У истоков геральдического художества в России
(из книги "Гербы и флаги Карелии", автор А.М. Пашков)
Крупнейший знаток русской геральдики В.К. Лукомский писал в начале XX века, что гербы - это особые отличительные знаки, присвоенные государствам, отдельным частям из территорий и привилегированным сословиям, в последнем случае наследственно передаваемые в среде рода.
Новейшие Российские исследователи истории европейской геральдики указывают, что гербы возникли в XII веке в связи с общим развитием европейской цивилизации. В Западной Европе они появились в эпоху крестовых походов для того, чтобы закованные с ног до головы рыцари могли узнавать друг друга во время сражений и турниров. Превые городские гербы возникли здесь к концу XIII века (например, герб немецкого города Нюрберга), широкое же их распространение началось в конце XIV в XV веке.
В России развитие геральдики началось во второй половине XVII века. До этого в роли условных символов выступали печати.
Уже в эпоху древнерусского государства появляются печати киевских князей, митрополитов и других высших должностных лиц,
Основой всякого герба, безусловно, считался щит.
Известны пять форм западноевропейского щита: треугольный, или варяжский; овальный — итальянский; квадратный с округлениями внизу — испанский; четырехугольный с заострением внизу — французский; фигурный, вырезной формы — немецкий
Формы гербового щита: варяжский (1), итальянский (2), испанский (3), французский (4), немецкий (5); графическое изображение красок в гербах: красной (6), голубой (7), зеленой (8), пурпурной (9), черной (10)
По правилам теоретической геральдики, дамы и девушки должны были пользоваться ромбовидными щитами.
При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы и меха. Из металлов употребляли золото и серебро. Гербы обычно были рельефными. При таких выпуклых изображениях фигуры чаще были не золотыми, а только позолоченными. Золото изображалось, естественно, золотой или желтой краской, серебро — серебряной.
Бывали случаи, когда герб невозможно было изобразить красками, к примеру, на серебряной посуде и других вещах, принадлежавших гербовладельцу. Чтобы все-таки дать представление о красках герба, прибегали к определенной штриховке. Каждую краску заменяли условными графическими изображениями: красный цвет — вертикальными линиями, голубой — горизонтальными, зеленый — диагональными линиями справа, пурпурный — диагональными линиями слева, черный — взаимно пересекающимися линиями. Золото давалось черными точками на белом поле, серебро — белое поле без штриховки.
Из мехов в гербах употреблялись горностаевый и беличий. Горностаевый изображался черными хвостиками на белом поле, беличий — чередующимися белыми и черными языками, обращенными в, разные стороны. Иногда вместо естественного изображения горностаевого меха давалось стилизованное.
На древнейших печатях, возникших ещё до принятия христианства, имелись изображения родовых княжеских знаков Рюриковичей.
В эпоху феодальной раздробленности (XII- XV вв) создавались печати удельных княжеств. Из них нас интересуют, прежде всего, печати Новгородской феодальной республики, поскольку с XII-XIII веков Карелия стала её составной частью.
В XIII-XV веках на государственных печатях Великого Новгорода помещались пять изображений: Иисуса Христа, воина, всадника, «лютого зверя» (льва) и птицы (орла).
При выборе нового посадника – высшего должностного лица в Новгороде – менялась и печать. Свои печати имели все должностные лица Новгородской республики: княжеские наместники, приближённые новгородского архиепископа (владыки), посадники, тысяцкие (начальники новгородского войска) и др. В 1478 году Новгородская республика перестала существовать, а её земли , в том числе и территория Карелии, отошли в Московскому государству. При великом князе Московском Иване III (1462 – 1505 гг.) на печатях появляется изображение всадника, поражающего копьём змея. Изображение всадника с копьём или мечом появилось впервые на монетах русских княжеств ещё в конце XIV века, а при Московском князе Василии Дмитриевиче (1389- 1425 гг.) это изображение появляется на княжеских печатях. Всадник здесь символизировал самого великого князя.
На печати Ивана III появляется ещё одно важное изображение – двуглавый орёл.
В исторической науке распространено мнение, что изображение двуглавого орла заимствовано Иваном III из Византии после его женитьбы в 1472 году на византийской принцессе Софье Палеолог. Однако существует и иное мнение: двуглавый орёл заимствован Иваном из Сербии, где он получил геральдическое значение уже в начале XV века. Самая ранняя грамота, где на печати великого князя Ивана III имеются два изображения – всадника, поражающего змея и двуглавого орла, относится к 1497 году. Из этих двух изображений позже сложился российский государственный герб.
Государственный герб Русского государства и территориальные гербы отдельных его земель возникают в XVI-XVII веках. А в 1667 году впервые было сделано описание российского герба:
«Орёл двоеглавый есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и малыя и Белыя России самодержца его царского величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия – Казанское, Астраханское, Сибирское – славныя царства, покоряющиеся богом хранимому и высочайшей его царскаго величества милоствивейшаго государя державе и повелению. На правой стороне орла три грады своими писаньми образуют восточных, западных и северных; под орлом знак отчича и дедича, на персех изображение всадника, в пазногтях («Знак дедича и отчича» - т.е. передаваемый по наследству от деда и отца, перси – грудь, пазногти или пазногть – последний сустав пальца, на котором растёт ноготь) скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго государя, его царскаго величества самодержца и обладателя».
В этом изображении всадника, поражающего копьём змея («на персех»), трактуется как изображение наследника. Иная трактовка содержится в сочинении Г.К. Катошихина, подъячего Посольского приказа, сбежавшего в 1664 году в Литву, а затем в Швецию. Он пишет: «А все те грамоты, кроме крымских, печатают большою государственною печатью, а крымские печатают печатью, вырезано: царь на коне победил змия, около подпись царская – титла самая малая: по и иных. То есть самая истинная московского княжения печать». Следовательно, Г.К. Катошихин считает изображение всадника изображением самого царя. Его свидетельство заслуживает внимания, так как сочинение писалось им в Стокгольме в 1666 – 1667 годах как практическое руководство по изучению России для шведских государственных деятелей.
Изображение российского герба, как оно сложилось в конце XV – начале XVI века, просуществовало без серьёзных изменений до Февральской революции 1917 года. Следует лишь заметить, что с 1730 года изображение всадника на гербе стало официально считаться изображением Георгия Победоносца. Из территориальных эмблем Русского государства рассмотрим эмблему Новгородской земли, как имеющую непосредственное отношение к теме нашего очерка, поскольку вплоть до конца XVIII века, с небольшими перерывами, территория Карелии управлялась из Новгорода.
В 1565 году по указу царя Ивана IV Грозного была сделана новая новгородская печать: «…место, а на месте посох, а у места в сторону медведь, а в другую сторону рысь, а под местом рыба».
По сторонам степени медведь и рысь (или другой хищник). По кругу надпись: "Печать наместника Великого Новгорода."
С конца 16 века известна другая печать (зафиксирована на документе 1593 года). На ней уже нет зверей, но изображены место с посохом и три рыбы. Вероятно эта печать существовала в краткий период независимости Новгорода в период Смутного времени.
Через несколько лет появилась Большая государственная печать Ивана Грозного, на которой среди 24 эмблем российских земель изображена эмблема Новгородской земли.
Она в основном повторяла изображение на печати 1565 года. Лишь внизу были помещены не одна, а две рыбы, плывущие навстречу друг другу. Кроме того, появилась надпись: «Печать наместника Великого Новгорода». На тарелке, изготовленной придворными ювелирами царя Алексея Михайловича в 1675 году, также встречаем изображение новгородской эмблемы, взятое с Большой государственной печати Ивана Грозного. Но в нём по краям престола стоят два медведя, и имеется надпись: «Печать новгородская».
Таким образом, в XVI – XVII веках изображение, помещаемое на эмблеме Новгорода (ступенчатое возвышение – «вечевая степень» - и положенный на него жезл или посох), не имеет никакого отношения к Новгородской республике. Оно появилось на печатях новгородских воевод, назначавшихся Москвой, т.е. это «государева печать». Жезл (посох) обозначал царскую власть, а «вечевая степень» - Новгород, Новгородская эмблема символизировала подчинение Новгорода власти московского царя.
В 1672 году придворные художники и писцы царя Алексея Михайловича создают великолепный памятник древнерусского книжного искусства – «Большую государственную книгу» или Титулярник – первый русский гербовник, в котором даны изображения 33 земельных гербов.
Мастера Оружейной палаты и Посольского приказа
«Царский титулярник» («Большая государева книга или Корень российских государей»), титульный лист из экземпляра Эрмитажа) с заглавием, вписанным в круг, 1672
александрийская бумага, акварель, позолота
Текст заглавия (на илл.)
«Книга, а в ней собрание, откуда произыде
корень великих государей царей и великих
князей российских, и как в прошлых годех
великие государи цари и великие князи
российские писали в грамотах ко
окрестным великим государям християнским
и к мусульманским по нынешней по 180-й
год, и какими печатми грамоты печатаны,
и как к предком их государским и великим
государем царем и великим князем
российским окрестные великие государи
християнские и мусульманские имянованья
и титла свои пишут, и каковы которого
государя их государские персоны и гербы.
Состроена сия книга повелением великого
государя царя и великого князя Алексея
Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя
Росии самодержца в нынешнем во 170-м году».
Страница из экземпляра РГАДА. «Титулярник» открывается изображением золотого двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах (без ездеца на груди). Подпись под рисунком гласила «Московский» — то есть двуглавый орел представлялся как герб Московской земли — сердца объединенного российского государства — и, соответственно, общий символ всей России
Земельные эмблемы: киевская,
владимирская, новгородская
На помещённом в Титулярнике новгородском гербе изображён престол, на спинке которого стоит подсвечник, престол поддерживают два медведя, на престоле лежат перекрещенные скипетр и посох, а под престолом – две рыбы, плывущие навстречу друг другу, над медведями надпись: «Новгородский».
Новый этап в развитии геральдики в России начался в царствование Петра I. В 1722 году по указу царя была создана Герольдмейстерская контора во главе с герольдмейстером, в задачу которой входило составление гербов, в том числе и городских.Первым герольдмейстером был назначен С.А. Колычев.