http://nar-val.ru/p76.htm
TARTU RIIKLIKU ULIKOOLI TOIMETISED
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ТАРТУСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
alustatud 1893. a. VIHIK 116 выпуск
Д. П. ТИХОМИРОВ
"ИСТОРИЯ ГУСЛЕЙ"
(Очерки)
ТАRТU 1962
Гусли — мысли мои.
(Символическое
обозначение инструмента)
ГУСЛИ ЗВОНЧАТЫЕ
Гусли — древнейший и популярнейший музыкальный инструмент русского народа. Первобытные гусли — досковидные с небольшим резонансным ящиком и немногими струнами. Играли сидя. Гусли при игре лежали на коленях у игравшего плашмя или в наклонном положении, иногда на столе перед игравшим. Звуки производились ударами пальцев о струны. Такой тип гуслей получил в народе название “звончатых” от металлических звенящих струн. Название же “яворчатых” или (чаще) “яровчатых” произошло от материала, из которого делали эти гусли в старину. Это белый клен-явор, белая древесина которого с нежными лучистыми жилками особенно была пригодна для резонансного ящика гуслей. Судя по русским песням, явор часто заменяется яблоней, рябиной, а в XVIII в. — елью. Но старинный термин “гусли яворчатые” или “яровчатые” удерживается.
В существующей специальной литературе мы не находим определенных бесспорных данных по вопросу о взаимных влияниях старинных русских гуслей и старинных же музыкальных инструментов прибалтийских народов (kantele, kannel, kokle, kankles).
Проф. А. С. Фаминцын говорит о заимствовании финскими племенами своего инструмента в стародавнюю эпоху от русских. В таком же духе высказывается В. Пасхалов(2), а также М. М. Иванов (3) и Маслов (4), затронувший вопрос об инструментах северных и восточных соседей русского народа. П. Н. Никифоров (5), исследователь марийских народных музыкальных инструментов, на основании сходства конструкции марийских гуслей (кюсле) с русскими предполагает, что в данном случае имеет место заимствование.
1 Фаминцын Д. С. Гусли — русский народный музыкальный инструмент. Очерк. СПБ., 1890, стр. 18, 67, 104, 116.
2 Большая Советская Энциклопедия. 1930. Т. 20, ст. Пасхалова (43—44). ' Иванов М. М. История музыкального развития в России. В 2-х томах. СПБ., 1910. г. I, стр. 71 и др.
4 Маслов А. Л. Иллюстрированное описание музыкальных инструментов Дашковского этнографического музея в Москве (137 рисунков и 3 таблицы). Москва, 1909.
5 Никифоров Н. Н. Марийские народи, музыкальные инструменты. 1959, стр. 25.
Мнение Фаминцына оспаривает Лисовский в своем отзыве о книге Фаминцына. Привалов ищет прародителя гуслей среди монгольских племен Азии. Проф. Веске также не разделяет мнения Фаминцына(6). Очень интересны высказывания Э. Лрро(7). Арро считает, что все инструменты народов юго-востока Балтийского моря так близки по своей структуре, что “это. очевидно, один инструмент типа Kandeltyps, но вопрос о более тесной местной передаче не выяснен. Финны доказывают приоритет kantele, а вместе и kannel, основываясь, главным образом (лучше сказать— исключительно), на этимологической дедукции. Невозможные изыскания литовцев и латышей могут изменить эти взгляды”.
Приняв во внимание изложенные выше данные, я не буду детально говорить о приоритете инструмента того или иного народа. К тому же я думаю, что вопрос этот несомненно должен заинтересовать местных прибалтийских этнографов, фольклористов и искусствоведов, которые своими научными трудами внесут ясность в эту еще недостаточно исследованную область знания. Для моеи же работы важно указать, что на основании своих исследований проф. Фаминцын приходит к заключению, что древность наших русских гуслей в первоначальном их виде должна быть определена приблизительно в тысячу лет.
Гусли народные были малых размеров: их можно было носить под полою, под мышкой (сравн. фольклор), вешать на стену. Отсюда поговорка: “жена не гусли: поиграв, на стенку не повесишь” (8). В древности такие гусли были в руках наших былинных богатырей — искусных игроков на гуслях. Вспомним Добры-то Никитича, Садко, Соловья Будимировича .. . Ипатьевская летопись сохранила имя народного гудца Ора (1201) и имя Галицкого “словутного певца гордого Митуся” (1243).(9)
На таких звончатых гуслях играл и аккомпанировал своему пению “вещий Боян”, талантливый певец-музыкант древней Руси. “Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити … тогда пущашеть десять соколов на стадо лебедей: которыя (=до которой) дотечаше, та преди песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, Красному Роману Святославичу… Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещая персты на живые струны въскладаше; они же сами князем славу рокотаху”. (“Слово о полку Игореве”).
6 Иванов М. М. История музыкального развития в России. СПБ.. 1910, т. I, сто. 72—74.
7 Е. Аrrо, Zum Problem der Kannel. Tartu. 1931.
8 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка М 1863—1866. г Беляев В. М. “Музыка”. История культуры древней Руси 1951 т 2 стр. 502.
В домашней жизни удельных князей светские песни и музыкальные инструменты (гусли, сопели, бубны, трубы) встречаются постоянно. Ни один княжеский пир не обходился без гусляра, прославлявшего военные подвиги князя и его дружины. Феодосий Печерский, пришедши к великому князю, “увидел … играющих гусельные гласы, поющих органные гласы .. . якоже обычай есть перед князем”. (XI в.) (10).
Древние певцы и гусляры силою своего искусства, своими песнями и игрою на гуслях тешили, воспламеняли, заставляли проливать слезы и возбуждали военно-патриотический восторг. Все важные случаи своей жизни — свадьбу, похороны, именины и т. п. предки наши сопровождали музыкой и пением.
Впоследствии гусли становятся неотъемлемою принадлежностью скоморошьего искусства.
В соответствии со своими малыми размерами гусли звончатые первоначально имели ограниченное количество струн. Однако у Н. Ф. Финдейзена (11) мы находим такую фразу о Бояне из “Слова о полку Игореве”: “Боян оперирует с десятиструнным инструментом”. " Какое основание для такого предположения? Очевидно, текст “Слова”, говорящий о десяти соколах (пальцах) и о стаде лебедей (струн). Прежде всего не забудем, что Боян играл значительно раньше написания “Слова” (он воспевал Ярослава Мудрого, умершего в 1054 г.). В такой древний период, по мнению исследователей, касавшихся этого вопроса, звончатые древние гусли ( а только такие гусли и могли быть в руках Бояна) имели не более 5—7 струн, а может быть и меньше… А главное, ведь текст “Слова” не дает оснований (вопреки мнению Н. Ф. Финдейзена) считать инструмент Бояна десятиструнным. В “Слове” поэт употребил особый стилистический прием — так называемое отрицательное сравнение — “тогда пущашеть десять соколов на стадо лебедей” и т. д. Соколы — пальцы, лебеди — струны; соколов — десять; лебедей (струн) стадо. Поэт, указывая на десять соколов (пальцев), не называет, однако, количества лебедей (струн). Он говорит “стадо”, а стадом могут быть названы и пять, и семь лебедей. Почему под стадом лебедей мы должны подразумевать непременно, десять струн (ни больше, ни меньше!). Также нельзя понимать буквально под десятью соколами непременно десять играющих пальцев. Даже на таких больших щипковых инструментах, как хроматические столовидные гусли, арфа, работают восемь, а не десять пальцев.
10 Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия. Москва, 1888, стр. 53. Великий Пушкин оттенил эту особенность княжеских пиров:
Слилися речи в шум невнятный;
Жужжит гостей веселый круг;
Но вдруг раздался глас приятный,
И звонких гуслей беглый звук.
Все смолкло, слушают Бояна …
(“Руслан и Людмила”)
11 Финдейзен Н.-Ф. Очерки по истории музыки в России, т. I, стр. 219.
Анализируя текст “Слова”, мы должны прийти к заключению, что автор его дает нам поэтический образ игры Бояна, а не реальное изображение этой игры и самого инструмента с десятью струнами. Возможно, инструмент Бояна имел и больше предполагаемых пяти струн, если работали обе руки. Однако “вопрос о действительном количестве струн на древнерусских гуслях не разъясняется в точности ни былинами, ни народными песнями”.
Вот некоторые исторические данные о количестве струн на древних русских гуслях. В 1795 г. вышла книга большого ценителя русского искусства и русской старины Матвея Гютри “О русских древностях”. Это первое исследование о русских народных песнях и музыкальных инструментах. Вполне устаревшее в настоящее время, оно имеет для нас тот интерес, что автор дает рисунки и краткое описание музыкальных инструментов, сохранявшихся в тогдашнем народном быту. Во второй таблице книги Потри мы находим рисунок (фиг. 9), изображающий простую форму гуслей только с пятью струнами, хотя наблюдение автора относилось к концу XVIII в. (а не ко времени автора “Слова о полку Игореве”). Говоря о нарисованных в его книге гуслях, Гютри пишет: “Гусли, по-видимому, были первой попыткой издания инструмента, известного под именем горизонтальной арфы” (31 стр.), а на стр. 229 Гютри называет гусли “отцом горизонтальной арфы.(12)
Аналогичное описание яровчатых старинных гуслей дал и Фетис: (13) “Гусли, или горизонтальная арфа, представляет особенный инструмент, состоящий из тонкой доски елового дерева, прикрепленной к легкому ящику. Они снабжены пятью струнами, настроенными следующим образом “ля, ре, ми, соль, ля”. Музыкант, играющий на гуслях, употребляет их только для сопровождения пения медленных мелодий или плясовых песен, наигрываемых на гудке. Гармония, которую он извлекает из своей арфы, аккорды, которые играющий на гудке порой берет на своих трех струнах, достойны нашего внимания: нет сомнения в том, что отсюда берет свое начало наша музыкальная система, возникшая в средние века и прошедшая в своем развитии до наших дней ряд последовательных изменений”.
12 Guthrie Matthieu. Dissertations sur les antiquites de Russie. St. Petersbourg, 1795.
13 F. J. Fёtis. Resume philosophique de Hiistoire de la musique. CXXIX— CXXX. Tome premier. Paris, MDCCCXXXV.
Косвенным подтверждением того, что первоначальные яровчатые гусли имели пять струн, может служить и следующий довод. Асерби во время своего путешествия к Нордкапу видел у финнов горизонтальную арфу (harpa) с пятью струнами. Это,. конечно, финский kantele. Книга Асерби издана в 1804 г. (14) Следовательно, виденный им финский пятиструнный инструмент бытовал еще в XVIII в. Принимая во внимание, что в ту стародавнюю эпоху финны и их соседи русские играли на аналогичных инструментах, мы с большой вероятностью можем предположить, что и русские гусли имели пять струн.
Таким образом, указанные источники говорят о пятиструнных старинных гуслях. Таковы, вероятно, были русские гусли наших былин и народных песен. Такие гусли употреблялись, главным образом, для аккомпанемента ввиду слишком незначительных возможностей для самостоятельной игры пятиструнных гуслей.
Развитие каждого инструмента идет в плане увеличения струн и резонатора, поэтому более древние инструменты имели меньшее количество струн, чем появившиеся в более позднее время.
В конце XVIII и начале XIX вв. среди русского народа бытовали гусли уже и с семью и с девятью струнами.