КНИГА МАТЕРЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Мифы и Реальность » Космогония Древнего Египта


Космогония Древнего Египта

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

http://matrix-jehova-ire.narod.ru/matrix.exot1.html
Космогония Египта

Космогония Древнего Египта

Птах-Сокар, Тот, Маат, Осирис, Артемида (Эфесская) и Адити.
Их знания сыграли немаловажную роль в формировании мировоззренческих позиций передовых умов не только древнего Египта, но и других цивилизаций, что нашло своё отражение в различных космогонических мифах (религиях) различных стран планеты.

Мемфисская космогония Египта.

Вначале был бескрайний и безжизненный океан Нун.

Птах (по другому мифу - Сокар, сокологоловый Бог) усилием воли создал из земли свое тело. После этого он решил сотворить мир и иных богов. В качестве строительного материала он мог использовать только землю и из земли, являвшейся его плотью, сотворил все остальное.

В сознании Птаха возникла мысль об Атуме, на языке - слово Атум.

Как только было произнесено это имя, из первозданного хаоса возник Атум, помогавший в дальнейшем отцу в деле творения, выполняя его приказания.

По воле Птаха Атум создал великую девятку богов, а Птах дал им могущество и мудрость.

Птахом же были созданы слова заклинаний и установлен принцип справедливости на земле.

Именно Птах построил города и поселения, возвел святилища богов с изваяниями, в которые вселились эти боги, установил религиозные обряды, в том числе жертвоприношения.

Во всем, что есть в мире, пребывают дух и плоть этого великого бога, покровителя искусств, ремесел и кораблестроения.

От жены, львицы Сохмет, у него родился сын - бог растений Нефертум.


Гелиопольская космогония Египта.

Первоначальный Хаос, называвшийся Нун, был бескрайней водной гладью, окутанной тьмой.

Из этого первоокеана появился первый бог Атум (вечерняя ипостась Солнца), сотворивший для начала первичный холм Бен-Бен.

После долгих раздумий по поводу дальнейших шагов Атум приступил к непосредственному сотворению мира.

Изрыгнув семя в собственный рот, он провел акт оплодотворения и после этого выплюнул изо рта близнецов: бога ветра и воздуха Шу и богиню мирового порядка Тефнут.

Поскольку вокруг по-прежнему царила тьма, эти дети Атума потерялись в первозданном хаосе.

На поиски Шу и Тефнут Атум послал свое Всевидящее Око и ещё два, подобных ему, в виде богов Маат и Тота, созданных в помощь потерявшим путь к Родителю.

Но Око Атума само отыскало Шу и Тефнут.
Атум заплакал от радости, слезы его пали на первичный холм и превратились в людей.

Своё Око Атум поместил себе на лоб (над переносицей), назвав его "Великолепным" и поручив ему свою охрану и охрану установленного в мире порядка.
По обе стороны от Всевидящего Ока, расположились ещё два - Тота и Маат.

От брака Шу и Тефнут родилась вторая пара богов близнецов: бог земли Геб и его сестра-жена богиня неба Нут.
Они дали земную жизнь Осирису, Исиде, Сету, Нефтиде и Хороерису.

Вышеперечисленные боги составляют Великую Девятку богов Гелиополя.


Гермопольская космогония Египта.

В начале был хаос, в котором царили разрушительные силы.

Им противостояли силы созидательные, четыре пары божеств, олицетворяющих стихию.

Мужские божества - Хух, Нун, Кук и Амон выглядели как люди с головами лягушек.

Четыре женских божества - Хаохет, Наунет, Каукет и Амаунет имели головы змеиные.

Они из земли и воды создали Первичный Холм - вселенскую Мировую гору.

На ней космотворящая птица Белый Гусь - Великий Гоготун снес Космическое Первичное Яйцо, которое, согласно древнеегипетским текстам, было разбито и пробуждено к космической жизни криком Гуся.

Сначала из него вылупился Бог Солнца Хепри (утренняя солнечная ипостась), и это послужило толчком для появления всего остального мира Богов, стихий, людей и вещей.

В иной версии, Ра родился из цветка лотоса, который вырос на первичном холме.

Когда новорожденный младенец заплакал, из слез его, упавших на холм, возникли люди.

После появления на свет божественный младенец сел на спину небесной корове Хатхор и поплыл по горизонту.

"Корова" часто встречается в мифах, и не только в египетских.

В соответствии с одним из них, Нут, приняв образ коровы, утром рождает золотого теленка (розовый цвет зари - кровь богини при родах), который днем становится взрослым быком Ра и вечером совокупляется с Нут, которая после этого проглатывает быка.

Утром цикл начинается заново.

Ра создал Шу и Тефнут, а от этой пары произошли все остальные боги.

Когда бог Ра (в иных вариантах - сам первичный бог Атум) состарился, он узнал, что сотворенные им люди, живущие в верховьях Нила, впали во грех и замыслили недоброе.

Он созвал совет богов, состоявший из Шу, Геб, Нуну, Тефнут, Нут и Око Ра.

Совет решил, что следует послать Око в виде богини Маат для истребления человечества.

Маат частично выполнила эту задачу и возвращалась к пославшему ее Ра, однако Ра, увидев сотворенную кровавую бойню, раскаялся в принятом решении.

Ра почитали в Египте в качестве солнечного божества с древних времен, однако сущность его в разные периоды истории Египта и в разных местах страны трактовалась по-разному.

Так или иначе, во всех вариантах он возглавлял иерархию богов - либо как изначальный бог, возникший из Первичного Лотоса (Нефертем), либо как член верховного дуэта Атум-Ра, либо как член верховной троицы Ра-Атум-Хепри - соответственно Солнца дневного, вечернего и утреннего.

Хепри (Хепера) олицетворял начало цикла существования мира и в древнейшие времена считался богом воскресения.

С воскресением и цикличностью перемещения Солнца связано почитание навозных жуков - скарабеев.

Согласно ещё одного мифа Солнце является огромным шаром, который катит по небу Солнечный Жук.

Во времена фараона Эхнатона Солнечный Бог Ра был объявлен единственным богом Рэ-Харахти, воплощающимся в солнечном диске под именем Атон.

Эхнатон объявил себя сыном Ра и Атона, однако наследники признали покойного фараона одним из членов ещё одной троицы Ра-Атон-Эхнатон.

Завершив первичное обустройство мира богов и людей, Ра поселился на священном холме Бен-Бен в Гелиополе и проводил ночи в цветке лотоса, взлетая в небо на рассвете и паря в течение дня над землей.

К этому времени бог Тот разделил год на три сезона, каждый из которых делился на четыре части, а часть - на тридцать дней.

В день летнего солнцестояния, в первый месяц сезона половодья, начинался новый год.

Небо-Нут и Земля-Геб были уже разделены, но Ра узнал, что они по-прежнему встречаются по ночам.

Разгневавшись, Ра проклял все триста шестьдесят дней года: Нут не могла ни в один из них родить детей.

Тот, тем не менее, нашел способ, не нарушая формально приказ Ра, помочь Нут.

Приняв облик ибиса, он отправился к луне - богу времени Ях (Иах) и предложил сыграть в азартную игру, сделав ставкой само время.

Выигрыш Тота составил пять дней, так что лунный год с тех пор длился 355 дней, а год солнечный увеличился до 365 дней.

Для того, чтобы Ра не рассердился на эту хитрость, дополнительные пять дней - "тех, что над годом" - были посвящены богу Солнца.

Расчет оказался верен - Ра не стал проклинать эти дополнительные дни.

В пять "льготных" дней Нут родила: Осириса, Исиду, Сета, Нефтис и Хороериса.

Осирис был первенцем.
Крик его при появлении на свет был таким громким, что стало ясно: богу этому предназначено сыграть великую роль.

Подобно тому, как Ра-Атум в свое время, утомившись от дел, передал власть земную Гебу, Геб со временем передал ее повзрослевшему Осирису.

Осирис начал просветительскую работу среди египтян. Им были установлены основные законы, под его руководством были проведены ирригационные работы, упорядочено богослужение. При нем люди обучились письменности, ремеслам и искусству.

Эти времена, подобно временам земного правления Ра, считаются золотыми.

Обучив всему этому жителей Египта, Осирис путешествовал по иным странам, все еще пребывавшим в первобытном состоянии, где с течением времени наступило то же благоденствие, что и в Египте.

Всё возвращалось на круги свои...
Знания, когда-то пришедшие из разрушенной катаклизмами Европы в Египет, возвращались на освободившуюся ото льдов родину.

Единомышленниками Осириса в делах просвещения были Тот и Кадм (племянник египетского царя Бела и муж Гармонии, дочери Афродиты, часто отождествляемых друг с другом).


Фиванская космогония

Фивы (егип. Уасет) были столицей Древнего Египта в эпохи Среднего и Нового царств. До выдвижения Фив как политического центра там почитались: небесный бог Мин, бог Амон ("Невидимый", "Незримый" - т.е., очевидно, "Сокровенный", "Непостижимый разумом"), и бог войны Монту; супругой Монту в Фивах считалась богиня Раттауи, в Гермонте (егип. Иуни), втором культовом центре Монту, - богиня Тененёт и отождествлявшаяся с нею Иунит.

В Первый Переходный период культ Мина приобретает иное качество: Мин становится божеством плодородия, влаги, размножения скота и сексуальной потенции человека.

Первое выдвижение Фив как политического центра происходит в эпоху правления XI династии и связывается с объединением Севера и Юга в единое государство под эгидой этого города. К этому периоду относится наибольший расцвет культа Монту; фараоны XI династии берут имена в честь Монту: Ментухотеп ("Монту доволен"). Монту становится главным богом пантеона, его почитание делается всеобщим и тесно переплетается с солнечным культом: Монту выступает как одна из ипостасей Ра, именуется "Живая душа Ра", "Бык гор Восхода и Запада", иногда олицетворяет могущество Солнца; с этого времени появляются изображения Монту, иконография которых сходна с иконографией Ра - в виде человека с головой сокола. Появление <; этого же времени изображений Мина, держащего в одной руке свой фаллос (символ' акта самосовокупления бога-творца; сравн. с самооплодотворением Атума в гелиопольской космогонии), а в другой руке тройную плеть (символ владычества над миром), свидетельствует о слиянии к началу Среднего царства образов Мина и Атума и почитании Мина, как бога-творца.

В эпоху Среднего царства резко возрастает значимость культа фиванского Амона; фараоны XII династии берут имена уже в его честь: Аменемхет ("Амон во главе"). Очевидно, новые властители были вынуждены считаться с космогонической доктриной Гермополя, которой с Первого Переходного периода продолжала принадлежать одна из главенствующих ролей в общегосударственной религии - фиванское жречество заменяет культ Монту культом Амона, т.е. бога с таким же именем, как и у одного из богов гермопольской Восьмёрки. В этот же период происходит отождествление Амона и Мина. Культ Амона быстро сравнивается по значимости с древним традиционным культом бога Солнца Ра, и вплоть до Нового царства культы Ра и Амона сосуществуют параллельно; в Новом царстве происходит их слияние (см. далее).

В XVII в.. до н. э. Египет завоёвывают гиксосы (егип. "хикхасет"). Это слово иногда переводят "цари-пастухи" - захватчиками были кочевые скотоводческие племена, - однако более точным представляется перевод "чужие цари" "цари-иноземцы". (Греки истолковали слово "гиксосы" буквально, как название народа.) Гиксосы основали XV династию, короновав одного из своих военачальников, и царствовали в течение Второго Переходного периода на Севере - одновременно с фиванской династией, царствовавшей на Юге; столицей гиксосов был город Аварис (греч.; егип. Хауара, позднее ПерРамсес, Джане).

Второе возвышение Фив и возвращение им статуса столицы происходит в начале XVIII династии в связи с тем, что борьбу против гиксосов, закончившуюся их изгнанием, возглавили фиванские правители - (братья?) Секененра, Камее и Яхмес (Амасис) 1, царствовавшие последовательно примерно с 1580 по 1557 г. до н. э.

В Новом царстве быстро происходит слияние культов Амона и Ра, возникает божество Амон-Ра; в то же время продолжают существовать культы Ра и Амона как "самостоятельных" ипостасей. Амон(-Ра) объявляется творцом мира, он - отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю <...> образ единственный, создавший всё сущее. В Древнейших космогонических мифах он отныне выступает как главный персонаж, при этом разные космогонии часто сливаются воедино: вышли люди из (слёз) его глаз, стали боги из его уст (т. е, были сотворены его Словом), - говорится в гимне. Он - самый могущественный бог, царь над всеми богами, владыка мира, отец и покровитель фараонов.

Изображался Амон в виде человека в короне "атеф" - короне из двух высоких перьев, и в виде барана; священные животные Амона - баран и белый гусь. Амон-Ра изображался в виде человека в короне "атеф" и с солнечным диском; священные животные - баран, белый гусь, змея. "Вместилищем души" Амона-Ра считались бараноголовые сфинксы (аллея бараноголовых сфинксов вела в Большой Храм Амона-Ра - главный храм Карнакского храмового комплекса), облик которых заключает в себе символику: баран - символ плодородия и священное животное Амона, львиное тело - тело египетских сфинксов, которые, помимо прочего, связывались с Ра и солнечным культом. Супругой Амона(-Ра) считалась богиня Мут, их сыном - Хонсу, лунное божество и бог времени. Амон(-Ра), Мут и Хонсу составляли Фиванскую Триаду. Культ Амона широко распространился за пределами Египта.

Текст Птолемеевского периода сообщает поздний компилятивный космогонический миф. Согласно ему, "в начале мира существовал змей по имени Кем-атеф (ипостась Амона), который, умирая, завещал своему сыну Ирта создать Великую Восьмёрку. Возникнув, Восьмерка отправилась в путь к низовьям Нила, в Гермополь, чтобы там породить бога Солнца, а затем в Мемфис и Гелиополь, где она породила Птаха и Атума. Завершив эту великую миссию, восемь богов вернулись в Фивы и там умерли. Богов похоронили в МединетАбу (совр., егип. Джеме), в храме их создателя Кематефа, и учредили там культ умерших.

Таким образом решили жрецы Амона вопросы творения, подчинив все существовавшие ранее концепции возникновения мира и богов Амону, который в гелиопольской космогонии отсутствовал вообще, а в гермопольской играл лишь третьестепенную роль".

http://egypt-info.ru/about/culture/myth … _kosm.html

2

Иванка написал(а):

Птах


Иванка написал(а):

OPUS


Иванка написал(а):

О-ПЕРЕНИЕ - ПЕРО

см. Изобличение подмен, искажений и ошибочных толкований слов/названий

ср. ОПУС с АПИС

http://slovari.yandex.ru

Словарь изобразительного искусства:

А́ПИС (Apis) — в Древнем Египте — священный бык, божество плодородия, воплощение бога Птаха. (или ПТАХИ - И.) Отождествлялся с первозданным богом-демиургом Атумом. По одной из легенд, Апис был зачат молнией и почитался как "элемент Земли". Сведения об этом божестве содержатся главным образом у античных авторов, которые связывают его происхождение со знаком зодиака — Овном. В Египте Апис считался перевозчиком души (Ба) бога Осириса. После смерти бык-Апис превращается в Осириса, отсюда имя Апис-Осирис. Поскольку Апис был связан с культом мертвых, он часто изображается бегущим, с мумией на спине. В период эллинизма произошло слияние культов Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе, имя которого также соотносят с символикой Земли (егип. Apis связано с греч. ophis — "змея", олицетворение земли). Существует гипотеза о том, что магическое слово "Абракадабра" — зашифрованное имя "Бык-Солнце" (др.-евр. Abr-Achad). Высказывается предположение и о связи имен "Апис" и "Аполлон". Центром древнейшего культа египетского Аписа был Мемфис. Древнегреческий историк Геродот сообщает, что в специальном храме Апейоне (греч. Apeion) в Мемфисе содержался священный бык. Признаком его божественного происхождения был черный цвет, на лбу — белое пятно в форме квадрата. Другое белое пятно должно было быть на правом боку "в форме полумесяца". По другим описаниям, "на спине у него изображение орла, под языком — жука". Либо — "двадцать девять священных символов-пятен". Когда бык умирал, выбирали другого, подходящего по отметинам. Смерть такого быка считалась большим несчастьем, и его торжественно хоронили в склепе Серапейоне (греч. Serapeion — "Храм Сераписа"). В 1850 г. французский археолог О. Мариэтт открыл в мемфисском Серапеуме погребения 64-х быков — каждая мумия находилась в отдельном каменном саркофаге с точным указанием дат рождения и смерти. Сохранилось множество изображений — бронзовых статуэток Аписа с солнечным диском между рогами. Культ Аписа признавался персидскими царями и даже римскими императорами. Кроме Аписа поклонялись и другим быкам: Бату, брату Анубиса, Мневису (греч. Mneuis) — черному быку, воплощению бога Ра на земле. Известен также священный бык Бухис (греч. Buchis — "бык") (ср. с БАХУС, богом виноделия - И.), почитавшийся в Гермонте, где был найден некрополь быков — Бухеум. Бык Бухис изображался и черно-белым, и красно-коричневым. Встречаются изображения священных коров с коронами на головах. В разных культурах бык был фаллическим символом и связывался с идеей плодородия. Миф о Минотавре, быке критского лабиринта, имеет корни в представлениях о плодоносящей силе Земли. Зевс похитил Европу, обернувшись белым быком с золотыми рогами. В орфических учениях белый бык трактуется как символ одухотворения материального тела. В Древней Месопотамии также почитался бык Адад. Греки отождествляли Аписа с Эпафом (греч. Epaphos — "Дитя прикосновения"), сыном Зевса и Ио. Название египетского города Мемфиса в нижнем течении Нила произвели от имени Мемфиды, дочери Нила, на которой женился воцарившийся над египтянами Эпаф.

Отредактировано Иванка (2013-08-28 12:19:43)

3


Словарь изобразительного искусства:

НУТ (егип. n’t — "вода") — в древней египетской мифологии — богиня воды и неба как небесного океана (сравн. Нейт; Нун). Нут входит в гелиопольскую эннеаду (девятку божеств; см. Гелиополь; "гелиопольская эннеада" богов). Нут — дочь Шу (Воздуха) и Тефнут (Влаги), жена и одновременно сестра Геба (Земли). Нут родила Ра (Солнце), Осириса, ее дети — звезды, которых она (как и Солнце-Ра, по одному из вариантов мифа) рождает каждый вечер, а к утру съедает (так происходит смена дня и ночи). Эпитеты богини Нут — "Великая", "Рождающая богов", "Огромная мать звезд". Согласно одному из мифов, Геб (Земля) и Нут (Небо) поссорились, тогда Шу (Воздух) разъединил супругов: Геб остался лежать внизу, а Нут поднялась в небо. Нут изображали в виде женской фигуры с крыльями и поднятыми вверх руками. Как богиню-прародительницу иногда представляли двуполой: с женской грудью и фаллосом. Ее отождествляли с богиней Ихет ("Небесной коровой"), родившей Солнце, или с Хатор, также богиней неба, которую почитали в образе коровы. Поэтому все они изображались в виде коровы, тело которой усеяно золотыми звездами. Миф о ссоре Геба и Нут египтяне претворяли следующим образом: Геб распростерт на земле, а Нут (Небо) показана в виде женской фигуры, простирающейся над землей наподобие арки, она касается пальцами рук и ног противоположных сторон горизонта, осеняя своим божественным телом, покрытым звездами, космос — Вселенную (рис. 371). Слова "вода" и "небо" египтяне произносили и писали одинаково. Поэтому и небо, и воздух они представляли потоком и часто изображали его волнами — струями воды, обтекающими землю (Геба) со всех сторон. В изображениях Нут — "небесной арки" — также можно видеть ладью, переплывающую с одной стороны небосвода на другую, — это ладья солнечного бога Ра. Египетских фараонов, которые уподобляли себя Солнцу — Ра, также изображали под покровительством "небесной коровы", которая поила их своим молоком. Ра в солнечной ладье совершает замкнутый путь по дневному и ночному небосводу (под землей как ночному океану). Отсюда роль богини Нут в заупокойном культе: она олицетворяет связь двух миров — небесного и подземного, дня и ночи, света и тьмы. Нут поднимает души умерших на небо и охраняет их покой. Поэтому изображения богини Нут помещали на внутренней стороне крышек саркофагов — она как бы смотрела сверху вниз на мумию покойного.

Космогония Древнего Египта Космогония Древнего Египта
Богиня Нут. Рельеф саркофага. Египет, IV в. до н. э. Нью-Йорк, музей Метрополитен


НУН
(N’n) — в древней египетской мифологии — олицетворение первозданного океана, водного хаоса. Нун и его супруга Наунет (олицетворение неба — небесного океана, по которому солнце плавает ночью) составляют первую пару богов, от которых произошли остальные боги. Предполагают, что подобная космогония может быть связана с грандиозными паводками, регулярными разливами Нила либо со Всемирным потопом, рассказы о котором сохраняют многие мифы. Древнегреческий историк Геродот, сообщая о происхождении египетских богов, упоминает, что в давние времена "весь Нижний Египет, кроме Фиванской области, являлся болотом и вся местность, лежащая теперь ниже озера Мериды, находилась под водой". От Нуна произошли Атум (Солнце), Шу (Воздух), Хапи (божество Нила), Хнум (бог плодородия). Нун и Наунет — главная пара гермопольской огдоады (восьмерки) богов (см. Гермополь).

Космогония Древнего Египта Космогония Древнего Египта

Нун («вода», «водный») — в древнеегипетской мифологии — существовавший в начале времён первозданный океан, из которого вышел Ра и начал творение мира Атум. Собственных мест культа и храмов не имел. Изображается в виде человекоподобного мужского божества. Изображение Нуна, держащего на руках солнечную ладью, можно увидеть в Осирийоне храма Сети I в Абидосе. Вместе со своей супругой-продолжением Наунет (др.-егип. Nwn.t) были покровителями разлива Нила, а также зимнего солнцеворота и сезона дождей в Дельте. Нун и Наунет (олицетворение неба, по которому солнце плавает ночью) первые из богов Гермопольской Огдоады. От них произошёл Атум, её глава. Нуна считали отцом Хапи, Хнума и Хепри. В Мемфисе его отождествляли с Птахом, а в городе Фивы — с Амоном.
http://world-of-legends.su/egipet/egipet_bogi/id1131

Отредактировано Иванка (2013-09-21 12:48:01)

4

Иванка написал(а):

В сознании Птаха возникла мысль об Атуме, на языке - слово Атум.
Как только было произнесено это имя, из первозданного хаоса возник Атум, помогавший в дальнейшем отцу в деле творения, выполняя его приказания.
По воле Птаха Атум создал великую девятку богов, а Птах дал им могущество и мудрость.


АТУМ = АТОМ

"Слово химия - от одного из названий Египта. По-арабски Хема или Хейма. Его буквальное значение "сокрытое". Химия и в самом деле изучает сокрытые свойства веществ, сокрытую его структуру. Атом, например, не пощупаешь, не понюхаешь, не увидишь и не услышишь, он скрыт от органов восприятия. Поэтому он так и называется: АТОМ, что значит по-арабски "темный, сокрытый" . Со школьной скамьи все знают, что атом в переводе с греческого означает "неделимый", хотя наука доказала, что атом делим. Слово ведь не греческое, а египетское. Оно того же корня, что и наши слова темный, туман. Египетский бог Атум, вечерняя ипостась солнца, из того же источника. Греки в химии совсем не разбирались. Откуда им знать, что такое атом. Другое дело - египтяне. Уровень их химических знаний в некоторых отношениях для нашей науки пока не досягаем. Краски, не выгорающие в течение тысячелетий, говорят сами за себя. А возьмите бальзамирование. Чтобы содержать тело Ленина набальзамированным, ежедневно трудятся десятки людей, в то время как набальзамированные фараоны покоятся без всякого присмотра тысячелетиями. Египетские химики, я думаю, просто посмеялись бы над нашими. Атом - слово особенное. Оно не просто название главного объекта внимания химиков, оно ключ к пониманию культа Древнего Египта. Прочтите его наоборот, т. е. по-арабски, получите арабское слово мота "мертвые". Выходит культ мертвых в Египте вместе с Книгой Мертвых лишь маска главной профессии египтян."
Н. Вашкевич

Космогония Древнего Египта

Космогония Древнего Египта

5

Уаджет

Космогония Древнего Египта

Уаджет (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили многие египтяне — и фараоны, и простой люд. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.

Уаджет – богиня-кобра, дочь Бога Солнца Ра и его око , покровительница Нижнего Египта. Эмблемой Нижнего Египта был папирус, в честь него и была названа богиня Уаджет , что в переводе означает «зеленая» . З еленый цвет символически связан с возрождением природы, с вечным возвращением и воскрешением. Таким образом , получается , что она является символом жизни, т.е. солнечным символом!
Логично, что такой амулет связан с жизнью и светом и защищал от темных сил . По представлению древних египтян око Уаджет должно было воскрешать мертвых. Этот символ изображался на надгробных плитах, чтобы помочь ушедшим в иной мир в загробной жизни, а также амулеты ока вкладывали в мумии, чтобы умерший , мог воскреснуть и жить вечно. Амулет имеет двойственный смысл – призван помогать людям, как при жизни, так и после нее. Эта двойственность хранится в разных именах амулета. Две важные ипостаси ока Уаджет – око Ра и око Гора, которые олицетворяют двух богов солнца – солнца в зените и заходящего солнца. Око Ра несет власть, могущество, закон и справедливость , оберегает человека при жизни, защищает от сглаза . Око Гора символ воскрешения после смерти, целостности мироздания, порядок и космос. Амулет также применялся в лечебных целях (если прикладывать его лицевой стороной вниз на рану через 5 слоев бинта) , он помогал в заживлении ран, лечил от проказы , чесотки и уменьшал жажду. Всевидящее око дает «зрение души» и ясновидение.
В связи с тем, что амулет был достаточно распространен, то изготавливался он из различных материаллов. Око Уаджет могло быть сделано из серебра, золота, меди, воска, дерева, раскрашенного фаянса и даже из полудрагоценных камней.
Амулет Уаджет египтяне постоянно носили на теле, как правило, в виде подвески, а после смерти амулет помещался внутрь тела человека или на шею, сгибы пальцев.

http://oldegipet.ru/simvoly-v-drevnem-e … dzhet.html

Уаджет (егип. wedjat) – Всевидящее Око, а также Око исцеления, олицетворяло сокровенную мудрость и зрение души (ясновидение), выполняло функцию защиты и символизировало исцеление и воскресение после смерти. Уаджет – левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз – Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцеленный богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили многие египтяне – и фараоны, и простой люд. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия. Как гласит Книга Мертвых, «Глаз Гора награждает вечной жизнью; и он защищает меня, даже когда он закрыт».
Луна светит не так ярко, как солнце, потому что левый глаз Гора был когда-то поврежден. Сет разрезал его на куски. Позже бог Тот собрал воедино око и вернул его Гору. Можно встретить другую версию, что Тот и Шу поймали лунный глаз в сеть. Т.е. убывание луны связывалось с отрезанием Сетом кусочков от лунного глаза, а прибывание – с собиранием и воссоединением ока Тотом.
Сохранившиеся древнеегипетские тексты донесли до нас различные версии мифа об оке Гора. Согласно одной из них, Сет проткнул глаз Гора своим пальцем, согласно другой – наступил на него, согласно третьей – проглотил его. В одном из текстов рассказывается, что Хатхор восстановила глаз, напоив его молоком газелей. В другом сообщается, что Анубис захоронил глаз на склоне горы, где он дал побеги в виде виноградной лозы. Гор использовал возрожденный глаз для воскрешения своего отца Осириса. После того, как Осирис проглотил око Гора, его расчлененное тело срослось подобно тому, как это произошло с самим оком.
В расчете на помощь при воскрешении, изображения уаджет наносились на египетские мумии у отверстия, через которое из них вынимали внутренности. Ежемесячно в храмах Египта проводились обряды «восстановления» уаджет, связанные с лунным циклом.

Око Уаджет "Зелёное", то есть воскресшее (подобно тому, как зеленеет воскресшая весной природа) - самый сложный, поддающийся лишь приблизительной дифференциации образ древнеегипетской мифологии. Оно имеет множество ипостасей и фигурирует во многих мифах и символических изображениях.
Две главные ипостаси Ока Уаджет - Око Ра и Око Хора.
Око Ра, или Солнечное Око, олицетворяет могущество и власть. Чаще всего оно изображается в виде кобры-урея, и поэтому отождествляется с богиней-коброй Уаджет, покровительницей Нижнего Египта. Око-урей охраняет справедливость и закон и убивает своими лучами всех врагов миропорядка. На многих памятниках египетского искусства изображен крылатый урей в виде богини Уаджет, защищающий Амона от злых сил; корона Амона тоже увенчана двумя уреями.
Око Хора символизирует воскресение после смерти: когда Сет убил Осириса, Хор, сын Исиды и Осириса, воскресил отца, дав ему проглотить своё Око, которое Сет перед тем изрубил на части, а Тот, бог врачевания, собрал по частям, срастил их, и Око воскресло. Амулеты в виде Ока Уаджет клали в погребальные пелены мумии - и умерший, отождествляемый с Осирисом, воскресал в Загробном Царстве, как воскресает природа после разлива Нила весной (точное назначение амулетов в большинстве случаев узнать не удается, поскольку оно зависело от заклинаний, которые произносились над амулетом). Око Уаджет - Око Хора отождествлялось с левым глазом Хора-сокола - Лупой, которая воскресает на небе каждый месяц; и с правым глазом - Солнцем, которое, умерев вечером на западе, утром неизменно воскресает на востоке.
Космогония Древнего Египта

Южная часть страны находилась под покровительством Нехбет (Нехёб(е)т) - богини в облике самки коршуна. Нехбет - дочь Ра и его Око, защитница фараона. Изображается она, как правило, в белой короне Верхнего Египта и с цветком лотоса или водяной лилии - эмблемой Верховья.
Космогония Древнего Египта
Богиня Нехбет в антропоморфном обике.

Змея-кобра Уаджет (Уто) - покровительница Нижнего Египта, дочь и Око Ра - изображается в красной короне Низовья и с эмблемой Севера - стеблями папируса. Имя "Уаджет" - "Зелёная" - дано по цвету этого растения.

Космогония Древнего Египта
Богиня Уаджит в антропоморфном облике.

http://kristya-starchikova.narod.ru/index/0-5

Арифметика и Уаджет

Космогония Древнего Египта

В арифметике египтян составные части Уаджета использовались для написания дробей от 1/2 до 1/64, а также применялись для измерений емкостей и объемов.:
Уаджет - 63/64
Сумма шести знаков, входящих в Уаджет, и приведенных к общему знаменателю: 32/64 + 16/64 + 8/64 + 4/64 + ²/64 + 1/64 = 63/64
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%E0%E4%E6%E5%F2

Отредактировано Лаодика (2013-11-05 21:10:58)

6

Лаодика написал(а):

Уаджет (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны.


Лаодика написал(а):

Луна светит не так ярко, как солнце, потому что левый глаз Гора был когда-то поврежден. Сет разрезал его на куски. Позже бог Тот собрал воедино око и вернул его Гору. Можно встретить другую версию, что Тот и Шу поймали лунный глаз в сеть. Т.е. убывание луны связывалось с отрезанием Сетом кусочков от лунного глаза, а прибывание – с собиранием и воссоединением ока Тотом.
Сохранившиеся древнеегипетские тексты донесли до нас различные версии мифа об оке Гора. Согласно одной из них, Сет проткнул глаз Гора своим пальцем, согласно другой – наступил на него, согласно третьей – проглотил его. В одном из текстов рассказывается, что Хатхор восстановила глаз, напоив его молоком газелей. В другом сообщается, что Анубис захоронил глаз на склоне горы, где он дал побеги в виде виноградной лозы.


http://taina-simvola.ru/uadzhet/
Таким образом амулетам с изображение Ока Ра приписывалось свойство воскрешать мертвых.

Позднее, Уаджет становится символом богини справедливости Маат, которую называли дочерью Ра или оком Ра.

В некоторых текстах Уаджет называли божеством утреннего солнца.

Значение символа Уаджет

Если расшифровать древнеегипетское написание этого символа, то получаем такое значение: irt означает «глаз», а глагол «wḏȝ» — имеет значение «защищать». Таким образом значение Уаджет можно перевести как  «охраняющий глаз». Не исключено, что  в начертании этого символа нашли отражение как черты человеческого глаза, так и черты сокола.

7

Иванка написал(а):

Уаджет


УА-ДЖЕТ

ТЕЖ-ДАУ (ТОЖ ДАО)

ТОЖДЕСТВО – «тот же, такой же». Старославянская форма – тъжде (такой, так).

АУ - УА


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Мифы и Реальность » Космогония Древнего Египта