ВИРА-ВАЙ! ВИРА, ВИРА! ВРЕМЯ СОБИРАТЬ ОРЕХИ!
Foxes написал(а):Река времён в своём теченьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.
Да, Белка у Пушкина – это ВРЕМЯ. Именно об этом «чуде» рассказала «своими словами» повариха, а Лебедь предоставила Гвидону в распоряжение «ручную белку». Ставлю на этом точку. Кто захочет превратить её в многоточие и продолжить – не только не возражаю, но приветствую. Ма же себя в смысле «белки» исчерпала.
«Течение времени» - речь о ПОТОКЕ, РЕКЕ. И этот ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ПОТОК (буквально ЖИВОЙ ВОДЫ) бьет из-под корней Ели - "древа смерти". Родники часто имеют начало под древесными корнями. Логика у Пушкина железная, образность - выше всяких похвал!
Сва очень своевременно привела стихотворение Державина.
Во-первых, Пушкин весьма ценил учителя:
«Старик Державин нас заметил
И в гроб сходя благословил».
Пушкин не мог не мог не знать предсмертного, последнего стихотворения учителя, которое тот записал на аспидной доске и вполне возможно, что строкой «белка песенки поёт» Пушкин передал журчание бесконечной реки, описанной Державиным:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
1816
В этом смысле сразу становится понятно, почему Белка под Елью – «древом смерти», а также почему к ней приставлен ДЬЯК ПРИКАЗНЫЙ – дьяки всегда вели летопись. И ещё почему войско Белке отдает честь – это стражники-ЧАСОВЫЕ. Т.е. СТОЯНИЕ на ЧАСАХ.
Орехи – это годы, дни… «Пускают в ход по свету» - цикличность времени в человеческом понимании; "в кладовые да под спуд" - это говоря языком Державина - "жерло вечности", а языком Пушкина - "ключ забвения".
Как точно подмечено, что Время – живчик, и Пушкин, изображая лик времени, подобрал мордочку самого симпатичного и подвижного зверька-грызуна (белка куда симпатичнее индусской крысы).
Во-вторых, в этом свете понятно, что за ИЗУМРУД в ноздре у ЧУДА-ЮДА рогатого:
"Есть такой орех чудодейственный, скорлупа у него золотая, внутри изумруд, тот орешек — мое спасение, Чудо-Юдо Рогатое носит его в левой ноздре".
Не в ПРАВ(ой), а в ЛЕВОЙ ноздре. Чудо-ЮДО прихватизировало себе ОРЕХ (как «энергетическую единицу»), потому что:
«Течение времени препятствует наступлению равновесных состояний, а потому является источником жизненных процессов нашего мира. Следовательно, течение времени должно играть особенно большую роль в жизни организмов. Поэтому существует биологическая связь через время. Время не имеет импульса, а течение времени несет только энергию. Поэтому надо думать, что воздействие времени не распространяется, а появляется всюду мгновенно.
Материя не экранирует время, его можно экранировать только физическим процессом. Время неразрывно связано со всеми процессами, и материальная сущность времени устанавливает взаимосвязь Вселенной. Образно говоря, время является грандиозным потоком, охватывающим все материальные системы Вселенной, и все процессы, происходящие в этих системах, вносят свою долю в этот общий поток».
Поэтому «усеян двор большой золотою скорлупой», а Белка грызёт беЗпрерывно и беЗпрерывно поёт, потому что, если ПОТОК ВРЕМЕНИ остановится, то ДРЕВО СМЕРТИ закроет своей мрачной кроной ДУБОК и не даст ему расти…
Время ТЕЧЁТ и в Яви, и в Нави, и в Прави (?), - просто в зависимости от «ландшафта» пространства поток то бурный, то медленный ("переменное свойство" времени). Поёт-журчит то громче, то тише, но всё время ПОЁТ, ведь если БЕЛКА с КОТОМ перестанут петь, то... Даже думать не стану о невозможных последствиях...
Как видите, всё просто. А мы-то намудрили вначале… Но так всегда бывает – к звёздам путь через тернии. Лишний раз убедались, что всё ТАЙНОЕ лежит на самом виду…
Лично ма испытала облегчение, что белка отказалсь НЕ ТВАРЬЮ.
В дополнение к сказанному:
http://bear-loka.spb.ru/books/wardeath/page7/
Лета, река забвения, забыть-река, Сион-река-огненная,
река Смородина (ср. со СМАРАГД - М.), Стикс, Ахерон, Харон, Вайтарани,
мост Сират, Чинвато-Пэрэто, измерение души
Пересечение Реки Забвения
После того, как умершему помогут сформировать "новое" тело, он оказывается перед лицом не менее сложной задачи под названием "форсирование водного рубежа". Проще говоря, ему необходимо преодолеть реку, отделяющую "пограничную" зону от следующих миров. Большинство из нас, так или иначе слышали о некой реке, отделяющей живое от мёртвого. Если "порыться в памяти", на ум приходят воспоминания об Ахероне - мифической реке древней Греции, переправой через которую ведал Харон - грязный, седой и угрюмый старик-перевозчик, голова которого странным образом была повёрнута назад. Согласно легенде, за вполне умеренную плату (один или два обола) он совершал данное путешествие, полностью завершая цикл человеческого существования. Река Ахерон действительно имела свой аналог в древней Греции - это была мелкая, вялотекущая речка с илисто-болотистыми берегами. Однако, к реалиям пограничной области, в пределах которой зависала душа умершего человека, она имела лишь косвенное отношение.
Ахерон (АХАРОН – ХАРОН – ХОРОН – М.), что в переводе с греческого означает - "безжизненная", имела ряд параметров, отражённых в её названиях (иногда эти названия понимались как её притоки):
• Стикс (Στιχοζ (греч.) - преграда, вызывающая отвращение, ненависть и печаль;
• Флегетон (Φλεγετον (греч.) - огненная;
• Коцит (греч.) - гневная, побуждающая к плачу;
• Эридан (Ερισαν (греч.) - бурная, опасная;
• Алибас (Αλιβαζ (греч.) - не имеющая жизненных соков;
• Лета (Λητα (греч.) - дарующая забвение.
В древней Индии река, отделяющая пограничную область от райских кущ, называлась Вайтаранú («непреодолимая»). Считалось, что индийская река Гангá, исполненная особой, священной чистоты, по окончанию своего пути перетекает в "иной" мир, где и становится Вайтаранú, своей прямой противоположностью. И как в "этом" мире Гангá - символ чистоты и святости, в "ином" мире Вайтаранú - зловонный поток, полный крови, костей, ногтей, волос, блевотины, испражнений и разной нечисти. Преодоление его для грешников почти неразрешимая задача. Правда, считается, что когда к Вайтаранú подходит праведник, она мгновенно превращается в реку под названием Пушподака "Текущая цветами", полной освежающей воды, похожей на нектар.
У русских река, отделяющая пограничную область от райских кущ, носила несколько имён: Лета, Забыть-река, Сион-река-огненная, хотя самым известным является, пожалуй, река Смородина. Само слово - Смородина - достаточно новое, и является окультуренным вариантом слова "Смрадина". Именно так в древности у славян называлась река, разделяющая миры. Смрадина, т.е. вонючая, грязная, исполненная нечистот. Клятвы именем этой реки считались самыми страшными, ибо, если такая клятва нарушалась, клятвопреступник в будущем не имел никаких реальных шансов преодолеть эту преграду.
Кстати, у тех же древних греков, боги также могли клясться её именем, и если клятва нарушалась - впадали в состояние неподвижности на 9 лет.
Итак, переправа. Основных способов преодоления реки было несколько:
• Лодка. Пожалуй, самый известный способ переправы. А потому в лодках хоронили, их пускали по воде и поджигали; насыпали на могильном холме камни таким образом, что они образовывали очертания корабля (Швеция) и т.д.
• По мосту. (У Пушкина часто встречаются МОСТЫ. Например, в "Сне Татьяны" - М.) Не менее распространённый способ преодолеть водную преграду. Мусульманский Сират, тонкий как волос и острый как бритва, пройти по которому требовалось в долю секунды. Русский Калинов мост над рекой-Смородиной, охраняемый трёхголовым змеем, который мы знаем ещё из детских сказок. Зороастрийский Чинвато-Пэрэто (мост-разлучитель) через который прекрасная дева переводит достойных за руку "на ту сторону". И т.п.
• По бревну (маори в Новой Зеландии).
• По змее (у гуронов и ирокезов).
• По лестнице (у тумлео Новой Гвинеи).
• По радуге (Тибет) и др. способы.
Но это всё варианты понятные, хотя бы в силу наглядности. Кроме того, существовали и гораздо менее понятные. За примером давайте снова обратимся к индийскому материалу и посмотрим, как обстояло с переправой через реку забвения у последователей бога Вишну:
Параллельно с приношением "пинда" родственники "посылают" умершему разного рода предметы, которые позволят ему завершить путешествие в "пограничной" зоне. Таких предметов было семь - зонт, сандалии, сиденье, сосуд для воды, одежда, кольцо и сосуд для проведения ритуалов.
Кроме этого, особенно важным считается послать ему вместе с 11-м шариком "пинда" корову. Ибо корова, в силу своей особой природы, способна помочь человеку переправиться через реку, отделяющую чистилище от миров покоя и забвения. "Отсылание" производят несколькими способами. Самым известным является приношение в огонь. Корову умерщвляли безболезненным, строго регламентированным образом и в таком виде укладывали на костёр. Полагалось, что если она сгорит, то огонь принял жертву и "отправил" её по месту "адресата".
Заменой возложению на огонь, было дарение "коровы" священнослужителю. (!!! вспомним наречение Сына-Царевича ГВИДОНОМ, т.е. говядиной, или жертвенной коровой. - М.) Существовало убеждение, что внутри исполненного святости священника ровно также "горит" божественный огонь, равный огню настоящего костра. И если священнослужитель принимает что-либо, то данное действие равносильно сжиганию предмета на открытом огне.
Корова является, как говорят вишнуиты, "ваханой" - ездовым животным божества Вишну. Переправа через реку с помощью коровы гарантирует умершему упокоение в мирах именно этого божества. Если будет пожертвован бык - то умерший окажется в мирах другого божества - Шивы (Живы - М.). Если мышь - то в мир Ганещи, если лев - то в миры богини Дурги и т.д. Само слово "вахана", происходит от корня "вах", т.е. "дуть" или "нести". Посему "вахана" - это то, что, с одной стороны, перемещает по обе стороны Реки само божество, а с другой - переправляет на "ту сторону" умершего.
При малейшем нарушении поминальных процедур (совершение оных в неурочное время, неверным способом, не тем родственником, дарение недостойному священнослужителю и т.д.) умерший, в большинстве случаев, лишался либо возможности обрести полноценное "новое" тело, либо переправиться через реку, разделяющую миры.
Об измерении души
Без стыда и рожи не износишь!
Русская пословица
Можно ли измерить душу? Почему бы и нет? Если что-то существует - оно может быть измерено, разве что способы измерения должны быть особенными. И душа в этом смысле, не исключение и способ её познания, на самом деле, нам хорошо известен - душа измеряется и определяется совестью.
Да-да, именно совестью. Той самой категорией для которой человечество так и не выработало ясного понимания. Термином "совесть" пользуются все, но какова его практическая ценность, не понятно. Она явно нечто большее, чем наши эмоции, ум или чувство самосохранения. Совесть - это механизм, посредством которого наша душа (или "тело вечности") пытается избежать саморазрушения. Совесть - своего рода стопор, который природа даровала человеку, для того чтобы он смог обеспечить себе будущее.
Что касается размеров или "степени готовности" нашего "тела вечности", то оно прямо пропорционально размерам нашей совести или нашего стыда. Если человек живёт и совершает поступки, что называется, "по совести", это означает, что его "тело вечности" хорошо развито и в случае смерти особых проблем с пересечением Реки не будет. Как говорит народная пословица: "Чем чище нонешняя совесть - тем краше будущая повесть".
Кстати, народные верования, по крайней мере, славянские, утверждают, что "новое" тело уже умершего человека всё-таки можно увидеть вживую. Оно проявляет себя в виде "блуждающих огней", явления достаточно широко известного преимущественно в сельской среде. Обычно они видны на окраинах селения, но их можно увидеть и на городских окраинах, чему лично автор был свидетелем не раз, правда, для лицезрения оного нужен ряд условий: ночное или сумрачное время, тишина и, по возможности, полная неподвижность. Особо важным является время года - "блуждающие огоньки" гораздо лучше видно в ночь перед Рождеством, большие религиозные праздники и в поминальные дни.
Особой чертой, своего рода "изюминкой", блуждающих огоньков является разный "накал свечения". Считается, что грешники ("тело вечности" которых развито недостаточно хорошо), светятся более тёмным огнём, а люди не столь грешные - более ярким.
В принципе, само понятие разницы "накала свечения", отчасти помогает в понимании смысла человеческой жизни. Есть суждение, что этот смысл состоит в том, чтобы совершенствовать себя (т.е. свою совесть) до такой степени, чтобы личный накал свечения достиг степени божественного. В этом случае человек как бы "вспыхивает изнутри" (ср. с "И дух в нём занялся" - М.) и сливается с Богом в вечном сиянии. (желание слиться с «богом» - личное дело автора статьи, нам же интересна в данном случае мысль о НАКАЛЕ СВЕЧЕНИЯ, что безусловно совпадает с пушкинской фразой «дух в нем ЗАНЯЛСЯ» - т.е. загорелся, а также с нашим предположением о ЛЕБЕДИ как ФОТОННОМ ТЕЛЕ ЧЕЛО-ВЕКА – теле СВЕТА, которое "СВЕТ БОЖИЙ ЗАТМЕВАЕТ" - богоотрицание Пушкиным тут очевидно. ("А как речь-то говорит, будто речнька журчит" - какое-то особенное течение времени в этом ТЕЛЕ СВЕТА) – М.)
После пересечения Реки
Однако вернёмся к реке. Мы переправились, и что дальше? Обратите внимание - пересечена не просто река, а Река Забвения. Это значит, что обратной дороги для умершего уже нет. С другой стороны, всё, что осталось сзади, покрыто забвением. Пересечение Реки означает, что для умершего больше не существует ни родственных связей, ни данных обещаний, ни обид, ни долгов, ни множества других вещей, наполняющих сознание живых. На всём этом - печать забвения. Пересёкшего реку больше ничего не связывает с "этим" миром. Его ожидает новая "жизнь" или то, что можно под этим подразумевать. Суммарный анализ религиозных систем на эту тему позволяет сделать следующие выводы:
• если человек воспринимал себя как одиночку, не связанного узами кровного родства или религиозной принадлежности, ему предстоит следующее перерождение в той энергетической конфигурации, которую он "заслужил" своей жизнью. Вёл себя как животное - родится животным; жил "по человечески" - родится человеком. "Богоподобный" образ жизни подразумевает рождение святым (Ой ли! - М.) и т.д.
• если человек чувствовал себя частью коллектива родственников или религиозной системы, ему предстоит слияние с совокупным телом этой системы. (Что и показано Пушкиным: Сын-Царевич попадает в христианский эгрегор, где и нарекается соотвественно. Но! ГВИДОН в потенциале ДОН ЖИВАН, борейский дух у богатыря "в крови", поэтому при знакомстве с РОДОМ БОГАТЫРЕЙ числом 33 и женитьбе на Лебеди ОСТРОВ ГВИДОНА "автоматически" становится РОДОВОЙ ЛОКОЙ. - М.) И его дальнейшие перерождения будут зависеть от возможностей системы (и от самой личности тоже, так что надо нам уже при жизни создавать ПАМЯТНИК НЕРУКОТВОРНЫЙ - М.)
Перерождения не избежать ни в каком случае, ибо, ещё раз повторимся, совершенствование возможно только в "этом" мире. Пока личное свечение не будет доведено до свечения Изначальной Сущности (по-нашенски, по борейски ЦАРЕВНЫ-ЛЕБЕДИ-ЛАДУШКИ - М.), перерождения будут совершаться одно за другим. Естественно, это лучший
вариант…
МАТЕРИНСКАЯ ПАМЯТЬ и не дает ГВИДОНУ потонуть в Лете, пока он странствует по морю в БОЧКЕ (шарообразный торус?). Возможно, для того, чтобы лучше сохранить МАТЕРИНСКУЮ ПАМЯТЬ он и выстроил для Белки "хрустальный дом", и дьяка (какого есть) приставил с часовыми, чтобы тот вёл летопись, а часовые напоминали о времени (другое дело, что "дьяки" шельмуют, а часовые, бывает, спят на посту)... И тогда получается, что "хрустальный дом" на какой-то момент времени (период развития) необходим... А когда СОЗНАНИЕ ГВИДОНА очищается от религиозности, то хрусталь "разбивается" и Белка-веверка выпускается из КОЛЕСА, но она при этом не убегает в "лес"... Поэтому-то в конце сказки не сказано про "хрустальный дом", а только про "широкий двор", засеянный скорлупой...