Иванка написал(а):В руках Сарасвати:
• священная книга Вед — символ науки
• чётки из белого жемчуга — символ духовности
• чаша со священной водой — символ созидающей и очищающей силы
• вина — музыкальный инструмент, символ искусства
Иванка написал(а):Средством ее передвижения (ваханой) является лебедь, а ее эмблема — шестиконечная звезда или гексаграмма
ХАМСА или Ханса (Санскр.) "Лебедь или гусь", согласно востоковедам: мистическая птица в оккультизме, аналогичная Пеликану розенкрейцеров. Священное мистическое название, которое, когда ему предшествует Кала (бесконечное время), т.е. Калаханса, становится именем Парабрахма, означает "Птица вне пространства и времени". Потому Брама (мужской) называется Ханса Вахана, "Колесница Хансы" (Птицы). Эту же мысль мы встречаем в "Зохаре", где Эйн Соф (бесконечное и беспредельное), как сказано, спустилось во вселенную для проявления, используя Адама Кадмона (Человечество) в качестве своей колесницы или проводника.
Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь
http://aryadev-beda.livejournal.com/2565.html
Ерченков О.Н.
Герменевтика образа Хамсы как символа трансперсонального опыта.
"Стану я, раб Божий (имя рек), благословясь, и пойду, перекрестясь, во сине море: на синем море лежит бел горюч камень, на камне том, стоит престол божий, на этом престоле сидит Пресвятая Матерь, в белых рученьках держит белого лебедя, обрывает, общипывает у лебедя белое перо..."(Русские заговоры)
Среди множества священных символов на протяжении веков вдохновляющие духовно-мистические системы индуизма образ Хамсы - божественного лебедя занимает чрезвычайно важное место. Образ этот настолько объемный и многогранный, что переводчику индуистких текстов следовало бы оставлять его без перевода, относя этот образ к "сумеречному языку" (сандхья бхаша, парибхашики санджна). Для обозначения понятий выражаемых "сумеречным языком" мы предлагаем пользоваться термином "метасимвол", под которым следует понимать символ особого рода, обладающий максимально открытым семантическим полем. К таким "метасимволам" вне всякого сомнения, следует отнести образ Хамсы. Если обратиться к Санскрито-английскому словарю Моньера Вильямса, то там приводится такой синонимический ряд в словарной статье о Хамсе:
"Гусь, лебедь, фламинго (или другая водная перелетная птица; которая согласно поверью способна отделять Сому от воды когда эти две жидкости смешаны, и в более поздней литературе, молоко от воды, что является символом вивеки, духовного различения. В Риг-Веде выступает как средство передвижения Ашвинов, а в более поздней литературе - Брахмы и богини Савитри или Сарасвати, персонификации священной Речи и мантры Гаятри. Дух или душа символизировавшийся чистым белым цветом гуся или лебедя, и странствующий подобно гусю. Универсальная Душа или Высший Дух, отождествляемый с Вирадж, Нараяной, Вишну, Шивой, Камой и Солнцем. Разновидность жизненного дыхания, Святой царь (Раджхан), мистическое обозначение слога ХА, гора, разновидность мистической мантры, духовный наставник, серебро". В действительности, символ Хамсы еще более многозначен. Он охватывает огромный пласт архетипических сюжетов, свойственных практически всем индо-европейским народам, и не только им. Попытаемся хотя бы бегло обрисовать многообразие мифо-поэтической фигуры божественного лебедя или птицы, указав на его наиболее характерные функции в мифологических сюжетах разных народов, традиций и культур.
В египетской "Книге Мёртвых" приводится мифологическая версия происхождения мира напрямую связанная с нашей темой: яйцо, из которого родился бог Солнца Ра, снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун - белая птица, которая первой влетела во тьму и нарушила вековечное безмолвие Хаоса. Великий Гоготун изображался в виде белого гуся- священной птицы бога земли Геба.
В античной мифопоэтической традиции получил распространение образ умирающего лебедя, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издавая последний крик ("лебединую песню") и мертвый низвергается в воду. Эта символика в своей основе связана с представлением о способности души странствовать по небу в образе лебедя, выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческого дара, поэзии и мужества, а также смерти. (ср. русскую загадку):
"Сидит утка на плоту
Хвалится казаку:
Никто меня не пройдет,
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица". (Смерть)
В славянской языческой традиции по справедливому замечанию Б. А. Рыбакова "солнечных лебедей мы должны рассматривать не как механическое заимствование античного мифа, а как соучастие северных племен в общем индоевропейском мифотворчестве, связанным с солнцем и солнечным божеством". (Б. А. Рыбаков "Язычество древних славян" М.1981 с.344) У славян и у скандинавов лебедь считался птицей священной, "божьей птицей" тесно связанной с солярными и циклическими мифами, а также с брачной и царской символикой. У поморов существовало табу на убийство лебедя, "чтобы не прервался род". Палабские (балтийские) славяне острова Рюген верили, что аист приносит детей летом, а лебедь зимой, а также считали, что лебедь откладывает всегда одно или два яйца и высиживает их девять месяцев.
В герметической и алхимической традиции символом Лебедя передается промежуточная стадия по изготовлению "философского камня" т.н. "работа в белом", при которой алхимик начинает проживать опыт внутреннего мира, как наполненность светом - опыт первоначальной внутренней яркости, которую зачастую ошибочно принимают за истинное озарение. Это всего лишь первое сознательное соприкосновение с тонким миром, и по сравнению с опытом физических чувств - опыт настолько всепоглощающий, что изображается в виде яркого белого света. Эта стадия символизируется Белым Лебедем. Лебедь - птица, которую редко можно увидеть летящей, но чаще - плывущей по озеру или реке, изящно скользящей по водной глади, а говоря в духовных терминах - по поверхности души, тонкой оболочке между собственно душой и физическим миром.
Описав вкратце, что значил образ лебедя для индо-европейской духовной культуры, вернемся к традиции древней и средневековой Индии, и попытаемся проследить, как складывался и усложнялся образ Хамсы, в различных религиозно-мистических системах индуизма.
Впервые Хамса как высший первопринцип, присутствующий во всем сущем, упоминается в Риг Веде. (Р.В 4.40.5.).
"Хамса, находящийся в ясном (небе,) Васу, находящийся в воздухе, Хотар, находящийся на алтаре, гость, находящийся в доме, (Бог,) находящийся среди людей, на лучшем (месте), в лоне закона, на небосводе, Рожденный из вод, от земли, от закона, из скалы - Великий Закон!"
Этот стих - знаменитая хамсавати мантра, которая помимо "Риг Веды" встречается также в "Катха упанишад", "Маханараяна упанишад" и в некоторых других текстах.
Согласно традиционному индексу анукрамани стих этот обращен к Мифическому божественному крылатому коню Дадхикре, отождествляемому с Солнцем. Шанкара в комментарии к "Катха упанишад" на этот стих выводит этимологию имени Сурьи Хамса от глагольного корня han (двигаться передвигаться, странствовать) имея в виду Солнце, постоянно движущееся по небосводу.
В этимологическом словаре "Нирукта" Яски этот образ расшифровывается еще более определенно: ha?sa? surya rasmaya? paramatma para? jyoiti? "Лучи Солнца - Хамсы есть высший Свет Высшего Атмана".
Каждый эпитет, прилагаемый в хамсавати мантре к Хамсе представляет собой отдельный "смысловой блок", со своим набором значений и ассоциаций, позволяющий нам представить его космогонические, ритуальные и магические функции во всем их многообразии. Рассмотрим основные из них.
1.) Хамса, находящийся в ясном (небе,) - suci?ad может также означать "находящийся в чистоте" (шучи) как внешней, так и ритуальной и внутренней. Таким образом, чистота, ясность - символ сакральности как таковой, а также символ просветленного сознания.
2.) vasu - Согласно Шанкаре - слово васух получено от каузативной формы корня vas, означающего предоставление места для проживания как всепроникающий воздух (прана).
3.) Как Хотар, (это слово означает) огонь - вследствие ведического текста: "Огонь, воистину, есть хотар" (Чхандогья упанишад, III.1.,VII.1);
4.) (Он есть) ведишат -- слово получено от корня сад - пребывающий на веди, т.е. на земле -- вследствие мантры, начинающейся со слов: "Этот веди (жертвенный алтарь) есть наивысший пуп земли" (Р.II.III.20). Т.е. сакральный неподвижный центр мира.
5.) Как сок Сомы, (Он --) дуронасат, находится в сосуде (дурона); или же, как гость-брахман, Он живет в домах (дурона). Также он пребывает в каждом доме как васту пуруша, дух - хранитель дома, а также Ведического алтаря, прообразом которого является Пуруша описываемый в Риг Веде, лежащий в основании мира. Характерно, что одна из существующих конструкций ведического алтаря строилась в форме летящей птицы с расправленными крыльями, что однозначо позволяет отождествить ее с Хамсой.
6.) (Он --) n??ad, сущий в человеке (как душа).
7.) Он - варасат, Сущий среди почитаемых, т.е. среди богов.
8.) Он- Ритасат, сущий в рта, т.е. в Истине или в жертвоприношении, а также универсальном космическом законе (Рита Дхарме).
9.) Абджах, -- от слов ап ("воды") и джа ("рождаться") -- рожденый в воде, как
перламутровая раковина, макара, (морское дракон), и т.д.; Воды также могут означать первичные космические воды, из которых проявляется хираньянда (золотое яйцо) Ср. "Законы Ману" (1.6-9).
"Тогда божественный Самосущий невидимый, [но] делающий [все] это -
великие элементы и прочее - видимым, проявляющий энергию, появился,
рассеивая тьму. Тот, кто постижим [только просветленным] умом, неосязаемый, невидимый, вечный, заключающий в себе все живые существа , удивительный (acintya), проявился сам [по собственной воле]. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он вначале сотворил воды и в них испустил свое семя.
Оно стало золотым яйцом, по блеску равным солнцу; в нем он сам родился [как] Брахма , прародитель всего мира".
10.) годжах, рожден на земле (го), -- как рис, ячмень и прочие растения. Здесь Хамса выступает также символом мирового древа. Ср. Также образ двух птиц сидящим на одном дереве, и представляющих индивидуальное духовной начало, дживатму и высший Дух Параматму.
11.) адриджах, рожденный от гор (адри), как реки и т.д. Здесь намекается на связь Хамсы с мировой горой.
Предварительные вывод, который напрашиваются сам собой, заключаются в следующем: Метасимвол Хамсы содержит в себе в наиболее концентрированном виде практически все основные онтологические, космогонические, ритуальные и религиозные представления и реалии, описываемые в Ведах, и составляющие первооснову миросозерцания Ведических ариев, шире - народов всего индоевропейского ареала.
Главным значением символа Хамсы является идея Истока, невыразимой несхватываемой целостной Реальности, трансцендентной и имманентной одновременно, чья природа может быть выражена только поэтическим языком прадокса, т.к. в ней уравновешиваются абсолютно любые дуальные пары. Отсюда, утверждения о том, что Хамса движется и не движется, он дхрувам, неподвижный и твердый, как одно из наименований полярной звезды, но он также Атман: атати ити Атма: "тот что движется (атати) есть Атман". Сам облик лебедя, с его гибкой длинной шеей, представляется как гибрид птицы и змеи, символизирующих противоположные начала: небесной птицы и земного гада. Он един и множественен, он повсюду и нигде. Он есть полнота и великое Все. Как о том сказано в Шветашватара упанишад: (1.5-6)
"Мы почитаем ее, (первопричину) как реку с пятью рукавами, пятью истоками, могучую, извилистую, чьи волны - пять дыханий, чье начало - пять чувств.
С пятью водоворотами, с пятью стремительными потоками несчастья, разделенным на пятьдесят [видов] и пять частей. В этом великом колесе Брахмана, всеоживляющем, всеохватывающем, блуждает Хамса".
Еще одно величественное описание Хамсы содержится в Атхарва Веде, в Скамбха сукте Божеством этого гимна согласно индексу анукрамани является Адхйатма, (Внутренний Дух).
"Тот держатель Вод, что несет воду в котел (т.е. Солнце), все зрят Его оком, но не все познают (Его) умом. Великий Дух (Якша) в центре вселенной пребывает вдали в своей целостности и вдали Он исчезает через умаление
- Ему правители мира возносят жертвы.<...>Те, что ныне и раньше говорили знающие Веды, все они говорили об Адитье, втором агни, и тройственном лебеде (Хамса). Тысячедневное путешествие расправляет его крылья, золотого Лебедя, плывущего по небу. Он уместивший всех богов в своей груди, движется обозревая все миры. Тот в ком пребывает Наилучший, сияет вверху посредством Истины, взирает вниз посредством молитвы (брахма) и дышит крестообразно (в виде ветра) через прану".
Перейдем теперь к изложению главной темы: Роль символизма Хамсы в йогическом опыте, опыте запредельного, трансперсонального сознания. Прежде всего следует выделить смысл понятия трансперсонального сознания в контексте ведической ортодоксии и прочих религиозно-мистических систем индуизма, таких как йога (во всех ее разновидностях) и тантра.
Цель обретения подобного опыта - обнаружение тайного, сокрытого истока всех явлений, вещей и реалий и переживание глубинного единства с ними. Этот опыт в ведической литературе выражается отглагольным существительным dhi означающим "видение", "мысль", "мудрость", "осознавание". В главной ведической мантре Гаятри (Савитри) риши обращается к предвечному божественному Свету "Того Савитара", с целью обретения и расширения этой интуитивной визионерской мудрости: dhiyo yo na? pracodayat.
"Да направит (расширит) (Он) наше ["видение", "интуицию", "мысль"]. Отсюда возникает понятие прачодана дхи т.е. расширенного, всеохватного, тотального опыта. Именно к этому опыту, представленнному в образе мистической птицы Патанга обращен гимн Риг Веды "К Патанге" (10.177).
"В глубине океана разглядывают (его) прозорливцы,
Устроители обряда ищут след его лучей.
В мысли Патанга несет Речь.
Ее провозгласил Гандхарва в утробе.
Это сверкающее небесное познание
Мудрецы хранят в обители Истины"
В Древней Индии есть "пара лебедей, которые есть Хам и Са, живущие в сознании Великого и питающиеся лишь медом цветущего лотоса знания" Птица Хамса, или Калаханса, -"Лебедь в Пространстве и Времени", символ Брамы, символическая птица, роняющая в Хаос яйцо, которое превращается во Вселенную.
Лебеди символизируют также вдох и выдох, дыхание и дух. Брахма, высшее божество индуизма едет верхом на лебеде, гусе или фазане. Лебедь связан и с солнцем; так, в "Тайттирия-брахмане" некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого лебедя, летит на небо и соединяется с солнцем.
Аналогом Гуся-хамсы в угро-финском эпосе (а угрофинны составляют значительную часть населения нашей страны и даже русского народа, который не является чисто славянским) является Утка.
- Сарасвати-янтра
Являясь аспектом Тары – Великой Матери всех богинь - Сарасвати считается богиней речи, изучения, знания и мудрости. Ее голову украшает месяц, в четырех руках она держит вину (индийская лютня), четки и книгу Знаний.
«Самая материнская», «самая лучшая богиня», «не ошибающаяся», «приносящая радость»… Считается, что каждая женщина должна овладеть 64 искусствами Сарасвати, среди которых: телесные упражнения, пение, танцы, употребление украшений, искусство нарядов, шитья, прикрывания тела одеждой, чтение книг, искусство побеждать, игра на Вине (настраивающей ум и интеллект ищущего ученика и извлекающей из него музыку жизни).
У Сарасвати золотая колесница, она богата лошадьми, защищает певцов, связана с поэзией, она — богиня священной речи. Ее милостью человек может получить знание предыдущего рождения, освобождение от цепи рождения и смерти и достичь окончательной цели Шаджа Аваста (исходное состояние) — Единства с Высшей Душой. Сарасвати — это та, кто дает сущность (′сара′) нашему собственному «Я» (′Сва′).
http://www.gnozis.info/?q=book/export/html/3053
Если она четырёхрукая, то держит:
~ книгу (пуштака), чётки (акшамала), струнный музыкальный инструмент (вина) и лотос (падма);
~ книгу (пуштака), акшасутра, чётки (рудракша мала), лотос (падма), одна рука в позиции учения (вьякхайя мудра);
~ книгу (пуштака), чётки (рудракша мала), струнный музыкальный инструмент (вина) и сосуд (камандалу);
~ священный посох (суданда), чётки (рудракша мала), книгу (пуштака), одна рука в катака-мудре (пальцы в форме кольца);
~ одна рука в благодающей позиции (варада-мудра), в других — чётки (рудракша мала), лотос (падма) и книга (пуштака);
~ чётки (рудракша мала), петлю (паса), стрекало (анкуса) и одна рука в позиции защиты (абхайя-мудра).
Если она восьмирукая, то несёт лук (дханус), жезл (гада), петлю (паса), струнный музыкальный инструмент (вина), колесо (чакра), раковину (санкха), деревянный пестик (мушала) и стрекало (анкуса).
Если она имеет десять рук, то держит колесо (чакра), раковину (санкха), чашу-череп (капала), петлю (паса), боевой топор (парашу), сосуд с амброзией (камандалу), Веды, чётки (рудракша мала), Видья (символ знания) и лотос (падма).
В Пуранах говорится, что на высших материальных планетах (Сварга) благодаря сильному влиянию энергии Сарасвати все дэвы (полубоги), киннары (кентавры), апсары (небесные танцовщицы и певицы), гандхарвы (небесные музыканты), муни (мудрецы) и другие живые существа говорят только поэтическим языком.
За Сарасвати всегда следуют тысячи киннаров (кентавров), основной обязанностью которых является гармонизация тех мест, куда они приходят. К несчастью, на Земле в настоящее время скопилось огромное количество негативной энергии и информации, которые экранируют биосферу. Постоянная вражда, зависть, лицемерие, обман и предательство охватило всю цивилизацию. Поэтому Сарасвати отвернулась от человечества, и киннары больше не приходят на нашу планету. Хотя еще 3-5 тысяч лет назад они жили на Земле (вспомните греческие мифы). Не удивительно, что ни в природе, ни в социуме, ни в личной жизни людей нет гармонии и мира.
http://www.advayta.org/item/000021/?id=36
ЧАША-ЧЕРЕП КАПАЛА (ср. с КУП-АЛА, КУПА, КУПИНА, а также с "КАПитолийская волчица"),
Также обратите внимание на надпись на ТАРО – королева СOPAS (в смысле совокупной силы).
КАПИЩЕ
"языческий храм". Из цслав., ст.-слав. капиште – то же, от ст.-слав. капь ж. "видение, призрак, образ", "статуя, изображение" (Супр.).
Пуштака (пустака) - религиозная книга, на тибетском языке называемая «Потти» (ср. с ПОТОК, ПОТ, ПОТуги – ПОТ ЯГИ?, ПАТОС – от греч. «страсть»).
Т.образом, «подножие» – это ПУШТАКА (ПОТТИ). Только слово «подножие» заменим на ОПОРА, т.е. опора на ЗНАНИЕ.
Но тут и начинается самое интересное:
Ср. ПОТТИ и ПОТИР
Ещё раз:
Пуштака (пустака) - это религиозная книга, на тибетском языке называемая «Потти». Является хранилищем духовного знания и учения Будды. Книга, сделанная из продолговатых пальмовых листьев, или рукопись, которая имеет продолговатую форму (а также форму свитка).
ПАТОС от греч. «страсть», ПОТ сюда же, т.к. праслав. *роktоs, связано чередованием гласных с *реko "пеку". Формально близко кимр. роеth "горячий".
ПОТИР ("потереть" лампу с джином?, а от трения лампа нагревается )
(от греч. poter — чаша, кубок) литургический сосуд для освящения вина в виде чаши на высокой ножке.
ЧАША и КНИГА – казалось бы, разные предметы "обихода", а названия сходны. ??? В том то и дело, что это ОБИХОД! В церковном оби-ходе это союз Евангелия и потира!
Продолжение завтра
Отредактировано Иванка (2013-04-11 03:39:08)