КНИГА МАТЕРЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Музыка и Танцы » Песни на стихи Сергея Есенина


Песни на стихи Сергея Есенина

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

Сергей Есенин

***

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

1924

2

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
                 Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
                 Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
                 Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
                 Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
                 И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
                 И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
                У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
                Красавица весна.
1910

3

* * *
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

1914

* * *

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.

1910

4

Песни на стихи Сергея Есенина

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

28 ноября 1925
Есенин Сергей

Шел господь пытать людей в любви,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: "Вишь, какой убогой, -
Знать, от голода качается, болезный".

Подошел господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
"На, пожуй... маленько крепче будешь".

1914

5

"Самый непонятный из всех русских поэтов вообще, а "серебряных" - в частности, а точнее самый непонятый и не разгаданный нами, Сергей Есенин.
Внешняя простота и лёгкость его строки сыграла с ним злую шутку: большинство поистине космических мыслей столичного хулигана из рязанских безбрежных просторов так и не увидали своего осмысления в силу именно лёгкости, которую только по недоразумению принимали за легковесность. Его магическое эссе о сакральной русской избе, его персидские (арийские) мотивы должны были заставить пристально взглянуть на писанное и сказанное им в просто разговорах, но...не заставили. Персидские мотивы так и остались любовными фантазиями, русскую деревню в те поры шибко не любили и его удивительные отношения с животными, с окружающим миром почитали чудачествами и извиняли из-за большого таланта. Главного в его таланте мы не разглядели…., то ГЛУБИННОЕ, блиставшее всеми гранями арийское цельное понимание мира и любви в нём"
Вышень

Песни на стихи Сергея Есенина

Там, за млечными холмами,
Средь небесных тополей,
Опрокинулся над нами
Среброструйный Водолей,

Он Медведицей с лазури –
Как из бочки черпаком.
В небо вспрыгнувшая буря
Села месяцу верхом.

В вихре снится сонм умерших,
Молоко дымящий сад,
Вижу, дед мой тянет вершей
Солнце с полдня на закат.

Деревянный резной конек превратился в огненного коня, несущего землю к небу.

Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.
Нам горьким стало молоко
Под этой ветхой кровлей...

Мы радугу тебе - дугой,
Полярный круг - на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.

Так промелькнули и умчались небесные кони в поэзии Есенина.

6

Благодарю тебя, Ладушка!

Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне...

  - редкое видео, собравшее драгоценные фотографии и киносъемку...
исполняет русский певец и просветитель Алексей Покровский

Здесь тоже немного фотографий:

ТЫ ОДНА МНЕ ГОРЕЧЬ И ОТРАДА, ТЫ ОДНА МНЕ НЕСКАЗАННЫЙ СВЕТ...

никто из СЫНОВЕЙ лучшего ПИСЬМА МАТЕРИ не написал...

- здесь про КЛЁН ЗАЛЕДЕНЕЛЫЙ тоже очень красиво дева поёт...

Отредактировано Иванка (2013-11-24 17:19:21)

7

Иванка написал(а):

ТЫ ОДНА МНЕ НЕСКАЗАННЫЙ СВЕТ...

Как же правильно ПОЭТ написал...ЖЕНЩИНА, МАТЬ - это и есть СВЕТ... :love:  :shine: И это ещё не всё, что вмещает в себя ЖЕНЩИНА. :love:

Песни на стихи Сергея Есенина

8

Лаодика написал(а):

ПОЭТ написал...

НЕСКАЗАННЫЙ СВЕТ...

9

Песни на стихи Сергея Есенина

Василий Иванович Качалов и тот самый Джим

СОБАКЕ КАЧАЛОВА

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Песни на стихи Сергея Есенина

Самый известный доберман - это Джим, принадлежавший

в начале ХХ века великому русскому актеру Василию Качалову.

Он увековечен в стихотворении Сергея Есенина "Собаке Качалова"

В. И. КАЧАЛОВ

ВСТРЕЧИ С ЕСЕНИНЫМ

До ранней весны 1925 года я никогда не встречался с Есениным, не видал его лица. Не видал даже его портретов. Почему-то представлялся он мне рослым, широкоплечим, широконосым, скуластым, басистым. И слыхал о нем, об его личности очень немного, почти не имел общих знакомых. Но стихи его любил давно. Сразу полюбил, как только наткнулся на них, кажется, в 1917 году в каком-то журнале. И потом во время моих скитаний по Европе и Америке всегда возил с собой сборник его стихов. Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой — в американском чемодане — горсточку русской земли. Так явственно, сладко и горько пахло от них родной землей.

«Приведем к вам сегодня Есенина», — объявили мне как-то Пильняк и Ключарев. Это было, по-моему, в марте 1925 года. «Он давно знает вас по театру и хочет познакомиться». Рассказали, что в последние дни он шибко пил, вчера особенно, а сегодня с утра пьет только молоко. Хочет прийти ко мне почему-то непременно трезвым. Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидал Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу больше с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться! » — бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой. Сразу запомнилась мне эта его детски лукавая, как будто даже с хитрецой улыбка.

10

11

Песни на стихи Сергея Есенина

"Шаганэ ты моя, Шаганэ!.."

* * *
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли?

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

1924

Сергей Есенин

«В зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуме, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей русского языка - Шаганэ (Шагандухт) Нерсесовной Тальян (в замужестве Тертерян) (1900-1976), они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батума знакомство оборвалось, и в последующие месяцы он никаких усилий к его возобновлению не прилагал, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах, написанных в марте, а потом в августе 1925 г.

Шираз — город на юге Ирана, родина Саади и Хафиза. 8 апреля 1925 г. Есенин писал Г.А.Бениславской: «Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шушу, если он не пишет, значит, он не из Шираза». Эту поговорку Есенин использовал в стихотворении «Руки милой — пара лебедей...».

Песни на стихи Сергея Есенина
Шаганэ Нерсесовна Тертерян

Фото Женщины, благодаря которой С.А. Есенин подарил всем нам чудесное одноимённое стихотворение , которое имело продолжение в творчестве Эдуарда Асадова.

Асадов Эдуард Аркадьевич «ШАГАНЭ»

ШАГАНЭ

"Шаганэ ты моя, Шаганэ!"
С.Есенин

Ночь нарядно звездами расцвечена,
Ровно дышит спящий Ереван...
Возле глаз собрав морщинки-трещины,
Смотрит в синий мрак седая женщина -
Шаганэ Нерсесовна Тальян.
Где-то в небе мечутся зарницы,
Словно золотые петухи.
В лунном свете тополь серебрится,
Шаганэ Нерсесовне не спится,
В памяти рождаются стихи:
"В Хороссане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог.
Там живет задумчивая пери.
В Хороссане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог".
Что же это: правда или небыль?
Где-то в давних, призрачных годах:
Пальмы, рыба, сулугуни с хлебом,
Грохот волн в упругий бубен неба
И Батуми в солнечных лучах...
И вот здесь-то в утренней тиши
Встретились Армения с Россией -
Черные глаза и голубые,
Две весенне-трепетных души.
Черные, как ласточки, смущенно
Спрятались за крыльями ресниц.
Голубые, вспыхнув восхищенно,
Загипнотизировали птиц!
Закружили жарко и влюбленно,
Оторвав от будничных оков,
И смотрела ты завороженно
В "голубой пожар" его стихов.
И не для тумана иль обмана
В той восточной лирике своей
Он Батуми сделал Хороссаном -
Так красивей было и звучней.
И беда ли, что тебя, армянку,
Школьную учительницу, вдруг
Он, одев в наряды персиянки,
Перенес на хороссанскнй юг!
Ты на все фантазии смеялась,
Взмыв на поэтической волне,
Как на звездно-сказочном коне.
Все равно! Ведь имя же осталось:
- Шаганэ!
"В Хороссане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог.
Там живет задумчивая пери.
В Хороссане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог".
Что ж, они и вправду не открылись.
Ну а распахнись они тогда,
То, как знать, быть может, никогда
Строки те на свет бы не явились.
Да, он встретил песню на пути,
Тут вскипеть бы яростно и лихо!
Только был он необычно тихим,
Светлым и торжественным почти...
Шаганэ... "Задумчивая пери"...
Ну а что бы, если в поздний час
Ты взяла б и распахнула двери
Перед синью восхищенных глаз?!
Можно все домысливать, конечно,
Только вдруг с той полночи хмельной
Все пошло б иначе? И навечно
Две дороги стали бы одной?!
Ведь имей он в свой нелегкий час
И любовь, и дружбу полной мерой,
То, как знать, быть может, "Англетера"...
Эх, да что там умничать сейчас!
Ночь нарядно звездами расцвечена,
Ровно дышит спящий Ереван...
Возле глаз собрав морщинки-трещины,
Смотрит в синий мрак седая женщина -
Шаганэ Нерсесовна Тальян...
И, быть может, полночью бессонной
Мнится ей, что расстояний нет,
Что упали стены и законы
И шагнул светло и восхищенно
К красоте прославленный поэт!
И, хмелея, кружит над землею
Тайна жгучих, смолянистых кос
Вперемежку с песенной волною
Золотых есенинских волос!..
1969 г.

12

Лаодика,  :cool:

Обожаю Елену Фролову, имела счастье пообщаться с ней на 9 (!) Волошинском фестивале, она там выступала... Елена-АЛЁНА ФРОЛОВА из театра самой-самой любимой Елены Камбуровой!!!

13

Иванка написал(а):

Обожаю Елену Фролову, имела счастье пообщаться с ней на 9 (!) Волошинском фестивале, она там выступала... Елена-АЛЁНА ФРОЛОВА из театра самой-самой любимой Елены Камбуровой!!!

И мне она очень понравилась...., с первого взгляда и с первого прослушивания!!!! :love:  :flag:

14

Лаодика написал(а):

Асадов Эдуард Аркадьевич

Только не подкмайте, девчЁнки, что хвастаюсь своими знакомствами  :nope:  :nope:  :nope:  просто иначе теперь на всё смотрю, переосмысливаю жизненные моменты, где "наломала дров"... ДавнЕнько-дАвненько Иванка трудилась в изд-ве "Просвещение" мл. редактором после окончания одного ВУЗа... и вот однажды её отправили к Эдуарду Асадову в тёмных очках - будучи слепым, он подписывал договоры на издание новой книги стихов у себя дома. Едва Иванка ступила на порог, как Асадов сказал, что он слеп и просит позволения позволить ему увидеть девушку-визитёршу. Иванка растерялась, потому что он протянул руки к её лицу и буквально стал её лицо ощупывать, а ещё ей показалось, будто бы он его лепит, как скульптор, устраняя мелкие шероховатости...  И она стояла, как СТОЛБ, а внутри у неё всё противилось, но из вежливости, чтобы не обидеть слепого старика, она его "насилие" терпела. Между тем руки Асадова порхнули пониже, к шее, плечам - ну, тут уж девица взбрыкнула, как кобылка и шарахнулась в сторону...
Асадов извинился, договор был подписан, он извинился ещё раз, когда провожал в дверях... Вернувшись в изд-во, Иванка возмущённо заявила главреду, что к Асадову она больше ни НОГОЙ!

А вот теперь думаю: а что уж такого "непристойного" было в той давней встрече поэта и младшей редакторши?

Есенин написал(а):

"В Хороссане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог.
Там живет задумчивая пери.
В Хороссане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог".

Песни на стихи Сергея Есенина

Асадов написал(а):

И, быть может, полночью бессонной
Мнится ей, что расстояний нет,
Что упали стены и законы
И шагнул светло и восхищенно
К красоте прославленный поэт!

Песни на стихи Сергея Есенина Песни на стихи Сергея Есенина

Отредактировано Иванка (2014-02-08 00:01:55)

15

Иванка написал(а):

Между тем руки Асадова порхнули

Поэт хотел "посмотреть"кроме лица и твою фигурку, Иванка.  :glasses:  :love: Твоя искренность подкупает.
Песни на стихи Сергея Есенина

16

Лаодика написал(а):

Твоя искренность подкупает.

Так хочется, чтобы все люди были икренними, не боялись открыться... К сожалению, большинство запуганы собственными фобиями, нас приучили жить в СТРАХЕ. Но должна же быть отдушина... Не стоит, конечно, доверяться каждому встречному (он может оказаться и поперечным), но волков бояться - в лес не ходить  :flag:

Песни на стихи Сергея Есенина

Сергей Есенин
«Кобыльи корабли»

                      1

Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Черные паруса воронов.

Не просунет когтей лазурь
Из пургового кашля-смрада;
Облетает под ржанье бурь
Черепов златохвойный сад.

Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Веслами отрубленных рук
Вы гребетесь в страну грядущего.

Плывите, плывите в высь!
Лейте с радуги крик вороний!
Скоро белое дерево сронит
Головы моей желтый лист.

                      2

Поле, поле, кого ты зовешь?
Или снится мне сон веселый -
Синей конницей скачет рожь,
Обгоняя леса и села?

Нет, не рожь! скачет по полю стужа,
Окна выбиты, настежь двери.
Даже солнце мерзнет, как лужа,
Которую напрудил мерин.

Кто это? Русь моя, кто ты? кто?
Чей черпак в снегов твоих накипь?
На дорогах голодным ртом
Сосут край зари собаки.

Им не нужно бежать в "туда" -
Здесь, с людьми бы теплей ужиться.
Бог ребенка волчице дал,
Человек съел дитя волчицы.

                      3

О, кого же, кого же петь
В этом бешеном зареве трупов?
Посмотрите: у женщин третий
Вылупляется глаз из пупа.

Вон он! Вылез, глядит луной,
Не увидит ли помясистей кости.
Видно, в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье.

Где же те? где еще одиннадцать,
Что светильники сисек жгут?
Если хочешь, поэт, жениться,
Так женись на овце в хлеву.

Причащайся соломой и шерстью,
Тепли песней словесный воск.
Злой октябрь осыпает перстни
С коричневых рук берез.

                      4

Звери, звери, приидите ко мне
В чашки рук моих злобу выплакать!
Не пора ль перестать луне
В небесах облака лакать?

Сестры-суки и братья кобели,
Я, как вы, у людей в загоне.
Не нужны мне кобыл корабли
И паруса вороньи.

Если голод с разрушенных стен
Вцепится в мои волоса, -
Половину ноги моей сам съем,
Половину отдам вам высасывать.

Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень.

                      5

Буду петь, буду петь, буду петь!
Не обижу ни козы, ни зайца.
Если можно о чем скорбеть,
Значит, можно чему улыбаться.

Все мы яблоко радости носим,
И разбойный нам близок свист.
Срежет мудрый садовник осень
Головы моей желтый лист.

В сад зари лишь одна стезя,
Сгложет рощи октябрьский ветр.
Все познать, ничего не взять
Пришел в этот мир поэт.

Он пришел целовать коров,
Слушать сердцем овсяный хруст.
Глубже, глубже, серпы стихов!
Сыпь черемухой, солнце-куст!

Песни на стихи Сергея Есенина

17

ЕСЕНИН написал(а):

Все познать, ничего не взять

:love:

Отредактировано Лаодика (2014-02-08 10:25:00)

18

Есенин написал(а):

О, кого же, кого же петь
В этом бешеном зареве трупов?
Посмотрите: у женщин третий
Вылупляется глаз из пупа.

Иванку вот эти строчки сильно впечатлили... ОВОДОМ жалит ПОЭТ...  :)

Отредактировано Иванка (2014-02-08 20:19:45)

19

Одним из тех, кто превращал стихотворения Сергея Есенина в песни был композитор Григорий Федорович Пономаренко.
Он  родился на Украине в селе Моровск Черкасской области. Григорий Федорович начал играть на гармошке в детстве. А когда подрос сопровождал игрой показ немых фильмов в сельском клубе. В 1938 году его призвали в армию и направили служить в ансамбль песни и пляски пограничных войск НКВД Украины. Войну он встретил ранним утром 22 июня 1941 года в Дрогобыче. Потом было тяжелое отступление на восток, бои под Киевом, выход из окружения, снова бои под Курском с танками Гудериана, после чего артистов отозвали в Москву. С концертами ансамбль выступал на многих фронтах. На фронте Г.Ф. Пономаренко начал писать музыку для выступлений артистов, различных частушек.
После войны Григорий Федорович жил во многих городах, а к началу 70-х был очень известным композитором. Его песни пели Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Иосиф Кобзон и многие другие. Песни Г.Ф. Пономаренко стали поистине народными. И до начала 90-х годов, когда была утрачена традиция пения за семейным праздничным столом, его песни пели в семьях. Самые известные песни, которые поют и сегодня: «Подари мне платок», «А где мне взят такую песню», «Что было, то было, закат заалел», а так же, ставшая, наверное, бессмертной, песня «Оренбургский пуховый платок».
Песни на стихотворения Сергея Есенина Г.Ф. Пономаренко начал писать, когда жил в городе-герое Волгограде, продолжил на Кубани. Всего Григорием Федоровичем написано 25 песен на стихи великого русского поэта: «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Над окошком месяц». Кроме того, на Кубани, он писал цикл песен на стихи другого великого русского поэта Александра Блока.
«По жизни он шёл так, как ему подсказывал жизненный опыт и опыт предков, - вспоминал о композиторе народный поэт Кубани И.Ф. Варавва. – Шёл он со своими песнями красиво и никогда не задумывался: современно он их пишет или нет. Его вовсе не смущало то обстоятельство, что высказывался он в них музыкальным языком “вчерашнего дня”».
«Характеризуя Г.Ф. Пономаренко как композитора и человека, – говорил И.Б. Сычев, занимавший с 1966 г. по 1982 г. пост ответственного секретаря Краснодарской композиторской организации, - я бы назвал его одержимым. Он постоянно находился во власти своей творческой страсти и настроения.  Он словно состоял из бесконечных певучих песенных мелодий, которые лились из его сердца. Об этом свидетельствует его неиссякаемая работоспособность и в зрелом возрасте. До последнего дня своей жизни писал он много. Г. Пономаренко был неотделим от народа, от своих благодарных слушателей. Я думаю, на Кубани нет ни одно-го уголка, где бы не звучал баян Григория Федоровича…»
«Он был русский композитор и как-то чудесно слился с природным желанием нашего народа подхватить именно эти тягучие сердечные настроения, которые лучше всего передает музыка» - отмечал кубанский писатель Виктор Лихоносов 
«Песни так и просились к сердцу, и сердце с радостью открывалось навстречу им, – рассказывала певица Людми-ла Зыкина, исполнительница многих песен Г.Ф. Пономаренко. – «Ой, снег-снежок», «Ивушка», «Оренбургский пуховый платок» - они навсегда стали моими. Сила обаяния песен Пономаренко в том, что они не придуманы, они – само естество. В них сама жизнь».
Трагическим днём 7 января 1996 года Григория Федоровича Пономаренко не стало. Когда он переезжал из Волгограда на Кубань, Маргарита Агашина, с которой он написал очень много песен, посвятила ему стихи:
    Подожди, Пономаренко,
    Подожди, не уезжай!
    Посмотри, звенит над Волгой
    Волгоградский урожай.
    Заиграй, Пономаренко,
    На её крутой волне,
    Заиграй такую песню –
    Чтоб мурашки по спине,
    Чтоб неслось от Волгограда
    Облетела пол земли!
    Чтобы не с горя, а от песни
    Слезы к горлу подошли.
Последнее пожелание поэтессы исполнилось. Песни Г.Ф. Пономаренко облетели пол земли. Их пели и поют во многих странах.
        В 2011 году на Кубани торжественно отмечался 90-летний юбилей композитора с проведением памятных мероприятий во всех учебных заведениях края, библиотеках, театрах, домах культуры. Над всей Кубанью звучали песни композитора, и песни на стихи Сергея Есенина.

20

Песни на стихи Сергея Есенина

Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опёнок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый ослёнок.

Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей Псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов – как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На ослёнке рыжем едет.

Прядь волос нежнй кудели,
Но лицо Его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат Ему: «Осанна!»

1914г.

ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СТИХОТВОРЕНИЯ С.А.ЕСЕНИНА
«СОХНЕТ СТАЯВШАЯ ГЛИНА»

В 1918 г. С. Есенин работал над эссе «Ключи Марии». Именно оно стало истинным манифестом имажинизма. И именно в нём С.А. Есенин попытался объяснить свою теорию соподчиненности образов. На первое место он поставил самый простой «заставочный образ», который является обычной метафорой, при котором одно слово лишь закрывает,  «заставляет» другое. Второй – корабельный. Речь идет о целой системе образов, которые подобно кораблям из гавани «отплывают» из одного главного заставочного. И, наконец, самый интересный и сложный – «ангелический». Это тот образ, который лишь незримо присутствует в тексте, являясь всего лишь намёком…
Задачей моего доклада будет показать, как работает эта система соподчинения образов в тексте стихотворения «Сохнет стаявшая глина».

Неподготовленный читатель увидит здесь всего лишь пейзажное стихотворение: весенний лес, озаренный не то восходящим, не то заходящим Солнцем. Однако поэт незаметно и вроде бы неожиданно и совершенно нелогично «заставляет» (строит заставочный образ) слово «ветер» словосочетанием «Рыжий ласковый осленок». Наверное, не сразу можно понять и то, почему над оврагом движется не Солнце, но «Кто-то в солнечной сермяге на осленке рыжем»… Автор не даёт нам вглядеться в Его лицо. Мы читаем у Есенина выстроенной на основе первого заставочного корабельный образ – «Прядь волос нежней кудели, но лицо его туманно»… то есть, как и на картине Мих. Вас. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», никто не увидит лица Явившегося в Солнечных одеждах.

Песни на стихи Сергея Есенина
Знаменитое полотно «Видение отроку Варфоломею» (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890 г.г., Третьяковская галерея) Михаил до самой смерти считал лучшей своей работой. Чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж на картине, вызвавшей самые противоречивые мнения и ставшей сенсацией XVIII Передвижной выставки.

Сам пейзаж, как видим, тоже отличается множественностью корабельных образов, поражающих своей недосказанностью. Если это обычный лес, то причем здесь аналой, причем Псалтырь… Почему, наконец, по лесу разносится запах вербы и курится голубое марево.
Они, естественно, складываются в ангелический образ, но для того, чтобы увидеть и понять его, надо тщательно прочесть стихотворение на основе законов, самим автором над собою поставленным. Сложность прочтения заключается в том, что я бы назвал есенинской «имитацией естественности», а сам он нередко определял как мистическое изографство (5, 97).
Ведь, еще раз повторю, каждый образ сам по себе кажется читателю абсолютно реалистическим, а вовсе не символистским.
Что же, посмотрим еще одну группу образов.
Заставочный образ здесь:

Прошлогодний лист – ворох меди.

Он порождает серию корабельных:

ветер – осленок
дует – пляшет
вздымает – несёт на себе…

Достаточно сравнить правый и левый столбики, чтобы заметить колебание, перетекание из видимого мира в неведомый. И, наконец, – ангелический, отблеск которого поэт хотел бы увидеть на земле, когда с болью писал:

И может быть пройду я мимо
и не замечу в тайный час,
Что в елях – крылья херувима,
А под пеньком – голодный Спас.
(1, 111)

Прежде чем вернуться к нашему тексту, следует, наверное, сказать, что все Собрание сочинений виделось Есенину как законченный «роман в стихах», прослеживащий всю жизнь лирического героя от рождения (в ночь на Ивана Купалу) и до самой смерти в зимнюю ночь перед зарей в результате ритуального самоубийства. А следовательно поэтика всех стихотворений едина. Образ, чуть намеченный в одном стихотворении, развертывается в другом.
Так, для понимания предпоследней фразы «никнут сосны, никнут ели…» следует вспомнить, что в поэзии Есенина деревья устойчиво сравниваются с толпами людей. например: «Пригорюнились девушки-ели» (1, 167), «Заневестилася кругом роща елей и берёз» (1, 80), «Темным елям снится гомон косарей» (1, 130). Нетрудно заметить, что во всех случаях ели – это юные девушки. Наоборот, сосны – пожилые или даже старые женщины:

Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку…
(1, 84)

Виснет темь, как платок, за сосной
(1,167).

Попробуем восстановить ангелический образ. Весенний пейзаж не только одушевляется. но и преображается. Перед нашим мысленным взором встаёт не просто весенний склон оврага, но Храм, где курится ладан (в тексте – смола), где пахнет вербой, читается Псалом, собралось множество народу: старого и молодого. И тогда мы понимаем, что на рыжем маленьком осленке навстречу ему едет облеченный в Солнце Иисус Христос. Собравшиеся встречают его возгласами: «Осанна!» Следовательно, это пересказ евангельского фрагмента «Вход Господень в Иерусалим», то есть Вербное воскресенье.
Мы увидели, что такие, на первый взгляд далёкие от Евангелия строки обретают чёткость. Но не обычную – иллюстративную, а ту, которая подспудно, под влиянием системы художественных образов рождается и крепнет в нашем сознании.
И уже сам поэт «беззначным» языком – тем словом, которое по его же мнению, «не вписывается в строку», «не убирается под тире», но «невидимо присутствует» (4, 212), уверенно сознавая себя очевидцем вечно длящегося библейского события, благовестит: «И привели осленка к Иисусу»…

[1] Стихотворение цитируется по изданию: Есенин С.А. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. М. 1966. С. 120. По этому же изданию приводятся остальные цитаты из стихотворений Есенина.

http://www.eroshenko-epoko.narod.ru/Mat … Sohnet.htm

21

22

Песни на стихи Сергея Есенина

СЕГОДНЯ, 3 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.
Редкое фото - Царское Село, С.А. Есенин и В.И. Эрлих со студентами Сельхозинститута у памятника А.С. Пушкину

Отредактировано Лаодика (2015-10-04 15:00:41)

23

Лаодика написал(а):

3 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Музыка и Танцы » Песни на стихи Сергея Есенина