КНИГА МАТЕРЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Русские народные сказки » Крошечка Хаврошечка


Крошечка Хаврошечка

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

http://oskazkax.ru/read/rusnarod/5-kros … echka.html

Крошечка  Хаврошечка

Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой маленькой; взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работою каждый день занудили, заморили; она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает.

А были у хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Триглазка; но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно - ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого!

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:
- Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать.

А коровушка ей в ответ:
- Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано.

Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка - все готово: и наткано, и побелено, и покатано.
Отнесет к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей еще больше работы задаст. Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет принесет.

Дивится старуха, зовет Одноглазку:
- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает:
- Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила. Ничего мачеха не дозналась, послала Двуглазку. Эта тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, матернино приказанье забыла и глазки смежила; а Хаврошечка баюкает;
- Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала; а Двуглазка все еще спала.

Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте еще больше работы дала. И Триглазка, как ее старшие сестры, попрыгала-попрыгала и на травушку пала. Хаврошечка поет:
- Спи, глазок, спи, другой! - а об третьем забыла. Два глаза заснули, а Третий глядит и все видит, все - как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.  Все, что видела, Триглазка матери рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
- Режь рябую корову! Старик так, сяк:
- Что ты, жена, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
- Режь, да и только!
Наточил ножик...

Побежала Хаврошечка к коровушке:
- Коровушка-матушка! Тебя хотят резать.
- А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.

Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая - боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо - останавливается, кто проходит близко - тот заглядывается.

Случилось раз - девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин - богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, затрогал девушек:
- Девицы-красавицы! - говорит он. - Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке. А яблочки-то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко-высоко, далеко над головами стали. Сестры хотели их сбить - листья глаза засыпают, хотели сорвать - сучья косы расплетают; как ни бились, ни метались - ручки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать.

2

Так, так, что тут у нас: Старшая звалась Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Триглазка. Корова-Мать, Яблоня из костей прозябшая...и плоды давшая.
Какая гарная яблоня по ссылке твоей, Иванка, нарисована.

Крошечка Хаврошечка

Иванка, куда клонишь?  :question:

3

Foxes написал(а):

Иванка, куда клонишь?

И клоню, и прозябаю... помалёху. Погоди, дай созреть...

4

Иванка написал(а):

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано.

Только таким способом выдаётся "конечный продукт". Причём, способ этот виден только ТРЁХГЛАЗКЕ  :love:

Иванка написал(а):

В ведической традиции золото рассматривалось как символ не только солнца, но и всего неба: «Вначале этот (мир) был несуществующим. Он стал существующим. Он стал расти. Он превратился в яйцо. Оно лежало в продолжение года. Оно раскололось. Из двух половин скорлупы яйца одна была серебряной, другая - золотой.

Древнейшие височные кольца представляли собой спирали в 1,5-4 оборота. Часто одно кольцо было золотым, другое серебряным

Распятие на иконах часто изображено между солнцем и луной - ЖИВЫМ и МЁРТВЫМ небесными телами.

На картине Дали АТОМНАЯ ЛЕДА находится между двух скал - золотой, освещенной солнцем (справа (одесную), но слева от зрителя)

Крошечка Хаврошечка

и неосвещённой, серебряной скалой, условно в лунном, ночном свете (слева (ошуюю), но справа от зрителя).

Скорлупка от ЯЙЦА (в виде чаши) прямо перед вами.

Крошечка Хаврошечка Крошечка Хаврошечка

И в той долине два ключа:

Один течет волной живою,

По камням весело журча,

Тот льется мертвою водою...

(А.С.Пушкин)

Крошечка Хаврошечка Крошечка Хаврошечка

Крошечка Хаврошечка

Крошечка Хаврошечка

Крошечка Хаврошечка

Крошечка Хаврошечка

Отредактировано Иванка (2013-04-13 17:31:42)

5

Иванка летает в одной ей ведомых Мирах. :)
Что хочешь сказать? Что Женщина, как и Вселённая состоит из трёх миров. Что за скорлупка от яйца, что за Чаша? Какой "конечный продукт"?
Что ты имеешь в виду под женской грудью, источник живой и мёртвой воды? Что значит в условно лунном? В мёртвом мире... :dontknow:  8-)

6

Foxes написал(а):

Что за скорлупка от яйца,

Тоже торможу..., но терпеливо жду!  :stupor:

7

Foxes написал(а):

Какой "конечный продукт"?

Вот такой:

Иванка написал(а):

Вылезет красная девица из ушка - все готово: и наткано, и побелено, и покатано.

Foxes написал(а):

Что ты имеешь в виду под женской грудью, источник живой и мёртвой воды?

Борейская ПРЯХА (ПРАЖДА, ПРЕЖДА) не одногрудая (вспомни египетские фрески одногрудых "прях"), поэтому у СФИНКСА две ЧАШИ, соблюдается принцип двойственности-перетекания из сна в пробуждение, из "смерти" в "жизнь" (и наоборот). Но это всё философия, и мы ею сыты премного... А Природа сделала ЖЕНЩИНУ с ЗАПАСОМ, т.е. не одногрудой. Рядом с Макошью всегда ДВЕ рожаницы, а не одна. А Макошь - МЕЖДУ. То же и в случае с УШАМИ рябой КОРОВЫ.

Foxes написал(а):

Что за скорлупка от яйца

Крошечка Хаврошечка Крошечка Хаврошечка

Не всё можно сказать словами  :dontknow:  МЕЖДУ - как то так...

На первом плане "Атомной Леды" С.Дали именно половинка скорлупы... в виде чаши (мне видится в этом пародия на мистическую "Чашу Грааля").

Крошечка Хаврошечка

С. Дали. Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека.

http://krilovamuseum.mypage.runwww.kril … eka_1.html

         Об этой картине говорят, как о картине-пародии, как о картине-загадке. Но мне не встречалось упоминание о том, что в картине использована пасхальная символика уже начиная с названия картины.

             ...Рождение Нового человека. Согласно христианской традиции, первый человек Адам был создан Богом, то есть, не рождён.

             Иисус Христос был  рождён чудесным образом Девой Марией, и как человек принял смерть на кресте. После воскресения, Иисуса Христа стали называть «Новым Адамом» или" Новым человеком", так как Он был не создан, не рождён, а возрождён.                                                                                         
         
             Символом возрождения ещё с дохристианских времён считалось яйцо.  Люди давно заметили, что живое существо (птица) производит на свет не живое яйцо, из которого опять появлялось подобное существо — возрождённое.   

            В христианскую эпоху скорлупа яйца стала символизировать гроб Господень из которого восстал воскресший Иисус Христос.

                После изгнания из рая, человек стал рождаться в муках, отсюда истекающая кровь из трещины яйца.  Эта трещина делит яйцо на две равные части — из верхней части космического яйца  (по древним легендам) образовалось небо (на картине оно ограничено  игольчатым шатром, за которым виден чёрный) космос), из нижней части яйца образовалась земля.

               Всё происходящее на картине предстаёт как предвечный замысел Бога. Видимо, об этом замысле и рассказывает ветхозаветный человек своему потомку.  Исследователи никак не могут разобраться с полом этого человека, многие считают, что это женщина.

              Я, так думаю, что это мужчина, а его немного женственный  вид можно приписать к тому, что в библейские времена рожали не женщины, а мужчины.    Читаем Библию: "… Адам прожил сто тридцать лет, и родил сына, и нарёк ему имя: Сиф.  Сиф   жил сто пять лет, и родил Еноса… Енос жил девяносто лет, родил Каинана. И так далее.  ( :D  - И.)

              Картина была написана в 1943 году. В ней присутствует и политическая подоплёка того времени, об этом тоже сказано в названии картины.

              А вот, что хотел сказать великий художник, используя дохристианскую и христианскую символику возрождений — остаётся загадкой.

Отредактировано Иванка (2013-04-13 20:14:52)

8

Интересно, что за имя-прозвище такое - Хаврошечка?

На ум приходит всем известная ХАВРОНЬЯ (т.е. свинья).

Хавронья, др.-русск. Ховърония, образованному от русского слова ХОВАТЬ южн., зап., псковск., калужск. «прятать, хранить» [Даль В., 1902].
Ср. также укр. ховати, блр. ховаць, др.-русск. ховатися «беречься, держаться», чеш. сhоvаti «таить, хранить, выхаживать», слвц. сhоvаt' «выхаживать, выращивать», польск. сhоwаc «скрывать, хранить, кормить».

9

Иванка написал(а):

В христианскую эпоху скорлупа яйца стала символизировать гроб Господень из которого восстал воскресший Иисус Христос.

Другое дело ЛЕДушка... Как мы помним, и сей факт скрыть уже невозможно: она-то как раз родила двух близняшек, т.е. ДВОЙНЮ  8-) И т.д.

Крошечка Хаврошечка Крошечка Хаврошечка

Отредактировано Иванка (2013-04-13 20:20:34)

10

Иванка написал(а):

вспомни египетские фрески одногрудых "прях"

Не думаю, что они были одногрудые, больше склоняюсь к объяснению, высказанному в эссе, в Вёщих жёнах писала.

11

Foxes написал(а):

Не думаю, что они были одногрудые

Тем более не однорогие  8-)

Крошечка Хаврошечка

Отредактировано Иванка (2013-04-13 22:22:41)

12

Foxes написал(а):

Старшая звалась Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Триглазка.

Крошечка Хаврошечка

В не менее чистом виде древний ведический сакральный комплекс сохранился в широко распространенной русской народной сказке Крошечка-Хаврошечка.
Вспомним, что там мать (или праматерь) как бы перевоплощается в корову, охраняющую свою дочь (Крошечку-Хаврошечку) и помогавшую ей прясть и ткать; корова потом трансформируется в дерево (яблоню) с волшебными плодами.

Этот ряд хорошо известен еще в ведической традиции: Адити (несвязность, изначальность, мать богов) - одновременно и рожающая женщина, и космическая корова, и - дерево с прекрасными листьями -.

В сказке о Крошечке-Хаврошечке мы вновь встречаемся со знакомым по Сказке о Царе Салтане и русским народным заговорам комплексом - матерью с тремя ее дочерями.
В данном случае это - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка.
В связи с образом Одноглазки стоит обратить внимание на то, что было отмечено еще Бируни в XI в. Он писал, что по представлению индийцев Венера была одноглазой (Бируни Абурейхан. Индия. Ташкент: Изд. АН УзССР, 1963, с. 346).
Индийская Венера - богиня счастья, богатства, красоты, плодородия, супруга верховного бога-творца Вишну и мать бога любви Камы-Лакшми, согласно мифам, появилась из океана, когда боги и асуры взбивали его, чтобы получить напиток бессмертия - амриту. По другим преданиям она появилась из первозданных вод в самом начале творения (Мифы народов мира. т. II, с.35-36).
Среди ее имен: Падма (лотосная), Индира (прекрасная), Лола (непостоянная) - кстати, широко распространенные гидронимы Русского Севера.
В древнейшей мифологии богини судьбы  мойры или парки - дочери богини неизбежности, необходимости Ананке - три пряхи, которые прядут и поют: Лахезис - о прошлом, Клото - о настоящем, Антропос - о будущем. Мы уже отмечали это, и можно было бы не возвращаться вновь к этому вопросу, но дело в том, что (согласно Платону) Афродита (т.е. Венера) почиталась древнейшей из мойр (М.М. Кобылина. Об изображении Мойр в Северном Причерноморье...СА. 1971. 3. с. 252). Будучи богиней любви, красоты, изобилия, плодородия, браков и родов, она - являлась одной из первичных хтонических сил - и обладала - космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви (Мифы народов мира. т. I, с.132). Как и Лакшми, Афродита родилась из морской пены и одно из ее прозвищ Анадиомена, т.е. - появившаяся на поверхности моря -.

Крошечка Хаврошечка

В русской народной сказке Одноглазка - старшая из 3-х сестер и, судя по сохранившийся до наших дней сакральной свадебной севернорусской орнаментике (браные праставки к свадебным полотенцам и рубахам XIX - начала XX века), связана с брачными отношениями, воспроизводством потомства, т.е. выполняет функции Венеры. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что на праставках, как правило, изображаются стилизованные чередующиеся мужские и женские фигуры, между которыми помещены маленькие фигурки детей. Мужчины изображены с характерными признаками пола и двумя глазами, а женщины - одноглазы. Интересно, что в вышивке, ткачестве и народной игрушке горных таджиков женские персонажи тоже одноглазы, а мужские - с двумя глазами.
Общеизвестно, что в русской народной традиции все, что связано с - тем светом -, т.е. прошедшим, как правило, хромо, криво, косо. Имеет смысл вспомнить, что старшая из Мойр древнегреческой мифологии (Лахезис или Афродита, которая, кстати, была женой хромого бога-кузнеца Гефеста) пела о прошедшем, средняя - о настоящем (и, вероятно, была, как обычные люди, Двуглаза), а младшая - о будущем.
Треглазка русской народной сказки обладала именно такой способностью видеть то, что недоступно всем остальным. И здесь мы вновь находим прямые аналогии в ведической мифологии, в которой зафиксировано представление о третьем глазе как символе прозорливости, провидения будущего.

http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_600.htm

Послесловие. В этой истории мать крошечки-Хаврошечки последовательно, как бы, перерождается в трех связанных образах: мать-корова-яблоня. В ведической культуре признается 7 матерей человека, среди них, кроме собственной матери, указывается и корова и мать-Земля. Убийство и поедание коровы, таким образом, приравнивается к одному из тягчайших грехов — убийству собственной матери.
Корова священна не только потому, что способна вскормить человека своим молоком, но и потому, что представляет собой образ Неба, окармливающего все живое на Земле. В Индии до сих пор существует обычай шептать на ухо корове (не только быку Шивы, но и обычной корове) все свои самые сокровенные желания. Считается, что так они достигают ушей Всевышнего. Будучи образом Космоса или Неба, прохождение через уши коровы представляет собой некий масштабный цикл, через который проходит душа.

Крошечка Хаврошечка

Три сестры, обычно олицетворяются с тремя мойрами (богинями судьбы) греческой мифологии. Одноглазка — старшая, видит прошлое. Двуглазка — настоящее. А Трехглазка, за счет особых способностей третьего глаза — способна видеть будущее. (Подробнее об этом здесь) Именно она «прозревает» движение души через Космос, после чего он трансформируется в яблоню — мировое древо, дающее свой плод душе (яблоко — символизирует мир в зрелом виде и власть над миром, владение им), после чего она (душа) воссоединяется с суженным, пройдя все лишения и испытания.

В дополнение к образу священной коровы, есть несколько фактов, которые свидетельствуют, о том, что она почиталась на Руси, так же как до сих пор почитается в Индии. Например, до сих пор на Украине можно встретить «мазанки» — дома из глины и травы, которые внутри обмазаны навозом. Навоз — священное вещество, т.к. это один из продуктов коровы. Им в Индии умащивают головы аскеты и он активно используется во многих обрядах и сферах жизни.
Мазанки — более характерны для южного климата и точно такие же дома, построенные по тому же принципу с использованием навоза — можно встретить в Индии.

На днях узнал и вовсе примечательный факт. Еще до недавнего времени в России существовал обычай в праздничные пироги добавлять немного навоза…
http://rohini.ru/blog/27.html

13

Лаодика написал(а):

прохождение через уши коровы представляет собой некий масштабный цикл, через который проходит душа.

Лаодика, благодарю за священную корову, а то всё руки не доходили  8-)

А вот как интересно внутри человечьего уха:

Крошечка Хаврошечка

14

Иванка написал(а):

интересно внутри человечьего уха

Крошечка Хаврошечка

Внутри лабиринт..., крошечка прошла ДВА лабиринта, в одно вошла, а из другого вылезла.. :cool:
Да она совершила непостижимое!!!

Крошечка Хаврошечка

Мозаика римской эпохи, изображающая Тесея и Минотавра

По одной версии «лабиринт» в первоначальном значении слова означает обиталище божества с двойной секирой (по-лидийски — λάβρυς), символизировавший два рога священного быка. Поклонение этому быку было частью минойской (критской) религии. Майкл Эртон, который предложил свою модель критского лабиринта, пишет:
«Жизнь каждого человека — лабиринт, в центре которого находится смерть, и, может быть, даже после смерти, прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит последний лабиринт».
В свете такого понимания мифологическое избавление Тесея из лабиринта символизировало его второе рождение, избавление от смерти.

Крошечка Хаврошечка

Пути Господни неисповедимы, а женские – невообразимы…

15

Иванка написал(а):

Интересно, что за имя-прозвище такое - Хаврошечка?

Иванка написал(а):

любой жертвенный исход – это начало пути вверх, к божеству, а возвращение от него, рождение в мире ознаменуется благодатью, фарном.

Энциклопедия символики и геральдики:

http://www.symbolarium.ru/index.phpФарн


Фарн
< древнеиран. *hvarnah- — обычно трактуется как обозначение солнечного сияющего начала, божественного огня, его материальной эманации.

        Сравни:
         — вед. svar — «свет», «сияние», «блеск», «солнце»; возрастающей, прибывающей, расширяющейся силы
         — индоевроп. suer ð/-nes' — нечто желанное, достигнутое > «хорошая (благая) вещь», «желанная вещь», «благо», «имущество»
         — авест. х¢аðnаh — «слава», «величие», «блеск», «сияние», «харизма» и т. п.
         — согд. prn — «слава», «знамение» и т. п.
         — осет. farn — «обилие», «счастье», «мир»
         — др.-перс. farna; ср.-перс. xvarrah — «царская слава», «царское величество»
         — перс. farr — «блеск», «великолепие», «пышность» и т. п.
         — согд. prn, frn; сакск. phârra — «положение», «ранг», «достоинство», «звание» и т. д.

    —————————

В иранской мифопоэтической традиции божественная сущность, приносящая богатство, власть и могущество; державная сила.

Видимо, фарн выступал и как неперсонифицированное сакральное начало абстрактного или конкретного (материальный символ) характера, и как персонифицированный божественный персонаж.

    В «Авесте» фарн — обычно некая сакральная благая доля, «хорошая вещь»[1].
    Им могут владеть божественные персонажи, дарующие его людям[2], сами люди, для которых фарн обычно воплощается в богатстве[3], доме, жене, детях, скоте, здоровье[4].
    Фарн имеет общие атрибуты с едой, пищей, которая в иранских языках может обозначаться тем же словом, что и фарн, или его производными (авест. ¢хаrðnah, ¢xarðnti, x¢arðtay, x¢arðθa, x¢arðna и т. п.).
    Фарн выступает и как добрый дух — охранитель дома, в случае смерти хозяина он покидает дом, если не соблюдены некоторые условия[5].
    Особым фарном обладает селение, область, страна, народ.
    В ряде случаев говорится о фарне, скрытом в глубине вод[6], о фарне, связанном с водами и реками, с солнцем, выступающим как даритель фарна («Денкарт»).

Иногда фарн реализуется не столько в материальном виде, сколько символически — как счастье, доля, судьба. Именно такой фарн свойствен, видимо, ариям в целом, жрецам-кави, Заратуштре[7]. Тот, у кого есть фарн, — «обладатель благой судьбы». Фарн — объект восхвалений[8], он непобедим и могуществен: он спутник победы, являющийся в виде сияющего огня[9].

Образ сияющего фарна, высшей божественной доли, находящейся в обладании верховной власти (царя), получил воплощение в царском нимбе. Более поздняя традиция усвоила образ фарна как символ незыблемости шахской власти в Иране.

Фарн как доля, судьба связывался с брачными и похоронными обрядами. Ср., например, отражения в поздней традиции:

        • свидетельства армянских авторов Фавстоса Бузанда[10] и Мовсеса Хоренаци[11], согласно которым царская гробница — это место, где находится фарн царя после его смерти;
        • таджикское представление о том, что душа барана (связываемого с фарном) помогает душе человека перейти через мост, ведущий в рай, и т. п.

У осетин при введении жениха в дом шаферы возглашают «фарн шествует!», поются свадебные песни фарну и т. п. Не исключена связь фарна в образе барана с осетинским «властителем спальни», награждающим новобрачных потомством (своего рода субститутом «властителя спальни» является «святой баран», к которому в брачном обряде обращаются с просьбой, чтобы рождались мальчики; ср. связь фарна с брачными обрядами).

Иранской религиозно-мифологической традиции не было чуждо и представление о плохом фарне, откуда авестийское duš-х¢аrðnah-, «обладающий плохим фарном». Основная мифологема о том, как фарн оставляет своего обладателя, связана с Йимой, от которого фарн отлетел в облике птицы варэгна (уârðγna[12]). Тот же мотив встречается и позже.

Фарн не только связан с животными, но и нередко трансформируется в зооморфные образы.

    О связи фарна с птицей варэгна (сокол Варган, инкарнация Веретрагны), возможно, свидетельствует упоминание об амулете из птичьих перьев, который приносит почтение, дарует фарн[13].
    Реконструируется (Г. В. Бейли) представление о фарне в виде газели.
    Широкое распространение образа барана как воплощённого фарна связывает его с Веретрагной, чьим атрибутом был баран[14].

Вероятно, Фарн как особое божество входил в состав согдийского пантеона (по реконструкции В. Б. Хеннига).

С персонифицированным образом божественного Фарна, возможно, следует связывать находку на Кубани золотого амулета с надписью, содержащей имя Уатафарнес, толкуемое рядом исследователей как фарн (божество) жилища.

Как воплощение счастья, удачи, судьбы Фарн с греческой Тихе, римскими Фортуной, гением и т. п.

Иранские производные от фарна — *hvarnah оказали влияние на формирование сходных понятий у соседних народов[15], a в некоторых случаях заимствовались ими[16].

Особый престиж, который связывался с рассматриваемым понятием, предопределил чрезвычайно широкое использование слова «фарн» в ономастике (в частности, царской). Сравни имена:

        • скифско-сарматские — Φάρνης (ср. осетинскую фамилию Fœrniatœ), Φάρνάχης, Φαρνοξαρθος, Χοφαρνος, Πιτφαρνάχης, Σαιταφάρνης и др.,
        • согдийские — βγyprn=Bagçfarn, Nanefarn, Wγašefarn и др.,
        • парфянские — Mtrprn=Mihrafarn, Prnbg=Farnbag, Brzprn=Burzfarn и др.,
        • xорезмийские (šy’wršprn) имена,
        а также ещё более древние наименования, например в ассирийских клинописных источниках: Awarparnu (713 до н. э.), Sitirparna=Èiθrafarnah-, Iparna.

Характерна семантика элементов, составляющих сакрально отмеченные формы: фарн и baga-/baya- — «доля»; «бог», arta- — «истина»; xšaθra- — «царская власть»; arya — «арийский» и т. п.[17]).

Иконография

Широкое распространение, особенно в сасанидском искусстве, получил образ барана как воплощённого фарна. Начиная с Шапура II изображение барана как символа бога Фарна получает широкое распространение, а Аммиан Марцеллин сообщает, что в одном из сражений Шапур II имел на голове богато украшенный убор в виде бараньей головы[18]. Сходные изображения известны на кушано-сасанидских монетах, предметах посуды и утвари. В пехлевийском сочинении VI в. «Карнамаки Ахтахшери Папакан» образ барана на лошади выступает как воплощение царственного кейянидского фарн[19]. Видимо, эта символика имела и более глубокие корни. Уже на луристанских бронзах, на стеле из Унташгала, на ещё более ранних печатях отмечены персонажи с короной, украшенной бараньими рогами. Изображения барана присутствуют на многочисленных зооморфных ручках сосудов в среднеазиатской и сарматской керамике первых веков н. э. (иногда вместо барана выступают козёл, вепрь, собака и т. д.). Б. А. Литвинский толкует их как зооморфные символы фарн — охранителя сосуда.

В иранской традиции есть немало примеров, когда фарн изображался в человеческом облике.

Отредактировано Иванка (2013-04-18 10:18:51)

16

Иванка написал(а):

иногда вместо барана выступают козёл

Крошечка Хаврошечка
Revelation 5:6 The Lamb Slain

Откровение, глава 5

1 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
3 И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
4 И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.
5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.
6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
7 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.
8 И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
9 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,
10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,
12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.
14 И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.

Если слово hvarnah, прочитать без буквы "Х",то получится варна.

17

Foxes написал(а):

Если слово hvarnah, прочитать без буквы "Х",то получится варна.

Ура!!! МОЛОДЁНКИ ДЕВЧЁНКИ!!!

Т.е., наша КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА подрастала раз за разом и наконец ВЫРОСЛА!  :cool:

Иванка написал(а):

всем известная ХАВРОНЬЯ (т.е. свинья)

А хрюшек так потому называли, что ХВАРНЫЕ (ГАРНЫЕ), т.е. упитанные  8-)

Отредактировано Иванка (2013-04-18 11:59:03)

18

Foxes написал(а):

то получится варна.

В сказаниях  народа русского имеет место быть представление о "живой воде" и о "мёртвой воде".
И, как правило, "мёртвую воду" доставляет «ворон (въранъ)». А, "живую воду", обычно – ворона.

ВАРНА-ВЪРАНЬ-ВОРОНА-ВИРЬЯ-ВРИЯ


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Русские народные сказки » Крошечка Хаврошечка