КНИГА МАТЕРЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Книги » Мифологические воззрения этрусков


Мифологические воззрения этрусков

Сообщений 31 страница 36 из 36

31

Интересная фамилия у Наговицына...

А ещё Иванке вот о чём подумалось, в связи с ЛУЗА.

МЕДУЗА - МЕЛУЗА - МОЛЛЮСК... всё настолько близко...


МАНИЯ/МАНИА

Мания – подземная хтоническая богиня, считавшаяся матерью или бабкой Манов, а иногда Ларов/Лазов/Ларвов. Мания была одной из самых ужасных богинь этрусков – насылала на людей безумие.

Об этой богине и ее культе известно из греческих и римских источников. (! - И.) Этрусские источники донесли до нас о ней крайне мало сведений (вот то-то и оно! - И.), что объясняется особенностями ее культа, который у этрусков носил тайный сакральный характер. Рассмотрим, что известно об этой страшной этрусской богине.

Богиня Мания имела свой одноименный греческий аналог. В греческой мифологии Мания – персонификация безумия, насылаемого на людей, преступивших закон и обычай. Она иногда отождествлялась и Эвменидами – богинями мщения. Храм Мании находился между Аркадией и Мессенией, где по преданию Орест был лишен ума за убийство матери.

Римляне заимствовали культ богини Мании у этрусков по причине большой силы и значимости этой богини, хотя им и претила ее магическая мрачность и жестокость. Из римских источников известно, что Мания – богиня мрака и безумия.

В Риме изображения богини Мании вывешивалось перед домом для его охраны. Аналогичные изображения, как принято считать – Горгоны Медузы, вывешивались и делались по фризу зданий у этрусков. Это может указывать на их идентичность, так как культ богини Мании заимствован римлянами у этрусков, а отнесение изображений на этрусских храмах к Горгоне Медузе принято условно, исходя из греческих аналогов подобных изображений. Прототип обряда вывешивания изображения чудовища на домах и храмах существовал еще в древнем Вавилоне. Так маски чудовища Хумбабы у ассиро-вавилонцев служили той же охранной цели. Известно, что изображения Горгоны наносились на щиты этрусских воинов для устрашения врагов и магического превосходства в сражениях. Видимо, «богиня Медуза» этруссков – это и есть древнейшая богиня Мания/Маниа.

Основной жертвенной пищей богини в римские времена считалась бобовая каша, но этим жертвы Мании не ограничивались. Ее культ у этрусков был связан с человеческими жертвами и отсеченными головами. По этрусским представлениям в голове находилась душа человека. Из этого следует, что страх перед Манией – не просто страх перед смертью, это страх перед безумием – гибелью души, после которого гибнет сама внутренняя сущность человека и невозможно его посмертное перерождение. Принесение в жертву головы указывает на древнейшее поверие, что Мания/Медуза – хозяйка Протоокеана, где растворяется даже душа человека. Позднее, в римские времена, вместо голов людей Мании приносили в жертву головку лука и чеснока. Кроме того, в этрусские времена ей приносили в жертву мальчиков, используя ножи, смоченные в крови жертвенного козла.

Тот факт, что праздник Мании совпадал с праздником Луперка (Волкобог)/Фавна, не случаен. В римской мифологии бог Фавн отождествлялся с греческим богом Паном. Пан покровительствовал стадам и мог наслать на врагов безумие или панику. Следовательно, Пан/Фавн вполне мог быть мужской ипостасью все той же Мании. Хтоническая природа Мании тоже сближает ее с Фавном/Паном/Луперком: в римской, греческой и ряде других мифологий божества растительности и плодородия имеют хтоническую природу.

Представления о Протоматерии как порождающей стихии, видимо связаны с женским менструальным циклом. Женщины в это время имеют повышенную возбудимость, которая могла соотноситься с ритуальным безумием женских или женоподобных хтонических богов плодородия, например богини Мании и Диониса. Сама кровь, выходящая при менструальном цикле, возможно рассматривалась как отражение порождающего Протоокеана, с ней могли соотноситься обязательные кровавые жертвы этим богам и богиням, как восполнение Протоматерии, носящее у этруссков кровавый характер.

Обычай наносить красную краску в обрядах, связанных с плодородием и войной, с циклами «жизни – смерти» сохранился у многих народов. Не случайно одежда этрусского царя, а затем и римских цезарей и императоров, имела красный цвет. Пурпур символизирует древнейшую функцию царей как носителей плодородной силы народа. Возможно, пурпур, символизируя функцию царя, как жертвоприносителя, имел и иное значение в сакральном смысле не обрядового жертвования хтоническим богам самого царя за процветание своего народа.

Мания имела праздник в один день с богом подземного огня Велхансом/Вулканом, что подчеркивает ее хтоническую природу и разрушительную силу, так как Велханс отвечал за извержения вулканов.

С богиней Манией связан еще один этрусский бог – Мантус. Боги Подземного мира Мантус и Мания упоминаются Сервием. На модели печени из Пьяченцы бога Мантуса, вероятно, представляет Ветисл. Варрон, в свою очередь, считал Манию эквивалентом царицы Загробного мира Персефоны.

Если искать параллели между богиней Манией и богами других древних индоевропейских пантеонов, то к Мании по этимологии имени и функционально близка ведическая Майя – богиня иллюзии, обмана и в конечном смысле безумия и гибели того, кто ей подвластен. Все жреческие, аскетические, йогические, буддийские и другие индийские системы посвящены преодолению воздействия Майи.

На связи богини Мании с символикой «черной», колдовской луны стоит остановиться подробней.

Само имя порожденных Манией Манов указывает на древность этрусского верования в них и на его изначальный характер. По-видимому, Маны, или их прототип, были в глубокой древности связаны с лунной символикой, культом первопредка и мужским началом. На это указывает связь однокоренных с именем Манов понятий в различных космогонистических системах с культом луны и месяца. Соотнесение имени Манов с символикой луны дает основание обратиться к сравнению культа Манов и их матери Мании с культом лунной богини Аритими.

Культ Аритими включал в себя сакральные обряды женской, жреческой магии. Помимо этого, богиня Аритими в древности была связана с представлениями о перерождении души и вечной жизнью. Близость богинь Мании и Аритими косвенно подтверждается тем фактом, что обеим богиням, этруски приносили обильные человеческие жертвы. Кроме того, Мания считалась богиней ритуального безумия, а воздействие лунных фаз на протекание психических заболеваний было хорошо известно как в древности, так и теперь. Достаточно вспомнить явление лунатизма или обострение маниакальных депрессий в полнолуние…

Для установления соответствия между Манами, богиней Манией и Аритими приведенных совпадений явно недостаточно, но хорошо известно, что в древнейших жреческих представлениях существовал мрачный культ «темной луны», который по своей природе был близок к кровавым обрядам богини Мании.

У древних греков была известна богиня Геката, имеющая малоазийское происхождение, что сближает ее появление с прародиной пеласгов и этруссков. Геката объединяет в себе характеристики этрусских богинь Аритими, Мании и Медузы. Древнейшее происхождение богини может указывать на то, что Аритими, Мания и Медуза – ее ипостаси, получившие со временем статус самостоятельных богинь.

Рассмотрим характеристики богини Гекаты, для того чтобы убедиться в правомочности нашего предположения.

Геката является ночной, демонической ипостасью лунной богини Артемиды/Аритими. Она отвечала за магию и колдовство, подобно богине Мании была связана с душами предков и карающими силами Преисподней. С Манией и Медузой богиню Гекату сближает ее облик: наличие змей в руках и волосах. Ее атрибутом являлся зажженный факел. Наличие подобного атрибута связывает ее с Манами, так как факел – один из символов Манов, как проводников в Загробный мир.

Известно, что Геката – древняя женская богиня, которая защищает и отмщает покинутых женщин и зажигает любовь в сердцах их избранников. Ее изображения ставились на перекрестках дорог и там же ей приносились жертвы. Этот факт, сближает ее, согласно указанию Овидия, с культом Манов. Овидий пишет, что жертвы Манам нужно приносить на перекрестках дорог. Подобный обряд уводит нас во времена расцвета древней женской лунной магии и мифологии, когда на перекрестках совершались наиболее значительные и мрачные обряды. До XX века в России сохранялся обычай хоронить великих грешников и страшных колдунов на перекрестках дорог. Также во многих колдовских традициях других народов обряды по вызову нечистой силы происходили именно на перекрестках.

Ритуальные и мифологические функции богини Гекаты связывают ее культ с культами таких богинь, как Аритими/Артемиды ипостасью которой она считалась, с хтоническими богинями Манией и Медузой, а также со всем множеством демонов Манов. Рассмотрение функций богини Гекаты указывает на общий идоевропейский прототип темной лунной богини, связанный с магией (см. Горгона, Лилит как Великая Мать).

Об этрусской ипостаси богини Мании Медузе известно крайне мало. Медуза считалась владычицей Подземного мира. Возможно она носила имя Тарсу
, олицетворение чистого Хаоса, так как у этруссков была горгоноподобная демоница под этим именем, по многим данным аналогичная богине Мании.

Имеются гравюры с этрусских зеркал, где Медуза изображена мужеподобной и с бородой. Данный факт убеждает в том, что Медуза может быть одной из ипостасей богини Подземного мира – Мании, а ее мужеподобный вариант изображает пару Мании – бога Манта/Мантуса.

Сама Медуза олицетворяла первозданные хтонические силы. Она связана с Протоморем, в котором может утонуть, раствориться душа и тело человека. Уровень Медузы – «самый ужасный круг Ада», откуда нет и не может быть возврата для души. Этот круг обнесен полосой из треугольников. Число 3 у этруссков соотносилось с тремя мирами, составляющими Космос. Круг из треугольников, в таком случае должен символизировать власть богини смерти во всех трех мирах. Отметим также, что Медуза – одна из ипостасей богини Менрвы, которая властвует на небе, на земле и в Загробном мире.

По этрусским верованиям богиня Мания/Медуза (олицетворение Хаоса) породила бога Велханса. От своего сына Велханса она родила бога подземного разрушительного огня и его сестру. Велханс – царь центра земли, бог подземной природы; он царь вулканов и диких разрушительных сил, не подвластных больше никому. Умилостивить его и получить отсрочку наказания можно только путем принесения в жертву мальчика. Не случайно праздники Велханса и Мании проводили в один день 1 мая. ( В день 1 мая, по средневековым поверьям, видимо, дошедшим до нас через Древний Рим от этрусков, был максимальный разгул нечистой и хтонической силы (ср. праздник ведьм Вальпургиева ночь)).

Демоны Маны, в поздние этрусские и ранние римские времена, представлялись, по римским источникам, как добрые боги, в отличие от Лемуров. Их просили даровать за добродетельную жизнь блаженство покойному. Они считались покровителями каждого рода, местности и города, хранителями гробниц. Маны в поздние римские времена слились с Ларами и Гениями, как души умерших. Доброту Манов нужно понимать с известными оговорками, так как их боялись и нарушения обрядов, связанных с культом Манов могло повлечь за собой серьезные последствия. Кроме того, Марциан Капелла указывает на существование добрых и злых Манов (Mart. Cap., II, 165). В небесном каталоге этого автора Маны занимают два места в зависимости от своих характеристик.

Этрусские Маны, в отличие от их более поздних римских аналогов, были богами, а представление о них только как о душах предков имело поздний характер. Маны считались гарантами этрусских законов и благополучия, символом которых являлся негасимый огонь как в доме каждой семьи, так и Священный Огонь города. В древнейшие времена хранительницей священного очага была женщина, со временем эта функция перешла к мужчине, а на уровне города – к Лукумонам.

Празднество в честь Манов – Februarius (от februare "совершать очистительные обряды, очищать") приходилось на последний месяц года, когда происходило культовое очищение в праздник Фебрууса, этрусского бога подземного царства. Жрецы в это время выходили на улицы и хлестали прохожих ремнями из козлиных шкур (которые назывались фебралиями). Праздники длились в течение девяти дней (13 – 21 февраля). Кульминация Фебралий приходилась на последний день – 21 февраля, и сопровождалась торжественной трапезой в честь предков.

28 февраля – последний день года в этрусском календаре
. Относились к нему очень серьезно, и подготовка к переходу в новый год была связана, в первую очередь, не с приготовлением пиршественного веселья, как ныне принято, а с очищением. Возле многих храмов имелись священные пруды, которые как раз и были предназначены для этого: омовение в них избавляло от скверны, напастей и прочего. Словом, провожали год торжественно, но не разгульно. В ходе соответствующих ритуалов основным намерением этрусков было очищение как священнодействие, направленное на благую и успешную жизнь в новом году.

В дни поминовения усопших Манам римлянами приносились жертвы. Известно, что, например, в Каристии на могилы предков приносили угощение, а само место захоронения украшали цветами.

В праздник Паранталии открывался, закрытый "камнем Манов" (lapis manalis), вход в подземелье – Мундус, считавшийся входом в мир мертвых, и духи предков выпускались на свободу для общения со своими потомками. (Ovid. Fast., IV, 821 сл.) Историк Древнего Рима Ж.Бейе описывает священную процессию, которая несла камень по улицам Рима, выпуская из Загробного мира не только предков Манов, но и дождь. Ибо считалось, что Маны имеют власть над подземными водами.

Каждый из 12 городов Этрусского Союза обязательно должен был иметь свой мистический центр Мундус для общения с Подземным миром. Известно, что изначальный Рим был заложен по обряду этрусков. Закладка города являлась действием сакральным. Основанный город ограждался от внешнего мира городской чертой (опахивание ритуальной бороздой). Сама борозда, согласно этрусскому ритуалу должна была очертить окружность, что соответствует представлениям этрусков о Небесном мире – Темплум (templum). Священные стены города на этрусском назывались tular spular, а на латыни – померий. Интересно описание закладки Рима у Плутарха в "Ромуле":

    «Там, где сейчас находится Комиций – место народного собрания, вырыли круглую яму, куда положили начатки всего, что по закону считается чистым, по своим свойствам необходимым. Потом каждый бросил туда горсть земли, принесенной из тех краев, откуда пришел, и землю эту перемешали. Яму эту по-латыни называют так же, как и небо – Мундус. Она должна была служить как бы центром круга, отмечающего границу будущего города. Основатель города вложил в плуг медный сошник, впряг белого быка и корову и, погоняя их, провел глубокую борозду по намеченной линии границы города. Шедшие за ним откидывали поднятый плугом пласт внутрь, по направлению к городу, следя за тем, чтобы ни один комок не лег по другую сторону борозды... На месте предполагаемых ворот сошник вытаскивали, а плуг приподнимали над землей так, что борозда прерывалась. Поэтому вся стена, кроме ворот, считается священной». (Plut. Rom. 11)

Белый цвет быка и коровы связан с цветом, угодным небесным богам, сами бык и корова символизировали Небесную пару Тина (Зевс) и Уни (Юнона), которые как бы сами основывали город и определяли его границы.

Бросание в общую яму горсти земли, принесенной с родины – важнейший обряд при закладки города, так как этруски и италики верили, что в родной земле заключены души предков. Поэтому, заложенный по такому обряду город становился их истинной родиной, куда переселялись души предков.

Мундус в Риме находился на Палатинском холме. Он открывался 3 раза в год. Во время открытия Мундуса Манам приносились жертвы – молоко, вода, вино, кровь черных баранов, овец, свиней. Во время жертвоприношения Манам все храмы были закрыты, а свадьбы запрещались. Овидий в "Фастах" описывает обряд поклонения Манам:

    «Честь и могилам дана. Ублажайте отчие души.
    И небольшие дары ставьте на пепел костров!
    Маны не многого ждут: они ценят почтение выше
    Пышных даров. Боги Стикса отнюдь не жадны.
    Рады они черепкам, увитым скромным веночком,
    Горстке малой зерна, соли крупинке одной,
    Хлеба кусочку в вине, лепесткам цветущих фиалок:
    Все это брось в черепке посередине дорог.
    Можно и большее дать, но и этим ты тени умолишь.
    И помолись ты еще у погребальных костров».
    (Пер. Ф.Петровского)

Древнее смысловое значение слова "Ман" восходит к наименованию месяца. Так, например, во Фригии бог месяца и смерти Мен умирал и нисходил в Подземный мир. Он изображался как безбородый юноша с серпом за плечами. Серп, возможно, был намеком на "ущербность" месяца и связь лунного календаря с сезонностью сельскохозяйственных работ, что подтверждается покровительством Мена растительности. Тот же смысл несут имена индоевропейского бога Менса – месяца, брата или мужа богини Солнца – Сау, балтийского месяца Менеса, мужа богини солнца Саулес, готское Мен – месяц, греческой Луны-Мены и скандинавского мифологического бога месяца – Мани, брата Соль – Солнца, управляющего ходом звезд.

Одновременная семантическая связь имени Манов с Луной и их же отношение к Подземному миру не должна удивлять. Хорошо известно представление древних египтян и ассиро-вавилонян о посмертном нахождении души и в Подземном мире, и среди созвездий. В ряде случаев мыслилось, что на небо попадают только достойные души.

Само имя Манов указывает на древность этрусского верования в них, и на его изначальный характер. По-видимому, Маны, или их прототип, были в глубокой древности связаны с лунной символикой, культом первопредка и мужским началом. На это указывает связь однокоренных с именем Манов понятий в различных космогонических системах с культом луны и месяца.

Одни и те же Маны изображались этрусками и в женском, и в мужском обличье, например, изображения Мана – Ванф. Слово "ман" семантически связывалось с месяцем и мужским началом, при этом Солнце являлось женским божеством. Такие представления господствовали еще во времена матриархата. При патриархальном правлении основному божественному началу – Солнцу стали присваивать мужские признаки, а сам правитель, зачастую отождествлялся с Солнцем. Луна и Солнце в мифологических системах всегда образовывали небесную пару, поэтому Луна была отнесена к женскому началу. Неустойчивость отнесения Солнца к женскому или мужскому началу видна на многих этрусских памятниках. Даже в русском фольклоре Солнце и Луна имеют неустойчивые половые признаки и рассматриваются то в мужской, то в женской ипостасях. Для обозначения одного и того же светила в русском языке имеется слово мужского рода "месяц" и слово женского рода "луна".

Ванф, или Вант (Vanth), относился к демоническому множеству Манов, часто изображается вместе с богом Харуном (Хару). Постоянные атрибуты: свиток, факел, меч, змеи, обвивающие его руки, и ключ. Ванф, в отличие от Хару, изображается как доброжелательная по отношению к умершим богиня. Она помогает, предупреждает и проводит в Загробный мир души умерших, свиток в ее руках мог содержать список прижизненных дел покойного. Факел, как атрибут, должен освещать путь в Загробный мир, ключ символизирует открытие ворот между мирами, меч и змеи напоминают о неминуемом воздаянии грешнику.

Отредактировано Иванка (2014-03-15 22:39:47)

32

Специально выделяю этот фрагмент отдельным постом, т.к. он крайне важен:

Геката тоже имеет три ипостаси: Геката Пропилея – Геката земная; Геката Урания – Геката небесная; Геката Хтония – Геката адская.

   «О Геката! Змеевласая повелительница псов, <…> о королева, ведущая свою колесницу наравне с Гелиосом, кто с тройными формами тройного изящества танцует на пиру со звездами. Ты – правосудие и нить Мойры, ты – Персефона (Persephone), Мегайра (Megaira), Аллекто (Allekto), <…> жестокие псы любимы тобой, именно поэтому они зовут тебя Геката (Hekate), многоименная, Мене (Mene), разрывающая воздух, как дротик Атемиды, Персефоны, ночная, сияющая, троеименная, троеголовая, Селена с тремя голосами, троеконечная, троеликая, тройношеяя, богиня тройных путей…» (Молитва Гекате)

Отредактировано Иванка (2014-03-15 22:24:59)

33

Этрусскмй и др.-греческий варианты с КОЛЬЦАМИ:

Мифологические воззрения этрусков Мифологические воззрения этрусков
Интерьер гробницы Рельефов.
Туф, покрытый стуком. IV в. до н. э.
Черветери (Цере), Гробница Рельефов.

Описание:
Длинный ряд ступеней ведет в гробницу Рельефов, поражающую множеством раскрашенных стуковых щитов, шлемов, мечей, жертвенных чаш. Встречаются здесь и изображения мифологических существ — змееногого божества и трехголового пса. Украшены и капители пилястров, резные ножки лежанок. В изголовье ложа в камне вырезаны одна на другой две подушки, поверхности которых моделированы так искусно, что кажутся мягкими (ил. 124). Заполнение архитектурных плоскостей рельефами свойственно и другим склепам IV века до н. э.
Источники: © Фото, текст: Г. И. Соколов. ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 217, ил. 124.

А вот эта картинка из ряда НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ или же... НЕ ВЕРЬ ПОДПИСИ ПОД КАРТИНКОЙ  8-) :

Мифологические воззрения этрусков
Крышка урны из Кьюзи с фигурой возлежащей женщины с веером.
Терракота. Вторая половина II в. до н. э., Париж, Лувр

А что на самом деле у женщины в руке?

34

Иванка написал(а):

А что на самом деле у женщины в руке?

Листик в виде треугольника, а внутри глаз-писцис

35

Лаодика написал(а):

внутри глаз-писцис

Похоже. И главное, что это акант, как здесь:

Мифологические воззрения этрусков

36

Foxes написал(а):

нужно подумать про зеркала возможно более шире или посмотреть другим взглядом

Первое, что приходит в голову, это Нарцисс.

НАРЦИСС, Наркисс (Νάρκισσος), в греческой мифологии прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы (вариант: Лириоэссы, Eustath. I 1). По наиболее распространённой версии мифа, родители Нарцисса вопросили прорицателя Тиресия о будущем ребёнка и получили ответ, что Нарцисс проживёт до старости, если никогда не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, Нарцисс отверг её страсть. От горя Эхо высохла так, что от неё остался только голос. Отвергнутые Нарциссом женщины потребовали наказать его. Богиня правосудия Немесида вняла их мольбам. Возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в незамутнённый источник и, увидев в воде своё отражение, влюбился в него. Он не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер от любви к себе. На месте его гибели вырос цветок, названный нарциссом (Ovid. Met. III 341—510; Paus. IX 31, 7). Этот этиологический миф возник, чтобы объяснить происхождение распространённого в Греции красивого, но холодного цветка. Судя по имени героя, миф о Нарциссе догреческого происхождения; народная этимология сблизила имя Нарцисса с греческим глаголом ναρκάω, «цепенеть», «столбенеть», и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа. В вариантах мифа версия о нимфе Эхо не упоминается. Стремясь осмыслить миф рационалистически, историю Нарцисса излагали следующим образом: у Нарцисса была любимая сестра-близнец. Когда девушка неожиданно умерла, тоскующий без неё Нарцисс увидел своё отражение в источнике и, приняв его за образ сестры, стал постоянно глядеть в воду и умер от горя (Paus. IX 31, 8). Известен вариант мифа о смерти Нарцисса, посланной ему в наказание за то, что он отверг любовь юноши Аминия, из-за этого покончившего с собой. Нарцисс влюбился в собственное отражение и, понимая безнадёжность этой любви, закололся. Из капель крови Нарцисса выросли нарциссы. Вероятно, Нарцисс — древнее, растительное божество умирающей и воскресающей природы (цветок нарцисс упоминается в мифе о похищении Персефоны; его возлагали на умерших). Возникновение же мифа связано с характерной для первобытной магии боязнью древнего человека увидеть своё отражение (отражение является как бы двойником человека, его вторым «я», находящимся во вне).
(М.Н. Ботвинник. © Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.— М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 201—202.)

В могилах этрусков находят зеркала. Считается, что их назначение - открыть умершему доступ в другие миры или дать возможность осуществлять взаимные посещения (свидания). Есть версия, что зеркала и их фрагменты имеют в первую очередь охранительную функцию. В "Вие" Гоголя, когда Хоме говорят, что он поседел (а он сам этого не видит), он, чтобы убедиться, смотрит в осколок зеркала в хате, украшенный цветочками (этот фрагмент в "Вие" недвусмысленно указывает на то, что зеркало - чисто женская "ШТУЧКА"!).

http://sun-life48.ru/zerkala/
В могильнике Скалистое III (в Крыму, недалеко от Симферополя - И.) они были обнаружены в четырех погребениях. В двух могилах зеркала лежали у локтевой кости со стороны груди и были прикреплены, по-видимому, к поясу. В могиле37 зеркало, возможно, лежало вместе с другими вещами в мешочке; у погребенного в могиле 48 — на лобковых костях. Во всех случаях зеркала были положены вверх орнаментом, состоящим из радиально расходящихся от центра лучей, концы которых закруглены или оформлены в виде «елочки».
Ритуальные зеркала-привески, по-видимому, можно связать с изображением солнечного диска. Положенные в темную могилу, они должны были олицетворять свет, жизнь. Не случайно орнаментальный мотив на зеркалах, как правило, состоит из солярных знаков: круг, свастика с закругленными концами — изображение движения солнца, расходящиеся радиально выпуклые линии — солнечные лучи.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Книги » Мифологические воззрения этрусков