А.С.Пушкин
Exegi monumentum.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждая,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о, муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
1836
Эпиграф Exegi monumentum отсылает к Горацию, «Августову певцу», как назвал его Пушкин:
К МЕЛЬПОМЕНЕ Книга 3. Ода XXX
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет — время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную.
Назван буду везде — там, где неистовый
Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,
Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам. Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
(Перевод С. Шервинского)
Торжественная декларация поэтического бессмертия послужила образцом для дальнейшего развития мысли М.Ломоносовым и Г.Державиным. Однако, третья попытка переосмысления – Пушкиным – по сравнению с первоисточником и двумя подражаниями в русской традиции стала выражением СВОБОДНОГО ДУХА (что не удалось трём предыдущим авторам, так или иначе привязанным к Капитолию, Давнусу, Фелице (Екатерине II) и пр.).
Это стихотворение (одно из последних), созданное Пушкиным под конец жизни, стало его кредо и завещанием:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Кто выше рукотворных памятников и столпов? Например, СОЛНЦЕ с «главою непокорной» и подобный ему сияющий "шар (жар)" свободного человеческого духа. Нерукотворный значит не созданный чьими-либо руками, нетварный.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Пушкин очертил пространство «всяк сущего» языка - народов, населяющих Русь – преемницу Арктиды (Пушкин прямо называет эти народы языками, т.е. язычниками, хранителями природного языка). Каков же ареал местообитания СОЛНЦЕПОКЛОННИКОВ?
Гордый внук славян – Россия, Украина, Беларусь.
Финн – Карелия.
Дикой тунгус – Прибайкалье, Среднее и нижнее Приангарье, бассейн Подкаменной и Нижней Тунгуски, бассейн Лены, Северо-запад Восточной Сибири, Обь-Енисейское междуречье.
Друг степей калмык - западная ветвь монголов, местообитание которой в степях между Волгой и Доном, на Алтае.
Выделяет ли эти народы Пушкин только потому, что они влились в состав Российской империи, или же всё дело в их детской способности воспринимать Язык Природы, помнить подсознательно ПРАЯЗЫК, что в итоге позволяет преодолеть современный, искусственно созданный языковой барьер?
Вот любопытная ЦИТАТА: «Ведение и у северных тунгусов и у южных казаков совпадает. Между заснеженными территориями тунгусов и южными степями казаков живут те, о которых никто кроме волхвов-молчунов не знает, что это за странная такая национальность — русские — и национальность ли вообще».
Пушкин пишет: ГОРДЫЙ ВНУК СЛАВЯН
Внук - сын - отец... Применительно к Российской империи это её коренные народы. Если "отец" - это славянство (западное и восточное), "сын" (сын не обязательно один у отца) - рус, белорус, украинец, то гордый внук - кто? Неославянин?.. Лично мне неославянство претит, потому как вижу в этом "воскрешение трупа" на христианский манер...
Так кто же он - ГОРДЫЙ ВНУК СЛАВЯН? Тот, кто восстановит в памяти СЛОВО прадедов? И таким образом, проТОРит дальнейший Путь? ПУШКИНИСТ в общечеловеческом смысле?
"...это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Гоголь написал это в 1832 г. Сомнения у него всё же были: "МОЖЕТ БЫТЬ"...
Времени осталось совсем чуть-чуть, и оно еще работает на "гордых внуков"...
Пушкин не просто так сделал упор на ГОРДОСТИ, залпом ударив по церковной страшилке, что это "главный смертный грех"... Представляю, как синодалов корчит от этой звуковой волны.... Потому что ГОР-ДОСТь - это высокое достоинство, скала духа. ГОРа. ДО-СТояние. Если не оставим в небрежении того, что нам ДОСТалось по наследству, на том и выСТОИМ.
Посмотрим у Фасмера этимологию слова ВНУК:
др.-русск. вънукъ, диал. унук, севск., укр. онук, болг. внук, мнук, сербохорв. унук, словен. vnuk, чеш. vnuk, слвц. vnuk, польск. wnuk, др.-польск. wnek, в.-луж. wnuk. Лит. anukas «внук». В. Шульце убедительно объясняет д.-в.-н. enencheli как уменьш. от д.-в.-н. ano "предок", ana "бабка", далее, сюда же из лат. anus "старуха", лит. anyta "свекровь"… С этим древним словом детского языка слав. vъnukъ, возм., связано как ступень редукции *ъn-; Менее вероятна (но всё же вероятна! – М.) мысль Вайана о родстве слав. слов с др.-инд. anvanc "следующий", ж. anuci-, anuka - "спинной хребет", др.-инд. anu-, авест. anu-.
ВНук - ВаН - ВаНька-Встань-ка... Распрями спинной хребет.
"К нему (памятнику – М.) не зарастет народная тропа..."
Слово ТРОПА наверняка инверсия слова ТОР(а), торить. В укр. - трiп "след".
Тропа не какая-нибудь, а наРОДная. Если рассматривать слово ВНУК как "следующий" (см. выше), то это тот, кто идет по следам, проТОРенными предками, которые умели создавать "нерукотворные памятники".
Пойдем далее…
Памятники устанавливают, чтобы помнить кого (что)-либо. Память есть поступательное накопление информации, и, раз речь о памятнике нерукотворном, то память эта не заложенная кем-то, а собственная, личная, накопленная база данных. Лишившись ее, придется жить с чистого листа, в состоянии беспомощности.
Какое отличие «памятника нерукотворного» от памятника рукотворного (сотворенного чьими-либо руками)? Первый – САМОроден. Второй – каменный или медный истукан, выполненный «под заказ». Скажем, памятник Петру I не имеет ничего общего с живым Петром Алексеевичем, кроме слегка портретного сходства. А уж Александрийский столп даже отдаленно не схож с императором Александром, налицо лишь атрибуты царской и церковной (ангел с крестом) власти.
Но только ли о поэтическом бессмертии речь в «Памятнике» Пушкина? А может, о собственной сущности, - о том, кто поМНит свой путь во Вселенной - откуда он идет и какова цель его движения. Корень –МН- указывает на того, кто имеет собственное МНение, кто самостоятельно мыслит (мнит, мнёт), – ср. с МаНас (санскр. manas, от корня man – думать). Да и слово МОНуМеНт в эпиграфе не случайно, всё достаточно близко по звуковым вибрациям и корневым смыслам, говорящим о самостоянии свободной личности.
Таким образом, «глава непокорная» есть Самосознающий, поМНящий ступени Пути, опыт прошлых жизней – АТМАН (кстати, именно в вольной казачьей среде сохранилась слово "атаман"!).
Поэтому:
«Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
После смерти физического тела Самосознающий продолжит свое бытие, убежав тления и в других телах (эфирном, астральном, ментальном...), поскольку «душа в заветной лире». Завет, завещание, заведомо – слова от одного корня «ВЕД». Лира – это ведовской музыкальный инструмент (ср. с «муза»), «Баяна Славья гусли». Стало быть, тленья избежит душа знающая, музыкальная, умеющая отличить природные звуки от искусственных, искаженных.
Кто же такая Муза Пушкина? Музы (от греч. Μοΰσαι, Mousai – мыслящие сущности, возможно от прото-индо-европейского корня men – «думать»). Гораций обращается к Мельпомене, музе трагедии, атрибуты которой - маска в одной руке и меч (или палица) в другой. Но лира, о которой Пушкин упоминает дважды, - не ее атрибут, с этим инструментом в руках обычно изображаются Эрато и Терпсихора (музы лирической поэзии, любовных песен и танца соответственно). Покровитель муз – Аполлон, бог Солнца, блюститель гармонии. Не его ли «веленью божию» муза должна быть послушна? Предположим, что муза это т.н. высший манас (интуиция, шестое чувство).
Нет, не зря лира упомянута дважды. Песни (стихи) Эолии есть образец гармонии (подобно гармоническим арфам Эола-ветра, чьи порывы есть многослойная музыка, «стихи эольски» есть передача словом ритмов природы). Лира - вариация арфы, была очень популярной в Др.Греции. В эпоху эллинизма это неотъемлемый атрибут певцов и поэтов. Размер арфы варьировался, вид малой лучной арфы перешел из Греции в Европу, к кельтам. Но легенды утверждают, что друиды привезли арфу как священный инструмент из Атлантиды (!) в Ирландию и Великобританию. Поразительно, но чем древнее инструмент, тем больше сходства с головой быка (коровы), см. иллюстрации ниже. Со временем гусельная манера игры (гусли на коленях, у живота) вытеснила лирную (воздушно вертикальную).
«И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит».
Каждое слово у Пушкина не зря и на своем месте: «доКОЛь» (от «коло»). Подлунный мир – тот, что под Луной, под отраженным светом, под чем-то искусственным, обманчивым. Похоже, это мир Матрицы. ПИИТ здесь не придворный поэт (см. «Белую богиню» Роберта Грейвса), а настоящий пиит, - тот, кто стоит на знании, способен пить из трех источников Жизни, развиваться. Тот, кто КОЛО ТОРит (культурен). Это подтверждает этимология «пиит» от греч. ποιητής, от ποιέω — делаю.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
О Свободе (Пушкин выводит её с заглавной буквы) написано выше, нужно лишь добавить, что слово «свобода» произошло от старославянского "собъство", Праслав. sveboda, sveboda связано с цслав. свобьство, собьство "реrsоnа", где svobь от svojь (см. «свой»), т. е. "положение свободного, своего члена рода".
Ещё внимание в данной строфе привлекает слово «падшие». Кто такие? Безусловно, не падшие ангелы. И что за «милость»? Это слово стоит на корне –МЛ-, что указывает на «млеко»(«молоко»). Слово же «падать» противоположно слову «стоять». Падшие – это те, кто не устоял. Вот так просто: кто упал, т.е. утратил питающее его знание, ослаб и, как следствие, потерял полноту жизни.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
«Веленью божию о муза, будь послушна» - здесь, признаться, толкование вышло двояким: послушна богу гармонии Аполлону (согласно азам мифологии), либо «Случаю, богу-изобретателю» (пятистишие с данной строкой написано на 7 лет раньше «Памятника», в 1829 г., тема случая-бога продолжается также в «Пиковой даме»). Склоняюсь больше к последнему. Правда, и веление следовать гармонии не отбросишь, т.к. последняя строфа передает все признаки сознательного отношения – РАВНОдушия к славе, клевете, глупости. Обида (обделенность) здесь стоит первой. Слово «обида» этимологически родственно «зависти»: по Фасмеру, др.-русск., ст.-слав. обидѣти вероятнее всего, из *ob-viděti (ср. ви́деть, vidomъ), обида из obvida, (ср. «зави́да»).Менее убедительно предположение о родстве с «беда́».
«И не оспаривай глупца»
Почему? Потому, что спорить с глупцом бесполезно? Но, что интересно, если снова заглянуть в словарь, то, оказывается, «глупец» происходит от праслав. формы glu-pъ, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. глѹпыи, ст.-слав. глѹпъ, русск. глупый, укр. глу́пий, словенск. glȗp «глухой, глупый»... Ср. также разнообразные знач.: русск. диал. глу́пой «неспелый (плод)», тотемск., чешск. диал. hlupit «затенять», uhlupit «испортить». Ср. еще белар. диал., самая глу́пась «полночь». Т.е, глупость – это отсутствие слуха, темнота, незрелость, невежество. Нежелание знать. Поэтому оспаривать бесполезно, только потеряешь время, «благие мысли и труды», как сказано в другом стихотворении Пушкина («Свободы сеятель пустынный…»).
Вот так, стих за стихом, строка за строкой А.С.Пушкин преподает нам уроки ЖИВОГО СЛОВА, поэтической мантры, дабы, услышав эхо забытого древнего языка, мы обрели силу и подсказку, как воздвигнуть себе ПАМЯТНИК НЕРУКОТВОРНЫЙ. Распад физического тела не страшен для Личности, создавшей себе памятник - эфирный двойник и, соответственно, жизнестойкое астральное тело. Дальше – больше… В потенциале – возможность бессмертия Души…
Автор: Марина Черткова