БАЙКАЛ (бур. Байгал далай, Байгал нуур) — озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды.
Байгал, Байгал-далай, Байгал-мурэн, Бэйхай, Бахр ал-Бака, Ангарский провал, Святое море, Харийское море. Существует мнение, что Байгал означает «стояние огня». Буряты озеро Байкал называют Байгал далай, а в их фольклоре встречается так же название Байгал саган далай — Седой байкал («сагаан» означает «белый»). Также полагают, что это наименование происходит от монгольского слова Байгал («богатый огонь») или Байгал Далай – большое озеро. Народы, обитающие в Прибайкалье, вероятно, каждый по-своему именовали озеро – эвенки называли его Ламу, т.е. море.
Однако, у индусов есть похожее слово «Байгага», а также ср. с общеизвестным Байга́ (башк. , тат. и каз. бәйге /bæjˈge/; узб. Poyga) — один из древнейших и популярнейших видов конных скачек у многих тюркских народов (алтайцев, башкир, казахов, киргизов, татар и узбеков). К тому же в Б-АЙГА-л отчётливо просматривается корневое ЯГА.
http://smotri.com/video/view/?id=v19899456de6
http://centerbaikal.ru/baykal/
Байкалу нет равных в мире по возрасту, глубине, запасам и свойствам пресной воды, многообразию органической жизни. Это уникальное место, которое наполнено очень сильной энергетикой и притягивает к себе множество людей со всех концов мира.С древнейших времен его называют священным морем, славным седым и грозным. Байкал - величайшая загадка, которую природа подарила, и разгадать которую не удаётся до сих пор. До сих пор не утихают споры о том, как возник Байкал - в результате неизбежных медленных преобразований или из-за чудовищной катастрофы и провала в земной коре. Староверы и ясновидящие говорят о хранящемся под дном озера "кристалле силы" и о многочисленных "местах силы" на берегах озера и на острове Ольхон. Существует гипотеза: все горы вокруг Байкала являются своеобразными антеннами, принимающими энергию из космоса. Вода Байкала впитывает в себя эту энергию - таким образом, озеро представляет собой гигантский аккумулятор...
Чистая, прозрачная байкальская вода, насыщенная кислородом, издавна считается целебной. Благодаря деятельности живых микроорганизмов, обитающих в ней, вода слабо минерализована (практически дистиллирована), что объясняет ее кристальную прозрачность. Весной прозрачность воды достигает 40 метров! Байкал является хранилищем 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды.
Байкал - гигантский аккумулятор тепла. В течение всего лета он активно поглощает тепло, а зимой отдаёт его обратно в атмосферу. В результате морозного парения в холодные дни ноября и декабря могут возникать густые туманы. Все времена года на побережье озера и над его водами сдвинуты на месяц. И резко континентальный климат Сибири в значительной мере сглаживается, становится более мягким, более "морским". Летом на Байкале примерно на 5 градусов прохладнее, а морозной сибирской зимой - настолько же теплее.
http://baikalstyle.ru/content/legenda-o … ie-baikala
Легенда о происхождение Байкала
Легенды говорят, что Байкал – это озеро, большинство называют его морем. Есть легенды, объясняющие название «Байкал». Буряты называют его «Байгал». По преданию кабанских бурят, земля содрогнулась, образовалась трещина и в ней запылал огонь, сжигающий все вокруг. Тогда люди стали просить бурханов остановить бедствие, но небо не вняло их мольбам. Тогда они стали просить «Бай, гал!» («Огонь, остановись!»). Огонь, услышав эти слова, стал затихать. На месте где он пылал образовался большой провал, который наполнился водой. С тех пор этот водоем стали называть Байгал.
Байгал-Далай (Байкал-море) в преданиях может быть добрым, щедрым, а так же злым, жестоким, безжалостно губящим людей. По рассказам кабанских бурят в море живет хозяйка Байкала Ехэ Тоодэй. У нее 226 сыновей и одна дочь Ангара. Сыновья приносят матери дары-добычу, а дочь пускает все по ветру. Хозяйка Байкала – могущественная мать богиня, любящая почтительное отношение к себе.
http://www.lake-baykal.ru/baikal15.php#6
Откуда взялось название «Байкал»
Русские давно слыхали, что где-то посреди Сибири есть огромное озеро. Но как оно называется, никто про то не знал. Когда русские купцы, а потом казаки за Урал перевалили и стали к большим рекам Оби и Енисею подходить, они узнали, что вокруг озера, которое денно и нощно кипит, люди живут. Узнали те русские, что то озеро богато рыбой, а по берегам разные звери ходят, да такие дорогие, которых в свете больше нигде нету. Стали казаки и купцы торопиться к тому морю-озеру, шли, не спали, коней не кормили, не знали, когда день кончается и когда ночь начинается. Каждому охота было первому к озеру попасть и посмотреть, какое оно есть и почему оно кипит без отдыху.
Шли те купцы и казаки к морю долго, несколько лет, много их дорогой поумерло, но живые все-таки дошли и увидели перед собой Шаманский камень. Он им дорогу перегородил, свет закрыл. Ни вправо, ни влево от него отвернуть нельзя, кругом такие горы, что закинешь голову шапка слетает, а верхушки не видно. Покрутились казаки с купцами около Шамана-камня и подумали, что не пробраться им к морю, а сами слышат, как оно шумит, вздымается и о скалы бьется.
Загоревали купцы, опечалились казаки, видать, вся их длинная дорога пропала ни за понюшку табаку. Отъехали они назад, шатер разбили и стали тяжкую думу думать, как же им Шаман-камень перевалить или горы объехать. Горы им не объехать - море проглотит. Так остановились казаки с купцами и стали жить недалеко от моря-озера, а на берег никак не попадут.
Долго им тут пришлось жить, может быть, и кости там их сгнили бы, но тут на их счастье подошел к ним неведомый человек и назвался бурятом. Русские начали его просить, чтобы он их провел на берег, обвел кругом моря и показал им дорогу на землю, где они еще не были. Ничего бурят им не сказал, он сложил свои ладони в трубочку, потом поднес их к лицу и пошел в лес. Русские не стали его задерживать, отпустили с богом. Снова опечалились купцы и казаки, как же дальше быть, не миновать, видно, смерти им. Так жили они долго ли, мало ли, никто ни дни, ни месяцы не считал. Отощали и осунулись купцы с казаками, хуже прежнего горе их обуяло. Хотели они уже с последними силами собраться и назад идти, но тут снова пришел тот бурят и сына своего привел, сказал:
"Не обойти мне с вами Байгала - стар я стал, не обогнуть мне Камень-шаман - года давно ушли, берите сына, у него глаза светлые, а ноги оленьи".
Ушел старик в тайгу, а сын повел русских новой дорогой, вывел их на берег моря и сказал:
"Байгал".
Русские спросили его, что это такое, он им ответил:
"По-нашему значит огненное место, здесь раньше сплошной огонь был, потом земля провалилась и стало море. С тех пор мы зовем наше море Байгалом".
Русским это название понравилось, и они тоже стали называть это море Байкалом.
Записано от Е.И.Сороковикова-Магая, 1946 г.
Как две реки получили название "Ангара".
В незапамятное давнее время, когда еще солнце не так грело, как теперь, когда рыбы были малявками, а лес походил на корешковые кусты, вся нынешняя Сибирь была покрыта почти одним чистым льдом. Озер здесь было мало, а рек не было совсем. Прошло с тех пор много миллионов годов. Лед и снег растаяли под солнцем, когда оно начало сильнее греть; лес вытянулся к небу и стал тайгой, появились звери и птицы, рыба выросла большой, а солнце спустилось поближе к земле, чтобы давать всему земному жизнь. В то время откуда солнце восходит в Сибирь пришли разные люди. Первыми из них были тунгусы. При них Байкал стал морем, а Ангара рекой.
Как это было, о том старики знали, нам велели рассказывать, а в книгах об этом нету даже строчки. И вот про это тут от тунгусов слыхала моя мать и рассказывала. Она много знала, и память у ней такая богатая была, что раз услышит, потом всю жизнь помнит.
Байкал сначала небольшим озером был, потом к нему потекли маленькие речки. Но от них он не рос, все оставался таким же. Но вот в крупных горах пробился из-под земли ключ, и валом повалила вода. Дошла она до Байкала, а там ей громадные скалы дорогу перегородили. Катилась та вода, катилась, и набралось ее столько, что скалы не удержались и развалились.
Хлынула вода в Байкал, смыла все скалы и камни и соединилась с Байкалом. В проходе в Байкал, где раньше были скалы, появилась дыра, похожая на разинутую пасть зверя. Тунгусы закричали: "Ангара, ангара!" По-тунгусски такая пасть зовется "ангарой", отсюда и за рекой имя это пошло. Удивились тунгусы, куда же теперь озеро всю эту воду денет, и пошли по берегу. Наконец, тунгусы дошли до громадной скалы. Дальше идти некуда, и остановились они тут на житье. Пожили немного и вдруг услыхали, как скалы разваливаются, земля вся дрожит, светопреставление началось. Потом все стихло, туман ушел, и в скале громадной появилась такая же дыра, как та, похожая на пасть зверя. Тунгусы закричали: "Ангара, ангара!" В нее повалила вода и потекла вниз. Тунгусы и эту дыру прозвали Ангарой. Только первую они прозвали Верхней Ангарой, а вторую просто Ангарой.
Пожили тунгусы у второй Ангары и разбрелись по разным местам. Другим людям они рассказывали, как Ангары появились и почему им такое имя дали. С тех пор оно так и идет, про то каждый старик знает.
Записано от Ивана Илича Ефремова, рабочего прииска Троицк Баунтовского аймака БурАССР, 1937 г.
Как появилось название озера Котокель.
В древнее время на том месте, где появилось озеро, стояли высокие скалы. Кроме скал, а вдали крутых гор, на той земле ничего не было. Не водились там ни звери, ни птицы, на сотни верст не росло ни одного дерева. Когда образовался Байкал, то однажды поднялась сильная буря и вода из озера была ветром загнана на те скалы. От нахлынувшей воды скалы медленно начали разрушаться, волны унесли камни в Байкал, и постепенно там, где были скалы, появилась впадина. Земля под впадиной стала опускаться и заполняться байкальской водой. Вместе с водой в озеро пришла рыба.
Прошло много лет, Байкал замыл берег, и вода теперь уже не могла попасть во впадину, озеро осталось замкнутым в горах. Вокруг него сразу жизнь изменилась, далеко в горах стал расти лес, начала шуметь тайга, а по самому берегу на несколько верст к горам появилась ольха. Она так стала быстро расти, что вскоре берега стали непроходимыми, все переплели ее ветки.
Много лет вокруг озера никто из людей не жил. Но вот где-то на востоке, за хребтами, началась война. Она шла много лет, люди воевали между собой до того, что их осталось совсем мало. Чтобы не извести себя совсем, одно племя убежало к Байкалу и встретилось с другими народами. Войны здесь между ними не было, но новое племя скрылось на острове этого озера. На том озере сохранился остров со скалами, видно, вода его не могла смыть, только все скалы проточила, глубокие дыры в них сделала.
Поселилось прибежавшее племя в скалах, в готовых пещерах, и никто к нему не мог ни пройти, ни проехать. Жило оно там долго, многие поумерли, не увидев другого света. Когда их осталось мало, все-таки к острову пробрались тунгусы или орочоны, разные люди про то разное говорят. Но только пробирались они долго не то что до острова, а даже до самого берега озера, ольха тут все так переплела, что мошке в ней и то трудно было проскочить. Когда тунгусы все же пробрались через ольху, то на острове попали в незнакомое им племя. Тут они ужились вместе с тем племенем.
Когда тунгусы выходили на большой берег, то все время плутали в ольхе и говорили: "котокель, котокель", что значит "непроходимая ольха". Потом они ездили к своим родичам и оттуда всегда торопились, чтобы засветло попасть на остров, и тоже говорили: "котокель, котокель", то есть им надо пробраться через ольху. Так и получилось, что и само озеро по-тунгусски назвали Котокелем.
Русские пришли к Байкалу и узнали, что недалеко от него есть озеро Котокель, но ольхи той большой и густой уже в то время и в помине не было. А название, как видите, осталось.
Записано от Гурьяна Степановича Лейкина, с. Гремячинск Прибайкальского аймака БурАССР, 1937 г.
Огненный дракон
Одной из древнейших легенд, связанных с Байкалом, является предание об огненном драконе. Согласно ему, глубоко в водах озера обитает огнедышащее божество в облике сказочного дракона. Это божество управляет всеми тварями, живущими в Байкале, и от его расположения зависит благополучие и даже жизнь народов, обитающих по берегам озера. Древняя легенда гласит, что едва только на небосводе зажглись первые звезды, а затем великое Солнце впервые взошло над землей, с неба спустилась золотая колесница, из которой вышел огненный дракон. От первого удара его могучего хвоста расступились скалистые горы, и образовалась глубокая расщелина. От второго удара растаял лед на вершинах, и животворящие воды хлынули в каменистую котловину, образовав великое озеро. От третьего удара окрестности покрылись богатой растительностью и населились живыми существами. После этого всесильный дракон ушел в озеро, ставшее ему новым земным домом. Дальше в этом предании говорится о том, что огненный дракон один раз в сто двадцать лет выходил на сушу, и тогда люди, называвшие себя «сынами огненного дракона», устраивали празднества в его честь и приносили обильные жертвы своему божеству.
Однако постепенно народы стали забывать о своем благодетеле, и однажды, в очередной раз выйдя из вод Байкала, огненный дракон увидел, что от его почитания у людей не осталось и следа. И тогда разгневалось божество. От гнева дракона сотряслась земная твердь, затем ее затопили воды священного озера, губя все живое окрест до самого Великого океана. И исчезли неблагодарные «сыновья огненного дракона» с лица земли. На смену им пришли другие племена, которые уже не имели прежнего величия и былых священных знаний...
Отголоски этой легенды находили свое отражение в ритуальных обрядах бурят, монголов, агинцев вплоть до первой четверти XX века. Известно, что монгольские армии, двигавшиеся с юга на северо-запад в XII-XIV веках, приносили кровавые жертвы байкальскому божеству, вырезая окрестные селения и сбрасывая трупы их жителей в воды озера. Тем самым монгольские военачальники пытались привлечь на свою сторону ратную удачу. Эвенкийские, ненецкие и якутские царьки до времени окончательного освоения Зауралья Россией в XVII веке отправляли послов с богатыми дарами к берегам Байкала, которые, соорудив ладью и поместив на нее жертвенных животных, меха и самоцветы, отправляли ее в плавание по озеру.
Уже в XX веке некоторые ученые выдвинули гипотезу о том, что легенда об огненном драконе имеет под собой реальную основу. В частности, сохранилось немало свидетельств рыбаков и исследователей-энтузиастов, якобы встречавшихся с необычным крупным существом, обитающем в Байкале. Проведенные в конце 80-х годов эхолокационные обследования дна озера зафиксировали некий крупный движущийся объект, длина которого составляла более тридцати метров. Однако до настоящего времени документально подтвердить существование легендарного огненного дракона так и не удалось.
Также см.
http://www.kmechte.ru/taina_Baikala.htm
Главная тайна озера Байкал