Усуни – наши предки
Дион Кассий пишет, что римляне называли легионы греческим словом тагма (τάγμα). Зосим, использовавший для написания своего труда источники IV в., делит всю римскую пехоту на τάγματα, состоящие из римлян (τάγματα Ρωμαίων) и такие же отряды, состоящие из варваров (τάγματα βαρβάρων). В середине IV в. это значение слова τάγμα воспринималось устаревшим. Созомен утверждает, что римские легионы (τάγματα) в современную ему эпоху стали называться числами (ἀριθμοί) .
Таких орд-лагерей-тагм в плену к 40 г. до н.э. было как минимум два. Парфянские стряпчие царских винохранилищ донесли до нас имена их начальников. Для десятого (’pḥwny) и двенадцатого (m’h) дней каждого месяца отмечены поступления вина от начальников тагм (tgmdr), носящих имена Frabaxtak и Parfarn . Титул tgmdr = tagm(a)dār, впервые появившийся в иранских языках тогда, состоял из двух частей. В первой — tagma, заимствование из греческого τάγμα; во второй — парфянское –dār «имеющий, начальствующий». Греч. τάγμα обозначало первоначально «строй; отряд войска, полк», позднее, в римское время, — «легион» , ταγματάρχης, ταγματάρχος, — «начальник тагмы». Парфяне несомненно были хорошо знакомы с латинскими военными терминами, а также греческой военной лексикой, широко употреблявшейся в римских провинциях и в римской армии. Лившиц не только связывает появление в иранских языках нового слова именно с пленными, но делает еще одно важное наблюдение. Тагмадары были начальниками отрядов (ordo. — Д. Н.) римских пленных и одновременно главами лагерей пленных, использовавшихся на сельскохозяйственных работах, в частности и в царских виноградниках. Год и месяц нам неизвестен, но среди документов, найденных в 1959–1961 гг., представлены даты до 208 г. аршакидской эры (40 г. до н.э.). Есть у нас и прозвище еще одного лагерного начальника тагмадара: Spwsk [Spōsak], гипокористик с суффиксом –ak, образованный от предшествующего имени.
Перемещение римских орд в годы их пребывания в состоянии пленных отмечено дорогами восточной части Великого шелкового пути.
Отрядная система использовалась и в советских лагерях, и в лагерях Эрэфии. В советских лагерях отрядами управляли либо представители администрации, либо назначенные из числа осужденных. Начальником лагеря мог и может быть только государственный чиновник. Дошедшие до нас имена тагмадаров могут быть и переделками или переосмыслениями латинских на парфянский лад, попросту говоря, кличками, погонялами.
Политическая логика неумолима: с ростом напряженности между Октавианом и Антонием Лабиен и его люди естественным образом становились бы союзниками Октавиана. А чьими союзниками они были, когда к власти пришел Фраат? Ведь они не только привели его к власти, они вместе с Фраатом громили и разлагали армию Антония.
В. П. Никоноров совершил подлинный научный подвиг. Переведя и переиздав труд Н. Дибвойза История Парфии, он собрал литературу не только по истории Парфии, но и по истории сопредельных стран, в том числе и Среднеазиатского региона. «Ни тема Греко-Бактрийского царства, ни тема Кушанского царства, ни история пребывания греков и римлян в Индии, ни даже более конкретные темы связей античного мира с Китаем и судеб отправленных на восток пленных легионеров более не являются terra incognita».
«Когда Фраат умертвил своего отца Гирода и овладел царскою властью, многие парфяне бежали из отечества и среди них — Монес, человек видный и могущественный (ок. 37 до н.э. — Д. Н.). Он искал прибежища у Антония, который, уподобив его судьбу судьбе Фемистокла, а собственную власть и великодушие — великодушию и власти персидских царей, даровал ему три города — Лариссу, Аретусу и Гиераполь, который прежде называли Бамбикой. Но затем парфянский царь прислал Монесу заверения в своей благосклонности, и Антоний охотно его отпустил с тайною целью обмануть Фраата. Антоний просил передать ему, что согласен заключить мир, если парфяне вернут знамена, захваченные при разгроме Красса, и уцелевших с того времени пленных, но сам, отправив Клеопатру назад, в Египет, выступил через Аравию в Армению, где римское войско встретилось с союзными царями, которых было великое множество, и первое место среди них принадлежало Артабазу Армянскому, выставившему шесть тысяч конницы и семь пехоты, Антоний устроил смотр. (За год до этого (38) принудил к миру и союзу (подчинил) армянского царя полководец Антония Канидий Красс. — Д. Н.) Римской пехоты было шестьдесят тысяч, ее поддерживала испанская и кельтская конница, числом десять тысяч, всех остальных союзников — вместе с конниками и легковооруженными — набралось тридцать тысяч. И такая исполинская сила, испугавшая даже индийцев за Бактрианой и повергнувшая в трепет всю Азию, пропала даром, как говорят — из-за Клеопатры. И верно, думая лишь об одном — как бы провести зиму с нею вместе, Антоний начал поход раньше срока и далее действовал, ни в чем не соблюдая должного порядка, ибо уже не владел своим рассудком, но, во власти какого-то колдовства или же приворотного зелья, постоянно устремлял взоры к Египту и в мыслях держал не победу над врагами, но скорейшее возвращение».
Антоний отдал Монесу три города — Лариссу (Сизару), Аретузу (Рестан) и Гиераполис (Мембидж) и пообещал ему парфянский трон. Фраат начал переговоры с Монесом и, очевидно, убедил его вернуться в Парфию, чему Антоний не стал препятствовать, поскольку уничтожение Монеса оттолкнуло бы от него проримски настроенных парфян. Вместе с ним были отправлены посланники с просьбой вернуть знамена, захваченные у Красса в 53 г. до н.э., а также тех из его людей, которые еще были живы.
Антоний начал вторжение во время смуты в Парфии. Это наилучшее время для нападения на неприятельское государство, которое только можно помыслить. Так должен был думать Антоний.
Положение лагерников также меняется после прихода в Парфии к власти Фраата IV, убившего Орода. Но уже после того, как Фраат успешно отразил нападение Марка Антония. «Царь Фраат оказался способным военачальником».
«Фраат от этой победы (над Антонием) стал еще высокомернее и в делах правления стал проявлять чрезмерную жестокость, поэтому народ изгнал его. В течение долгого времени Фраат досаждал соседним государствам, наконец, скифам, просьбами и с помощью большого скифского войска был восстановлен в царских правах. Во время отсутствия Фраата парфяне поставили царем некоего Тиридата, который, услыхав о приближении скифов, с большим отрядом друзей бежал к Цезарю в Испанию, где тот вел в это время войну, и привел с собой в качестве заложника младшего сына Фраата, которого охраняли так небрежно, что его удалось похитить».
Октавиан имел достаточно власти, чтобы не допустить освобождения малолетнего сына Фраата. Но допустил.
Тиридат II пришел к власти в 31 г. до н.э. Он, по-видимому, был ставленником группы парфянской знати, связанной с западными областями, тогда как Фраат имел поддержку в коренных областях востока и северо-востока страны, восточнее которых: места расселения пленных. Пять лет в Парфии шла гражданская война.
Фраат именно при помощи саков вынуждает Тиридата бежать в Рим. Именно саки-юэчжи, тохары, помогли Фраату отвоевать к 26 г. до н.э. престол. Не отблагодарить своих спасителей он не мог.
Благодарность Фраата должна была быть весомой.
В Деяниях божественного Августа (Гая Фурина Октавиана) читаем:
«Парфянский царь Фраат, сын Орода, послал ко мне в Италию всех своих сыновей и внуков не потому, что был побежден в войне, а потому, что он, отдав своих детей в заложники, надеялся добиться нашей дружбы».
Веллей Патеркул о возврате пленных также не пишет.
О принудительном возврате пленных пишет только Помпей Трог:
«Когда Цезарь, окончив войну в Испании, прибыл в Сирию для приведения в порядок дел на Востоке, Фраата охватил страх, как бы Цезарь не вздумал идти войной на Парфию. Поэтому со всей Парфии собрали пленных из войск Красса и Антония и отослали их вместе с их военными значками к Августу».
А. Б. Егоров: «То, что какая-то часть пленных не вернулась, подтверждается тем, что с 20 г до н.э. вплоть до войны 54 г. н.э. при Нероне, римский ГУЛаг (говоря языком Новокшонова) долго не пополнялся».
Антиримские, пропарфянские взгляды Помпея Трога общеизвестны. Возникает вопрос: не имели ли симпатии к востоку Помпея Трога, уроженца Нарбонской Галлии, и его оппозиционность к Риму причинами нечто иное, чем свойственное его характеру сострадание жертвам римского империализма? Может он был просто более осведомлен о нравах и жизни римской эмиграции вне Империи и находил их более привлекательными? Нарбонская Галлия стала римской провинцией в 121 до н.э. под названием Gallia bracata от обычая галлов носить штаны (bracae), в противовес Цизальпийской Галлии, которую часто называли Gallia togata, от обычая её жителей носить тогу по римскому образцу.
Кочевники, как и парфяне, тоже носили штаны. Вынуждены были носить штаны и пленные, погоды и местность в Афганистане отличаются от италийских, испанских и французских. В Афганистане климат не средиземноморский, а субтропический континентальный, холодный зимой и сухой жаркий летом.
Головным убором саков были шапки из твердого войлока, стоящие прямо, — кирбасии. В окресностях Ольвии найдена головка от терракотовой статуэтки рыжеволосого варвара в высоком войлочном головном уборе. Иппократ писал, что все скифское племя рыжее.
Кирбасий это колпак, с которым изображали на разных иконах Либерту (Libertas).
Дочь Юпитера и Юноны Libertas, олицетворив, стали изображать в Риме после победы при Беневенте в 214 г. до н.э., одержанной, главным образом, при помощи вооруженных и награжденных волей-свободою рабов. Они и построили ей храм на Авентинском холме. На римских монетах Либерту чеканили с pileus (остроконечною шляпою, головным убором вольноотпущенников) в руке или подле нее. Для бывших рабов дозволение завести семью было в Риме большой наградой. Семьи не бывает без жены. Ее образ стал основой для иконы Либерты.
В новое время Либерту стали изображать то полуголой со знаменем и мушкетом, ведущей мужчин на баррикаду, то с факелом и книгой, как в США.
Пленные привыкли носить штаны. Да и ездить на лошади также лучше в портках. Одеваться на римский лад возможностей не было, а если и появлялись, то римское одеяние, оставаясь неудобным, выглядело вызывающе заметным. Римляне перенимали одежду местных. Штаны были двух типов: несшитые, которые представляли собой две длинные ноговицы, прикрепляющиеся к поясу вязками, и сшитые.
Примечательно, что самые первые седла появляются именно в местах укоренения пленных, да и в Риме с этого времени отказываются от трензеля с псалиями. «На конных статуях и рельефах раннеимператорского периода суголовный ремень уздечки не разделяется и прикрепляется прямо к концу грызла. Поводья тоже прикрепляются к концу грызла, который украшен небольшим металлическим диском — слишком маленьким, чтобы помешать удилам съезжать на бок через рот. Чтобы удержать удила на месте, нахрапник прикреплен к суголовным ремням несколькими дюймами выше уголков рта».
Знакомое всем наездникам седло было изобретено на рубеже н.э. в Центральной Азии или на Дальнем Востоке и было принесено в Европу гуннами. Славянские, германские и романские языки, где распространились названия седла, производные от значения «сидеть», обладают также общими по внутренней форме названиями лук как составных частей седла, связанными с названием лука как оружия. В то же время в языках за пределами славянско-германско-романского ареала связь между названиями луки седла и лука как оружия, насколько известно, не встречается. Следовательно, в славянских, германских и романских языках название седла могло появиться только вместе с распространением такого вида седла, в котором луки как составные части уже присутствовали».
В местах изобретения седла кто-то придумал и предмет известный нам под именем стремя. Первые стремена представляли собой деревянные кружки, которые найдены в раскопах III–IV вв. Однако есть мнение, что первые стремена были веревочные или ременные, они не сохранились в земле. Русское слово стремя явно связано со словом ремень.
Маргианские жеребцы производили впечатление на опытных коневодов тюрок, привыкших к низкорослым степным савраскам. Владелец такого жеребца также выглядел значительно, такому не стыдно было дать дочь для оплодотворения даже зажиточному кочевнику.
Такой жеребец был у Рустама и имел кличку Рахш:
И, насадив онагра целиком
На вертел тот, изжарил над костром.
И разорвал, и съел всего онагра,
Мозг выбил из костей того онагра…
Пока он спал в тени, под шум потока,
Рахш на лужайке пасся одиноко.
Пятнадцать конных тюрков той порой
Откуда-то скакали стороной.
Следы коня на травах различили
И долго вдоль ручья они бродили.
Потом, увидев Рахша одного,
Со всех сторон помчались на него.
Они свои арканы развернули
И Рахшу их на голову метнули.
Когда арканы тюрков увидал,
Рахш, словно лютый зверь, на них напал.
И голову он оторвал зубами
У одного, а двух убил ногами.
Лягнул, простер их насмерть на земле,
Но шея Рахша все ж была в петле.
И тюрки в город с пленником примчались,
Все горожане Рахшем любовались.
В табун коня-красавца отвели.
Чтоб жеребята от него пошли.
Я слышал: сорок кобылиц покрыл он,
Но что одну лишь оплодотворил он.
Проснулся наконец Рустам и встал.
И Рахш ему ретивый нужен стал.
Он берег обошел и дол окрестный;
Но нет коня, и где он — неизвестно.
Потерей огорченный Тахамтан
Пошел в растерянности в Саманган.
И думал горестно: «Теперь куда я
Отправлюсь пеший, от стыда сгорая,
Кольчугой этой грузной облачен,
Мечом, щитом и шлемом отягчен?
Как выдержу я тяжкий путь в пустыне?
Ведь радоваться будут на чужбине,
Враги смеяться будут, что Рустам
Проспал коня в степи и сгинул сам…»
Седло и сбрую он взвалил на плечи,
Вздохнул: «О муж, непобедимый в сече!
Таков закон дворца, где правит зло:
То — ты в седле, то — на тебе седло»…
Он в Саманган пришел. Там — у ворот,
Узнав, его приветствовал народ.
Весть небывалая достигла шаха
И всех вельмож — носителей кулаха,
Что исполин Рустам пришел пешком,
Что по следам идет он за конем…
Почетным строем воинство построя,
Рустама шах с поклоном встретил стоя.
Спросил: «Ответь нам, о вселенной цвет!
Кто нанести тебе решился вред?
Но здесь мы все добра тебе желаем,
Но все твоей лишь воли ожидаем.
Весь Саманган перед тобой открыт,
И все у нас тебе принадлежит!»
Рустам поверил, слыша это слово,
Что нет у шаха умышленья злого.
Ответил он: «В степи, пока я спал,
Неведомо куда мой Рахш пропал.
От той злосчастной речки безымянной
Следы ведут к воротам Самангана.
Дай повеленье разыскать коня.
Воздам я щедро, знаешь ты меня.
Но горе, если Рахш мой не найдется!
И слез и крови много здесь прольется».
Ответил шах: «О избранный судьбой!
Кто враждовать осмелится с тобой?
Будь нашим добрым гостем! Ты ведь знаешь —
Все будет свершено, как ты желаешь!
Сегодня пир тебя веселый ждет,
Сегодня отрешимся от забот.
Беду такую в гневе не исправить,
А лаской можно и змею заставить
Наружу выйти из норы своей.
Имя бывшего военного лагеря Саманга́н стало названием провинции на севере Афганистана. На северо-западе она сейчас граничит с провинцией Балх, на северо-востоке — с Кундуз, на востоке — с Баглан, а на юге — с Бамиан. Кулахи, которые носит знать, это колпаки.
Слово шах впервые (в форме шаханшах) стало употребляться в государстве Сасанидов. Восходит к титулу Ахеменидов xšāyaθiya xšāyaθiyānām — царь царей (подобные титулы известны и из более ранних времён). Слово шах созвучно латинскому sex, шестерка, шесть. В русском языке просторечное шестерка обозначает слугу, полового в трактире, мальчика.
В рассказе Светония о Горации есть шутка, в которой из-за непонимания слова sextariol- смысл мутен. Считается, что имеется в виду некий сосуд емкостью в один секстарий (sextarius, 0,55 л.). Но если принять за этим словом значение списка детей от любовниц и наложниц, список шахов, то слова Светония дают лестную оценку производительным возможностям Горация:
«С виду Гораций был невысок и тучен: таким он описывается в его собственных сатирах и в следующем письме от Августа: «Принес мне Онисий твою книжечку, которая словно сама извиняется, что так мала; но я ее принимаю с удовольствием. Кажется мне, что ты боишься, как бы твои книжки не оказались больше тебя самого. Но если рост у тебя и малый, то полнота немалая. Так что ты бы мог писать и по целому секстарию, чтобы книжечка твоя была кругленькая, как и твое брюшко». В делах любовных, судя по рассказам, был он неумерен, и говорят, что со своими любовницами он располагался в спальне, разубранной зеркалами, с таким расчетом, чтобы везде, куда ни взглянуть, отражалось бы их соитие. Жил он, главным образом, в уединении, в своей сабинской или тибуртинской деревне: дом его до сих пор показывают около тибуртинской рощи».
Один жеребец может менять породу не только у людей, но и у лошадей. Таким как могучий жеребец Рахш обязаны своим появлением многие новые породы лошадей. Классификация пород лошадей до сих пор ещё не вполне разработана. На основании строения скелета и других характерных общих отличий многочисленные породы лошади можно свести к следующим трем типам: 1) норийский (иначе низменный, европейский, германский, северный, окцидентальный); 2) восточный (ориентальный, или арабский); 3) монгольский. Конские породы похожи на человеческие виды-расы. К примеру, Башкирская лошадь — местная порода лошадей, распространенная в Башкирии, а также в Челябинской области, Татарстане и Калмыкии. Возникла в древности от смешивания приведенных из Азии степных лошадей с северными лесными.
В это же самое время роль коневодства осознают и в Китае, где лошади до того были в диковинку и стоили очень дорого. По сообщениям Хань шу, в начале ханьской эпохи коней было так мало, что «даже Сын Неба (император) не имел квадриги чистокровных лошадей, а высшие военные и гражданские чины ездили в повозках, запряженных быками».
«Китайская конница, созданная в эпоху Хань, заимствовала свое вооружение и тактику от кочевников. Длинный прямой меч китайской конницы той эпохи сроден сарматским мечам юга России и кочевых племен Центральной Азии (иранцы и индо-скифы) ».
Гомер называл фракийцев конелюбивыми. Александр Македонский и Спартак сражались верхом. Римляне увлекались романами об Александре Македонском и его бычеголовом коне Букефале.
Всадники всегда почитают своих коней. Любивший с детства лошадей Цезарь очень дорожил своим конем, заботливо оберегая его от всяких случайностей. Он сам выходил и объездил коня, который никого не подпускал к себе, кроме своего хозяина. Незадолго до своей смерти Цезарь поставил статую своего коня перед храмом Венеры-прародительницы .
Получили известность и знаки внимания жеребцу, оказанные Калигулой.
Светоний: «Должностным лицам Калигула разрешил свободно править суд, ни о чем его не запрашивая, списки всадников он проверял строго и тщательно, но не беспощадно: кто был запятнан позором или бесчестием, у тех он всенародно отбирал коня, за кем была меньшая вина, тех он просто пропускал при оглашении имен... Своего коня Быстроногого он так оберегал от всякого беспокойства, что всякий раз накануне скачек посылал солдат наводить тишину по соседству; он не только сделал ему конюшню из мрамора и ясли из слоновой кости, не только дал пурпурные покрывала и жемчужные ожерелья, но даже отвел ему дворец с прислугой и утварью, куда от его имени приглашал и охотно принимал гостей; говорят, он даже собирался сделать его консулом».
Ныне в городах, многих поселках и деревнях почитание с живых коней перешло на мертвые телеги с движетелями внутреннего сгорания от разных изготовителей. Мужчине для странствий ныне достаточно автомобиля и проложенной дороги. В те времена было достаточно коня. Иногда такие странствия порождают новые роды и племена:
«О значении слова киргиз есть две легенды. Первая: у одного человека было сорок дочерей. Так как он был очень богат, и, соответственно этому, жениху пришлось бы платить высокий калым, то никто не хотел на них жениться; тогда он прогнал дочерей в лес, где они питались кореньями. Пришли разбойники, увидели девушек и спросили их, кто они; кырк-кыз (сорок девушек) ответили они. Разбойники взяли всех сорок девушек в жены; от них и происходят киргизы. Вторая: киргизы издревле жили в степи и долгое время не приходили в соприкосновение с городскою культурою соседей. Когда же это случилось, и люди в городе спросили их, кто они, они ответили кыр-гыз (бродящие по степи, по их собственному толкованию). Это очевидное недоразумение, не киргиз означает «бродящие по степи», а слово казак».
«Культ Собаки-предка прослеживается в тюркских генеалогических легендах (например, киргизы считают, что произошли от «сорока девиц», которых облагодетельствовал Красный пес. Здесь народная этимология добавила сюжету персонажей: kyrk kyz — 40 девушек)».
Предание, которое М. И Жих связывает с населением именьковской культуры, передаёт Гардизи в своём Зайн ал-Ахбар (XI в.):
«Один из вождей ас-сакалиба был вынужден удалиться из родных мест, т. к. совершил убийство румийца… он пришел к хазарам, и хакан хазар принимал его хорошо, пока он не умер. Следующий хакан, однако, был сильно настроен против него, и он вынужден был уйти из этого места. Отделившись вновь, он пришёл к Басджирту.
Басджирт происходил из знатных хазар, и его местопребывание было между хазарами и кимаками. У него было 2000 конных воинов. Далее хан хазар послал человека к Басджирту, приказав ему выгнать Саклаба. Он сообщил это Саклабу, и тот удалился в область тогуз-огузов. Между ним и некоторыми из них были узы родства. Но когда он прибыл к месту на дороге между кимаками и тогуз-огузами, хан тогуз-огузов стал отдаляться от его собственного племени, обидевшись на них. Соответственно, многие из них были убиты им, рассеялись и стали по одному или по двое приходить к Саклабу. Всех, кто пришёл, он принял и обходился с ними хорошо, пока они не стали многочисленны. Тогда Саклаб послал к Басджирту и присоединился к нему, пока не стал могущественным. Тогда он совершил набег на гузов, убил многих из них и многих захватил в плен, и так получил великое богатство, как в смысле награбленного добра, так и посредством пленных, которых всех продал (за выкуп). И племя, которое объединилось вокруг него, он назвал кыргызами (хирхиз). Вскоре вести о его богатстве достигли ас-сакалиба, и многие пришли к нему от ас-сакалиба вместе со своими семьями и имуществом. Они смешались с теми, кто был там раньше, и образовали родственные связи, пока не стали одним народом. Это причина, по которой свойства и характерные черты ас-сакалиба можно обнаружить среди кыргызов: красноватые волосы и белизну кожи».
В местах продолжительного укоренения римлян кочевники-скотоводы Киргизии и южного Казахстана еще в начале XX века пренебрежительно называли желтыми собаками (сары ит, сарт) оседлых — сельчан и горожан, крестьян и ремесленников, торговцев. Это население занимало северное прибрежье реки Сыр и юг Казахстана, Киргизию, от Арала до Хорезма на западе до Восточного Туркестана и Тарима (включая северную Индию) на востоке. Это прозвище сартов нередко воспринималось как принижающее и оскорбляющее достоинство человека, называемые так иногда даже подвергались побоям. Поэтому сарты отказались от этого названия, приняли и закрепили за собой одно из племенных названий — узбек. Политическая организация сартов стала называться Узбекистан. Таким образом, народ сарты, насчитывавший до миллиона человек лишь в одной Фергане, как бы исчез.
В. В. Радлов: «Сарт есть индийское слово; имело первоначальное значение купец». Георги И.-Г.: «Сарты — караванами путешествующие купцы». В те времена купец не брезговал и ушкуем-разбоем.
Родина была там, где жила родня матери. Часть детей кочевниц предпочла кочевому седлу оседлую жизнь в родных краях. Для другой части детей лагерь стал тем, чем он был для легионеров, маленьким передвижным Римом, вторым домом, а в случае с невозвращенцами — единственным. Так было на Западе, также стало и на Востоке, с той особенностью, что для прижитых от кочевниц детей, кастратов, castrenses, лагерь — castrum — в равной степени становился Отечеством.
Слово тÿрк значит сильный, крепкий. Согласно А. Н. Кононову, это — собирательное имя, которое впоследствии превратилось в этническое наименование племенного объединения. Каков бы ни был первоначальный язык этого объединения, к V в., когда оно вышло на арену истории, всем его представителям был понятен межплеменной язык того времени — сяньбийский, т.е. древнемонгольский. Китайские авторы считают понятия «тюркский хан» и «волк» синонимами, видимо, опираясь на воззрения самих тюркских ханов. Не случайно сяньбийская царевна говорит про своего мужа, хана Шаболио: «хан по его свойствам есть волк»; и в инструкции при нападении на тюрок сказано: «таковую должно употребить меру: гнать кочевых и нападать на волков». Любопытно противопоставление: волки — кочевники. Из него следует, что волки кочевниками не являются.
Те, кого мы сегодня называем тюрки, знакомясь с пришельцами, поначалу с трудом их различали на лица и по именам, настолько непривычно един был вид этих светлокожих европейцев. И имена у всех казались одинаковыми, все на –us (Gajus, Marcus, Titus, Publius etc).
Местные так и прозвали пришельцев: узбеки. Us-uz-уз (после озвончения) — это окончание имен собственных мужского рода единственного числа в латинском языке, а бек, обычное тюркское обращение к непугливому незнакомому мужчине, вроде современного русского: уважаемый. Со временем некоторые узбеки сжились с местными, переженились на луноликих смуглых аборигенках, дали потомство. Таких было немного, предания узбеков говорят о 92 родоначальниках.
По явно поздней легенде 92 человека отправились в Медину, где приняли участие в войне пророка Мухаммада против кафиров и были приобщены к исламу святым Шах-и Марданом (Шах + Мардан, Шамардан, Шамар, Шаймар, Шайма. Повелитель сильных и смелых мужчин. Марданшах). От этих 92 человек, согласно легенде, будто бы и произошли узбекские племена.
Традиционно считается, что существует 92 рода и племени узбеков кочевого Дешт-и-Кипчакского происхождения, вошедших в состав будущей узбекской нации. 92 рода включают в себя «названия большинства тюркских и некоторых нетюркских этносов, населявших Среднюю Азию в то время». Узбек — «сам себе господин».
«Согласно Полю Пелио имя Узбек (Özbäg) значит хозяин себя (maître de sa personne), то есть свободный человек». Узбек по латыни civis, гражданин, узбеки: populus, народ, люди.
Через дюжину столетий произошел похожий случай. Когда в XV веке турки шли к Константинополю, разведчики турок выспрашивали у местных греков направление. Греки показывали и говорили:
— Истинполин!
Тюркоязычные турки слышали: «Истамбули». Так Константинополь–Царьград стал еще и Стамбулом.
Это латинское однообразное –us в именах произведет впечатление не только на предков тюрок, но и на китайцев, дойдя до нас в названии племени усунь (烏孫).
И. В. Кюнер: «В гл. 30, т. IV известного труда Хэ Цю-тао «Шофанбэйчэн» (написан в 1851 г., но опубликован лишь в 1881 г.) содержится «Исследование о племени усунь». Автор в ней развивает точку зрения, высказанную в китайской литературе уже в монгольскую эпоху, о том, что усуни являются предками русских. Исследование Хэ Цю-тао, естественно, сразу останавливает наше внимание, независимо от того, насколько убедительны доводы в защиту подобной точки зрения. Важно уже то, что здесь выражается особый взгляд китайских ученых на русских, как искони связанных с Азией и являющихся, таким образом, с давних пор (задолго до начала н. э.) соседями Китая:
Предисловие Хэ Цю-тао: «Исследователи происхождения русского государства не едины [во мнениях]. Одни считают, что русские — это древние гаогюй, так как их кочевые обычаи близки [народам] северных стран. Другие считают, что это древние даши (арабы), так как их торговые обычаи близки к [обычаям] Западного края. Однако оба мнения неточны. Мнение У Чжао-цяня и Янь Биня, что русские суть древнее племя усунь, впервые было высказано юаньскими авторами Ван Хуем и Юй Тан-цзя. Некоторые усомнились в этом вследствие дальности расстояния [между усунями и русскими]. Ныне, учтя сходство их наружности и исследуя переход звуков в названиях их государств, узнаем, что олосы в действительности потомки усуней. Рассуждения всех авторов всегда опирались на доказательства...
В Ханьское время усуни были посредниками между сюнну и Западным краем; [они] обладали одновременно обычаями кочевников северных стран и торговцев Западного края. В наши дни олосы — посредники между Монголией и Европой, они также имеют одновременно обычаи кочевников северных стран и торговцев Западного края. Усунь собственно было кочевым государством; следуя за водой и травой, усуни перемещали [свои] кочевья, не имея постоянного места; это подобно тому, как в начале Хань[ской династии] Большие юечжи первоначально находились между [хребтом] Цилянь и [городом] Дуньхуаном, но, будучи разбиты сюнну, переселились на запад, затем подчинились [государству] Дася и учредили стоянку на р. Гуй в качестве ставки...
В юаньскую эпоху [киданьский правитель] Йелюй Даши ведя [свой] народ, бежал на запад, затем овладел землями Западного края и учредил государство, просуществовавшее 100 лет (это было Кара-китайское царство).
Это все ясные доказательства того, что кочевые государства поочередно переходили от упадка к возвышению.
Старое государство Усунь первоначально также находилось между Цилянем и Дуньхуаном. В старину жители олосы называли себя лаоцян (старые цяны, т. е. тибетцы). Между Дуньхуаном и Цилянем как раз [находится] место, где собрались сицян (западные цяны). Отсюда [они] переселились и достигли Чигу (о нем ниже). Отсюда переселились к Цунлину (Луковые горы или Памир). Все эти дела о переселениях усуней смотри в династийных историях.
С этого времени в Цунлине не было слышно, чтобы [там] были усуни, но олосы впервые появились на западе от хребта Ула (Ула-лин, или Уральский хребет). Так как Улалин есть северо-западный отросток Цунлина, то русские именно переселенцы племени усунь. Это точно может быть доказано.
В недавнее время торгоуты с Яр переселились далеко на Эцзилихэ (р. Волга). Старые кочевья торгоутов отстоят от [Волги] на восток на 5–6 тысяч ли, столица Олосы Мосукэва (Москва) отстоит от Волги едва на 2000 ли с чем-то. [Как можно] верить, что торгоуты могли далеко переселиться; и верить, что усуни могли далеко переселиться? Разве это, неверно? Если прочитать в старых документах, например, о городе Талос, реке Яоша и в этом роде, так все они [названы] по государствам. Эти места как раз и могут служить ясным доказательством постепенного переселения усуней на запад. Здесь излагается исследование о племени усуней, чтобы разрешить все сомнения».
Исследование о племени Усунь
Ян Бинь в «Любяньцзилио» 6 говорит: «Алосы также пишут Олосы, это лоча (русские). [Живут] за изгородью (имеется в виду «Ивовая изгородь», служившая границей Южной Маньчжурии). Их (русских) называют лаоцян; они люди с голубыми впалыми глазами, выдающимся носом, желтой (рыжей) курчавой бородой, с длинным телом; много силы, но любят поспать и, когда спят, не сразу просыпаются. Искусны в пешем бою, умеют обращаться с ружьями, не боятся луков и стрел. Если стрела попадет в тело, спокойно вытащат ее, Посмотрят друг на друга и засмеются...»
«Ван Цю-цзянь в «Юйтанцзяхуа» считает, что древние усуни это есть нынешние олосы. Я с полным звуком рифмую их. Эти звуки собственно находятся [по своему произношению] между «у» и «о», «сунь» и «сы», и нет подходящих [иероглифических] знаков [для их точного транскрибирования]. Переводчики, не найдя близких по своему звуку имен, принимали среднее [начертание].
У первых переводчиков звук менялся, и они по ошибке передали неправильное имя, потом разница [в произношении] стала неизвестна [ученым]. Этому государству [Усунь] на деле 2000 лет, как один день. Я, недавно прочитав собрание сочинений [Ван] Цюя и [Юй Тан-]цзя об усунь, счел [его] неверным.. Впоследствии, выехав за пределы [Великой] стены, увидел людей того государства [России]. Внешность у всех совпадала с [внешностью] усуней, [как она представляется] по комментариям Яньши. Вследствие этого я снова начал сомневаться» Ныне, прочитав слова Ван Цю-цзяня, сперва растерялся. Что касается положения страны, расстояния [по] дорогам, [то в этом] я не имел времени разобраться».
В. А. Дмитриев: «Усбеки у Георги упоминаются в значении тюркского компонента этногенеза народов Средней Азии, связанного с этносом узы (озы). Уцы — гузы (узы, огузы): 1) огузы — в языковой классификации часть тюркоязычных этносов (азербайджанцы, гагаузы, туркмены, турки); 2) гузы (огузы, торки) — тюркские племена, вытеснившие в Причерноморье печенегов, но вытесненные половцами». В. И. Даль: «Ушкуй, ушкол. стар. ладья, лодка. Бысть их 200 ушкуев, поидоша вниз волгою рекою, летпс. Великого новаграда разбойницы, 70 ушкуев, пришедше взяша Кострому град разбоем, летпс. Ушкуйник, речной разбойник; новгородские ушкуйники, шайки удальцов, пускались открыто на грабеж, и привозили добычу домой, как товар. Идоша на них за Вятку ушкуйницы, разбойницы, летопс. Ушкуйничать, пускаться на грабеж шайками, на ушкуях». М. Р. Фасмер: «Ушкуй, вид речного судна, диал. у́шкой, олонецк., др.-русск. ушкуи, ушкуиникъ, речной разбойник, ускуи, ушкулъ. Источником считается др.-вепс. *uškoi̯, небольшая лодка, стар. фин. wiskо – то же, эст. huisk, перевоз».
Через вторые руки узнал о подвигах özбеков-уцов и Юстин, написавший в прологе своих выписок из Помпея Трога: reges Thocarorum asiani, т.е. асы — владыки тохар.
Гостеприимство в степи и деревне — необходимое условие выживания. Так было еще совсем недавно: «Монголы довольно гостеприимны; они свободно могут не брать с собою еды и денег, будучи твердо уверены, что в любой юрте их и накормят, и напоят. Большою вежливостью у монголов считается встретить гостя вне юрты, равно и проводить его до лошади. При встрече не только друг с другом, но даже и с нами, монгол вместе с приветствием вручает и табакерку. Монгольский обычай требует, взяв щепотку табаку, передать табакерку соседу; тот в свою очередь передает ее следующему, пока табакерка не обойдет всех присутствующих и не возвратится к владельцу. Таким образом в своих руках я передержал много монгольских табакерок и одну из них, наиболее интересную по отделке, приобрел в собственность». Обычай явно древнее открытия Колумбом Америки и тамошней курительной травки табака. В советской армии также иногда раскуривали одну козью ножку махры на всех при встрече. Есть выражение: Давай покурим? Или проще: Покурим?
Об огнях-пожарищах,
О друзьях-товарищах
Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить.
Вспомню я пехоту,
И родную роту,
И тебя за то, что ты дал мне закурить.
Давай закурим, товарищ, по одной,
Давай закурим, товарищ мой.
«Буретты (буряты, монголы, — Д. Н.) все, без изъятия как мужеского, так и женского пола, старые и молодые, великие охотники курить табак обыкновенный, смешав оный с изрезанной мелко сосновой корой, или же «Китайский шар», из самых малых китайских трубок (ганга)».
Первыми с кочевниками должны были познакомиться пленники всадники-кавалеристы и пастухи. Среди всадников в войсках Красса и Антония было много кельтов. Дружбу укрепляла перепродажа тюркам вина. Алкоголь, являясь тяжелым наркотическим веществом, должен был вызывать у монголоидов быстрое привыкание и зависимость. Похожий случай мы наблюдаем сейчас:
«Особенностью физиологии народов Севера является быстрое формирование алкогольной зависимости и особая картина развития алкоголизма. Поэтому у представителей коренных народов, злоупотребляющих алкоголем, быстро формируется алкогольная зависимость, и алкоголь оказывает сильное разрушающее воздействие на мозг».
«Указом царя Алексея Михайловича был наложен запрет, а его сын, Петр Великий, распорядился таможню установить на торговых путях и сурово карать контрабандистов. С началом мировой войны государственная торговля водкой вообще была запрещена. Так что спаивание северян не идет ни в какое сравнение с тем морем спиртного, которое вылилось в советские годы (данных о последних 22 годах спаивания нет, но полагаю, они чудовищны. — Д. Н.)… Водка сделала свое черное дело — не стало естественных смертей: стали стреляться, вешаться, тонуть, мернуть… Мне никогда не забыть того потрясения, которое я испытал, находясь в окружной больнице. Санрейсом из одной фактории привезли молодого охотника с пулевым ранением в живот. Стрелялся сам. И главное, — трезвый. В больнице он продолжал вести себя, как ненормальный: рвал на себе бинты, выкрикивал оскорбительные слова врачам, пытавшимся его спасти, зло вопрошая: «Что вам здесь надо? Зачем вы приехали к нам в тайгу? Дома места, денег не хватало? Зачем губите нашу тайгу, истребляете оленей? Все равно Бог вас накажет…»
К вечеру он затих, а ночью скончался, вытянулся, лицо стало умиротворенным, как бы говорило: «Все, слава Богу, я отмучался, а вы, как хотите, продолжайте свою ненужную суету…»
Окисление алкоголя в печени происходит в два этапа. На первом этапе этанол превращается в ацетальдегид. Это вещество гораздо токсичнее этанола, и именно накопление ацетальдегида является причиной неприятных ощущений при употреблении больших доз спиртного. На втором этапе ацетальдегид окисляется с образованием безвредных продуктов, которые выводятся из организма. Скорость работы ферментов первого (алкогольдегидрогеназа, АДГ) и второго (ацетальдегиддегидрогеназа, АлДГ) этаэтапов задается генетически. Частота атипичных форм АДГ и АлДГ у русских такая же, как и у других народов Европы. По особенностям метаболизма этанола, определяемым упомянутыми ферментами, русские от других народов Европы не отличаются.
«В 1970-х гг., когда атипичные (то есть не такие, как у европейцев) формы ферментов, окисляющих алкоголь, только были открыты, возникли предположения, что именно они являются исходным вариантом, а устойчивость к алкоголю у человека возникла позже из-за того, что в теплых краях люди ели подбродившие фрукты. Однако, как было показано в генетических исследованиях, исходным признаком является как раз устойчивость к алкоголю, а чувствительность к нему, обусловленная двумя мутациями, распространилась в результате действия отбора и адаптации к неизвестному пока фактору среды. Исходно атипичные ферменты и реакция на алкоголь (флашинг и повышенная чувствительность) были выявлены у японцев, корейцев, тайванцев. В отсутствие данных по другим популяциям эти особенности сочли типичными для монголоидов. Лишь позже появились исследования распределения этих мутаций у представителей различных этнических групп. Центром распространения обеих мутаций является Юго-Восточная Азия. По мере удаления от этого региона частота их снижается.
У северных монголоидов эти мутации практически отсутствуют».
Должны пройти века, прежде чем в телах выживших потомков пьющих начали вырабатываться необходимые вещества. Ныне около трети китайцев могут употреблять алкоголь в европейских дозах.
Времени проходит много, гораздо больше, чем прошло до осознания пленными своего нерабского состояния, своей личной свободы, а после освобождения их по договору Фраата с Фурином и своей воли; они стали особо подчеркивать, что узбеки — люди свободные, вольные, не рабы.
Dio 72, 9, 3. Бойцы одной из тагм армии Марка Аврелия происходили из Мелитены и были христианами.
Zos. 4, 7, 1.
Soz. 1, 8, 35. См. Лысенков С. М. Зарождение постоянной цифровой идентификации военных подразделений в римской армии // Parabellum novum: Военно-исторический журнал. № 1 (34). СПб, 2013. С. 16–26.
Банников А. В. Шмидт Г. А. Особенности позднеримской военной терминологии // Parabellum novum: Военно-исторический журнал. № 1 (34). СПб, 2013. С. 6–15.
Prbḥtk (ср. bḥtdtk — имя мадубара, чиновника-счетовода, непосредственного сборщика налогов или их приемщика).
Ср. *Fratafarnah, известно по греческой передаче (Arrian. Anab. 3, 28, 2); согдийское и. с. ßtwprn (Fatufarn), мугский документ А–14.
Лившиц В. А. Парфянская ономастика. СПб, 2010. С. 223–224.
Diod. 17, 80; Luc. De hist. scrib. 31. Слово было заимствовано и в другие языки, ср. сирийское tgm’, t’gm’ «ряд, отряд; поручение; толпа, когорта».
А. Валентайн высказал предположение о связи греческого τάγμα с тюрк. tuman, десять тысяч, мгла, которое сейчас объясняют частично из авест. dunman, туман, частично — из тохар. tumane, tumāṃ, десять тысяч, и, следовательно, со славянскими: тьма и темник (См. М. Р. Фасмер).
Парф.-ман. ‘strtywt’ = греч. stratiwths «воин, солдат».
Лившиц В. А. Ibid.
Лившиц В. А. С. 148.
Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. Речевой и графический портрет советской тюрьмы / Сост.: Д. С. Балдаев, В. К. Белко, И. М. Исупов. М., 1992; знаниям о жизни в продолжительном заключении я обязан своему армейскому другу В. Л. Лопатину, некоторым учителям, упомянутым в предисловии, и другим замечательным людям.
Suet. D. Aug. 17, 1.
Цитирую слова А. Б. Егорова.
Hor. Carm. 3, 6, 9; Plut. Anton. 31, 1–2; 46, 4–5; Cass. Dio XLIX, 23, 5; 24, 2–4).
Plut. Ant. 37.
Monaeses, латинская (из греч.) передача парфянского имени Manec или Manez: Лившиц В. А. Парфянская ономастика. СПб, 2010. С.108.
Dio Cass. 49, 24; Plut. Ant. 37.
Егоров А. Б. Антоний и Клеопатра. Рим и Египет: встреча цивилизаций. СПб, 2012. С. 199–202.
Iust. 42, 5, 5–7.
Кошеленко Г. А. О внутриполитической борьбе в Парфии // Вестник древней истории. 1963. №3. С. 60.
RgdA 32, 2. Пер. М. Ф. Дашковой по изд.: «Римская история» Веллея Патеркула / Немировский А. И., Дашкова М. Ф. Воронеж, 1985. C. 211.
Iust. 42, 5, 10–11.
Дополнение А. Б. Егорова из отзыва на публикацию черновика 20 сентября 2013 г.
Дуров В. С. История римской литературы. СПб, 2000, С. 311–314; Юстин, Марк Юниан. Эпитома сочинения Помпея Трога Historiae Philippicae. С. 6–20.
Равдоникас Т. Д. Очерки по истории одежды населения северо-западного Кавказа (V в. до н.э. — конец XVII в.). Л., 1990. С. 24-25.
Свобода, ведущая народ (La Liberté guidant le peuple) — картина французского художника Эж. Делакруа, написанная по мотивам июльской революции 1830 года.
Statue of Liberty, Свобода, озаряющая мир, Liberty Enlightening the World — скульптура в США, называемая символом Нью-Йорка и США, свободы и демократии, Леди Свобода. Подарок французских граждан к столетию американской революции.
Андерсон Дж. К. Древнегреческая конница / Пер. М. Н. Серафимова. СПб, 2006. С. 110–126.
М. Р. Фасмер: Лука, изгиб, луговое или лесное пространство в излучине реки, изгиб седла, укр. лука́, мыс, образуемый рекой; заливной луг, блр. луковíна, излучина, др.-русск. лука, изгиб, залив, хитрость, коварство, ст.-слав. лѫка, цслав. лѫка, болг. лъка́, изгиб, луг, выгон, сербохорв. лу́ка, луг, гавань, словен. lǫ́kа, болотистый луг в долине, чеш. louka, луг, слвц. lúka, польск. ɫąka, местн. н. Ostroɫęka, в.-луж., н.-луж. ɫuka. Родственно лук, ляка́ть; Толстой Н. И. Луг-лука // Славянская географическая терминология. Семасиологические этюды. М., 1969. С. 110–116.
Понарядов В. В. Распространение названий седла в индоевропейских языках // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XVII. Материалы чтений памяти И. М. Тронского. 24–26 июня 2013 г. СПб, 2013. С. 728–736.
Никоноров В. П. К вопросу о роли стремян в развитии военного дела. // Степи Евразии в древности и средневековье. Кн. II. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения М. П. Грязнова. СПб, 2003. С. 263–267; Комиссаров C. A. К вопросу о происхождении стремян // Снаряжение кочевников Евразии. Барнаул, 2005. С. 127–129; Тишкин А. А. Горбунова Т. Г. Методика изучения снаряжения верхового коня эпохи раннего железа и средневековья: Учеб.-метод. пособие. Барнаул, 2004. С. 126; Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991. С. 296.
Алмазов Б. А. Прощайте и здравствуйте, кони! Л., 1978. С. 60.
Опытный кавалерист А. Валентайн заметил, что описанное указывает на наличие в составе сбруи стремян.
Фирдоуси. Рустам и Сухраб (Из эпоса «Шахнаме») / Редкол.: Х. С. Сулейманов и др. Ташкент, 1979. С. 6–11.
Дари سمنگان = Samangān, пушту سمنګان.
Ср. с узбекским городом Наманган, выводят из персидского Намак кан — соляная копь. Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через Намангансай) в первые века нашей эры (http://namangan.vo.uz/).
В русском воровском жаргоне: осведомитель.
Vereri autem mihi videris ne maiores libelli tui sint, quam ipse es; sed tibi statura deest, corpusculum non deest. Itaque licebit in sextariolo scribas, ut circuitus voluminis tui sit ogkodestatos, sicut est ventriculi tui.
Suet. Hor. 6. Пер. М. Л. Гаспарова.
Книга о лошади / Под ред. С. М. Буденного. В 5 т. М., 1952.
Башкирская лошадь: http://elite-pets.narod.ru/horse_31.htm
Кожанов С. Т. 1) Колесный транспорт эпохи Хань // История и культура востока Азии. Новосибирск, 1984. С. 67–75; 2) Снаряжение и одежда воинов эпохи Хань // Древние культуры Китая, палеолит, неолит и эпоха металла. Новосибирск, 1985. С. 112; 3) Организация военного дела в Китае конца I тыс. до н.э. // Китай в эпоху древности. Новосибирск, 1990. С. 76–87.
Ростовцев М. И. Срединная Азия, Россия, Китай и звериный стиль // Seminarium Kondakovianum. Гл. 3. Прага, 1929; Ginters W. Das Schwert der Skythen und Sarmaten in Süd Russland. Berlin, 1928. S. 75.
Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 46–49.
XIII, 3–6; Топоров В. Н. Еще раз о фракийском всаднике в балканской и индоевропейской перспективе // Образ мира в слове и ритуале. Балканские чтения — I. М., 1992. С. 3–32.
Нестеров С. П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск, 1990; Ковалевская В. Б. Конь и всадник (пути и судьбы) / Посл. Н. Я. Мерперта. М., 1977. С. 30–31.
Рождение коня Цезаря Дион Кассий относит к 60 г. до н.э. (Dio 37, 54).
Suet. D. Jul. 61; Plin. N. H. 8, 44, 155.
Дуров В. С. Юлий Цезарь: Человек и писатель. СПб, 2013. С. 135–136.
Быстроногий, Incitatus (Борзой, пер. Ильинского): Дион уверяет, что Калигула сделал бы коня консулом, если бы не был убит (59, 14).
Пер. М. Л. Гаспарова. Cal. 4, 2; 55, 3.
Карутц Р. Среди киргизов и туркменов на Мангышлаке / Пер. Е. Петри. СПб, 1911. С. 18–19. Львович Дм. По киргизской степи. Путевые очерки. Петроград, 1914.
Сулейменов О. О. Собака // Язык письма / Татарская электронная библиотека.
Прим. В. В. Ребрика: сакалиба = склавины.
Пер. Е. С. Галкиной. Жих М. И. Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников). СПб–Казань, 2011. С. 33–34.
Производить народное имя узбеков от хана Узбека все равно что утверждать происхождение названия нашей копейки от имени Золото-Ордынского Кебек или Кöпек-хана или имени ногайцев от Ногая: Григорьев В. В. Жизнь и труды П. С. Савельева. Преимущественно по воспоминаниям и переписке с ним. С приложением портрета П. С. Савельева и снимка с его почерка. СПб, 1861. С. 260.
Рассудова Р. Я. Желтая собака (к истории этнонимов населения северной Сырдарьи и южного Казахстана // Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени. СПб, 2012. С. 84.
Самойлович А. К вопросу о сартах // Живая старина отделения этнографии Императорского Русского географического общества. Вып. 3. СПб, 1910. С. 269.
Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей / И.-Г. Георги; пред. и прим. В. А. Дмитриева. Перепеч. с изд. 1799 г. СПб, 2007. С. 785.
Махлаюк А. В. Солдаты Римской империи. C. 174–182.
Современное слово кастрат имеет далекое от исходного значение.
Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. М., 1967. С. 22–29: Это был язык команды, базара, дипломатии. С этим языком Ашина в 439 г. перешли на северную окраину Гоби. Слово «Ашина» значило «волк». По-тюркски волк — бури или каскыр, а по-монгольски шоночино. «А» — префикс уважения в китайском языке. Следовательно, «Ашина» значит «благородный волк». Не подвергшееся китаизации слово сохранилось в арабской записи этого имени Шанэ. Вопрос о том, насколько правомерно называть ханов Ашина тотемистами, при современном состоянии наших знаний не может быть разрешён, но ясно, что название «волк» имело для тюрок VI в. огромное значение.
Ртвеладзе Э. В. Из недавних открытий узбекистанской искусствоведческой экспедиции в Северной Бактрии-Тохаристане // Вестник древней истории. 1990. №4. С. 143–144. Там же: Устинова Ю. Б. Наскальные латинские и греческая надписи из Кара-Камара. С. 145–147.
Бартольд В. В. Тюрки. Алматы, 1998. С. 19; Кляшторный С. Г. Каган, беги и народ в памятниках тюркской рунической письменности // Востоковедение. 9. Филологические исследования / Ученые записки ЛГУ № 412. Серия востоковедческих наук. Вып. 25. Л., 1984. С. 143–153.
Данные, в частности, о традиционном жилище узбеков: Жилище народов Средней Азии и Казахстана // Отв. ред. Е. Е. Неразик, А. Н. Жилина. М., 1982 г.
Самые ранние упоминания слова узбек в качестве личного имени относятся к XII веку: Усама ибн Мункыз. Книга назидания. Пер. Ю. И. Крачковского. М., 1958. С. 134; Рашид ад-дин Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М., 1952.
Ромодин В. А. Материалы по истории киргизов и Киргизии. М., 1973. С. 202.
Султанов Т. Кочевые племена Приаралья в XV–XVII вв. // Вопросы этнической и социальной истории. М., 1982; Савельев П. С. Бухара в 1835 году: С присоединением известий обо всех европейских путешественниках, посещавших этот город до 1835 года включительно. СПб, 1836. С. 17; Ханыков Н. В. Описание Бухарского ханства. СПб, 1843. С. 58–66; http://en.wikipedia.org/wiki/Uzbeks
Вернадский Г. В. Монголы и Русь. Золотая Орда, Литва и Московия, 1419–39 гг. Ч. 1. http://oldru.com/vernadsky/ver03/30.htm
Или же Истонполин?
Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. СПб, 2005.
Кадырбаев А. Ш. Великие переселения народов с востока в центр Азии: юэчжи, сюнну, канцзюи, усуни и их государства. III век до н.э. — V век н.э. (по материалам китайских династийных историй) // Иран-Наме. Научный востоковедческий журнал. 1 (9). Алматы, 2009. С. 35–57. Зуев Ю. А. 1) К вопросу о взаимоотношениях усуней и канцзюй с гуннами и Китаем // Известия АН Казахской ССР, серия общественных наук. Вып. 2. Алма-Ата, 1957; 2) Исторические проекции казахских генеалогических преданий. К вопросу о пережитках // Казахстан в эпоху феодализма. Алма-Ата, 1981. С. 69–76; 3) К этнической истории усуней // Труды Института истории, археологии и этнографии. Т. 8. Алма-Ата, 1960.
Олосы-го, олосы здесь и ниже — русские.
Ю-му.
Шан-гу.
Син-го.
Бу-цзу.
Хорошо известное сочинение, составленное около 1689 г., изданное в 1891 г. в сборнике «Сяофанхучжайюйдичунчао» и переизданное в 1936 г. в серии «Цуншуцзичэн». — Н. К.
Котлы или котлы летучего огня — род старинных ружей при Цзинях [Цзиньской династии] (1115–1234). Справка [Хэ] Цю-тао: «Лаоцян (старые котлы или ружья) — ошибка, — вместо лаоцян (старые цяны)» (см. выше).
Кюнер И. В. Китайские известия о народах южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961. С. 68–71.
Сйе-чжи.
Янь Ши-гу: «В ”Ханьшучжу” (”Примечания к Ханьшу”) говорится: «Усунь из всех жунских [племен] Западного края особенны, их вид наиболее отличен. Те из нынешних ху, которые имеют синие глаза, красную (рыжую) бороду, а наружностью похожи на ми-хоу, это собственно [и есть] потомки племени [усунь]”» Сюй Сун в дополнительном примечании говорит: «Господин Цяо в ”Илинь” (”Лес диковинок”) говорит: ”У женщин усунь глубокие глаза, они черные и безобразные, это и есть отличительная [черта] их наружности”. Справка [Хэ] Цю-тао: «Владение Усунь в ”Танской истории” (”Таншу”) не исследуется. Его дела [в истории] таковы. По словам [Янь] Ши-гу, он должен был знать их по личным наблюдениям. Действительно, в начале Танской династии усуни еще приезжали в столицу. Потом переселились еще далее на запад. Поэтому [о них] не было слышно».
Кюнер И. В. С. 71–72.
Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Перепеч. с изд. 1799 г. С. 789.
42.
Козлов П. К. Трехлетнее путешествие (1899–1901 гг.) по Монголии и Тибету. Экспедиция Императорского Русского географического общества. СПб, 1913. С. 13.
Давай закурим, товарищ, по одной. Сл. И. Френкель, муз. М. Табачников, 1941.
Будаев Ц. Б. Бурятские диалекты (опыт диахронического исследования). Новосибирск, 1992; Владимирцов Б. Я. Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхаского наречия. Введение и фонетика. Л., 1929; Поппе Н. Н. Учебник монгольского языка. Л., 1932.
Георги И.-Г. С. 423.
Спирт от лат. spiritus — дух; устар. алкого́ли, от араб. الكحل (al-kuḥl) — порошкообразная сурьма. Слово спирт появилось в русском языке во времена Петра I.
http://en.wikipedia.org/wiki/Alcoholism
Анисимов Н. А. Алкоголь — главный враг северян / Профессия и здоровье // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. №24 (217), 2003: http://www.budgetrf.ru/…/vestniksf21…/v … -24050.htm
Немтушкин А. Прерванная песня // Эвенки бассейна Енисея / В. С. Золототрубов, В. П. Кривоногов, П. В. Катков и др. Новосибирск, 1992. С. 5–6.
Сообщение А. Валентайна со ссылкой на: Буровский А. Бремя белых. Необыкновенный расизм. М., 2011.
Боринская С. А. Козлов А. И. Янковский Н. К. Гены и традиции питания // Этнографическое обозрение. № 3. 2009. С. 117–137.
Новокшонова Д.Е.