КНИГА МАТЕРЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Мифы и Реальность » ТАНТРА - тёмная и светлая стороны


ТАНТРА - тёмная и светлая стороны

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ТАНТРА - тёмная и светлая стороны ТАНТРА - тёмная и светлая стороны

Значения термина ТАНТРА см. Изобличение подмен, искажений и ошибочных толкований слов/названий

http://rodonews.ru/news_1300544165.html

На санскрите ТАНТРА - дословно "закон". Слово "тантра" происходит от имени древнерусской богини Тани (отсюда глагол "тянуть"). Культ Тани был поруган в России и сохранился до наших дней в виде сжигания чучела Тани в купальскую ночь (иногда сжигаемое чучело путают с Костромой или Костробунькой). Тем не менее, почитание этой Богини широко распространено на Евроазиатском континенте. В своей основе традиция культа Тани имела принцип - желать другим того, чего они желают себе сами. Традиция сохранилась до сих пор в произнесении тостов-пожеланий и существует практически у всех народов. От её имени происходят русские слова: ТАНец или более древнее, но ныне не употребляемое ТАНок (хоровод), ТАНак (мастер, дока, знаток), ТАНакать (напевать про себя). Перечисленные слова с корнем ТАН указывают на культовую важность данной Богини.

ТАНТРА - тёмная и светлая стороны ТАНТРА - тёмная и светлая стороны

Вики:

В буддизме тантра (санскр. तन्त्र, tantra IAST, «связь, нить, последовательность») — составная часть школ Ваджраяны, связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо). Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды.

http://tantris.org.ua/publ/1-1-0-8

Тантрическая традиция утверждает, что женщины изначально, от рождения наделены духовными качествами в большей степени, чем мужчины. У женщин также гораздо больше сексуальной энергии, чем у мужчин. Для тантрика женщина не предмет вожделения и наслаждения, а воплощение Богини, сама Богиня, Абсолютная женщина, Космическая Мать.
Обожествление женщины — это символическое обожествление всего женского начала. Сюда относится и Кундалини — священная сила жизни, энергия творения, сексуальная энергия. Тантра включает секс в свой священный ритуал, ибо секс является неотъемлемой частью жизни. Все те, кто это отрицает, находятся вне реальной жизни.
Пробуждение скрытой, дремлющей в каждом человеке, универсальной, божественной силы, энергии Духа Святого под названием Кундалини, является стержнем учения Тантры. Многие серьезные исследователи считают, что в основе мистического опыта Христа и других духовных учителей человечества лежит пробужденная Кундалини.

ТАНТРА - тёмная и светлая стороны ТАНТРА - тёмная и светлая стороны ТАНТРА - тёмная и светлая стороны

http://djentry.narod.ru/march_2013/04.html

Темная сторона тантры.

В последние годы в России очень популярной стала тантра-йога. В основном, как способ сексуального раскрепощения и удовлетворения. Из десяти приступающих к занятиям тантра-йогой девять мечтают разнообразить свой сексуальный опыт и получить высшее сексуальное наслаждение. При этом эти наивные люди совершенно не подозревают, что такое тантра-йога на самом деле. Вернее учителя тантры просто скрывают от них, к чему они готовят страждующих и жаждущих сексуальных разнообразий.
Вряд ли кто из начинающих тантра-йогов подозревает, какое место в тантре занимают кладбище и трупы. Именно как средство сексуального раскрепощения.
Тантра указывает несколько способов использования кладбищ. Садхаке следует сделать кладбище своим домом, сначала - в буквальном смысле, затем - в переносном. Он должен посмотреть в лицо смерти и принять в самом конкретном виде значение "смерть" и вытекающего из нее абсолютного социального осквернения. Его Богиня, его любящая Мать, давшая жизнь и любившая его во плоти, в то же время является разрушителем плоти. Ее образ будет неполным до тех пор, пока он не познает ее как мучительницу и разрушительницу. Жуткие трупы, жалкие кладбищенские служки, шакалы и вороны, разбрасывающие кости, - все они ее слуги. Таким образом, она имеет форму, которую тантра-йог должен сделать частью всего образа, для которого совершается пуджа. И внешне эта сторона совсем непривлекательна. В этой уродливой личине, в которой она (смерть) предстает как девушка с топором или мечом, несущая сифилис и холеру, угадывается изголодавшаяся женщина, с ухмылкой пьющая кровь и дробящая его кости. Ее тело может быть черным, серым или темно-синим, на шее - ожерелье из человеческих голов, на поясе - отрубленные кисти рук.
Итак, кладбища - ворота к духовному совершенству, возрождению и озарению. Клыкастая и кровожадная Богиня - лишь обратная сторона красивой матери и любовницы. Суметь сопоставить и полюбить обе ее стороны - серьезный шаг в начале пути садханы. Огонь погребального костра - первый шаг к освобождению. Однако достичь этого очищающего огня сможет лишь тот, кто смирится с жуткой перспективой разложения плоти, разрушением гордыни и исключительности собственного Я, что и олицетворяет кладбище. По этому вопросу у индуистской и буддистской тантр нет разногласий. Тантрическая буддистская легенда рассказывает о святых, получивших инициацию от Дакини на кладбищах, ночью, в красных бликах погребальных костров.
Индийские буддисты-тантристы, равно как и индуисты, на самом деле проводили кровавые медитации, выходя за рамки отвращения. До наших дней из средневековья сохранилось, естественно, мало документированных сведений. В относительно поздней Феткарини Тантре, например, пишется: «Он, совершивший множество раз на кремационной площадке джапа над трупом, достиг всяческого успеха», а в Каулавалинирнайя приводятся детальные инструкции для подобного рода медитаций с соответствующими мантрами и янтрами. Поведение индуистских тантристов поздних периодов, в среде которых расцвели буддистские пережитки, было описано европейцами, хотя и претенциозно и брезгливо. Так, например, об агорийцах писали, что они едят трупы, и это является для них естественной евхаристией. Многие Шайва-йоги проживают на кремационных площадках. Некоторые медитируют в крошечных хижинах, выстроенных из черепов. До сих пор достаточно часты случаи самопожертвования, равно как и половые акты с трупами. Все это полностью согласуется с учением.
А вы думали, что тантра-йога, - это прекрасные занятия в спорзалах или комнатах, где проживают ваши учителя? Все эти поглаживания и принимание различных поз, все эти медитации и прикосновения, воздержания и уничтожение стыдливости? Все, чему учат в России учителя тантры-йоги, лишь подготовка к тантре... Хотя, в большинстве случаев те, кто называет себя учителями тантры-йоги, лишь удовлетворяют с помощью учеников свои сексуальные желания...
Тантрик Тропы Шивы и Шакти пропитывает свою жизнь эссенцией смерти, распада и уродств. Необязательно изначально любить все это, но обязательно постичь внутреннюю тайну таких вещей, иначе ты будешь мучиться и убегать всю свою жизнь, но так и не найдешь покоя и спасения.
Тантра говорит: если вы хотите умереть заживо, вы должны ограничить три вещи, которые в наибольшей степени привязывают к телу: пищу, сон и секс. У агхори такое предписание для духовного продвижения: "Прервите свой сон и уменьшите пищу". Как бы высоко ваш ум ни воспарил в астральные миры во время бодрствования, - засыпая, вы теряете свои достижения. Сон подобен смерти, просто он менее продолжителен; он окутывает ум пеленой тупости.
Пища, насыщая вас, вызывает сонливость. Секс истощает вас и тем самым также ведет к сонливости. Агхори не может себе позволить роскошь расслабления, он все время должен быть начеку. Он всю ночь духовно работает на месте кремации трупов, а сонливость делает его более уязвимым к нападению духов.
Пища и секс к тому же заставляют человека больше думать о своих телесных функциях. Действительно, чем больше вы получаете пищи, сна и секса, тем больше вам этого хочется. Другие желания могут быть устранены путем их удовлетворения, но эти три необходимо тщательно регулировать.
Если вы хотите в полной мере наслаждаться мирской жизнью, вам понадобится сильное, упитанное тело. А лучший способ увеличить силу вашего "духовного пищеварения" - это сделать обратное: поменьше есть. По мере снижения физического голода вы обнаружите усиление умственной жажды знаний. Когда вы сможете переваривать лишь небольшие количества пищи, вы сможете умственно переваривать намного больше новых идей, и наоборот. Другого выхода нет: чтобы ваше духовное продвижение было непрерывным, вы должны сделать свое духовное тело господствующим.
Наверное мало кто знает о тантрической практике с трупом. При шава-садхане гуру или сам ученик находят трупы умерших животных или людей и очищают их соответствующими ритуальными действиями. Если нет возможности найти подходящий для обряда труп, то ученик может совершить обряд с его символическим заменителем, сделанным из травы или зерна. Обряд проводится ночью, как правило, в полночь, в уединенном месте. Гуру руководит действиями ученика и помогает ему как в магической защите от нежелательных влияний, так и в эффективном повторении мантры. Ученик садится на труп и под руководством и при поддержке гуру повторяет мантру, перебирая четки... Дальше описывать тантрический секс мы не будем, потому что то, что приемлемо для настоящих агора, у европейца вызовет только рвотные позывы. Практически все известные случаи, когда европейцы практиковали этот высший тантрический секс, заканчивались помешательством и проведением последних лет жизни в психиатрических клиниках.
Вероятно, многие из читателей уже задались вопросом, а как же та масса объявлений, приглашающих в секции тантры-йоги для открытия "полноты жизни"? Для познания высшего сексуального блаженства? На самм деле никакого отношения к тантра-йоге эти клубы по интересам отношения не имеют. Вас, под видом заняти тантра-йоги, приглашают в кружки сексуально озабоченных.
Когда мистик достигает единения с Бхайравой, все явления жизни, ужасавшие раньше, перестают пугать и ужасать. Понимая истинную природу устрашающих феноменов и самого страха, йогин обретает глубинное спокойствие и становится неустрашимым и непоколебимым. Бог ничем не ограничен и присутствует во всех явлениях. Однако нам легко видеть божественное в приятных и красивых феноменах и очень трудно признать божественное начало во всем губительном, уродливом и грязном. Таким образом, наш ум находится в плену двойственности, и мы не в силах насладиться безграничным Единством. Агхора-тантра учит нас тому, как выйти из подобного рабства… Было бы странным и непоследовательным видеть Божественное Единство в принятии пищи и расслаблении и отказываться видеть это Единство в болезни и голоде. Было бы нелогичным и нечестным искать Бога через такие крайности, как удовольствия секса и психоделических изменений сознания через марихуану и иные зелья, забывая искать Бога в страданиях и страхе, разрушениях и уродствах.
И напоследок... Никак не могу понять, почему если вы увидите объявление "Приглашаю к занятиям сексом", вы четко представляете чем именно вы будете заниматься, а увидев объявление "Приглашаю на занятия тантра-йогой" вы думаете что там будет что-то другое?
И просто для информации. Во всей Индии агорешваров всего четыре. Всего четверо. А в России учителей сексуальной тантра-йоги тысячи... Прям страна непуганных учителей тантра-йогистов.
(Ротан Идроок)

ТАНТРА - тёмная и светлая стороны ТАНТРА - тёмная и светлая стороны

http://www.cofe.ru/apple/article.asp?he … ticle=4534

Тантра - разочарование европейца

Шива и Кали — два главных божества тантрического учения. Шива — бог-разрушитель, который выступает в окружении свиты злых демонов, обитающих под землей или на кладбищах и питающихся человеческим мясом. Кали ("черная") — жена Шивы, одна из "демонических" ипостасей Шакти — божественной энергии, воплощающей женское начало. Кали традиционно изображается с четырьмя руками: в двух она держит отрубленные головы, в третьей — меч, а в четвертой — жертвенный нож, кхадгу. "Черная богиня" во многом совпадает с христианским сатаной. Она так же окутывает мир тьмой, искушает людей, несет смерть и сеет обман.

Превращение яда в нектар

Учение Тантры возникло в начале нашей эры на юге Индии как синтез индуистской религии и древних шаманских культов, черной магии. Главные цели тантристов — противостояние темным стихийным силам, просыпающимся в эпоху Калиюги, победа над смертью и обретение полной свободы. Правда, в отличие от других индийских учений, добиться этого они хотели не путем традиционных созерцания и аскетизма, а практической реализацией своей силы. В древнем тексте "Тантрататтва" говорится: "Доказывать свое превосходство абстрактными аргументами — удел женщины. Удел мужчины — завоевать мир силой".
Человек должен быть выше морали, добра и зла. Он не может ни любить, ни ненавидеть. Нужно с абсолютно холодным сердцем постоянно переступать границы жизненных норм — лишь тогда можно обрести в себе Шиву. Тантрический текст "Панчакрама" так описывает подлинного адепта своего учения: "Он одинаково относится к врагу, другу и самому себе; к наслаждению и боли, к раю и аду, к добру и злу, к проститутке и к матери, к реальности и сну". Чтобы достичь божественного состояния и обрести подлинную свободу, нужно войти в контакт со всеми силами ада, пробудив их прежде всего в самом себе; попытаться обуздать и использовать демонические стихии в своих интересах. Это называлось "превращением яда в нектар". Тантристы отвергли отрешенность от тела, практикуемую в буддизме и некоторых школах йоги. Напротив, они всячески старались познать и пробудить духовную энергию, скрытую в теле. Предаваться телесным страстям и "низким" мирским наслаждениям — обязанность каулов, адептов Тантры. И здесь на передний план выходит секретный ритуал — тантрическая сексуальная практика.

Пятый элемент

Секретный ритуал носит название "панчататтва", что буквально переводится как "пять элементов". Пять элементов — это огонь, вода, земля, воздух и эфир. Каждый элемент соотносится в секретном ритуале с определенным действием: огню соответствует ритуальное употребление мяса, воде — рыбы, земле — зерновых, хлеба, воздуху — вина и наркотических веществ, а эфиру — ритуальный секс. "Пятый элемент" занимает высшую ступень в иерархии "панчататтвы".
Главная задача секретного ритуала, да и тантризма вообще, — единение в человеке грозного бога Шивы и огненной богини Шакти. Как уже говорилось, Шакти — это божественная энергия, персонифицированное женское начало, Абсолютная Женщина, выступающая в различных ипостасях. В эру Калиюги Шакти является в образе черной богини Кали. Шакти присутствует в каждом человеке как стихийная сила, "кундалини", что буквально переводится как "та, которая свернута". Эта светоносная жизненная сила, структурирующая тело, в условиях обычного человеческого существования ничем себя не проявляет. Кундалини "спит" в области поясницы, и ее можно пробудить с помощью секретного ритуала, т.е. сексуальной практики. Пробужденная кундалини разворачивается и поднимается по позвоночнику к голове, где и происходит слияние мужского и женского начал, Шивы и Шакти. В результате наступает "великое преображение": человек постигает бога и обретает абсолютную свободу. Каждый мужчина воплощает собой Шиву, а женщина — Шакти. Совокупление несет освобождение, позволяет преодолеть границы собственного "я". Только посредством сексуального акта можно достичь высшей гармонии.

Секретный ритуал

К сексуальным экспериментам приступают лишь после интенсивных занятий йогой, после долгого периода строжайшей аскезы и жесткой самодисциплины. В Тантре все люди делятся на три типа. Первый, "пашу" ("человек-животное") — это обычные, неподготовленные люди. Второй, "вира" ("человек-человек") — адепты учения, достигшие определенных успехов в тантрических практиках и открывшие в себе Шиву. Третий, "дивья" ("человек-бог") — те немногие, кому удалось достичь совершенства и слиться воедино с Шивой.
Помимо йогических практик и прочих самоусовершенствований, "панчататтве" предшествует весьма любопытный подготовительный этап, который условно можно назвать периодом "обожания". "Обожание" длится не менее года. Первые четыре месяца мужчина лишь прислуживает своей избраннице, исполняет все ее приказания, терпит всяческие унижения, спит у нее в ногах. Затем ему разрешается спать рядом с возлюбленной — с левой стороны. Ровно через четыре месяца мужчина и женщина меняются местами, но касаться друг друга по-прежнему нельзя. За год "обожания" "вира" доводит до совершенства технику утончения желания и контроля собственных страстей. Теперь можно приступать непосредственно к ритуалу.
Кстати, тантрическое "обожание" ни в коем случае нельзя путать с влюбленностью — "вира" вообще не должен испытывать никаких особых эмоций, иначе он никогда не станет "дивья". Тантрическое "обожание" — это ритуальное поклонение Шакти в образе грозной Кали (которую адепт должен видеть в любой женщине), преодоление ужаса перед "демоническим" женским началом, воплощенным в "черной богине". Только поборов страх и обуздав свои чувства, мужчина может отождествить себя с Шивой и совокупиться с женщиной. Иными словами, "вира" совершает половой акт лишь после того, как искоренит в себе сексуальное желание.
Интересно и то, что не всякий адепт тантризма может совокупляться с абсолютно обнаженной женщиной. Нагая женщина воплощает собой "открытый" Женский Принцип, самую ужасную ипостась "черной богини". Контакт с нею очень опасен. Поэтому к совокуплению с обнаженной женщиной допускаются только самые подготовленные "виры", достигшие высоких степеней в Тантре.
При проведении секретного ритуала категорически запрещается семяизвержение. Тантристы считают, что вместе с семенем из человека уходит жизненная, "божественная" сила. Эякуляция в "панчататтве" сравнивается с мистической смертью. Семяизвержение не дает мужчине погрузиться в астральный свет, мистический транс и достичь ментальной связи с божеством.
Тантрист должен в совершенстве владеть техникой управления собственным семенем. Существуют десятки способов предотвращения эякуляции — от йогических задержек дыхания на несколько минут до мудреного массажа определенных точек тела. Особенно любопытен метод, согласно которому женщина в момент экстаза зажимает вагинальными мышцами мужской половой член и не дает таким образом излиться семени. Нам, европейцам, эта техника кажется совершенно невероятной: в обычном половом акте любое вагинальное сокращение, напротив, стимулирует семяизвержение. Дело в том, что индийские женщины настолько развивали свои вагинальные мышцы, что по силе сокращения их вполне можно было сравнить с крепким мужским рукопожатием.
Кстати, подготовке женщины к секретному ритуалу также уделяется большое внимание. Девушку начинают обучать искусству магических поз с десяти-двенадцати лет. Вообще, от мастерства женщины тут зависит очень многое. В "панчататтве" женщина играет активную роль, а мужчина — пассивную. Используются, в основном, такие сексуальные позы, в которых мужчина неподвижен. К примеру, в самой известной позе тантры "лата-садхана" женщина, подобно вьюну, обвивается вокруг сидящего мужчины, а он в это время предается медитации или читает мантры. Дело в том, что мужчине, согласно учению Тантры, соответствует неподвижная основа бытия, "точка вечности". Мужчина — "царь мира", центр всех вещей. Женщина же — "вечный двигатель", нечто беспокойное, периферия мировой оси. А половой акт — это как вращение планет вокруг Солнца.

Коллективный секс

Особую роль тантрические школы отводят ритуальным оргиям. Цель тут та же – преодоление границ собственного "я" и достижение сверхчувственных миров.
Тантристы, как правило, полового партнера себе не выбирают. Это привилегия лишь некоторых, избранных "виров". Большинство пар формируются по указанию учителя либо с помощью жребия.
Даз Гапта так описывает оргиастический ритуал: "Женщины раздеваются, складывая одежды в одну кучу. Затем входят мужчины, и каждый выбирает себе по платью. Хозяйка платья и становится партнершей мужчины. Если "виру" случайно попадется платье сестры или дочери, это ничего не меняет - все равно половой акт он должен совершить только с ней".
Тантристы никогда не боялись инцеста. Ведь в Тантре любая женщина деперсонализируется, она - лишь Шакти, женское начало. Более того, в некоторых школах существовало правило, по которому "вира" не мог достичь состояния "дивья", не пройдя через инцест. Правда, тантристы не допускали инцеста с матерью. Но, разумеется, не по соображениям морали: с магической точки зрения совокупление с рожавшей женщиной - абсолютно бесполезное занятие.
Однако вернемся к оргиям. Конечно, подобные ритуалы носили чаще всего примитивный, стихийный характер и являлись пережитками древних земледельческих культов. Чего, правда, никак не скажешь о коллективном сексуальном ритуале "Брак Шивы", о котором рассказывает в книге "Йога могущества" Юлиус Эвола.
"Пар должно быть ровно 50, что соответствует количеству букв санскритского алфавита, которые в свою очередь, соотносятся с космическими силами, - пишет исследователь. - Участники ритуала образуют круг. В центре располагается "господин круга", "чакрешвара", со своей партнершей. Все женщины полуодеты, но партнерша "господина круга" полностью обнажена. Если каждая женщина воплощает Шакти, то полностью обнаженная партнерша "чакрешвары" символизирует собой Шакти, свободную от всякой формы, Шакти в элементарном, изначальном состоянии".
Ритуал "Брак Шивы" создает коллективный магико-экстатический энергетический вихрь с центром в главной паре.

Темные тантрические практики

Среди сексуальных тантрических практик можно встретить весьма темные, даже дикие, ритуалы. Об одном из них рассказывает Дж. Вудрофф: "Мужчина, чтобы овладеть темными силами, с помощью магических операций заставляет демонов, считающихся воплощением "черной богини", вселиться в женщину и ночью насилует ее на кладбище". Другой исследователь тантризма Дэвид Нил в своей книге "Любовная магия" приводит еще более шокирующие примеры тантрических сексуальных обрядов. Так, по его словам, еще лет двести назад некоторые тантрические школы практиковали ритуальную некрофилию. "Вира" самой высокой степени посвящения похищал молодую девушку, обязательно девственницу, и, нанеся ей смертельную рану, совершал половой акт. Причем так, чтобы девушка умерла именно в момент совокупления. Считалось, что во время агонии черная Кали проявляется наиболее активно и все могущество и божественная сила переходят в момент смерти девушки к овладевшему ею мужчине.
Применялась также зоофилия - как своеобразная разновидность мясоедения. Смысл тут тот же - овладеть тонкими "демоническими" энергиями живого организма.
Мужеложество изредка допускалось, однако лишь в исключительных случаях. По словам гуру тантризма XX века Шри Агамия, то, что противоестественно, не способно оживить кундалини.
Но даже если речь идет о "светлых" сторонах тантризма, человеку европейской культуры все равно тут делать, в общем-то, нечего.
Мода на индийские культы, возникшая в середине 60-х годов, принесла сплошные разочарования. Те, кто мечтал о "бесконечном" тантрическом оргазме, расплачивались за рискованные сексуальные эксперименты тяжелыми нервными расстройствами. Ведь дело тут не только в сексе.
В последние годы в России тоже появилось немало обществ, практикующих якобы тантрическое учение. Некоторые берутся за кругленькую сумму провести трех-, пятидневные (!) семинары по овладению "искусством тантрического секса". Все это, конечно, сплошное надувательство. За неделю, за месяц и даже за год секретным ритуалом не овладеть. Ни за какие деньги. Тем более в России...

ТАНТРА - тёмная и светлая стороны ТАНТРА - тёмная и светлая стороны

Отредактировано Иванка (2013-08-29 21:46:16)

2

ТАНТРА - тёмная и светлая стороны

Цитата:

"Хатор, как хранительница архетипа плодородия, сексуального экстаза и блаженства, представляла собой женское таинство. Ее аналогами в других аспектах сознания были Сехмет (в Египте) и Кали (в Индии), хотя Кали - это аспект ярости. В храмах Хатор жриц обучали использованию священного танца и созданию священных геометрических форм при помощи определенного расположения танцовщиц в храме во время танца. Они пели гимны и использовали трещотки, создавая волновые формы, которые использовались для перемещения энергии".

ТАНТРА - тёмная и светлая стороны ТАНТРА - тёмная и светлая стороны

http://satyavan.livejournal.com/3170.html


Дхумавати — индийская Баба-Яга

В темнейшем безумии Ночи
Сияют гораздо светлей
Экстазом налитые Очи
Моих Десяти Матерей.

И всех красивей — Дхумавати,
Несущая дым со шмашана.
О, Ма! О, Алакшми Парвати!
О, аджны Горящая Рана!

О, Видхья! Кутила Чаньчала!
О, Серая Калахаспада!
Всевечности в Пламени мало
С Тобою, о, Шакти Распада!

Быть дышащим — очень некстати
Под знаменем Чёрного Врана.
О, Ма! О, Алакшми Парвати!
О, аджны Горящая Рана!

(Современный русскоязычный преданный Богине)

1. Дхумавати (от санскр. дхума — «дым», и вати — «несущая») — одна из Даша-Махавидья (от даша — «десять», и махавидья — «великое знание»), Десяти Проявлений Единой Вселенской Силы (Шакти), наполняющей Собою всё сущее.

2. В индийских (хинду) Тантрах обычно описывается десять основных форм Адья-Кали — «Изначальной Кали», или Высшей Шакти, называемые Махавидьями, среди которых главная — Кали. В Чамунда-тантре, например, говорится: «Кали, Тара, Шодаши, Бхуванешвари, Бхайрави, Чхиннамаста, Дхумавати, Багаламукхи, Матанги и Камала — это десять Махавидий, известные как Сиддхавидьи».

3. Нируттара-тантра указывает не десять, а восемнадцать Махавидий, среди Которых также присутствует Дхумавати: «Кали, Тара, Чхиннамаста, Матанги, Бхуванешвари, Аннапурна, Нитья, Махишамардини-Дурга, Тварита, Трипура, Пута, Бхайрави, Вагала, Дхумавати, Камала, Сарасвати, Джаядурга и Трипурасундари — это восемнадцать Махавидий, указанные в Тантрах и других Писаниях».

4. Димешвар Рам Авадхута в своей книге «Тантра постижения Высшей Реальности» пишет: «Дхумавати — представляет Собой силу сожжения всего, после чего остаётся лишь пепел и дым (дхума)». Согласно Кубджика-тантре, Дхумавати «является Уничтожительницей Дхумра-асуры. Эта Великая Богиня дарует достижение четырёх целей (дхарма, артха, кама и мокша)».

5. Дхумавати также известна как Видхья — «Вдова», или Пуруша-Шунья, то есть «Лишенная Пуруши (Мужского начала)». Дхумавати — это проявление Шакти без Шивы, Вечная Вдова. Её называют также Джьештхой — «Старейшей», Кутилой — «Скрюченной», а также Калахаспадой — «Вздорной». У Неё седые и спутанные волосы, Она облачена в грязные лохмотья. Дхумавати восседает на колеснице, увенчанной знаменем с изображением Чёрного Ворона (Вороны). Она свирепа, уродлива и темна лицом. В левой руке Она удерживает шурпу — похожий на соломенный веник предмет, который в Индии используют для очистки зерна. Дхумавати называют также Дхумра-Варахи — «Серая Шакти Варахи», хотя Она, будучи «Вдовой», не является супругой Варахи — знаменитого воплощения Вишну в образе Вепря.

6. Другое Имя Дхумавати — Алакшми, буквально означающее «не Лакшми», т.е. «Неблагая, Неблагоприятная», «Не имеющая избытка Шри — "Светимости"». Если Лакшми является Богиней красоты и процветания, то Дхумавати представляет собой Её полную противоположность — Она уродлива Своим внешним обликом и не озабочена достижением мирского благополучия. Тантрические тексты описывают Алакшми как «Старую Каргу верхом на осле. В руке Её — метла. На знамени — Ворона».

ТАНТРА - тёмная и светлая стороны ТАНТРА - тёмная и светлая стороны

7. Контраст между Лакшми и Алакшми особенно очевиден в празднике Дивали (Дипавали) и в ритуалах и праздниках, с ним связанных. Считается, что призраки мертвецов возвращаются в течение трёх дней перед Дивали, проходящим осенью в Новолуние. Асур (демон) Бали выходит из Подземья вместе с многочисленными злыми духами и властвует в течение трёх дней в мире людей, которые призывают Лакшми прогнать духов и зажигают огни, чтобы отпугнуть нечисть. В итоге злые духи изгоняются обратно в Подземье, включая и Алакшми, Которая, согласно народным верованиям, правила Землёй на протяжении последних четырёх месяцев, пока Боги спали. Кроме зажжённых ламп, свет которых не любит Алакшми, люди колотят по горшкам и сковородкам или громко играют на музыкальных инструментах, чтобы отпугнуть Её (ср. славянские обряды «изгнания Коровьей Смерти» и «проводов русалки», во время которых также колотят в сковородки и другие железные предметы, создавая как можно больше шума).

8. Во время другого праздника в Бенгалии делают изображение Алакшми, а затем обрядово его расчленяют, отрезая нос и уши (ср. славянский обряд сжигания чучела Морены-Зимы на Масленицу, а также обрядовое «расчленение» и размётывание по полю чучела Костромы в пору Зелёных Святок), после чего устанавливают изображение Лакшми в знак будущей победы доброй удачи над дурной (ср. противостояние Доли и Недоли у славян).

9. Дхумавати являет собой Божественную Мать в период Всемирного потопа, когда суша оказывается под водой. Её огромные, широкие и отвратительные зубы вызывают страх. В левой руке Она держит шурпу, а правой благословляет тех, кто способен увидеть в Ней — за внешним уродливым обличьем — Возвышенную Сущность, Божественную Мать. Чёрный Ворон (Ворона) на развевающемся над колесницей знамени символизирует тёмные силы, чёрную магию. Она является Чаньчалой — «Не знающей покоя», лишённой украшений, неорганизованной. Её лицо искажено, покрыто морщинами и безжизненно, а взгляд суров.

10. В Дхьяна-мантре Она описывается так: «Дхумавати безобразна, непостоянна, гневлива. Она высокого роста и носит грязную одежду. Уши Её безобразны и шершавы, зубы длинны, груди обвисли. У Неё длинный нос. Она имеет вид вдовы. Она ездит в повозке под флагом с изображением Вороны. Глаза Её ужасны, а руки трясутся. В одной руке Она держит веятельную корзинку, другой делает жест дарования милостей. Нрава Она грубого. Постоянно испытывает голод и жажду, и выглядит неудовлетворённо. Она любит разжигать вражду. Внешность Её неизменно устрашающая».

11. Прапаньчасāрасара-санграха так описывает Её облик: «В двух Своих руках Дхумавати держит чашу из черепа и копьё. Лицом Она черна, носит украшения из змей, а наряд Её — лохмотья с места кремации».

12. Известно два мифа, повествующих о происхождениии Дхумавати, которые объясняют многие черты Её непростого «характера». В первом говорится, что Она появилась, когда Сати, Божественная Супруга Владыки Шивы, сожгла Себя в жертвенном огне Её отца, или же когда Она была сожжена после того, как совершила самоубийство: «Она появилась из этого огня с почерневшим лицом; Она вышла из этого дыма» (Шактисангама-тантра, Чхиннамаста-кханда).

13. Другой миф, рассказывающий о происхождении Дхумавати, говорит, что однажды, когда Супруга Шивы Сати жила с Ним в Гималаях, Она вдруг сильно проголодалась и попросила Его дать Ей что-нибудь поесть. Когда Он отказался накормить Её, Она промолвила: «Ну что же, тогда Мне придётся просто съесть Тебя». И вслед за этим Она проглотила Шиву. Позже Она изрыгнула Его, и когда это было сделано, Он проклял Её, обрекая принять форму Вдовы (Пранатошини-тантра: 5.6).

14. Дхумавати является Божественной Матерью в Её «искажённой» форме. Она представляет собой неорганизованную энергию Хаоса — гибельную для всего живого, так как жизнь есть продукт организации, то есть организм. Не преодолевший ограничений двойственного восприятия садхака (практикующий) — почувствует отвращение к Её внешнему облику, успех же в садхане (Духовной практике) Дхумавати позволяет садхаке достичь Духовного Просветления и Высшего, Недвойственного состояния сознания.

15. Шива без Шакти становится шавой — «трупом»; Шакти же без Шивы приобретает ужасающую, свирепую, уродливую, лишённую изящества, мрачную, неупорядоченную и безблагодатную форму. Это лишённая Духовного заряда Сила — страшна и разрушительна для всего, с чем Она приходит в соприкосновение. Не случайно поклонение Дхумавати совершается в практиках марана-кармы (марана — «умерщвление»), уччатана-кармы и видвешана-кармы для привлечения тёмных сил. Его проводят в обнажённом виде на площадке для кремации трупов (шмашана) или в уединённом месте в Новолуние — самую тёмную (безлунную) ночь месяца.

16. Дхумавати-янтра — мистическая диаграмма для Тантрического почитания Богини, согласно описанию Хариша Джохари в «Инструментах для Тантры», — выглядит следующим образом. Её бхупур имеет дымчато-серый или тёмно-зелёный цвет с сине-фиолетовым оттенком — цвет ненависти. Медитация на этом цвете порождает яркий красновато-оранжевый цвет, усиливающий основные инстинкты и устраняющий связанные с ними препятствия. Восьмилепестковый лотос дымчато-фиолетового цвета олицетворяет восьмеричную Пракрити (Первоматерию) в Её предэволюционном состоянии. Пять лепестков являются пятью танматрами звучания, осязаемости, видимости, вкуса и запаха, из которых развиваются пять элементов (паньчабхута):
1) Из звучания возникает Акаша (Эфир);
2) Из осязаемости возникает Вайю (Воздух);
3) Из видимости возникает Агни (Огонь);
4) Из вкуса возникает Апас (Вода);
5) Из запаха возникает Притхиви (Земля).

Три оставшиеся лепестка олицетворяют бинду, биджу и наду:
6) Бинду («капля», изначальная точка) порождает Джняну (Знание);
7) Биджа («семенной» слог) порождает Иччху (Волю);
8) Нада (звук) порождает Крийю (Действие).
Шестиугольная звезда, образованная двумя наложенными равносторонними треугольниками, окрашена коричневато-жёлтым цветом с оттенком зелени (голубовато-зелёного) — цветом отсутствия жизни, высохшей земли. Медитация на этом цвете порождает яркий фиолетовый цвет и усиливает присутствие Акаши, имеющей цвет дыма. Шестиугольная звезда размещена на светло-пурпурном фоне, порождающем цвет света — жёлтый. Находящаяся в центре шестиугольной звезды бинду (точка) — символизирует Присутствие Самой Богини Дхумавати.

17. Славянская Баба-Яга («Баба-Яга — Костяная Нога» русских народных сказок), или Бабушка Яга, — один из Ликов Великой Матери Макоши в образе Тёмной Матери Морены. Заметим, что бабой в традиционной русской культуре называют не старуху (бабку, бабушку), а женщину детородного возраста.

18. Первым письменным источником о Бабе-Яге служат записи Дж. Флетчера (1588 г.) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях», где Баба-Яга отождествляется с Золотой Бабой: «Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня».

19. М.И. Попов (XVIII в.) писал о Яге следующее: «Сие страшилище описывает суеверие, в старинных наших сказках, страшною, сухощавою и огромною бабою, на подобие остова, с костяными ногами, держащею в руке железную палицу, которою она действует, понуждая катиться железную свою махину, в которой она разъезжает. По таковым приметам можно заключать, что она имела у Славян должность Беллоны, или какой ужасной адской Богини. У наших разскащиков есть об ней и приговорка в следующих разностопных стихах: "Баба Яга, // Костяная нога: // В ступе едет, // Пестом погоняет, // След помелом заметает"».

20. М.И. Без-Корнилович в книге «Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся» (XIX в.) упоминает Капище Яги: «За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности... при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги».

21. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона» (изд. 1890-1907 гг.) читаем: «Баба-яга (польск. — jędzi-baba; словак, — jezi-baba; чеш. — jezinka; галиц. — Язя) — мифологическое существо, играющее важную роль в народных славянских сказаниях. П. А. Лавровский ("Чт. в общ. ист.", 1866 г., №11) производит слово яга из санскритского корня ah, auh, означающего — идти, двигаться, от которого происходит санскр. ahi, лат. anguis, слав. ежь, и греч. ένχελυς. Б. является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу. В других сказках Б.-Я., костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Некоторые ученые слависты (Лавровский, Афанасьев, Потебня) видят в ней олицетворение зимних бурь, грозных и враждебных человеку явлений: прут, которым она каменит все живое — это символ зимы, которая все каменит, костенит (с этим не без связи ее костяная нога); ковер-самолет и сапоги-скороходы — быстролетные облака; гусли-самогуды — бурные напевы грозы; меч-самосек — разящая молния. Но в общем вопрос о значении Б.-Я. в славянской мифологии мало разработан».

22. И там же: «Баба, в славянских поверьях (собственно старая женщина, бабушка) — существо, играющее роль в славянских народных поверьях. В Богемии грозовые тучи называются "бабами", так, говорят: "Поднимаются бабы — быть грозе"; северо-восточная часть небосклона называется по-чешски "báby kont" — угол "бабушек", потому что отсюда обыкновенно начинается непогода. В доисторическое время, баба у славян-арийцев было божеством света; "Злотая Б." — луна южных славян; она приходилась, по мифу, теткой "Святовиду" — воплощению солнца, живительной силы солнца, но противоположная ему по качествам, представляя томление и смерть природы. Оттого зиму и воплощали в сказках под формами Бабы-Яги, пожирающей молодых девушек, в большинстве случаев, уходивших из ее плена, спасаясь от угрожавшей им участи (см. Баба-яга). Гануш приравнивал Б. славян — индийской богине Бхавани (Гануш, "Die Wissenschaft des slawischen Mythus"). В смысле пестунницы племянника Святовида, Гванвини принимает Золотую Б. — "Aurea anus" ("Sarmatiae europeae descriptio", стр. 85). Указывая, что этого идола сажали па возвышенностях, Гванвини прибавляет, что Золотой Бабе приписывали предвидение и прорицание будущего, обращаясь к ней с гаданием и ожидая услышать звук, тоны которого имели различное значение. В первых известиях XVI в. о Зауралье упоминается о "Золотой Б." — идоле чудских племен, на р. Оби. Tkany (в "Mythologie" II, р. 210) приравнивает поклонение Золотой Бабе к чествованию египетской Изиды и, упоминая о кумире по р. Оби, окруженном музыкальными инструментами, производившими время от времени большой шум, прибавляет, что тут не было следов принесения жертв, кроме тканей и волос головных, повергаемых перед кумиром в качестве приношений. Из этого выводилось заключение, что при идоле существовало прорицалище, конечно, с культом жрецов, для объяснения решений оракула. Словом, мифологи славянские новейшего времени находили тождество полное между "Живой" в Индии, "Поренутом" у славян и "Бабой" в виде каменных кумиров в сидячем положении, подобно находимым в юго-восточных степях южной России. Нарбут, историк и этнограф Литвы, находил тождественность литовск. Лаймы — лунного божества, со славянской бабой вообще и Золотой Бабой в особенности, считая ее тождественной с богиней Ладой, в известных эпитетах: "Zlota Lada — Zlota-Pani". Существует мнение (Юнгмана), что Б. воплощала облака или тучи, приносящие разрушение и плодородие, оттого изображения этого вида и ставились на возвышенностях (Slown., I. 56). Бабья гора будто бы было первоначальное имя Бамберга (см. "Vita S. Ottonis" в изд. Ludewit'a I, 603 "Sсriрtоr rerum Bambergensium"). Бабьей горой называлась скала Татры в Карпатах, в значении обнаженной вершины, "Лысой горы"; оттого обнаженные скалы в Далмации. — "Bebiimo ntes", Бабьи горы и "Baba Sichrowska" (Viehrover Berg). То же значение — родины чудес, привидений, сбора ведьм и оборотней имел в преданиях Германии — "Брокен" (Blocksberg), место приношения жертв богам германцев-язычников. О бабьих горах, в смысле языческом и богослужебном, говорит Длугош "Baba mons alussimus herbas mulfegeras germinans et Oppidi Zywiec imminen". Он разумел, всего вероятнее, Татры карпатские».

23. Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. Даля (впервые издан в 1863-1866 гг.): «Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, большуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое — верх бесчиния».

24. Тот же В. Даль в книге «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» («Иллюстрация» 1845 и 1876 гг., 2-е изд. — 1880 г.) пишет: «ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у неё местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа её железная, везут её черти; под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревёт, бывает мор и падёж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу».

25. М. Забылин в своей книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия» (1880 г.) пишет про Бабу-Ягу следующее: «Под этим именем почитали славяне адскую богиню, воображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе и имеющим железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, вспоминая только второстепенных, особенно из тех мифов, которые имеют олицетворенные символы житейских потребностей. Таким образом, Баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. Подобно ведьмам, она посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору, но только не на помеле, а в ступе и пестом след заметает, говорит грубо. Когда Баба-яга дома, она проводит большую часть времени, сидя на печи. Злая старуха, как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имеет кота. Вообще, о Бабе-яге остались только следы в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм».

26. В собрании русских сказок А.Н. Афанасьева (XIX в.) встречаем такое описание Бабы-Яги: «На печи, на девятом кирпичи, лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит». Ср.: «ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок», руками Она «печку садит вместо лопаты, ногами уголье выгребает, языком печку лижет» (Черепанова, 1983).

27. В поверьях Архангельской губернии Баба-Яга — «нечистая сила женского пола, не имеющая мужа» (ср. образ Дхумавати как Богини-Вдовы); «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках, голова на какухе; ездит в ступах и пожирает людей». «Баба-Яга почитается воровкою детей, поэтому и пугают детей: "У! У! Хам те... Баба-то Яга схватит... подико, поди, вот она, тут и есть за дверями!"» (Ефименко, 1877).

28. По народным верованиям Ярославской губернии, Баба-Яга живёт с дочерью Маринкой (ср. Мара-Морена — Богиня Смерти у славян) в болоте, в лесу (в доме «на куриных ножках, на веретенной пятке»). Она мохнатая, косматая (ср. «волохатость» — как непременный атрибут Велеса/Волоса, Волохатого Бога). Одежда на Бабе-Яге белая (цвет траура у славян) или «как на ели кожа» (ср. ель — дерево, посвящённое Велесу, «Дедово древо», связанное с культом предков), на голове повойник. В доме она «прядёт, сидя на брусу». Баба-Яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьёт, чтобы шибче бежать».

29. Баба-Яга — неоднозначный персонаж, чаще всего в русских сказках Она предстаёт как нарочито «отрицательная» героиня, но иногда помогает (даже по доброй воле) положительным героям. Она — обладательница огня (сказка «Василиса Прекрасная»), золотых яблок (сказка «Гуси-Лебеди») или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»). Баба-Яга — ведьма (ср. волшебный способ перемещения, умение перевоплощаться); Богиня зверей и леса (жизнь в лесу, полное подчинение Ей животных); Повелительница мира Мёртвых (забор из человеческих костей вокруг избы, черепа на кольях, засов — человеческая нога, запор — рука, замок — зубы).

30. Относительно значения самого Имени Бабы-Яги высказываются различные предположения. Так, например, некоторые исследователи полагают, что оно произошло от русского ягать — «кричать, вопить», в том числе «кричать при родах». Ср. (по этимологическому словарю М. Фасмера): ягать — «кричать, шуметь», вологодск., перм., сиб. (Даль); ягайла — «крикун»; яжить, язжить, яжжить — «кричать, шуметь, вздорить, браниться», владим., яросл., моск. (Даль). Возможно, связано с латыш. indzêt — «стонать»; îgt, îgstu — «быть угрюмым, нахмуриваться»; лит. ingzdù — «жалуюсь»; inzgiù — «жалуюсь; кричу, жалуясь».

31. Также в словаре Фасмера (см. на слово яглый, что значит «ярый, ревностный, быстрый») мы находим следующие слова, близкие по звучанию (родственные?) Имени Яги: лит. jega — «сила», nuojega — «состояние», jegti, jegiu — «мочь, быть в состоянии», латыш. jega — «смысл, разум». Таким образом, Имя Яги может определённым образом соотноситься с понятием Силы (санскр. Шакти), а также со смыслом или разумом (ср. санскр. Махавидья — «Великое Знание»). Ср. также старослав. jagra — «игра» (всё многообразие проявленных форм, согласно учению Тантры, есть Лила, т.е. своего рода «Игра» Великой Божественной Силы — Шакти, воплощённой в бесчисленном Множестве Своих Ликов).

32. Другие исследователи склонны возводить Имя Яги к санскритскому яджня,или ягья, означающему «жертвоприношение». Яджня, по сути, являлась основной формой Ведического обрядного Богослужения, во время которого Огню предлагались подношения — топлёное масло (гхи), зерно, пряности и ценные сорта дерева. Места, где совершались большие яджни, назывались ягашалами. (Для сравнения: у цыган яга означает «огонь», причём женского рода.)

33. Связь Бабы-Яги с обрядами принесения жертв подтверждается также тем, что жилище Её — избушка на курьих («куриных» или «окуриваемых»?..) ножках — расположено на границе Яви и Нави (на опушке леса), а сам образ Её восходит к древнему образу Хозяйки Зверей, Мудрой Ведуньи-Волшебницы и Хранительницы Путей в Иной мир — Божественной Супруги Вещего Бога, Велеса (заметим, что Дхумавати, как одно из проявлений Адья-Кали, Божественной Супруги Шивы, даже будучи «Вдовой», сохраняет определённую связь с Благим Владыкой — Повелителем Смерти — в одном из самых ужасных Его Ликов, именуемом Агхора).

34. Согласно одной из версий, название «курьи ножки» произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых древние славяне ставили «избу смерти» — небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у славян ещё в VI-IX вв., а возможно, и в более позднее время: ср., напр., в «Несторовой летописи»: «Аще кто умряше, творяху трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику, и възложахуть и на краду мертвеца сожжаху, а посем собравши кости, вложаху въ судину малу и поставяху на столпе на путехъ, еже творятъ Вятичи и ныне».) Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — Она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым).

35. Человек («Иван-Царевич» русских сказок), встречающий на границе мира Живых и мира Мёртвых избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в Иной мир, чтобы освободить пленную «Царевну». Для этого он должен приобщиться к миру Мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и Она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире Мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, подобно волхву или шаману, он наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира Мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

36. Благодаря текстам сказок можно реконструировать обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В.Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную деталь. После узнавания героя по запаху (возможно, Яга слепа в мире Живых) и выяснения его нужд, Она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир Мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он "настоящий". То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста». И, хотя герой вроде бы и не умер, он, вкусив пищи мёртвых, вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (Иной мир).

37. Согласно русским народным сказкам, одна из ног Бабы-Яги — «костяная», то есть мёртвая, что опять-таки указывает на связь Её с Навью — миром Мёртвых. (Согласно Кали-йога-тантре: «Дхумавати — показывает миры смерти, потусторонние миры, миры бессмертия и миры голодных духов».) Вместе с тем, такие атрибуты Яги, как ступа (символ Женского начала и обрядного умерщвления — «перемалывания»), котёл (символ обновления и Возрождения), помело, или метла (которой Она «заметает следы» — стирает память и отсекает прошлое), и лопата, на которой Она «отправляет в печь» детей (ср. древнеславянский обряд «перепекания» ребёнка, родившегося больным или недоношенным), — позволяют увидеть в Яге — за внешним обликом злой колдуньи-людоедки — древний образ жрицы-ведуньи, проводившей обряды возрастных и иных посвящений, связанных с проходом через Врата Смерти и последующим Возрождением в Яви.

38. Из русских народных сказок мы знаем, что Бабе-Яге служат животные, в том числе чёрные вороны и вороны — вестники Смерти. Так, например, ворон приносит Яге Мёртвую и Живую воду, карканьем своим подаёт Ей знаки и т.д. Согласно Прапаньчасāрасара-санграхе: «Богиню (Дхумавати) следует представлять следующим образом. Цвет Её лица подобен чёрным тучам, собирающимся во время растворения Космоса. Лицо Её покрыто морщинами, а нос, глаза и горло — как у вороны. Она носит метлу, веялку, факел и дубинку. Выражение Её лица — злобное. Она очень стара и одета в обыкновенное платье нищенки. Волосы Её растрёпаны, груди высохли и сморщились. Она безжалостна. Она хмурит брови».

39. В русских народных сказках Баба-Яга предстаёт перед нами в трёх основных образах. Первый и наиболее распространённый — Яга-Похитительница, уносящая людей, особенно детей, которых потом пытается изжарить в печи (ср. связь Дхумавати с местами кремации — «перехода» в Иной мир и иное состояние — шмашанами). Второй образ — это Яга-Дарительница, которая принимает героя, иногда испытывает его силу Духа, смекалку, и после этого вручает ему чудесные дары, такие как чудесный быстроногий конь, сапоги-скороходы, ковёр-самолет, меч-кладенец и др. (ср. сиддхи — чудесные способности, которые дарует Дхумавати Своим преданным после их усердной садханы, в том числе: способность мгновенно перемещаться в пространстве, левитировать, одерживать верх над врагами, не прибегая к физическому контакту с ними, и др.). И третий образ — это Яга-Воительница, сражающаяся с героями и побеждающая многих из них (согласно Тантрам, Дхумавати побеждает Дхумра-асуру и др. демонов-асуров).

40. Некоторые современные последователи Ведизма в России видят в Яге, живущей на Кромке меж Явью и Навью и тем самым соединяющей миры, олицетворение Йоги (от санскр. корня юдж, означающего «соединение»). Кстати, санскр. йоги-баба (произносится с ударением на последний слог: баба) — означает «святой аскет, практикующий Йогу».
 
Слава Роду!

ТАНТРА - тёмная и светлая стороны ТАНТРА - тёмная и светлая стороны

http://ragday.livejournal.com/42525.html

Мара-Яга — Костяная Нога

http://community.livejournal.com/izbaku … tml#cutid1

[1] СТУПА — то, в чём толкут зёрна, перетирая их в муку. Образ Женского начала — Лона Великой Матери — Врат Жизни и Смерти. Согласно вещим сказам, Мара тако же использует ступу в качестве воздушного корабля (на санскрите: вимана), на котором с громоподобным шумом и невероятной скоростью — «в мгновение ока» — пролетает над Землёй.

[2] ЯГА — буквально: «вопящая» (от русского слова ягать — «кричать, вопить», в том числе «кричать при родах»), один из Тёмных (Мариных) Ликов Великой Матери Макоши — Божественной Супруги Вещего Бога Велеса. Некоторые исследователи полагают, что имя «Яга» родственно санскритскому слову яджня,или ягья, означающему «жертвоприношение». Яджня, по сути, являлась основной формой Ведического обрядного Богослужения, во время которого Огню предлагались подношения — топлёное масло (гхи), зерно, пряности и ценные сорта дерева. Всё делалось в определённом Писаниями (Ведами и Агамами) порядке при пении или рецитации специальных мантр. Места, где совершались большие яджни, назывались ягашалами. (Для сравнения: у цыган яга означает «огонь», причём женского рода.) Связь Бабы-Яги (Ежи-Бабы, Ягой Бабы, Яги Ягишны, Лесной Ёшки и т.п.) с обрядами принесения жертв подтверждается тако же тем, что жилище Её — избушка на курьих («куриных» или «окуриваемых»?..) ножках — расположено на границе Яви и Нави (на опушке леса), а сам образ Её восходит к древнему образу Хозяйки Зверей и Хранительницы Путей в Иной мир. Согласно русским народным сказкам, одна из Её ног — «костяная», то есть мёртвая, что опять-таки указывает на связь Бабы-Яги как с Явью — миром Живых, так и с Навью — миром Мёртвых. Вместе с тем, такие атрибуты Её, как ступа (символ Женского начала и обрядного умерщвления — «перемалывания»), котёл (символ обновления и Возрождения), помело (которым Она «заметает следы» — стирает память и отсекает прошлое) и лопата, на которой Она «отправляет в печь» детей (ср. древнеславянский обряд «перепекания» ребёнка, родившегося больным или недоношенным), позволяют увидеть в Яге — за внешним обликом «злой колдуньи-людоедки» — древний образ жрицы-ведуньи, проводившей обряды возрастных и иных посвящений, связанных с проходом через Врата Смерти и последующим Возрождением в Яви...

[3] КОСТЯНАЯ НОГА — мёртвая нога, образно отражающая связь Мары с миром Мёртвых — Навью. Согласно вещим сказам, Мара одной ногой «стоит» в Яви, а другой — в Нави.

[4] ПЕСТ ЖЕЛЕЗНЫЙ — то, чем перетирают зёрна в ступе. Образ Мужского начала — Гоя (Фаллоса) Рода. Если ступа означает Великую Мать — Врата Жизни и Смерти, то пест знаменует Собой Ост Всемирья, Железную Иглу в Золотом Яйце (в Котором заключена Кощеева Смерть), Волховской Посох, Мировое Древо, Мер-гору на острове Буяне — пронизывающую Собой всё сущее Творческую Силу Рода. Мара, обладая одновременно пестом и ступою, показывает нам Своё владычество над Явью, над всем Проявленным миром — миром Двойственности.

[5] ПОМЕЛО — то, чем Мара-Смерть, согласно вещим сказам, заметает следы. Знак «стирания» прошлой памяти, отсечения былых уз, «развязывания» Покутных Нитей Макоши (Нитей Судеб, спрядаемых Прибогинями Макоши — Долей и Недолей), освобождения от всех ограничений, накладываемых прошлым. Знак Смерти (Разрушения, Растворения) и Забвения. «Стирая» в человеке его ложное «я», Мара связывает узами Забвения души тех, кто при жизни в Яви отождествлял Истинного Себя (свою Собь, или Высшую Самость) со своей преходящей личностью (особью, или ложной самостью), и разрешает от Своих уз тех, кто добровольно принёс Ей в жертву свою «голову» — отсёк Мечом Истинного Ведания свою ложную самость, обнажив (раскрыв) так истинного СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ) — свою Высшую Самость, Дух Рода в себе.

[6] ЗУБЫ ЗВЕРИНЫЕ — один из признаков нечеловеческой природы. Образно передают страх смерти, присущий в той или иной мере всем ограниченным живым существам, к коим, связанным узами своей ложной самости, вовлечённым в маяту мира сего, Мара обращается Своим Гневным Ликом, несущим ужас и смятение. К мудрым, прозревшим свою Собь, Мара обращается Своим Милостивым Ликом, представая пред ними в Образе Чистого Самосиянного Света паче света сего.

[7] КОСТИ БЕЛЫЕ — олицетворяют собой связь с миром Иным, с Навью. Тако же — знак «обнажения», раскрытия истинной природы сущего.

[8] КРОВЬ-РУДА — согласно вещим сказам, вместе с кровью Мара выпивает Живицу (Жизнь) — Живую Воду внутри нас.

[9] КОСА ЖЕЛЕЗНАЯ — оружие Мары, несущее смерть живым существам. Согласно вещим сказам, железной косой (или серпом) Мара косит колосья Живы, когда выходит отпущенный им срок. Пребывая в Вечном Коловращении, всё сущее проходит через четыре стадии Изменения: Рождение, Пребывание, Растворение и Обновление, ведущее к новому Рождению и началу нового Круга Жизни.

[10] НИТЬ МАКОШИНА — Нить Судьбы, или Покутная Нить (от Покута — «Судьба»), проходящая через множество жизней и соединяющая деяния с их результатами, а причины со следствиями. Также Макошиной Нитью называют Серебряную (или Велесову) Нить Жизни, соединяющую тело с душой — плотское тело с тонким телом. Когда человек умирает (то есть когда его душа освобождается от тела), о нём говорят, что «Мара рассекла Своим Серпом нить его жизни».

[11] СИНЬ-КАМЕНЬ — Велесов камень, по преданию, в глубокой древности упавший с Неба. Известно девять наиболее почитаемых Синих камней, хранящих Следы Стоп или Дланей Вещего Бога. В Велесовой традиции Синь-камень тако же связывают с камнем Алатырём — Сердцем Мира.

[12] ЗАПАД — сторона света, где «умирает» Даждьбог-Солнце. Через запад лежит путь к Навьему Чертогу Мары.

[13] ОБГЛАДЫВАТЬ КОСТИ — здесь: раскрывать истинную природу сущего. Согласно вещим сказам, Мара обгладывает кости умерших, толчёт их в муку в Своей ступе, а затем рассеивает по ветру, что означает прохождение умершим стадии Растворения.

[14] ШУЙЦА — левая рука. Шуйный путь — путь Левой Руки, путь Нави — стезя Тёмных Богов.

[15] КОТЁЛ — то, в чём Мара, согласно вещим сказам, «варит» мясо умерших, ведя их души к Обновлению (новому воплощению в Яви) и Духовному Возрождению.

[16] НОВИТЬ ДУШИ — вести их от Растворения в Нави к Обновлению в Яви и Духовному Возрождению в Прави.

[17] ДЕСНИЦА — правая рука. Десный путь — путь Правой Руки, путь Яви — стезя Светлых Богов. Не путать со Стезёй Прави — Стезёй Великого Равновесия, путём Лада Всемирья.

[18] СТЕЗЯ — здесь: Духовный путь САМО- и БОГО-Познания.

[19] СТАРЫЙ СЛЕД — здесь: привязанности прошлого, память ложной самости.

[20] СТЕЗЯ ВЕЩЕГО БОГА — путь Мудрости, раскрывающий Родовую Память.

[21] НЕВЕДОМЫЙ ЧЕРТОГ — Незримый Удел Самого Рода Вседержителя, Вышний Чертог Духа, Нетленная Собь (АЗ ЕСМЬ), Обитель Рода в Духовном Сердце человека, Несмертное и Непреходящее Сверхбытие, лишённое всякой двойственности мира сего (мира маяты).

[22] ТЬМА КРОМЕШНАЯ — мрак Духовного невежества, «ночь» подсознания; то, что находится за Кромкой, разделяющей Явь и Навь. Тёмным Ликом Своим обращается Мара к тем, чьи Духовные Очи закрыты либо ослеплены маятой. Мудрые, к коим обращается Мара Милостивым Ликом Своим, во тьме кромешной прозревают Её Истинную Природу — Немеркнущий Самосиянный Свет.

[23] МАЯТА-МОРОКА — круговерть Духовного невежества, обусловленность внешними формами, привязанность к мирскому, вовлечённость в маяту мира сего.

[24] ГОРНИЙ СВЕТ — Свет Прави, просвещающий Духовное Сердце.

[25] ЗНАНИЕ ДРЕВНЕЕ — Ведное Знание, открытое нашим Предкам Родными Богами; Духовное Ведание Соби (Истинного Я); непосредственное Видение Очами Духа; Родовой Искон.

[26] ВЕДЫ СВЯТЫЕ — Законы Прави, писанные Перстом Сварожьим на Алатыре-камне (Сердце Мира) и запечатлённые в Вещем Сердце человека; волховские писания (Вещие Книги) и предания (Вещие Сказы) мудрых предков наших, вразумлённых и вдохновлённых Самим Вещим Богом; всякое Неизречённое (хранимое в Сердце Вещем) и проречённое (проявленное, насколько сие возможно) Слово Истинной Мудрости.

[27] ГОЙ-МА — священные слоги Творческой Силы Всеотца Рода (ГОЙ) и Великой Матери (МА) в соединении. Двое в Одном — Едином Недвойственном. Колокол Всемирья: Коло (МА), заключающее в Себе Кол (ГОЙ).

ТАНТРА - тёмная и светлая стороны ТАНТРА - тёмная и светлая стороны

Отредактировано Иванка (2013-08-29 22:43:29)


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Мифы и Реальность » ТАНТРА - тёмная и светлая стороны