«Повесть временных лет»:
“Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей (имена не названы, а зачем? - И.); от гречанки имел он Святополка, от чехини Вышеслава, а еще от одной жены Святослава и Мстислава, а от болгарыни Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб, Этот же был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение.” (Перевод Д. С. Лихачева)
.
По "разводе" Владимира с Рогнедой сыновья Рогнеды получили богатые наделы первенец Изяслав получил Полоцкую землю и был отослан вместе с матерью в специально построенный Изяславль (Заславль), т.к. Полоцк был полностью разрушен; Ярослав, названный позднее Мудрым, получил Новгород, Мстислав, получивший позже прозвище Храбрый, – Тьмутаракань; Всеволод – Владимир Волынский.
Две дочери, по некоторым источникам, остались при Владимире (!).
http://www.varvar.ru/arhiv/slovo/volhv.html
Всеслав Полоцкий – внук опального сына Владимира Изяслава, правнук Рогнеды. Это единственный известный по имени человек в Древней Руси, которого мы можем связать с культом Волха. Он стал князем в 1044 году. Летопись говорит о нем: «Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: "Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти". И носит его на себе Всеслав и до сего дня; оттого и не милостив на кровопролитие.» То есть Всеслав родился «в рубашке», от волхования и был в силу этого жестоким.
В «Слове о полку Игореве» достаточно большой кусок текста посвящен Всеславу: «На седьмом веке Трояновом бросил Всеслав жребий о девице, ему любой. Изловчился, сел на коня, поскакал к городу Киеву, коснулся копьем золотого стола Киевского. Из Белгорода в полночь поскакал лютым зверем, завесившись синей мглой, утром отворил ворота Новугороду, расшиб славу Ярославову, поскакал волком от Дудуток до Немиги. На Немиге снопы стелют из голов, молотят цепами харалужными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. У Немиги кровавые берега не добром были засеяны - засеяны костьми русских сынов. Всеслав князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал; из Киева до петухов, великому Хорсу волком путь перебегая, в Тмутаракань добирался. Ему в Полоцке звонили заутреню рано у святой Софии в колокола, а он звон тот в Киеве слышал. Хоть и вещая душа была в отважном теле, но часто он беды терпел. Ему вещий Боян такую припевку, мудрый, сложил: "Ни хитрому, ни умному, ни ведуну разумному суда божьего не миновать".»
Здесь пересказывается история о том, как князь вел завоевательную политику. Его целью изначально был Новгород, столица волхвов. О том, что Новгород интересовал князя не только с экономической, но и с сакральной точки зрения говорит запись в летописи: «В тот же год в Новгороде Волхов тек в обратном направлении 5 дней. Знаменье же это было недоброе, ибо на четвертый год пожег Всеслав город». Летописец связывает языческую примету, которая повторяется в нескольких легендах, связанных с Волхом и крещением Руси, с политикой Всеслава. Новгород был взят в 1067 году.
А.Шамков. Киевляне освобождают Всеслава из поруба и зовут княжить
Между тем, судьба возвела Всеслава на киевский престол: будучи плененным ярославичами, он был освобожден восставшими в 1068 году киевлянами из тюрьмы и посажен на место бежавшего князя Изяслава. Однако, сам Всеслав через год бежал из Киева в Полоцк, а затем куда-то еще, так как в Полоцк он вернулся лишь в 1071 году.
Из «Слова о полку Игореве» мы узнаем о некоторых взглядах Всеслава. Песнотворец Боян сочинил для князя припевку: «Ни хитрому, ни гораздому, ни любопытцу гораздому суда божия не миновать!». Судя по всему, Боян лично неплохо знал Всеслава, в его киевский период, а ученик Бояна, автор «Слова», знал полоцких песнотворцев. Из припевки и других текстов мы можем заключить, что Всеслав был христианином, но, как и многие в век двоеверия, исповедовал также волхвизм. Он отрицал силу «божьего суда» над ним, так как был «вещим». Всеслав практиковал чародейство и обортничество. О его поклонении Волху говорит факт наличия в киевском цикле былин былины о Волхе. Волх в ней зовется Всеславичем (Всеславьевич, Буслаевич, Всеслаевич, Сеславьевич, Щеславьевич).
По саду, саду, по зеленому,
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна,
Она с каменю скочила на лютова на змея;
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну.
А втапоры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила.
А и на небе просветя светел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
Подрожала сыра земля,
Стреслося славно царство Индейское,
А и синея моря сколыбалося
Для-ради рожденья богатырскова,
Молода Вольха Всеславьевича;
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.
<…>
В та поры поучился Вольх ко премудростям:
А и первой мудрости учился —
Обвертоваться ясным соколом,
Ко другой-та мудрости учился он, Вольх, —
Обвертоваться серым волком,
Ко третей-та мудрости учился Вольх —
Обвертоваться гнедым туром-золотыя рога.
Б.Ольшанский. Всеслав Чародей
Этот текст многократно сравнивали со «Словом», поэтому можно уверенно сказать, что оба текста во многом восходят к творчеству Бояна, лично знавшего Всеслава. Боян как бы пересказывает историю Волха, которую он узнал от Всеслава, так как сам Боян к Волху относится как сторонний наблюдатель, а не как поклонник. В «Слове» ни разу не упоминается словенский Волх, но зато упоминается Велес, чьими внуками считались песнотворцы-гусляры.
Еще одним человеком, который помимо Бояна общался с Всеславом на религиозные темы, был Антоний Печерский. Антоний был далек от язычества, однако христианский аскетизм и волхвизм были очень близки по внешним проявлениям, что не могло не интересовать Антония и Всеслава. Летописец вкладывает еще в уста князя Владимира вопросы о том, почему Христос родился от земной женщины, почему был крещен водой и распят на дереве? Все эти признаки роднили Христа и Волха (рубашка спадает с Волха после омовения, а волхвов распинали на деревьях, чтобы они не касались земли). У Всеслава могли появиться еще и другие вопросы к Антонию: почему монахи зарываются в пещеры и окружают себя бесами? Здесь мы и должны вспомнить о гетском Залмоксисе и скандинавском Фрейре, которые одновременно были и живы и мертвы. Мотив подземного путешествия и жилища был известен и на Руси. Во-первых, былина о Михайле Потыке рассказывает о жизни после смерти в кургане, куда является змей. Во-вторых, Волх попадает в подземное царство, бездну. В-третьих, лишь Садко, гусляр, внук Велеса, смог вернуться с того света, подобно фракийскому певцу Орфею.
Этот мотив повторяется в рассказах о монахах Печерского монастыря. Вот этот рассказ о том, как в пещерах являлись бесы: «А был еще и другой черноризец, именем Исакий; …И затворился в пещере, в одном из проходов, в малой кельице, в четыре локтя, и там молил Бога со слезами… И сказал один из бесов, называемый Христом: "Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте, пусть нам Исакий спляшет". И грянули бесы в сопели, и в гусли, и в бубны, и стали им забавляться. И, утомив его, оставили его еле живого и ушли, так надругавшись над ним... И сказал игумен Феодосий, что "случилось это от бесовского действа". И положили его на постель, и стал прислуживать ему Антоний.»
Антоний был свидетелем этих событий, которые происходили как раз в период 1068-1069 гг., когда Всеслав был в Киеве. О том, что Антоний, не только встречался с Всеславом, но и был его сторонником, говорят дальнейшие события: «В то время случилось прийти князю Изяславу из Польши, и начал гневаться Изяслав на Антония из-за Всеслава. И Святослав, прислав, ночью отправил Антония в Чернигов. Антоний же, придя в Чернигов, возлюбил Болдины горы; выкопав пещеру, там и поселился. И существует там монастырь святой Богородицы на Болдиных горах и до сего дня. Феодосий же, узнав, что Антоний отправился в Чернигов, пошел с братией, и взял Исакия, и принес его к себе в келью, и ухаживал за ним, ибо был он расслаблен телом так, что не мог сам ни повернуться на другую сторону, ни встать, ни сесть, но лежал на одном боку и постоянно мочился под себя, так что от мочения и черви завелись у него под бедрами. Феодосий же сам своими руками умывал и переодевал его и делал так в течение двух лет. То было дивное чудо, что в течение двух лет тот ни хлеба не вкусил, ни воды, ни овощей, никакой иной пищи, ни языком не проглаголал, но нем и глух лежал два года. Феодосий же молился Богу за него и молитву творил над ним день и ночь, пока тот на третий год не заговорил и не начал слышать, и на ноги вставать, как младенец, и стал ходить. Но не стремился посещать церковь, силою притаскивали его к церкви и так понемногу приучили его. И затем научился он на трапезу ходить, и сажали его отдельно от братии, и клали перед ним хлеб, и не брал его, пока не вкладывали его в руки ему. Феодосий же сказал: "Положите хлеб перед ним, но не вкладывайте его в руки ему, пусть сам ест"; и тот неделю не ел и, только понемногу оглядевшись, стал откусывать хлеб; так научился он есть, и так избавил его Феодосий от козней дьявольскиx».
В монастыре произошел раскол на сторонников Феодосия и сторонников Никона Великого, ввиду чего и Антоний и Никон покинули монастырь, а Феодосий получил огромное политическое влияние. Поражает трехгодичный срок пребывания в «дьявольских кознях» Исакия. Выскажу предположение, что Антоний и его окружение настолько сблизились с Всеславом, что заимствовали элементы учения волхвов, а Феодосий выступил критиком подобных отклонений в рамках православия, ввел жесткий монашеский устав, сам лично являлся на княжеские пиры и изгонял с них музыкантов и гусляров. Подобные внутренние религиозные «партии» возникали в монастыре и позже, например, там образовался иудейский кружок, который также был разгромлен. Думаю, что языческие традиции могли еще более легко проникнуть в монашеский круг. Один косвенный факт говорит о таком проникновении.
Никола
В русском православии есть один уникальный обычай – класть в гроб к усопшему письмо к св. Николаю. По сообщению Киево-Печерского патерика, этот обычай установился после того, как Симон (Шимон) Варяг завещал похоронить себя с молитвой, данной ему Феодосием Печерским: «И оттоле утвердися таковое написанiе полагати умерьшимъ, прежде бо сего инъ не сотвори сицевыа вещи в Руси.» Это «письмо» является пропуском в рай, говорит о том, что человек умер русским и православным, так как Николай считается покровителем страны. Письмо вкладывалось в руки, в рот или просто закапывалось в землю. Так в 1942 году в Угличе были обнаружены мощи монаха Симеона. На груди у него нашли грамоту, в которой излагалась история жизни покойного.
Николай почитался у русских как хозяин подземного царства, и назывался даже «русский бог», по мнению исследователей, Никола заменил языческого Велеса.
Безусловно, этот обычай имеет языческие черты. И сразу уместно вспомнить, про монету, которую вкладывали в рот, чтобы заплатить за перевоз через реку в мир мертвых, и которой по мнению русских можно было умертвить колдуна. Но мне хочется вспомнить про Залмоксиса, последователи которого отправляли в подземное царство гонцов-добровольцев с посланием о происходивших на земле бедствиях. Имели ли место подобные послания у русских язычников? У язычников-славян зафиксирован один случай самопожертвования. А что касается посланий, то в Полоцкой земле в XII веке князь Борис, сын Всеслава, прикажет устанавливать камни с молитвами к Богу о помощи.
Всеслав Полоцкий умер в 1101 году или чуть ранее, если учитывать разницу в календарных стилях. Но до его смерти в Полоцке были зафиксированы явления, возможно связанные с волхованием Всеслава. «Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан. Началось же это знамение с Друцка».
<...>
Еще один космогонический миф волхвов, о котором говорится в «Слове о полку Игореве»: «Всеслав князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал; из Киева до петухов, великому Хорсу волком путь перебегая, в Тмутаракань добирался». Есть разные точки зрения о «пути Хорса». Одна, что Хорс ездил ночью, другая, что "Хрс" – это сокращение от «Христос» и т.д. Одно ясно точно, Всеслав и Хорс – противопоставляются. Хорс – это скифско-руско-славянский бог солнца, поэтому «путь Хорса» - это путь Солнца. Можно понимать, что Всеслав так быстро ездил, что успевал пересекать путь Хорса без его на то ведома, ночью, что, по мнению автора «Слова», было страшным преступлением для язычника. Когда князь Игорь идет в поход, то затмение Солнца предвещает его неудачу.
Но можно прочесть слово и буквально – между Киевом и Тмутараканью пролегал путь Хорса. Опять мы встречаем географические указания волхвов. Возможно ли это, чтобы имелся некий географический «путь» бога Хорса? В «Слове» упоминается вполне конкретная «тропа Трояна», тоже одного из божеств, она идет «через поля на горы» и иногда ассоциируется с римской дорогой Траяна. У Геродота упоминается местность на Южном Буге Экзампей – «Священные пути». Таким образом, если в Причерноморье были такие пути, то почему бы не предположить и наличие где-то между Киевом и Тмутараканью пересечения пути Всеслава и «пути Хорса».
Солнце восходит на востоке и движется на запад так, что Киев оказывается севернее, а Тмутаракань – южнее. По славянским поверьям Заря Заряница живет у моря (хотя и не всегда), с ней связаны предсказания по воде. А в скандинавской мифологии Ньерд живет одновременно и на краю света и у моря далеко на западе. У греков Босфор назывался Геллиспонт, то есть был связан с Солнцем. Напомню, что если, по мнению греков, одного орла пустить с западного края света, а другого - с восточного, то встретятся они над островом Делос, который считался «пупом земли» у греков.
Как бы это и не казалось невероятным, но именно с этим представлением древних греков и связан «путь Хорса». В древности, еще до Геродота, существовал сакральный путь, по которому земледельческие дары в храм Аполлона на Делосе из Причерноморья шли по Дунаю вверх, а затем на юг через Грецию, другим путем был Босфор. Можно предположить, что «путь Хорса» ассоциировался с северным побережьем Черного моря, Дунаем и северным побережьем Адриатики, таким образом Утренняя Заря могла ассоциироваться с Черным морем, а Вечерняя - с Адриатическим. Прародина славян, по мнению «Повести», находилась как раз на Дунае, между этими двумя морями. Географ Баварский в IX веке пишет о славянском племени севернее Дуная: «Зеруяне (Zeriuani) (ср. с ЗАРЯВИНЫ - И.), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род». В этих сведениях легко угадывается «Солнце-царь» Дажьбог, первый правитель, от которого происходят князья и все славяне. А название племени или, скорее, территории нужно читать как «Заряния». В Холмогорской летописи наряду со Скифом и Словеном среди предков словен, живших у Черного моря, назван Зардан.
Таким образом, у волхвов и других язычников могли быть представления об «экваторе» земного круга, который проходил по северным водам Черного моря и по Азовскому морю. Эту линию и пересекал Всеслав, путешествуя в Тмутаракань. Смею предположить, что остров Хортица назван так в связи с представлениями о пути Хорса. Этот остров находится недалеко от впадения Днепра в море. Здесь находился священный дуб русов: "После того как пройдено это место, они достигают острова, называемого Св. Григорий. На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить их живыми". Дуб у русов - это дерево Перуна, а вот принесение в жертву петухов вполне согласуется с поклонением Солнцу и Заре. У русов было два главных бога - Перун и Хорс, с которыми они пришли в землю славян. Вероятно, Хортица была одним из мест пересечения "пути Хорса" и торгового пути "из варяг в греки".
В связи с этим вернемся к предсказанию волхва. Если взять за центр земного круга Окский лес, как в «Повести», то при повороте круга Киев переместится на Север, как и Византия. Если взять за центр земли Делос, как у греков, то и Византия и Русь оказываются на одной стороне света. А вот если предположить, что земля повернется относительно «пути Хорса», то предсказание волхва станет понятно и в Киеве, так как он находится севернее пути, а Византия – южнее. Но, если допустить, что земля будет вращаться вокруг оси Хорса, то она должна перевернуться. Так мы приходим к обычному и знакомому для нас с вами проклятью! О древности этого проклятья говорит былина о Святогоре, в которой он похваляется, что перевернул бы небо и землю, если бы в них были кольца, чтобы он мог ухватиться за них.
Итак, «географическое пророчество» волхва было адресовано киевским купцам, которые поддерживали Всеслава. В рассказе о восстании 1068 года сказано, что его участники поднялись с веча на гору, то есть вече было в нижней, торговой части города. Когда же Всеслав бежал, то Изяслав, вернувшись, среди прочих репрессивных мер «перегнал торг на гору», то есть поставил торг под более жесткий контроль князя.
Волхв, если верить летописи, в одну из ночей по воле бесов исчез...
Источник: http://community.livejournal.com/yazich … 54723.html
Памятник Всеславу Чародею в Полацке
http://www.respublika.info/4228/history … 492/print/
Молчание каменных «пришельцев
Валерий СИКИРЖИЦКИЙ, «Р»
На валунах можно найти даже «автографы» древних балтов
В Беларуси на сегодняшний день объявлено 914 памятников природы республиканского и местного значения. Все они в процессе инвентаризации пройдут комплексное обследование и получат соответствующие паспорта. Одним из первых регионов республики, где ученые уже почти полностью провели «перепись» природных памятников, стала Минщина. В прошлом году в столичной области было обследовано 64 геологических и ботанических объекта, больше половины из которых (36) — геологические памятники природы республиканского значения: валуны, обнажения геологических пород и редкие элементы рельефа.
Геологические объекты — особые памятники природы, многие из них были взяты под охрану достаточно давно. Так, например, некоторые валуны, расположенные в западных районах Беларуси, получили свой особый статус еще при Польше, в 1935 году. Большинство же геологических памятников было выявлено и обследовано сотрудниками Института геохимии и геофизики НАН Беларуси в 70—90-е годы прошлого века. С течением времени такие памятники мало изменились, однако требовалось уточнение их точного месторасположения. Здесь порой возникали курьезные ситуации. Рассказывает географ Игорь Рудаковский, руководивший работой по инвентаризации особо охраняемых природных территорий:
— С 1963 года в Борисовском районе как памятник природы значилось обнажение «Мурова» — выход на поверхность межледниковых слоев торфяника. Но прежде чем мы его нашли, пришлось осмотреть около десятка глубоких оврагов. А обнаружили этот памятник природы уже на территории соседнего Березинского района. Когда приехали повторно, также искали его довольно долго. Обнажение «Мурова», кстати, интересно тем, что содержит остатки 121 вида деревьев, кустарников и трав, произраставших на Земле 75—115 тысяч лет назад.
Нередко подобные геологические объекты подкидывают ценные данные и историкам. Так, 40 лет назад при первом обследовании обнажения «Студенец» на южном берегу озера Нарочь были найдены свидетельства стоянки древнего человека. Наконечники стрел, скребки, резцы и другие орудия труда имеют возраст 11 тысяч лет.
Однако, чтобы увидеть какой-либо уникальный памятник природы, необязательно лазить по березинским оврагам или ехать на Нарочь. Есть такие объекты и недалеко от Минска. Проезжая по гродненской трассе в районе деревни Раков, многие обращали внимание на огромный каменный выступ, торчащий на возвышенности прямо у дороги. Это ледниковый конгломерат, или, другими словами, массивный (весом около 100 тонн) кусок зацементированного природой песчаного материала. Образовался он примерно 150 тысяч лет назад.
К геологическим памятникам относится и единственная в Беларуси естественная пещера. Точнее, она входит в состав памятника природы «Холмы Речкинские» в Вилейском районе. Пещера имеет узкий вход и видимую длину 2 метра (кто знает, сколько еще невидимо?). Напротив пещеры, ниже по склону, разбросаны каменные столбы, которые сами по себе являются памятниками природы. Что-то подобное у нас сложно отыскать.
Самыми же многочисленными геологическими памятниками природы являются валуны. Их, конечно, больше, чем пещер или «каменных пальцев», — только в Минской области в 2006 году уточнялось местоположение по 25, но это не уменьшает их ценности.
— Пришли к нам валуны вместе с ледником из Скандинавии примерно 150—220 тысяч лет, — говорит Игорь Рудаковский. — По их составу (а это, как правило, специфические для Беларуси горные породы) можно примерно определить, откуда именно: из Ленинградской области, например, или из далекой Швеции. «Пришельцы» также могут подсказать, где зародился принесший их ледник и как он двигался.
Больше всего валунов Минщины найдено на севере региона и в центральных районах — до нижней границы предпоследнего оледенения. Не так давно валун найден глубоко в лесу в Стародорожском районе. Но пока он не изучен и памятником природы не объявлен, самым южным в Минской области остается валун в Узденском районе. Точнее, валуны, так как их два. И оба огромные — более крупный имеет размеры 7 на 4 и на 1,5 метра! От валунов произошло и название соседней деревни — Каменное.
Один из самых больших (и тяжелых) — «Чертов камень», принесенный ледником из-под Выборга в лес на Воложинщине. Весит он больше 120 тонн. Такие валунищи нечасто встречаются даже «на родине» — средняя масса каменных памятников природы порядка 30—40 тонн. Неудивительно, что «Чертов камень» окутан легендами.
Хотя богатым устным народным творчеством в свою честь может похвастаться почти каждый «камешек». Некоторые из валунов называют «быками» или «волами» — мол, были животные настоящими, а по каким-то причинам стали каменными. «Быки-валуны» в Борисовском районе срослись вместе, согласно легенде в них превратился крестьянин из деревни Мстиж и его волы за то, что работали на Пасху. С тех пор уже никто на том поле не решился сеять, и место заросло лесом…
Недалеко находится еще один примечательный валун — «Князь-камень». Этот «камешек» с характером: правда или нет, но рассказывают следующее. Во время Северной войны, накануне очередного боя, о нем непочтительно отозвался один из военачальников шведов: мол, лежишь тут на пути. И через два дня обидчика нашли убитым прямо у подножия «Князь-камня». По другой версии, в камень превратился шведский князь за то, что он и его подручные осквернили церковь…
Среди валунов немало и тех, которые согласно преданиям приносят любовь. Подобными легендами, в том числе и не совсем приличными, овеян «Святой камень Бузуновский». Знаменит своими «амурными чарами» и «Камень любви», лежащий в лесу недалеко от Минска (у железнодорожных станций Крыжовка и Зеленое). Оба эти камня в древности имели культовое значение.
Наиболее почитаемыми валунами у наших предков были «Борисовы камни». Пять из них находятся в долине Западной Двины на Витебщине, и один — в селе Камено Вилейского района. «Борисовы камни» — это большие валуны с высеченным на них крестом и надписью: «Господи, помоги рабу твоему Борису». Датируются такие просьбы XII веком. Считается, что они были сделаны во время сильных засух. «Воротищин крест» почитался особо — кроме древних знаков, он имеет еще и форму колокола.
Не менее ценны для историков и «Каменные волы Стеберякские». На четырех из них (всего пять) хорошо сохранились древние знаки — пример своеобразной наскальной живописи, которая до этого на территории Беларуси не отмечалась. Есть основания предполагать, что нанесли знаки представители балтских племен в IV—VI веках.
Рассказывая мне об этих камнях, ученые попросили не указывать место их расположения, опасаясь за сохранность уникальных памятников природы. Хотя при обследовании валунов все же было отмечено больше позитивных примеров их охраны — многие аккуратно огорожены, территория вокруг приведена в порядок. В некотором смысле валунам повезло больше, чем другим памятникам природы, — они меньше всего подвергаются воздействию человеческого фактора. Но и им нужна охрана, ведь ничто не вечно под луной, даже камни.
Отредактировано Иванка (2013-11-17 14:07:44)