http://vasily-sergeev.livejournal.com/1435053.html
Белая Вежа - крепость, которую мы потеряли
Историческая справка: Саркел (хазарск. «белый дом») - хазарский, позже (???, ср. САР с «царь», «ШАР» и КЕЛ с «коло», «-КАЛ(и)» - М.) русский город-крепость на левом берегу реки Дон на окраине х. Попов, между станицой Цымлянской и хутором Красный Яр в устье реки Цымла (Цымля). В настоящее время находится на дне Цимлянского водохранилища. Более правильное (хазарское) название – Шаркил (!- М.). Традиционное наименование Саркел взято из греческого языка, где звука «ш» не существует, поэтому он передан через «с».
Крепость построена между 834 и 837 в районе пересечении торговых сухопутных дорог с водным путем по Дону. По просьбе правителей Хазарии кагана и бека, обратившихся к византийскому императору Феофилу, строительство велось при посредничестве византийских инженеров, во главе с Петроной Каматиром. Саркел стал главным форпостом на северо-западной границе Хазарии. Несколько раз упомянут в письменных источниках. В нем базировался ежегодно сменяемый гарнизон из 300 воинов. В 965 Саркел разгромлен князем Святославом. После этого поселение перешло под власть Руси и стала называться по-русски Белая Вежа. (Наверняка так и называлась изначально и представляла из себя борейский град-крепость, подобный Китежу, и Святослав забрал у хазар СВОЁ – М.).
В киевском Софийском соборе имеется настенная надпись ХI века, в котором упоминается «Тятькюш, попин беловежский». Она содержит, кроме славянских, и тюркские слова; из нее мы узнаем, что среди тюрских жителей Саркела были христиане и христианские священники, а поминальные надписи у них допускалось делать не на церковнославянском, а на родном языке (примечание: Киевская Русь приняла крещение в 988 г.). В 1103 Владимир Мономах забрал с собой на Русь печенегов и торов. Они составляли гарнизон Белой Вежи до тех пор, пока половцы в 1117 не разорили город, и он был покинут жителями. Долгое время местоположение крепости определялось гипотетически, обычно в районе наибольшего сближения Дона с Волгой. Проведенные в 1934-36 годах в регионе раскопки позволили Михаилу Артамонову идентифицировать с Саркелом Левобережное Цымлянское городище. Крепость располагалась на мысе ("лукоморье" -М.), отделенном от берега рвом. У стены находился второй ров.
По форме крепость представляет собой четырехугольник (193,5 на 133,5м). Выстроена из обожженного кирпича, кладка бесфундаментная. Толстые (3,75 м), высокие (не менее 10 м) стены усилены башенными выступами и массивными угловыми башнями. В северо-западной стене находились главные ворота, вторые ворота (меньшего размера) располагались на северо-восточной стене и выходили к реке. Крепость имела несколько линий обороны. Внутри делилась на две части поперечной стеной. В меньшую юго-западную часть можно было попасть только изнутри, в ее южном углу располагалась укрепленная квадратная башня - донжон.
Макет крепости Саркел-Белая Вежа
Вскоре после постройки Саркел стал быстро заселяться и превратился в торгово-ремесленный город. Все внутреннее пространство было застроено жилыми домами. Население состояло из двух этнических групп: цитадель занимали тюрские кочевники (жилища в виде юрт), остальную часть – местное аланское население (жилища в виде землянок). Функционировали литейные, кузнечные, гончарные мастерские и караван-сараи. После гибели поселения, кирпичи крепости использовались местным населением для своих построек, так что к моменту раскопок от строений остались только отпечатки.
Остатки крепости исследовались археологически в 1934-1936 и с 1949 по 1951 в рамках Волго-Донской новостроечной экспедиции. Обследовано менее трети площади памятника. В 1952 он затоплен при строительстве Цимлянского водохранилища (на раскопки крепости Саркел-Белая Вежа в 1949-1951 гг. бросили женщин-заключённых, которых потом наверняка ликвидировали - М.).
До IX в. никаких соперников в господстве над Северным Причерноморьем и примыкающими к нему лесостепными областями Поднепровья у хазар не было. Хазарское государство в течение по меньшей мере полутора столетий было полным хозяином южной половины Восточной Европы и представляло собою мощную плотину, запиравшую Урало-Каспийские ворота из Азии в Европу. В течение всего этого времени оно сдерживало натиск кочевников с востока. В IX в. в этой плотине появились трещины, через которые в Причерноморские степи хлынули новые кочевые орды. Первыми сюда были вытолкнуты мадьяры. Вслед за ними появились печенеги. У славян на Среднем Днепре в это же время возникло воинственное Русское государство, тревожившее своими смелыми морскими походами византийские и хазарские владения по берегам Черного моря и представляющее серьезную опасность для Хазарского каганата. В связи с этим хазарам пришлось принимать меры для охраны своей территории со стороны западных соседей. Одним из таких мероприятий было сооружение крепости Саркел на Дону. Из рассказа византийского императора Константина Багрянородного следует (вот уж чьим рассказам точно не стоит верить. – М.), что для построения Саркела хазары обратились за содействием к своей союзнице Византии. В этом рассказе впервые и совершенно отчетливо указано, что во главе Хазарии стояли каган и бек и что обращение исходило от обоих. Византийский император удовлетворил просьбу хазар и направил для построения крепости своим союзникам спафарокандидата Петрону Каматира. Насколько важное значение придавала Византия этой миссии, можно заключить из принадлежности Петроны к высшей придворной аристократии: он был брат жены императора, Феодоры. Время построения Саркела определяется указанием у Константина Багрянородного на императора Феофила, который царствовал с 829 по 842г. У Кедрина рассказ об этом событии помещен 834 г., а у Продолжателя Феофана – перед сообщением о походе Феофила против арабов в 837г., что в известной мере подкрепляет дату Кедрина. Хотя оба последних автора заимствовали свои сведения о построении Саркела у Константина Багрянородного, который года миссии Петроны не указывает, нет оснований заподозрить точность хронологии у первого и правильность в передаче последовательности событий у второго из них. Участие Византии в постройке хазарской крепости вполне понятно – контроль дружественной Хазарии над беспокойными племенами Причерноморья был выгоден для Византии, ибо обеспечивал безопасность границ самой империи. На судах через Херсонес Петрона прибыл к месту сооружения, которое было выбрано хазарами на левом берегу Дона вблизи станицы Цымлянской у хутора Попова, где до появления Цимлянского водохранилища сохранялись остатки крепости в виде значительного городища с признаками, полностью соответствующими описанию Саркела у Константина Багрянородного.
Просматривается русло Дона покрытое "зеркалом" Цимлянского водохранилища. Там на дне остались: крепость Саркел-Белая Вежа (хутор Попов), станица Цымлянская, хутор Красный Яр, хутор Потайновский.
На карте 1853 г. хорошо видны дороги ведущие к крепости Саркел-Белая Вежа (хутор Попов). Это и есть дороги "Великого шелкового пути" - "скотопрогонный путь", "перевоз" через реку Дон . "Новый город" г.Волгодонска ограничен контурами рек: Россошь ("третья балка") и Солоная. Река Жирова вела к хутору Сухо-Соленый (Шостый). На карте 1389 г. отображен маршрут митрополита Пимена рекой Дон в Азов. Этим же маршрутом позже казаки донские "сопровождали"( т.е. охраняли по договору) московских послов по пути в Константинополь. А в ст.Цымлянской пробовали свежую осетрину, царскую рыбу - стерлядь.
Расположенная здесь крепость защищала подступы к собственно Хазарии с запада. Особо следует отметить, что Саркел возник вовсе не для контроля за водной дорогой по Дону, а тем более за переволокой из этой реки в Волгу. Именно этим объясняется невыгодное положение крепости для наблюдения за рекой, а главное за переправой из этой реки в другую, что и является основанием для настойчивого отрицания тождества городища у станицы Цымлянской с хазарской крепостью со стороны некоторых ученых (почему не указаны имена учёных? Было бы интересно ознакомиться с их версями. – М.), в глазах которых путанные сведения поздних письменных источников значат больше, чем бесспорные археологические факты. Они не учитывают к тому же, что в первой половине IX в. речному пути по Дону и Волге не только никто не угрожал, но мало кто по нему плавал (да неужели? – М.). Этот путь приобрел важное значение только со второй половины IX в., когда здесь появились русские ладьи (? – М.), по свидетельству Ибн Хордадбеха, приходившие из Днепра через Черное море. Саркел был выстроен не на речной, а на сухопутной дороге при переправе через реку и призван был укрепить пошатнувшееся положение хазар в их западных и северо-западных владениях, куда вела эта дорога из центра Хазарии – Итиля на Нижней Волге. Находясь при самой переправе и имея хорошие коммуникации с тылом, т.е. с собственно Хазарией, крепость была защищена от врагов, появляющихся с запада, не только стенами, но и широкой рекой.
Саркел. На снимке с самолета хорошо видны результаты трехлетних раскопок. 1949-1951 гг.
Саркелское городище находилось на невысоком мысу коренного берега реки, образовывавшей здесь небольшую излучину («лукоморье» - М.). Этот мыс, имевший около 10 га площади, был отрезан от прилегающей части берега широким и глубоким рвом и оставшимся не законченным валом. Конец мыса, площадью не более 3 га, был отделен вторым рвом, за которым и помещалась кирпичная крепость. Произведенными здесь раскопками установлено, что она имела в плане форму прямоугольника, длиною в 186 и шириною в 126 м. Кирпичные стены Саркела были в 3,75 м толщиной. По углам крепости находились массивные четырехугольные башни, на 5 м выступавшие за наружные линии стены. Кроме угловых, башни были еще и вдоль стен крепости. В двух из них – одной в западной стене, а другой в северной – находились ворота в виде пролетов, закрывавшихся массивными, окованными железными полосами деревянными створками. Внутри крепость была разделена поперечной стеной, толщиною лишь немного уступавшей наружным оборонительным стенам (3 м). Находившиеся в крепости кирпичные постройки располагались таким образом, что делили каждую из ее двух частей еще на две части. В восточной части, в которую наружных ворот не было, а вели двое ворот в поперечной стене и которая, таким образом, была наименее доступной для врагов, обнаружены толстостенные квадратные башни, по всей вероятности, представлявшие собой командные пункты и последние убежища для гарнизона. Кирпичные постройки Саркела возведены без фундаментов и сложены на извести из кирпичей квадратной формы.
Размеры саркелских кирпичей не совпадают с обычными размерами в византийском строительстве (! – М.): они, во-первых, много толще, а во-вторых, меньше византийских в квадрате. На кирпичах встречаются написанные по сырой поверхности буквы, знаки, символические фигуры и схематические изображения животных и человека, которые близко напоминают начертания на камнях Маяцкого городища, а также на камнях и кирпичах древней столицы дунайских болгар – Плиски.
Рисунки и знаки на кирпичах Цымлянского городища. (Дело Арх. ком.15/1887, письмо Веселовского).
Хочу подчеркнуть: рисунки предназначены не для внешнего показа (должны быть расположены на торцевой поверхности), а на плоской, которые "скроются" при кладке стены. Скорее всего отображали технологию изготовления, принадлежность мастера к своему роду, а может и еще проще: рисовал мастер от скуки (блестящая мысль! – М.), не думая над тем, как будут "ломать голову академики современности".
Начертания на кирпичах левобережного городища
История знаков на кирпичах такова: в 1887 г. после раскопок Сиова В.И., в случившийся голодный год, местное казачье население начало в больших размерах производить добывание кирпичей из городища. Несомненно, что вырывали кирпичи и раньше, но столь грандиозные формы разрушение городища приняло впервые. Рыли (по словам Веселовского) вплоть до запоздавшей в тот год зимы, даже по ночам при свете фонарей (Дело Арх. ком 15/1887, письмо Веселовского). В результате у одного купца Сивякова скопилось до 25 000 штук древних кирпичей, но кроме него были и другие скупщики. Любопытно, что городищенский кирпич вследствие своего превосходного качества первоначально ценился дороже современного, несмотря на различие в форме. В следующее лето Веселовский с помощью рабочих перебрал имевшиеся на складе у Сивякова кирпичи и сделал около 200 эстапажей со знаков. Небольшое собрание кирпичей со знаками, происходящих с того же городища, находится в Новочеркасском музее, и один кирпич хранится в Историческом мукзее в Киеве. Знаки на кирпичах в большинстве случаев сделаны просто пальцем еще до обжига, и лишь небольшая часть их выцарапана каким-то острием уже по обожженной поверхности. Кроме неизобразительных линейных фигур, "знаков", на кирпичах встречены изображения животных и людей.
Непосредственными исполнителями строительных работ в Саркеле, без сомнения, были представители местного населения. Присланный византийским императором по просьбе хазар Петрона и прибывшие с ним византийские специалисты, скорее всего, были только советниками хазар. По их указаниям крепость делалась из кирпичей, но изготовление кирпичей, судя по их форме и особенно по их характерным знакам и изображениям на них, производилось без участия византийцев и не по византийским образцам; кладка стен также не византийская (! – М.). Саркел не был византийской крепостью и как произведение зодчества. Специфически византийского в формах открытых раскопками построек ничего не обнаружено, за исключением «мраморных колонн и капители», очевидно привезенных Петроною из Херсонеса для украшения церкви (базилики), по понятиям византийцев – обязательной принадлежности крепости.
Однако эти архитектурные детали не были использованы в строительстве (по мнению Артамонова М.И. - нет, по мнению Сизова В.И. - возможно!), что особенно ярко свидетельствует об ограничении инициативы византийцев хазарами (Артамонов М.И.). Однако по отчетам Веселовского 1887г. и Часовникова 1888г. в докладе в Петербургском Археологическом институте сообщает, что «… в северной части городища найдены остатки небольшого здания, сложенного из четырехугольных плит белого известняка, чередующихся с рядами кирпичей. Это был, по всей вероятности христианский храм. Здесь жителями были найдены два больших обломка мраморных колонн и мраморная капитель». С тем же основанием, заметим, можно было предположить, что это была синагога или мечеть.
Петрона бесспорно оказал содействие хазарам своими техническими советами, но вместе с тем ясно, что Константин Багрянородный сильно преувеличивал его роль в сооружении Саркела. По всей вероятности, постройка Саркела была отнюдь не главной задачей Петроны; помощь хазарам в строительстве крепости могла послужить только прикрытием для основной цели, которую преследовала его миссия. Она заключалась в ознакомлении на месте с той новой обстановкой, которая сложилась в Хазарии после утверждения там иудейства, и в Восточной Европе в целом в связи с появлением мадьяр и формированием Русского государства на Днепре. Участие Византии в сооружении Саркела было дружественной демонстрацией готовности империи разделить с хазарами усилия по борьбе с новыми общими врагами. С самого начала своего существования Саркел был занят сравнительно многочисленным населением, которое все помещалось внутри кирпичной крепости и состояло из двух этнографических групп, отчетливо различавшихся между собой. Одна, жившая в землянках с земляными же (в виде ямки) очагами в середине пола и изготовлявшая посуду на гончарном круге и принадлежала к населению Подонья, представленному в археологических памятниках так называемой салтовской культурой. Поселения этой группы известны не только между Донцом и средним Доном, но и на нижнем Дону, и в восточном Крыму, и на Таманском полуострове. Это было оседлое земледельческое население, занимавшее в Саркеле западную наиболее доступную часть крепости, в которую вели наружные ворота. Вторая группа сохраняла яркие признаки кочевого быта, жила в легких наземных сооружениях, устраивала очаги из четырех поставленных вертикально кирпичей, изготовляла посуду от руки и для варки пищи пользовалась глиняными котлами с внутренними ушками для подвешивания. Она помещалась за поперечной стеной, в восточной, наименее доступной части крепости, представлявшей своего рода цитадель и имевшей внутри боевые башни – донжон. Это группа, без сомнения, составляла военный гарнизон крепости. По данным Константина Багрянородного, гарнизон Саркела состоял из 300 человек и ежегодно сменялся. Эти сведения блестяще подтверждаются археологическими наблюдениями.
Гарнизон Саркела составлялся из самих хазар или другого подвластного им кочевого тюрского племени, о чем свидетельствует его культура, представленная находками в Саркеле, а в особенности погребениями в могильнике, расположенном возле крепости. Здесь под небольшими курганными насыпями человеческие скелеты нередко находились вместе с частями коня (! – М.), как это было обычно у кочевников того времени (гузов и печенегов). Археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной, но поскольку хазары находились в близком этническом родстве с болгарами и издавна жили вместе с ними, естественно предположить, что она была сходной с болгарской, известной по памятникам Дунайской Болгарии и Среднего Поволжья. По ряду признаков болгарская культура совпадает с салтовской культурой и во многом тожественной с ней культурой северокавказских алан. Антропологический тип погребенных: вместо длинноголового здесь преобладает короткоголовый физический тип и встречаются субъекты с монголоидными чертами. Именно этого типа население с салтовскою культурою занимало Саркел и жило в ряде поселений на Нижнем Дону. Оно несомненно было тюркоязычным, так как на Нижнем Дону найдены встречающиеся в комплектах салтовской культуры баклажки с тюркоязычными надписями, исполненными тем же алфавитом, что и надписи Маяцкого городища. Отдельные буквы того же алфавита находятся на кирпичах и сосудах из Саркела, что в особенности убедительно свидетельствует о связи тюркоязычных надписей на баклажках с нижнедонской группой, или точнее, вариантом салтовской культуры. Тот факт, что военный гарнизон хазарского Саркела несомненно относится к совершенно другой этнографической группе, не имеющей ничего общего ни с одним из известных вариантов салтовской культуры, нисколько не колеблет изложенное предположение. Надо иметь в виду, что правительство Хазарии опиралось на наемное и, хотя это достоверно известно только для Х в., можно думать, что такое положение сложилось много раньше. Наемное войско дало возможность хазарскому царю держать в своем подчинении не только подвластные хазарам племена, но и самих хазар, или, точнее, их вождей, которые в процессе феодализации лишь в силу необходимости подчинялись центральной власти. В соответствии с этим гарнизон Саркела состоял не из хазар или болгар, а из находившегося на службе у хазарского царя какого-то тюрского племени, по этнографическим признакам близкого к гузам или печенегам. В связи с рассматриваемым вопросом особое значение приобретает отношение Саркела к небольшой, но сильной крепости, остатки которой находятся поблизости от него на противоположном высоком берегу Дона и известны под именем Правобережного Цымлянского городища.
Правобережная Цимлянская крепость. Реконструкция на основе раскопок и плана 1743 г.
Автор: археолог Флеров В.С. Акварель Олега Фёдорова.
Эта крепость давно уже привлекает внимание археологов как вероятная предшественница Саркела, название которой, соответствующее материалу, из которого она была выстроена (белый известняк), перенесено на новое кирпичное сооружение. Однако значительные раскопки здесь были произведены только в 1958-1959 гг. С.А. Плетневой.
Крепость расположена на одном из участков высокого берега, изрезанного глубокими оврагами с крутыми, местами обрывистыми склонами и в соответствии с конфигурацией занятого ею мыса имеет в плане форму треугольника с вписанным в него ромбом внутреннего двора. Несмотря на большую крутизну склонов оврагов, преграждающих подступы к крепости, края площадки, которую она занимает, для усиления ее недоступности подсыпаны щебенкой в виде невысокого вала.
Из двух треугольных отсеков, примыкающих к двору, один, северный, обращен к узкому перешейку, соединяющему мыс между оврагами с прибрежной полосой степи, и представляет собою передовое укрепление с воротами в нее; другой, узкий и длинный, треугольник тянется вдоль оврага, защищающего подход к крепости с западной стороны. По углам крепости и посредине восточной стены находились башенные выступы. В настоящее время очертания Правобережной крепости прослеживаются только по состоящим из щебня расползшимся валам, но еще в ХVIII в. здесь были видны стены, облицованные тесаными блоками камня и заполненные внутри бутом.
При раскопках обнаруживаются блоки песчаника, лежащие в основании облицовки стен, толщина которых достигала 4 м. Сложностью своей структуры и высоким качеством строительного мастерства. Правобережная крепость явно превосходила все другие каменные укрепления, известные в области распространения салтовской культуры, и, по всей вероятности, представляет строительную традицию, восходящую к сасанидским сооружениям в Закавказье.
Во внутреннем дворе крепости раскопками открыты остатки сгоревших жилищ, представлявших собою легкие сооружения в виде овальных или круглых в плане юрт, пол которых незначительно углублен в землю. Очаг в таких жилищах находился посредине пола под отверстием для выхода дыма в кровле. Расположены были эти жилища по кругу, в центре которого находилась особенно большая юрта.
Были в крепости и более солидные сооружения из сырцовых кирпичей, по-видимому, крытые черепицей и с полами, вымощенными обожженными глиняными плитками. К сожалению, ни одно из них еще не раскрыто раскопками. Найдена только небольшая квадратная яма со стенками, облицованными сырцовыми кирпичами. Вероятно, это было зернохранилище. Неизвестно назначение находимых в городище обожженных кирпичей, часть которых имеет такие же размеры, как кирпичи Саркела, а часть отличается значительно меньшей толщиной (0,04 м). Если первые из них могут происходить из разоренных зданий Саркела, на что указывают следы извести на их поверхности. То вторые, неизвестные в Саркеле, надо полагать, изготовлены вместе с черепицей и половыми плитками специально для Правобережной крепости. Кстати заметим, что подобные черепицы и кирпичи находятся на городище около станицы Семикаракорской в низовьях Сала. По своей планировке это городище напоминает Правобережную крепость. Но оно было выстроено не из камня, а из сырцовых кирпичей. В жилищах и вне их на дворе Правобережной крепости обнаружены скелеты, главным образом женщин и детей, перебитых врагами, ворвавшимися в крепость, разграбившими и сжегшими находившиеся внутри нее постройки. В некоторых жилищах наблюдались скопления скелетов, возможно, представляющих целые семьи, вырезанные беспощадными победителями. Скелеты, находившиеся под остатками юрт, имеют на костях следы огня. Некоторые скелеты оказались частично растащенными зверями, из чего можно заключить, что в течение какого-то времени трупы убитых оставались лежащими на поверхности земли. Однако вскоре останки погибших были засыпаны камнями и землей на том месте, где они находились. По-видимому, уцелевшие соотечественники, не имея возможности предать мертвецов погребению, ограничились простейшими мерами для предохранения их от зверей.
Правобережная крепость представляла собой небольшой, но хорошо укрепленный замок. Просуществовала предположительно примерно с 800 по 834 г.г. Для заселения завоевателями не представляла интереса из-за проблем с водоснабжением. Крепость стоит на холме, следов колодцев и потайных ходов к реке Дон не обнаружено. Владетель его, вероятно, господствовал над окрестным населением, поселки которого известны в районе станицы Цымлянской, и контролировал находившуюся здесь же переправу через Дон. Надо помнить, что здесь проходил «шелковый путь» из Азии в Европу.
Культурные остатки, найденные в крепости, не оставляют сомнения о принадлежности ее к тому же нижнедонскому варианту салтовской культуры, к которому относятся и эти поселения. По времени возникновения крепость, судя по всему, не выходит за пределы VIII в. Особенно же важно точное определение времени ее гибели. Ценнейшие данные по этому вопросу представляют найденные при раскопках крепости арабские монеты. Особенно любопытна одна такого рода находка. У ног одного из скелетов – женщины, погибшей при разгроме крепости, найдены серебряные диргемы – целые и разрезанные на половинки – в количестве 25 экземпляров у одной ноги и 24 у другой. По всей вероятности, они были спрятаны у нее в обуви и остались незамеченными грабителями. В составе этих монет, в целом представлявших для своего времени солидную ценность, были омейядские и аббасидские диргемы, но ни одна из них не относилась ко времени позже правления халифа Амина (809-813гг.). На этом основании следует полагать. Что крепость была разгромлена в первой трети, если не четверти, IX в., во всяком случае до построения Саркела. Саркелские кирпичи, так же как и некоторые железные вещи, находимые в развалинах этой крепости, попали сюда много позже ее гибели, вероятно, не раньше разрушения самого Саркела, и свидетельствуют лишь о новой попытке заселения занятого ею места. Кем была разгромлена крепость на правом берегу Дона? Во всяком случае не печенегами, появившимися здесь значительно позже. Может быть мадьярами, около этого времени проникшими в степи к западу от Дона? К сожалению, мы не можем в точности определить время возникновения оседло-земледельческого поселения у хутора Карнаухова (сейчас затоплен), относящегося к той же культуре, что и Правобережная крепость и находящегося недалеко от нее, и поэтому не имеем права безусловно утверждать, что оно существовало одновременно с этой крепостью, хотя такое заключение более чем вероятно. И на этом поселении и на других поселениях того же рода на Нижнем Дону представлена культура, возникновение которой обычно с достаточным основанием датируется VIII в. Если это действительно так, если поселение у хутора Карнаухова возникло примерно в то же время, что и Правобережная крепость, то весьма примечательно, что при довольно значительных по объему произведенных здесь раскопочных работах, в этом поселении не встречено никаких признаков погрома, соответствующего тому, что имело место в Правобережной крепости. Принимая во внимание территориальную близость этого поселения к Правобережной крепости, это более чем странно, имея в виду гибель последней в результате набега мадьяр. Невероятно, что мадьяры, уничтожившие сильную крепость, взятие которой было нелегкой задачей, пощадили находившееся поблизости почти не укрепленное поселение. Так как других внешних врагов у хазар на Дону в это время не было, да и любые из них не ограничились бы разгромом крепости, не тронув беззащитного поселка в ее окрестности, то наиболее вероятным является предположение, что Правобережная крепость была уничтожена самими хазарами в результате внутренней борьбы составляющих ее социальных сил. Можно было бы думать, что разгром Правобережной крепости был вызван противодействием местного вождя, несомненно находившегося в вассальной зависимости от хазарского царя, каким-то мероприятиям центрального правительства, например, сооружению Саркела. Появление по соседству сильного опорного пункта центральной власти роняло значение этого вождя, владеющего важнейшей переправой через реку Дон и вообще ставило его в более зависимое, чем раньше, положение. Может быть и так, но еще более вероятным представляется, что само построение Саркела было следствием разрушения Правобережной крепости, до тех пор контролировавшей переправу через Дон, и что разрушение ее связано с серьезнейшими внутренними событиями в Хазарском государстве.
Карта Меркатора (1595). На ней также прослеживается "перевоз" возле крепости Саркел-Белая Вежа.
Справка: Атлас Меркатора (1595), вышедший через год после его смерти. Меркатор - фламандский картограф и географ 16 века. Родился 5 марта 1512 в Рупельмонде (Восточная Фландрия, ныне Бельгия). Наиболее известен как автор картографической проекции, носящей его имя. Меркатор впервые применил эту равноугольную цилиндрическую проекцию при составлении навигационной карты мира на 18 листах (1569). Проекция Меркатора отличается тем, что на картах не искажаются углы и формы, а расстояния сохраняются только на экваторе. В настоящее время она применяется для составления морских навигационных и аэронавигационных карт. Хотя в результате современных историко-картографических исследований установлено, что такая проекция использовалась ещё в 1511, широкое применение она получила лишь благодаря Меркатору. Великолепное издание с прекрасными иллюстрациями было опубликовано после смерти Меркатора его сыном Румольдом в 1595.
Путь движения для всех в те времена был один. Для краткости назовем его еще раз - "По следам Великого Шелкового пути" и пересекая городище крепости Саркел-Белая Вежа, а значит станицу Цымлянскую. Причина выбора этого маршрута заключалась в возможности пройти кратчайшим путем, получить отдых и провиант для большого количества людей и их караванов.
•
Вежа
слово, общее языкам: церковно-славянскому, польскому, чешскому, словацкому, означает, собственно, башню; затем под В. разумели также колокольню, замок, острог и наконец тюрьму. Поэтому многие укрепленные места, где были построены каменные замки, наз. "Белыми Вежами" (см. Белая Вежа). С тем же значением — "башни", многократно встречается это слово и в наших письменных памятниках (преимущественно в летописях), где оно обозначает и башню, употребляемую во время осады осаждающими, напр., для более успешного рытья подкопов, и башню, устраиваемую на стенах как детинца, так и острога. Эти башни (вежи) ставились обыкновенно на изломах стены, где она образовала угол, и служили пунктами наблюдения. Иногда такая В., как, напр., поставленная Даниилом Галицким в городе Холме, вышиною в 15 локтей, должна была служить бастионом, с которого можно было бы стрелять по окрестным местам. В этом значении слово "вежа" столь же древне (!!! – М.), как и происхождение наших городов-посадов. При рассказе о столкновениях русских с половцами и об отношениях к татарам наши летописи не раз употребляют слово В. и в значении шатра, ханской палатки, громадной и высокой, и в значении полевых укреплений (всегда во множественном числе: "вежи").
Делаю вывод:
Свидетельства о МЕСТАХ БОРЕЙСКОЙ МОЩИ настолько фрагментарны, что приходится собирать их буквально по крохам, пока не уничтожили и эти, чудом сохранившиеся упоминания о наших КИТЕЖАХ (КОТЁЖАХ):
«Передголоссям козацької доби на Доні була руська колонія Біла Вежа і далі бродництво».(мой вольный перевод: «предтечей казачества на Дону была русская колония и впоследствии бродництво («воєнізоване слов'янське населення Подунав'я, Причорномор'я, Подоння (ХІ – ХІІ ст...»).
БЕЛЫЕ ВЕЖИ (вернее, руины от них) сегодня можно обнаружить в самых разных местах земли, но, как и в случае с БЕЛОВЕЖСКИМ доказательством бродництва (ср. с Брест, Буран(а) и Борея) в Беларуси будет официально заявлено, что название это «ошибочно» и следует правильно называть вежу в Каменце «Каменецкая башня-донжон», и считать название Беловежской пущи (бора) с ней никак не связанным. И Девичья башня в Баку, и Башня Бурана (ср. с БОРЕАНА) с легендами под копирку о заключённых в них красавицах имеют отношение к каким угодно пластам истории, кроме «передголоссям козацької доби»… или Трое...
Белая Вежа в Каменце (Беларусь)
Девичья Башня в Баку (Азербайджан)
Башни крепости в Изборске Башня Аккерманской крепости в Белгород-Днестровском (Украина)
Башня Чобан-Купе (Крым) Башня Геркулеса (Испания)
Руины крепостей в Южной Америке
Похожую ВЕЖУ можно увидеть на Гербе древнего русского Рода Чертковых, да к тому же ещё и с ягуарами в ладье.
Руин же каменной ВЕЖИ можно при желании коснуться в древнем ЧЕРТКОВЕ в Подолии, где сохранились «археологические памятники среднего палеолита, трипольской культуры, поселения древних славян».
Башня замка в Черткове
(Замки украиныofftop.ru›castles/v8_44897_all_.php; Экскурсия на башню Бурану.
http://www.time.kg/index.php?newsid=1740 Аккерманская крепость. http://fotki.yandex.ru/users/stretiak/view/368405/ )
«Подолия - суровый край вечной войны. В чём причина этого? Пожалуй, в первую очередь в расположении: здесь Европа соприкасается с Великой Степью… Чортко́в (укр. Чорткі́в) — город районного значения в Тернопольской области Украины, расположен на берегах реки Серет. Здесь, как и в каждом древнем городе, был замок, но сейчас от него остались одни развалины. Название изменено с Чертков на Чортков Указом Президиума Верховного совета РСФСР... Замок (его называют Пентагоном Подолья) является чудом инженерной мысли и исторической загадкой - НИ ОДИН человек не знает наверняка, почему его построили так: замок стоит у подножья холмов, с которых прекрасно простреливался. Разумных объяснений такой очевидной ошибке нет. Даже руины замка сегодня - красивое зрелище. По легенде турки замуровали в одну из стен храброго солдата с конем...»
Герб Подолии Герб древнего г.Чертков (ныне Чортков)