали три жены царя, принадлежавшие к трем классам, кастам общества: брахманка, кшатрийка и вайшья. На Чертомлыкском сосуде в жертвоприношении коня так же принимают участие три человека, три скифа, два из которых стоят со стороны головы и торса, а один со стороны крупа, что можно трактовать как акцентирование верха, середины и низа или духовной, физической (воинской) и сексуальной (производительной) энергий.
«Ашвамедха» трактовалась как смерть царя и его возрождение в новом качестве. После этого обряда царь считался перевоплотившимся, наделенным сверхъестественными силами и бессмертием. Время и место жертвоприношения являлись онтологической точкой, в которой были свернуты пространство и время, точкой изначального, потенциального бытия, зародышем нового мира, нового пространства-времени (3, с. 72). Фриз «поимки и приручения коней» можно ассоциировать с ритуальным пространством авестийского жертвоприношения и с его циклическим ритуальным временем.
Здесь важно отметить, что только в двух, противостоящих друг другу, сценах сюжетного фриза (1-2 и 7) головы коней касаются земли. Но если в первой сцене (1-2) конь вскармливается ее благодатью, т.е. нарождается из нее, то во второй (7) он уходит в землю, жертвенно умирает, завершая бытийный цикл. Так вечером уходит солнце, зимой тепло, в старости жизнь. Опоясывающий нижнюю границу фриза меандр – образ рождающей среды, в которую погружается все умирающее, чтобы вновь воскреснуть и породиться. Но любой жертвенный исход – это начало пути вверх, к божеству, а возвращение от него, рождение в мире ознаменуется благодатью, фарном.
В вышеприведённых материалах можно найти важные подсказки, если помнить, что:
КОНь – КОН
КОНтакт – КОНоТЁК
ЯГА КОНА-ТЁКА (времени, циклов)
НЕ «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ», а проЯВление ЖИЗНЕННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ. Исход устаревшей за прожитый год жизни (исход энергии) ради нарождения новой жизни, омоложения (обретения энергии).
http://bvsv.livejournal.com/13025.html
Мифология. Белый конь. Ликбез с картинками)) Часть первая.
В связи с тем, что многие плохо представляют себе истоки любви славян, финно-угров и прочих народов к лошадиной теме, хочу представить лучшее, что мне пока попадалось по этой теме, но не безупречное)) - это работа Кузьминой Е.Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света. // Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1977
Именно ее я здесь цитирую (не полностью), добавив от себя только иллюстрации)). Итак , поехали!
Наиболее полное описание жертвоприношений коня содержится в индийских источниках. По представлениям индийских брахманов, конь был вторым жертвенным животным после человека и перед быком, бараном и козлом.
Жертвоприношение коня сопровождало важнейшие церемонии, в частности совершалось в честь бога Варуны при установке алтаря огня (Шатапатха брахмана VIII, 3, 13; XIII, 3, 31).
Circa 335-380 AD. AV Dinar (7.62 gm; 20 mm). Ashvamedha type. Sacrificial horse standing left before pedestal with filleted yupa post, from which a banner flutters; "si" on footstool below / The queen, not nimbate, standing left on lotus-form mat, holding chouri (fly whisk) and cloth, suchi (filleted spear) before her. Brahmi legend right: Asvamedhaparakrama
Во время обряда Агникаяна в жертву Соме приносили белого коня, голову которого клали на алтарь [270, стр. 391; 360, стр. 217]. Интересно, что часто в жертву приносили не саму лошадь, а только ее голову или изображение лошади, или изображение лошадиной головы [299, стр. 133—134].
В Махабхарате («Сказание о происхождении творений», гл. 89, 5—15 и др.) описано несколько видов жертвоприношения коня: говитата, сопровождающееся раздачей коров, ваджимедха (видимо, последнее тождественно раджасуя и ашвамедхе). Обряд ашвамедха описан также в Ригведе (1, 162, 6) и Яджураведе 17. При ашвамедхе царь в день солнечного равноденствия выпускает на свободу своего самого сильного белого жеребца [21; 60; 237]. Освобождение коня происходит на берегу пруда, и ему предшествует жертвоприношение собаки.
Затем конь в сопровождении знатных юношей идет куда глаза глядят, а воины подчиняют власти царя все области на пути коня. Ровно через год в день солнечного равноденствия процессия возвращается, и тогда в течение двенадцати дней царь предается воздержанию, подвергается физическим лишениям и испытаниям [324, стр. 405]. Из камней строят алтарь огня, совершают жертвоприношения и три дня жгут огонь Сомы. Затем жеребца впервые после целого года воздержания случают с кобылицей, впрягают с правой стороны вместе с тремя другими жеребцами в колесницу, на которой царь, следуя на восток, приезжает к пруду. Здесь три главные жены царя умащают и украшают коня, затем привязывают его к столбу, над которым иногда установлено колесо — символ солнца, и, наконец, убивают его. Главная жена вступает с животным в мистический брак. Она золотой иглой отделяет голову коня, которая посвящается богу огня Агни и должна доставить царю духовную энергию; вторая жена серебряной иглой отделяет туловище коня, которое должно обеспечить царю физическую силу, .а третья жена отделяет бронзовой иглой хвост коня, чтобы царь получил богатство скотом. Вечером кровь коня льют в огонь алтаря, затем происходит ритуальное омовение и возлияние масла в честь Варуны.
Ашвамедха сопровождается богатыми жертвоприношениями и еще более богатыми дарениями и заканчивается грандиозным пиршеством.
Серебряная чаша с изображением коней. Найдена в 1896 г. близ дер. Квацпилеевой Соликамского уезда Пермской губ., 3 в. до н.э. На дне чаши изображена розетка—схематическое изображение солнца. Необычность изображения рядом двух жеребцов и одной кормящей кобылицы наводит на мысль, что на чаше изображен какой-то определенный миф, определенные божества в образе лошадей, как изображались, например, Саранью, дочь Тваштра, — в Индии и Посейдон и Деметра, породившие жеребца Эриона, — в Греции
Thessaly, LARISSA - AR Drachm (5.81 gm) - 400-370 BC.
Главными действующими лицами в ашвамедхе кроме царя и его жен выступают четыре жреца, каждый из которых является представителем одной из каст и олицетворяет собой одну из стран света.
В то же время жены царя, тоже представляющие каждая одну из каст, олицетворяют три части мироздания: во время ритуала они произносят мистические названия земли, атмосферы и неба [237]. А сам жертвенный конь в Ригведе назван конем Тваштра (т. е. мировым конем). Таким образом, жертвоприношение коня при ашвамедхе имеет очень сложный космологический характер.
Значение этого жертвоприношения в том, что оно обеспечивает царю получение высшего царского достоинства; в результате ашвамедхи царь перевоплощается, происходит его новое рождение, и он приобретает могущество и бессмертие.
Сходные ритуалы были и у других индоевропейских народов. Так, у кельтов, по свидетельству Гиральда Камбрийского, король при коронации участвовал в жертвоприношении белой кобылицы и имитировал совокупление с ней. Затем король купался в воде, в которой варили мясо убитого животного, и только после этого он считался посвященным в новый сан [289, стр. 288—289; 297, стр. 126— 135; 334, стр. 353 и ел.; 343, стр. 310-312]. У славян белый конь участвовал в обряде в честь бога солнца Яровита [57, стр. 125—127].
Отголосок жертвоприношения головы коня сохранился в русских сказках, в которых герой входит в одно ухо коня и выходит из его головы через другое ухо преображенным и наделенным богатырской силой [133, стр. 239-245; 118]. Немаловажную роль играло жертвоприношение белого коня, сопровождавшееся почитанием головы коня и фаллическими обрядами, в плодородном культе германцев [258, стр. 203; 323]. Наконец, в Риме существовал большой государственный праздник — equus October, справлявшийся, как и индийская ашвамедха, в день равноденствия— 15 октября. (КОНЬ - лат. Экуус (Equus) - И.)
Пельские мозаики 4 века до н.э.
На саркофаге из Тарквинии изображены амазонки, мчащиеся в квадриге и давящие копытами коней греческого воина. IV в. до н. э. Флоренция, Национальный археологический музей. Художник склепа Деметры в Керчи, рисовавший квадригу в I веке до н. э., сознательно уменьшил количество ног лошадей, понимая, что частый повтор их может быть неприятен для глаз. Возможно, он следовал примеру гениального скульптора мраморного фриза Парфенона, также еще в V веке до н. э. отступившего от реальности в пользу гармонии
SICILY, Syracuse. Agathokles. 317-289 BC. AR Tetradrachm (16.88 gm). Circa 310-305 BC.
Правый конь четверки, запряженной в колесницу, победившую на ристалищах, объявлялся священным (Интересно, что во фракийскийской Казанлыкской гробнице изображены скачки, годе во всех трех уряжках по два коня разного цвета).
Затем его закалывали. Жители двух кварталов Рима боролись за голову коня. Эту голову, украшенную венком, прикрепляли к стене царского дворца, а хвост коня несли к Региа, где кровь стекала на алтарь. Позднее весталки смешивали кровь коня с золой принесенных в жертву других животных и совершали возлияния с целью вызвать плодородие, что сопровождалось фаллическими обрядами [60; 57; 234, V, 235; 242, стр. 4— 50; 289, стр. 289—291; 308, стр. 156— 201]
Таким образом, жертвоприношение белого коня является общеиндоевропейским ритуалом в честь бога неба, сопровождающимся возжиганием священного огня и возлиянием крови жертвенного животного. Обряд совершается с целью вызвать плодородные силы природы и передать их царю как носителю этих сил [272; 312].
Не только детали ритуала (украшение коня [249], отделение головы, ног и хвоста), но и многие ритуальные термины являются общими у разных индоевропейских народов [206; 312; 334], следовательно, этот обряд возник в древнейшую эпоху контактов носителей индоевропейских диалектов.
Каково происхождение этого ритуала? Специально изучавший его В. В. Иванов пришел к выводу, что ашвамедха служит заменой пурушамедхи — жертвоприношения человека, как правило девушки, совершавшегося с целью вызвать плодородие [60]. По мнению В. В. Иванова, древнейшим и исходным был обряд человеческого жертвоприношения, а па следующем этапе развития религиозных представлений конь выступил в роли заместителя человека. Хотя в истории религии очень хорошо известна и очень распространена подмена человеческого жертвоприношения приношением животного, а того, в свою очередь, только частью жертвенного животного или символизирующим его предметом, мне кажется, что обряд ашвамедхи имеет иные истоки и что в основе его, как и других ритуалов, связанных с конем, лежат древнейшие тотемические представления.
У примитивных народов совершаются сложные обряды и жертвоприношения, при которых с целью причащения поедают мясо тотема и пьют его кровь. При этом особые магические свойства приписываются голове убитого тотемного животного.
В обряде ашвамедхи достаточно отчетливо видны пережитки этих представлений: белый конь выступает в роли мирового коня Тваштра.
Пережитком инициации является воздержание царя и физические лишения, которым он подвергается, перед тем как получить в конце ашвамедхи второе рождение в новом качестве; конь как тотем обеспечивает жене царя плодородие, что изображается при ашвамедхе весьма натуралистично; самому царю конь, как и тотем, дает духовную энергию, физическую силу и богатство скотом; при этом особую роль, как и при убийстве тотема, играет голова коня; наконец, как и обряд поедания тотема, ашвамедха заканчивается грандиозным общенародным пиршеством.
Проанализированные В. В. Ивановым ритуальные термины, связанные с жертвоприношением и восходящие к корню asva — конь, показывают, что у ариев древнейшей жертвой был именно конь, а не человек. Доказательством этому служат и археологические материалы, в которых человеческие жертвоприношения фиксируются лишь в эпоху гораздо более позднюю, чем жертвоприношения животных.
С развитием общества происходило усложнение идеологии, развивалась религия. Конь стал, с одной стороны, воплощением богини матери-земли и двух ее спутников-близнецов, олицетворяющих жизнь и смерть, с другой — инкарнацией богов неба и солнца, ибо для индоевропейцев солнце и небо были не только подателями плодородия, но и вечным пастбищем, куда отправлялись умершие предки.
Когда произошла антропоморфизация богов, конь из их воплощения стал атрибутом, спутником и жертвенным животным.
A cheek plaque from Luristan, first millenium B.C
Большую роль играл конь в культе богини-матери. У некоторых индоевропейских народов ее почитали в образе кобылицы: греки поклонялись богине Меланиппе — черной кобылице, культ которой позднее слился с культом Деметры [229, стр: 239—243; 298, стр. 114—125; 307, стр. 198].
Demetra e Kore su quadriga
Sanli Urfa (Haleplibahce) Mosaics, Турция, 5 век
Троянцы посвящали своей богине статую лошади [229]. Однако более распространен был образ богини — хозяйки коней. Ее представляли стоящей между двумя всадниками.
Боспор ,4-5 век, Эрмитаж
Эти всадники — спутники богини, близнецы, олицетворяющие противоположные стихии — жизнь и смерть, над которыми властна мать-земля; близнецы предстоят перед богиней один на белом, другой на черном коне, а часто два коня или две конские головы заменяют изображение, всадников. У разных индоевропейских народов богиня или близнецы носят «конские» имена, указывающие на то, что первоначально они выступали не в антропоморфном, а в лошадином образе.
Эфес 211 н.э.Нумизматическая коллекция, Национальный музей в Берлине. Reverse EΦECIΩN TPIC NEOKOPΩN // KAI THC AP/TEMIΔOC.
Кельты чтили богиню Эпону — «хозяйку коней», представлявшуюся между двумя всадниками или двумя конями [235, стр. 88; 340; 333, стр. 130, 132; 359, стр. 12].
A Celtiberian gold masterwork from an Iberian excavation
Stela representing the Gallic goddess Epona, 3rd c. AD, from Freyming (Moselle), France. Musée lorrain, Nancy
Кельтская богиня Эпона(Дакия)
Богине и конным близнецам поклонялись германцы [272, 359], греки почитали Деметру и двух ее спутников — Диоскуров (одного на белом, другого на черном коне) [236, стр. 68—69; 218], римляне поклонялись близнецам под именем Кастора и Поллукса и Ромула и Рема [345]. Близнецам поклонялись также иранцы [314], индийцы, называвшие их Марутами и Ашвинами от asva — конь [60; 236, стр. 176; 333- 363], а также славяне [26; 150] 18 и балты [59].
Gandharan stone palette. Attributed to the 1st century CE. Musee Guimet.
В жертву этой богине приносили лошадей, а черепа их вывешивали [274]. Этот обряд был известен еще у сарматов и скифов(Карагодеуашх, Прикубанье 4—3 вв. до н. э. Расположен у станицы Крымской Краснодарского края. Раскопан Е. Д. Фелициным в 1888.Погребение молодой женщины в богатом ритуальном уборе из золота и серебра): конский череп изображен рядом с богиней-матерью на пластине из Мерджан, [8, стр. 62] а в росписи склепа из Неаполя скифского представлено жилище, крышу которого венчает два конька, совершенно аналогичных современным. Деревянные коньки на крыше — замена черепов жертвенных коней. Подобные коньки украшают жилище многих индоевропейских народов. В России, особенно на севере, этот обычай сохраняется до сего дня; еще недавно коньки венчали жилища балтийских славян и балтов [256]. В Англии на крыше помещались два конька, которые назывались Horsa и Hengist — лошадиными именами двух мифических царей-близнецов [59; 364, стр. 90—111; 359, стр. 54]. Это английское истолкование позволяет видеть в парах коньков, украшающих крыши и часто изображающихся на ювелирных изделиях и т. п., не столько символ солнца, как обычно трактуется семантика конька, сколько двух коней-близнецов — спутников богини плодородия 19.
Важную роль играл конь и в культе бога умирающей и воскресающей природы. В Средней Азии его почитали под именем Сиявуша, что значит «черный жеребец» [46, стр. 34-44; 142; 143, стр. 83—86; 175, стр. 204]. Кажется, никто еще не обращал внимания на то, что и имя, и обряд оплакивания смерти Сиявуша находят аналогию в греческой мифологии — в очень архаичном культе Меланиппа, имя которого тоже значит «черный конь».
Наконец, важнейшее значение имел конь в культе небесных и солнечных богов. В образе конной колесницы или только ее части — колеса или коня — представляют солнце все индоевропейские народы. В Ригведе, в Авесте, в греческой поэзии солнце называется «быстроконным», а лучи его сравниваются с развевающимися гривами лошадей [58, стр. 54]. На колесницах изображаются боги солнца, неба и грома: индоиранские Митра, Сурья, Индра, Веретрагна, греческие Аполлон, Гелиос, Зевс, римский Юпитер, хеттский Пирва, славянский Перун, литовский Перкунас и др. [205; 233; 249; 275; 303; 314; 323; 324; 332; 341].
Колесничный вариант мифа у индоевропейских народов мог сложиться не ранее середины II тысячелетия до н. э., когда были изобретены сами колесницы. В более архаичную эпоху солнце ассоциировалось с конем светлой масти. Пережитки этих представлений сохранились и в Ригведе, и в Авесте, где светлый конь является инкарнацией бога 20. В честь богов солнца и неба устраивались конные ристалища, приуроченные к солярному календарю: в Греции — на Олимпийских и Немейских играх, в Индии, Иране и Средней Азии — на новогоднем празднике [181; 269]. Победившая на олимпиаде колесница в Греции ассоциировалась с колесницей Зевса, въезжающего на Олимп после одержанной победы 21.
В религии и мифологии всех индоевропейских народов тема борьбы и победы бога или героя над силами зла ради торжества справедливости, освобождения плодородных сил природы и победы света над тьмой занимает ведущее место.
Особенно популярен в мифологии и фольклоре сюжет борьбы со змеем. В этом мифе светлый конь выступает активным помощником героя: конь Индры носит эпитет «змее-убийца», богатырский конь в русской сказке затаптывает змеенышей [60; 83; 118; 133; 205; 270; 275; 303].
В роли змееборца часто представляется царь, который рассматривается как избранник и земное воплощение победоносного бога [311; 361; 362] 22.
Поскольку конь был помощником и атрибутом небесного бога-змееборца, то он стал и священной собственностью царя и символом его власти 23.
Важную роль конь играл также при выборах царя, служа вестником воли богов.
Археологический музей в Стамбуле, 2 в. до н.э.
У всех индоевропейцев белые кони были посвящены богам и царю, и никто из простых смертных не имел права ездить на этих, священных конях.
Княжна Либуше и ее послы к Пжремыслу на белых конях в зноемской ротонде (Морава), построенной в начале 11 века.
У славян в святилище в Арконе содержались неприкосновенные белые лошади богов. Такие же кони были у германцев и кельтов [272]. В Англии два белых коня считались священной собственностью английского короля [364, стр. 90—111]. У римлян белые кони были посвящены Юпитеру и Фебу (Тит Ливии V, 23, 5; 289, стр. 291). Триумфатор въезжал в Рим через триумфальную арку, символизировавшую небосвод, на колеснице, запряженной четверкой белых коней, олицетворявших собой коней колесницы солнца, и вся церемония воспроизводила победу солнца над тьмой, а триумфатор играл роль победоносного бога солнца [181, стр. 152].
У иранцев особые кони считались собственностью богов и царя. Тацит (Анналы, XII, 11) говорит, что в святилище Геракла в Багастане содержались в полной запряжке кони бога для его охоты. Страбон называет несейских кобылиц царскими.
Одиссей и Диомед крадут лошадей фракийского царя Реза, которого они только что убили. Apulian red-figure situla by the Lycurgus Painter, ca. 360 BC. Заметим, что убитыми оказались почему-то амазонки фракийского царя
An Exceptional Chalkidian Black-figure Terracotta, Late Archaic, ca. 540 B.C.E.
Фракийский король Реса и его войска вышли к Трое, чтобы сражаться на стороне троянцев с греками. Прибыв поздно ночью, они уснули за пределами городских стен. В середине ночи они подверглись нападению со стороны греческих героев Одиссея и Диомеда, которые жаждали их бессмертных лошадей. Одиссей и Диомед убили двенадцать спящих фракийцев и их царя, Rhesos, прежде чем они уведут лошадей в стан греков. Так же сообшает об этом Гомер в поэме "Илиада". В основной сцене, Одиссей и Диомед обозначены надписями, как король Rhesos, который вот-вот будет зарезан Диомедом. Под ручкой вазы, лошадь, которых Гомер описал как "быстрее ветра и белые, как снег" представлен поразительно белый жеребец на переднем плане.
(Продолжение следует)
Отредактировано Иванка (2013-05-09 10:25:43)