Энциклопедия символики и геральдики

ГОРА

http://www.symbolarium.ru/index.php

Среди многих гор, обретших в течение веков святость и определенный священный ореол, нельзя не назвать афинский Акрополь; Арарат; Атос на Халкидонском полуострове; Белую Гору древних кельтов; Боробудур — буддийскую святыню, расположенную в центральной части острова Ява; Дамарванд в Иране, из которой, разорвав цепи, когда-нибудь вырвется Азхи Дахака, чтобы уничтожить мир; горную цепь Эльбурс в том же Иране; вулкан Этну, поглотивший поверженных титанов; Эверест (Джомолунгму) в Гималаях, Фудзияму в Японии; Иду — священную гору античных греков, ибо на Иде Зевс прятался от отца своего — Хроноса; Кавказ, где был прикован Прометей. Следует также упомянуть Китайрон — гору между Мегарой, Аттикой и Беотией, посвященную Зевсу, Аполлону и Дионису; Ниссу в Эфиопии, где по преданию родился Озирис; Олимп — трон греческих Богов; Парнас — местопребывание Аполлона и всех девяти муз; наконец гору Потала в столице Тибета Лхассе, где до сравнительно недавнего времени была резиденция Далай-ламы, главы буддистов…

Основные символы:

символы горы — треугольник, крест, корона, звезда и ступени или лестница.

Древний Восток

шумерская гора с вершиной из блестящего олова, где жил праотец богов Ан,
потоп — Ницир, к которой пристал корабль Утнапишти в вавилонской версии потопа
в Вавилоне Г. почиталась как место суда.
ср. в одном хеттском тексте, включающем в себя миф о боге грозы, фразу о священной горе Цалияну, которая «дождя желала»
Вавилон называли «домом сияющей горы», «домом, который соединяет Небо и Землю»… Вавилонские уступчатые башни, так называемые «зиккураты» достигали 50-метровой высоты и господствовали над городом, символизировали своими семью "ступенями — этажами некую космическую гору, гигантский алтарь во славу вавилонских богов. Вероятно, именно из этих представлений и возникла библейская легенда о Вавилонской Башне (Бытие 11), а также о лестнице Иакова, достигающей неба (Бытие 28: 12). Название «зиккурат» произошло от шумерского слова: «U-Nir», то есть «гора».
Горами богов были также зиккуратные архитектурные сооружения Древней Месопотамии.

Египет

Гора Запада в Древнем Египте считалась царством мертвых
Скалы и вершины гор близки богам. В верхнеегипетском 17-м номе народ в молитвах взывал к «Вершине Амона». К западу от Фив на самом высоком холме горной пустыни был храм, посвященный Тоту и его павианам. Богов называли «Хозяевами гор». В нижнем мире имеется «большая гора, над которой простирается небо. Триста ступней в длину, двести тридцать в ширину, семьдесят локтей в змее, обитающей на ней». Встречается идея о мировой горе, которая все-таки, по египетскому представлению, разделяется на западную гору (по имени Ману) и на восточную (по имени Бакау (или Баху – И.); обе служат опорами для неба. Согласно «Текстам Пирамид» (271), умершего царя приводят на гору по «лестнице» к «большому сидению». Горы на запад от Нила являются входом в подземный мир, там повелевает Хатор, хозяйка некрополя. Для египтян горная страна была страной пустыни, поэтому применяемые иероглифы (три круглых отделенных разрезами холма) служили также для определения «кладбища», «каменоломни» и названий чужих стран.
(Джу (гора) — символ, изображающий два холма, между которыми расположена долина Нила. Ману и Баху охраняли два божества в виде львов, которые защищали солнце во время восхода и заката. Также гора была символом гробницы и загробной жизни — это объяснялось тем, что в Египте было принято хоронить умерших на склонах гор, окружающих долину Нила. Иногда в религиозных текстах бога загробного мира Анубиса называли «тот, кто на своей горе». Богиней загробного мира считалась и Хатор, которую называли владычицей Города мертвых. Ее изображали как существо с коровьей головой, чье тело находилось внутри горы.
Ср. с «Хозяйка медной горы» Бажова. - И.)

Античность

Олимп в греческой традиции
потоп — Парнас (варианты: Отрис, Афон. Этна) в истории Девкалиона и Пирры
В греческой мифологии помимо Олимпа и Парнаса (на нем обитали Аполлон и музы, у его подножия — храм Аполлона, там же храм Диониса) особенно выделяются Киферон (на Кифероне Геракл пас стада Амфитриона и убил киферонского льва, чья шкура стала его одеждой; здесь Пенфей был растерзан вакханками, в том числе его собственной матерью, на Кифероне был брошен обреченный на смерть младенец Эдип; с этим местом связан миф об убийстве Лика), Осса и Пелион (ср. мифы о гигантомахии и об Алоадах), Ниса (где родился и был воспитан нимфами Дионис), Отрис (где Кронос готовился к битве с Зевсом, см. выше о потопе), Этна (эту гору Зевс нагромоздил на Тифона; в ней помещалась кузница Гефеста, с огнём, добытым в Этне, Деметра разыскивала Персефону), Ида (где Зевс скрывался от Кроноса), Кавказские горы (место, где был прикован Прометей).
С горы Олимп правили древними греками их сварливые боги. У античных греков гора — это обиталище богов, особенно богов, которые покровительствуют плодородию; место вечной любви, место для экстаза и для дионисийских оргий; а также место для погребения погибших героев.

Северная традиция

гора Монтсальват бриттского варианта легенды, связанной с Граалем; Броккен или Химинбьёрг («небесная Г.») в германской традиции;
Вальгалла — место упокоения погибших воинов, согласно скандинавской мифологии, тоже находится на горе. Хеймдалль, охранитель богов, живет на горе Химингбьёрг, возле входа в Аскард, где уже находятся сами боги.

Европа

А вот у древних шумеров гора считалась неким остатком праматерии, Яйцом Мира.
С горами связаны и сказочно абсурдные образы сверх могучих героев, которые могли рушить горы — таким был Родомонт, сарацинский богатырь, о котором повествовали легенды времен французских Каролингов. У славян это: Валигора, Рушьгора, Разбейгора и т. д. Так в Западной Европе родилось выражение: «Родомонтада», то есть «буффонада самохвальства, хвастовства». Польский Валигора — это необыкновенный силач-богатырь из народной сказки. У него есть аналог из украинских сказок: Вернигора.

Балтия

горы Перкунаса у литовцев и т. п.
литовские и белорусские предания о возникновении гор из камней, которые бросались великанами или из самих великанов, после того как они окаменели

Славяне

В народной космологии локус, соединяющий небо, землю и «тот свет»; место обитания нечистой силы, совершения обрядов.
В украинских космогонических легендах горы — это остывшие пузыри, образовавшиеся во время кипения земли, когда Бог, создавая, варил ее; по русским легендам, они возникли, когда Бог и черт сжимали жидкую землю с двух сторон, чтобы сделать ее твердой. В Боснии верили, что горы возникли, когда Бог, создав слишком большую землю, утрамбовал ее ногами или, по сербским легендам, — стянул ее обручами. Согласно апокрифической легенде, горы возникли из выплюнутой Сатанаилом земли, которую тот, достав со дна моря, утаил от Бога за щекой. По черногорским поверьям, горы — камни, вывалившиеся у Бога из прохудившегося мешка, по украинским — плевки дьявола, по белорусским — окаменевшие великаны. Гора могла возникнуть из воды в начале мира, как, например, мифическая гора Три-глав, известная по хорватским поверьям, — с ее вершины видны все моря земли.
Гора (а также холм, курган и т. п.) — вертикаль, связывающая космический верх и низ, что определяет двойственность представлений о горе, с одной стороны, как о чистом, с другой — как о демоническом месте. Связь горы с небом отражена в лексике (ср. церковнославянское горний «небесный») и в ритуальной практике. Русские летописи сообщают о поклонении славян языческим божествам на горах. В Древней Руси существовал обычай ставить идолы богов на возвышенности. На горе (холме) принято было совершать весенние обряды (русское горка — «собрание молодежи весной и летом для хоровода»), зажигать костры в весенние праздники, приносить жертвы, скатывать с гор зажженные колеса. Отголоски жертвоприношений горам засвидетельствованы в польских Татрах, где на камнях оставляли лен, хлеб, крестики, образки, а пастухи после молений съедали жертвенного барана. В русских заговорах гора, с одной стороны, — место, где находится Бог, Иисус Христос, Богородица и сакральные объекты (дуб, бел-горюч камень и др.), а с другой — место, где обитает нечисть.
С горой связаны представления о потустороннем мире. Восточные славяне верили, что после смерти человек должен карабкаться на высокую гору, чтобы достичь «того света»; по белорусским поверьям, на горе находится рай; по русским — царство мертвых — страна с золотыми горами. На горе между двумя елями хоронили заложных покойников. В заговорах болезни отсылают в «иной» мир, воплощением которого наряду с лесом, водой, оврагом является и гора.
По сербским и болгарским поверьям, в горе живут вилы, по польским — мифические змеи, карлики, скарбники — злые духи, стерегущие клады; по русским — проклятые люди, лихорадки. На карпатской горе Чорногоре самоубийцы под присмотром чертей куют град. Лысая, или Бабья гора — традиционное место шабаша ведьм. У славян мало специфических горных демонов. У русских на Урале известен горной — нечистый дух, обитающий в шахтах, у поляков — демон, чье королевство находится внутри горы Снежки, у болгар — горные русалки загоркини. Согласно русским легендам об Александре Македонском, в горе заключены дикие народы Гог и Магог.
Двойные горы — ср. Белая гора и Черная гора у лужицких славян и соответственно Белобог и Чернобог или Святые горы и Лысые горы, местопребывание соответственно добрых и злых духов, ср. Святогор, но Змей Горыныч,
ср. противопоставление Крака на Г. и поражённого им дракона в колодце в польской традиции или Г. и Подола в ранней киевской историографии
литовские и белорусские предания о возникновении гор из камней, которые бросались великанами или из самих великанов, после того как они окаменели

Кавказ

Эльбрус, к которому каджи приковывают Амирани (у грузин), и Масис (Арарат), где то же самое происходит с Артаваздом (у армян);
ср. также такие поздние образцы мифологизации двух гор, как скала Тамар и гора Шода, связываемые у грузин с царицей Тамар и Шота Руставели
грузинскую сказку о появлении Кошгоры из грязи, которая попала в коши (особый род обуви)

Центральная Азия

Имеющая своим истоком образ Меру мировая Г. в центральноазиатских традициях и у ряда алтайских народов (Сумер, Сумур, Сумбур и т. п.) нередко представляется как железный столб (иногда железная Г.), который находится посреди земного диска и соединяет небо и землю, вершиной своей касаясь Полярной звезды; иногда Г. (Сумбур) стоит на пупе перевёрнутой богом морской черепахи, на каждой лапе которой покоится особый материк. В других вариантах сама Полярная звезда — острие дворца бога, построенного на вершине Г. По представлениям калмыков, звезды вращаются вокруг Сумеру. Согласно мифам некоторых алтайских народов, на вершине этой Г. живут 33 тенгри. У алтайских народов нередко описания Г., несмотря на отсутствие названия, повторяют характеристику Сумеру или даже содержат некоторые новые детали (иногда Г. помещается на небо; на землю Г. опускается с неба и т. п.). В центральноазиатском мифе бог трижды опоясывает Сумеру огромным змеем Лосуном.

Китай

уже в Древнем Китае существовал культ пяти священных Г.: Хэншань в Шаньси (символ севера), Хуашань в Шэньси (символ запада), Хэншань в Хунани (символ юга), Тайшань в Шаньдуне (символ востока), Суншань в Хэнани (символ центра). В дальнейшем каждая Г. обрела своих божеств-управителей и свою сферу влияния. Среди этих пяти гор особым почётом пользовалась Тайшань, которой поклонялись и на которой приносили жертвы небу; считалось, что у Тайшани находится вход в загробный мир. В течение многих веков Тайшань застраивалась храмами, монастырями, кумирнями, арками. Ее божеству повелителю, духу судье загробного мира были посвящены храмы по всей стране (дочь этого божества, даосская богиня Тайшань, покровительствовала рождению детей). Китайская традиция почитания гор, попытка объединения их в классификационную систему засвидетельствована в «Книге гор и морей» («Шань хай цзин»). Само появление гор и их расположение связывалось с деятельностью мифического покорителя потопа и устроителя земли великого Юя, который не только рассекал и передвигал горы, чтобы избавиться от последствий потопа, но и дал названия тремстам горам.
китайская Нефритовая гора (Юйшань) — обиталище богини Си-ван-му.
некоторые сходные мотивы известны и в Китае, ср. там же: Г., представляемая как голова Пань-гу);
ср. древнекитайский миф о Фу-си и Нюй-ва на горах Кунь-лунь
В Древнем Китае горы обеспечивали устойчивую неизменность Космоса и символизировали незыблемость (обвал горы — верный признак конца династии), присутствие и близость богов. Существовал и культ пяти гор, расположенных между пятью пространственными точками, над которыми властвовал храм даосов, убежище Бессмертных, ближе всех находившихся к небу и путешествовавших оттуда к блаженным Островам. В горах берут начало десять тысяч вещей и чередуются Инь и Ян, Гора рождает тучи и дожди: в иконографии гора, окруженная облаками, символизирует землю.
В Китае Гора Мира, Кинлун, считалась местом истока Желтой реки (Хуанхэ)и была символом порядка и гармонии, местом жительства бессмертных и верховного божества.
В Китае гора благодаря огромным размерам стала символизировать величие и великодушие императора, она — четвертый из двенадцати императорских символов (5).
Древнекитайская картина мира знает пять святых вершин, которыми обозначены четыре стороны света и центр. Особенно почитаемой была горная страна Куньлунь с «девятью этажами». На изображениях мира горы с облаками символизируют сушу, на которой попеременно правили инь и ян.
Япония
Фудзияма, чье изображение часто используют как эмблему Японии, была и остается до сих пор священным местом для синтоистов, которые совершают восхождения на нее для свершения религиозных обрядов.
Ср. также Фудзияму и Такатихо (где небесные внуки спустились на землю) в японской мифологии (ср. представление о Г. как об источнике пищи и жизни у японцев;
в Японии на вершину Фудзи-сан (Фудзи-яма) ежегодно поднимаются около 200000 паломников или же люди делают пожертвования у подножья горы в одном из многочисленных святилищ синто.

Корея

Современный корейский обряд «поклонения пещере» включается в праздник «Поклонения Г.», когда у Г. вымаливают дождь (что согласуется с древней индоевропейской мифологемой о Г., желавшей дождя).
родоначальница корейского государства, мифическая прародительница, стала гением земли, вечно обитающим на священной Г.

Индокитай

Си Гунтанг Махамеру у малайцев, на которую пришли трое юношей царского рода («Седжарах Мелаю»); высокая Г. в центре земли, где поселился Магам (качинская версия творения мира, Бирма);
у некоторых малайских племён предками вождей считаются два человека с гор, основание городов-княжеств относится к «высоким местам», а цари первого крупного индонезийского государства именовались Шайлендрами — царями гор.
предание филиппинских набалои о том, как бог солнца Кабуниан, проспорив людям, должен был создать горы, чтобы люди могли по ним ориентироваться;

Мезоамерика

В Центральной Мексике гора Тлалок была священным символом великого бога плодородия и дождя Тлалока.
В Древней Мексике известна гора Тлалок в массиве Ицтак-Сиаутль, на которой стоял идол одноименного бога дождя, на его голову складывались семена всех зерновых культур, чтобы вызвать плодородие.
Зубцы из облаков и фризы из звездного неба увенчивали неоднократно также храмовые пирамиды доколумбовой Мексики, воспринимавшиеся как искусственные горы, на которых жили боги.

Северная Америка

потоп — Рейнир у североамериканских индейцев
Так, индейцы навахо верили, что черные (или северные) горы покрывали землю тьмой, синие (или южные) приносили рассвет, белые (или восточные) день, желтые (или западные) — сияющий солнечный свет.
у индейцев навахо, имитирующих подъём на гору, где люди — орлы, и поединок с их врагами, за победу в котором герой получает как высшую награду и символ физической и духовной целостности т. н. «горную песнь»
сказание североамериканских индейцев о том, как Койот превратил семь дьяволов в горы, спасши тем самым людей (ср. у них же миф о падении Снокволма, «месяца», превратившегося в Г.)

Австралия и Океания

Маунгануя у маори, на которую пришел Тане просить у своего брата Уру его детей — Светящихся; Нгераод у меланезийцев (с этой горой связана история чудесного свертка, дающего вечную жизнь); горы Ту-моуа у полинезийцев, созданные божественным мастером Ту;
полинезийские сказания о создании из песка скалы, из скалы острова, из острова Г., о плавучих горах (Мангарева; ср. в мифологизированной истории Явы рассказ о перевозе Г. на этот остров); маорийский миф о расходящихся в разные стороны горах

Иран

Точно так же иранская гора Хараберезаити возносится вершиной к небу в середине Света.
Демавенд (связанная с Ажи-Дахака) и Хара Березайти («железная Г.», к которой, согласно «Бундахишну», прикреплены звезды) в иранской мифологии;

Индуизм


Меру:
Она находится в центре земли под Полярной звездой и окружена мировым океаном. На трех ее вершинах — золотой, серебряной и железной — живут Брахма, Вишну и Шива или (по другим вариантам) 33 бога, составляющих пантеон; внизу — царство асур. На каждой из четырех Г., окружающих Меру, стоит по огромному дереву (среди них — ашваттха и пиппала, выступающие как мировое древо), указывающему соответствующую сторону света. С Меру в индуистской мифологии связан целый ряд мифов или мифологических мотивов: богам, жившим на Меру, Вишну дает совет добыть напиток бессмертия — амриту пахтанием океана, используя в качестве мутовки гору Мандару; через ее вершину лежит путь в Амаравати, царский град Индры; Нахуша с небес спускается на Меру; Пуластъя удаляется на Меру, чтобы предаваться подвижничеству; у трона Куберы находится Меру; Равана проводит ночь на вершине Меру; Васиштха бросается вниз с вершины Меру; сиденье колесницы Шивы — Меру; змей Васуки опоясывает Меру.
Индийская гора Меру (Сумеру) о трех вершинах-главах — золотой, серебряной и железной, согласно древнему сказанию, является троном Брамы, Вишну и Шивы, расположена, согласно верованиям, в самой середине Мира, под Полярной звездой; там-то и происходят встречи богов со смертными людьми.
В индуистской теории возникновения мира гора Мандара была основным местом сотворения мира из космических вод.
Космос также во многих случаях изображается в виде горы с террасоподобными уступами, например гора мира Меру в индийском искусстве, и передается в виде ступенчатых пирамид (например, Боробудур, Ява).
считается, что гора Меру в Индии имеет форму правильной семисторонней пирамиды (соответствующей семи планетным сферам, семи добродетелям и семи направлениям пространства), где каждая грань соответствует одному из цветов радуги.

Буддизм

В буддийских текстах наряду с Меру выступает и Химават (именуемая «Г.-царь»), служившая для татхагаты (см. в ст. Будда) подушкой.
Джомолунгма — Эверест в традиции северного буддизма — обиталище богов
В ламаистской мифологии Г. (Сумеру) в форме пирамиды окружена семью цепями гор, между которыми находятся моря, каждая сторона пирамиды имеет цветовую характеристику: южная — синий цвет, западная красный, северная — жёлтый, восточная — белый. Однотипные соответствия известны в Индии, Тибете, Китае и даже в традициях некоторых племен индейцев Америки.

Библия / Ветхий Завет

потоп — Арарат в Ветхом завете
Ветхозаветная традиция особо отмечает целый ряд гор: Синай (где Яхве открыл Моисею 10 заповедей), Сион (царская резиденция Давида), Оливет (трехвершинная Г., почитавшаяся как местопребывание Яхве), Мориах (место встречи Давида с ангелом; здесь же был построен храм Соломона в Иерусалиме), Арарат (миф о потопе) (см. рис.), Геризим и Эбал (горы, отражающие как эхо благословения и проклятия), Кармел (символ верности и плодородия).
Жестокий, идолопоклоннический Вавилон, благодаря высоким стенам своим и башням, породил в сознании народа Израиля сравнение с некой горой: «Вот, Я — на тебя, гора губительная, говорит Господь, разоряющая всю землю, и простру на тебя руку Мою, и низрину тебя со скал и сделаю тебя горой обгорелою» (Иеремия 51: 25). Поэтому иудаизм, а затем первичное христианство ожидали, что вместе с угнетением когда-нибудь рухнут и горы. Пророк Исайя говорил, что когда народ возвратится из изгнания, то «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся» (40: 4). Так же и конец Света предсказывался начинающимся с падения гор: «.. и гор не стало» (Откровение 16: 20). «Сравняй, Боже, горы с долинами, пусть станет ровненько!» — поется в одной из народный польских песен о любви.
Библейской священной горой по преимуществу является «гора Синай» во время откровения Бога Моисею. Последний получает приказ: «И проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука, [когда облако отойдет от горы,] могут они взойти на гору» (Исх 19:12-13). В Библии холм Сион в зоне прежнего города иевусеев Иерусалима, покоренного израильтянами, также имеет ранг места обитания Господа Бога. После страшного суда говорит Господь Саваоф: « Возревновал Я о Сионе ревностью великою… обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа — горою святыни» (Зах 8:2-3). Однако для религиозной общины самаритян это место заняла гора Гаризим, поросшая лесом и богатая источниками, высота, сравнимая с раем. С точки зрения символики для сторонников обеих групп соответственно их вершина, «гора дома Господня будет поставлена во главу гор» (Ис 2:2).

Иудаизм

Израильский Бог пустыни и Земли Обетованной — Яхве — был, возможно, первичным божеством горы Синай (Хорев), на которой и сегодня находят следы древних троп и даже дорог, которые свидетельствуют о тысячах и тысячах людей, когда—то проходивших здесь. На ее вершине Господь дал через Моисея Законы своему народу. «Моисей вступил в средину облака, и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» (Исход 24: 18). Авраам соорудил алтарь на горе, указанной ему самим Господом (позднее эта гора была идентифицирована с горой Мориа), чтобы принести в жертву своего сына Исаака (Бытие 22). Моисей, взойдя на гору Небо, на вершине Фазга, озирал всю Землю Обетованную, на которую ему не было дано вступить, и на этой горе он умер. На горе Хорев Господь явился пророку Илье и дал ему свое повеление (Третья книга Царств 19: 11 — 18). На горе Кармел — символе верности и плодородия, Илья-пророк вызвал на суд Божий пророков Ваала (Третья книга Царств 18: 20-40). Гора Гаризим, которая согласно легенде, способна эхом повторять благословения и проклятия, произнесенные на ней. Святой считается гора Самаритян в Самарии, в полосе земли Эфраим, и служит во время Пасхи местом встреч взрослых людей. Гора иерусалимской святыни, упомянутая во Второй книге Паралипоменон (3: 1), гора Мориа, где Господь показал себя Давиду, чтится евреями, как место жертвы Авраама. Здесь же находится единственный реликт времен царя Соломона: «Стена Плача».
Иерусалимская гора Сион является местом пребывания Бога Израиля — Яхве (Исайя 8: 18; Псалом 73: 2), и занимает одно из главных мест в повествованиях Ветхого Завета.

Гностицизм

Гностическое учение представляло гору, как понятие, буквой «А»; вершина горы символизировала озарение, холод, абстракцию, алтарь Солнца и огня.

Христианство

Можно прочитать в Евангелии от Матфея (17: 20): «Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда“, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас»; (21: 21) «… истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: „поднимись и ввергнись в море“, — будет».
Характерно, что название горы — Сион, стало синонимом названия Иерусалим, и в христианских религиозных гимнах, и в литературе Сион означает Иерусалим не земной, а небесный, или же земное место братства и веры христианской. Согласно Евангелию, искуситель привел Иисуса на очень высокую гору, чтобы смутить Его возможностью власти над многими царствами Мира (Евангелие от Матфея 4: 8); на горе Иисус провозглашал свои Заповеди; на горе он явился, воскреснув, своим ученикам; на горе он вознесся на небо (Евангелие от Луки 24: 50). Табор — одинокая гора в Галилее, на северо-запад от озера Генисарет, по давней традиции считалась местом Преображения Господня, позже локализованное на горе Хермон (Евангелие от Матфея 17: 1—18).
В христианском искусстве от Священной Горы, являющейся Троном Бога, берут свое начало четыре реки.
Эдем, в котором Адам был сотворен из праха, находится в центре Космоса… и, согласно сирийской традиции, располагался на самой высокой горе… там, где он был предан земле, то есть на Голгофе, и где кровь Спасителя искупила его.
Явление Бога Моисею на горе Синай у иудеев соответствует Нагорной проповеди Христа у христиан. На горе Кармел Илия торжествовал свою победу над жрецами Ваала, на горе Хорив он услышал голос Божий, на Масличной горе, по свидетельству евангелистов, Христос вознесся на небо. В средневековых легендах о Граале эликсир жизни хранился в замке на горе Салват.
Так, испанский мистик Хуан де ла Крус (1542—1591) называет свой путь к Богу «восхождением на гору Кармил».
в Каринтии обычно принято совершать утомительное «паломничество к четырем горам»,
В христианской иконографии Судия мира в конце времен часто изображается, сидя на заоблачной горе. Однако все остальные горы должны быть символически удалены, что, возможно, следует понимать как сознательный отход от языческих культов гор. Неудивительно, что после миссионерства в Центральной Европе древние высоты-святилища стали рассматриваться как места сборища злых духов; на них, по поверьям, ведьмы, предводительствуемые дьяволом, выполняют свои кощунственные ритуалы (например, на Блоксберге или горе Брокен в Гарце). Однако, чтобы отменить дохристианские культы, на вершинах гор во многих случаях были построены церкви или часовни. Кресты на вершинах в наше время также являются выражением чувства близости к Богу в таких местах.
В средние века в легенде о Граале место увенчанной замком горы для Бога занимала гора Монт-Соваж (Монтсальватж).
может быть отождествлена с «полярной горой» и всеобъемлющим образом всеобщности (который также олицетворяет символ пирамиды), ведущим к Единому (символизируемому вершиной) — если использовать понятия Николая Кузанского.
Гора Монсоваж (франц. mont sauvage, то есть «дикая», «недоступная» гора; по другой версии — «гора приветственная, спасительная», от лат.: «salve», «salvator»), согласно роману средневекового трувера Вольфрама фон Эшенбаха «Парсифаль», популярному в средние века, ставшему содержанием-либретто одной из знаменитых опер Рихарда Вагнера, таинственная и мистическая. Ведь на ее вершине находится святой Грааль: чаша из драгоценного камня, в которой сохранилась кровь Христова. В сущности, это один из вариантов «Артурианы» — свода легенд о рыцарях Круглого Стола, учрежденного в раннем Средневековьи британским королем Артуром. Эмблемами этой сакральной легенды считаются звезда, крест, корона, треугольник, лилия, полумесяц, цифра «3», буквы «Z» (Сион), или «R» (лат. «Regeneratio» — «Возрождение»).

Ислам

гора Мориа чтится не только евреями, но и мусульманами, как место вознесения Магомета на небо. Здесь же находится построенная в конце VII века мечеть Омара (Куббет эс-Сахра).
Священная Кааба в Мекке, согласно мусульманской традиции, считается наивысшей точкой Света, в которую опирается небесный свод.
Согласно поверью, Мухаммад использовал неизменность гор как аллегорию необходимости смирения: когда он приказал горе Сафа двигаться, она не повиновалась, и он сам отправился к ней, чтобы поблагодарить Бога за то, что она осталась на месте.
Согласно мифологии ислама, гора Каф находится в средоточии Земли, которая имеет образ диска, но отделена от Земли непреодолимыми пропастями; гора эта полностью создана из изумруда, который и создает небесное сияние, способное ослепить. Здесь-то и проходит граница между видимым и невидимым Мирами, символизирующая истинную глубину правды о сущности и природе человека. Как и гнездо сказочной птицы Симург, советчицы и помощницы царей и героев. Об этом часто упоминается в сказках «Тысячи и одной ночи».

Алхимия

В алхимии, с другой стороны, это значение (духовного подъёма) родственно полой горе, полости в форме пещеры, являющейся очагом философии.
Геральдика
Эмблема (impresa) нескольких членов династии Гонзага, дарованная Карпом УФедериго (1500—1540), сыну Джованни Франческо II и Изабеллы д’Эсте, за его защиту Павий в 1522 году от Франции. Она может венчаться алтарем или гробницей и иметь девиз «OLYMPOE» [греч. — «Олимп»] или «Fides» [лат. — «Вера»]. Иногда она окружена ЛАБИРИНТОМ Гонзага. Ее часто можно встретить в декоре дворцов Гонзага, например, палаццо дель Те (Мантуя).
В средневековых гербах символика «горы очищения» становится более определенной благодаря дополнительной фигуре, преодолевающей ее, такой, как цветок лилии, звезда, лунный серп, крест, лестница, венец, круг, треугольник или число три. Иногда имеется буква Z, символизирующая Сяенг, точно так же, как R является сокращением для возрождеиия (Regeneratio)

Эмблематика

В написанной Беттини "Книге священной Божьей горы" (Флоренция, 1477) ступеньки показаны ведущими на гору, чтобы подчеркнуть параллельный - и действительно идентичный - символизм горы и лестницы. На перекладинах начертаны имена добродетелей: Смирение, Благоразумие, Умеренность, Стойкость, Благоговение, Справедливость, Милосердие. Наука, Совет, Понимание и Мудрость.
Очень высокая гора. То, чем я могу овладеть. Это та высота и то выдающееся положение, на которую выдвигается добродетель, чтобы она была лучше видна и лучше запечатлелась в глазах изумленного мира, чтобы она служила как бы маяком, который освещает путь для остального человечества. В этом смысле можно сравнить Церковь Божью с очень высокой горой. [EMSI 40-15,с.278] Гора, вершина которой скрывается за облаками. Она недоступна ураганам. символ благочестивой души, поднявшейся высоко благодаря своим достоинствам, доблести и милосердию выше низших забот этого мира, тревожащих душу бедствий и проблем, которые, подобно штормам и ураганам, опасны и разрушительны. Но ум, заправленный к вещам небесным, парит выше и для них недосягаем. Так же, как горные вершины Поднимаются выше нависающих облаков И поднимают головы свои над беспокойным небом, Все время наслаждаясь неизменным, безмятежным днем, И сверху наблюдают за проносящимися под ними ураганами. Так и душой, парящей высоко, владеет лишь покой, Когда внизу царят штормы и ураганы. [EMSI 36-3,с.256]
Гром и молния над скалой во время шторма. //Я могу противостоять всему, кроме воли Божиеи. символ означает Всемогущую Власть, которая передвигает горы и разносит на куски скалы. [СЭ-II,таб.31-14,с.234] Стремительный поток, обрушивающийся на скалу. символ того, что не нужно противопоставлять ярости и гневу — ярость и гнев, нужно гериеливо ждать, когда их проявление успокоится. Нс пытайся противиться ярости, Когда она сильна. Уступи ей, И пусть она идет своим путем. Когда ее силы и(нгощатся, Ты легко усмирить ее. Мягкий ответ усмиряет гнев. [СЭ-II,таб.30-6,с.228] Скалы посреди бушующего моря. символ постоянства и терпения. [Эмблемата-2; табл.15-11, с.167] Скала, обдуваемая веграми. Тем выше доблести хвала, Чем больше трудностей она преодолеет. символ постоянства, непреклонной добродетели и невинности. Таково по южение человека, Который добродетелью своею, подобно маяку, Утвердился на вершине высочайшей. По нему хлещут ураганы дикой зависти И злобно неистовствуют, пытаясь Сокрушить скалу его непорочности. [СЭ-II,таб.36-10,с.257] Скала, стоящая посреди моря. //Неподвижна и неизменна. символ добродетель столь же непоколебима, как скала. Она постоянно остается твердой и посрамляет тщетные попытки завистников и клеветников. Скале несокрушимой, окруженной морем, Подобна добродетель, которая и бешеным ветрам, И волнам ревущим противостоит, И посрамляет, глядя с гордой вышины, Их тщетные угрозы, оставясь неподвижной. [СЭ-II,таб.34-10,с.248]

Искусство

В сказках различных народов недоступность гор — необходимое условие для определения особенности места действия персонажа. Отсюда и «географические» характеристики: «За семью горами, за семью долами», «за десятью», «за ста горами», «за горами, за лесами» В сказке братьев Гримм «Ворон», золотой замок «Стромберг» стоит на стеклянной горе, и только волшебный, заколдованный конь сможет взобраться на такую гору, ведь всаднику нужно освободить принцессу из зачарованного сна. В сказке «Хрустальная пуля» замок Золотого Солнца находится тоже на недоступной горе, забраться на которую можно только в шапке-невидимке. В сказке «Про семь воронов» заколдованные братья заключены в Стеклянной горе.
Отзвуки подобных верований (о демоническом начале гор) нашли отзвук и в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон», в произведениях русского художника Врубеля.
С древним мифологическим образом мировой горы связана длительная традиция изображения гор (священной горы) в архаичных формах искусства, ещё не отделённого от ритуала, в ранних формах христианской иконописи («иконные горки», часто с растущими на них деревьями), где прежде содержательный элемент становится формальным приёмом, своего рода рамкой; в раннеитальянской живописи (Джотто и др.), где предпринимаются попытки восстановить содержательность образа; в традиции т. н. «космического» горного пейзажа в североевропейской живописи 16-17 вв. (А. Альтдорфер, Й. Момпер, Р. Саверей, К. де Конинк и др.); у Н. Пуссена (с введением мифологического контекста); в дальневосточном искусстве (ср. изображения гор в китайской живописи или в «Легендах горы Сиги», 12 в., в «36 видах Фудзи» в японском искусстве).
В искусстве гора с двумя вершинами символизировала удвоенную силу.
в предромантическую эпоху, а также в период увлечения классицизмом (XVII—XVIII вв.), горы было принято считать некой аномалией Природы, антиэстетическим пейзажем, порождением сатанинских сил. Недаром в «Божественной комедии» Данте гора со входом в Чистилище расположена посередине острова.
Горы оказали огромное влияние на развитие архитектуры культового, религиозного направления — достаточно вспомнить индуистские и буддистские храмы, готические соборы, которые своими общими очертаниями как бы продолжают горные вершины, символизируя взлет Духа. Таковы Нотр Дам де ла Гард в Марселе, Вавель в Кракове, ратуша в Замостье и многие другие, поистине украсившие мир строения…
Ad vocem
«Станешь свободным, как горный ветер!» — говорит Просперо Ариэлю в «Буре» У. Шекспира. «В горы! В горы! Любимые братья! Там ждет нас свобода! („Песнь о земле“ В. Пола). „Гельветы свободны потому, что Природа им дала — и нищим, и богатым, надежную охрану — горы!“ („Письмо блудному сыну“ К. Кожмиана).
„Да принесут горы мир людям и холмы правду“ (Псалом 71: 3).
Присловье: „Гора родила мышь“.
„О Шекспир! О дух высокий! Ты создал горы, одна выше другой, подобно Богу“ („Кордиан“ Ю. Словацкого).
В то же время существовала и существует пословица „Гора с горой не сходится“.
„пуп Земли“, „через который проходит мировая ось и вокруг которого планируют драконы космических сил“ (Флейел).
Джу (гора) — символ, изображающий два холма, между которыми расположена долина Нила. Египтяне верили, что именно небесная горная цепь поддерживает небосвод, не позволяя ему упасть.. Эта горная цепь состояла из двух горных пиков — западного, который носил название Ману, и восточного, называвшегося Баху. На эти два пика и опиралось небо. Ману и Баху охраняли два божества в виде львов, которые защищали солнце во время восхода и заката. Также гора была символом гробницы и загробной жизни — это объяснялось тем, что в Египте было принято хоронить умерших на склонах гор, окружающих долину Нила. Иногда в религиозных текстах бога загробного мира Анубиса также называли «тот, кто на своей горе». Богиней загробного мира считалась и Хатор, которую называли владычицей Города мертвых. Ее изображали как существо с коровьей головой, чье тело находилось внутри горы.

 Мировые Горы восточных и европейских мифологий  Мировые Горы восточных и европейских мифологий
 Мировые Горы восточных и европейских мифологий  Мировые Горы восточных и европейских мифологий  Мировые Горы восточных и европейских мифологий

 Мировые Горы восточных и европейских мифологий


Кайлас

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кайла́с, Кангринбоче (Кайласа, Кайлаш; санскр. कैलाश पर्वत Kailāśā Parvata, тиб. གངས་རིན་པོ་ཆེ Канг Ринпоче, кит. упр. 冈仁波齐峰, пиньинь: Gāng rén bō qí fēng) — гора в одноимённом горном хребте в системе гор Гандисышань (Трансгималаи) на юге Тибетского нагорья в Тибетском автономном районе Китайской Народной Республики.
Это самая высокая гора в своём районе, её дополнительно выделяет среди других четырёхгранная пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, ориентированными почти точно по сторонам света. Высота Кайласа до сих пор остаётся спорным вопросом — так, широко распространено утверждение, что Кайлас имеет высоту 6666 м; учёные расходятся во мнениях от 6638 до 6890[3] м, что обусловлено способом измерения высот гор. К тому же, Гималайские горы считаются молодыми, так что высота их увеличивается в среднем с учётом обветривания породы на 0,5—0,6 см в год.
Кайлас находится в отдалённой труднодоступной местности Западного Тибета и является одним из главных водоразделов Южной Азии. В районе Кайласа текут четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали. В индуистской мифологии считается, что эти четыре великие реки начинают свой путь с Кайласа. Однако, исходя из рельефа местности, согласно данным спутниковых снимков и топографических карт, все водные потоки, текущие с ледников Кайласа, впадают в озеро Ракшас Тал (Ланга-Цо). В северо-западной части этого озера начинается река Сатледж. Таким образом, только река Сатледж несёт воды, текущие с Кайласа.

 Мировые Горы восточных и европейских мифологий  Мировые Горы восточных и европейских мифологий

http://www.symbolarium.ru/index.php
Энциклопедия символики и геральдики

ХОЛМ
могильный Знак в египетской системе иероглифов в форме прямоугольника с двумя незавершенными сторонами. Он символизирует промежуточные стадии материи и связан с символами изначальных вод и ила. [Керл, 19]
Агнец на холме, по которому текут четыре ручья, означают следующее: холм — это церковь, а ручьи — четыре реки Рая и четыре Евангелия. Агнца Божьего часто изображают с нимбом, стоящего на небольшом холме, с которого стекают четыре водных потока (Откр. 14:1). Холм олицетворяет Церковь Христову, гору дома Господня. Ручьи являются символом четырех Евангелий, четырех райских рек, которые своим течением постоянно пополняют на земле паству Церкви Христовой.
алтарь ведет происхождение от жертвенных холмов, на которых представители различных языческих культов разводили жертвенные костры, и от жертвенных камней (огромных валунов с уплощенным верхом), на которых производились заклания жертв и которые также располагались на высоких местах. примитивные представления язычников первобытного общества о том, что чем выше находится гора (холм, искусственно сооруженное возвышение), тем ближе к божеству.
Эта восьмизначность произвела живых существ в образе лягушек и змей, которые жили в доисторическом иле. Из него возвысился первый холм, на котором Бог Солнца создал первые цветы лотоса.
семь голов зверя — это семь холмов, безусловно, олицетворение Рима.
замечателен храм Аполлона, сооруженный на Палатинском холме, Августом, после победы при Акциуме, одержанной им над Антонием и Клеопатрой (31 г. до Р. X.). Ареопаг, или Холм Ареса на северо-западе афинского Акрополя, был местом собрания совета старейшин с «Марсова холма» святой Павел обращался к афинянам («Деяния» XVII, 22).
По гелиополькому мифу Атум «создавший себя сам» возник из первобытного хаоса Нуна (иногда его называют отцом Атума) вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся). Атум также отождествляется с первозданным холмом в океане, который порождает всех других богов.
Появление первохолма из первоводы означает возникновение мира. Бог-творец поселяется на первохолме, а в «Текстах Пирамид» (например, изречение 1587) сам Атум рассматривается как «холм». Город Мемфис создал в образе деятельного начала — что звучит как «возвышенная страна» — собственное олицетворение первохолма. В Гелиополе с первохолмом отождествлялся камень бенбен. Позднее утвердились Фивы, чтобы обладать «прекрасным холмом первоначала» и тем самым считаться старше любого другого города. В символике Озириса первохолм объявляется могилой бога. Расположенные в различных городах могилы Озириса находятся обычно на острове; подъем и спад воды символизировали смерть и воскрешение.
Черепаха, взбирающаяся на холм В конце концов она достигнет вершины. "Те, кто продвигаются медленно, но верно, "Могут забраться далеко. "Это доказывает, "Что хорошо быть терпеливым. "Вот чего мы можем добться трудолю6ием, "Если мы еще и постоянны. "Если даже самые скромные способности употребляются по делу, «Они могут положить начало обретения самых высших дорог. [EMSI 18-4,с.178]
священная птица Вену (Бенху) египтян, серая цапля, которая как первое существо поселилась на первичном холме, образовавшемся из ила.
В целом гора, холм и вершина горы связаны с идеей медитации, духовного возвышения и духовной общности посвященных.
В Библии холм Сион в зоне прежнего города иевусеев Иерусалима, покоренного израильтянами, также имеет ранг места обитания Господа Бога. После страшного суда говорит Господь Саваоф: „ Возревновал Я о Сионе ревностью великою… обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа — горою святыни“ (Зах 8:2-3). Однако для религиозной общины самаритян это место заняла гора Гаризим, поросшая лесом и богатая источниками, высота, сравнимая с раем.
Скалы и вершины гор близки богам. В верхнеегипетском 17-м номе народ в молитвах взывал к „Вершине Амона“. К западу от Фив на самом высоком холме горной пустыни был храм, посвященный Тоту и его павианам.
Область всего существующего, символизируемая мандорлой, как и двуглавый холм Марса, охватывает противоположные полюсы всякого дуализма (51).
«Колеса Св. Катерины» и «огненное колесо», скатываемое со склона холма на народных празднествах во время летнего солнцестояния; Крест был водружен на алтаре или на холме Голгофы.
Древнейший иероглиф Маат отражает, вероятно, прямизну тронного пьедестала, который, в свой черед, символически изображал изначальный холм. Переход физического понятия в этическое находит свою аналогию и в немецком слове «прямизна».
в тех местах, которые выбирали, для посвящения Св. Михаилу, — часто на вершинах гор и холмов, о которых известно, что раньше там стоял храм Меркурия.
мундус (лат. мир) — название ямы для жертвоприношений, которая в древнеримской мировой символике означала центр упорядоченного мира. По преданию, Ромул, основатель Рима, вырыл ее в точке пересечения улиц «квадратного Рима», на месте, которое позднее стало называться Палатинским холмом. Она является пупом города Рима, как и соответствующего человеку космоса, одновременно — местом жертвоприношений подземным божествам (обитателям преисподней).
Священные пещеры и гроты, обычно в холмах или горах (являющихся символами соединения земли и неба), — средоточие духовных сил, часто представленных в виде свода, колонны или лингама.
По традиции считается, что Петр по его собственному желанию был распят вниз головой на Яникулумском холме [один из холмов на правом берегу Тибра. — А. М.]
На рисунке XII основного аркана Таро изображен юноша со связанными руками, повешенный за ногу на виселице темно-зеленого цвета, перекладина которой опирается на два желтых ствола деревьев (две колонны по бокам посвященного). Эти колонны стоят на холмах, покрытых зелеными растениями, и символизируют чувственные устремления, ограждающие человека от грубой материальности.
Себастьян. Фоном может служить вид Рима, как он открывается с Палатинского холма — предполагаемого места его мученичества.
Взгляд на ежегодно появляющуюся из-под разлившейся воды плодородную землю привел к представлению о древнем холме, который выходит из первоводы. Поэтому у каждого большого храма было свое священное озеро, в котором каждое утро (символ начала мира) должен повторяться акт сотворения (мира). Многие надписи называют воду священного озера праводой, в которой бог Солнца ежедневно умывает свое лицо. Аменхотеп III велел поставить у храмового озера в Карнаке большого каменного скарабея как символ восходящего солнца. Священное озеро в Гераклеополе, говорят, возникло из крови и гноя Озириса (или Херишефа).
На некоторых старых картах Тарот жрица сидит на кресле (троне) либо на покрытом травой холме: по представлению современных толкователей культа ведьм, это — святая гора или святой гроб предков. зеленый холм — символ плодородной Земли, дорога к Небу - 18 аркан Таро Кроули Расположение строения (замка) на вершине горы или холма подразумевает дополнительное значение, связанное с символикой уровня. Наскальные рисунки Восточной Африки, похоже, отражают представления о земной поверхности, усеянной холмами и скалистыми выступами, изображая ее в виде змея земли с вертикальными изгибами (Х.Кольмер).