Марёна написала:
"Пигмалион и Галатея"
Перелепи моё лицо, скульптор,
В ладонях мни его, как мнут глину.
Поторопись меня лепить, скульптор,
А то я снова пропаду, сгину...
(Фрагмент стихотворения Майи Борисовой)
Согласно Куну "Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака", но... богиня Афродита этот недостаток исправила легко…
Интересно также, что имя жены Пигмалиона - Галатея - не упоминается в древних источниках и появилось только в 1762 г. в сочинении Руссо «Пигмалион».
Гм… Всё же попробуем отбросить мнение скептиков и поверим мифу. Какую правдивую информацию можно из него извлечь?
Во-первых, ИМЕНА «влюблённых».
Пигмалион (от греч. Pygmalion). - версия от науки насчёт происхождения имени от "пигмея" не имеет здравого смысла.
А если попробовать прочесть это имя по-борейски? Поискать по звуковой аналогии?
Имя явно делится на две части: ПИГ-МАЛИОН.
Вслушаемся в первую часть: ПИГ(ПИК)… ПУГ… ПЕГ…
Смотрим похоже звучащие РУССКИЕ слова:
1. ПУГать
Словарь Фасмера: «…пугать первонач. значило "кричать, как филин" и было звукоподражательного происхождения, ср. укр. пугу! – крик филина».
2. ПЕГИЙ
пега "веснушка" (Младенов 416), сербохорв. пjега – то же, пjегав, пjегаст "пятнистый, веснушчатый", словен. pega "пятно, веснушка", рegаv "пятнистый", чеш. piha "веснушка", слвц. реhа, польск. рiеgа – то же, в.-луж. рihа, н.-луж. pega "веснушка". Родственно др.-инд. pikte (грамм.) "рисует", pigas, pigalas "рыжеватый, коричневый", pinjaras "рыжеватый, золотисто-желтый", лат. pingo, pinхi, pictum, -еrе "рисовать; расшивать, вышивать", греч. "ящерица", (Гесихий). Далее восходит к *роig-, родственному и.-е. *реik- (см. писать);
Отсюда современное англ. picture, название древнего племени пикты 'раскрашенные люди' и пр. Пегий значит 'рябой, веснушчатый, раскрашенный'. (ср. также с Пегас – М.).
Вслушаемся теперь во вторую часть имени: -МАЛИОН (МАЛЕВАН):
melyna "пятно", лтш. melns "черный", др. прусск. milinan, вин. ед. "пятно", melne "синее пятно", лит. melsvas "синеватый", др.-инд. malas, malam "грязь, нечистоты", malinas "нечистый, черный", греч. "черный", "оскверняю, пачкаю", брет. mеlеn "желтоватый", д.-в.-н. ana-mali "пятно, шрам, рубец", ср.-в.-н. mal "пятно", лат. mulleus "красноватый", далее лит. molis "глина", лтш. Mals ( СЮДА ЖЕ УКР. МАЛЕВАТЬ, МАЛЮЮ, т.е. рисую, пишу. – М.)
Так что же означает «ПИГ-МАЛИОН»?
«Пугающе черный»? «Раскрашенный»? «Писатель»? У которого загадочным образом появилась «молочная» жена из «слоновой кости»…
Пигмалион-ваятель назвал ожившую статую Галатея (от греч. Galatea — "Молочная"). Превращение статуи описал Овидий в "Метаморфозах" (X, 246—289):
Жил он, и ложе его лишено было долго подруги.
А меж тем белоснежную он с неизменным искусством
Резал слоновую кость. И создал он образ, — подобной
Женщины свет не видал, — и свое полюбил он созданье.
Было девичье лицо у нее; совсем как живая,
Будто с места сойти она хочет, только страшится.
Вот до чего скрывает себя искусством искусство!
Диву дивится творец и пылает к подобию тела...
И, над постелью склонясь, целует, — ужель потеплела?
Снова целует ее и руками касается груди, —
И под рукой умягчается кость; ее твердость пропала.
Вот поддается перстам, уступает — гиметтский на солнце
Так размягчается воск, под пальцем большим принимает
Разные формы, тогда он становится годным для дела...
Каковы же ИНГРИДИЕНТЫ?
Это:
- слоновая кость;
- молоко;
- пчелиный воск (размягчающийся на солнце и принимающий любые (!) формы.
Всё, что необходимо для создания КРАСАВИЦЫ.
Всё да не всё... Уверена, что Пигмалион обладал идеальным музыкальным слухом, играл на многих музыкальных инструментах, был сведущ в Музыке Сфер…
Овидий кое что знал, конечно, недаром же он О-ВИД-ий: «Как на Крите был умельцем Дедал, так на Кипре был умельцем Пигмалион. Оба они были ваятелями: про Дедала говорили, что его статуи умели ходить, про Пигмалиона — будто его статуя ожила и стала ему женой».
Если даже ГАЛАТЕЯ – плод вымысла, то Пигмалион уж точно существовал: он был царем острова Кипр, сын Бела и Анхинои. Божественно-человеческую родословную ваятеля и его кровные связи мы исследуем позже (что весьма-весьма интересно), ну а пока…
Итак, во-вторых… По подсказке Овидия совершенно ясно, что Дедал и Пигмалион были не простыми изобретателями «деревянных крыльев» и ваятелями "статуй"…
Вероятно, они были хорошо осведомлены об УСТРОЙСТВЕ ВСЕЛЕННОЙ, знали, что представляет собой МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ (ГАЛАКТИКА)...
Сальвадор Дали. "Галатея со сферами" (Galatea of the Spheres).
Раз ВСЕЛЕННАЯ СОЗДАНА ЗВУКОМ, то сдаётся мне, что Пигмалион ВАЯЛ свою ГАЛАТЕЮ… звуком. Само собой, фонетика и лингвистика были его КОНЬКОМ-ПЕГАСОМ.
Кстати, Б.Шоу не для логопедов пьесу писал, он был далеко не профан… и подошёл к трактовке мифа со знанием дела, хотя и создал для большинства зрителей-слушателей красивую сказку… Но за его сказкой слышна мелодия… Имеющий уши да слышит… Кто главный герой по профессии? Профессор лингвистики. Не скульптор, но ваятель. Ваю-вайя-вай! Он ваяет-веет с помощью звука, и ДЕВЧЁНКА-ЦВЕТОЧНИЦА преображается…
см. Бернард Шоу. Пигмалион
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Одиннадцать утра. Кабинет Хигинса на Уимпол-стрит. Это комната в первом этаже, окнами на улицу, первоначально предназначавшаяся под гостиную. Посередине задней стены — двустворчатая дверь: входя через нее, видишь справа у стены два высоких картотечных шкафа, стоящих под прямым углом друг к другу. Там же письменный стол, где громоздятся фонограф, ларингоскоп, батарея тонких органных труб с воздуходувными мехами, ряд газовых горелок под ламповыми стеклами, подсоединенных резиновым шлангом к газовому рожку на стене, несколько разного размера камертонов, муляж человеческой головы в натуральную величину, показывающий голосовые органы в разрезе, и коробка с запасными восковыми валиками для фонографа.
По ту же сторону — камин; возле него, ближе к двери, — удобное кожаное кресло и ящик для угля. На каминной доске — часы. Между письменным столом и камином — журнальный столик.
По левую руку от двери — шкафчик с неглубокими ящиками; на нем телефон и телефонная книга. Почти вся остающаяся часть левого угла занята концертным роялем, расположенным хвостом к двери; перед роялем не табурет, как обычно, а скамейка во всю длину клавиатуры.
Хигинс (задвигая последний ящик). Ну вот, как будто и все.
Пикеринг. Поистине потрясающе. Но знаете, я не воспринял даже половины.
Хигинс. Хотите снова прослушать на выбор?
Пикеринг (встает, подходит к камину и становится спиной к огню). Нет, спасибо, больше не могу. На сегодня хватит.
Хигинс (идет за ним и становится рядом, с левой стороны). Устали слушать звуки?
Пикеринг. Да. Ужасное напряжение. А я-то гордился, что могу отчетливо произнести двадцать четыре гласных. Но ваши сто тридцать сразили меня. В большинстве случаев я даже не могу уловить разницу между ними.
Хигинс. (посмеиваясь, отходит к роялю и берется за конфеты). Вопрос привычки. Вначале вы не улавливаете разницы; но вслушайтесь хорошенько и вскоре убедитесь, что они отличаются друг от друга, как "А" от "Б".
…………………………………………………………………………………………………….
Хигинс. Я покажу вам, как делаю запись. Заставим ее говорить — я запишу ее сначала по системе Белла, а затем латинским алфавитом. Потом запишем ее на фонограф, и вы сможете прослушивать запись сколько захотите, сравнивая звук с транскрипцией.
Кому лень читать пьесу Б.Шоу "Пигмалион", есть одноименный фильм плюс фильм "Моя прекрасная ЛЕДИ".
СМОТРИМ И ИДЁМ ДАЛЕЕ... Откроем, пожалуй, вот эту ДВЕРЬ:
Magnum opus (лат. opus magnum), в русском написании - магнум опус: великая работа) — лучшая, наиболее амбициозная работа писателя, художника или композитора (так сказано в "...педиях"). Замечу, что Magnum Opus не искусствоведческий, но алхимический термин. И под Великой Работой (иначе Великим Деланием, Геркулесовым Трудом) подразумевается совсем другое...
Сер Эдвард-Берн Джонс. Пигмалион и Галатея.
Шаг №1
"Сердце жаждет"
Шаг №2
"Руки творят"
Шаг №3
"Душа добивается"
Шаг №4
"Любовь оживляет"
(Галатея и Афродита).