Александр Блок
НЕЗНАКОМКА
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906
Сегодня мне пришло письмо из Белой Руси, от В., моего друга и земляка. Сразу оговорюсь, что он не занимается литературной деятельностью. Привожу здесь фрагмент из его письма, касающийся "Незнакомки", с промахами мимо цели и удивительными попаданиями в самые недра:
"Про Блока. Мы как биографы можем рассуждать, что любил он дочь Менделеева... и утешаем себя уверенностью в том, что знаем Блока. Но Блок - и сами мы - несомненно, сложнее, чем наше представление. Кого бы ни любил он, смысл, непосредственный смысл стихотворения - в другом. Думаю, здесь нет смысла кроме буквального.
Ресторанная, разгульная обстановка. В первых же строках автор определяет понятия. Воздух горяч, "дик и глух" - имеет малую способность передавать, что в нем происходит: правление "тлетворного духа". Очень откровенные строки про удальцов с "заломанными котелками", которые гуляют почему-то "за шлагбаумами". Шлагбаум - символ границы дозволенного. Они все - по ту сторону. Там - не театры и пейзажи, а канавы, скрип, визг, стон, аханье и оханье. Если воздух еще имеет способность передавать происходящее, то лунный диск может быть только безучастным свидетелем всего. Кстати, он не безучастен: он "кривится" - у него есть свое отношение, хотя и невыразимое ( "бессмысленно" ). Автор ( как и луна ) - вне этих перипетий. Сторонним наблюдателем ему помогает быть алкоголь - успокоитель и транквилизатор. Стих начинается и - главное! - заканчивается алкоголем. Призываются в свидетели отвратительные и подозрительно образованные сентиментальные алконавты со знанием латыни. Последние строки стиха - ответ им. Алкоголь здесь всеобъемлющ, он сквозит и в середине ("перья" качаются в мозгу, а не наяву); "в моей душе лежит сокровище" - то есть, имеется только представление о сокровище, оно неосязаемо, что служит основанием полагать, что вся обстановка, включая незнакомку, - виртуальна. Автор бредит девушкой, которая принадлежала бы безраздельно ему ("ключ поручен только мне", "всегда без спутников" ). Непонятно, почему она появляется всегда в определенное время. Наверное, момент ее появление соответствует "кондиции" - степени опьянения. Реальная девушка того настроя, который желателен автору, не станет ходить ночью между пьяными. Ведь сам он сидит и пьет, а не идет с ней знакомиться. А это еще раз означает, что она - нереальна. "Истина - в вине": опьянение - та среда, в которой моделируется и нереально существует его девушка...
Помню, какое сильное впечатление произвели на меня эти два стиха, когда их читали ВЫ. Стих Тарковского - большее. Динамичный, с иносказанием. Полет фантазии прерван в последних двух строках:
неотступная судьба в образе сумасшедшего (агрессивного человека, с которым нельзя договориться). Его (ее) намерения ясны. Принципиально ясен финал..."
Мой ответ В. через два дня:
"Удивительно проникновение ваше в смысл и суть стихотворения Блока - в яблочко попали насчёт "горячего и глухого" воздуха, шлагбаумов и пр.
Современным языком выражаясь, за границей шлагбаумов - "астрал". Поэты (особенно уровня Блока), бывает, заглядывают по ту сторону. Поэтому "алкоголь" в "Незнакомке" это не обычное вино, а сома, амброзия, - только ставшая ядом, как алкоголь. Пример из классики: у Гомера в "Одиссее" пловцы попадают на остров, где живут счастливцы, ничего не делают, а только медитируют в ожидании раскрытия тысячи лепестков лотоса на макушке, Гомер называет их "лотофагами" - т.н. йоги). "Лотос" - это сияющий свет от макушки у буддистов, а у наших святых это нимб. У Блока прикровенно это "перья" шляпы Незнакомки.
Но вы абсолютно правы - в стихотворении показан изуродованный, больной, надтреснутый мир, с нарушенной гармонией; трещина прошла глубоко, как канава, ров... и на "перевалочном пункте", в ресторане (убогом месте для развлечений) осталась лишь тоска по утраченному женскому идеалу. Водка, кривые личины, брань, глумливый смех над чистотой идеала, чистотой женщины, стремление обратить её в гулящую... Кстати, франц. слово restaurant образовано от restaurer "восстанавливать". Представляете?!
Блок, Тарковский, Пушкин, Лермонтов.... все они были людьми образованными. Вот Блок и показывает нам: если "место восстановления" - прокуренный кабак, то до чего же мы докатились? И только чистота ИДЕАЛА, хранимого в душе, память о том, что когда-то было иначе, держит пока на плаву... Бездонные синие очи ещё цветут "на дальнем берегу".
"И медленно пройдя меж пьяными..." А что будет, если завтра Она уже не придёт?..
Поэт жалит глаголом как овод... это качество Поэзии с большой буквы. Под "истина в вине" подразумевается Виноградная лоза, которую топчут пьяные чудовища, а ведь благодаря Ей они и живы...
Тарковский же в своем стихотворении говорит о счастье взаимной любви, о чистоте отношений между женщиной и мужчиной, и не о "лотофагии" (прелести медитации в одиночку), а о воЗстановлении женско-мужского союза, когда двое становятся одним целым (как раз об этом и мечтает герой Блока). Мужчина и женщина плывут (или летят) в ладье Любви, перед ними развёрнут Свиток божественной тайны... Едины и тела и души... Спокойно упоительное, радостное движение вдвоем по Реке жизни... Но в любой момент может случиться непоправимое, если они утратят бдительность, если дрогнет-ослабнет любовь, делающая их неуязвимыми... тогда ладью догонит сумасшедший с бритвою, и между ЦЕЛЫМ возникнет глубокая трещина-рана, и они в мановение ока окажутся уже не в ладье, а... Она - на торгах, а он - в кабаке..."
Отредактировано Иванка (2014-02-09 05:21:56)