Град Харьков - ХАРКА-КИЙАВА
Проезжала недавно мимо Харькова, заинтересовалась его гербом:
Рог Изобилия в «контакте» с Кадуцеем Гермеса, причём, последний сверху, как бы припечатал, положил на лопатки. Вот вам живописная модель СБОРА ЖИВЫ герметичным способом… Два ДРЕВА ЖИЗНИ – самородное и тварное-паразитарное (сверху). И, коль мы развиваем на форуме тему Салтана – Гвидона – Лебеди, то ниже можно обнаружить интересные аналогии (лингвистические, географические, исторические):
Герб Валков 1781 г. утверждён вместе с другими гербами Харьковского наместничества: "В верхней части щита герб Харьковский. В нижней - три сливы в голубом поле, означающие великое изобилие сего рода плода" (у ма эти самые сливы вызывают другие ассоциации - М.).
Из Википедии:
Существует минимум тринадцать версий происхождения названия «Харьков»; девять из них приведены И. Саратовым в исследовании «Харьков, откуда имя твоё?»,[1] одиннадцать приведены Л. Мачулиным в книге «Основание Харькова: факты и легенды». Версии делятся на два основных типа: 1. Происхождение гидронима (названия реки) Харьков — первично (Ха́рьков, в XIX в., редко Харьковка, по укр. – Ха́рків, т.е. ХАР(ь)КИ(е)В, или ХАРА-КЫЙЯ – М.).
2. Происхождение ойконима (названия города) — первично. Внутри первой версии выделяются два типа: гидроним дал название городу; старый город дал название реке, а та впоследствии — новому (современному) городу.
В книгах Бахши Имана «Джагфар тарихи» (1680 год) и поэме Рейхан Булгари «Цветы Кыпчакского поля» приводилась легенда[4] о сестре грозного предводителя гуннов Аттилы Харьхе («Лебедь»), жившей в середине 5 века, в честь которой между 430-ми и концом 440-х годов по Р. Х., до смерти Аттилы, был построен город Харька (современный Харьков)[5] и где она жила.[6]
Данная версия косвенно подтверждается побывавшим в 922 году в Волжской Булгарии секретарём посольства Багдадского халифата Ахмедом ибн Фадланом. Вот что писал араб Фадлан в пересказе перса Мин Рази (15 век, книга «Семь климатов») о Руси начала 10 века: «… в особенности [лён] резиденции её царя, называющейся Кийава. Из числа знаменитых и известных городов один Черниг, а другой Харка».[7][8][9][10] Также в книге персидского энциклопедиста Наджиба Хамадани «Диковинки творения» (XII век) описаны четыре города страны русов, четвёртый из которых Харка.[9]
Таким образом, согласно этой версии Харьков по-гуннски — город [принцессы] Лебедь.
Донец
На территории современного Харькова находится древнерусский, пограничный со Степью, город Донец Новгород-Северского княжества, названный так потогдашней реке Донец. Именно в этот город прибыл сбежавший из половецкого плена в 1185 либо 1186 году князь Игорь Святославич, что описано в «Слове о полку Игореве». Город Донец, уничтоженный татаро-монголами в 1239 году, никогда в древности не ассоциировался собственно с Харьковом и находился на расстоянии 10 километров от него ниже по течению.
(Неподалёку от Харькова находится, что бы вы думали? Старый САЛТОВ – М.)
Ста́рый Са́лтов (укр. Старий Салтів) — посёлок городского типа в Волчанском районе Харьковской области Украины.
К сведению:
Атти́ла (лат. Attila, греч. Ἀττήλας, (ср. с АТЛАС(АТЛАНТ) – М.) — вождь гуннов с 434 по 453 год, объединивший под своей властью варварские племена от Рейна до Северного Причерноморья.
Предания о казаке Харько
"Мифический казак" начала XVII века Харько
Мифический казак XVI, начала XVII или даже XVIII века Харько, по имени которого якобы назван город и которому воздвигнута в2004 году в начале проспекта Ленина конная статуя работы З. Церетели, по поздней легенде, приведённой Н.Костомаровым(1881), был казачьим сотником, грабителем имений.[12] По другой поздней легенде, записанной Е.Топчиевым (опубликована в1838 году), которую раскритиковал как недостоверную Д.Багалей, утонул близ будущего Змиёва в реке Северский Донец[13]:
Не приходится быть первому поселению при реке Лопани, иначе город Харьков назывался бы Лопанью или река Лопань — Харьковом. Ещё дед моего деда зашёл в этот край и именно в окрестности Харькова, когда было здесь мало народу… Первый поселенец… поселился при ней [Белгородской кринице] хутором… И этот первый поселенец был Харько… Когда именно жил Харько, неизвестно, но говорили, что назад тому более 200 лет…[от1838] Он был не из простых. Вышел из Польши начальником нескольких семей [православных]… Однажды… настигнул их [татар] около нынешнего города Змиева. Отбил добычу и освободил пленных. Но, угнавшись за самыми татарами на ту сторону Донца, был подавлен большим числом собравшихся неприятелей и потонул в Донце, на обратной переправе с двумя своими сыновьями. Татары, наконец, проникли в скрытное убежище поселения Харька и разорили его совершенно… После этого заселение Харька оставалось долго впусте. Говорили также, что самые татары, первые, называли его именем реку, при которой он жил.
Никто из серьёзных историков не рассматривает[14] жившего ли, нет ли Харитона-Харько как давшего название городу, поскольку он жил по всем источникам позднее второй половины 16 века,[14] когда река в дошедших до нашего времени документах уже называлась[15] Харьков, — по мнению Ф. Гумилевского, с 12 века.[14]
Таким образом, согласно этой версии Харьков по-русски — Харьков город (деминутив греческого имени Харитон).
Сколько лет Харькову?
Выдержки из интервью взяты отсюда: http://kharkov.vbelous.net/khar-age.htm
— Мы сейчас говорим об эпохе, описанной в «Слове...», это ХII век. В Х веке, по нашим летописям, уже было молодое Киевское государство. Олег Вещий определил, что Киев будет матерью городов русских. Чуть позже его наследник Игорь, как известно, отправился к древлянам за данью. Дружина его стала роптать, что они «обносились», а дружина боярина Свенельда разодетая. В итоге Игорь трижды требует дань у главного древлянского князя Мала — земля была богатой, процветающей. За жадность древляне Игоря убили. А жена его Ольга начала мстить. Известная история... Но она же рассказана и в булгарской летописи, причём практически с теми же персонажами. Те же годы названы, что и в русской летописи. В 944 году начинается поход Игоря за данью, а в 945-м он погибает. Всё очень близко у булгар, только там несколько иная предыстория и другая география. У нас древлянская земля (на всех картах и в учебниках истории с 4-го класса) находится восточнее Киева, в бассейне реки Припять. Там же расположен и современный город Коростень, в «Повести временных лет» — Искоростень. У булгар столица Мала называлась Хорысдан. Так что всё сходится. Но вот сама земля князя Мала располагается совсем в другом месте... В припятском Полесье ей места нет, потому что перечислены и другие города, среди которых без труда опознаются Курск, Харьков, Салтов... Тогда и столицу Хорысдан мы можем соотнести по созвучию с Донецким или Хорошевским городищем — Хорошдан. Хорос или Хорс — славяно(иранское божество, «дан» — «поток», «вода», также по-ирански, вернее по-алански. Кстати, система земляных валов и укреплений Хорошевского городища размерами превосходит Харьковское — 1170 саженей! Кто и когда это строил, ответа пока нет. Эта версия должна быть проверена. Но вот хотя бы на первом этапе приближения к проблеме она прозвучала...
— А как с прочими атрибутами нашей истории? Со школы мы с этим сроднились: древляне — живущее в лесах славянское племя, а поляне — в полях, а дреговичи — в «дрегах», болотах... Причём тут какие-то кара-булгары?
— Ну, во-первых, ни одно нормальное племя, согласитесь, не назовет себя таким образом. «Мы — лесные люди!» (даже не лесные, а «древесные»). «Мы — болотные люди! Полевые люди! (Кстати, «поле» — это не возделанная колосящаяся нива, а как раз пустое, «плохое», необжитое и враждебное человеку пространство. Это — в изначальном смысле, из славянского языка). Так что этноним «древляне», нам представляется, имеет другое происхождение. Его можно понимать как родовой или племенной тотем. Вот мыслить себя потомками некоего животного (скажем, барса) или птицы (скажем, сокола), это вполне в менталитете архаичных родо-племенных коллективов. А некоторые предпочитали тотемы не зооморфные или орнитологические, а растительные — это были «люди деревьев». В греческих мифах такие известны — ляпифы, соседи и враги кентавров (у тех тотем, сами понимаете, отличался). Да хоть древесный календарь кельтских друидов давайте вспомним.
— То есть племя или народ Чёрной Булгарии должны были строить свою религию на почитании дерева? Какого интересно, раз уж речь о друидах.
— У каждого растения, как мы теперь знаем, свой характер...
— Знаете, в булгарском источнике этноним «древляне» как раз отсутствует. Единственная параллель — это казнь пленённого Игоря: его ритуально разорвали пополам, привязав к кронам деревьев. О такой смерти киевского князя пишет и византийский историк Лев Диакон. А вот в русской летописи Игоря древляне просто «убивают», как — молчок. Кто знал больше, и кто о чём умалчивал? Думайте сами.
— В тюркских языках (и булгарском в том числе) слово «дерево» звучит так «агач». Отсюда наше «акация». Очень любопытное дерево, в Библии его называют «гофер», из него были сделаны Ковчег, элементы Скинии... Это тоже информация к размышлению, если говорить о конкретной породе. К слову, акация в наших краях растет в изобилии, по всем лесополосам, а вот севернее — нет её. Москвичи и питерцы считают акацию «южным» деревом.
— А Харьков — первым южным городом?
— Да, в старых путевых заметках это встречается. Но вернёмся к слову «агач», или «акач». Был в раннем средневековье такой народ — акациры в европейских источниках, агачир — в булгарских. «Агач» — «дерево», «ир» — человек. Выходит, летописные древляне — «калька», буквальный перевод. С какого именного языка, это уже другой вопрос.
— Цитата: «А в Кара-Булгаре тогда было немало городов — Хорысдан, Хурса, Сэбэр, Харька, Салтау, Чалы...»
— Не опознать, скажем, Харьков и Салтов в этом перечне нельзя. Приводит его, кстати сказать, булгарский летописец в контексте географическом — обозначить размеры удела Мала. Сравним с русским источником: «Древляне же побежали и затворились в городах своих, Ольга же устремилась с сыном своим к Искоростеню, ибо те мужа её убили». То есть были у них и другие города-крепости, которые Ольгино войско не штурмовало и не разрушало.
— И мы можем их все идентифицировать? Обозначить на карте?
— Возьмем Сэбэр, или Север. Как не соотнести его со славянским племенем сиверы-северян, в эпоху Нестора-летописца «сидевшим» по Суле, по Десне и по Сейму, соседясь со смоленскими кривичами! Но ведь и река Донец — Северский, точнее Сиверский! Это историческое название. И его течение с ареалом, намеченным Нестором, не соприкасается! Зато Белгород — на Донце, в 40 км от Харькова — в эпоху Киевской Руси, скорее всего, назывался Север. Город заложили в XVI веке на месте, известном как Северское городище.
— Пока всё логично.
— Тогда идём дальше. Хурса — это имя алпа, божества огня и кузнечного дела у булгар. Он покровительствовал оружейникам, но мог и лишить оружие силы. Севернее Белгорода — уже не на Донце, а на Сейме — Курск, или Куреск, который также был возобновлен по царскому указу в 1580-х годах. Где ещё пребывать духу стихии металла, как не в сердце Курской магнитной аномалии?
— Да уж, лучшего места не придумать. О столице, Хорысдане-Коростене, мы уже говорили. А последний из упомянутых пунктов, Чаллы?
— На языке булгар это означает «риф», «утёс» или «скала». Точно сказать трудно, многие древние города по Донцу и Осколу стоят на меловых утесах высоких берегов рек. Тот же Белгород — на меловой скале. И знаменитые Святые Горы — потрясающей красоты меловой утёс над рекой, сейчас там монастырь, лавра — это значит «лабиринт», высеченный в скале. Думается, эти пещерные ходы возникли уж никак не в XVI веке, как о том повествуют путеводители. А гораздо раньше. Территориально Святогорск — это часть старого Слободского края.
— То есть получается, что мы имеем ещё одно упоминание о Харьке, Харькове...
— А по именам можно сличить действующих лиц в славянских и булгарских источниках?
— Можно: Игорь — русский вариант, Угыр — булгарский, Ольга — Ульджай, Святослав — Борыс по-булгарски...
— У него было два имени. Одно магическое, закрытое, потому что Борис — это Барс (Ягуар – М.), священный тотем булгар. На это, кстати, намекает русская летопись: «Святослав возмужал и ходил легко, аки пардус». Пардус — это леопард, или барс. У него было два имени — славянское и булгарское.
— Давайте вернёмся к нашей Харьке-Лебёдушке. Согласитесь, уж очень красиво, романтично как-то всё это. Вот, к примеру, ряд уважаемых авторов XVIII века пересказывают легенду о казаке Харько, или Харите, или Харитоне. То ли мирном пасечнике, основавшем здесь хутор, то ли могучем богатыре, в одиночку защищавшем свой край от татар. Но при этом если не сами авторы, то собравший эти сведения Д. Багалей не очень-то уверен в достоверности персонажа, в историческом характере событий. Не могло ли быть так, что Кул Гали, человек несомненно учёный и аккуратный, просто к слову привёл знакомую ему местную легенду? За которой не стояли, возможно, реальные люди, исторические события?
— В каждой сказке есть доля сказки. Легенда — это тоже информация, с которой приходится считаться. Сохранился текст булгарской поэмы XII века «Цветы кыпчанского поля» Рейхама Булгари, он более ранний, чем информация Кул Гали, и гораздо более пространный. В поэме идёт речь о «древних предревних временах», но времена эти вполне опознаваемы. Булгары в домусульманские времена пользовались восточным календарём, он весьма точный. А людям, родившимся в год, посвящённый некоему животному, часто давалось соответствующее имя. Герой поэмы, «великий кан Аттиле», родился в год Лошади (394) и умер в год Змеи (453). Эти даты, по крайней мере последняя, полностью совпадают с историческими данными, при этом у кана «удвоенное имя», «Аттиле» означает «год Лошади» по-древнебулгарски, второе имя «Туки» означает то же самое на тайном языке шаманов и прорицателей. Далее. Аттиле (в европейских источниках мы привыкли читать «Аттила») царствует в покорённой им стране, сидит на троне в городе Башту (это Киев, мы говорили, но назван он так был позже, в VII веке). Желая великой славы, Аттиле отправляется в набег на «Фаранг» — землю франков. Его сестра Харька, опасаясь печального исхода опасного предприятия, пыталась удержать брата, но Аттиле не послушался. Его воинские подвиги в далёком «Фаранге» вполне сопоставимы с данными европейской истории, касающимися пребывания гуннов и их многочисленных союзников на берегах Рейна и Дуная. А вот сестра героя весьма огорчилась и покинула столицу, удалившись в свой аул, который вероятно в дальнейшем упоминается как аул Харька. Судя по тексту поэмы Рейхана Булгари, Харька не только предвидела будущее, но и повелевала птицами: пыталась вернуть брата домой — послала к нему лебедя. Но лебедя убил охотничий сокол Аттиле. Легенда и вправду красивая, особенно в тех местах, где это доступно проверке — её сведения выглядят достоверно. Кстати, по некоторым данным, на щите Аттиле был изображен именно сокол. (А на щите «мифического» Харько – Лебедь. В современном исполнении Лебедь предусмотрительно изъята).