В исследовании «Вокруг Параскевы и Медного змея» пришло время поставить точку, но... заключив её в круг.
Есть такое выражение – ВОКРУГ ДА ОКОЛО... ВЕСНА 2012 года необычная – как будто откинули завесу и подвели к гигантскому часовому механизму: Время-Веретено крутит свои «шестерёнки» - маленькие, большие... И «конец» переходит в «начало»... И ХОРОВОД продолжается...
Но прежде чем предложить форуму последнюю главу КОЛОМЕНСКОЙ ИСТОРИИ девушки Параши (о перевёртыше кругового жеста Оранты в линейно-давящую длань Медного кумира, о том, кто такие оры вокруг Афродиты, почему женщины водят хороводы, и что ДОМИК в КОЛОМНЕ это и есть ХАТ(х)ОР) предлагаю материал о простейшей модели мироздания – ТОЧКИ в КРУГЕ – чем не ДОМИК в КОЛОМНЕ?
В казахском языке знак ТОЧКА В КРУГЕ звучит «АБАК». В статье, которую привожу в сокращении, показывается ИЗОБРЕТЁННЫЙ ГИПЕРБОРЕЙЦАМИ МЕТОД СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЗНАКА «АБАК» и доказывается, что слова всех земных народов произошли из единого корня (ср. «абак» с «аз» и «буки», а также «абы да кабы»).
После ознакомления с этим материалом будет проще усвоить круг понятий, связанных с корнем -ОР-, поскольку он напрямую относится к КОЛОМЕНСКО-МЕДНОЙ исТОРии, рассказанной А.С.Пушкиным.
Вот перечень слов (включая имена), начинающихся на -ор- и содержащих его в себе в русском (и не только) языке:
бОРей
тОР
хОР
мОРе, мОР
гОРа
ГОР
ГеОРгий
ОРднунг (нем.) и т.д.
Назвала самые важные, в тему. А дальше выборка из «Орфографического словаря»:
орарь ор`арь, -`я
оратай ор`атай, -я
Оранта
оратор ор`атор, -а
оратория
орать ор`ать 1, ор`у, орёт, ор`ут (кричать)
орать ор`ать 2, ор`ю, `орет и ор`у, орёт (пахать)
орбита орб`ита, -ы
орг орг... - первая часть сложных слов, пишется слитно
оргазм орг`азм, -а
орган `орган, -а
орган орг`ан, -а (муз. инструмент)
орда орд`а, -`ы, мн. `орды, орд; но (в названиях средневековых государственных объединений) Орд`а, -`ы, напр.: Золот`ая Орд`а, Ног`айская Орд`а
орден `орден 1, -а, мн. -`а, -`ов (знак отличия)
орден `орден 2, -а, мн. -ы, -ов и -`а, -`ов (организация; архит.)
ординальный ордин`альный (матем.)
орёл орёл, орл`а
Орёл Орёл, Орл`а (город)
Оренбуржье Оренб`уржье, -я (к Оренб`ург)
ореол оре`ол, -а
Орест Ор`ест, -а: Ор`ест и Пил`ад
орех ор`ех, -а
оригинал оригин`ал, -а
ориентир ориент`ир, -а
орийский ор`ийский (от `ория)
оринокский орин`окский (от Орин`око)
Орион Ори`он, -а (созвездие)
оркан орк`ан, -а (ураган)
оркестр орк`естр, -а
орлан орл`ан, -а
Орлеанская дева Орле`анская д`ева
Ормузд Орм`узд, -а
орнамент орн`амент, -а
орнитология орнитол`огия, -и
орографический орограф`ический
орография орогр`афия, -и
ортодокс ортод`окс, -а
ортодонт ортод`онт, -а
ортопед ортоп`ед, -а
оружие ор`ужие, -я
Орфей Орф`ей, -я
орфография орфогр`афия, -и
орхидея орхид`ея, -и
оры `оры, ор (мифол.)
ВРЕЗКА. http://www.otuken.kz/
«У всех слов – единый корень».
1. Именно «круг и точка» являются самым первым знаком, или, как мы его называем, знаком абак. Два самых первых слова связаны с этим знаком.
2. Все алфавитные знаки начинаются с этого знака абак, изучая эволюцию знаков, можно узнать и первичное, глубинное значение слов...
Если абак – это геометрическая фигура, то составляющие энак круг и точка – элементы этой геометрической фигуры. Будучи реальными вещами, они должны иметь определенные названия. «Два самых первых слова» оказываются названиями этих элементов...
Круг и точка. Две геометрические фигуры, ставшие основой для одного «изображения».
Взаиморасположение Круга и Точки основывается на определенных правилах. Итак, существует система взаимосвязи, взаимоотношений, взаиморасположения этих двух элементов.
Главнейшее среди этих правил – это бинарная оппозиция двух элементов, т.е. их «противостояние, противоположность». Условно мы будем называть ее «парой противоположностей».
Итак, элементы знака абак – Круг и Точка – это противоположные друг другу «предметы». Сами по себе, лишенные пары, они ничего не значат, поэтому, несмотря на свою противоположность, они являются неразделимой, амбивалентной парой элементов.
Заменим «гнезда», пусть круг теперь означает огонь, а точка – воду. Мифологическая ситуация вновь изменилась и требует создания нового мифа.
Пару объектов можно заменить другой парой. Требуется лишь, чтобы объект, заменяющий прежний, был созвучен ему. Пару «огонь и вода» можно заместить парой «женщина и мужчина», «мать и дитя», «змея и птица», «змея и дерево» и даже «корзина и младенец». Этот список пар противоположностей можно продолжать до бесконечности. Каждый новый вариант пары противоположностей создает новую мифологическую ситуацию и новый миф. Таким образом, с каждой заменой (дополнением) пары объектов на прежний миф наслаивается новый, формируется сложный, ступенчатый, иерархический мифологический комплекс. Однако, несмотря на все замещения и дополнения, несмотря на наслаивания все новых и новых мифов, первоначальная структура – взаимоотношения круга и точки – сохраняется без изменений.
Знак абак является плодом мифотворчества. Возникший случайно, со временем он превращается в объект творческого осмысления первого Жреца-Гиперборейца. До формирования первой реальной письменности (алфавита) и письменной культуры, первый Жрец и тысячи поколений жрецов, продолживших его дело, занимались созданием все новых мифологических ситуаций, в основе которых всегда оставался знак абак, путем новых замещений пары его элементов (объектов). Этим элементам давались имена (названия), путем сложения имен создавались новые слова. Так, «чтение» знака абак стало источником общей для большинства человечества системы письменности и общего лексического фонда.
Абак или знак абак – мифопоэтическая модель (структура, остов), поэтому необходимым условием, как для любой мифопоэтической модели вообще, является существование связанных между собой параметров. В качестве основных параметров можно указать следующие:
Элементно-компонентные параметры Элементы, составляющие знак абак
Временной - Знаку абак и его элементам придается временной характер, например, рано – поздно, день – ночь, до – после и др.
Пространственный - Знаку абак и его элементам придается пространственный характер, например, запад – восток, верх – низ, большой – малый, внешний – внутрений, дверь – төр (Төр – наиболее почетное место в глубине помещения лицом к входной двери. – Пер.), середина – внешняя стена, внутренняя часть – оболочка и др.
Качественный - Знаку абак и его элементами придается качественный характер, например, хороший – плохой, теплый – холодный, злой – добрый, мягкий – твердый, огонь – вода и др.
Цветовой - Знаку абак и его элементам придается цветовой характер, например, белый – черный, желтый – черный, красный – коричневый и др.
Зооморфный - Знаку абак и его элементам придается зооморфный характер, например, змея, дракон, птица, лошадь, собака, лягушка (черепаха) и др.
Фитоморфный - Знаку абак и его элементам придается растительный характер, например, дерево, цветок и др.
Вегетативный - Знаку абак и его элементам придается вегетативный характер, например, рост, укоренение, цветение, распускание листвы, набухание почек, засыхание и др.
Анатомический - Знаку абак и его элементам придается анатомический характер, например, голова – конечности, сердце, материнское лоно, половой орган, женская грудь, рука, легкое, глаз, нос, рот и др.
Человеческий - Знаку абак и его элементам придается человеческий характер, например, мужчина – женщина, мать – дитя, отец, потомство, род, юноша, старец и др.
Этот перечень может быть продолжен. Таким образом, в тех случаях, когда мы говорим о знаке абак как мифологическом «организме», следует иметь в виду его качества и показатели, перечисленные здесь...
В качестве примера рассмотрим упомянутые выше понятия яйцо, материнское лоно, пещера. Если предварительно задать принцип (значение) «полое пространство», то можно увидеть, что яйцо ассоциируется, т.е. соответствует материнскому лону, материнское лоно – пещере. Возникает семантическая цепочка: яйцо – материнское лоно – пещера. Попробуем продолжить эту семантическую цепочку.
Круг Точка
Вода Огонь или эародыш Земли
Женщина Мужчина или сын
Пещера Человек или очаг в пещере
Материнское лоно Семя или эмбрион в материнском лоне
Скорлупа яйца Желток яйца
Конкретные понятия, занявшие места элементов «круг» и «точка» знака абак, составляют определенные пары противоположностей, при этом один из элементов каждой пары соответствуют одному элементу другой пары, таким образом, формируются две цепочки соответствий: а) круг > вода > женщина > пещера > материнское лоно > яйцо; б) точка > огонь или зародыш земли > мужчина или сын > человек или очаг в пещере > семя или эмбрион в материнском лоне > желток внутри яйца. Используя разные коды, можно попытаться произвести от этих цепочек новые цепочки.
Социальная цепочка:
Круг Точка
Женщина Младенец
Глава семьи (в условиях матриархата) Члены семьи, потомки
Вождь рода (в условиях матриархата) Родовое общество, народ
Праматерь рода, дух-покровитель Предки
Повелитель (-ница) страны мертвых Умершие предки
Цепочка очеловеченного пространства:
Круг Точка
Пещера, дом Люди, члены семьи внутри дома, пещеры
Родовая, племенная территория Члены рода, племени
Страна, государство (в качестве пространства) Народ
Территория обитания человечества (ойкумена) Человечество в целом
Поверхность земли, земного шара Живые существа, обитающие на земле
Отдельные миры (верхний, средний, нижний) Существа, населяющие отдельные миры
Космос в целом Все живое
Цепочка смерти:
Круг Точка
Могила, захоронение, некрополь Труп в могиле
Страна предков (и праматерь, покровитель рода) Духи мертвых предков
Страна, мир, царство мертвых (и ее повелитель) Умершие, духи
Нижний мир Существа нижнего мира
Можно продолжать выстраивать такие семантические цепи при условии наличия пар противоположностей, соответствующих двум элементам знака. Во многих случаях соответствия в цепочке «круг-точка» образуют единую цепочку. Это характерно для периодов, когда «чтение» знака абак было забыто, остались лишь его отголоски. Самое главное, соответствия как в отдельных видах цепочек (соответствующих кругу и точке), так и в соединившейся цепочке (соответствующей знаку абак) могут быть переданы одним словом.
Яйцо Латинский язык сохранил слово обо
Материнское лоно В тюркских языках женский половой орган называют *am, *amak (праформа *mk). По-латински амо – «люблю», Амур – бог любви.
Пещера В древнеславянском языке сохранилось заимствованное из тюркского языка слово капище (капыг – апыг – абак). Древнее значение слов қапығ, қапы, означающих в современных тюркских языках ворота, – пещера. Существуют также слова кеуек, қауақ (пористое, пустотелое). (Каз. кеуек, қауақ также означает «бутон», «тыква-горлянка, из которой в частности изготавливают сосуды». – Пер.)
Мать, женщина, самка Можно привести такие слова тюрко-монгольских языков, как аба, апа (мать), абысын (женщины одного рода по отношению друг к другу), әпке (старшая сестра), әбзи (бабушка). Следует также упомянуть мифологическую праматерь Еву (Хава, Хауа).
Ребенок, сын, человечество Может быть реконструировано благодаря именам Аполлон, Аваллах, Яфет, Аплу, Авель-Абиль.
Дом, семья Тюркские слова үй, ой, об, оба, аб.
Род, племя, народ Оба, монг. обох (род), турк. омақ, аймақ. Можно попробовать сравнить лат. обо (яйцо) с тюрко-монгольским обоқ, омоқ (семя, род).
Мир, космос Это значение сохранилось лишь в маньчжурском языке и мифологии: апку – космос, также можно привести греч. хаос (хабос – абос).
Движение знака абак
Точка в центре круга во многих случаях изображается как отрезок. Иногда вертикальный и горизонтальный отрезки, накладываясь друг на друга, составляют скрещенные линии – крест.
Любая вещь имеет два состояния. Первое – это относительно устойчивое, спокойное, дремлющее состояние. Вещь, объект не движется, т.е. находится в статическом состоянии. Второе – состояние движения, изменения, действия. Такое состояние называют динамическим.
Итак, перед нашими глазами находятся круг и точка. Круг – это замкнутый мир, его можно сравнить с первоначальным – неподвижным, дремлющим – состоянием пространства и времени. Жрец растягивает точку в центре круга, превращая ее в отрезок. Удлиняясь, этот отрезок упирается в линию круга. Если отрезок, удлиняясь в одну сторону, пересекает линию круга, то удлинившийся в двух направлениях отрезок рассекает круг пополам. «Превращение точки в отрезок» кажется простым графическим действием, однако оно означает начало движения.
Если точка – это мертвец (өлік), то отрезок – это живое существо (тірік[1]). Если точка – это семя (ұрық[2]), то отрезок – это растущее дитя, зародыш (тумақ[3]), потомство (ұрпақ). Если точка – это угли (шоқ), то отрезок указывает на «разгорание углей, появление пламени». Это сопоставление может быть продолжено. Необходимо лишь научиться рассматривать круг и точку в качестве определенной вещи или явления, потому что древний Жрец именно так видел, читал и понимал знак.
Движение – форма существования материи, расхода энергии, мы можем и абак рассматривать как «мифологическую материю». Следует понять, что возникновение представления о движении в знаке абак повлияло на словообразование. Движение – основа словообразования через знак абак и формирования мифологического мировосприятия. Поэтому мы рассматриваем его как одно из главных правил интерпретации знака абак.
Превращение точки внутри круга в отрезок следует понимать как переход статического состояния в динамическое, т.е. начало движения, действия. В этом случае морфемы, являющиеся праформами – названиями точки в центре круга, должны стать грамматическими структурами, указывающими на движение и действие. Так оно и есть.
Одушевление знака абак
Мы уже отмечали, что первая праформа абака означала «материнское, женское лоно». Знак абак, обладая значением «полость, замкнутое пространство, порождающее жизнь», приобретает также значение «дающий жизнь», «мать», «женщина». Такие слова современных тюркских языков, как апа, аба, ана (мать), абысын (жены родственников, снохи одной семьи, рода по отношению друг к другу), әпке (старшая сестра), әби, ебей, ебейін, ебене, ебесін[4], – это следы метаморфоз древнего значения. Понятия «абак – мать» и «абак – женщина», в свою очередь, порождают понятие «абак – человек», которое было конкретизировано в отдельных примерах:
Аб или Абак – «человек» вообще;
Аб или Абак – «отдельный человек, индивид»;
Аб или Абак – «одна семья», «род, племя», «люди». Понятия опа, об», обақ (монг. обох), омақ, аймақ в тюркских языках со значением «род» восходят к этой праформе *ab- или *abak-. С этим же значением связано происхождение этнонимов абак-керей, уак, шапырашты, исторических этнонимов авар, савир, апарндай, апр, названий мифологических «этносов» или «субэтносов» абгаль, абарис, абаасы.
Понятие «абак – человек» в семейно-бытовой системе порождает понятия «абак – мать», «абак – отец, дед», «абак – дитя, сын». Примерами трансформации этого значения являются имена персонажей иудаизма, христианства и ислама Авеля-Абыла, праматери Евы-Хауа (Хавва < аба), аккадское слово аплу (сын), Аполлон греческой и Аплу (имя переводится как сын) этрусской мифологий, Абулджа в тюркском мифе.
Абак-поколения
Абак – человек, абак – космос, абак – дом. Это лишь три из множества значений рассматриваемого знака абак.
Абак – мать и дитя; Абак – семья; Абак – род, племя, страна.
Попробуем придать абаку временной характер, в т.ч. характер «прошедшего времени».
Мы показали, что слово аб (абак) обладает наряду со значениями «старший по возрасту», «старый», «родители», значением «первоначальный, изначальный, основной, первый, древний». Попробуем теперь связать эти значения с рассмотренным ранее «человеческим» значением абака.
Абак – «мать и дитя» теперь оказывается «первоначальная мать и дитя». По этому образцу:
Абак – «семья» > «первоначальная семья»; абак – «род, племя» > «первоначальный род, племя»;
Абак – «страна» > «первоначальная страна».
Рассмотренные ранее значения приметно изменились. Новые значения таковы:
а) «первочеловек»,
б) «первопредок, праотец или праматерь»,
в) «первое, первоначальное поколение людей»,
г) «первоначальный род, племя, страна, народ»...
Теперь мы можем перейти к рассмотрению образа гиперборейцев в греческой мифологии.
Образы, относящиеся к гиперборейским в греческой мифологии, немногочисленны, среди них по именам известны персонажи мужского рода Абарис, Абарид, Аристей. Привлекает внимание, что имена Абариса и Абарида образованы на основе слова аб > абар. Согласно греческому мифу, Абарис «странствовал по всей земле со стрелой в руке и при этом не питался», Абарид же «восстановил прежние дружеские отношения между Делосом и Гипербореей». Судя по окончаниям ис (вероятно, артикль в конце отдельных слов в греческом языке) и ид (греческий формант, означающие «чей-то сын, потомок») в конце имен Абарис и Абарид, общим названием гиперборейцев было абар (абар > абарид). Анес Сарай считает, что гиперборейцы так и назывались абар.
Эти абары-гиперборейцы, по словам самих греков, научили эллинов наукам и искусству, об этом рассказывает один из персонажей драматургического произведения Плутарха (І-ІІ вв.), «побывавший в Гиперборее и получивший у гиперборейцев астрономические знания в соответствии со своим уровнем человека, исследующего геометрию». Таким образом, греки считали гиперборейцев народом, опередившим все остальное человечество в науке и искусстве. Признание древними греками, считавших все другие народы варварами, превосходства над собой другого (пусть даже мифического) народа в знаниях, говорит о многом. Еще в одном мифе рассказывается, как Зевс после победы над титанами, навел на своего отца Крона сон, навеки сковавший его. Потомки титанов Гипербореи с почетом унесли погруженного в сон Крона к себе на родину, уложили его на «блестящий как золото» камень в глубокой пещере. В этом месте они воздвигли святилище. Жрецы этого святилища не только поклонялись богу, но и были погружены в исследование всех наук[26]. Из развитой греческой мифологии и квазиисторических сочинений становится ясно, что в первоначальном греческом мифе существовало представление о цивилизаторах-абарах (гиперборейцах).
Попробуем перечислить некоторые проблемы, связанные с этими «гиперборейцами».
1. С одной стороны, образы гиперборейцев Аристея, Абариса, Абарида являются человеческими аспектами бога Аполлона. Поэтому необходимо рассмотреть образа Аполлон в связи с Гипербореей.
2. Имена Аполлон, Абарис, Абарид происходят от одного корня аб.
3. Гиперборейцы изображаются жрецами, освоившими науку, знания, искусства. Говорится даже, что именно гипербореец (по имени Олен) был первым жрецом и первым сочинителем поэзии. Невозможно не сопоставить это первенство абаров в жречестве и казахское слово абыз (жрец, мудрец), также образованное от корня аб.
4. Главный храм в Гиперборее, как его описывают «греческие путешественники» в трудах греческих историков, имел сферическую форму. Сфера, как известно, – это шар, т.е. речь идет о круге или абаке. Заставляет задуматься сходство названия Абар (Гиперборея) и казахского названия «сферы» – абақ.
5. Проблема Аполлона и Лебедя (См. Шестой раздел «Лебедь и Аполлонический комплекс» Книги четвертой «Мифологии предказахов». – Пер.).
Попробуем сравнить это греческое представление с рассмотренным выше шумерским представлением.
Абгаль Согласно шумерскому мифу, абгали научили шумеров искусству и знаниям
Абар (абарис – гиперборейцы) Согласно греческому мифу, этот народ научил греков науке и искусству
Эти два в типологическом плане схожих образа имеют еще одно сходство – лингвистическое сходство их названий: слова абарид и абгаль восходят к одному слову аб. Это не случайность, поэтому необходимо искать реальные причины такого сходства.
Яблоко и знак абак
Разрежем самое обычное красное яблоко посредине и рассмотрим разрез. Перед нами немного неправильный круг. В середине видно несколько семян. Если отвлечься от множественности семян и представить их одним семенем, то мы увидим круг с точкой в центре. Итак, яблоко – один из вариантов ассоциации со знаком абак.
Названия яблока в германском, романском, кельтском языках также связаны с чтением знака.
Немецкое апель: ам-анг > ам-ан > ам-ал > аб-ал > ап-ал > апель.
Английское эпл: ам-ал > аб-ал > ап-ал > эпл.
Ирландское әабал, валлийское афал: ам-ал > аб-ал > аф-ал.
Русское яблоко, здесь явно влияние тюркского словобразования: ам-ал > аб-ал > аблук > яблок(о)...
После забвения первоначальной традиции чтения знака абак слово ур (ор) из названия точки превращается в название круга, более того, знака абак в целом. Вспомним значение слова ор в казахском языке. Это ров, выемка, яма в земле, пещера, дверь. Вид сверху самого обычного рва или ямы действительно напоминает круг.
Изображенный на плоскости Ор – это круг, колесо.
Ор – «яма», «выемка». Словом ор можно назвать как естественно образовавшуюся яму или овраг, так и выкопанную яму, траншею. Используя это существительное ор, а также глаголы ора (окружай, заворачивай), орал (возвращайся), можно показать элементарную геометрическую форму понятия ор. В двухмерной системе координат, т.е. на плоской поверхности, ор является обычной окружностью (все виды замкнутых линий), кругом. В трехмерной системе координат ор является обычным или перевернутым конусом, цилиндром, полушарием и т.д. В качестве «первоначального Ор» мы возьмем самую простую из этих форм – круг и начнем с него наш разговор.
Ор – круг. Ор – полое пространство. Что такое «полое пространство»? В реальной жизни количество объектов, соответствующих этому определению, бесконечно, одно только перечисление их является трудным делом. Дом, пещера, сарай, могила, комната... Все это полые пространства. Абстрактно... город – это также полое пространство, и море, и сама земля...
Попробуем составить краткий словарь:
Ұра Искусственная пещера, землянка, соответствует рус. «подвал», «погреб». Вырытый в земле примитивный склад для хранения продуктов и др. вещей. Вход в такой погреб бывает тесным и круглой формы, а внутреннее пространство (дно и бока) может быть округлым или четырехугольным. Часто после определенных мер для сохранности заложенных в такой погреб продуктов его входное отверстие закапывается.
Орұ То же, что и ұра[46].
Орұн, қара орұн Могила, захоронение, кладбище[47]. Используется в казахском языке.
Ұрас (урас) В саха-якутском языке летний дом, построенный из вертикально вкопанных бревен с перекрытием.
Юрта То, что казахи называют киіз үй (войлочный дом), т.е. круглое в плане жилище кочевника с покрытым войлоком деревянным остовом. Это слово существовало в тюркских языках, но теперь забыто, сохранившись в русском языке. Юрт, йорт, жұрт (стойбище, стоянка, народ).
Ур Монг. «могила». Монголы каменные насыпи, захоронения народов, существовавших на нынешней монгольской территории в древности (сарматы, скифы, хунну, тюрки) связывают с единственным известным им древним этносом – кыргызами и называют их «кыргызскими могилами» (кыргыз ур). Казахское слово көр (могила) восходит к первоначальному корню ур.
Урна (urna) Сосуд с пеплом покойного (латинск.).
Урбан (Urban) Город (латинск.).
Вар Город (индоиран.)
Варош Город (венгер.)
Ұрт Ротовая полость (каз.), т.е. «полость», «закрытое пространство», ср. рус. «рот», латинск. or, франц. oral (оральный).
Орт Место (нем.). Орт – термин горно-рудного, шахтного дела.
Орта, орда Орта (середина, среда) – казахское, тюркское слово, восходит к понятию точки в центре круга (орталық – центральный, ортақ – общий, ортаңғы – средний из, орташа – в среднем). Орда – тюркское слово, монгольский вариант – орду (ордо). Ср. лат. орден. Слово орда означает не только ханский шатер, но и подвластную хану территорию, т.е. государство, страну. Орта или орда – центр управления страной, ханский шатер, т.е. страна (ел) – круг, орда – центральная точка. В вертикальной и горизонтальной мифологической модели мира орта – собственно человеческий мир, т.е. орта – «человек», в пространственном аспекте «страна», «человеческий мир, ойкумена», «государство».
Варта Арьяварта – «страна ариев» – название государства в индоарийской «Ригведе», основанного ариями после прихода в ХҮ в. до н.э. в Индо-Пакистанский ареал, таким образом варта означает «страна». Очевиден общий корень слова варта с тюркским орта, орда, т.е. происхождение древнего индоарийского слова от прототюркской основы.
Урма (urma) Стоянка, поселение, летнее стойбище (коми)[48].
Урта Земля (шумер.), например, Нинурта – богиня земли (подземного мира) (нин – хозяйка, урта – земля)[49].
Ураш Имя жены бога неба Ана, матери-богини земли в шумерской мифологии, в шумерском языке это слово означает «земля».
Урулока (uruloka) «Средний мир», т.е. «земля» в индоарийской ведической мифологии (небо – сваргалока, подземный мир – наракалока)[50].
Урдеш «Верхний мир» в мифологии сохранивших древний индоевропейский язык нуристанцев северо-восточного Афганистана (средний мир – мичдеш, нижний мир – юрдеш)[51].
Орто (ортос) В греческом языке «прямой», «правильный» (орфография, ортодокс).
Ордо Латинскому ордо – порядок, индоиранскому рита, арта, русскому ряд (порядок) соответствует казахское рет (ряд, порядок). Все эти слова восходят к чтению знака абак (ор – круг, т – точка), т.к. «круг с точкой в центре» в качестве самой простой, идеальной геометрической формы является символом целостности, гармонии, порядка, логической увязанности.
Орай, орайын келтіру Орай (каз.) – особая точка на волосистой части головы, макушка, вокруг которой волосы растут в разные стороны, располагаясь по спирали, напоминая циклон. Орайын келтіру – улучить удобный момент, создать благоприятную ситуацию (букв. «побудить прийти орай»).
Орос (oros) Гора (латин.). В казахском языке ему соответствуют өр (высокий, возвышенный, подъем, вверх), в славянских языках гора.
В романо-германских языках апельсин называют оранже, оранге (orange). Главный показатель, ставший причиной появления такого названия, – круглая форма плода (*or-*ang) и связь знака-оран с огнем, солнцем, «красно-желтым цветом».
Дорога
Слова орау (окружать, заворачивать), оралу (возвращаться), орам (моток) означают некоторую линию-дорогу, т.е. геометрическая форма or означает дорогу. Отсюда происходят русское слово дорога (*d-*оrog), латинское орбита (orbis, orbita – дорога, след, тропа). В латинском слове оригинал (originalis) компонент ор означает «первый», «первоначальный», «первичный».
Латин. оrare – «говорить», отсюда оракул (oraculum), оратор (orator), оратория. Имя прославленного фракийского певца Орфея (Orpheus) в греческом мифе также связано со словом ор.
С праформой *or, со знаком абак связано греческое слово орган (organon), означающее «инструмент», а также происходящие от него латинские слова организация, организатор, организм. Сама праформа *or здесь имеет функцию глагола
Вместо выводов
Слова и семантические гнезда, восходящие к знаку абак, не ограничиваются перечисленным. Многие народы освоили изобретенный гиперборейцами метод словообразования из знака абак, а также слова, полученные благодаря этому методу. Это и тюрки, и семиты, и индоевропейцы. Различны лишь степень и масштаб использования метода у разных народов.
Автор: Марина Черткова