КНИГА МАТЕРЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Места Силы » ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА


ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Ровно месяц жила-поживала на Полацкой земле, там, где жили предки по отцовской линии, куда маленькой девочкой привозил меня ежегодно, в августе месяце отец… В страну лесных озёр, сосновых боров, берёзовых рощ – Белую Русь.  Туда, где стоял (и стоит поныне) дедушкин с бабушкой дом (казавшийся мне тогда таким большим), где росли и растут по сей день две сосны (такие огромные), к которым отец привязывал гамак… Песчаный карьер был «изрешечён» сверху донизу ласточкиными гнёздами, и мы, детвора, взявшись за руки, сигали в песок сверху вниз… В палисаднике, высаженные бабушкиными руками, цвели, будто скопления звёзд, разноликие георгины, сияли золотые шары… Малинник с ежевичником тянулся  бесконечной пограничной полосой – меж лесом и ржаным полем, жарким и колким, и лишь ветер гулял по нему без опаски, волнуя рожь, краплёную васильками…  Лес, выстланный сосновыми иглами (в ином месте можно было скользить как по шёлку) и подушками мха, с холмами муравейников, одаривал черникой-брусникой, которая всё мерещилась перед сном, стоило закрыть глаза, там и тут вырастали боровики, маслята, грузди… Все они – в вёдрах, корзинах – теперь увековечены на черно-белых фотографиях, так же как и мой дед, неподвижно сидящий с удочкой в лодке посреди озера… Не было и не будет рыбы, вкуснее пойманной им – красноперки, шучек, подлещиков… Не было и не будет лилий белее тех, что на озере, в гладь которого глядятся руины панской усадьбы и кедр-исполин – когда-то тут был разбит целый парк с редкими породами деревьев… За озером кладбище – до него идти по топкой тропинке, проложенной в осоке в человеческий рост, по шаткому мостку через речушку – теперь там лежат дедушка с бабушкой, многие… Принесла дедуле карамелек, которые он так любил – «Дары полесья», с яблочной начинкой, мягкие, которые нетрудно жевать… По дороге обронила кофту, а когда вернулась за ней, то она лежала у заброшенной панской могилы… Постояла возле неё… Говорят, пан с панною были добряки, семья бабушки обязана им образованием и материальным достатком… Запах набросанной соломы, чтобы не провалиться в топь, - это запах травы из детства… Вот она,  гора сена в сарае - до потолка, а на вершине её одеяло, сшитое из лоскутков, нет, это не одеяло, а ковёр-самоцвет… И в щели сарая там и тут заглядывают, мерцая синим пламенем, звёзды… Ночное небо сплошь усеяно ими, большими и малыми, как эта земля усеяна жившими и живущими на ней, несть им числа… Тут весь мой ПОЛАЦКИЙ РОД. А что это за звук? А, это дедушка, как всегда, по утрам, отбивает косу, чтоб была острее - пора сенокоса ещё в разгаре... Или это звук, будящий уснувшую память живых?..

ПОЛОЦК – так звучит имя города на нынешнем русском. На белорусском – ПолАцк. Историки не скрывают, что имя городу дала река ПОЛОТА (об этом можно прочесть и в светских и в церковных изданиях). Однако, белорусское наречие сохранило другое звучание: ПАЛАТА. Не в смысле «царская палата», конечно… Буква «Д» слышалась как «Т», так и записали (скорее всего, намеренно), но, если мы заменим одну на другую, то получим ПАЛАДА. Афина Паллада, конечно, тоже тут ни при чём, ведь она позаимствовала свой титул у Паладьи-Пелагеи, оттеснив прародительницу в сторонку щитом с ликом Медусы…

Па-ЛАДА, ПаЛАДИЯ, ПаЛАДЬЯ… Вот что значит имя реки, имяречение града, откуда началась Земля Белорусская… Недаром на гербе ПолАцка красуется не что-нибудь, а ЛАДЬЯ! Недаром градом ПаЛАДЫ, землёю родовитых  Рогволода и Рогнеды так стремился завладеть полукровка Владимир...

2

Великолепное розыскание, побольше бы таких: http://bel-onomastika.ucoz.ru/publ/rogv … ej/1-1-0-3

Рогволод и Рогнеда: имя и личность. Новое прочтение старых летописей

© А. Ф. Рогалев

(Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины)   

   

«Бе бо Рогволод пришелъ из-заморья, имяше власть свою в Полотьске». Таково   сообщение «Повести временных лет» о первом (из известных нам) полоцком князе. Год рождения этого правителя в источниках отсутствует. Годом смерти считается 980-й (или, по другим версиям, 970-й, 975-й), когда новгородский князь Владимир Святославич захватил Полоцк.

Почти невозможно точно определить начало княжения Рогволода в Полоцке. В исторической литературе называются несколько дат – 960-е, 970-е годы, середина 40-х годов X века. Среди скупых летописных фактов можно найти материал для размышления, установления происхождения Рогволода, статуса Рогнеды, для реконструкции их социально-исторической роли и функции в несколько большем объеме, чем это обычно делается.   

     Князь-вещун   

Сегодня, пожалуй, любой белорусский школьник на вопрос «Кто такой Рогволод?» ответит: князь. А что значит – князь? У кого-то это слово ассоциируется с предводителем войска-дружины. Другой понимает под ним правителя княжества. Третий считает князя крупным феодалом, собственником, магнатом. Понятие князь имело ряд значений, менявшихся во времени. Одно из них в русском и белорусском языках кануло в историю и забылось. По крайней мере, в современных словарях и справочниках оно не отмечается. Между тем для X века, для времени Рогволода, эпохи язычества это значение слова князь было вполне актуальным. Что мы имеем в виду?

В ту далекую эпоху князем называли не только предводителя войска, правителя феодальной области, но и вершителя культовых ритуалов, по-современному – священника. Из славянских языков такое толкование слова князь наиболее устойчиво сохраняли верхне- и нижнелужицкий языки, развившиеся на основе древних наречий поморских славян. О существовании в прошлом этого значения косвенно свидетельствует и родственное слову князь польское слово ксёндз, осевшее в русском языке на правах экзотизма, а в белорусском языке являющееся вполне полноправным лексическим фактом словаря и имеющее значение «католический священник».

Не следует, однако, думать, что в языческую эпоху любой славянский князь был и волхвом. Вещунство, жречество – это не должность и не звание, автоматически возлагавшиеся на того, кто становился князем, а свойство души, природная склонность, врожденная способность человека. В древнерусских историко-литературных памятниках есть прямое указание на вещие способности двух князей. Один из них – полулегендарный правитель Новгорода и Киева, объединивший Северную и Южную Русь, Олег Вещий (год рождения неизвестен, умер около 912 года). Второй – полоцкий князь Всеслав Брячиславич (год рождения неизвестен, умер в 1101 году), обладавший, по свидетельству автора «Слова о полку Игореве», вещей душой, один из последних защитников и хранителей традиционного язычества. Всеслав-Чародей – праправнук Рогволода. Интересно, что именно он назвал одного из своих сыновей Рогволодом в честь славного предка. Имя Рогволод носил еще один князь из полоцкой ветви – Рогволод Борисович, внук Всеслава. Больше это имя ни в одном княжеском доме не появлялось, а среди южнорусских князей (Ярославичей и их потомков) оно вообще не употреблялось ни разу.

Особое имя   

Имена русских князей делятся на две группы – дохристианские (языческие) и христианские. Имя Рогволод относится к первой группе. Во все времена существовал набор устоявшихся княжеских имен. Поэтому в княжеских домах как в языческую, так и в христианскую эпохи имена постоянно повторялись. Среди специфических княжеских имен языческого периода отыскивается ключ  не только к осмыслению именования князя Рогволода, но и к установлению подлинной сущности этой, достаточно загадочной исторической фигуры.

Имена славянских князей-язычников по своему этимологическому значению идентичны аналогичным именам в других индоевропейских языках и представляют собой эпитеты-характеристики не просто человека, а воина и вождя, идеального в понимании наших далеких предков правителя [1]. Воин-вождь должен обладать славой. Отсюда многочисленные имена на -слав: Вячеслав, Милослав, Святослав, Твердислав, Болеслав, Хвалислав, Изяслав (последнее имя означает «тот, кто берет славу, подчиняет ее себе») и т. п.

Воин-вождь обладает властью, и слава приходит вместе с властью. Вот почему среди княжеских имен нередкими были имена Властимир, Владимир, Властислав, Властибор.

Власть вождя должна расти, чему соответствовали имена Ростислав, Ростигнев, Святослав, Святополк (исходное значение корня свят- – «набухший, выросший, усилившийся»; поэтому Святополк, например, – это «тот князь, полк, дружина которого множится»). К этой же группе имен относится имя Вячеслав – от корня вяч- в значении «больший, сильнейший»).

Власть будет настоящей при условии ее устойчивости и твердости. Эту аксиому подтверждало княжеское имя Твердослав.

Правитель-воин должен быть всегда готов к борьбе, войне. В битве вождь яростно сокрушает врагов. Эту тему отображают имена Борислав, Божебор, Мстислав («мстящий за посягательство на славу вождя»), Ярополк, Яромир, Ярослав, Гневомир, Воибор, Воимир, Воислав, Мстивой.

С другой стороны, чтобы мудро править, вождь должен отличаться терпением и спокойствием, что подчеркивали имена Тихомир, Томислав (от томити «прощать, терпеть»).

Правителя-князя всегда восхваляют, превозносят его доброту, красоту, милость и любовь к подданным и подчиненным, особенно к воинам, дружине. Этим объясняется наличие среди княжеских именных эпитетов-характеристик имен Хвалислав, Хвалимир, Милослав, Милолюб, Миловид, Любомир, Добролюб, Доброслав, Добронрав.

Имя Рогволод – «обладатель рога» – выпадает из списка языческих имен славянских князей. Рог считался символом божественной силы, плодоношения и богатства (ср. исландское слово rögg «сила, мощь» и старинное русское выражение рогато жить – «богато, в достатке»), защиты от враждебных духов. Рог был предметом для определенных колдовских действий, волхвования, культового возлияния [2. С. 278]. Обладатель рога как непременного атрибута языческого культа, безусловно, принадлежал к жреческому сословию.   

Жрец и жрица   

Летопись указывает на приход Рогволода в Полоцк из «заморья». В X веке «заморьем» считалось южное побережье Варяжского (Балтийского) моря, территория поморских славян, с которыми Русь, особенно северная ее часть, имела очень тесные связи (3. С. 17–22). Самыми большими и знаменитыми центрами поморских славян являлись города Волин и Аркон. Волин располагался на одноименном острове в Балтийском море. Аркон лежал на острове Руяне (Рюгене), вблизи Поморской бухты в Одерском заливе. Именно в Арконе находилось главное культовое место всех поморских славян – святилище бога Святовита с четырьмя головами. В правой руке кумир держал рог, изготовленный из разных металлов. Этот сакральный рог через определенное время наполнялся из рук жреца для предугадывания погоды, определения плодородия, совершения иных магических и заклинательных действий. Раз в году, после сбора урожая, люди со всего острова устраивали после жертвоприношения животных праздничный пир во славу бога Святовита, во имя веры. Таковы свидетельства очевидцев, отображенные в сочинениях древних авторов, в частности, Саксона Грамматика [4. С. 358].

По всей видимости, из Аркона, а может быть, и из Волина происходил человек, который в «Повести временных лет» указан как Рогволод. Можно предполагать, что миссия этого жреца заключалась в распространении и укреплении языческого культа поморских славян в Придвинье и в подтверждении династических претензий их элиты на главный город в верховьях Западной Двины – Полоцк. Миссия эта, вероятно, была длительной, поскольку летопись утверждает, что Рогволод «имяше» власть свою в Полоцке (древнерусская глагольная форма «имяше» указывает на длительность действия, совершавшегося в прошлом). Не исключено, что задачей правителя-жреца Рогволода было распространение влияния поморских славянских центров также на более глубинные районы древнего пути «из Варяг в Греки». Этим, возможно, объясняется появление Тура в Турове.

Заметим, что имя Тур, упоминаемое в летописи рядом с именем Рогволода, также имеет явную культовую подоснову, связанную с древнейшими верованиями язычников-славян. В личном имени Тур отобразилось почитание тура-быка как тотема, в котором воплощена душа тотемного предка.

Одной из ключевых фигур в Полоцке описываемого времени была Рогнеда. Традиционно ее считают дочерью Рогволода. Высказывались также версии о том, что Рогнеда была женой или сестрой полоцкого правителя. На наш взгляд, Рогнеда – прежде всего жрица, «невеста» языческого божества, служительница культа и сподвижница Рогволода, помощница в исполнении той миссии, которая на него была возложена.  Думать так позволяет весьма надежная мотивировка имени Рогнеда на базе литовских слов raganauti («колдовать, заклинать»), raganius («заклинатель, ясновидец; колдун»), ragana («ведунья»). Поморские славяне впитали, вобрали в себя и свой язык пестрый субстрат – «виндальский» (кельтский) и руго-русинский (особый индоевропейский народ, растворившийся также в балтах и восточных славянах). Поэтому объяснение имени славянской жрицы на балтском языковом материале не должно удивлять, тем более что приведенные балтские номинации продолжают, как можно полагать, предшествовавшие им более древние индоевропейские языковые факты.

Впрочем, имя Рогнеда, как и Рогволод, является, скорее, не столько настоящим именем, сколько своеобразным иносказанием, функциональной характеристикой, эпитетом лица. Такими же эпитетами-характеристиками, как мы видели, были и славянские княжеские имена. На истинные имена жрецов и жриц, как и многих князей, обычно налагалось табу.   

ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА

Воля истории

Князь Владимир, который захватил Полоцк, убил Рогволода и силой взял Рогнеду в жены, не предполагал, что тем самым посеет зёрна непримиримой вражды между князьями полоцкой и киевско-черниговской ветвей. Посредством брака с Рогнедой Владимир замышлял объединить всю Русь под своим началом.

Матерью Владимира была Малуша, которую мы считаем дочерью древлянского князя Мала, плененной среди руин столицы древлян Искоростеня и воспитанной бабушкой Владимира княгиней Ольгой. Вот почему Рогнеда называла Владимира «робичичем». Язычник Владимир исповедовал иной языческий культ, нежели Рогволод и Рогнеда.

По мысли Владимира, брак с Рогнедой дал бы право его будущим детям стать законными правителями всей Руси – и северной, и южной. Отказ Рогволода выдать Рогнеду за Владимира ломал все планы амбициозного новгородского князя. Владимир решил если не миром, то войной завладеть Рогнедой.

Свершившийся брак с княгиней-жрицей заставил Владимира Святославича произвести в Киеве религиозную реформу, заключавшуюся в объединении разных языческих культов. Но киевский князь не добился признания со стороны полоцкого жреческого сословия. Более того, вызвал своими действиями недовольство прочих жреческих кланов. Не к этому ли времени восходит заговор с целью убийства Владимира, во главе которого стояла Рогнеда?

Видя провал своего замысла, князь Владимир Святославич решил расправиться с языческими культами и их центрами путем принятия христианства. Языческая жрица Рогнеда была ему больше не нужна. Владимир Святославич захватил крымский город Херсонес и заставил византийских императоров отдать ему в жены царевну Анну. Этому браку предшествовало крещение Владимира. Рогнеду, по-видимому, крестили насильно, а затем постригли в монахини.

Сын ее Изяслав, полоцкий князь, находился в оппозиции к Владимиру вплоть до своей загадочной смерти в расцвете лет в 1001 году. Рогнеда скончалась годом раньше. Внук Рогнеды Брячислав, по сути, начал войну с Киевом, а правнук Всеслав оказался самым непримиримым врагом киевских Ярославичей.   

Волком рыскать в ночи

Всеслав Брячиславич генетически унаследовал вещие способности Рогнеды и Рогволода. Вещунами-прорицателями, волхвами-гадателями являлись, как правило, чрезвычайно пассионарные люди, насыщенные биохимической энергией, весьма впечатлительные, с художественным мышлением, обладавшие сильным биополем, умевшие посредством говорения, шептания, пения, особых молитвенных формул воздействовать на других людей, реально творить их мироощущение, подчинять своей воле. Выпивая, съедая или вдыхая особое наркотическое снадобье (культовое средство), вещун-жрец доводил себя до состояния экстаза. Одновременно он громко пел, а затем падал без сознания, впадал в забытье. В таком состоянии душа жреца как бы отделялась от тела, возносилась к небесам, путешествовала в облике птицы.

Душа вещуна, как верили, могла проноситься и по земле в облике оленя или волка, уходить в глубины моря в облике рыбы, перескакивать по деревьям белкой. Этим волшебным искусством владел и вещий поэт-сказитель Боян, упомянутый в «Слове о полку Игореве» (см. текст этого произведения). Люди, присутствовавшие при сакральном акте, с нетерпением ожидали возвращения вещей души. Когда тело оживало, жрец начинал рассказывать о настоящем, прошлом и будущем, обо всем, что видела его душа во время этого немыслимого для обычного человека «путешествия».

В таком контексте следует понимать утверждение автора «Слова о полку Игореве» о способности Всеслава-Чародея перевоплощаться и волком рыскать в ночи. Впрочем, дети Всеслава Брячиславича были христианами. Вещая душа князя-жреца X века Рогволода в его потомках больше не воплощалась. В XII веке полоцкие князья измельчали и потерялись в истории.

Из Википедии:

Ряд дореволюционных русских историков — П. В. Голубовский, Н. И. Костомаров, М. В. Довнар-Запольский — сомневались в варяжском происхождении полоцких князей. Они объясняли происхождение имени Рогволода от славянских слов «рог» и «волод» («владеть рогом» — означает «обладать властью»). По данному принципу образовано славянское имя Всеволод.

Происхождение имени Рогнеда:

1. Древне-германское имя, означающее «совет в битве».
2. Допущенная в совет равных / совет мужчин.
3. "Печальная" (сканд.)

Моя версия: Имя образовано сложением двух слов: "рог" и "неда". Схоже звучит имя Надя (Надежда). Также в русском языке имеются близкие по звучанию слова "надел" ("наделять") и НЕДЕЛЯ.

см. здесь http://kurufin.ru/html/Translate/Nedelya.html происхождение имени Неда:

"От общеслав. "неделя" в исконном значении слова - "воскресенье", "день, когда не делают работы". Изначально имя давалось ребенку, родившему в воскресенье".

Болгарский (Български)

м. Неделко, Неделчо, Недялко, Неделин, уменьшительные - Недко, Нейко, Нейо, Нейчо, Нено, Ненчо, Делко, Делчо, Дельо

ж. Неделя, Неделка, Недялка, Неделина, уменьшительные - Неда, Недка, Нейка, Нела, Нели, Нелка, Нена, Ненка, Делка

Сербский (Српски)

м. Недељко, Nedeljko (Неделько), Неђељко, Neđeljko (Неджелько), уменьшительные - Неђо, Neđo (Неджо)

ж. Недељка, Nedeljka (Неделька), Неђељка, Neđeljka (Неджелька), уменьшительные - Неда, Neda (Неда), Нена, Nena (Нена), Неца, Neca (Неца)

3

http://schvedov.ru/index152.htm

Полоцк один из древнейших русских городов, начало которого восходит к незапамятной древности. Название своё он получил от реки Полоты, впадающей в Западную Двину. Ранний рост и процветание города тесно связаны с его удобным географическим положением. Полоцк стоял там, где к Западной Двине близко подступало верховье Березины. Путь от Полоцка на юг шёл Западною Двиною, Уллою и Эссою, из которой переправлялись волоком в озеро Плавье, дающее начало реке Сергуту, притоку Березины. Таким образом, Полоцк был связан с Киевом почти непрерывной водной дорогой. Летописные известия подтверждают существование пути из Полоцка в Киев по Березине. Так, три брата Ярославича зимой 1067 г. ходили войной на Полоцк. По дороге они взяли Минск, следовательно, шли на Полоцк именно вдоль течения Березины. Позже, в 1127 г., тем же путём (на Логожск) ходило войско Мстислава Владимировича из Киева, тогда как отряды его союзников вторглись в Полоцкую землю другими путями.

ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА
ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА

Непосредственная связь Полоцка с бассейном Березины и Днепром объясняет нам раннее знакомство скандинавов с Полоцком, постоянно упоминаемым в скандинавских сагах. Путь по Западной Двине до Полоцка и оттуда по Березине и Днепру до Чёрного моря, возможно, был вариантом знаменитого пути «из Варяг в Греки». Ещё большее значение имела водная дорога по Западной Двине от Полоцка на восток, к Витебску и далее к Смоленску, вглубь русских земель.

Полоцк стоит на правом (северном) берегу Западной Двины. Река Полота разделяет город на две части. Древнейшей частью является Верхний замок, занимающий возвышенное положение в углу при впадении реки Полоты в Западную Двину. Древность этого места в качестве основного центра Полоцка подтверждается существованием здесь каменного храма св. Софии. Историки искусства относят постройку каменной церкви Софии в Полоцке к концу XI - началу XII в., но Софийский собор в Полоцке уже упоминается в Слове о полку Игореве в связи с биографическими подробностями из жизни Всеслава Полоцкого и его кратковременного княжения в Киеве (в 1068 г.). К Верхнему замку прилегает Нижний замок и территория на другом берегу реки Полоты, так называемое Заполотье.

Известия о древнем Полоцке так малочисленны и настолько мало изучены, что о топографии древнего города можно сделать только несколько беглых замечаний. В Полоцке довольно чётко бросается в глаза деление города на два квартала - аристократический верхний город (Верхний замок) и Подол. В этом смысле любопытно свидетельство Гейденштейна конца XVI в.

: «Полоцк состоит из двух замков - Верхнего, лежащего на возвышенном месте, и Нижнего, или, как его называют москвитяне, Стрелецкого, и города Заполотья. Город некогда стоял на левой стороне Полоты внизу холма».

В этом свидетельстве надо видеть отголоски предания о существовании поселений непосредственно под замком, у берегов Западной Двины, так называемого Подола. Современное Заполотье, видимо, явилось следствием дальнейшего расширения города.

Внутренняя история Полоцкой земли слабо известна, и нам трудно представить даже её политическую историю. Однако и то, что мы знаем, рисует Полоцк как один из крупнейших центров Киевской Руси. Прежде всего бросается в глаза выдающееся положение полоцких князей в X-XII вв. В конце X в. в Полоцке сидел самостоятельный князь Рогволод. Независимое положение Полоцка подчёркивается утверждением в нём потомков Владимира Святославича от Рогнеды, т. е. ветви старинных полоцких князей по женской линии, первым из которых был Изяслав. Летописец объясняет этим страшную вражду между полоцкими князьями и потомками Ярослава:

«И оттоле мечь взимають Роговоложи внуки противу Ярославли внуков».

Моё примечание-дополнение: Река Палата (Полота) впадает в Зап. Двину (ср. с ДЭВА) – названия рек дополняют друг друга: ПаЛада, Дева…

http://www.heraldicum.ru/belarus/subjec … polock.htm (о геральдике Полоцка)

ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА

Земская печать Полоцка 1791 г.

ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА

при увеличении хорошо просматривается изображение именно ЛАДЬИ с солнечным диском на парусе

ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА

в центральной части – рельефное изображение плана Полоцка с гравюры XVI века; вверху справа – герб города XVI– XVIII веков

4

Памятник Рогнеде с сыном в Заславле

ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА
ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА
ПОЛАЦК на реке ПАЛАДАПОЛАЦК на реке ПАЛАДА

5

«Повесть временных лет»:

“Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей (имена не названы, а зачем?  :angry: - И.); от гречанки имел он Святополка, от чехини  Вышеслава, а еще от одной жены Святослава и Мстислава, а от болгарыни  Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб, Этот же был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение.”  (Перевод Д. С. Лихачева)
.
По "разводе" Владимира с Рогнедой сыновья Рогнеды получили богатые наделы первенец Изяслав получил Полоцкую землю и был отослан вместе с матерью в специально построенный Изяславль (Заславль), т.к. Полоцк был полностью разрушен; Ярослав, названный позднее Мудрым, получил Новгород, Мстислав, получивший позже прозвище Храбрый, – Тьмутаракань; Всеволод – Владимир Волынский.
Две дочери, по некоторым источникам, остались при Владимире (!).

http://www.varvar.ru/arhiv/slovo/volhv.html

Всеслав Полоцкий – внук опального сына Владимира Изяслава, правнук Рогнеды. Это единственный известный по имени человек в Древней Руси, которого мы можем связать с культом Волха. Он стал князем в 1044 году. Летопись говорит о нем: «Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: "Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти". И носит его на себе Всеслав и до сего дня; оттого и не милостив на кровопролитие.» То есть Всеслав родился «в рубашке», от волхования и был в силу этого жестоким.

В «Слове о полку Игореве» достаточно большой кусок текста посвящен Всеславу: «На седьмом веке Трояновом бросил Всеслав жребий о девице, ему любой. Изловчился, сел на коня, поскакал к городу Киеву, коснулся копьем золотого стола Киевского. Из Белгорода в полночь поскакал лютым зверем, завесившись синей мглой, утром отворил ворота Новугороду, расшиб славу Ярославову, поскакал волком от Дудуток до Немиги. На Немиге снопы стелют из голов, молотят цепами харалужными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. У Немиги кровавые берега не добром были засеяны - засеяны костьми русских сынов. Всеслав князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал; из Киева до петухов, великому Хорсу волком путь перебегая, в Тмутаракань добирался. Ему в Полоцке звонили заутреню рано у святой Софии в колокола, а он звон тот в Киеве слышал. Хоть и вещая душа была в отважном теле, но часто он беды терпел. Ему вещий Боян такую припевку, мудрый, сложил: "Ни хитрому, ни умному, ни ведуну разумному суда божьего не миновать".»

Здесь пересказывается история о том, как князь вел завоевательную политику. Его целью изначально был Новгород, столица волхвов. О том, что Новгород интересовал князя не только с экономической, но и с сакральной точки зрения говорит запись в летописи: «В тот же год в Новгороде Волхов тек в обратном направлении 5 дней. Знаменье же это было недоброе, ибо на четвертый год пожег Всеслав город». Летописец связывает языческую примету, которая повторяется в нескольких легендах, связанных с Волхом и крещением Руси, с политикой Всеслава. Новгород был взят в 1067 году.

ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА
А.Шамков. Киевляне освобождают Всеслава из поруба и зовут княжить

Между тем, судьба возвела Всеслава на киевский престол: будучи плененным ярославичами, он был освобожден восставшими в 1068 году киевлянами из тюрьмы и посажен на место бежавшего князя Изяслава. Однако, сам Всеслав через год бежал из Киева в Полоцк, а затем куда-то еще, так как в Полоцк он вернулся лишь в 1071 году.

Из «Слова о полку Игореве» мы узнаем о некоторых взглядах Всеслава. Песнотворец Боян сочинил для князя припевку: «Ни хитрому, ни гораздому, ни любопытцу гораздому суда божия не миновать!». Судя по всему, Боян лично неплохо знал Всеслава, в его киевский период, а ученик Бояна, автор «Слова», знал полоцких песнотворцев. Из припевки и других текстов мы можем заключить, что Всеслав был христианином, но, как и многие в век двоеверия, исповедовал также волхвизм. Он отрицал силу «божьего суда» над ним, так как был «вещим». Всеслав практиковал чародейство и обортничество. О его поклонении Волху говорит факт наличия в киевском цикле былин былины о Волхе. Волх в ней зовется Всеславичем (Всеславьевич, Буслаевич, Всеслаевич, Сеславьевич, Щеславьевич).

По саду, саду, по зеленому,
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна,
Она с каменю скочила на лютова на змея;
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну.
А втапоры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила.
А и на небе просветя светел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
Подрожала сыра земля,
Стреслося славно царство Индейское,
А и синея моря сколыбалося
Для-ради рожденья богатырскова,
Молода Вольха Всеславьевича;
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.
<…>
В та поры поучился Вольх ко премудростям:
А и первой мудрости учился —
Обвертоваться ясным соколом,
Ко другой-та мудрости учился он, Вольх, —
Обвертоваться серым волком,
Ко третей-та мудрости учился Вольх —
Обвертоваться гнедым туром-золотыя рога.

ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА
Б.Ольшанский. Всеслав Чародей

Этот текст многократно сравнивали со «Словом», поэтому можно уверенно сказать, что оба текста во многом восходят к творчеству Бояна, лично знавшего Всеслава. Боян как бы пересказывает историю Волха, которую он узнал от Всеслава, так как сам Боян к Волху относится как сторонний наблюдатель, а не как поклонник. В «Слове» ни разу не упоминается словенский Волх, но зато упоминается Велес, чьими внуками считались песнотворцы-гусляры.

Еще одним человеком, который помимо Бояна общался с Всеславом на религиозные темы, был Антоний Печерский. Антоний был далек от язычества, однако христианский аскетизм и волхвизм были очень близки по внешним проявлениям, что не могло не интересовать Антония и Всеслава. Летописец вкладывает еще в уста князя Владимира вопросы о том, почему Христос родился от земной женщины, почему был крещен водой и распят на дереве? Все эти признаки роднили Христа и Волха (рубашка спадает с Волха после омовения, а волхвов распинали на деревьях, чтобы они не касались земли). У Всеслава могли появиться еще и другие вопросы к Антонию: почему монахи зарываются в пещеры и окружают себя бесами? Здесь мы и должны вспомнить о гетском Залмоксисе и скандинавском Фрейре, которые одновременно были и живы и мертвы. Мотив подземного путешествия и жилища был известен и на Руси. Во-первых, былина о Михайле Потыке рассказывает о жизни после смерти в кургане, куда является змей. Во-вторых, Волх попадает в подземное царство, бездну. В-третьих, лишь Садко, гусляр, внук Велеса, смог вернуться с того света, подобно фракийскому певцу Орфею.

Этот мотив повторяется в рассказах о монахах Печерского монастыря. Вот этот рассказ о том, как в пещерах являлись бесы: «А был еще и другой черноризец, именем Исакий; …И затворился в пещере, в одном из проходов, в малой кельице, в четыре локтя, и там молил Бога со слезами… И сказал один из бесов, называемый Христом: "Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте, пусть нам Исакий спляшет". И грянули бесы в сопели, и в гусли, и в бубны, и стали им забавляться. И, утомив его, оставили его еле живого и ушли, так надругавшись над ним... И сказал игумен Феодосий, что "случилось это от бесовского действа". И положили его на постель, и стал прислуживать ему Антоний.»
Антоний был свидетелем этих событий, которые происходили как раз в период 1068-1069 гг., когда Всеслав был в Киеве. О том, что Антоний, не только встречался с Всеславом, но и был его сторонником, говорят дальнейшие события: «В то время случилось прийти князю Изяславу из Польши, и начал гневаться Изяслав на Антония из-за Всеслава. И Святослав, прислав, ночью отправил Антония в Чернигов. Антоний же, придя в Чернигов, возлюбил Болдины горы; выкопав пещеру, там и поселился. И существует там монастырь святой Богородицы на Болдиных горах и до сего дня. Феодосий же, узнав, что Антоний отправился в Чернигов, пошел с братией, и взял Исакия, и принес его к себе в келью, и ухаживал за ним, ибо был он расслаблен телом так, что не мог сам ни повернуться на другую сторону, ни встать, ни сесть, но лежал на одном боку и постоянно мочился под себя, так что от мочения и черви завелись у него под бедрами. Феодосий же сам своими руками умывал и переодевал его и делал так в течение двух лет. То было дивное чудо, что в течение двух лет тот ни хлеба не вкусил, ни воды, ни овощей, никакой иной пищи, ни языком не проглаголал, но нем и глух лежал два года. Феодосий же молился Богу за него и молитву творил над ним день и ночь, пока тот на третий год не заговорил и не начал слышать, и на ноги вставать, как младенец, и стал ходить. Но не стремился посещать церковь, силою притаскивали его к церкви и так понемногу приучили его. И затем научился он на трапезу ходить, и сажали его отдельно от братии, и клали перед ним хлеб, и не брал его, пока не вкладывали его в руки ему. Феодосий же сказал: "Положите хлеб перед ним, но не вкладывайте его в руки ему, пусть сам ест"; и тот неделю не ел и, только понемногу оглядевшись, стал откусывать хлеб; так научился он есть, и так избавил его Феодосий от козней дьявольскиx».

В монастыре произошел раскол на сторонников Феодосия и сторонников Никона Великого, ввиду чего и Антоний и Никон покинули монастырь, а Феодосий получил огромное политическое влияние. Поражает трехгодичный срок пребывания в «дьявольских кознях» Исакия. Выскажу предположение, что Антоний и его окружение настолько сблизились с Всеславом, что заимствовали элементы учения волхвов, а Феодосий выступил критиком подобных отклонений в рамках православия, ввел жесткий монашеский устав, сам лично являлся на княжеские пиры и изгонял с них музыкантов и гусляров. Подобные внутренние религиозные «партии» возникали в монастыре и позже, например, там образовался иудейский кружок, который также был разгромлен. Думаю, что языческие традиции могли еще более легко проникнуть в монашеский круг. Один косвенный факт говорит о таком проникновении.

Никола

В русском православии есть один уникальный обычай – класть в гроб к усопшему письмо к св. Николаю. По сообщению Киево-Печерского патерика, этот обычай установился после того, как Симон (Шимон) Варяг завещал похоронить себя с молитвой, данной ему Феодосием Печерским: «И оттоле утвердися таковое написанiе полагати умерьшимъ, прежде бо сего инъ не сотвори сицевыа вещи в Руси.» Это «письмо» является пропуском в рай, говорит о том, что человек умер русским и православным, так как Николай считается покровителем страны. Письмо вкладывалось в руки, в рот или просто закапывалось в землю. Так в 1942 году в Угличе были обнаружены мощи монаха Симеона. На груди у него нашли грамоту, в которой излагалась история жизни покойного.

Николай почитался у русских как хозяин подземного царства, и назывался даже «русский бог», по мнению исследователей, Никола заменил языческого Велеса.

Безусловно, этот обычай имеет языческие черты. И сразу уместно вспомнить, про монету, которую вкладывали в рот, чтобы заплатить за перевоз через реку в мир мертвых, и которой по мнению русских можно было умертвить колдуна. Но мне хочется вспомнить про Залмоксиса, последователи которого отправляли в подземное царство гонцов-добровольцев с посланием о происходивших на земле бедствиях. Имели ли место подобные послания у русских язычников? У язычников-славян зафиксирован один случай самопожертвования. А что касается посланий, то в Полоцкой земле в XII веке князь Борис, сын Всеслава, прикажет устанавливать камни с молитвами к Богу о помощи.

Всеслав Полоцкий умер в 1101 году или чуть ранее, если учитывать разницу в календарных стилях. Но до его смерти в Полоцке были зафиксированы явления, возможно связанные с волхованием Всеслава. «Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан. Началось же это знамение с Друцка».

<...>

Еще один космогонический миф волхвов, о котором говорится в «Слове о полку Игореве»: «Всеслав князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал; из Киева до петухов, великому Хорсу волком путь перебегая, в Тмутаракань добирался». Есть разные точки зрения о «пути Хорса». Одна, что Хорс ездил ночью, другая, что "Хрс" – это сокращение от «Христос» и т.д. Одно ясно точно, Всеслав и Хорс – противопоставляются. Хорс – это скифско-руско-славянский бог солнца, поэтому «путь Хорса» - это путь Солнца. Можно понимать, что Всеслав так быстро ездил, что успевал пересекать путь Хорса без его на то ведома, ночью, что, по мнению автора «Слова», было страшным преступлением для язычника. Когда князь Игорь идет в поход, то затмение Солнца предвещает его неудачу.

Но можно прочесть слово и буквально – между Киевом и Тмутараканью пролегал путь Хорса. Опять мы встречаем географические указания волхвов. Возможно ли это, чтобы имелся некий географический «путь» бога Хорса? В «Слове» упоминается вполне конкретная «тропа Трояна», тоже одного из божеств, она идет «через поля на горы» и иногда ассоциируется с римской дорогой Траяна. У Геродота упоминается местность на Южном Буге Экзампей – «Священные пути». Таким образом, если в Причерноморье были такие пути, то почему бы не предположить и наличие где-то между Киевом и Тмутараканью пересечения пути Всеслава и «пути Хорса».

Солнце восходит на востоке и движется на запад так, что Киев оказывается севернее, а Тмутаракань – южнее. По славянским поверьям Заря Заряница живет у моря (хотя и не всегда), с ней связаны предсказания по воде. А в скандинавской мифологии Ньерд живет одновременно и на краю света и у моря далеко на западе. У греков Босфор назывался Геллиспонт, то есть был связан с Солнцем. Напомню, что если, по мнению греков, одного орла пустить с западного края света, а другого - с восточного, то встретятся они над островом Делос, который считался «пупом земли» у греков.

Как бы это и не казалось невероятным, но именно с этим представлением древних греков и связан «путь Хорса». В древности, еще до Геродота, существовал сакральный путь, по которому земледельческие дары в храм Аполлона на Делосе из Причерноморья шли по Дунаю вверх, а затем на юг через Грецию, другим путем был Босфор. Можно предположить, что «путь Хорса» ассоциировался с северным побережьем Черного моря, Дунаем и северным побережьем Адриатики, таким образом Утренняя Заря могла ассоциироваться с Черным морем, а Вечерняя - с Адриатическим. Прародина славян, по мнению «Повести», находилась как раз на Дунае, между этими двумя морями. Географ Баварский в IX веке пишет о славянском племени севернее Дуная: «Зеруяне (Zeriuani) (ср. с ЗАРЯВИНЫ - И.), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род». В этих сведениях легко угадывается «Солнце-царь» Дажьбог, первый правитель, от которого происходят князья и все славяне. А название племени или, скорее, территории нужно читать как «Заряния». В Холмогорской летописи наряду со Скифом и Словеном среди предков словен, живших у Черного моря, назван Зардан.

Таким образом, у волхвов и других язычников могли быть представления об «экваторе» земного круга, который проходил по северным водам Черного моря и по Азовскому морю. Эту линию и пересекал Всеслав, путешествуя в Тмутаракань. Смею предположить, что остров Хортица назван так в связи с представлениями о пути Хорса. Этот остров находится недалеко от впадения Днепра в море. Здесь находился священный дуб русов: "После того как пройдено это место, они достигают острова, называемого Св. Григорий. На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить их живыми". Дуб у русов - это дерево Перуна, а вот принесение в жертву петухов вполне согласуется с поклонением Солнцу и Заре. У русов было два главных бога - Перун и Хорс, с которыми они пришли в землю славян. Вероятно, Хортица была одним из мест пересечения "пути Хорса" и торгового пути "из варяг в греки".

В связи с этим вернемся к предсказанию волхва. Если взять за центр земного круга Окский лес, как в «Повести», то при повороте круга Киев переместится на Север, как и Византия. Если взять за центр земли Делос, как у греков, то и Византия и Русь оказываются на одной стороне света. А вот если предположить, что земля повернется относительно «пути Хорса», то предсказание волхва станет понятно и в Киеве, так как он находится севернее пути, а Византия – южнее. Но, если допустить, что земля будет вращаться вокруг оси Хорса, то она должна перевернуться. Так мы приходим к обычному и знакомому для нас с вами проклятью! О древности этого проклятья говорит былина о Святогоре, в которой он похваляется, что перевернул бы небо и землю, если бы в них были кольца, чтобы он мог ухватиться за них.

Итак, «географическое пророчество» волхва было адресовано киевским купцам, которые поддерживали Всеслава. В рассказе о восстании 1068 года сказано, что его участники поднялись с веча на гору, то есть вече было в нижней, торговой части города. Когда же Всеслав бежал, то Изяслав, вернувшись, среди прочих репрессивных мер «перегнал торг на гору», то есть поставил торг под более жесткий контроль князя.

Волхв, если верить летописи, в одну из ночей по воле бесов исчез...

Источник: http://community.livejournal.com/yazich … 54723.html

ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА
Памятник Всеславу Чародею в Полацке

http://www.respublika.info/4228/history … 492/print/
Молчание каменных «пришельцев
Валерий СИКИРЖИЦКИЙ, «Р»

На  валунах  можно  найти  даже  «автографы»  древних  балтов

В Беларуси на сегодняшний день объявлено 914 памятников природы республиканского и местного значения. Все они в процессе инвентаризации пройдут комплексное обследование и получат соответствующие паспорта. Одним из первых регионов республики, где ученые уже почти полностью провели «перепись» природных памятников, стала Минщина. В прошлом году в столичной области было обследовано 64 геологических и ботанических объекта, больше половины из которых (36) — геологические памятники природы республиканского значения: валуны, обнажения геологических пород и редкие элементы рельефа.

Геологические объекты — особые памятники природы, многие из них были взяты под охрану достаточно давно. Так, например, некоторые валуны, расположенные в западных районах Беларуси, получили свой особый статус еще при Польше, в 1935 году. Большинство же геологических памятников было выявлено и обследовано сотрудниками Института геохимии и геофизики НАН Беларуси в 70—90-е годы прошлого века. С течением времени такие памятники мало изменились, однако требовалось уточнение их точного месторасположения. Здесь порой возникали курьезные ситуации. Рассказывает географ Игорь Рудаковский, руководивший работой по инвентаризации особо охраняемых природных территорий:

— С 1963 года в Борисовском районе как памятник природы значилось обнажение «Мурова» — выход на поверхность межледниковых слоев торфяника. Но прежде чем мы его нашли, пришлось осмотреть около десятка глубоких оврагов. А обнаружили этот памятник природы уже на территории соседнего Березинского района. Когда приехали повторно, также искали его довольно долго. Обнажение «Мурова», кстати, интересно тем, что содержит остатки 121 вида деревьев, кустарников и трав, произраставших на Земле 75—115 тысяч лет назад.

Нередко подобные геологические объекты подкидывают ценные данные и историкам. Так, 40 лет назад при первом обследовании обнажения «Студенец» на южном берегу озера Нарочь были найдены свидетельства стоянки древнего человека. Наконечники стрел, скребки, резцы и другие орудия труда имеют возраст 11 тысяч лет.

Однако, чтобы увидеть какой-либо уникальный памятник природы, необязательно лазить по березинским оврагам или ехать на Нарочь. Есть такие объекты и недалеко от Минска. Проезжая по гродненской трассе в районе деревни Раков, многие обращали внимание на огромный каменный выступ, торчащий на возвышенности прямо у дороги. Это ледниковый конгломерат, или, другими словами, массивный (весом около 100 тонн) кусок зацементированного природой песчаного материала. Образовался он примерно 150 тысяч лет назад.

К геологическим памятникам относится и единственная в Беларуси естественная пещера. Точнее, она входит в состав памятника природы «Холмы Речкинские» в Вилейском районе. Пещера имеет узкий вход и видимую длину 2 метра (кто знает, сколько еще невидимо?). Напротив пещеры, ниже по склону, разбросаны каменные столбы, которые сами по себе являются памятниками природы. Что-то подобное у нас сложно отыскать.

Самыми же многочисленными геологическими памятниками природы являются валуны. Их, конечно, больше, чем пещер или «каменных пальцев», — только в Минской области в 2006 году уточнялось местоположение по 25, но это не уменьшает их ценности.

— Пришли к нам валуны вместе с ледником из Скандинавии примерно 150—220 тысяч лет, — говорит Игорь Рудаковский. — По их составу (а это, как правило, специфические для Беларуси горные породы) можно примерно определить, откуда именно: из Ленинградской области, например, или из далекой Швеции.  «Пришельцы» также могут подсказать, где зародился принесший их ледник и как он двигался.

Больше всего валунов Минщины найдено на севере региона и в центральных районах — до нижней границы предпоследнего оледенения. Не так давно валун найден глубоко в лесу в Стародорожском районе. Но пока он не изучен и памятником природы не объявлен, самым южным в Минской области остается валун в Узденском районе. Точнее, валуны, так как их два. И оба огромные — более крупный имеет размеры 7 на 4 и на 1,5 метра! От валунов произошло и название соседней деревни — Каменное.

Один из самых больших (и тяжелых) — «Чертов камень», принесенный ледником из-под Выборга в лес на Воложинщине. Весит он больше 120 тонн. Такие валунищи нечасто встречаются даже «на родине» — средняя масса каменных памятников природы порядка 30—40 тонн. Неудивительно, что «Чертов камень» окутан легендами.

Хотя богатым устным народным творчеством в свою честь может похвастаться почти каждый «камешек». Некоторые из валунов называют «быками» или «волами» — мол, были животные настоящими, а по каким-то причинам стали каменными. «Быки-валуны» в Борисовском районе срослись вместе, согласно легенде в них превратился крестьянин из деревни Мстиж и его волы за то, что работали на Пасху. С тех пор уже никто на том поле не решился сеять, и место заросло лесом…

Недалеко находится еще один примечательный валун — «Князь-камень». Этот «камешек» с характером: правда или нет, но рассказывают следующее. Во время Северной войны, накануне очередного боя, о нем непочтительно отозвался один из военачальников шведов: мол, лежишь тут на пути. И через два дня обидчика нашли убитым прямо у подножия «Князь-камня». По другой версии, в камень превратился шведский князь за то, что он и его подручные осквернили церковь…

Среди валунов немало и тех, которые согласно преданиям приносят любовь. Подобными легендами, в том числе и не совсем приличными, овеян «Святой камень Бузуновский». Знаменит своими «амурными чарами» и «Камень любви», лежащий в лесу недалеко от Минска (у железнодорожных станций Крыжовка и Зеленое). Оба эти камня в древности имели культовое значение.

Наиболее почитаемыми валунами у наших предков были «Борисовы камни». Пять из них находятся в долине Западной Двины на Витебщине, и один — в селе Камено Вилейского района. «Борисовы камни» — это большие валуны с высеченным на них крестом и надписью: «Господи, помоги рабу твоему Борису». Датируются такие просьбы XII веком. Считается, что они были сделаны во время сильных засух. «Воротищин крест» почитался особо — кроме древних знаков, он имеет еще и форму колокола.

Не менее ценны для историков и «Каменные волы Стеберякские». На четырех из них (всего пять) хорошо сохранились древние знаки — пример своеобразной наскальной живописи, которая до этого на территории Беларуси не отмечалась. Есть основания предполагать, что нанесли знаки представители балтских племен в IV—VI веках.

Рассказывая мне об этих камнях, ученые попросили не указывать место их расположения, опасаясь за сохранность уникальных памятников природы. Хотя при обследовании валунов все же было отмечено больше позитивных примеров их охраны — многие аккуратно огорожены, территория вокруг приведена в порядок. В некотором смысле валунам повезло больше, чем другим памятникам природы, — они меньше всего подвергаются воздействию человеческого фактора. Но и им нужна охрана, ведь ничто не вечно под луной, даже камни.

Отредактировано Иванка (2013-11-17 14:07:44)

6

http://tochka.gerodot.ru/slovo/maria_03.htm

Мария — Ярославне

Однажды А.П.Чехов в своем письме к Григоровичу высказал удивительную мысль: «Я подумал, что чутье художника стоит всегда мозгов ученого, что и то, и другое имеет одни цели, одну природу и что, может быть, со временем, при совершенстве методов им суждено слиться вместе в гигантскую, чудовищную силу, которую трудно теперь и представить себе. Я охотно верю Боклю, который в рассуждениях Гамлета видел знакомство Шекспира с законом обмена веществ, тогда неизвестным, т.е. способность художников опережать людей науки». Добавлю еще, что интуиция историка, возможно, открывает подвалы так называемой генной памяти человека, когда он вспоминает то, что с ним никогда не происходило, но случилось у его далеких предков…

Итак, прикроем глаза и зажмем уши. Ключик поворачивается, мы — в Древней Руси… Скрипнула дверь.

- Подними глаза, Ярославна. Давай поговорим, дочка. Не смотри на меня так, будто я Богородица с иконы. Я просто женщина, не более. Великая княгиня? Нет — только мать своих детей и жена своего мужа. Да и чем измерить величие князей? Ведь ты — дочь Осмомысла, что сидит в Галиче высоко на престоле своем златокованом. Который горы угорские подпер полками своими, затворил накрепко ворота Дуная, путь на Русь западным королям. Не ему ли Киев врата златые отворял, когда союзник Осмомысла Мстислав рвался к великокняжескому столу? Не он ли сбирался стрелы метать в султана за морями? Ты ведь также и внучка Юрия, прозванного Долгоруким. Северные княжества могучи. Князь Андрей Боголюбский Киев сжег, людей в рабство обратил и даже остаться княжить в нем не захотел, считал древний град провинцией…

Скажи мне, кто на самом деле, не на словах признает старшинство Киева? Да и что такое мой отец, князь полоцкий, пред потомками старого Ярослава? Я уже не говорю, что я женщина, княгиня… Вы, ярославичи, — власть, вы — наместники Даж-бога или другого Бога, в которого теперь верят… Не думай, что я колдунья, Ярославна, я просто стареющая женщина, которая уже и не знает, кому молиться. Смотри, мое ожерелье: вот — Даж-бог, а вот — Христос распятый. А вот другие амулеты. Верю всем и не верю ни одному…

Мария… Священное имя у монахов и попов, а у нас Мара — черная и злая богиня. Кто я? Не знаю.

Слышала ли ты, дочка, что-нибудь о нашей прапрабабке Рогнеде, дочери Рогволода? Ведь она и твой предок, а мой — вдвойне, ибо и она — из Полоцка. Девушка была красоты ненаглядной. Посватался к ней Владимир, новгородский посадник, горазд был за девками бегать, хоть и мал годами. Тот самый Владимир, тоже наш предок, который потом стал киевским князем, Великий Владимир. А Рогнеда была горда, ответила: «Не хочу разувать сына рабыни», ведь матерью Владимира была ключница. Не понимаешь, что значит разувать? Был такой обычай: невеста с женихом шли в баню. Невеста снимала жениху сапоги… Не хотела Рогнеда унизить себя, ведь когда снимаешь сапоги, на колени встаешь. Как услышал о том Владимир, пошел на Полоцк войной. Город сжег, Рогнеду с родителями пленил. И на виду у родителей и у всех воинов изнасиловал. Чтобы знала, чтобы запомнила, как перечить русским князьям. Она запомнила, и все мы, полочане, запомнили навсегда. Кинулись братья и отец защищать девушку, да упали, пронзенные мечами.

Подними глаза, Ярославна. Мне было семнадцать, я была горда, как Рогнеда. Я не собиралась идти в монастырь, хотя и любила матушку Евфросинью (святая Евфросинья, в честь которой и тебе дали имя, — моя родная тетка). Да, я ее очень любила. Она была моей учительницей. И это она затворяла меня в монастырской библиотеке, где темноту прорезал один лишь луч из стрельчатого окна в вышине, и в пыльном этом луче света я, княжна Мария, читала, читала и читала… Такая я была «затворница». Там были латинские акростихи и поэзия вагантов. Там был и Гомер.

Ты читала Гомера, Ярославна? Нет, конечно. Ты ведь даже и греческого не знаешь, дочка… А я детские годы провела в Византии… Ты удивляешься? Тут нечему удивляться. Когда мне было всего три года, Мстислав великий киевский повздорил с полочанами. И все полоцкие князья: Давид, Ростислав, Святослав, Иоанн и Василько, мой отец, с семьями были на трех ладьях отвезены в ссылку, в Константинополь. Мстислав княжение Полоцкое и Минское отдал сыну своему Изяславу. Видно, некуда было Мстиславу сына пристроить, вот и прогнал полочан, место освободил… Князю киевскому не привыкать ломать человеческие судьбы. А мы, потомки Всеслава, пред вами, ярославичами, — словно холопы. Мне было три года, когда я впервые попала в Византию. Лопотала на двух языках: на нашем и греческом… Евфросинья потом научила меня еще латинскому и французскому. Меня, маленькую девчушку, опекала самая великая женщина, когда-либо рожденная, Анна Комнина. Она известна всем образованным людям в Европе своей книгой «Алексеиада»… До сих пор во сне я иногда вижу Анну и своды Святой Софии в Константинополе. И тогда мне кажется, я взлетаю. Это воспоминания о службах в Святой Софии, как воспаряет душа. Но все-таки ничего нельзя сравнить с тем солнечным лучиком в монастырской библиотеке, освещавшим драгоценные страницы книг, повествующих о рыцарях и героях, удивительных приключениях и путешествиях, о дальних странах, о любви между мужчиной и женщиной…

Когда мы вернулись из Константинополя, мне было семь лет. Отец взял меня за руку, и мы гуляли по некошеной траве. Трава была мне по плечи. Это была родина. Вдали, в лесу, пела какая-то птица, наверно, удод. Тогда я не знала ни трав, ни птиц, ни повадок животных. Всему этому позже научил меня отец. Василько многое помнил из тайных знаний, не ведомых никому, кроме сельских знахарок, колдуний и ведьм. Эти знания передавались у нас из поколения в поколение. По старым поверьям, в мире растет огромное невидимое Древо, свеи называют его Иггдрасиль, на Древе том белка скачет по ветвям, в небе над ним ширяет крылья орел, а по земле рыщет волк. Не простой волк, волшебный. Да и не волк это вовсе, а Огнезмий. Изо рта огнь пышет, и временами он принимает облик человеческий. Верили многие, что прадед мой, Всеслав, и был таким оборотнем, а меня звали белкой, мысью. Песнетворца Бояна когда-то звали соловьем — верно, тоже жил в ветвях этого Древа. А недавно, когда я увидела Игоря, мужа твоего, то подумалось мне: не сокол он, не ререг, как по родословию выходит, а орел, и будет править землей русской, коли бусы враны не заклюют… Такое свечение было вкруг его главы; но может быть, то светились на солнце его русые волосы?

Не грусти, не плачь, дочка, жив князь твой, под защитой Кончака ничто не угрожает ни ему, ни сыну твоему, Володимиру. Жди мужа, жди сына с невесткой, очень жди… Кукушка кукует, Ярославна, годы нам пророчит… Земляника поспела… Не плачь, доченька…

Был ли прадед мой Всеслав оборотнем? Странная была у него судьба: коснулся он древком копия престола златого киевского, только коснулся. Однажды в полночь выступил из Белграда, а утром уже Новгороду ворота растворял, словно волком лютым мчался, словно на синем облаке по небу летел, путь Хорсу великому пересекая… Говорят, когда в Полоцке звонили заутреню, он сей колокольный звон в Киеве слышал… Но верно сказал песнотворец Троян: «Научись хоть как птица летать, а суда Божия не миновать!» И пусть вещая душа была у Всеслава в богатырском теле, и он хлебнул лиха. Вышли против Всеслава три русских князя: Изяслав киевский, Святослав черниговский и Всеволод из Переяславля. И была битва на речке Немизе. И по сей день на брегах ее кости русских витязей лежат. Ведь на поле том страшная жатва была: жизнь на току клали и веяли душу от тела… И когда кончилась битва, не было победителя. И призвали три князя Всеслава на переговоры, целовали крест, клялись, что не причинят ему зла. И поверил Всеслав, а когда пришел в их стан, князья схватили его и бросили в поруб в Киеве — тюрьму под землей без окон. Как собаке, еду просовывали в дырку. Для ярославичей никогда не было ничего святого. Что им крестоцелованье? Долго сидел в порубе темном Всеслав, пока народ киевский не освободил его. Если бы был Всеслав волшебником, что ему стоило, превратившись в облако, улететь на волю?..

Силен и красив был Всеслав, а люди в любой красоте видят что-то колдовское. И в моей… Когда в мои семнадцать лет, умываясь, видела я свое отражение в зеркальных водах ручья, сама удивлялась своей красоте. На Востоке жил поэт; имя ему Низами, он меня не видел никогда, но до него дошли слухи о красоте моей. И он посвятил мне строки:

Дочь царей российских — диво сердца и ума,
Счастье льется из очей, имя ей Хума…
Тайным знаньям обучилась; птиц и тварей крик
Разумела, понимала, как родной язык.
Но жила, лицо скрывая кольцами кудрей,
Всем отказом отвечая сватавшимся к ней.

В этих стихах все правда, дочка. Я всем отвечала отказом. Да и отец мой, князь Василько, не спешил расставаться со мной. Но однажды великий князь Всеволод Ольгович (что сел на киевском престоле после Мстислава) пригласил отца и меня к себе в Киев, чтобы познакомить со своим сыном, Святославом. А как мы приехали, в тот же час обвенчал нас со Святославом, которого я видела первый раз в жизни. Свадьбы, можно сказать, и не было: собрались родственники и гостившие у Всеволода поляки, напились и разошлись. И оставили меня одну со Святославом. А он посмотрел на меня и сказал: «Мария, не бойся, я не трону тебя; коли хочешь, будь моей сестрой, будь подругой моей, мне на этих попов наплевать». Так мы и спали первую брачную ночь нашу на одной постели, не раздеваясь. И только следующим утром, проснувшись, я увидела своего князя в солнечных лучах и подумала: «Какой юный и красивый мальчик тебе достался, полочанка. Моли всех богов, и Хорса, и Христа, чтобы он полюбил тебя, и привязался к тебе, и не бросил, как бросают нелюбимых». И Святослав открыл глаза и сказал: «Что ты смотришь на меня так, Мария?» И вдруг понял — и протянул мне руки…

Посмотри на меня, Ярославна. Веришь ли ты, что когда-то я была очень красива? Я и сама в это порой не верю. Через несколько дней мы уехали во Владимир Волынский, где княжил мой муж. С тех пор я уже никогда не возвращалась в места, где прошло детство и юность. Согласно обычаям старины, девушка, выходящая замуж, умирает для прежнего рода и рождается заново в роду своего мужа. Зачем на свадьбу невесту одевают в белое платье? Ты поймешь тайный смысл, когда я скажу: издревле белый и красный цвет символизировали смерть. С тех пор умерла прежняя веселая княжна Мария… Женщина и мужчина приходят в мир с разными целями. Мужчина ищет власть и честь, женщина всегда стремится родить детей и вырастить их. Святослав стал великим киевским князем, я же родила ему детей: пять сыновей и три дочери. Самой любимой, самой близкой — Болеславы, жены брата твоего Владимира, нет уже среди живых…

Слезы — просто горькая вода, Ярославна…

ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Места Силы » ПОЛАЦК на реке ПАЛАДА