http://lib.misto.kiev.ua/HISTORY/RUSSIA … arukow.txt
Георгий Сумаруков. Затаенное имя: Тайнопись в "Слове о полку Игореве"
Книга посвящена давней проблеме: поиску имени автора "Слова о полку
Игореве". Исследователь попытался подойти к разрешению этой проблемы путем
обнаружения и прочтения тайнописи - одного из известных и распространенных
приемов древнерусских авторов оставлять свои имена в скрытом виде.
Главы из книги:
Полоцкая княгиня Мария Васильковна - возможный автор "Слова"
Чрезвычайно заманчиво исследовать возможность написания поэмы женой
Святослава Всеволодича. Причин тому несколько. Во-первых, она занимает
своеобразную нишу предполагаемых авторов в родословной таблице семей из рода
Ольговичей, и эта ниша еще не стала предметом изучения. Во-вторых, эта
княгиня, если она была автором поэмы, непомерно восхваляла своего мужа,
сделав его идеальным героем поэмы. В-третьих, она включила в поэму большой
раздел, описывающий события, происходившие в Полоцкой земле; полоцкая же
тема прямого отношения к главной теме поэмы не имеет, и ее присутствие в
поэме можно было бы объяснить тем, что жена Святослава была родом из
Полоцкой земли. Звали ее Мария Васильковна.
Что известно о Марии Васильковне? В Ипатьевской летописи под 1143 годом
читается следующая запись: "В то же лето приведе Всеволод за сына своего
Святослава Васильковну Полоцкого княза. И скупишася братия вся и безбожные
ляхове. И пиша у Всеволода. И тако разидошася". Историк В.Н.Татищев
добавляет, что свадьбу сыграли зимой - между Рождеством и Крещением. В
летописном сообщении содержатся любопытные детали. Так, невесту привел,
согласно тогдашнему обычаю, не сам жених, а его отец. И свадебный пир
состоялся не у жениха, а, как полагалось, у его отца. Летописец, как было
принято, княжну-невесту назвал не по имени, а лишь по отчеству. И если бы не
Любечский синодик - книга с именами умерших для поминовения в церкви,- мы
так и не узнали бы ее имени.
Исходя из даты свадьбы, можно приблизительно определить возраст
невесты. Если Святослав родился, как считают исследователи, около 1125 года,
то в год свадьбы ему было около 18 лет. Невесте было, видимо, несколько
меньше - лет 15-16. Это обычный возраст для вступления в брак на Руси.
Следовательно, родилась Мария около 1127-1128 годов.
До свадьбы жизнь Марии складывалась так. Ранние годы она провела в
Витебске, где княжил ее отец - Василько Святославич. В 1132 году он был
приглашен на княжение в Полоцк, причем приглашение поступило от городского
веча, изгнавшего предыдущего неугодного князя. И для маленькой Марии, а ей
тогда было около четырех-пяти лет, начался новый, полоцкий период жизни. В
Полоцке в то время жила одна из самых замечательных женщин Древней Руси -
Евфросиния Полоцкая, сестра отца Марии, ее тетка. Евфросиния, став монахиней
в возрасте 11 лет, первое время жила при полоцком Софийском соборе, где она
"нача писати своими руками". Она не только переписывала книги для продажи,
но и переводила с греческого. Деньги, полученные от продажи книг, раздавала
бедным. За четыре года до приезда в Полоцк маленькой Марии Евфросиния
основала в пригороде женский монастырь. Огромной заслугой Евфросинии было
открытие ею при монастыре школы для девочек. И хотя нет прямых указаний на
то, что княжна Мария обучалась грамоте в школе своей тетки, косвенные данные
позволяют допустить это. Действительно, возраст Марии был самым "школьным",
а ее отец, брат Евфросинии, в те времена был правящим князем в этом стольном
городе Полоцкой земли. Невозможно представить себе, чтобы княжну Марию,
прожившую в Полоцке до замужества 11 лет, не обучали бы грамоте: ведь, как
известно из летописей и современных исследований, в княжеской среде на Руси
образованию детей уделяли особое внимание3.
После свадьбы молодожены отправились на княжение во Владимиро-Волынское
княжество, полученное в удел Святославом от отца. Там их относительно
самостоятельная и спокойная жизнь продолжалась около трех лет. В 1146 году в
Киеве умер отец Святослава, и на Руси произошел обычный в таких случаях
передел княжеств. В результате передела у Святослава Владимиро-Волынское
княжество отобрали, и для него и Марии начался длительный период лишений и
скитаний. Академик Б.А.Рыбаков подсчитал, что в течение первых 12 лет
самостоятельной жизни Святослав вынужден был 11 раз менять покровителей,
изменяя при этом не только место жительства, но и политические симпатии. В
эти годы Святослав жил то в небольших городах по Бугу, то в Туровском или
Пинском княжествах, то владел разными малыми городами по Десне, Сейму или в
верховьях Оки. И только в 1157 году добился стола относительно крупного
Новгород-Северского княжества. Через семь лет он становится князем
Черниговской земли, а с 1176 года, с небольшими перерывами, Святослав на
правах старшинства занимает Киевский великокняжеский престол.
Надо полагать, что ко времени похода Игоря Мария Васильковна, прожив в
супружестве 42 (!) года, вместе с мужем исходила-изъездила всю Русь и
проникла во все тонкости межкняжеских отношений.
Мария Васильковна была социально активной личностью. С ее мнением
считался даже сам великий князь Святослав, ее муж. Ипатьевская летопись
рассказывает, что в 1180 году произошло следующее: Шел Давыд Ростиславич
(князь Смоленский) в ладьях (по Днепру) на охоту, а Святослав шел по
Черниговской стороне, охотясь напротив Давыда. И тогда Святослав с княгиней
своей и Кочкарем, милостником своим, не поведав знатным боярам думы своей,
задумал устремиться на Давыда (чтобы пленить его), Давыд же с княгиней своей
впрыгнул в ладью. Они же (Святослав с дружиной) пытались догнать их по
берегу и стреляли из луков по ним. И так Бог сохранил (беглецов)
невредимыми. Святослав же захватил лишь дружину и имущество. И вернулся из
погони. На следующий день искали Давыда, но не нашли. Как видно из этого
рассказа, мнение Марии и Кочкаря для Святослава оказалось достаточным и
более важным, чем мнение знатных бояр, для принятия столь ответственного
решения, как пленение Смоленского князя.
Историк А.В.Соловьев отмечал, что большой поход на север в 1180 году
Святослав предпринял по совету княгини.
В.Н.Татищев писал: "Княгиня и Кочкарь более, нежели Святослав, Киевом
владели, и никто в том иное не ведал".
Премудрое древо родословное
Мария Васильковна и Святослав Всеволодич прожили долгую жизнь. У них
было пять сыновей и три дочери. Известно, что их дети состояли в
династических браках. Такие браки заключались для укрепления межкняжеских
отношений. В призывах к единству, содержащихся в "Золотом слове Святослава",
династические браки легко прослеживаются. Так, первый призыв обращен к
великому князю Владимиро-Суздальской земли Всеволоду Большое Гнездо. Старший
сын Святослава, Владимир, в 1179 году женился на племяннице Всеволода, а
младший сын, Мстислав, в 1183 году - на свояченице Всеволода (бысть же брак
велик). Следовательно, Всеволод Большое Гнездо, как родственник родителей
обеих молодых жен, приходился Святославу и Марии сватом.
Второй призыв обращен к Рюрику и его брату Давыду. Рюрик был
соправителем Святослава, то есть был тоже великим князем Киевским. В 1183
году Святослав женил своего сына Глеба на дочери Рюрика Анастасии.
Следовательно, Рюрик был сватом Святославу и Марии. Заметим, что Святослав
женил этих сыновей после того как стал великим князем Киевским,- достигнув
высшей власти, он продолжал укреплять ее династическими браками.
Третий призыв к единству Святослав в "Золотом слове" направил еще
одному могущественному князю - Ярославу Осмомыслу Галицкому. В 1166 году
Святослав выдал замуж свою дочь Болеславу за сына Осмомысла, известного
Владимира Галицкого. Ярослав Осмомысл, таким образом, также приходился
Святославу и Марии сватом.
Последующие обращения адресованы второстепенным князьям, с которыми
Святослав в близком родстве или свойстве не состоял.
В династических браках состояли и другие дети Святослава и Марии: Олег
первым браком был женат на дочери Андрея Боголюбского, а вторым - на дочери
Юрия Ростиславича; Всеволод Чермный был женат на Марии-Анастасии, дочери
великого князя Польского Казимира II; еще одна дочь была выдана за внука
Мстислава Великого, а другая - за Романа Глебовича.
Древнерусские летописцы в родословном древе правящей княжеской династии
выделяли крупные ветви: были князья Ольговичи, потомки Олега Святославича,
были Мономашичи - потомки Владимира Мономаха, были и полоцкие князья -
Всеславичи. Иногда в летописях выделялись и более мелкие ответвления. Такое
группирование князей было удобно, поскольку князья каждой ветви обычно
проводили одну и ту же или близкую политику по отношению к другим
династическим ветвям или соседним странам. Однако принадлежность князей к
какой-либо группировке вовсе не исключала возможности силовых столкновений
при переделах владений внутри такой ветви. В битвах гибли дружинники и
мирное население, горели и разграблялись города, но в конце концов наступало
замирение, и между князьями восстанавливалась родственная дружба. Летописцы
отмечали и войны между крупными династическими группировками. Чаще всего
такие сообщения касались отношений между Ольговичами и Мономашичами. В
современной научной литературе это подчеркивается так сильно, что порой
кажется, будто вражда между ними была такой же постоянной и непримиримой,
как между домами Монтекки и Капулетти из "Ромео и Джульетты" В.Шекспира. В
действительности такой вражды не было. Обострения отношений были
кратковременными, и столкновения имели местное значение. Частые сообщения о
войнах между Ольговичами и Мономашичами можно объяснить тем, что обе эти
группировки были на Руси относительно многочисленными по сравнению с другими
княжескими группировками. Во всяком случае, между Ольговичами и Мономашичами
династические браки были нередки. Во времена похода Игоря из Ольговичей в
браках с Мономашичами были названные выше сыновья Святослава и Марии -
Владимир, Мстислав, Глеб и Олег, а также две дочери, имена которых
установить не удалось,- всего шесть детей из восьми. Это немало. Брат Игоря,
Буй-Тур Всеволод, был женат на внучке Юрия Долгорукого - "Красной Глебовне",
как она названа в "Слове". Один из сыновей Игоря, Святослав, был женат на
дочери Рюрика. Из этого краткого перечня видно, что в те времена брачные узы
не разъединяли, а весьма тесно связывали Ольговичей с Мономашичами.
Автор "Слова о полку Игореве" был сторонником князей Ольговичей. Это
факт очевидный. Интересно, что призывы к единству в поэме обращены к десяти
разным князьям Мономашичам и лишь к одному князю из ветви Галицких князей -
Ярославу Осмомыслу. Полное отсутствие обращений к князьям Ольговичам вполне
объяснимо: автор понимал, что сплочение Ольговичей должно произойти без
особого приглашения. По той же причине полностью отсутствуют обращения и к
Полоцким князьям. Это становится понятным, если считать, что автор поэмы,
близкий к Святославу человек, происходил из Полоцкой земли, где остались его
близкие родственники, которые по законам родства должны явиться на помощь.
Женщина - летописец?
Великая княгиня Мария Васильковна, по-видимому, принимала участие в
Киевском летописании. Академик Б.А.Рыбаков из Киевской летописи выделяет
тексты, которые называет "Киевской летописью Святослава
Всеволодича"4. В эту летопись входят записи с 1179 по 1186 и за
1194 год. Характерной особенностью этих записей является обилие всякого рода
семейных подробностей, чего в текстах летописи за другие годы почти нет.
Так, в летописи Святослава под 1179 годом сообщается, что он женил сына
Всеволода на польской княжне. Б.А.Рыбаков обращает внимание на то, что
великий князь Киевский назван без отчества и титула, просто по имени. Это
мог сделать только его личный летописец (добавим: или жена). Еще запись:
Всеволод Большое Гнездо выдал свою племянницу за сына Святослава - Владимира
(Иде Владимир с женою к Чернигову, к отню - ту бо живяше Святослав).
Следующая запись: Того же лета преставися Глебовая княгиня Рязаньская. Еще в
одной записи очень кратко описано погребение матери Святослава в
Кирилловской церкви, построенной ею в память своего мужа -
Всеволода-Кирилла. Сообщается также об успешном отражении половецкого
набега, в котором Святослав представлен как мудрый военачальник. Следующая
статья летописи сообщает о перераспределении княжеств в Черниговской земле
между князьями Ольговичами. Под этим же годом записано, что брат Святослава,
Ярослав Черниговский, выдал дочь за Переяславского князя. И, наконец, запись
о крестинах: дочь Юрия Долгорукого, Ольга Юрьевна, крестила дочь Всеволода
Большое Гнездо.
Как видно из этих записей, тема семейных отношений явно преобладает над
темой государственных отношений. Действительно, летописец сообщил о разных
свадьбах три раза, о крестинах - один, о смертях - три. О государственных же
делах сказано лишь два раза: об отражении половецкого набега и о переделе в
Черниговской земле. Все эти семейные подробности, очевидно, указывают на то,
что к написанию "Киевской летописи Святослава Всеволодича" имела какое-то
отношение женщина, притом общалась она со Святославом по-свойски, называя
его по имени, без титула и отчества, и подчеркивая его военное искусство.
Такой женщиной могла быть только княгиня, а именно великая княгиня Киевская
Мария Васильковна, жена Святослава Всеволодича.
В чем могло состоять участие Марии Васильковны при составлении
Святославовой летописи? Она могла давать княжескому летописцу указания в
общем виде о надобности написать на заданную ею тему. Могла проверять
написанное летописцем сообщение и вносить свои изменения. Могла, наконец,
сама написать летописный текст (об этом рассказано ниже).
Святославова летопись завершается рассказом под 1194 годом. Это
короткое произведение оставляет сильное впечатление своей простотой и
проникновенностью. И оно достойно того, чтобы его привести полностью:
1194 год. Святослав созвал в город Рогов своих родственников: брата
Ярослава и двух двоюродных братьев - Игоря и Всеволода. И стал с ними думу
думать, чтобы пойти им на Рязанских князей, претендуя на тамошние волости.
Послал Святослав посла в Суздаль к Всеволоду Большое Гнездо, желая получить
от него согласие идти на Рязань. Всеволод согласия не дал.
И Святослав отправился обратно из Корачева в Киев в Юрьев день, 23
апреля. И ехал летом на санях, потому что у него на ноге образовался нарыв.
И плыл в лодках-насадах по Десне. Прибыл Святослав в Киев.
И поехал оттуда в Вышгород в пятницу, 22 июля, поклониться святым
Борису и Глебу. И вошел в церковь, со слезами приложился к святой раке. И
потом в Кирилловскую церковь поехал, к отцовой гробнице, и хотел войти в
церковь, но поп с ключом случайно отлучился. Святослав его не дождался и
расстроился тем, что не пришлось ему поклониться отцову гробу. И поехал в
Киев.
В субботу поехал в церковь святых мучеников Бориса и Глеба, стоящую у
монастыря святого Кирилла, как бы присутствуя на последней службе.
В воскресенье был праздник: память мучеников благоверных князей Бориса
и Глеба. И не мог он ехать с Нового двора, здесь этот праздник и праздновал.
Наутро, в понедельник, 25 июля, пришла к нему весть от сватов,
прибывающих посольством, чтобы взять Святославову внучку, Ефимью Глебовну,
за византийского царевича. Святослав выслал им навстречу киевских знатных
бояр, а сам не поехал, так как был болен и слаб, и речь его была невнятной.
И очнувшись от забытья, спросил княгиню свою: "Когда будет день святых
Маккавеев?" Она ответила: "В понедельник" (через неделю, 1 августа). Князь
сказал: "О не дождусь я этого дня" (ведь в день святых Маккавеев умер в 1146
году его отец, князь Всеволод). Княгиня видела, что принятие им монашества
невозможно. Князь же стал просить, чтобы исповедаться. И сказал: "Я верую в
единого Бога". И велел постричь себя в монахи. И послал за сватом своим
Рюриком. И преставился 25 июля. И положили его во святом Кирилловом, в
родовом его монастыре.
Князь Святослав был мудр: в заповедях Божьих ходил и чистоту телесную
проповедовал, монашеский чин и иерейский любил, и нищих миловал.
В рассказе необычайно много подробностей. Думается, что писавший этот
рассказ либо сам следовал всюду за Святославом, либо излагал рассказанное
ему очевидцем. Княгиня, упомянутая в рассказе - это Мария Васильковна. Она
находилась у смертного одра Святослава, с которым прожила вместе 51 год. В
этом рассказе, как и в летописных статьях 1179 года, чувствуется рука
великой княгини. Святослав показан с наилучшей стороны. Обращает на себя
внимание отношение автора рассказа к родителям Святослава. Добрая память об
отце сохранилась у Святослава на протяжении почти 50 лет: он даже хочет
умереть в день смерти отца. О его матери, Марии Мстиславне, в рассказе нет
ни слова, хотя она умерла относительно недавно и похоронена в том же родовом
монастыре, кстати сказать, ею же созданном. В статье 1179 года о смерти и
похоронах Марии Мстиславны, как было отмечено, сказано глухо и сдержанно.
Такое отношение к Марии Мстиславне, разумеется, задано летописцу либо самим
Святославом, либо Марией Васильковной, ее снохой, что более вероятно.
Признаки женского почерка в "Слове"
В качестве одного из главных - если не самого главного - возражений
против авторства женщины выдвигают то, что "Слово" - произведение о войне, а
поскольку война - дело мужское, то и автор его, естественно, должен быть
мужчиной. Л.Е.Махновец скрупулезно подсчитал, что на Руси в конце XII века
было - ни больше, ни меньше - 299 княгинь, но по указанной причине ни одна
из них не могла быть автором этой поэмы (правда, он все же допускает, что
"Плач Ярославны" могла написать женщина)10. Спору нет, "Слово о
полку Игореве" относится к военным повестям. В нем рассказано о походе Игоря
со своими дружинами на половцев, о сражении, окончившемся поражением дружин,
о пленении Игоря. Но рассмотрим внимательно, как в "Слове" изложено начало
сражения:
Утром, в пятницу, потоптали они поганые полки половецкие и,
рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девиц половецких, а с ними
золото, и паволоки, и дорогие оксамиты. Ортмами, япончицами и кожухами стали
мосты мостить по болотам и топким местам - и всяким узорочьем половецким.
Червленый стяг, белая хоругвь, червленый бунчук, серебряное древно -
храброму Святославичу!
По этому описанию совершенно невозможно воссоздать картину сражения.
Собственно, о сражении здесь сказано поверхностно, в самых общих фразах:
половецкие полки "потоптаны". А вот о военной добыче говорится, наоборот,
очень подробно: ценные украшения и одежды перечислены со всей
скрупулезностью.
Так писать могла только женщина. Более того, в поэме, там, где
приведено окончание сражения Игоря, а также в описаниях сражений давно
минувших дней - всюду предметы военного обихода снабжены яркими эпитетами,
например: щиты червленые, сабли каленые, полки железные. Метафорично
говорится о действиях воинов на поле брани: занять оборону - это значит
кликом поля перегородить, пойти в наступление - рассыпаться стрелами по
полю. Таких эпитетов и метафор здесь очень много. Именно они придают поэме
ту особую поэтичность, которая выделяет ее из остальной массы древних,
безусловно, замечательных, но все же прозаических литературных произведений.
Такая манера описания сражений, какую мы видим в "Слове", явно более
подходит автору-женщине, нежели мужчине.
В противоположность тому, что мы видели в "Слове", в Ипатьевской
летописи, в повести об этом же походе Игоря, начало сражения описано
подробно, ясно, четко и строго.
Наутро же, в пятницу, во время, когда служат обедню, встретились с
полками половецкими. Успели подготовиться половцы: вежи свои отправили
назад, а сами, собравшись от мала до велика, стали на противоположном берегу
реки Сюурлий. А наши построились в шесть полков: Игорев полк - посередине, а
по правую руку - полк брата его, Всеволода, а по левую руку - Святослава,
племянника его, перед этими полками - полк сына его, Владимира, и другой
полк, Ярославов: ковуи с Ольстином, а еще полк впереди: стрелки, собранные
от всех князей. И так построили полки свои...
Так же подробно в летописной повести описаны и все другие эпизоды этого
сражения. Мы не знаем, кем был автор этой летописной повести - человеком
светским или из духовного сословия, но ясно, что он был мужчиной, а не
женщиной. Столь же тщательно описаны ратные сцены и многих других военных
повестей всего древнерусского периода.
Женщина-охотница?
Против авторства женщины, на первый взгляд, свидетельствуют и
многочисленные употребления образов из соколиной охоты, например в описании
игры на гуслях певца Бояна: Боян же, братья, не десять соколов на стаю
лебедей пускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал - они же сами
князьям славу рокотали. Или еще пример: Тогда пускал десять соколов на стаю
лебедей - которую догонял сокол, та первая песнь пела. Таких примеров
немало.
Считается, что широкое применение образов соколиной охоты указывает на
то, что автор был хорошим охотником. Отсюда вывод напрашивается сам собой:
поскольку охота - занятие чисто мужское, то автор поэмы - мужчина. В общем
виде это так, но применительно к "Слову" этот вывод представляется спорным.
Автором могла быть и женщина. И вот почему. Во-первых, по описаниям в поэме
воссоздать ни одну из сцен соколиной охоты нельзя, поскольку они изложены в
самых общих чертах и метафорично, можно сказать чисто по-женски (как и
ратные сцены). Ведь не называем же мы охотниками сочинителей фольклорных
произведений, в которых имеются образы соколиной охоты. Во-вторых, известно,
что женщины лично участвовали в княжеских охотах. Выше было приведено
летописное сообщение о неудачной попытке Святослава взять в плен Давыда
Смоленского. Нападение совершено на охоте, причем и Давыд, и Святослав
охотились вместе с женами. Так что женщины-княгини представляли себе хотя бы
в общем виде охотничье, мужское дело.
Все-таки женщина
Еще одна литературная особенность может свидетельствовать в пользу
автора-женщины. Это плачи. Всего в поэме три плача: плач русских женщин о
павших на поле брани мужьях, знаменитый "Плач Ярославны" по мужу Игорю,
плененному половцами, и плач княгини Анны по утонувшему в реке Стугне сыну
Ростиславу (кстати, в этой сцене автор не упомянул имени его сводного брата
Владимира Мономаха, на глазах которого Ростислав утонул - это явное
умолчание о Владимире Мономахе; об умолчаниях см. ниже). Хорошо известно,
что во все времена слагательницами и исполнительницами плачей на Руси были
женщины. В летописях, которые почти всегда писались мужчинами, о плачах
упоминается лишь вскользь и поверхностно.
Полоцкая тема в "Слове" - визитная карточка автора
Мы упоминали также, что в поэме есть большой раздел, в котором описаны
события, происходившие в Полоцкой земле (напомним, что Мария Васильковна
была княжной Полоцкой). Действительно, полоцкий раздел занимает одну десятую
часть всего текста поэмы - столько же, сколько описания всех сражений,
вместе взятых. Такое внимание к полоцким событиям может свидетельствовать о
полоцком происхождении автора. Раздел начинается с рассказа-вставки о князе
Изяславе:
Уже ведь Сула не течет серебряными струями для города Переяславля. И
Двина болотом течет у грозных полочан под кликом поганых. Один лишь Изяслав,
сын Васильков, позвенел своими острыми мечами о шлемы литовские, омрачил
славу деда своего Всеслава, а сам под багряными щитами на кровавой траве,
израненный литовскими мечами, исходил юной кровью и сказал: "Дружину твою,
князь, птицы крыльями приодели, а звери кровь полизали".
Изяслав Василькович - брат Марии Васильковны - княжил, видимо, в
небольшом княжестве Полоцкой земли где-то у границы с Литовской землей.
Полоцкая тема продолжается и после рассказа-вставки об Изяславе:
Не было тут брата Брячислава, ни другого - Всеволода: одиноко изронил
он жемчужную душу из храброго тела через златое ожерелье. Приуныли голоса,
поникло веселье. Трубы трубят городенские.
Князь Брячислав - родной брат Марии Васильковны. В поэме сказано: Не
было тут б р а т а Брячислава... (выделено мной.- Г.С.). Если бы поэму писал
посторонний этому персонажу человек, он написал бы: Не было тут князя
Брячислава,.. но не брата. Очевидно, употребление этого слова указывает на
родственные отношения писавшего поэму к Брячиславу и его братьям. Это
обстоятельство также свидетельствует в пользу авторства Марии.
Названный третьим князь Всеволод ("другой Всеволод") был братом Марии.
Он, как и Изяслав, в летописях не упомянут. Итак, в этом разделе поэмы
названы три родных брата Марии Васильковны. Осведомленность автора о
полоцких делах значительно бoльшая, чем у летописцев: братья не только
названы по именам, но и сообщается о сражениях, в которых погибли двое из
них. Об этих сражениях летописи молчат. Авторская скорбь по погибшим может
быть понята как скорбь близкого родственника.
Завершается полоцкий раздел поэмы подробным большим рассказом-вставкой
о вещем князе Всеславе Полоцком. Он был прадедом Марии Васильковны по
отцовской линии и современником Олега "Гориславича". В поэме к Всеславу
Полоцкому, личности очень противоречивой, автор относится однозначно: с
восхищением.
Полоцкие Гориславны
Можно привести еще одно косвенное свидетельство в пользу полоцкого
происхождения автора "Слова". Родоначальник князей Ольговичей, Олег
Святославич, в поэме назван Олегом Гориславичем. Ни в каких других
письменных источниках он Гориславичем не прозывался. Это отчество-прозвище
происходит от имени Горислав. Происхождение его, считают исследователи,
неясно. Ясна только вторая половина имени - слав, т.е. слава или славный.
Первая же половина имени произошла либо от слова горе (в таком случае полное
имя - Горькославный), либо от слова гора, верх - Верхославный, но, думается,
что правомочно производить его и от глагола гореть, тогда полное имя
означает Горящий славой. Так или иначе, но в поэме Олегу Гориславичу автор и
сочувствует, и осуждает его, и восхищается им. Имя Горислав (женская
разновидность - Горислава) в древнерусских письменных источниках встречается
считанное число раз. Два из них для нас представляют интерес, поскольку
имеют прямое отношение к Полоцкой земле.
Владимир I Красное Солнышко, взяв в жены полоцкую княжну Рогнеду после
кровавой расправы над ее отцом и братом, прозвал ее Гориславой. Дальнейшая
судьба Рогнеды-Гориславы была горестна: Владимир выслал ее с сыном-первенцем
Изяславом в отстроенный для них город в Полоцкой земле - Изяславль. Изяслав
стал основателем династической ветви Полоцких князей, к которой принадлежала
и Мария Васильковна. Второй раз это имя встречается в связи с более близкой
Марии Васильковне родственницей. Игуменья Евфросиния Полоцкая постригла в
монахини двух своих сестер, родную и двоюродную, и двух племянниц. Родную
сестру в миру звали Гориславой. Княжна Мария Васильковна приходилась
Гориславе племянницей и, возможно, училась вместе с ней в монастырской
школе. Без сомнения, Мария Васильковна знала и трагическую судьбу Полоцкой
Рогнеды-Гориславы, приходившейся ей прабабкой.
Таким образом, в роду Марии Васильковны были две Гориславы, о судьбах
которых она знала. И если она действительно была автором "Слова", то
становится понятным отнесение этого очень редкого отчества-прозвища к Олегу
Святославичу, родному деду ее мужа. Неясно только, почему она его так
прозвала - из сочувствия, осуждения или восхищения.
Оглушительные умолчания
В поисках имени автора любого литературного произведения исследователи
обращают внимание не только на упомянутые события, но и на то, о чем автор
умолчал, чтобы понять причины умолчания. В "Слове о полку Игореве" таких
явных умолчаний несколько.
На Руси было всего три Софийских собора. В поэме же упомянуты лишь два
- Киевский и Полоцкий. А Новгородский собор, второй по значению, не
упомянут. Причина умолчания заключается, видимо, в том, что автор не хотел
писать о неприглядном эпизоде, происшедшем в 1067 году. Всеслав Полоцкий,
захватив Новгород, снял с Софии колокола и перевез их на Софию Полоцкую. В
полоцком разделе поэмы говорится о том, что Всеслав, находясь в Киеве,
слышал звон колоколов из Полоцка. О том, что это были новгородские колокола,
автор не упомянул. Такое умолчание мог сделать лишь полоцкий автор,
симпатизировавший Всеславу и представлявший его идеальным князем.
Автор в "Слове" ничего не пишет о Владимире Мономахе, княжившем в Киеве
несколько десятилетий назад. Между тем этот могущественный князь мог бы быть
блестящим примером для подражания князьям Игорева времени. Во-первых,
Владимир Мономах, как никто из других князей, создал прочное единство на
Руси. Во-вторых, объединив Русь, он нанес такой сокрушительный удар по
половецким ордам, что после него в южных степях половцев не было около двух
десятилетий.
Но Владимир Мономах принимал участие и во внутренних походах, в
междоусобной борьбе Древней Руси. Немало таких походов связано с Полоцкой
землей, и о них он пишет в своем "Поучении детям". Так, летом 1077 года,
будучи совсем молодым князем, он ходил на Полоцк. Кажется, этот поход был
неудачным, но на другую зиму состоялся новый поход, в результате которого
выжгли Полоцк. В следующем году Всеслав Полоцкий сжег Смоленск - ответом
Мономаха был стремительный конный рейд преследования с поводными конями к
Смоленску, но Всеслава там уже не застали. Однако преследование продолжили,
и Мономах пожег землю (Полоцкую), повоевал ее до Лукомля и до Логожска,
после чего пошел войной на Друцк. Владимир Мономах вел междоусобные войны в
Полоцкой земле и позже, став великим князем Киевским. Однажды осенью он
вместе с черниговскими дружинами и наемными половцами ходил к Минску. Они
захватили город и не оставили в нем ни челядинца, ни скотины. Состоялся еще
один поход в Полоцкую землю: ...к Минску ходили, на Глеба, который наших
людей захватил, и Бог нам помог. И делали то, что задумали. А задумали
отторгнуть Минскую волость от Полоцкой земли и присоединить к Киевской, а
Глеба вместе с семьей как пленника вывезти в Киев.
Еще одно красноречивое умолчание - о великом князе Киевском Мстиславе
Владимировиче, сыне Владимира Мономаха. Он успешно продолжал политику отца,
ведущую к сплочению русских княжеств в борьбе с внешней опасностью. Как
сказано в летописи, он загнал половцев за Дон и за Волгу, за Яик (Урал).
Известны его успехи в установлении добрых отношений со многими европейскими
странами. За многочисленные достоинства этого могущественного князя еще при
жизни называли Великим. Но по отношению к Полоцкой земле Мстислав Великий,
как и его отец, проводил жесткую политику. Так, он организовал совместный
поход нескольких князей против "непослушного" Полоцкого князя,
намеревавшегося вернуть отторгнутые еще Владимиром Мономахом Минскую и
Друцкую волости. Наступление шло четырьмя колоннами, и нападение на полоцкие
города должно было произойти одновременно в условленный день. Но полочане
сами изгнали неугодного Мстиславу князя, избежав тем самым разгрома. По
отношению к Полоцкой земле Мстислав совершил еще одно унижавшее полочан
действие. За очередное непослушание он вызвал в Киев трех полоцких князей с
семьями и двух княжичей, там их осудил и выслал в Византию, в
Константинополь, к своему зятю, императору Иоанну II Комнину. Ссылка
продолжалась десять лет.
Оба великих князя - Владимир Мономах и Мстислав Великий - крепко
держали единство Руси в защите от половецкой опасности, поэтому они, без
сомнения, были бы очень удачными образцами князей для дополнительного
утверждения главной идеи "Слова". Но по отношению к Полоцкой земле они
проводили разрушительную, подчас унизительную политику. Следовательно,
умолчание их имен может указывать на полоцкое происхождение автора поэмы,
которому оба эти князя, разумеется, не были симпатичны.
Итак, похоже на то, что автором была Мария Полоцкая
Таким образом, здесь высказано предположение о возможном авторе "Слова
о полку Игореве" - княгине Марии Васильковне, жене Святослава Всеволодича,
одного из главных героев поэмы. Основанием для этого были следующие
рассуждения. Княгиня Мария Васильковна, в принципе, могла быть автором,
поскольку в Древней Руси среди князей и княгинь писатели были, в том числе
выдающиеся. Княжна Мария с раннего детства и до замужества жила в Полоцке,
где княжил ее отец, и, по-видимому, там в школе для девочек, открытой ее
знаменитой теткой - игуменьей Евфросинией Полоцкой, она получила
образование. Выданная замуж, Мария Васильковна на многие годы оказалась в
самом центре политической и культурной жизни Руси, вместе с мужем изъездила
всю Русь и имела возможность вникать во все тонкости межкняжеских отношений.
Став великой княгиней Киевской, она решительно вторгалась в дела управления
княжеством и вообще проявляла высокую социальную активность. Она жила в той
княжеской среде, где традиционно высоко чтили книжность. В "Слове о полку
Игореве", на мой взгляд, со всей четкостью проступает женский почерк.
Военная тема и сцены охоты изложены в самом общем виде, чисто по-женски, с
привлечением многочисленных подробностей, касающихся украшений и нарядов.
По-женски эмоционально переданы и три плача русских женщин, в том числе и
знаменитый "Плач Ярославны". Многочисленные красочные и яркие эпитеты
выделяют "Слово" из ряда других древнерусских произведений, вероятно,
потому, что оно написано не мужчиной, а женщиной.
Несколько признаков указывает на полоцкое происхождение автора "Слова".
Это и осведомленность в полоцких событиях, изложенных в непомерно большом по
объему разделе-вставке, где говорится с сочувствием о трех братьях
Васильковичах. И что замечательно, автор более осведомлен о полоцких делах,
чем летописцы; он называет имена братьев Изяслава и Всеволода, о которых
летописи молчат. Автор рассказывает и о Полоцком князе Всеславе Вещем.
Употребляет чрезвычайно редкое, но обычное для полоцкой княжеской среды
имя-прозвище "Гориславич". Признак полоцкого происхождения автора - это и
умолчания об обидчиках Полоцкой земли - князьях Владимире Мономахе и
Мстиславе Великом, являвшихся, между тем, прекрасными примерами для
подражания в борьбе с половцами. Это и обращения с призывами объединиться,
адресованные князьям разных княжеских ветвей, за исключением Ольговичей
(Черниговских) и Всеславичей (Полоцких): для тех и других не нужно было
особого приглашения - по закону родства оно предполагалось само собой.
"Отцом" князей Ольговичей был Киевский великий князь Святослав. От Полоцкой
земли в Киеве была только Мария Васильковна. Можно смело утверждать, что
полоцкая тема в "Слове о полку Игореве" - это своеобразная визитная карточка
автора. По-видимому, именно она, Мария Васильковна, и была автором "Слова о
полку Игореве". Однако это предположение основано лишь на косвенных
свидетельствах. Необходимы же прямые доказательства.
...в зачине поэмы, там, где автор сопоставляет свою
творческую манеру с манерой Бояна, читается краестрочная запись Мария. (АКРОСТИХ - И.)
С. 6, 8-я строка снизу:
МЫСЛЕНУдревулетаяумомъподъобл (29)19 (-3,6)
акысвиваяславыобаполысеговремени (32) (-0,6)
рищавътропутроянючресъполянагорыпет (35) (+2,4)
ибылспесьигоревитогоолгавнукунебур (34) (+1,4)
ясоколызанесечрезъполяширокаягали (33) [32,6]
Единый ключ для прочтения всех записей в "Слове"
Однако наличие единичной записи имени еще не доказывает, что оно
принадлежит автору произведения. Прежде всего, нужно убедиться, что
прочитанная запись - не случайное, хотя и маловероятное, сочетание букв на
краях строк, давшее желаемое слово. Нужно проверить, воссоздается ли имя
Мария от других слов с тем же корнем мысль, встречающихся в разных местах
поэмы. Иными словами, повторится ли применение того же ключа.
Повторное применение того же ключа дало прочтение этого имени еще в
четырех местах поэмы. Отправной точкой воссоздания структуры текста была
такая же буква м в словах с корнем мысль.
С. 20, 10-я строка сверху:
МЫСЛИЮсмыслитинидумоюсдуматиниочим (34) (+0,8)
асъглядатиазлатаисребранималотогопот (36) (+2,8)
репатиавъстонабобратиекиевътугоюачерн (37) (+3,4)
иговънапастьмитоскаразлис (26) (-7,2)
япорускойземлипечальжирнатечесред (33) [33,2] (-0,2)
С. 28, 40-я строка сверху:
МЫСЛИЮтипрелететииздалечаотнязлат (33) (+1,4)
астолапоблюститыбоможешиволгувеслы (34) (+2,4)
раскропитиадонъшеломывыльят (27) (-4,6)
иажебытыбылътобылабычагапоногате (32) (+0,4)
якощейпорезанетыбоможешипосухужи (32) [31,6] (+0,4)
С. 31, 2-я строка сверху:
МЫСЛЬноситъвасъумънаделовысокопл (32) (-2,4)
аваешинаделовъбуестиякосоколънавет (34) (-0,4)
рехъширяясяхотяптицювъбуйствеодолет (35) (+0,6)
исутьбоуваюжелезныипапорзиподъшеломыл (37) (+2,6)
атинскимитемитреснуземляимногистра (34) [34,4] (-0,4)
С. 40, 4-я строка сверху:
МЫСЛИЮполямеритъотъвеликагодонудом (34) (+1,4)
алагодонцакомоньвъполуночиовлу (30) (-2,6)
ръсвиснузарекоювелитькнязюразумет (33) (+0,4)
икнязюигорюнебытькликнустукнуземл (33) (+0,4)
явъшуметрававежисяполовецкииподви (33) [32,6] (+0,4)
Почему авторы скрывали свои имена?
Почему же Мария затаила свое имя? Приблизиться к правильному ответу на
этот вопрос, наверное, можно, разобравшись в причинах, по которым на Руси
авторы скрывали свои имена.
Одной из причин в какой-то мере была традиция оставлять анонимными свои
письменные произведения. Однако эта традиция не была слишком
распространенной. Имена авторов многих произведений известны. В наше время
научная текстология и литературоведение открывают все новые и новые имена.
Изучение тайнописи - один из плодотворных путей исследований. Нет сомнения,
что количество известных нам имен древнерусских авторов будет увеличиваться.
Другой причиной сокрытия имени была авторская скромность. Автор считал
неудобным для себя объявлять свое имя широкой публике. Вместе с тем
авторское тщеславие толкало его запечатлеть свое имя, но так, чтобы оно
могло быть обнаружено только лицами узкого круга. Автор выбирал тот или иной
вид тайнописи и записывал свое имя, пользуясь определенным шифровальным
ключом. Читатель, также владевший ключом, узнавал имя.
Можно ли считать, что Мария затаила свое имя из авторской скромности?
Не исключено. Однако об этой черте характера Марии достоверно ничего не
известно.
Причиной сокрытия имени в ряде случаев было опасение автора
подвергнуться репрессиям со стороны недоброжелателей. В данном случае эта
причина маловероятна. Вероятнее другое. Как известно, женщины в
средневековой Руси особым авторитетом не пользовались, и Мария тоже это
знала.
Таким образом, обнаруженная в "Слове о полку Игореве" тайнопись в виде
краестрочных записей имени Мария, повторенных четыре раза, и двух фраз: Сие
писа Мария и Сие писа сестра / Брячислава ни другаго Всеволода служит прямым
доказательством того, что автором поэмы была Полоцкая княжна Мария
Васильковна, жена великого князя Киевского Святослава Всеволодича.
Отредактировано Иванка (2013-11-17 15:11:15)