Иванка написал(а):
Лилиан Войнич
Ну вот... Коли мы стали чуточку, буквально на ВОЛОСок ближе, девчёнки мои, хочу с вами поделиться одной историей, случившейся со мной года три назад не во сне, а наяву.
В детстве любимой книгой Иванки была книга Залтена "Бемби", а любимым изречением (тоже в детстве): "Ты что же, не можешь быть один? Стыдись!" Ещё нравился очень один эпизод в "Бемби", где молодой олень, побывавший в руках охотника, похваляется тем, как хорошо было в хлеву у людей пережить зимовку, что таким образом он выжил и не умер с голоду. И тут появляется Вожак оленей и спрашивает хвастунишку: "Что это за след у тебя на шее?" Хвастунишка растерянно отвечает, что вытертая полоска - след от банта, который ему повязали люди, и что носить этот бант - огромная честь! Вожак произносит тихо: "Несчастный..." и исчезает (он умеет исчезать, быть невидимым). Среди оленей, собравшихся послушать рассказ хвастунишки о том, как он провел голодную зиму в хлеву у людей, повисает молчание, а молодой олень, у кого на шее остался вытертый след от банта, недоумевает: "Почему он сказал, что я несчастный? Я очень, я даже очень счастливый!"
Так вот... А любимой книгой Иванкиной юности был "Овод" Э.Л.Войнич. Мы с бабулей собрали почти все переиздания "Овода" в СССР, - книга в России была очень популярна, по ней был снят замечательный фильм "Овод" с О.Стриженовым в главной роли, потом ещё один. Но никакие фильмы с книгой в сравнение не шли, Иванка не раз её перечитывала, и каждый раз как будто вновь. Однажды, на том месте, где сын говорит отцу (кардиналу), чтобы тот выбрал между ним и богом, а отец отвечает, что этот выбор выше его сил, и пусть сын не будет таким жестоким и попросит о чем-нибудь другом, и тогда он, как всесильный кардинал, это исполнит... Но сын непреклонен: или я или бог... На этом месте Иванка разрыдалась, да так (уж извините за подробности), что хлынула кровь носом и залила эти страницы. Такое забыть сложно.
И вот, спустя годы, во время ремонта в одной писательской конторе, где Иванка тогда трудилась, в дверь кто-то постучался. Комната была завалена стульями, книгами, коробками, так что визитёр едва смог протиснуться в помещение. Иванка и её помощница извинились, сказав, что день не приёмный, ремонт. Вошедший же мог сказать только два слова по-русски, говоря на английском, Иванка же знала на английском лишь несколько слов, т.к. её бабуля настояла, чтобы она в школе учила немецкий. Но зато секретарша писательской конторы английский немного знала.
Гостя даже негде было посадить, не то что предложить ему чаю (чайник с чашками был упакован в коробку). Секретарша перевела просьбу иностранца: он приехал в Россию и посетил эту контору, разыскивая людей, которые читали книгу "Овод". (Иванка тут встрепенулась, понятное дело). Гость посетовал на неудачный день, что был уже в нескольких писательских учреждениях в Москве и не нашёл ни одного русского, с которым мог бы поговорить о книгах Э.Л.Войнич, так популярных в России когда-то (но не теперь), что обошёл и эту контору в надежде, постучался в несколько дверей, и везде тишина, пока не забрался буквально на чердак (где Иванка с секретаршей и разбирали хлам).
Иванка попросила перевести, что она читала "Овода" (и не только эту книгу, а и все остальные книги Войнич тоже, что у неё даже сохранились собственные рисунки к "Оводу"). Гость страшно обрадовался и представился правнуком знаменитой писательницы, вручив свою визитную карточку и объяснив цель визита просто: да, его, конечно, интересует переиздание книг прабабушки в России, но он собирает буквально всё, что связано с её книгами, что он очень благодарен русским людям за такое отношение к "Оводу"...
Так они и общались: секретарша сидела между ними на столе и была переводчицей, а гость с Иванкой сидели на коробках. Она рассказала ему, как плакала над страницами, а он переспрашивал, понимая с трудом, потому что секретарша, признаться, далеко не в совершенстве владела английским. Секретарша мучительно вспоминала нужные иностранные слова, гость радостно кивал, когда понимал, а Иванка думала о том, как же могло такое случиться, что всё-таки СЛУЧИЛАСЬ эта встреча, которой она и не ждала, как будто сама Этель Лилиан пришла, - вот она, на расстоянии вытянутой руки в облике правнука и даже можно её коснуться...
СНИМИ ОБУВЬ ТВОЮ...
Темнело... Иванка и её гость попрощались через секретаршу, обещаясь друг другу вступить в переписку по эл.почте... да так и не вступили, видно, из-за занятости.
Кадры из фильма "Овод" (1955)
Отредактировано Иванка (2013-11-11 22:11:03)