Иванка написал(а):
Шила-на-Гиг
Давно хотелось про неё написать, всё руки не доходят. Её имя мне напоминает Алый Сиг.
Сва, выполняю своё обещание. Вот, поскребла по сусекам:
Шила-на-гиг (англ. Sheela na Gig) — скульптурные изображения обнажённых женщин с увеличенной вульвой на церквях, замках, нормандских башнях и других строениях Средневековья на территории Западной Европы, Чехии и Словакии. Наибольшее их количество находится в Ирландии и Британии. Половина из них находятся в своих исходных местонахождениях: на стенах христианских церквей, внутри замков, на колоннах. Многие фигуры были уничтожены.
http://snowwhite-bird.livejournal.com/130524.html
Лет 15 назад я прочитала в своем любимом журнале "Наш" статью про это удивительное божество. А сегодня с утра пораньше, чего-то вспомнила о ней и решила с вами поделиться. Ощущения, которые вызывают у меня изображения Шилы можно описать такими словами: веселая, безудержная, мощная женская Сила, та, которая живет в каждой женщине и находится между пупком и лобковой костью. До сих пор ученые мужи не могут определить истинного предназначения этого божества, но мне кажется, что она связна с Рождением. Самое интересное, что ее изображение до сих пор сохранилось на стенах христианских (!) храмов, не говоря уже о средневековых замках и башнях.
http://kano-legr.livejournal.com/40697.html
Несколько лет назад, когда я еще ничего не слышала о Кали и вообще никоим образом не задумывалась на тему Женского для себя, мне пришло изображение Шилы-на-гиг. Я тогда почувствовала умиротворение и радость. Изображение ее меня не только не отпугивало, но и притягивало. Сейчас многое сложилось, прояснилось и эта моя мимолетная встреча с Шилой-на-гиг тоже неслучайная случайность. Восстанавливая связь, с благодарностью выкладываю этот материал( не мой).
ШЕЙЛА-НА-ГИГ (Sheila-na-Gig)
Фигурка кельтской богини плодородия, которая некогда украшала двери всех ирландских и некоторых британских домов в качестве амулета. Шейла-на-Гиг, или "веселая Шейла", представляет собой вырезанную из дерева сидящую на корточках женщину с открытым половым органом. Иногда ее рот открыт, возможно, это должно изображать экстаз рождения (или просто крик, скажем прозаичнее).
Ее влагалище имеет форму "VESICA PICSIS", или корабля-рыбы, священной геометрической фигуры, которую при строительстве пирамид использовали еще древние египтяне. Так же ее применяли строители мегалитов и масоны. "VESICA PICSIS" состоит из овала, образованного двумя равными пересекающимися окружностями. Эта фигура символизирует равновесие двух сил, взаимопроникновение неба и земли, духа и материи. Ассоциируясь с влагалищем, она была так же символом рождения.
На всех найденных изображениях vesica pixis - а они чаще связаны с христианской традицией сейчас - картинка повернута по вертикали, чтобы, если оставить ее в ПРАВИЛЬНОЙ горизонтальной позиции, не возникало ассоциаций с тем, чем изображение на самом деле является...
До XIX века Шейлу-на-Гиг вырезали над дверьми всех ирландских церквей и в некоторых местностях Британии. Учитывая исторически сложившееся негативное отношение христианства к сексу и женщине, удивительно использование женского полового органа в качестве украшения при входе в церковь. Ничего удивительного: церкви ставились на местах прежних святилищ, или использовали более древние сакральные сооружения, со всей их предыдущей символикой и орнаменталистикой. Или, как описывается в том же "Викинг: дитя Одина" - мастера-камнерезы и строители из местных, привносили в работу традиционные элементы старых верований, которые Церкви вытравить было очень трудно. Это является свидетельством того, что христианство и язычество в течение некоторого времени сосуществовали. Кельты часто использовали в дверных амулетах изображение женских половых органов. Почти все они были сняты в веке XIX викторианцами.
Шейла-на-Гиг напоминает Маха-деви, или Богиню-Мать, тантрическую фигуру, которой поклоняются как создательнице сущего, и богиню смерти - одну из ипостасей индийской Кали. Теперь место Шейлы заняла подкова - женский символ, часто используемый в качестве амулета против неудачи и колдовства. Смешно, если учесть, что колдуньи его и распространяли, этот символ:) Надеюсь, все в курсе, что ПРАВИЛЬНОЕ положение подковы на двери - "рожками" кверху, чтобы получался как бы "котел" или "чаша".
Розмари Эллен Гуили "Энциклопедия ведьм и колдовства".
Почему на дверях? Во-первых, двери - это уже портал, проход в новый мир, что собственно и происходит при рождении. Во-вторых, проходя "под" Шейлой внутрь, или выходя из храма, каждый словно бы получал ее благословение, обновление и новое рождение, повторяя путь новорожденного, из лона наружу, между ног, к жизни и свету.
Христиане же утверждали, что символ над дверями церкви служит для отпугивания демонов. Поскольку ничем другим объяснить просто не могли.
Говорят, существовал еще особый королевский ритуал, связанный с Шейлой-на-Гиг: когда претендент на трон должен был доказать свое право на него, к нему являлась Шейла в виде уродливой старухи, которую следовало вполне недвусмысленно полюбить, несмотря на ее безобразие.
Если претендент благополучно справлялся с этой задачей - старуха превращалась в прекрасную молодую девушку-богиню, которая даровала человеку и вполне законную королевскую власть, со всеми правами, а так же благословляла его землю и народ, которым предстояло править.
В самой позе Шейлы нет ничего удивительного или вульгарного, если учесть, что во многих странах и племенах женщины рожали на корточках, да еще и руки иногда поднимали кверху и привязывали, чтобы сильнее тужиться.
Вот , что пишет arisha_beres
В большинстве литературы встречаются наиболее популярные переводы с древне-ирландского – «старуха на корточках» и «карга с сиськами» (хотя эти-то атрибуты как раз меньше всего выделены). Некоторые считают, что словом «Шила» в Ирландии имовались бесстыдные женщины. Однако существовало и такое ирландское женское имя – Шила. Вряд ли бы люди называли своих дочерей таким именем, если бы у него была такая семантика. Исследовательница Кэтрин Прайс Театана провела довольно тщательное этимологическое исследование, одно изложение которого заняло бы половину журнала. Поэтому, не обременяя читателя, сообщим, что слово, которое произносилось как «Шила» (написание не бралось в расчет) обозначало «укрытие», «убежище», «семена», «потомок», «отпрыск», «первоисточник», «аист», «нимфа», «юная дева».
Многие, посмотрев на наскальные избражения Ш-н-Г. впервые, с удовольствием слушают о том, кто тут изображен, какое значение имела эта богиня (полубогиня, идол – тут нет исторической ясности), но взглядывают мельком и воровато. Ещё бы: половые органы в половину роста (на некоторых изображен в подробностях не только клитор, но еще и анус). Более того, многие ученые, исследующие Ш-н-Г, употребляют такие фразочки: «вульгарная старуха», «отвратительные гениталии», «мерзкая карга». Не любят они предмет своих исследований.
И это при поистине глубокой символичности значения, ведь Шила символизирует не просто живодарящую силу. Женское начало здесь рассматривается как Космический цикл – это врата, сквозь которые проходит каждый рожденный в этот мир, и в которые он же должен выйти из жизни, когда прах погребен в тело нашей праматери – в Землю.
Шила символизирует не только тайну и загадку нашего прихода в мир и уход из него, но и указывает на центральное место женщины в этом процессе. А самое главное, на ее плотскость и сексуальность (но не эрос). Ведь Дева Мария – асексуальна.
С одной стороны, Христос должен был появиться на свет привычным образом – из женского чрева, а с другой – не испортить «чистоты» происхождения, не стать результатом полового акта. Сублимация роли женского начала.
Покопавшись в памяти и поискав ответ на вопрос «А как же изображалось на уровне символов плодородие, деторождение и жизненная потенция ?» можно получить такой ответ: мужская сила изображалась практически в оригинальном виде. Женская – с какими-то недомолвками и обезличенно.
Прогрессивной в этом плане оказалась Тантра, чьи корни глубоко в до-патриархальных временах, где йони – святыня. Ей посвящались ритуалы, и естественно, она изображалась скульптурно. Церемония требовала пить из алтаря в виде йони, а иногда - из органов продвинутой тантрийки. Но что еще поражает воображение – менструирующие органы считались сверх–потенциальными, а потому – супер-святыми, и потому их целовали с энтузиазмом в эти дни.
Грубо говоря, символом члена был член. Изображение женской потенции часто сублимировалось и подменялось другими частями тела: пышной грудью, широкими бедрами, животом. Красиво, конечно, но все же…
У Лессинга существует трактат, где на примере статуи Лаокоона и его сыновей, которых душит змий коварный, он объясняет, почему в скульптурных композициях иногда нет точности воспроизведения некоторых деталей тела. Проблема в том, что отверстия и впалости выглядят неэстетично для зрительного восприятия, если речь идет об изображений живых существ (много ли открытых ртов вы увидите в работах скульпторов? А теперь представьте, насколько красиво бы это выглядело.)
Ну как, скажите, изобразить Деметру, богиню плодородия? Неужто с расставленными ногами, лежа навзничь? Венера – с зеркалом, Диана – со стрелами и луком, Афина – в шлеме, а Деметра – с оголенными чреслами? Нет уж, дадим ей яблочко, виноградик, грушку, снопик колосков – и всем все понятно.
Среди исследователей Шилы-на-Гиг достаточно много мужчин, и 70% из них признаются, что первое время им пришлось бороться со стыдом, страхом и отвращением.
В Шиле настораживает тот факт, что она изображена гротескно. Это не пышущая формами дева. Ее часто изображают с лысой головой (можно читать как хочешь – то ли это голова новорожденного, то ли - старой ведьмистой тетки). Часто лицо изрезано шрамами (или татуировками?). Улыбка подобна оскалу, но не хищному, а несколько безумному (поговаривают о том, что Шила покровительствует и шизофренично-больным людям, неся им исцеление). Шила не просто плоскогруда (и правда – не грудью же рожают) – иногда она изображается с явственно проступающими ребрами, подчеркивающими худобу. Порой она изображается не с парочкой сисек, а с тремя-пятью. Или на одной груди может быть несколько сосков.
Изображений Шилы не так уж много, и о местонахождении каждой из них специалисты знают наизусть. Самые популярные образцы - Шила из Килпека (Херфордшир). В обиходе местные жители называют ее «Килпекская блядюка». Далее идет Шила из Лландриндода (Рэдошир, Уэльс). Известна шокирующим изображением гениталий, которые хорошо просматриваются снизу. Очень весела и неординарна Шила из Дербишира. Она украшала дверной проем на входе в поместье Елизаветы. Ее ноги так забавно закручены вверх над головой, чудным образом образуя руки, котрые открывают сокровенное. И у нее такие смешные ушки. Скандальную известность приобрела Шила из Фетхарда. В этой местности водилось 4 Шилы. Одна из них жила на Килтинанской церкви. Жила, пока 9 января 1990 года ее не умыкнули оттуда. Пропажа ознаменовалась бурной мировой реакцией по двум причинам: по причине уникальности (хотя если посмотреть, в каждой Шиле что-то уникальное) и большой ценности; а также по причине шокирующего изображения – у нее треугольная голова, которая присуща сугубо Кельтским изображениям, разверстая вульва (ну, этим она не отличается от своих сестер), две смешные груди, на одной из которых два соска.
Впервые широкое внимание каменные изображения привлекли в 1840 году с легкой руки антикваров (хотя многие экспонаты датированы 11-13 веком).
Шила располагалась часто над входом в церковь, иногда ее изображали в виде замочной скважины. Не отсюда ли идет присказка «как до пизды - дверцы»?).
У ученых несколько мнений, почему церковь активно декорировала себя Шилами.
Некоторые считают, что таким образом при входе в церковь прихожанину напоминалось, что вход в святое место подобно вхождению в чрево богини – колыбели смерти и возрождения, где нас разбирают, как конструктор «Лего» и собирают вновь, где мы проходим испытание, растворение и обновляемся.
Другие считают, что Шилы использовались специально для выставления на посмешище женской греховности и осуждения ее. Уже с 14 столетия Римская католическая церковь сует свою лапу в сферу сексуальности. Шла тщательная фильтрация дозволенного от недозволенного. Хотя Шила не является источником эроса. Хотя бы потому, что она всегда изображена в аскетичном одиночестве. Она не манипулирует эротическими энергиями полов. Она лишь символизирует первопричину. Поэтому о греховности говорить как-то не уместно.
Третьи считают, что Шила являлась защитным амулетом и церковь наносила ее изображение для защиты от недругов (логика, пожалуй, есть – с первых дней, когда сперматозоид пробьет стенку гордой яйцеклетки и начнет превращаться в ребенка, вся ответственность за его сохранность переходит на женщину – будь осторожнее, мудрее, не шатайся где ни попадя, не спотыкайся о камни стоунхенджа). И с момента его рождения женщина – первое, что охраняет ребенка.
Иногда с Шилой по соседству можно увидеть березу и аиста, что еще раз подчеркивает ее способность даровать жизнь. Ну, аист, как известно, детей приносит – тут все ясно. А береза у скандинавов ассоциировалась с возрождением, очищением, несла в себе положительную излечивающую энергию. Руна «Bercana» (береза) также была защитной, и воплощала силу, дающую толчок к рождению новых идей и их воплощению. Маленьких ирландцев укладывали спать в люльки, вырезанные из березы, чтобы хрупкие тельца были защищены от сглаза. Амулеты из этого дерева охраняли женщин от изнасилования. Медиумы пользуются предметами из березы во время спиритических сеансов, поскольку это дерево символизирует возможность переходить из одного мира в другой, и в то же время позволяет держать безопасную дистанцию.
Шиле приходится сдерживать этакий двусторонний натиск – с одной стороны – царство Аида, с другой – светлый мир жизни. И Шила позволяет войти в эти ворота, - всего лишь заглянуть, посмотреть, даже сделать первый шаг - и … вернуться. Причем то, что она всегда изображена с гипер-подчеркнутым размером начала - не случайно, это символ высокой потенции рождения. Таким образом, она дает шанс каждому младенцу появиться на свет, не прибегая к кесаревому сечению.
Высеченные изображения часто становились местом паломничества. Считалось, что Шила лечит от бесплодия, невротических заболеваний, приносит семейное счастье, снимает порчу. Поэтому на некоторых изображениях половые органы Шилы иногда не просто затерты от поцелуев и прикосновений, но и носят следы соскобов, поскольку особо целебной считается пыль, которую удастся соскрести.
Более того, сам по себе женский эксгибиционизм считается целебным. Примерно в 1840 году в Ирландию забрел путешественник. В пути он занемог и в одной деревне жители ему сказали, что люди, у которых появляется какой-то недуг, должны уговорить распутную женщину показать им свои половые органы. В ирландских деревнях гадалки по сей день практикуют метод демонстрации половых органов для снятия дурного глаза.
Комп. перевод:
Церковь Church Stretton большое здание 14-го века с элементами предыдущей архитектуры Норман в соответствии с близлежащих церквей Холдгейт и Tugford .. Шила можно найти на северной стороне здания над старой Норман дверях . Как вы можете видеть из фотографии это вполне выветривания , камень имеет красноватый оттенок , который отличается от окружающих камней , но похож на красного песчаника в который были включены с более ранней Норман часовни. Чуть ниже резьба еще один небольшой резьба цветка который, кажется, из того же камня .. Казалось бы, это означает, что это не было это исходное положение и, возможно, были взяты из более ранней структуры . Влагалище был заполнен с небольшим камнем , это может быть попытка сделать изображение немного меньше " сырой " . Необычная особенность этой фигуры является жирные ляжки или колени . Вы можете просто разобрать vestigal ребра на груди рисунке. В целом резьбой довольно сырой , который снова заставляет его выглядеть не в ладах с остальной части церкви . Это довольно высоко на церковь и, кажется, охраняя дверь под ним. Это также имеет место с показателями Tugford и в меньшей степениХолдгейт Шила . Еще одной особенностью резьбой том, что он был одет только на левой стороне другие стороны остаться шероховатой. Это может указывать на это было когда-то частью открытия таких как окна или двери
Tugford , Холдгейт и Church Stretton Sheelas все в том же районе. Холдгейт и Tugford будучи мили далеко друг от а Church Stretton составляет около 10 километров. Вы можете увидеть расположение ниже Sheela , цветочные рисунки являются только направо выступающих черный камень выше середины арки. Не Дверь больше не используется и если вы идете в церковь можно увидеть, что это на самом деле заблокированы . Справа от двери является саксонской камень гроб считается одним из старейших артефактов церковь владеет.
The sheela above the Norman doorway
The saxon stone coffin near the sheela.
http://pigrina.livejournal.com/73769.html
Одно из традиционных изображений Мелюзины представляет ее в виде сирены-русалки с двумя рыбьими хвостами (символ процветающей и прорастающей богини - МЧ)
Как я узнала из одной любопытной статьи, согласно некому Женскому Словарю символов и священных объектов (The Woman's Dictionary of Symbols and Sacred Objects), такая сирена с двумя хвостами - это совмещение двух образов - русалки и шейлы-на-гиг, которое встречается в росписях многих европейских церквей. "Ее недвусмысленная поза, как и поза шейлы-на-гиг, имеет отношение к тайне женской сексуальности"(здесь и дальше я цитирую упомянутую мной выше статью на англиийском языке).
Отправившись глубже в интернет на поиски информации о том, кто же такая Шейла-на-гиг, я обнаружила, что это кельтская богиня плодородия, изображение которой вплоть до XVI века вырезали над дверьми всех ирландских церквей. Очень интересно в связи с этим также Шотландское предание о Старухе из Бэра (читая о ней, вспомнила нестареющую и вечно прекрасную Ундину - опять же водяную нимфу! - которая начала стареть, полюбив земного мужчину. Голова кружится от обилия этих параллелей..)
Шейла-на-гиг
Как известно, у наших предков были отличающиеся от наших понятия о "непростойности". Иначе, как объяснить существование таких изображений в христианских церквях? И кто знает, не будь строгих викторианцев, запретивших это дело, и прочих пуританских (начиная со средневековых) восприятий сексуальности, не был бы ли сейчас иным наш взгляд на те или иные вещи...
Как вам, например, параллель "vesica piscis": священная геометрическая фигура - влагалище - символ рождения - взаимопроникновение неба и земли - символ Иисуса Христа?..
Вот что говорит об этом цитируемая мной статья:
"Форма гениталий у этих сидящих на корточках фигурах (речь идет о фигурах шейла-на-гиг) это также форма vesica piscis, "рыбного пузыря" по-латыни, ассоциируемого и с образом Христа. Известный христианский символ - рыба (который в наши дни можно часто увидеть наклеенным на машинах), это ИХТИС, греческое "рыба" - акроним от "Иисус Христос, Сын Бога, Спаситель".
Мы, как правило, привыкли ассоциировать аналогию между Христом и рыбой с чудом умножения хлебов (как известно, Христос умножил также количество рыбы, пойманной учениками), или с тем фактом, что некоторые из учеников Христа были рыбаками ("ловцы человеков" и пр.) Но у этого символа более древнее происхождение, связанное со старинными мифами. Женский словарь символов говорит, что "Ихтис - имя сына древней богини моря, Атаргатис, известной также как Тиргата, Афродита, Дерчето, Салачиа, Пелагия, или Дельфина, чье имя означало одновременно "дельфин" и "лоно, исток, начало". Все эти богини изображались в виде русалок. Так Христос мог быть назван Ихтисом, как и сын Моря-матери Мари, чье голубое одеяние, жемчужное ожерелье и множественные вариации имени относят к морской стихии: Мария, Марина, Марианна, Мирьям, Мирра, Мари-Ямм, Мари-Эль, Стелла Марис (морская звезда)."
И далее:
"Слово "русалка" (англ. "MERMAID") обычно читается как "морская дева", но правильнее было бы истолковать его как "морская девственница" (ср. английское "maid" - "девушка" и "дественница"). Дело в многочисленных параллелях между русалкой и древней богиней, чье происхождение и сила связаны с морской стихией.
Но для тех, кто знает французский, первый слог этого слова - "mer" говорит о большем, и дело здесь не только в совпадении или этимологии: mer значит "море", но звучит также, как mêre, что значит "мать". Не углубляясь в индоевропейские корни этих слов, отметим лишь, что интересна связь слова "mermaid" (русалка, сирена, наяда) и образа "девственной матери", связанного напрямую с образом Девы Марии."
Итак, вечный Женский Образ - образ Матери, Прародительницы, плодородного лона, дающего начало всему живому, связан уходящими в века и переплетающими между собой многочисленные мифы и символы нитями, с водой - источником жизни и женщинами-русалками: нимфами, богинями водной стихии, символизирующими собой непостижимую и ускользающую женскую сущность, ее таинственную сексуальность. Образ же матери-девственницы, дающей спасение, соединяет в себе все противоречие женской натуры, несущей в себе, несмотря на свою непростую для понимания сущность, Жизнь и спасение для этого мира.
Эти параллели и связи очень сложны и запутанны, но по-моему несут в себе ответы на многие вопросы, касающиеся тайны женской натуры, ее смысла...
Отредактировано Иванка (2014-02-16 00:50:52)