КНИГА МАТЕРЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Живопись » Василий Суриков. Утро стрелецкой казни


Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Лаодика написала:

В.И.Суриков: "Утро стрелецкой казни" (1881 г.)

На этой картине художник Лукьянец В. увидел очертание звёзд Большой Медведицы. Белые рубахи стрельцов отражают это вИдение.

:cool:

Очень даже может быть...

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

если учесть, какой храм за спиной приносимых в жертву "7 богатырей" - Покрова Богородицы на Рву (Василием Блаженным именуется в народе по приделу, пристроенному позднее) да ещё и на Красной Площади.

Храм посвящен Деве, Её ПОКРОВУ (ПОЯСУ?)

В своё время перелопатила об этом храме горы литературы... Во-первых, это ВОСЬМИГРАННИК (восемь приделов), а в центре - ДЕВЯТЫЙ главный престол, посвящённый ДЕВЕ.

Спирали из "кирпичиков" под куполами говорят за себя:

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни - план Покровского собора ДЕВЫ

Далее... у приговорённых к казни в руках СВЕЧИ:

http://aktinoya.ru/index.php?option=com … ;Itemid=85
Движение на полотне — слева направо — подчеркивается продуманными деталями. В частности, это свечи, являющиеся здесь своеобразными часами. Слева они горят в руках осужденных, в центре — свечу задувает преображенец, правее — погасшая свеча брошена на землю.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни - (этот СТРЕЛЕЦ на снял ШАПКИ перед "помазанным на царство" - обратите внимание на форму ШАПКИ - И.)

Вглядимся в полотно великого живописца, и прежде всего в те семь свечей, которые символизируют жизнь и смерть стрельцов (и ЗВЁЗДЫ - И.). Композиционно эти свечи «держат» ту часть полотна, где изображены стрельцы и народ. Одновременно каждая свеча картины находится в сакральном соотношении с семью главами переднего плана храма Василия Блаженного (Покровский собор на Рву). Об этой перекличке образов впервые написал Максимилиан Волошин: «Семи видимым главам собора соответствуют семь смертных свечей картины».

Отредактировано Иванка (2013-05-08 14:23:35)

2

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Жена стрельца - это Царевна (7 + 1 = 8), похоже... Впрочем, возле других стрельцов тоже видим Жену, Мать, Дочь...

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни Василий Суриков. Утро стрелецкой казни - ещё и БЕЛОГО КОНЯ прихватизировал, а сам "преображенец" в чёрном, вылитый наг... Стрелец же в БЕЛОЙ РУБАХЕ...

Василий Суриков (какая солнечная фамилия!) показал уничтожение Петром-Змеем боярских (борейских) родов, противостояние ПТИЦ и ЗМЕЙ ("рождённый ползать летать не может"), и, как верно заметил Лукьянец  :rolleyes: , стирание борейкой космогонической картины мира в людских умах (сокрытие от народа знаний о Млечном Пути и Вселенной).

Отредактировано Иванка (2013-05-08 14:38:01)

3

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Чем не ШИШКИ?  8-)

4

Иванка написал(а):

Храм посвящен Деве, Её ПОКРОВУ (ПОЯСУ?)


Иванка, как я тебе благодарна! Ты столько знаешь и делишься Знаниями, просвещаешь  :shine:  :love:  :idea:

Столько навышивала...какое великолепие  вокруг! Интеллектуальное, визуальное,  наслаждение и душа поёт!!!!!! :music:

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

5

Лаодика написал(а):

Столько навышивала...какое великолепие  вокруг!


Благодарю на добром слове! Но без тебя я бы не вспомнила про Сурикова!

Отредактировано Иванка (2013-05-08 15:05:48)

6

Иванка написал(а):

Вглядимся в полотно великого живописца, и прежде всего в те семь свечей, которые символизируют жизнь и смерть стрельцов (и ЗВЁЗДЫ - И.). Композиционно эти свечи «держат» ту часть полотна, где изображены стрельцы и народ. Одновременно каждая свеча картины находится в сакральном соотношении с семью главами переднего плана храма Василия Блаженного (Покровский собор на Рву).


Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Собственно, Пётр и К уничтожили на Руси культ РОЖАНИЦ (что показано в "Медном всаднике" Пушкиным - Мать с Дочерью выселяют из Домика в Коломне (где они были под защитой) на отшиб, под удар стихии). см. ВОКРУГ ПРАСКОВЬИ и МЕДНОГО ЗМЕЯ (по произведениям А.С.Пушкина)

Отредактировано Иванка (2013-05-08 18:09:33)

7

Лаодика написал(а):

Ты столько знаешь и делишься Знаниями


Стараюсь  8-)  Ведь скоро снова уеду (далеко и надолго, но не насовсем!) и поэтому хочу навышивать побольше и поцветистее для КНИГИ МАТЕРЕЙ, что успею... да и Марёнке с книжками нужно подсобить, авось, пригодится.

Передохну вот чуток и покажу, что мне привиделось в благословенной ТАВРИДЕ.

:love:

8

Иванка написал(а):

далеко и надолго, но не насовсем


А когда хоть ориентировочно возвратишься? Если не секрет. И что-то Фоксис не видать. :glasses:

Иванка написал(а):

Мать с Дочерью выселяют из Домика в Коломне (где они были под защитой) на отшиб, под удар стихии). см. ВОКРУГ ПРАСКОВЬИ и МЕДНОГО ЗМЕЯ (по произведениям А.С.Пушкина)


Сюда я ещё не добралась. Всё основательно и фундаментально. Хорошо вам филологам, легко тасуете колоду и выбираете нужную карту. Зато некоторые читают " Конька- горбунка" заново и поражаются...там же вся и алхимия, и оккультизм, и, главное,  знание, которому веришь безоговорочно. :writing:

Иванка написал(а):

да и Марёнке с книжками нужно подсобить, авось, пригодится.


Буду ждать вас с книжками- конижками... :love:

9

Лаодика написал(а):

когда хоть ориентировочно возвратишься? Если не секрет. И что-то Фоксис не видать.


Пока туточки. А Фоксис будет со дня на день  8-)

Лаодика написал(а):

некоторые читают " Конька- горбунка" заново и поражаются...


Сама поражаюсь!

Отредактировано Иванка (2013-05-10 21:51:31)

10

Иванка написал(а):

культ РОЖАНИЦ

РОД И РОЖАНИЦЫ

Вторым этапом (по версии Б. Рыбакова, не поддерживаемой многими другими исследователями, однако любимой неоязычниками) славянских верований является культ Рода и Рожаниц.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Изображение Рожаниц в позе рожающей женщины в Русской вышивке

Вера народа в эти божества, похоже, была повсеместна, устойчива и неистребима. Упоминания об этих божествах встречаются во многих древнеславянских рукописях. До наших дней дошла даже календарная дата празднеств и пиров в честь рожаниц — 8 сентября/21 сентября, день Рождества Богородицы. Чтобы народ признал церковные праздники; Церковь примирилась с "бесовской" трапезой в честь Рода и рожаниц. К сожалению, в дошедших до нас письменных памятниках не раскрывается сущность тогдашних представлений о Роде: вопрос о почитании Рола и рожаниц — самый темный и запутанный.

Первое упоминание о Роде и рожаницах — это "Слово святого Григория, изобретено в толцеях о том, како первое Погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят" (для краткости его называют "Слово об идолах"). Предполагается, что "Слово об идолах" было написано в начале XII в. на корабле, плывшем по Эгейскому морю в Константинополь через Афон. Русский автор пользовался греческим текстом 39-го слова Григория Богослова "На святые светы явлений господних", которое он сокращенно перевел и дополнил своими наблюдениями о русском язычестве. Это произведение очень ценно для истории русского язычества. Особенно интересна периодизация славянских верований, приведенная автором "Слова об идолах". Если перечислить этапы славянского язычества, упоминаемые там, в хронологическом порядке, то мы получим следующий список:

1. Славяне первоначально "клали требы* упырям и берегиням".
2. Под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу» ставити Роду и рожаницам".
3. Появляется культ Перуна (возглавившего список других богов).
4. По принятии христианства "Перуна отринуша", но "отай" (в тайне) молились как множеству богов, возглавляемому Перуном, так и более древним — Роду и рожаницам.

Этот перечень интересен, прежде всего, своей самостоятельностью и тем, что он не приноровлен ни к библейским, ни к византийским сказаниям. Автор "Слова об идолах" приводит систему воззрений наших предков на мир, построенную из трех элементов: силы зла, силы добра и людей, приносящих жертвы тем и другим.

Эпоха Рода поставлена в этом списке между далекой первобытностью и эпохой Перуна (дружинным язычеством зарождающегося феодального государства). Она продолжалась довольно длительный промежуток времени перехода от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству. Важно, что автор "Слова об идолах" считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда господствовала в Египете, Вавилоне, Греции, Риме и славянском мире. Он сопоставляет Рода с египетским богом Осирисом. В одном из списков "Слова об идолах" (Паисиевском) есть дополнение, где Род и рожаница уподоблены эллинским Артемиду и Артемиде. Однако в античной мифологии не существует бога Артемида: единственное мужское божество, близкое Артемиде, —это ее брат Аполлон. Итак, в поисках аналогий Роду автор обращается не к мелким божествам, а к божествам наивысшего ранга.

Иногда Рода считают божеством, воплощающим единство рода) единство потомков одного предка, ограничивая его рамками одной семьи. Порою он рассматривается старшим над рожаницами, но, опять-таки, в пределах только одной семьи или одного княжеского дома. Тем самым принижается роль центрального персонажа славянской мифологии.

По представлениям древних славян, с верой в Рода и рожаниц соединялась идея судьбы, предопределения. Случайности, подстерегающие человека, не могли не поражать его фантазию — тем более, что в первобытном своем состоянии он всецело отдавался матери-природе, и все, что ни случалось с ним, объяснял влиянием добрых или враждебных сил, действующих на него извне. По мнению древних, жизнь, со всеми ее радостями и бедами, уже наперед определялась при самом рождении младенца. На такую связь Рода и рожаниц с судьбою указывает народная поговорка: Так ему на роду написано!

Несомненно, что славянское понятие, обозначенное словом Род, включало в себя идею плодородия, урожая (на это указывают слова с корнем "род" — "рож"). Для славян, занимающихся земледелием, было совершенно естественно сочетать в одном понятии судьбу и урожай, ибо их судьба напрямую зависела от урожая. Поэтому Рода надо расценивать как очень значительное божество плодородия, повелевающее землей.

В одной русской рукописи XVI в. говорится: "то ти не Род седя на воздухе мечет на землю груды и в том рождаются дети". Таким образом, Род выступает не в качестве олицетворения рода, а как сам Создатель. Язычники именно Рода считали создателем новой жизни на Земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то "груды", способствующие рождению.

Наиболее вероятно, что это слово означало просто дождевые капли ("грудие" - капли, "грудие росное" — капли росы, "градные груды" – дробинки града). Рукопись же эта опровергает мнение язычников, что возникновение жизни на земле производится Родом, орошающим Землю небесными каплями, вследствие чего рождаются дети. Здесь Род выглядит Зевсом, сошедшим к Данае золотым дождем. Далее Род представляется не только продолжателем жизни, но и творцом мира: "Всем бо есть творец бог, а не Род".

Ценным свидетельством о значимости Рода и рожаниц является «Слово Исайи пророка, истолковано святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам". Это поучение посвящено исключительно культу Рода и рожаниц. Считается, что "Слово Исайи пророка" создано не позже середины XII в., близко по времени к "Слову об идолах". "Слово Исайи пророка" представляет собой сокращенный пересказ 65-й главы Книги пророка Исайи, входящей в Библию. Смысл создания этого произведения заключался только в том, чтобы обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух рожаниц. Автор приравнивает Рода к могущественному Ваалу, "шествующему по небесам", Род рассматривается как соперник библейско-христианского Бога-Отца — создателя всего сущего на Земле. Примечательно упоминание неизвестного автора о том, что, по мнению язычников, Род "сидит на воздухе", т. е. находится где-то на небе, в божественной сфере. Этим еще раз Род уравнивается с Ваалом, "ездящим на облаке".

Интересно рассмотреть древнерусские слова, содержащие корень "род". Ранее уже упоминалась первая группа слов, связанных с понятием родства и рождения: род, народ, родичи, родня, родина, рождать, природа, урожай. Кроме названной группы слов, существуют слова с этим корнем — это обозначение воды, водного источника — "родища", родника, а также и цветов, растущих около воды, — лилий ("родий").

И последняя группа слов, объединенная смысловым понятием: огненное, красное пламенеющее, молниеподобное: родиа — молния; рдеть, рьяный—красный, краснеть, родь-ство — геена огненная ("родьство огньное" — так переводили понятие пекла славянские переводчики в разных городах и в разные века), родиа — плод граната. Слова-омонимы, обозначающие молнию и плод граната, позволяют уяснить, о какой именно молнии идет речь, — красному круглому гранату подобна лишь шаровая молния. Связь Рода с молнией и громом объясняет нам афоризм Даниила Заточника: "Дети бегают рода, а господь пьяного человека".

Таким образом, Род предстает перед нами всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми ее мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии; средним миром — природы и рождения; и нижним — с его "огненным родством". Теперь становится понятным противопоставление Рода христианскому богу, вседержителю Вселенной Саваофу. В ранних переводах библейской книги Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется "Родьство", а бог-творец — "рододелатель".

А что же неизменные спутницы Рода — рожаницы? Как могло получиться, что Род, равный христианскому божеству — Творцу Вселенной, в источниках всегда упоминается с рожаницами — божествами меньшими по масштабу? Ответ можно получить, если вспомнить античных мойр, с которыми часто сопоставляют рожаниц: ведь мойры — богини судьбы человека были дочерьми Зевса и Фемиды. Зевс повелевал миром, а мойры выражали волю богов, прядя нить жизни или обрывая ее в назначенный срок. Мойры так же относятся к Зевсу, как, например, христианские ангелы-хранители — к Саваофу. Благодаря этим сопоставлениям становится более понятной связь Рода и рожаниц.

Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению, должен был быть многозначным, в нем объединялись и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и представления земледельцев о богинях урожая. Может быть, корни культа рожаниц надо искать в древних верованиях праславян в оберегающие силы — берегини. С культом рожаниц могли быть связаны мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, рождающих всех земных лосей и оленей на потребу людям и волкам.

Рожаниц, очевидно, было две. Именно две "рожаницы"- лосихи (мать и дочь) в сибирских охотничьих мифах, две богини наполняют все трипольское земледельческое искусство. Две богини, мать и дочь, присутствуют и в греческой мифологии: Деметра и Персефона - южная пара, Лето и Артемида — северная пара, к которой близка славянская пара "рожаниц" — Лада и Леля, в свою очередь, сближающаяся с литовской Великой Ладой (Дидис Лада).

Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, частично замаскированными празднествами Рождества Богородицы. Принявшие христианство русские люди Х1-Х11 вв. все еще, по свидетельству автора "Слова об идолах", устраивали трапезы Роду и рожаницам с соблазняющей всенародностью; в противоположность этому "кладение треб" другим языческим богам производилось тайно.

Во всех христианских поучениях против язычества все славянские божества упоминаются обычно общим перечнем, но Род и рожаницы всегда выделяются особо. К трапезам в честь этих божеств авторы поучений возвращаются повторно. Эти языческие пиры занимали видное место. Рожаничные трапезы особенно тревожили церковников как самое заметное и неистребимое проявление язычества.

Календарное место праздника рожаниц в годовом цикле объясняет его значение и торжественность рожаничных пиршеств. День Рождества Богородицы для всех восточнославянских областей — это праздник урожая, праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ. Страда закончена, хлеб — в закромах, урожай окончательно известен. Именно этот урожайный характер праздника и определял состав яств на рожаничных трапезах: хлеб, каши из разных круп, сыр, творог и хмельной мед. Вплоть до наших дней православная Церковь на праздник Рождества Богородицы производит "благословение хлебов". Таким образом, языческая сущность праздника вошла в конце концов в церковную практику.

Ритуальные пиры в честь Рода и рожаниц, по-видимому, происходили так: после уборки урожая устраивалось "собрание", на котором пелись песни, порицаемые церковниками, поедались кушания из продуктов земледелия и холили по кругу чаши с медом. Древний праздник Рода и рожаниц стал "второй трапезой", организуемой после церковного дня — вероятно, на следующий день, 9 сентября.

Итак, главный праздник Рода и рожаниц был общественным осенним праздником урожая. Вторично Рода и рожаниц чествовали на Рождество Христово (после 25 декабря). Оба эти приурочения к христианским праздникам объясняются не только вполне понятными и очень древними представлениями о необходимости благодарить богов за урожай и о зимнем солнцестоянии как переломном моменте зимы, но и тем, что и в том и в другом случаях в христианской мифологии действуют "рожаницы" — рожающие богини. В первом случае — это Анна, родившая Марию, а во втором — Мария, родившая Иисуса. Христианские персонажи легко слились с древними языческими рожаницами, что и позволяло широко праздновать древнее благодарственное моление под прикрытием церковных обрядов.
Евреи празнуют в это же время свой Новый год "Рош ашана",похоже на слово рожана.

http://pryahi.indeep.ru/mythology/slavs/slavs_02.html

11

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА В.СУРИКОВ

12 НОЯБРЯ 1675 г. СКОНЧАЛАСЬ БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА,
Феодосия Прокопьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора; 21 (31) мая 1632 — 2 (12) ноября 1675, Боровск— верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА (фрагмент)


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Живопись » Василий Суриков. Утро стрелецкой казни