"Поэт в России больше чем поэт" (М.Цветаева).
Колебалась, делать пост в "Места силы" или сюда... Решила всё же сюда.
За последней год побывала во многих старинных усадьбах и местах, связанных с именами Русских Поэтов. Это, конечно, МЕСТА СИЛЫ, сомнений в том нет, потому что ПОЭЗИЯ не возникает абы где, на пустом месте. И всё же МЕСТО - это следствие. А причина - это глубкое-глубокое ДОНЦЕ РОДА ("Не место красит человека, а Человек место", - говорит пословица)... Из РОДА черпаем и силу, и помощь, и болезнь, и талант. Всё, что имеем, от РОДА.
Мне могут не поверить, надо мной могут смеяться, но всё же отвечу насмешникам, почему так люблю Пушкина, Лермонтова, Тютчева, а они - самыми неисповедимыми путями-возможностями - зовут меня в гости к себе и принимают, как королеву... Потому что это мой РОД, РУССКИЙ РОД. Кликну и откликнется долгим ЭХОМ и по многим РУКАВАМ-каналам...
Побывав недавно в дивном Пушкиногорье (Псковская область), а именно Михайловском и Петровском, вотчине Пушкиных-Ганнибалов, утвердилась в своём намерении поделиться тем, что имею в своём фотоархиве, потому что не у каждого есть возможность посетить эти МЕСТА...
Стихия Поэзии "стихийна" не только дыханием МУЗЫКИ, она, как и РОД - беЗконечное разветвлённое Древо, и каждая Ветвь уникальна, на каждой - по Соловью со своим неповторимым голосом... То Мужчина, то Женщина, то Женщина, то Мужчина...
Так уж получилось у меня, что сначала чередой пойдут Поэты-Мужчины из древних Борейских Родов... Если вы обратили внимание, то в созданном мною разделе "Потомки Русских Родов" все предыдущие темы связаны с Поэтами - младшими из СЕМЬИ ЛЮДЕЙ И ПТИЦ. Поэзия, способность кликать и галгать, длить ПЕРЕКЛИЧКУ между предками и потомками - главное преимущество и отличие БОРЕЙСКОГО РОДА. И именно эта СИЛА НЕПОКОЛЕБИМА.
Вы всё увидите сами... И, хотя мало сохранилось подлинных вещей (т.н. меморий), которых Поэты касались, а усадьбы, отданные под музеи, зачастую новоделы (т.к. были сожжены и разрушены после 1917 г.), но сама земля и природа хранит память о РОДОВОМ ГНЕЗДЕ. На фотографиях также будут представлены автографы стихотворений, портреты родных и любимых, вещи, посылающие сигналы из того времени в наше... За неимением сегодня времени не все фотографии будут мною подписаны (но по возвращении из очередной поездки обязательно сделаю подписи). Пока же смотрите и слушайте...
Александр Сергеевич Пушкин
...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор -- и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я -- но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет -- уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим -- и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни -- там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят -- одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, -- здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох --
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
1835
УСАДЬБА МИХАЙЛОВСКОЕ И ОКРЕСТНОСТИ:
Господская баня и летний домик няни Арины Родионовны
Усадебный дом; Место няни Арины Родионовны в доме (няня вязала и сказывала сказки, а молодой барин Пушкин сидел рядом на скамеечке)
Кабинет А.С.Пушкина в усадебном доме
http://pushkin.ellink.ru/reserve/res1.asp
Михайловское - родовое имение матери А.С. Пушкина, его поэтическая родина, место духовного становления поэта. Здесь он жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826, 1827, 1835 и 1836 годы.
12 января 1742 года большая часть земель (41 деревня на 5 000 десятинах земли), составлявших Михайловскую губу псковского пригорода Воронича, именным указом императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы в вечное владение прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу «арапу Петра Великого».
После смерти Абрама Петровича в 1781 году сельцо Михайловское досталось по раздельному акту между его сыновьями Осипу Абрамовичу, который построил в нем господский дом и усадьбу, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками.
В 1806 году после смерти Осипа Абрамовича Михайловское перешло к его жене Марии Алексеевне, урожденной Пушкиной, а затем в 1818 году досталось Надежде Осиповне, матери поэта. С 1836 года отошло ее детям - Ольге, Льву и Александру. После смерти А.С. Пушкина опека выкупает имение у наследников детям поэта.
Более двадцати лет дом стоял без хозяина, постепенно разрушаясь.
В 1866 году в родовом имении поселился младший сын поэта Григорий Александрович. Сохранились две каменные постройки Г.А. Пушкина, одна из которых (большой каменный амбар) сейчас используется как выставочная галерея.
В Михайловском Григорий Александрович живет до 1899 г., когда в связи со 100-летием со дня рождения А.С. Пушкина имение у него было выкуплено на народные пожертвования и поступило в государственную собственность. В память о поэте в Михайловском была устроена колония для престарелых литераторов, а в июне 1911 г. состоялось открытие первого пушкинского музея.
В феврале 1918 г. Михайловское было сожжено. Из усадебных построек уцелел только «домик няни», разрушенный позже в годы немецкой оккупации. Постановлением Совета народных комиссаров от 17 марта 1922 года Михайловское вошло в состав Пушкинского заповедника.
В 1937 г. к 100-летней годовщине со дня гибели Пушкина дом был вновь восстановлен. С 12 июля 1941 г. до 12 июля 1944 г. музей-заповедник был оккупирован немецкими войсками. В 1944 г. дом-музей А.С. Пушкина был уничтожен.
Вновь дом поэта восстановлен на старом фундаменте к 1949 году. Тогда же был восстановлен «домик няни», несколько позднее были восстановлены «кухня-людская», «контора управляющего», «дом управляющего».
Могила А.С.Пушкина в Святогорском монастыре
САВКИНА ГОРКА:
Три близлежащие усадьбы Тригорское - Михайловское - Петровское связывает между собой синей лентой тихоструйная речка Сороть...
http://www.bibliotekar.ru/Na-sushe/10.htm
В жизни Пушкина было две реки, о которых можно сказать: река-судьба. Нева, в дельте которой расположился великий город, и эта деревенская синяя речка, текущая на Псковщине… До впадения в Великую отсюда шестьдесят километров... Русло местами можно угадывать лишь по верхушкам затопленных ивняков. Всюду вода желтая от купальниц, и лишь островками— ольхи, ветлы; копенка старого сена с сидящим на ней лунем, гривка елового леса…
Разливы воды уходят за горизонт, речка, кажется, потерялась в этих разливах. И все же течение есть. Плывет по течению белый гусиный пух, удаляется брошенный с лодки спичечный коробок…
Не болит ли душа у тех, кто покинул эти селения? Не тянет ли воротиться? Не снится ли в городе кроткая, тихая речка, эти холмы с перелесками, этот прозрачный пахучий воздух, эта щемящая благодатная тишина? «Реки не текут вспять, а люди могут вернуться. Кое-кто возвращается. И не жалеют…
Михайловский дом лучше всего видеть издали, с Сороти. Явственно просматривается похожий на старое городище холм. Серебристое очертание дома врезано в темную зелень парка, видны ступеньки к воде, змейки дорожек... Место для жизни предками Пушкина выбрано безошибочно! На всем протяжении Сороти это самая живописная ее часть. И река словно бы не торопится покидать это место — отдает свои воды двум прилегавющим к ней озерам (Маленец и Кучане - М.), прощально изгибается «лукоморьем», ветвится протоками.
Ничто—ни современного вида постройка, ни столб с проводами, ни транспорт — не нарушает пушкинского пейзажа. И нам кощунственным показалось плыть в этом месте с мотором. Пересели вблизи Михайловского в весельную лодку и плыли, не торопясь, переговариваясь вполголоса, отмечали: тут Пушкин мог у к реке подходить... тут бултыхался в воду, нахлеставшись веником в баньке Тригорского. Тут сидел на скамье у обрыва...
Проплыли слева зеленые насыпные бока Савкиной горки и городища Воронич — места, давно известные над Соротью героической стражей, ратными схватками с иноземцами. Кажется, сама вечность задремала на этих буграх (курганах-шеломах - М.). Несомненно, такое же ощущенье испытывал тут и Пушкин. Он любил бывать на высотках у Сороти. Возможно, что проплывал и на лодке вниз до Великой. Наверняка проплывал! И если было это в начале лета, то так же густо цвела сирень, оглушительно щелкали соловьи, пролетал, отражаясь в Сороти, аист, сновали в затишье стрекозы и будоражила душу иволга—любимая его птица…
Тропинка к Савкиной горке и виды, открывающиеся с неё (место, где любил бывать А.С.Пушкин, любуясь далями далей и ведя беседы с опальным старцем-монахом; отсюда видны Михайловское (по правую руку) и Петровское (по левую).
«Домовому»
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг него заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби зеленый скат холмов,
Луга измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров –
Они знакомы вдохновенью.
Сюда, в Михайловское к отверженному Поэту приехал Друг, обессиленный дальней и тяжёлой дорогой, и Пушкин, обливаясь слезами благодарности, отогревал его в своих объятиях...
И. И. ПУЩИНУ
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!