КНИГА МАТЕРЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Живопись » Образы женщин в живописи


Образы женщин в живописи

Сообщений 91 страница 120 из 228

91

Образы женщин в живописи
Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse). Данаиды

Foxes написал(а):

Миранда

В новом фильме 2010 г. по "Буре" Шекспира, что примечательно, Просперо не мужчина и не отец (как в драме Ш.), а женщина, мать. Похоже, лёд тронулся...

Отредактировано Иванка (2013-10-31 00:31:58)

92

Образы женщин в живописи

БОКАЛ ВИНА.The Glass of Wine.1661 год  ЯН ВЕРМЕЕР ДЕЛЬФТСКИЙ.

Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft; 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.

Образы женщин в живописи
БОКАЛ ВИНА (фрагмент).
The Glass of Wine.

93

Майкл Паркес,(Michael Parkes), американский живописец, основатель течения магического реализма. Паркес длительное время посвятил изучению философских доктрин Востока и Запада, включая тантризм и каббаллистику.
http://www.crown6.org/publ/69-1-0-1532
http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=225587

Образы женщин в живописи Образы женщин в живописи Образы женщин в живописи
Данте и Беатриче                                                                                                                                                              Наблюдая время

Отредактировано Иванка (2013-11-02 21:12:09)

94

Образы женщин в живописи

Она уже стоит на воде..., то ли ещё будет!

95

Образы женщин в живописи

ГЕРРИТ ван ХОНТХОРСТ, (нидерл. Gerrit van Honthorst, 4 ноября 1590, Утрехт — 27 апреля 1656, там же) — нидерландский художник утрехтской школы.

КОНЦЕРТ, The Concert, 1624 год,
Холст, масло, 168 × 178 см,
Местонахождение - Лувр

96

Образы женщин в живописи
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ,
The Virgin and Child before a Firescreen.
1440 год,
Дерево, масло, темпера, 63.4 см х 48.5 см,
Местонахождение - National Gallery, London, Великобритания
РОБЕР КАМПЕН,
(нидерл. Robert Campin; ок. 1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский живописец, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»). Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи.

97

Образы женщин в живописи

ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАН (1598-1664), испанский художник СВЯТАЯ КАСИЛЬДА,
1630-1635 гг.
Холст, масло,
Местонахождение - Музей Тиссена-Борнемисы, Испания

Согласно легенде, Святая Касильда была дочерью исламского правителя Толедо XI века. Её еще называют Касильда Сарацинка. Она носила еду пленникам христианам, спрятав её в складках платья. Однажды её остановил отец (или солдаты стражи) и приказал показать, что она несет. Касильда развернула подол, и в нём оказались розы. Через некоторое время она тяжело заболевает кровотечением. Арабские врачи не могут вылечить девушку, и ей посылается видение, что она найдет излечение в чудесных водах Святого Винсенте, где-то в христианской Кастилии. Отец Касильды снаряжает её в поездку. В Бургосе Касильда крестится, затем омывается в озере около города Бривьеска и вылечивается. Вернув здоровье, она решает посвятить Христу свое целомудрие. Остаток своих дней святая проведет в уединении и смирении, посвященном молитве и покаянию. Говорят, что она дожила до столетнего возраста. Похоронили её в том же ските в Бривьеске, где она проживала, и мощи её находятся там же. Вскоре это место превратилось в место паломничества. Особое внимание к святой проявляли женщины, страдавшие от кровотечений.

98

Образы женщин в живописи

  ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАН (1598-1664), СВЯТАЯ АГАТА (фрагмент),
1630-1633 гг.
Холст, масло, 127 х 60 см
Местонахождение - Musée Fabre , Montpellier, Франция

Святая Агата (у православных Агафия) жила на Сицилии в III веке. Одна из наиболее почитаемых раннехристианских святых. Она родилась в богатой и знатной семье в городе Катания. Святая Агата отвергла домогательства городского префекта Квинтиануса, после чего он подверг её преследованиям, пользуясь антихристианскими законами императора Деция. Сначала Агату отправили в публичный дом, затем бросили в тюрьму, где отсекли ей груди. Она умерла под пытками, и её смерть сопровождалась землетрясением. После мучений святую Агату сожгли на костре.
Святая Агата считается покровительницей города Катании и всей Сицилии, Мальты (по легенде Святая Агата скрывалась на Мальте от преследователей). Считается покровительницей медсестер и кормилиц. Еще защищает жилища людей от пожаров, землетрясений и извержений вулканов. Спустя год после её мученической смерти произошло извержение вулкана Этна, и лава полилась в направлении Катании. На её пути положили покрывало с мощей святой Агаты, и город был спасен.
Изображается святая Агата с подносом с отсечеными грудями, с щипцами и с заженным факелом. Почитается православными и католиками.

99

Лаодика написал(а):

Касильда развернула подол, и в нём оказались розы. Через некоторое время она тяжело заболевает кровотечением. Вернув здоровье, она решает посвятить Христу свое целомудрие.

Лаодика написал(а):

Изображается святая Агата с подносом с отсеченными грудями, с щипцами и с заженным факелом. Почитается православными и католиками.

Скажи мне, Лаодика... Как думаешь, для чего такая массированная обработка сознания мученичеством женщин? Интересно, что чувствовал Франсиско де СУР-БАРАН, когда живописал отрезанные женские груди на подносе точно разрезанную пополам дыню?  :angry:

100

Иванка написал(а):

что чувствовал Франсиско де СУР-БАРАН,

Откуда мне знать, что он чувствовал..., писал картины на заказ, стараясь угодить церкви. В Испании особенно зверствовала инквизиция. Не щадили ни женщин, ни мужчин.
А что чувствуют художники, когда пишут картины с отрубленной головой Иоанна? Что чувствовал режиссёр фильма "Флавия- еретичка"? Где тут вымысел, а где правда?

Иванка написал(а):

для чего такая массированная обработка сознания мученичеством женщин

Обработка сознания для того, чтобы запугать, сделать покорной. Но не  каждое сознание можно обработать таким образом. Живопись один из видов познания.Чтобы знали, что так было.

101

Образы женщин в живописи

ИЗУМРУДНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник

102

Образы женщин в живописи

Художник Юрий Дубинин.Тайны водяных лилий. 2000г.

103

НАЛЕТОВА ОЛЬГА - современная художница. Родилась в Ленинграде в 1966 году.

http://blog.i.ua/community/1952/806694/

Образы женщин в живописи
Леда

Образы женщин в живописи
Прогулка

Образы женщин в живописи
Феникс

Образы женщин в живописи
Белые лилии

Образы женщин в живописи
На балконе

Образы женщин в живописи
Муза порванного барабана

Образы женщин в живописи
В ожидании ВЕСНЫ

104

Иванка написал(а):

НАЛЕТОВА ОЛЬГА - современная художница.

Иванка, шикарные картины Налётовой Ольги! Благодарствую!  :flag:

105

Образы женщин в живописи

ВЕСНА. 1884 год МАРИЯ БАШКИРЦЕВА (1858 — 1884), русская художница, автор знаменитого "Дневника"

С 12 лет и до смерти Мария ведёт на французском языке дневник (105 тетрадей), ставший впоследствии знаменитым и неоднократно переведённый на многие языки, в том числе и на русский. Дневник проникнут тонким психологизмом, романтической «жаждой славы» и вместе с тем трагическим чувством обречённости. ВОТ ЕЁ ЗНАМЕНИТЫЙ "ДНЕВНИК" - http://az.lib.ru/b/bashkircewa_m_k/text … vnik.shtml

Образы женщин в живописи

Мария Константиновна Башкирцева родилась 11 ноября 1860 года в селе Гавронцы близ Полтавы. Родители ее разошлись, и Мария находилась под опекой своего деда – генерала П.Г. Башкирцева. В 1870 году из-за слабого здоровья была отправлена на лечение в Ниццу. С 1877 года жила в Париже, училась живописи в Академии Р. Жюльена. Умерла в Париже в октябре 1884 года. Большинство ее произведений погибло на Украине во время Великой Отечественной войны. Ее «Дневник» впервые был опубликован в Париже в 1887 году (частично), на русском языке книга вышла в 1902 году.
Немногие знают, что когда-то президент Франции Франсуа Миттеран любил приходить на парижское кладбище Пасси к мавзолею русской девушки Марии Башкирцевой. Она прожила всего 25 лет и оставила после себя прекрасные картины и удивительно искренние дневники. В свое время они настолько тронули Марину Цветаеву, что свой первый поэтический сборник она посвятила именно Марии.

Образы женщин в живописи
АВТОПОРТРЕТ

Единственная Роза

В конце жизни Мария Башкирцева вступила в переписку с Ги де Мопассаном, который был очарован ее письмами. Но одно из его остроумно-циничных писем Башкирцева сочла оскорбительным и в последнем письме отвечает знаменитому писателю:«Вы не тот, кого я ищу. Но я никого не ищу, ибо полагаю, что мужчины должны быть аксессуарами в жизни сильных женщин. Невозможно поручиться за то, что мы созданы друг для друга. Вы не стоите меня. И я очень жалею об этом. Мне так хотелось бы иметь человека, с которым можно было бы поговорить». Больше она ему не писала. Все попытки Мопассана возобновить переписку или встретиться с Марией потерпели фиаско. После смерти Башкирцевой он побывал у нее на могиле. «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!» – сокрушался Мопассан.
http://rus.ruvr.ru/2013_10_31/Velikaja- … .248478598
http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/ … e0011.html

Образы женщин в живописи

В СТУДИИ (В Академии Жульена в Париже).МАРИЯ БАШКИРЦЕВА
1881 г.
Холст, масло, 188 × 154 см

106

Лаодика написал(а):

«Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!» – сокрушался

мм, как его там... Милый друг  :cool:

Усыпал БЫ...

Если БЫ да каБЫ да на СОСНЕ росли гриБЫ... - это из неборейской йоги, ожидание, видимо, ДЕНЕЖНОГО ДРЕВА БЫ-Д-хи-хи!

Ах, все мы немножко БОРатины, Лисы АЛисы и Коты Васьки!  :D

Образы женщин в живописи

А вот здесь без всяких там БЫ - взял и сделал ДЕВЧЁНКЕ приятное:

Образы женщин в живописи

а ДЕВЧЁНКА в ответ на его АЛЫЕ КАМЛАНИЯ стала БЕГУЩАЯ по ВОЛНАМ!

Ах, Александр Грин  :love:

Отредактировано Иванка (2013-11-12 17:53:52)

107

Образы женщин в живописи

 
Koloman Moser (1868-1918), The Austria. Venus in the Grotto. 1915. Modern. The Leopold Museum, Vienna.

Коломан Мозер (1868-1918), Австрия. Венера в гроте. 1915. Модерн. Музей Леопольда, Вена.

"Юноша Тангейзер пребывал в объятиях Венеры, живя с ней в гроте. Блаженство породило скуку. Невозможно наслаждаться вечно! Тангейзер спускается на землю. Но и здесь не познает счастья. Чувственность – виновница всех бед. Гибнет Тангейзер, поплатился жизнью за приобретенный опыт. Не лишенная дидактики, картина австрийца Мозера навеяна оперой Вагнера. Потому и Венера здесь необычна. Бесконечно печальна: избранник её покинул. А, может быть, уже знает о его гибели. Пробуждается Венера, словно сбрасывает с себя покрывало наваждения. Она думает, эта женщина. Кажется, поняла, что истина – больше земной страсти. Модерн предполагает плавность линий и отсутствие углов. Но нет мягкой податливости в этом теле. Твердое, гибкое, сильное оно окружено камнями, скалами, глыбами. Она больше не ошибется, Венера, и станет жить по-новому. Без любви."

Образы женщин в живописи

РИХАРД ВАГНЕР

ТАНГЕЙЗЕР

Опера в трёх действиях; либретто автора по саге XIII века.
Первая постановка: Дрезден, 19 октября 1845 год.

Действующие лица

Герман, ландграф Тюрингский (бас), Тангейзер (тенор), Вольфрам фон Эшенбах (баритон), Вальтер фон дер Фогельвейде (тенор), Битерольф (бас), Елизавета, племянница ландграфа (сопрано), Венера (сопрано), Молодой пастух (сопрано). Рыцари, графы, дамы, пажи, пилигримы, сирены и нимфы.

Действие происходит в Тюрингии и Вартбурге в XIII веке.

Действие первое

Картина первая. Внутри "Венериной пещеры", близ Эйзенаха. На роскошном ложе возлежит Венера, а перед ней на коленях певец Тангейзер со склонённой на её грудь головой. Вокруг них в страстной пляске кружатся нимфы и вакханки. Хор сирен на берегу озера воспевает восторги любви, блаженство сладостных объятий и жгучих поцелуев. Постепенно туман окутывает гору, неистовая пляска вакханок затихает, и группы танцующих в сладком изнеможении располагаются поодаль и теряются в густых облаках. Тангейзер и Венера остаются одни.

Тангейзер как бы пробуждается ото сна и рассказывает Венере о своих грёзах: ему чудился звон колоколов на родине, который он так давно не слышал. Эти звуки вновь пробудили в нём тоску по дорогой отчизне и неудержимое желание отправиться на родину, чтобы увидеть снова, после долгих лет разлуки, родные землю, небеса и звёзды. Венера с грустным упрёком спрашивает его, неужели он пресытился своим блаженством, и её любовь больше не радует его. Она уговаривает его забыть про всё земное и отдаться одной нежной страсти и просит спеть ей одну из тех песен, за которые она так крепко полюбила его.

Тангейзер порывисто берёт арфу и поёт о божественной красоте Венеры, о своей страстной любви к ней, давшей ему столько блаженных минут. В заключение он просит богиню отпустить его домой, говоря, что воспоминания зовут его на родину и он жаждет вновь испытать земные страдания. Венера огорчена его песней. Она называет его неблагодарным изменником и заявляет, что не отпустит его. Тангейзер возражает, что он благословляет любовь, которой она его осчастливила, но он не в силах больше оставаться, он жаждет свободы, свободной деятельности и борьбы. Венера в сильном возбуждении говорит ему, что он свободен, она его не держит, и он может уйти обратно к холодным, чёрствым людям, но что он там не найдёт спасения и с измученной душой, обманутый в своих гордых надеждах, опять вернётся к ней.

Тангейзер прощается с ней и, уходя, говорит, что он никогда уже больше не возвратится к ней. Венера проклинает его и весь род людской. Она пытается ещё раз удержать его, предрекая ему, что люди откажут ему в прощении. Но Тангейзер остаётся непреклонен. Волшебный грот исчезает.

Картина вторая. Долина, окружённая лесом, в окрестностях Вартбурга. В стороне часовня. Пастух сидит на обрыве со свирелью в руках и напевает песенку о весне. Входит Тангейзер и осматривается. К часовне приближается группа пилигримов, поющих молитвы. Тангейзер, потрясённый и умилённый, опускается на колени и молится перед часовней. Пилигримы удаляются, а Тангейзер всё ещё остаётся погружённым в молитву и покаяние.

Раздаются звуки охотничьих рогов, и вскоре появляется Тюрингский ландргаф Герман со свитой, возвращающийся с охоты; один из свиты, Вольфрам фон Эшенбах, к своему удивлению узнаёт в молящемся рыцаре певца Тангейзера, своего друга, который давно пропал без вести. В ответ на расспросы Вольфрама Тангейзер рассказывает, что он долго странствовал в чужих краях, но нигде не нашёл себе покоя. Вольфрам и другие рыцари просят его остаться с ними и вновь зажить с ними в дружбе.

Тангейзер отвергает предложение, ибо не надеется найти среди них себе утешения. Вольфрам напоминает ему про его возлюбленную Елизавету; это имя вызывает в Тангейзере восторженное чувство радости. Вольфрам сообщает Тангейзеру, что Елизавета с тех пор, как он ушёл от них, не может забыть его и его песен и не внимает песням других рыцарей. Тангейзер радостно обнимает всех и, ради Елизаветы, соглашается остаться с ними и забыть все прежние раздоры. Ландграф и рыцари уводят вновь возвращённого друга в Вартбург, где Тангейзер обещает принять участие в предстоящем состязании певцов.

Действие второе

Зала для певческих состязаний в Вартбурге. Входит племянница ландграфа Елизавета в радостном настроении по поводу того, что в этой зале вновь начнутся состязания певцов, и она услышит песни того, кто ей так дорог, кому она внимала в упоительном восторге. Появляются Вольфрам и Тангейзер. Вольфрам останавливается в глубине зала. Тангейзер подходит к Елизавете и в восхищении опускается перед ней на колени. Елизавета застенчиво, но радостно выражает ему свою благодарность за то, что он возвратился к ним, и расспрашивает его, где он был и каким образом вновь очутился здесь.

Тангейзер повторяет то же, что сказал рыцарям, и прибавляет, что чудо привело его опять встретиться с ней после того, как он потерял уже всякую надежду на возвращение. Елизавета признаётся, что радость и покой исчезли для неё с тех пор, как он покинул их, и что во сне и наяву она грезила лишь о нём одном. Её признание наполняет счастьем душу Тангейзера и повергает в глубокую печаль Вольфрама, который добровольно отрекается от всяких притязаний на также любимую им Елизавету. Тангейзер и Вольфрам удаляются. Входит ландграф. Видя свою племянницу радостной и весёлой, он догадывается, что она переживает и кто виновник этой перемены. В залу собираются гости, графы, рыцари с дамами, рассаживаются по местам на эстраде около балдахина, под которым садятся ландграф и Елизавета.

Певцы занимают места на противоположной стороне. Ландграф задаёт им тему - воспеть существо любви. Кто глубже исчерпает её, тому даст награду сама Елизавета; победитель не получит отказа, чего бы он ни потребовал. По жребию первым приходится начать состязание Вольфраму. Он понимает существо любви в отречении и страдании во имя идеала и в своей импровизации сравнивает любовь с тем возвышенным и невозмутимым чувством, которое он питает тайно к одной звезде, сияющей ему с небес как источник восторга и упоения. Рыцари и дамы похвалой вознаграждают певца. Тангейзер быстро поднимается с места и в своей песне возражает Вольфраму.

По его мнению, любовь заключается в наслаждении и страсти во имя природы. Тангейзера вечно сжигает страсть, и вечно он будет утолять её. Елизавета жестом руки выражает Тангейзеру своё одобрение, меж тем как все остальные в смущении молчат. Рыцарь Вальтер отвечает Тангейзеру, что источник любви есть святая добродетель, а кто подходит к ней с грешной страстью, тот оскверняет её; утолять в ней должно не тело, а душу. Рыцари и дамы шумно одобряют певца. Тангейзер с запальчивостью возражает ему, говоря, что любовь Вальтера жалка, с благоговейным спокойствием можно воспевать лишь то, что далеко от нас, - чудеса творения, небеса и звёзды, непонятные людям; любовь же связана с наслаждением, и им она действует на наши чувства.

В спор вмешивается певец Битерольф, который заявляет, что за возвышенную любовь и честь женщины он, не задумываясь, вступил бы в смертный бой, а за наслаждения, отстаиваемые Тангейзером, не извлёк бы и меча из ножен. Присутствующие присоединяются к мнению Битерольфа, выражая своё неодобрение Тангейзеру. Тангейзер обзывает своего противника хвастуном и в ответ говорит, что он также не обнажил бы меча за то, что Битерольф называет истинной любовью. Рыцари в негодовании требуют, чтобы Тангейзер замолчал. Битерольф бросается к нему с мечом.

Ландргаф удерживает его. Вольфрам старается прекратить ссору. Но Тангейзер, давший волю своему чувству, с воодушевлением поёт гимн богине любви и красоты и приглашает желающих изведать существо любви в гроте божественной Венеры. Вырвавшееся из уст Тангейзера признание поражает ужасом благочестивых слушателей. Все вскакивают со своих мест, дамы в боязливом отвращении отступают от него. Ландграф и рыцари яростно проклинают нечестивца, готовые поразить его мечами. Елизавета с пронзительным криком бросается между ними.

Все останавливаются, изумлённые её защитой. Елизавета в волнении говорит, что Тангейзер вовлечён страстью в ужасный грех, но может покаяться; неужели же рыцари отнимут у него путь к спасению? Она предлагает им взять пример с неё: признание Тангейзера разбило её любовь, между тем она прощает его и своим заступничеством хочет вернуть его вновь к чистой вере. Слова Елизаветы производят сильное впечатление на присутствующих.

Рыцари соглашаются с её предложением дать Тангейзеру время на покаяние. Ландграф позволяет Тангейзеру отправиться в Рим вымолить у папы отпущение грехов, предупреждая его, что, если он прощения не получит, то он не смеет больше никогда вернуться в Вартбург. Елизавета молит бога за успех Тангейзера в Риме. Тангейзер, во имя любви к Елизавете, соглашается совершить паломничество в вечный город. В отдалении слышно пение пилигримов, идущих в Рим. Тангейзер спешит присоединиться к ним.

Действие третье

Долина перед Вартбургом. Поздняя осень. Елизавета, изнемогающая от тоски по Тангейзеру, молится у креста. С горы спускается Вольфрам и, заметив Елизавету, останавливается. Он догадывается, что она молится за Тангейзера. Она ждёт здесь, чтобы увидеть его среди возвращающихся обратно из Рима пилигримов, часто проходящих через эту долину. Вольфрам желает ей, чтобы бог услышал её молитвы и дал ей утешение. Издали доносится пение паломников. Пилигримы проходят неподалёку от Елизаветы, но напрасно она ищет среди них глазами Тангейзера, его нет.

В глубокой грусти она обращается с мольбой к богу скорее взять её на небо, чтобы там перед его престолом вымолить прощение грехам Тангейзера. Помолившись, Елизавета тихо уходит. Мечтательный Вольфрам провожает её взором, полным любви, затем, глядя на загоревшуюся в небе звезду, он вдохновенно сравнивает свою любовь к Елизавете с любовью к недосягаемой для смертных вечерней звезде. В это время показывается Тангейзер в рубище пилигрима с посохом в руках, измученный и усталый. Тангейзер рассказывает Вольфраму про своё путешествие, страдальчески переживая вновь всё то, что с ним происходило.

Отправившись по воле Елизаветы в Рим, он вдохновлялся лишь одним желанием - покаяться ради неё. Много лишений перенёс он в пути и ещё больше страданий причинял он себе добровольно, чтобы вернее заслужить прощение: он зарывался в снег, терзал своё тело, босиком идя по острым камням. Наконец он пришёл в Рим. С горячим упованием он поспешил увидеть папу. Тысячи людей были осчастливлены возвещённым им папой прощением; когда же Тангейзер, распростёршись перед ним ниц, исповедался в своём преступлении и молил со жгучим раскаянием об отпущении своих грехов, папа ответит ему яростным проклятием, сказав, что, как жезл его не произведёт никогда побегов, так и Тангейзер, обречённый на вечные мучения ада, никогда не достигнет спасения.

Тангейзера как громом поразило проклятие, и он лишился чувств. Когда же он очнулся на площади, одинокий, и услышал издали доносившийся торжественный гимн прощённых пилигримов, его сердце переполнилось ненавистью, и с чувством страшной злобы он решил отправиться вновь в приют Венеры, путь к которому он теперь ищет, чтобы там забыть свои душевные терзания и тревоги. Вольфрам уговаривает его опомниться. Но Тангейзер не слушает его и взывает к богине.

В эту минуту розовое сияние озаряет местность перед ними; образы кружащихся в пляске нимф встают в редеющем тумане; среди них показывается, покоясь на роскошном ложе, Венера. Чарующим голосом призывает она своего любимца Тангейзера к себе, прощая ему его измену и суля ему вновь божественные наслаждения. Вольфрам пытается остановить Тангейзера. Всю силу любви вкладывает он в свою мольбу, но, видя, что ему не оторвать Тангейзера от очаровавшего его видения, он решается напомнить ему о Елизавете, говоря, что эта святая женщина молится за него каждый день и своей молитвой может его спасти.

Напоминание о Елизавете снова как громом поражает Тангейзера. Он вдруг останавливается, поражённый погребальным пением приближающегося хора. Венера с восклицанием "О горе, горе мне! Он утрачен для меня!" исчезает вместе со всеми своими нимфами. Опять открывается та же долина, и похоронное шествие, сопровождающее открытый гроб, медленно приближается к рыцарям. В гробу лежит внезапно скончавшаяся Елизавета. Тангейзер, поддерживаемый Вольфрамом, подходит к гробу и со словами: "О, помолись, святая, за меня!" падает мёртвый на землю. Проходят несколько странников, возвращающихся из Рима. Они поют хвалу богу за явленное чудо: папский посох дал свежие зелёные ростки, что означает, что грешник прощён.
ИСТОЧНИК: Друскин М.C. 100 опер. История создания. Сюжет. Музыка. — Л.: "Музыка", 1970.

Отредактировано Лаодика (2013-11-21 16:16:01)

108

Лаодика написал(а):

ТАНГЕЙЗЕР

Опера в трёх действиях

ХО!

ХО-ХО!

Непременно ознакомлюсь, не откладывая в долгий ящик.

Лаодика написал(а):

Она больше не ошибется, Венера, и станет жить по-новому. Без любви.

Ну, это БАБУШКА НАДВОЕ СКАЗАЛА... как любила приговаривать моя бабуля  :flirt:

И это опять-таки МУЖСКАЯ точка зрения. Мы, дочери ВЕНЕРЫ, сами как-нибудь разберёмся, с чем (и с кем) нам жить, правда, Ладушка?

А сыновьям МАРСА в свите пилигримов, идущим к гробу господню, от всей души желаем удачи  :flag:

Лицезрение процветшего креста ПАПЫ, о! ради этого стоило проливать марсианскую кровь!   :rofl:

Отредактировано Иванка (2013-11-21 18:03:58)

109

Лаодика написал(а):

Коломан Мозер (1868-1918), Австрия. Венера в гроте. 1915. Модерн. Музей Леопольда, Вена.

Не воспринимаю эту картину (Марёна приводила её в Пушкинской ветке, касаемо Гестии)...

Здесь есть определённый пафос, но взыскательный вкус Иванки отталкивает изображение недоразвитых грудей Венеры, как у двенадцатилетней девочки... Может, конечно, Мозер хотел дать понять, что Венера по развитию ещё малышка, как Лолита...

Опять же у его Венеры лицо юноши...

Интересно, что она разрывает: околоплодный пузырь, кофетную обёртку, кокон?

САВАН? Сотканный собственноручно?

Лаодика написал(а):

ТАНГЕЙЗЕР

Рыцарь, до того как стать пилигримом, был оргонавтом, практикующим ТАНтристом. Так и хочется произнести: ТАНЦ-ГЕЙЗЕР (ср. с танцмейстер).

ГЕЙЗЕР
. Заимств. в начале XIX в. через нем. посредство из исл. яз., где geyser — производное от geysa "стремительно литься".
Ге́йзер (исл. geysir, название одного из источников «Золотого кольца», от исл. geysa — хлынуть) — источник, периодически выбрасывающий фонтан горячей воды и пара. Гейзеры являются одним из проявлений поздних стадий вулканизма... (Википедия)

Отредактировано Иванка (2013-11-21 20:22:03)

110

Иванка написал(а):

Лаодика написал(а):

    ТАНГЕЙЗЕР

Рыцарь, до того как стать пилигримом, был оргонавтом, практикующим ТАНтристом. Так и хочется произнести: ТАНЦ-ГЕЙЗЕР (ср. с танцмейстер).

Сравним ТАНГЕЙЗЕРА с ТАНКРЕДОМ:

Образы женщин в живописи
Никола Пуссен. "Танкред и Эрминия"

http://www.classic-music.ru/tancredi.html

ТАНКРЕД
(Tancredi) — героическая опера Дж. Россини в 2 д., либретто Г. Росси и Л. Леки по одноименной трагедии Вольтера и поэме Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим». Первое частичное исполнение 1-й редакции (либретто Г. Росси): Венеция, театр «Ла Фениче», 6 февраля 1813 г. (из-за нездоровья исполнительниц ведущих партий спектакль не был доведен до конца); премьера всей оперы: там же, 12 февраля 1813 г.; 2-й редакции (либретто с дополнениями Л. Леки) — Феррара, 30 (?) марта 1813 г.

По сравнению с трагедией Вольтера в опере подчеркнуто героико-патриотическое начало; в порабощенной австрийцами Италии «Танкред» прозвучал как мощное утверждение верности родине. Первоначальная редакция оперы имеет счастливый конец. Вскоре после премьеры Россини, обратившись к содействию другого либреттиста, восстановил трагический финал пьесы, однако эта смелая попытка сделать оперную драматургию более серьезной шокировала значительную часть публики, и новая редакция не прижилась, а сочиненные для нее фрагменты были утрачены.

Действие происходит в XV в. Изгнанный из Сицилии рыцарь Танкред, страстно преданный отчизне, любит Амена-иду, дочь главы рыцарского ордена Арджирио, а тот хочет выдать свою дочь за военачальника Орбадзано. Девушка отказывается, вызывая ярость отца, а в довершение всего ее письмо к Танкреду перехвачено и воспринято как переписка с вождем сарацин Соламиром, отряды которого угрожают Сиракузам. Мнимую изменницу ждет смерть, однако неузнанным появляется Танкред, тайно возвратившийся в Сиракузы, и, защищая честь возлюбленной, сражает своего врага Орбадзано на поединке. Аменаида свободна, хотя подозрения в ее измене не рассеялись. Жители Сиракуз просят Танкреда вести их в бой. В первой редакции сарацины побеждены, Аменаида оправдана. Во второй редакции Танкред тяжело ранен в бою и умирает, принимая заверения Аменаиды в любви к нему и ее невиновности.

Музыка пронизана патриотическим воодушевлением. Все средства оперы-сериа направлены на утверждение высоких идеалов гражданственности. Любовная линия, несмотря на все свое значение, носит подчиненный характер. Широкую популярность получила во всей Италии ария Танкреда «Di tanti palpiti» («За все тревоги»), ставшая символом героической, борющейся за свою свободу страны.

Образы женщин в живописи
Nicolas Poussin - Tancred and Erminia, 1634

http://www.newreferat.com/ref-13163-4.html

Вопреки утверждениям многочисленных противников классицистической док­трины, считающих Пуссена холодным академическим мастером, он в большинстве своих зрелых картин не утрачивает ни живого чувства, ни способности созда­вать полные очарования образы, передавать настроение, а порой даже захваты­вать зрителя драматическим пафосом, героикой или нежным лиризмом своих полотен.

Разве можно остаться равнодушным, глядя на картину «Танкред и Эрминия»? Этот сюжет настолько увлек художника, что он повторил его дважды.

Рассказанная Тассо история любви царевны Эрминии к крестоносцу Танкреду—одна из самых волнующих и трогательных страниц его поэмы. Дочь антиохийского царя амазонка Эрминия при разрушении города крестоносцами была захвачена в плен и отдана в дар юному Танкреду в награду за доблесть. Великодушный рыцарь, сжалившись над царевной, вернул ей свободу, а в придачу и все сокровища отца. Плененная благородством своего недавнего повелителя, Эрминия, «телом получив свободу, в неволю предалась душой». Отдавшись под защиту правителя Иудеи, друга ее побежденного отца, она тоскует «по милому ее сердцу плену». Когда же в Иерусалим проник тайком оруженосец Танкреда Вафрино (его послали разведать о силах врага), царевна умолила его увезти ее к возлюбленному. По дороге к стану крестоносцев путники попали в мрачную долину, где натолкнулись на неподвижные тела двух храбрецов, незадолго до того схватившихся в жарком поединке: то были юный Танкред и могучий Аргант, один из вождей воинственного племени черкесов. В волнении спешит Эрминия к умирающему рыцарю, срезает мечом свои прекрасные волосы и, перевязав ими раны Танкреда, останавливает бегущую из них кровь.

(т.е. добровольно лишает себя КОСЫ, жертвует ею - И.)

Избрав сюжетом для своей картины заключительный эпизод этой поэтиче­ской истории, Пуссен показывает непобедимую силу самоотверженной героиче­ской любви, вступающей в борьбу со смертью. Он соперничает с Тассо в яркости характеристик, в драматизме передачи событий, в поэтизировании человеческих чувств. Особой притягательностью отличается образ Эрминии. В нем сочетаются граничащая с робостью девичья мягкость, нежность и одновременно душевная сила. В тревоге бросается она к Танкреду. В лице ее читаются самые противо­речивые чувства: страх, сомнение, надежда. Не менее выразителен образ Танкреда. Мастер с удивительным искусством передал смертельную истому, охватившую его тело. Изображая Вафрино, он тонко показывает проснувшуюся и неожидан­ную в этом суровом воине нежность и жалость. Заглядывая в лицо своему господину, он бережно его приподнимает.

Иванка написал(а):

ТАНКРЕД

Что за танцующий КОНОКРАД?

КРЕДО. Заимств. в середине XIX в. из нем. яз., где Kredo < лат. credo "верую", глагольной формы 1-го л. ед. ч. от credere "верить".

КРАДА
"костер", цслав., ст.-слав. крада , "костер, огонь, жертвенник" (Супр.), словен. kradа – то же, др.-чеш. krada. Сравнивают со ср.-в.-н. ra, raе "костер" (прагерм. *hreta-), др.-сакс., др.-англ. hrost "стропило", нидерл. rоеst "насест"; см. Ван-Вейк, IF 28, 121 и сл.; Франк–Ван-Вейк 555; Рейхельт, KZ 46, 329 и сл.; Бернекер 1, 605; Бецценбергер, ВВ 27, 170. Сюда же некоторые ученые относят и лит. krosnis "печь" (Маценауэр, LF 9, 2; Мейе, Et. 253). Едва ли можно отделять герм. слова от гот. hrot, ср. р. , , др.-исл. hrot "крыша, чердак", которые, однако, сближаются с ир. *srada-, нов.-перс. seraj "дворец"; ср. Лиден, Nord. Stud. А. Nоrееn 432; Уленбек, РВВ 30, 292; против них см. Файст 270 и сл.; менее вероятно родство с д.-в.-н. herd "очаг", англос. hеоr "огнище, огонь", ср.-нж.-нем. harst "решетка, колосники" (Этим.словарь Фасмера)

Иванка написал(а):

Эрминия

ГАРМОНИЯ

ОР-МОНИЯ

ЭР(ото)МАНИЯ сплошная! :flirt:

Отредактировано Иванка (2013-11-21 18:56:46)

111

Иванка написал(а):

Мы, дочери ВЕНЕРЫ, сами как-нибудь разберёмся, с чем (и с кем) нам жить, правда, Ладушка?

Правда.Как можно жить без ЛЮБВИ? Всё рухнет в одночасье!

:love:

112

Лаодика написал(а):

рухнет

Р-УХНЕТ!

Ух ты, какое слово интересное  :love:

Птица РУХ из этой ОПЕРЫ?

113

Образы женщин в живописи

Прачка. Степан Колесников. 1920-е годы

Отредактировано Лаодика (2013-11-28 22:29:38)

114

Образы женщин в живописи

Attilio Simonetti
(Roma,1843 – Roma, 1925)
"Le Grazie", 1873
Collezione privata — с Giovanni Falcetta.

Образы женщин в живописи

Conda De Satriano
(1800)
"Narciso", 1893
olio su tela, 81 x 150 cm.
Collezione privata

115

Образы женщин в живописи

Luigi De Servi,
(Lucca, 1863-1945)
"Fanciulla con conchiglia"
olio su tela, diametro cm 86
Collezione privata — с Giovanni Falcetta and Franco Bazzani.

116

Образы женщин в живописи
Семирадский Г.И. Нимфа 1869

Генрих СЕМИРАДСКИЙ (1843-1902)

Жанр идиллии, почти столь же древний, как и само искусство, нашел в творчестве Семирадского поистине совершенное воплощение.
Перенося действие в далекую древность и тем самым отстраняясь от современности, художник уводил зрителя из мелкотемья повседневности в область вечных, но оттого не менее близких и понятных идей и чувств. В этом и, конечно же, в удивительном живописном мастерстве крылся секрет пленительности полотен Семирадского, пользовавшихся вплоть до середины 1890-х годов неизменным успехом.
В жанровых картинах Семирадский давал себе отдых, ведь главным своим делом он считал историческую живопись. Между тем, эти незатейливые композиции стали едва ли не самым драгоценным наследием художника.
Небольших размеров камерные работы, представлявшие античный жанр, были популярны в середине и во второй половине XIX века во многих национальных художественных школах. Но Семирадский «вдохнул» в подобные композиции жизнь, очаровывая удивительным многоцветьем природы.
С 1880-х годов пейзаж стал фоном почти всех картин Семирадского. Постепенно исчезала завязка сюжета: так, в картине «По примеру богов» сюжетная линия только слегка намечена: влюбленная пара на фоне южной природы, античной архитектуры и водной глади.
Идиллическая бытовая сцена из древнеримской жизни не была новостью для европейского искусства и имела тогда самое широкое распространение. Своеобразие интерпретации, которое дал ей Семирадский, заключалось в решительном вынесении действия на пленэр. Потоки света и солнца, заливавшие картины художника, лазоревые небеса, голубые морские дали, сочная зелень южной растительности - вся эта торжествующая южная природа, переданная с необыкновенными убедительностью и мастерством, являлась едва ли не главным действующим лицом произведения. Она, однако, не поглощала человека, а лишь подчеркивала его совершенство и красоту
Картины «Фрина на празднике Посейдона» и «По примеру богов» в свою собственность приобрел император Александр III.  http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0190/p0190.htm

Художник зрителя уводит
От повседневных мелочей
В далёкой древности природу,
В мир столь же древних чувств, идей!

Сюжет почти что исчезает -
Намечен в полотне слегка,
А перед нами оживает
Пейзаж, преодолев века.

Античная архитектура...
Пруд... лебедем ладья плывёт...
А справа в глубине скульптуру
Венеры прячет тёмный грот.

Согласно зазвучали струны,
Оглохла сразу тишина -
В сердцах и душах вечно юных
Главенствует любви весна!

И повторяют две фигуры
Невдалеке от входа в храм
Психею с чувственным Амуром -
Во всём подобие богам!

(© Copyright: Иван Есаулков, 2013)

ПО ПРИМЕРУ БОГОВ (триптих), 1879

Образы женщин в живописи

Образы женщин в живописи

Образы женщин в живописи

НАЙДИ СХОДСТВО и ОТЛИЧИЯ  8-)

Отредактировано Иванка (2013-11-29 20:50:13)

117

Образы женщин в живописи

СЕГОДНЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ГОНЧАРОВОЙ,
супруги А.С.Пушкина.

"...любовь Пушкина к жене «была безгранична, – вспоминала супруга одного из самых близких друзей поэта, Вера Александровна Нащокина, – Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда, даже мыслью, даже намеком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить ее... В последние годы клевета, стесненность в средствах и гнусные анонимные письма омрачали семейную жизнь поэта, однако мы в Москве видели его всегда неизменно веселым, как и в прежние годы, никогда не допускавшим никакой дурной мысли о своей жене. Он боготворил ее по-прежнему».

Образы женщин в живописи

А.П.Брюллов.
Портрет Н.Н. Пушкиной (урожденной Гончаровой)
1831 гг.
Бумага, акварель.
Всероссийский музей А.С.Пушкина

Образы женщин в живописи
В. Гау.
Портрет Н. Н. Ланской. 1849.
Альбом лейб-гвардии Конного полка

"... Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица. Прощай, мой ангел, целую тебя крепко." Из письма А.С.Пушкина - Наталье Николаевне.

Образы женщин в живописи
Портрет Н.Н.Пушкиной работы В.И.Гау

Н. Н. Пушкина — самый частый корреспондент поэта. По количеству писем, ей написанных, соперничать с ней может только Вяземский, первые письма к которому лежат у самых истоков пушкинской переписки. Вяземскому больше чем за 20 лет знакомства Пушкин отослал 72 письма, жене — за 17 месяцев разлуки — 78 писем. Письма писались из Москвы, из Петербурга, Болдина, Михайловского, Нижнего Новгорода, Казани, Оренбурга, Симбирска, из сел Павловское и Языково. Первое письмо написано 20 июля 1830 г., последнее — 18 мая 1836 г.
Писем Натальи Николаевны к Пушкину не сохранилось.

Образы женщин в живописи

Письмо А.С. Пушкина своей жене

Н. H. ПУШКИНОЙ
20 и 22 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву
Пятница.
Ангел мой женка! сейчас получил я твое письмо из Бронниц - и сердечно тебя благодарю. С нетерпением буду ждать известия из Торжка. Надеюсь, что твоя усталость дорожная пройдет благополучно и что ты в Москве будешь здорова, весела и прекрасна. Письмо твое послал я тетке, а сам к ней не отнес, потому что репортуюсь больным и боюсь царя встретить. Все эти праздники просижу дома. К наследнику являться с поздравлениями и приветствиями не намерен; царствие его впереди; и мне, вероятно, его не видать. Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тезкой; с моим тезкой я не ладил. Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибет. Теперь полно врать; поговорим о деле; пожалуйста, побереги себя, особенно сначала; не люблю я святой недели в Москве; не слушайся сестер, не таскайся по гуляниям с утра до ночи; не пляши на бале до заутрени. Гуляй умеренно, ложись рано. Отца не пускай к детям, он может их испугать и мало ли что еще. Пуще береги себя во время регул - в деревне не читай скверных книг дединой библиотеки, не марай себе воображения, женка. Кокетничать позволяю сколько душе угодно. Верхом езди не на бешеных лошадях (о чем всепокорно прошу Дмитрия Николаевича). Сверх того прошу не баловать ни Машку, ни Сашку и, если ты не будешь довольна своей немкой или кормилицей, прошу тотчас прогнать, не совестясь и не церемонясь.
Воскресение. Христос воскрес, моя милая женка, грустно, мой ангел, грустно без тебя. Письмо твое мне из головы нейдет. Ты, мне кажется, слишком устала. Приедешь в Москву, обрадуешься сестрам; нервы твои будут напряжены, ты подумаешь, что ты здорова совершенно, целую ночь простоишь у всеночной, и теперь лежишь врастяжку в истерике и лихорадке. Вот что меня тревожит, мой ангел. Так, что голова кругом идет и что ничто другое в ум не лезет. Дождусь ли я, чтоб ты в деревню удрала! Нынче великий князь присягал; я не был на церемонии, потому что репортуюсь больным, да и в самом деле не очень здоров. Кочубей сделан канцлером; множество милостей; шесть фрейлин, между прочими твоя приятельница Натали Оболенская, а наша Машенька Вяземская все нет. Жаль и досадно. Наследник был очень тронут; государь также. Вообще, говорят, все это произвело сильное действие. С одной стороны я очень жалею, что не видал сцены исторической, и под старость нельзя мне будет говорить об ней как свидетелю. Еще новость: Мердер умер; это еще тайна для великого князя и отравит его юношескую радость. Аракчеев также умер. Об этом во всей России жалею я один - не удалось мне с ним свидеться и наговориться. Тетка подарила мне шоколадный бильярд - прелесть. Она тебя очень целует и по тебе хандрит. Прощайте, все мои. Христос воскрес, Христос с вами.

Образы женщин в живописи
Наталья Пушкина

Николай Доризо

Как девочка, тонка, бледна,
Едва достигнув совершеннолетья,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье?
Что сохранится на века
Там, за супружеским порогом,
Все то, к чему ее рука
В быту коснётся ненароком.
И даже строки письмеца,
Что он писал, о ней вздыхая,
Похитит из ее ларца
Его вдова.
Вдова другая,
Непогрешимая вдова –
Святая пушкинская слава,
Одна на все его слова
Теперь имеющая право.
И перед этою вдовой
Ей, Натали, Наташе, Таше,
Нет оправдания живой,
Нет оправданья мёртвой даже.
За то, что рок смертельный был,
Был рок родиться ей красивой…
А он такой ее любил –
Домашней, доброй, нешумливой.
Поэзия и красота –
Единственней союза нету.
Но как ты ненавистна свету,
Гармония живая та!
Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил,
Верил свято
И перед смертью говорил:
«Она ни в чём не виновата!»

Образы женщин в живописи

А.С.ПУШКИН

МАДОННА

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
1830 год

118

Образы женщин в живописи

КРЕСТЬЯНКА С ВАСИЛЬКАМИ
Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств.

Просто — сидит. На коленях — спокойные руки,
и васильки на коленях, на фартуке белом,
в синь-сарафане и белой рубахе посконной —
просто сидит, лентой волосы собраны.

Фон здесь не явлен —
да что нам подробности быта
или ландшафта, когда в сарафане
свет-васильковом и белой рубахе,
чуть преклонивши чело золотое,
дева глядит, и лежат васильки у нее на коленях!

В эти минуты, когда я смотрю на нее,
в эти века ты шепчи мне что хочешь,
Фаланд, сатир чертозадый, хоть кукиш в кармане
скорчь, Асмодей, Сатано, Мефистофель,

свинствуй, талдычь мне о светоче падшем,
грязи людской, о безверье, о подлости бренного мира,
я не поставлю и в грош твою правду
в эти минуты, в извечные эти мгновенные веки.

И живописец-очкарик с лицом ясновидца,
с ликом учителя земского —
за полстолетья до школы селянской —
тронет холстину сырую влюбленною кистью
и васильком шевельнет меж губами.

И — в невесомую высь
сеновала,
в омут истомный, духмяную колкость соломы
дева летит, синевой сарафанной овита.

Что я плету? Я совсем перепутал сюжеты!
Да — не беда:
вот он — автор с крестьянским прищуром,
вот — этот мир неизбежный, несносный, любимый.
И — надо всеми, над всем —
в сарафане
небесном —
дева младая с челом осиянным!
И васильки, васильки у нее на коленях...

Станислав Минаков

Образы женщин в живописи
ДЕВУШКА В ПЛАТКЕ

119

  Софья Потоцкая
(1765-1812)

Образы женщин в живописи
Итальянский художник Сальватор Тончи

До нас дошло лишь имя прекрасной гречанки, по воле судьбы ставшей вначале госпожой Витт, супругой коменданта Каменец- Подольска, а затем супругой виднейшего польского аристократа Станислава Потоцкого. Пользовалась расположением графа Потемкина.

История, трактуя события и факты исторические, редко обращает свой строгий взор на истории любви, даже если герои их оказались едва ли не главными действующими лицами в театре, где вершились судьбы государств и народов.

В каком учебнике прочитаем мы, что ценой присоединения Польши к великой русской империи Екатерины II стала красавица-гречанка Софья Витт. Свидетельствует польский биограф: "У нас в руках почти доказательство того, что м-м Витт выступила! здесь в роли политического агента, кокетством склоняя колеблющегося Потоцкого принять предложение "северной союзницы". На человека с небольшим умом слишком много было расставлено здесь сетей... а тут еще самая красивая женщина, ангел или сатана во плоти, вешается ему на шею, нашептывая сладкие слова любви, и со свойственной восточным наукам образностью рисует ему будущее счастье его отечества, а его самого в этом отечестве - первым гражданином, может быть, королем, которого благословят подданные".

Маршал конфедерации вельможный пан Станислав Феликс Потоцкий подписал акт конфедерации, решив судьбу Польши, что означало полный передел ее границ и ввод русских войск под предлогом поддержания порядка. Польша теряла свою независимость. На церемонии подписания присутствовала главная виновница сего исторического события и главная награда пана - его возлюбленная и будущая супруга Софья.

Эту женщину необыкновенной красоты продавали и покупали в ее жизни не один раз. И она всегда шла на это, впрочем, участвуя в этих сделках не безгласной и беззащитной жертвой. Она совершала эти сделки по собственному разумению, на своих собственных условиях, всегда выговаривая себе - взамен на красоту свою и любовь - свободу, власть и богатство. И в 30 лет она стала законной женой вельможного пана, Софьей Потоцкой. Она стала легендой, загадочной и роскошной, похожей на сказку из "1000 и одной ночи"! Кто знает, какие сказки умела рассказывать не по i летам мудрая Софья. Но неизменно солдаты и вельможи внимали ей со страстью. Доводы разума, чувства долга, чести, жизнь отступали, их побеждала Софья и любовь.

Первую свою победу 13-летняя Софья одержала, сама не зная и не желая того. Их с сестрой выгрузили на берег вместе с другим имуществом королевского посла в Каменец-Подольской пограничной крепости. И гречанку-жемчужинку в грязном изорванном платье с буйными спутанными локонами увидел сын коменданта крепости майор Иосиф Витт. Крошка предназначалась гарему любвеобильного и не слишком разборчивого Станислава Августа, короля польского. Посол купил сестричек-гречанок в Турции у их собственной матери, расхваливавшей свой товар, за сущие гроши. Теперь комендантский сын заплатил ему за них кучу золота. Посол был рад - ему меньше хлопот и верные деньги. Старшая из красавиц быстро стала любовницей майора, а от второй - Софьи - майор за свои собственные денежки получил лишь решительный отказ и предложение взять ее в законные супруги. Предложение беспрецедентное, поскольку майор услышал его от рабы, от маленькой шлюшки, крепостной, без рода, без имени, без прав. Зато с красотой Прекрасной Елены.

Это и была первая сделка Софьи. Она диктовала свою волю, она ставила условия. И майор обвенчался с ней 17 июня 1779 года.

Перед чарами, мольбами и мудрой речью юной жены не устоял и старый комендант, не дававший вначале согласия на этот брак. На матушку майора чары не подействовали - она попросту скончалась. Старшую сестру красавицы Софьи не забыли, она была благополучно и весьма выгодно выдана замуж за турецкого пашу. Сестры встретились еще не раз и ни где-нибудь, а на полях великих сражений, в минуты, когда вершились судьбы государств. И не раз их красота влияла на важнейшие политические решения. Не удивительно, ведь эти решения принимались мужчинами... Но это позже, а пока юная жена в свой медовый месяц брала уроки житейской мудрости и любви в блистательном Париже у парижских прелестниц. Париж - с его балами, беседками любви, страстным шепотом, бесконечными признаниями и откровенными предложениями - обольщал ее, манил, разрешал ей все и, главное, обещал успех. Он, по сути, дарил ей все ее будущие победы, потому что здесь она окончательно поняла силу и власть своей неземной красоты. Об этом говорили ей восхищенные взоры, они были обращены не к богатым нарядам, их у нее еще не было, они были обращены лишь к ее чертам. Роскошь Парижа не заслонила, не обесценила их, а подчеркнула их красоту, огранив ее, как драгоценный камень. Но главное то, что красавица, осознав свою власть над миром мужчин, поняла, что теперь больше всего ей нужна свобода. Вернувшись в постылую, жалкую каменец-подольскую крепость, родив сына Ивана и похоронив тестя, сделавшись комендантшей, госпожа Витт решилась завоевать российскую столицу. Но юная завоевательница была поразительно прозорлива. Она понимала, что не может предстать перед матушкой-императрицей с пустыми руками. Прекрасная путешественница отправилась в Вену, посетила и Стамбул, где пораженный ее красотой, совершенно очарованный с ней мило беседовал французский посол. Он и не подозревал, что его собеседница, почти дитя, внимала с невинным видом каждому его слову, и каждое его слово запоминала... Теперь прелестнице было что подарить своей государыне-императрице - информацию!

Ее шаги на новом весьма привлекательном поприще оценили - ей были дарованы угодия. Но гораздо более ценным приобретением было то, что ее, Софью, увидели! Теперь ее стали видеть часто в Стамбуле, во Львове, при дворе Станислава Августа. Сам король отдал приказ возмущенному мужу, отчаявшемуся вернуть домой блудную жену. И приказ этот звучал не просто как комплимент женским прелестям мадам Витт. "И не думай оставлять крепость из-за своей жены, твоя жена сама должна возвратиться, доверься ее уму".

Прелестница оказывалась при командующем русским войском Салтыкове, под Хотином, и пушки молчали лишних три дня, приводя в негодование Потемкина. Сестры встретились. Подруга Салтыкова Софья Витт и супруга турецкого паши приостановили сражение, задержали "викторию" русских. И даже Потемкин унял свой гнев, когда от Салтыкова прибыл к нему в лагерь прекрасный посол... С того дня господину Витт за его супругу исправно платил Потемкин, разумеется, в интересах отечества. Муж, предоставленный сам себе, еще не раз убеждался, что очень выгодно вложил те тысячу червонцев, которые он заплатил когда-то за крошку-гречаночку. А мадам Витт теперь уже послом от самого Потемкина отправилась в Варшаву - разузнать о настроениях вечно непокорной польской шляхты. Верная себе, обворожительная Софья прежде всего была послом любви. Ее предназначение - завоевывать сердца. Задание Потемкина было выполнено блистательно. В Варшаве в нее без памяти влюбился Потоцкий... О такой добыче русские политики могли только мечтать. Крупнейший помещик, представитель древнего польского рода, яростный защитник интересов независимой Польши. Во второй раз, когда они встретились в лагере Потемкина под Очаковым, - где под разрывы пушек гремела музыка, устраивались празднества и фейерверки и правила красота мадам Витт, - все решилось. Решилась судьба вельможного пана, судьба Польши, а мадам прекрасная гречанка заключила еще одну сделку, став еще более свободной, богатой и прекрасной. Счет Потоцкому предъявила Польша - он не мог вернуться в Варшаву, там бы его встретили как вероломного изменника. Второй счет пришел от Витта, пришел и третий... Этих счетов супруга, понявшего свою прямую выгоду, было много. Их оплатила Россия. Граф Потоцкий со своей возлюбленной был обречен испытать горечь презрения и изгнания. От пана отвернулись друзья. В роскошном особняке в Тульчине, затем в Гамбурге они переживали почти что ссылку, почти что заточение. Супруга Потоцкого Юзефина, урожденная Мнишек, обратилась к Екатерине с жалобой на презренную развратницу. Императрица якобы угрожала Софье монастырем, но помнила услуги мадам... От угроз Екатерины Потоцкие благополучно укрылись в роскошном гамбургском дворце. Но и там их настигли новые и новые угрозы, уже реальные.

Пану грозило разорение - имения были оставлены без присмотра. Пан отправился к русскому двору. Велика цена за ясные глаза коханой! Но столь же велико было желание сделать ее ясновельможной пани Потоцкой. Но Юзефина не давала развод, и граф Витт был упрям. Пан торговался с графом. Шел великий торг. И в очередной раз выиграла Софья и любовь! За польские червонцы Потоцкий купил ей свободу! Через два года смерть взяла к себе непреклонную Юзефину и освободила пана. Для его коханой, для нового брака и нового горя.

Они обвенчались. В маленькой бедной церкви, почти без свидетелей и без свадебного пиршества, без гостей и церемоний. Мадам Витт стала Софьей Потоцкой - одной из самых богатых женщин, одной из самых любимых женщин, одной из самых роковых женщин.

Софье Потоцкой ее возлюбленный, ее пан, ее законный супруг, подарил тот знаменитый сад среди камней возле маленькой речки, сделавший ее имя легендой. Из Крыма, из Италии, из теплых стран - дальних земель привозили сюда прямо с заморской землей дивные растения. Зеркальные озера, водопады, чистые ручьи несли свою влагу, питая корни бесконечных цветников. В этом сказочном саду Софья Потоцкая могла почувствовать себя повелительницей маленького Версаля, Китая, Древней Эллады или султаншей, сказочной Шахерезадой. Здесь в свой день рождения, в 1800 году, неувядаемо ослепительная 35-летняя Софья Потоцкая вышла к гостям греческой богиней, Венерой. За 50 стихов гимна, воспевающего красоту пани, Потоцкий заплатил поэту 2000 золотых червонцев, в два раза больше, чем майор Витт французскому послу за крошку-гречаночку.

Граф Потоцкий платил за свою любовь, не считая, неистово и страстно. Он был готов платить и дальше. Но от него потребовалось нечто большее, чем золотые червонцы. Да и чем можно было заплатить за такую любовь, кроме собственной жизни. Граф заплатил и эту цену, последнюю.

Эта "сделка" чуть не стоила Софье всего, чего она достигла. И случилось это, или могло случиться... только потому, что ясновельможная пани полюбила. Впервые в жизни она играла не в открытую, не по правилам... Она забыла обо всем, она ни о чем не думала! Она изменяла своему пану в его доме, с его сыном.

Софье было 35, Юрию Потоцкому - 22. Она ставила на карту все. Он привык рисковать, он был игрок - в кутежах, скандалах, картах и в любви, за это и был выдворен по указу нового царя Павла. В Уманском дворце, под крылом заботливого и снисходительного отца, Юрий поставил на кон... отцовскую любовь. Победила Софья.

Желала ли она этой победы или была невольна в силе красоты своей, в ее власти. Желалали она того, что случилось... 28 марта 1805 года Софья Потоцкая стала вдовой. Что творилось в этой женской душе, одержимой страстями, но благородной и много! страдавшей. О чем ей думалось, видно, нелегки были эти думы.

В Уманском дворце день и ночь стоял угар лихого кутежа. Играли в "фараона", проигрывались имения, драгоценности, надежды, сила, любовь. Страшнее всего, что Софья как-то не по-женски мудро и трезво поняла и призналась себе, что любовь Юрия она вскоре "проиграет". Ей не удержать его, а вместе с ним "фараон" заберет и ее саму, графиню Потоцкую. Проиграв все, что оставил ей возлюбленный и несчастный супруг - имя, червонцы, землю, она снова станет нищей гречаночкой у ворот того самого турецкого гарема. И Софья - эта не по-женски мудрая головка, эта не по-женски сильная воля, приняла решение. Решение небывалое со времен Прекрасной Елены. Она порвала любовь, как расписку. Она поставила любимому условие: отдам долг, спасу от бесчестия, если уедешь... Юрий растратил наследство братьев. Он должен был уехать, и он уехал. Он умер через год, мучимый своими пороками в Париже. А Софья долгие годы выплачивала долг. И не только червонцами, разумным управлением заводами и поместьями старого пана... Все чаще прекрасная пани Потоцкая помогала беднякам и нищим, крепостные считали ее уже не колдуньей и лиходейкой, погубившей их пана, а благодетельницей и дарительницей. Чем жила Софья Потоцкая, с какими мыслями принимала сообщения врачей о скорой своей кончине?.. Больше не было в ее жизни сделок, никто ее не продавал и не покупал. Она покорилась, смирилась, она просто жила. Смерть пришла за ней, за этой бывшей Прекрасной Еленой, Шахерезадой, и в последний путь провожает ее сказка: вдоль всей дороги до самой Умани жгли ее люди высокие костры, освещая дорогу своей госпоже. Костры пылали страстно, жарко.

Жизнь Софьи Потоцкой, женщины невиданной, почти невозможной красоты, была подобна огню. Она горела, обогревала и обжигала, она манила, завораживала, вдохновляла, покоряла и оставляла пепел от сердец, посмевших прикоснуться к ней своей любовью.

Со знаменитого портрета, написанного итальянским художником Сальватором Тончи, смотрит на нас из дали трех столетий нежное, почти детское лицо, обрамленное волшебными непослушными волосами. Глаза полны чистоты и какой-то неуловимой прелести. И улыбка чуть-чуть трогает губы, беспомощно и маняще.
http://library.by/portalus/modules/biog … cat=8&

120

Жизнь и творчество Эвелин де Морган

http://www.liveinternet.ru/community/26 … t78972407/

Образы женщин в живописи Образы женщин в живописи Образы женщин в живописи
Елена Троянская;  Кассандра;  Клития

Образы женщин в живописи Образы женщин в живописи Образы женщин в живописи
Поля убитых;  S.O.S;  Свет во тьме

Образы женщин в живописи Образы женщин в живописи Образы женщин в живописи
Любовный напиток;  Медея;  Золотые часы

Образы женщин в живописи Образы женщин в живописи
Золотая клетка;  Триумф Авроры


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Живопись » Образы женщин в живописи