http://matrix-jehova-ire.narod.ru/matrix.exot1.html
Космогония Египта
Птах-Сокар, Тот, Маат, Осирис, Артемида (Эфесская) и Адити.
Их знания сыграли немаловажную роль в формировании мировоззренческих позиций передовых умов не только древнего Египта, но и других цивилизаций, что нашло своё отражение в различных космогонических мифах (религиях) различных стран планеты.
Мемфисская космогония Египта.
Вначале был бескрайний и безжизненный океан Нун.
Птах (по другому мифу - Сокар, сокологоловый Бог) усилием воли создал из земли свое тело. После этого он решил сотворить мир и иных богов. В качестве строительного материала он мог использовать только землю и из земли, являвшейся его плотью, сотворил все остальное.
В сознании Птаха возникла мысль об Атуме, на языке - слово Атум.
Как только было произнесено это имя, из первозданного хаоса возник Атум, помогавший в дальнейшем отцу в деле творения, выполняя его приказания.
По воле Птаха Атум создал великую девятку богов, а Птах дал им могущество и мудрость.
Птахом же были созданы слова заклинаний и установлен принцип справедливости на земле.
Именно Птах построил города и поселения, возвел святилища богов с изваяниями, в которые вселились эти боги, установил религиозные обряды, в том числе жертвоприношения.
Во всем, что есть в мире, пребывают дух и плоть этого великого бога, покровителя искусств, ремесел и кораблестроения.
От жены, львицы Сохмет, у него родился сын - бог растений Нефертум.
Гелиопольская космогония Египта.
Первоначальный Хаос, называвшийся Нун, был бескрайней водной гладью, окутанной тьмой.
Из этого первоокеана появился первый бог Атум (вечерняя ипостась Солнца), сотворивший для начала первичный холм Бен-Бен.
После долгих раздумий по поводу дальнейших шагов Атум приступил к непосредственному сотворению мира.
Изрыгнув семя в собственный рот, он провел акт оплодотворения и после этого выплюнул изо рта близнецов: бога ветра и воздуха Шу и богиню мирового порядка Тефнут.
Поскольку вокруг по-прежнему царила тьма, эти дети Атума потерялись в первозданном хаосе.
На поиски Шу и Тефнут Атум послал свое Всевидящее Око и ещё два, подобных ему, в виде богов Маат и Тота, созданных в помощь потерявшим путь к Родителю.
Но Око Атума само отыскало Шу и Тефнут.
Атум заплакал от радости, слезы его пали на первичный холм и превратились в людей.
Своё Око Атум поместил себе на лоб (над переносицей), назвав его "Великолепным" и поручив ему свою охрану и охрану установленного в мире порядка.
По обе стороны от Всевидящего Ока, расположились ещё два - Тота и Маат.
От брака Шу и Тефнут родилась вторая пара богов близнецов: бог земли Геб и его сестра-жена богиня неба Нут.
Они дали земную жизнь Осирису, Исиде, Сету, Нефтиде и Хороерису.
Вышеперечисленные боги составляют Великую Девятку богов Гелиополя.
Гермопольская космогония Египта.
В начале был хаос, в котором царили разрушительные силы.
Им противостояли силы созидательные, четыре пары божеств, олицетворяющих стихию.
Мужские божества - Хух, Нун, Кук и Амон выглядели как люди с головами лягушек.
Четыре женских божества - Хаохет, Наунет, Каукет и Амаунет имели головы змеиные.
Они из земли и воды создали Первичный Холм - вселенскую Мировую гору.
На ней космотворящая птица Белый Гусь - Великий Гоготун снес Космическое Первичное Яйцо, которое, согласно древнеегипетским текстам, было разбито и пробуждено к космической жизни криком Гуся.
Сначала из него вылупился Бог Солнца Хепри (утренняя солнечная ипостась), и это послужило толчком для появления всего остального мира Богов, стихий, людей и вещей.
В иной версии, Ра родился из цветка лотоса, который вырос на первичном холме.
Когда новорожденный младенец заплакал, из слез его, упавших на холм, возникли люди.
После появления на свет божественный младенец сел на спину небесной корове Хатхор и поплыл по горизонту.
"Корова" часто встречается в мифах, и не только в египетских.
В соответствии с одним из них, Нут, приняв образ коровы, утром рождает золотого теленка (розовый цвет зари - кровь богини при родах), который днем становится взрослым быком Ра и вечером совокупляется с Нут, которая после этого проглатывает быка.
Утром цикл начинается заново.
Ра создал Шу и Тефнут, а от этой пары произошли все остальные боги.
Когда бог Ра (в иных вариантах - сам первичный бог Атум) состарился, он узнал, что сотворенные им люди, живущие в верховьях Нила, впали во грех и замыслили недоброе.
Он созвал совет богов, состоявший из Шу, Геб, Нуну, Тефнут, Нут и Око Ра.
Совет решил, что следует послать Око в виде богини Маат для истребления человечества.
Маат частично выполнила эту задачу и возвращалась к пославшему ее Ра, однако Ра, увидев сотворенную кровавую бойню, раскаялся в принятом решении.
Ра почитали в Египте в качестве солнечного божества с древних времен, однако сущность его в разные периоды истории Египта и в разных местах страны трактовалась по-разному.
Так или иначе, во всех вариантах он возглавлял иерархию богов - либо как изначальный бог, возникший из Первичного Лотоса (Нефертем), либо как член верховного дуэта Атум-Ра, либо как член верховной троицы Ра-Атум-Хепри - соответственно Солнца дневного, вечернего и утреннего.
Хепри (Хепера) олицетворял начало цикла существования мира и в древнейшие времена считался богом воскресения.
С воскресением и цикличностью перемещения Солнца связано почитание навозных жуков - скарабеев.
Согласно ещё одного мифа Солнце является огромным шаром, который катит по небу Солнечный Жук.
Во времена фараона Эхнатона Солнечный Бог Ра был объявлен единственным богом Рэ-Харахти, воплощающимся в солнечном диске под именем Атон.
Эхнатон объявил себя сыном Ра и Атона, однако наследники признали покойного фараона одним из членов ещё одной троицы Ра-Атон-Эхнатон.
Завершив первичное обустройство мира богов и людей, Ра поселился на священном холме Бен-Бен в Гелиополе и проводил ночи в цветке лотоса, взлетая в небо на рассвете и паря в течение дня над землей.
К этому времени бог Тот разделил год на три сезона, каждый из которых делился на четыре части, а часть - на тридцать дней.
В день летнего солнцестояния, в первый месяц сезона половодья, начинался новый год.
Небо-Нут и Земля-Геб были уже разделены, но Ра узнал, что они по-прежнему встречаются по ночам.
Разгневавшись, Ра проклял все триста шестьдесят дней года: Нут не могла ни в один из них родить детей.
Тот, тем не менее, нашел способ, не нарушая формально приказ Ра, помочь Нут.
Приняв облик ибиса, он отправился к луне - богу времени Ях (Иах) и предложил сыграть в азартную игру, сделав ставкой само время.
Выигрыш Тота составил пять дней, так что лунный год с тех пор длился 355 дней, а год солнечный увеличился до 365 дней.
Для того, чтобы Ра не рассердился на эту хитрость, дополнительные пять дней - "тех, что над годом" - были посвящены богу Солнца.
Расчет оказался верен - Ра не стал проклинать эти дополнительные дни.
В пять "льготных" дней Нут родила: Осириса, Исиду, Сета, Нефтис и Хороериса.
Осирис был первенцем.
Крик его при появлении на свет был таким громким, что стало ясно: богу этому предназначено сыграть великую роль.
Подобно тому, как Ра-Атум в свое время, утомившись от дел, передал власть земную Гебу, Геб со временем передал ее повзрослевшему Осирису.
Осирис начал просветительскую работу среди египтян. Им были установлены основные законы, под его руководством были проведены ирригационные работы, упорядочено богослужение. При нем люди обучились письменности, ремеслам и искусству.
Эти времена, подобно временам земного правления Ра, считаются золотыми.
Обучив всему этому жителей Египта, Осирис путешествовал по иным странам, все еще пребывавшим в первобытном состоянии, где с течением времени наступило то же благоденствие, что и в Египте.
Всё возвращалось на круги свои...
Знания, когда-то пришедшие из разрушенной катаклизмами Европы в Египет, возвращались на освободившуюся ото льдов родину.
Единомышленниками Осириса в делах просвещения были Тот и Кадм (племянник египетского царя Бела и муж Гармонии, дочери Афродиты, часто отождествляемых друг с другом).
Фиванская космогония
Фивы (егип. Уасет) были столицей Древнего Египта в эпохи Среднего и Нового царств. До выдвижения Фив как политического центра там почитались: небесный бог Мин, бог Амон ("Невидимый", "Незримый" - т.е., очевидно, "Сокровенный", "Непостижимый разумом"), и бог войны Монту; супругой Монту в Фивах считалась богиня Раттауи, в Гермонте (егип. Иуни), втором культовом центре Монту, - богиня Тененёт и отождествлявшаяся с нею Иунит.
В Первый Переходный период культ Мина приобретает иное качество: Мин становится божеством плодородия, влаги, размножения скота и сексуальной потенции человека.
Первое выдвижение Фив как политического центра происходит в эпоху правления XI династии и связывается с объединением Севера и Юга в единое государство под эгидой этого города. К этому периоду относится наибольший расцвет культа Монту; фараоны XI династии берут имена в честь Монту: Ментухотеп ("Монту доволен"). Монту становится главным богом пантеона, его почитание делается всеобщим и тесно переплетается с солнечным культом: Монту выступает как одна из ипостасей Ра, именуется "Живая душа Ра", "Бык гор Восхода и Запада", иногда олицетворяет могущество Солнца; с этого времени появляются изображения Монту, иконография которых сходна с иконографией Ра - в виде человека с головой сокола. Появление <; этого же времени изображений Мина, держащего в одной руке свой фаллос (символ' акта самосовокупления бога-творца; сравн. с самооплодотворением Атума в гелиопольской космогонии), а в другой руке тройную плеть (символ владычества над миром), свидетельствует о слиянии к началу Среднего царства образов Мина и Атума и почитании Мина, как бога-творца.
В эпоху Среднего царства резко возрастает значимость культа фиванского Амона; фараоны XII династии берут имена уже в его честь: Аменемхет ("Амон во главе"). Очевидно, новые властители были вынуждены считаться с космогонической доктриной Гермополя, которой с Первого Переходного периода продолжала принадлежать одна из главенствующих ролей в общегосударственной религии - фиванское жречество заменяет культ Монту культом Амона, т.е. бога с таким же именем, как и у одного из богов гермопольской Восьмёрки. В этот же период происходит отождествление Амона и Мина. Культ Амона быстро сравнивается по значимости с древним традиционным культом бога Солнца Ра, и вплоть до Нового царства культы Ра и Амона сосуществуют параллельно; в Новом царстве происходит их слияние (см. далее).
В XVII в.. до н. э. Египет завоёвывают гиксосы (егип. "хикхасет"). Это слово иногда переводят "цари-пастухи" - захватчиками были кочевые скотоводческие племена, - однако более точным представляется перевод "чужие цари" "цари-иноземцы". (Греки истолковали слово "гиксосы" буквально, как название народа.) Гиксосы основали XV династию, короновав одного из своих военачальников, и царствовали в течение Второго Переходного периода на Севере - одновременно с фиванской династией, царствовавшей на Юге; столицей гиксосов был город Аварис (греч.; егип. Хауара, позднее ПерРамсес, Джане).
Второе возвышение Фив и возвращение им статуса столицы происходит в начале XVIII династии в связи с тем, что борьбу против гиксосов, закончившуюся их изгнанием, возглавили фиванские правители - (братья?) Секененра, Камее и Яхмес (Амасис) 1, царствовавшие последовательно примерно с 1580 по 1557 г. до н. э.
В Новом царстве быстро происходит слияние культов Амона и Ра, возникает божество Амон-Ра; в то же время продолжают существовать культы Ра и Амона как "самостоятельных" ипостасей. Амон(-Ра) объявляется творцом мира, он - отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю <...> образ единственный, создавший всё сущее. В Древнейших космогонических мифах он отныне выступает как главный персонаж, при этом разные космогонии часто сливаются воедино: вышли люди из (слёз) его глаз, стали боги из его уст (т. е, были сотворены его Словом), - говорится в гимне. Он - самый могущественный бог, царь над всеми богами, владыка мира, отец и покровитель фараонов.
Изображался Амон в виде человека в короне "атеф" - короне из двух высоких перьев, и в виде барана; священные животные Амона - баран и белый гусь. Амон-Ра изображался в виде человека в короне "атеф" и с солнечным диском; священные животные - баран, белый гусь, змея. "Вместилищем души" Амона-Ра считались бараноголовые сфинксы (аллея бараноголовых сфинксов вела в Большой Храм Амона-Ра - главный храм Карнакского храмового комплекса), облик которых заключает в себе символику: баран - символ плодородия и священное животное Амона, львиное тело - тело египетских сфинксов, которые, помимо прочего, связывались с Ра и солнечным культом. Супругой Амона(-Ра) считалась богиня Мут, их сыном - Хонсу, лунное божество и бог времени. Амон(-Ра), Мут и Хонсу составляли Фиванскую Триаду. Культ Амона широко распространился за пределами Египта.
Текст Птолемеевского периода сообщает поздний компилятивный космогонический миф. Согласно ему, "в начале мира существовал змей по имени Кем-атеф (ипостась Амона), который, умирая, завещал своему сыну Ирта создать Великую Восьмёрку. Возникнув, Восьмерка отправилась в путь к низовьям Нила, в Гермополь, чтобы там породить бога Солнца, а затем в Мемфис и Гелиополь, где она породила Птаха и Атума. Завершив эту великую миссию, восемь богов вернулись в Фивы и там умерли. Богов похоронили в МединетАбу (совр., егип. Джеме), в храме их создателя Кематефа, и учредили там культ умерших.
Таким образом решили жрецы Амона вопросы творения, подчинив все существовавшие ранее концепции возникновения мира и богов Амону, который в гелиопольской космогонии отсутствовал вообще, а в гермопольской играл лишь третьестепенную роль".