КНИГА МАТЕРЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » А.С.Пушкин: "Сквозь магический кристалл" » РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.


РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.

Сообщений 61 страница 68 из 68

61

Всё хорошо, но не всё ясно...

Оставим пока ПЕСНЮ КОТА, ПЕСНЮ СЧАСТЬЯ, к ней мы вернёмся и отнюдь не йоговским способом, а яговским… Но остались ещё вопросы, касаемые СНА… Крылатого МОРфея в чёрных одеждах.

1.СПЯЩАЯ ЛЮДМИЛА (АЛАЯ РОЗА)

В его руках лежит Людмила,
Свежа, как вешняя заря,
И на плечо богатыря
Лицо спокойное склонила.
Власами, свитыми в кольцо,
Пустынный ветерок играет;
Как часто грудь ее вздыхает!
Как часто тихое лицо
Мгновенной розою пылает!

2. СОН РУСЛАНА (именно в момент зловещей грёзы витязь и оказался уязвим)…

Темы СНОВ мы едва лишь коснулись, а между тем, СОН РУСЛАНА (равно как и СОН ТАТЬЯНЫ в «ЕО») это КАНДА – узловой КОРЕНЬ в поэме, который так или иначе нужно пробовать развязать… А для этого нужно смотреть греческий миф о Морфее (где ложь, а где правда), навестить Короля Артура и спящего его наставника Мерлина, задаться вопросом, почему наставник Нео Морфеус в «Матрице» в чёрных одеждах и в чёрных очках и пр. И тогда в облике Черномора обнаружится то, чего раньше не замечали… Ведь, пока Черномор (хоть и безбородый) привязан к седлу КОНЯ Руслана, пока Людмила-Роза спит, витязь не беЗсмертен… и обязательно найдётся Фарлаф, ищущий его смерти...

62

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.

СОННОЕ ЦАРСТВО

неодолимо вступает в свои права после того, как Руслан сбивает с Людмилы шапку:

«Не веря сам своим очам,
Нежданным счастьем упоенный,
Наш витязь падает к ногам
Подруги верной, незабвенной,
Целует руки, сети рвет,
Любви, восторга слезы льет,
Зовет ее — но дева дремлет,
Сомкнуты очи и уста,
И сладострастная мечта
Младую грудь ее подъемлет.
Руслан с нее не сводит глаз,
Его терзает вновь кручина...
Но вдруг знакомый слышит глас,
Глас добродетельного Финна:
«Мужайся, князь! В обратный путь
Ступай со спящею Людмилой;
Наполни сердце новой силой,
Любви и чести верен будь.
Небесный гром на злобу грянет,
И воцарится тишина —
И в светлом Киеве княжна
Перед Владимиром восстанет
От очарованного сна».
Руслан, сим гласом оживленный,
Берет в объятия жену,
И тихо с ношей драгоценной
Он оставляет вышину
И сходит в дол уединенный.

В молчанье, с карлой за седлом,
Поехал он своим путем;
В его руках лежит Людмила,
Свежа, как вешняя заря,
И на плечо богатыря
Лицо спокойное склонила.
Власами, свитыми в кольцо,
Пустынный ветерок играет;
Как часто грудь ее вздыхает!
Как часто тихое лицо
Мгновенной розою пылает!
Любовь и тайная мечта
Русланов образ ей приносят,
И с томным шопотом уста
Супруга имя произносят...
В забвенье сладком ловит он
Ее волшебное дыханье,
Улыбку, слезы, нежный стон
И сонных персей волнованье...
Меж тем, по долам, по горам,
И в белый день, и по ночам,
Наш витязь едет непрестанно.
Еще далек предел желанный,
А дева спит…

……………………………….................

На склоне темных берегов
Какой-то речки безымянной,
В прохладном сумраке лесов,
Стоял поникшей хаты кров,
Густыми соснами венчанный.
В теченье медленном река
Вблизи плетень из тростника
Волною сонной омывала
И вкруг него едва журчала
При легком шуме ветерка.
Долина в сих местах таилась,
Уединенна и темна;
И там, казалось, тишина
С начала мира воцарилась.
Руслан остановил коня.
Всё было тихо, безмятежно;
От рассветающего дня
Долина с рощею прибрежной
Сквозь утренний сияла дым.
Руслан на луг жену слагает,
Садится близ нее, вздыхает
С уныньем сладким и немым;
И вдруг он видит пред собою
Смиренный парус челнока
И слышит песню рыбака
Над тихоструйною рекою.
Раскинув невод по волнам,
Рыбак, на весла наклоненный,
Плывет к лесистым берегам,
К порогу хижины смиренной.
И видит добрый князь Руслан:
Челнок ко брегу приплывает;
Из темной хаты выбегает
Младая дева; стройный стан,
Власы, небрежно распущенны,
Улыбка, тихий взор очей,
И грудь, и плечи обнаженны,
Всё мило, всё пленяет в ней.
И вот они, обняв друг друга,
Садятся у прохладных вод,
И час беспечного досуга
Для них с любовью настает.
Но в изумленье молчаливом
Кого же в рыбаке счастливом
Наш юный витязь узнает?
Хазарский хан, избранный славой,
Ратмир, в любви, в войне кровавой
Его соперник молодой,
Ратмир в пустыне безмятежной
Людмилу, славу позабыл
И им навеки изменил
В объятиях подруги нежной.
Герой приближился, и вмиг
Отшельник узнает Руслана,
Встает, летит. Раздался крик...
И обнял князь младого хана.
«Что вижу я? — спросил герой, —
Зачем ты здесь, зачем оставил
Тревоги жизни боевой
И меч, который ты прославил?»
«Мой друг, — ответствовал рыбак, —
Душе наскучил бранной славы
Пустой и гибельный призрак.
Поверь: невинные забавы,
Любовь и мирные дубравы
Милее сердцу во сто крат.
Теперь, утратив жажду брани,
Престал платить безумству дани,
И, верным счастием богат,
Я всё забыл, товарищ милый,
Всё, даже прелести Людмилы».
«Любезный хан, я очень рад! —
Сказал Руслан, — она со мною«.
«Возможно ли, какой судьбою?
Что слышу? Русская княжна...
Она с тобою, где ж она?
Позволь... но нет, боюсь измены;
Моя подруга мне мила;
Моей счастливой перемены
Она виновницей была;
Она мне жизнь, она мне радость!
Она мне возвратила вновь
Мою утраченную младость,
И мир, и чистую любовь.
Напрасно счастье мне сулили
Уста волшебниц молодых;
Двенадцать дев меня любили:
Я для нее покинул их;
Оставил терем их веселый,
В тени хранительных дубров;
Сложил и меч и шлем тяжелый,
Забыл и славу и врагов.
Отшельник, мирный и безвестный,
Остался в счастливой глуши,
С тобой, друг милый, друг прелестный,
С тобою, свет моей души!»
Пастушка милая внимала
Друзей открытый разговор
И, устремив на хана взор,
И улыбалась и вздыхала.
Рыбак и витязь на брегах
До темной ночи просидели
С душой и сердцем на устах —
Часы невидимо летели.
Чернеет лес, темна гора;
Встает луна — всё тихо стало;
Герою в путь давно пора.
Накинув тихо покрывало
На деву спящую, Руслан
Идет и на коня садится;
Задумчиво безмолвный хан
Душой вослед ему стремится,

Руслану счастия, побед,
И славы, и любви желает...
И думы гордых, юных лет
Невольной грустью оживляет...

(Нет сомнений: РАТМИР ЛИШИЛСЯ ПАМЯТИ. Безымянная пастушка это Лета. Ратмир "канул в Лету" - тихоструйную речку в долине мертвых, глоток воды из которой заставляет души умерших забыть земную жизнь. У Овидия в "Метаморфозах" Лета течет вокруг пещеры Гипноса (Сна), и журчание воды в ней навевает на людей дремоту.)

…………………………………................

Княжны искатель недостойный,
Охоту к славе потеряв,
Никем не знаемый, Фарлаф
В пустыне дальней и спокойной
Скрывался и Наины ждал.
И час торжественный настал.
К нему волшебница явилась,
Вещая: «Знаешь ли меня?
Ступай за мной; седлай коня!»
И ведьма кошкой обратилась;
Оседлан конь, она пустилась;
Тропами мрачными дубрав
За нею следует Фарлаф.
Долина тихая дремала,
В ночной одетая туман,

Луна во мгле перебегала
Из тучи в тучу и курган
Мгновенным блеском озаряла.
Под ним в безмолвии Руслан
Сидел с обычною тоскою
Пред усыпленною княжною.
Глубоку думу думал он,
Мечты летели за мечтами,
И неприметно веял сон
Над ним холодными крылами.

На деву смутными очами
В дремоте томной он взглянул
И, утомленною главою
Склонясь к ногам ее, заснул.

Ги́пнос (др.-греч. Ὕπνος, «сон») — в древнегреческой мифологии бог сна.  Сын Никты (НОЧИ), брат-близнец Танатоса (СМЕРТИ), богинь судьбы мойр, любимец муз. По Гесиоду, Гипнос живёт на краю мира, глубоко под землей, и на него никогда не взирает Солнце (Гелиос). Овидий в «Метаморфозах» описывает пещеру в Киммерийской земле (к северу от Чёрного моря!), где обитает Гипнос, где царят вечные сумерки и откуда вытекает река забвения (Лета), а перед входом в пещеру рассилается необъятное маковое поле… Ещё Гипнос может превращаться в птицу…
В античном искусстве Гипноса изображали обнаженным юношей с маленькими крыльями на голове вместо ушей, с кубком в руке (напитком забвения) и цветками мака в волосах. Сын Гипноса — Морфей — также имеет крылья.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.

Гипнос (Морфей) имеют поразительное сходство с... Персеем

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.

и... Медусой Горгоной

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.

И  снится вещий сон герою:
Он видит, будто бы княжна
Над страшной бездны глубиною
Стоит недвижна и бледна...
И вдруг Людмила исчезает,
Стоит один над бездной он...
Знакомый глас, призывный стон
Из тихой бездны вылетает...
Руслан стремится за женой;
Стремглав летит во тьме глубокой...
И видит вдруг перед собой:
Владимир, в гриднице высокой,
В кругу седых богатырей,
Между двенадцатью сынами,
С толпою названных гостей
Сидит за браными столами.

И так же гневен старый князь,
Как в день ужасный расставанья,
И все сидят не шевелясь,
Не смея перервать молчанья.
Утих веселый шум гостей,
Не ходит чаша круговая... (Круглый стол, календарь, ВРЕМЯ остановилось - М.)
И видит он среди гостей
В бою сраженного Рогдая:
Убитый как живой сидит;
Из опененного стакана
Он, весел, пьет и не глядит
На изумленного Руслана.
Князь видит и младого хана,
Друзей и недругов... и вдруг
Раздался гуслей беглый звук
И голос вещего Баяна,
Певца героев и забав.
Вступает в гридницу Фарлаф,
Ведет он за руку Людмилу;
Но старец, с места не привстав,
Молчит, склонив главу унылу,
Князья, бояре — все молчат,
Душевные движенья кроя.
И всё исчезло — смертный хлад
Объемлет спящего героя.
В дремоту тяжко погружен,
Он льет мучительные слезы,
В волненьи мыслит: это сон!
Томится, но зловещей грезы,
Увы, прервать не в силах он.
Луна чуть светит
над горою;
Объяты рощи темнотою,
Долина в мертвой тишине...
Изменник едет на коне.
Перед ним открылася поляна;
Он видит сумрачный курган;
У ног Людмилы спит Руслан,
И ходит конь кругом кургана.
Фарлаф с боязнию глядит;
В тумане ведьма исчезает, (загипнотизировала и была такова - М.)
В нем сердце замерло, дрожит,
Из хладных рук узду роняет,
Тихонько обнажает меч,
Готовясь витязя без боя
С размаха надвое рассечь...
К нему подъехал. Конь героя,
Врага почуя, закипел,
Заржал и топнул. Знак напрасный!
Руслан не внемлет; сон ужасный,
Как груз, над ним отяготел!..

Изменник, ведьмой ободренный,
Герою в грудь рукой презренной
Вонзает трижды хладну сталь...
И мчится боязливо вдаль
С своей добычей драгоценной.
Всю ночь бесчувственный Руслан
Лежал во мраке под горою.
Часы летели. Кровь рекою
Текла из воспаленных ран.
Поутру, взор открыв туманный,
Пуская тяжкий, слабый стон,
С усильем приподнялся он,
Взглянул, поник главою бранной —
И пал недвижный, бездыханный…

СОН И ГИПНОЗ

Гипноз в переводе с греческого hypnos означает сон. Мифологический ГИПНОС и введение в транс созвучны. Однако, это единственное, что их объединяет. Гипноз по своей сути резко отличается от состояния естественного сна, это искусственно вызванное (с помощью внушения) сноподобное состояние с различной глубиной дремоты. В  гипнотическом состоянии у человека повышается внушаемость. Гипнотическое воздействие применялось жрецами Древнего Египта, Индии, Тибета, врачевателями Востока, а сегодня сплошь и рядом (реклама это тоже гипноз). Любые внушения, если они сделаны человеку, находящемуся в трансе, превращаются в программы.

63

ЧерноМОР, МОРфей, МОРфиус, МЕРлин (МОРгана) – все названные персонажи содержат в себе корневое МОР.

Морфей (др.-греч. Μορφεύς — «формирователь», «тот, кто формирует сны») — бог сновидений в греческой мифологии, сын Гипноса и Аглаи (Алой?) – одной из трех граций (ХАРИТ), имя которой в дословном переводе означает «Ясная», а также «БЛЕСК».
Греки почти всегда изображали Морфея в виде стройного юноши с небольшими крылышками на висках. Главная эмблема Морфея — сдвоенные ворота в мир сновидений. Это — ворота из слоновой кости для лживых снов и роговые ворота для снов истинных. Из символики и атрибутики бога всегда особо выделяют чёрный цвет (как цвет ночи и забытья) и цветы мака. Морфея зачастую изображали в чёрной одежде с рассеянными по ней серебряными звёздами. В руках он держал кубок с маковым соком, обладающим расслабляющим, обволакивающим снотворным действием. Иногда считается, что он носит на голове корону из цветков мака, что символизирует сновидения. Греки обычно изображали его на вазах, а римляне — на саркофагах.

(Для сравнения: Морфеус в «Матрице» - это человек в чёрном, включая очки.)

Имя Мерлина связано с валл. Myrddin. Это название происходит от бриттского *Mori-dunon 'морская крепость', однако было позже понято как Caer-Myrddin - «крепость Мирдина». По одной из легенд, злая колдунья Моргана заточила Мерлина в могучий дуб. Фея Моргана —  извечная противница рыцарей Круглого стола. Она околдовывает Мерлина, погружая его в вечный сон, выведав его тайны с помощью девушки Нимуэ. Согласно легенде, Мерлин спит где-то под холмом вечным сном, но ещё может проснуться.
Имя Мерлин могло принадлежать целому ряду магов. Бытует версия, что, скорее всего, Мерлин, который в конце V века был пророком-бардом (Вещим Баяном при АРК(е) ТУ(о)РЕ).

Владимир, в гриднице высокой,
В кругу седых богатырей,
Между двенадцатью сынами,
С толпою названных гостей
Сидит за браными столами.
И так же гневен старый князь,
Как в день ужасный расставанья,
И все сидят не шевелясь,
Не смея перервать молчанья.
Утих веселый шум гостей,
Не ходит чаша круговая...

(Здесь важно отметить, что такое БРАНЫЙ — узорчатый, сплошь вытканный узорами. Сохранилось выражение «Браная скатерть». БРАНЫЙ – БОРЕЙСКИЙ. СТОЛЫ в значении «княжеский стол» это владения 12 сынов Владимира. «Бранная вышивка», как правило, в виде различных свастик.

Тема свадебного пира за столами с браными скатертями, при участии Лебединой девы излюбленная в русском фольклоре:

Во Казани, славном городе,
Во палате белокаменной,
Там и стены беломраморны,
Там полы-то все крашоные,
Столы новые, дубовые;
На столах-то скатерть браная,
За столами гости званые
Пьют, едят и прохлаждаются,
Сами собой похваляются:
Кто богатством, кто торговлею,
Кто поместьем, а кто вотчиной;
Только один из них не хвалится,
Что Иванушка Иванович:
— У меня, братцы, есть невеста хороша,
Клавденька Петровна!
Без белил-то лицо белое,
Без румян-то щёчки алые,
Без сурмил брови чёрные,
А походочка павлиная,
Разговоры лебединые,
А наречье — серой утицы!)

Что самое страшное в Руслановой «зловещей грёзе»? Что за бранными, узорчатыми СТОЛАМИ СВАРЫ

«…все сидят не шевелясь,
Не смея перервать молчанья.
Утих веселый шум гостей,
Не ходит чаша круговая...»

Ведь ЧАША КРУГОВАЯ – ЗАЗДРАВНАЯ. Если бы только символ РОДОВОЙ ОБЩНОСТИ. Это сам КРУГ ЖИЗНИ остановлен! И в гриднице Владимира – СПЯЩЕЕ ЦАРСТВО… Этим-то и ужасен "сон" в астральной проекции: НА КОНУ ЖИВА БОРЕЙСКОГО РОДА ЗАРЯВИНОВ...

Образ Круглого Стола (СВАРЫ) в поэме дан три раза: в начале, во СНЕ РУСЛАНА и в конце. И все три раза связан с присутствием Людмилы. Сначала в виде СТЫДЛИВОЙ (орусаленной) КРАСОТЫ, ЗАТЕМ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ, а в конце – ПРОБУЖДЁННОЙ (разрусаленной), ЖИВОЙ ДЕВЫ.

СОН РУСЛАНА начинается с того,

«…будто бы княжна
Над страшной бездны глубиною
Стоит недвижна и бледна...
И вдруг Людмила исчезает,
Стоит один над бездной он...
Знакомый глас, призывный стон
Из тихой бездны вылетает...
Руслан стремится за женой;
Стремглав летит во тьме глубокой...»

Очень похоже на историю любви Орфея и Эвридики. СОН РУСЛАНА – это, конечно, не СОН. Недаром

Он оставляет вышину
И сходит в дол уединенный.

А «во сне» и вовсе пребывает в т.н. Аиде, куда устремился за женой… Тогда становится понятным, что Фарлаф нанёс три удара в грудь не физическому телу Руслана, а эфирному. Плохи были бы дела, если бы тело было разрублено ПОПОЛАМ (как Фарлаф намеревался сделать вначале). Но помешал, как мы помним, КОНЬ (он ведь не простой конь, а богатырский!):

Конь героя,
Врага почуя, закипел,
Заржал и топнул. Знак напрасный…

Потому что Руслан ОЧАРОВАН, он под ГИПНОЗОМ. Людмила СПИТ. За седлом (Пушкин пишет ёщё: ЗА СПИНОЙ) – ЧерноМОР, молящийся «чернокнижным языком». Подключилась и Наина, желающая витязю смерти, и надо думать, что её доза «снотворного» куда более ударная! Само место, где находится Руслан – на грани жизни и смерти – идеальное, чтобы он потерял память, связь с РОДОМ и почил вечным сном. И тогда его любезная ЖИВА достанется другому соискателю (вместе с конём и карлой за седлом – куда же без карлы, этого своего рода атавизма, хвостового отростка?)

64

Не устаю удивляться тому, что греческая мифология – это чудеса в решете, особенно когда начинаешь отслеживать родственные связи в ЗООСпарке на Олимпе… Разве не поразительно, что музы (хариты) родились от "богини забвения" Леты, а та в свою очередь от богини раздора и мести Эриды (дочери Никты-Ночи)?
Итак, «формирователь снов» МОРфей – сын крылатого Гипноса и грации (ХАРИТЫ, ОРЫ) СИЯЮЩЕЙ А(г)ЛАИ, затмевающей своим АЛЫМ БЛЕСКОМ…  Харита Аглая – младшая из трёх сестер, «богинь женских радостей», спутниц богини любви Венеры. Их атрибуты — роза, мирт, яблоко. Интересно, что символ АГЛАИ – ЛИЛИЯ (ЛОТОС), см. Ф.: "НЕКТАР ЛОТОСА" ЕЩЁ НАЗЫВАЛСЯ "ЗАРЕ-(АГНИ)-АСТЁР" (ЗВЁЗДНЫЙ ОГОНЬ, ЗВЁЗДНОЕ ПЛАМЯ, ЗВЁЗДНОЕ ПОЛЫМЯ), а две другие сестры - Талия и ЕфРОЗина -  вместе соткали цветок радости и любви, девственную розу. Любопытно, что в Т-АЛИИ тоже присутствует АЛЫЙ БЛЕСК, а Ефрозина созвучно с Афрод(з)итой.

Но более всего пищи для размышлений предлагает божественный крылатый супруг АЛОЙ, видимо, супруг всех трех граций, а именно ГИП-НОС (если перевернуть «нос», как раз и получится СОН). Повертела ма имечко и так и эдак, вспомнив все греческие «гипо- и «гипер-, а также «нео»:

ГИПО... (от греч. hypo - под, внизу), приставка, означающая: 1) находящийся внизу (напр., гиподерма). 2) Пониженный против нормы...

Гипнойя (гипо + греч. noeo – воспринимать, мыслить)

Нео, кстати, от греч. neos – «новый».

Упорно лезли на ум ГИПОфизы с ГИПОталамусами, но более всего в этой связи напрашивался знакомый нам СЛОНИК по имени ГАНЕША, или… ГАНАПАТИ.

ГИПНОС – ГАНАПАТИ (ср. заодно с  греч. pathos)

Хотите вертьте, а хотите нет, но слоноподобный привратник, сидящий у «дверей ума» и решающий, кто должен войти, а кто нет, явно родственник ГИПНОСУ. Они в одной звуковой связке. Что, если привратник зазевается, поддавшись чувствам (а-патии либо пафосу?) и отворив двери трансу? Думаю, у братцев существует какое-то негласное соглашение…

Впрочем, для меня это область заповедная, неизведанная, моё дело – водить пёрышком и пробовать слова на зубок.    8-)

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.

Предлагаю помедитировать над иллюстрациями к РиЛ, особенно хороша первая, где Людмила покоится в бороде Черномора - она в состоянии ТРАНСА, а чем при этом чародей пользуется, догадайтесь сами! Опять же женская троица призрачных теней...

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.

65

А выводы из вышесказанного такие:

Черномор явно "дружит" с Гипнос(з)ом, но зато у Наины с Гипнос(з)ом дружба, перерастающая в любовь, Наина в этом смысле посильнее Черномора будет... И, если Черномор усыпляет Людмилу, то Наина практически отправляет Руслана в страну вечных снов, и если бы не Финн...

Повторюсь: Наина может ОБОРАЧИВАТЬСЯ: юной красавицей, дряхлой безобразной старухой, железным Змием, Кошкой.

Кто как видит Наину и в какой последовательности:

1.Финн –  сначала ослепительной красавицей (Дева «гремела красотою»), затем - старым уродом (у-род, стало быть, «рождённая», не тварь)

2. Рогдай – чуть живой старушечкой
(Тогда он встретил под горой
Старушечку чуть-чуть живую,
Горбатую, совсем седую).

3. Черномор – Змием, гремящим «железной чешуёй» и сестрой-колдуньей - «дивной Наиной».

4. Фарлаф – старухой и кошкой

Руслан Наины не знает, он её так и не повстречал, а лишь слышал о ней от Финна. Руслан видит только свою Людмилу, других женщин вокруг себя он не замечает. Парадокс: та, которая больше других желает смерти Руслану, избегает встречи с ним и действует через посредников.

На так ли это? А если Руслан всё же имел "счастье" встретить вездесущую Наину?

И видит добрый князь Руслан:
Челнок ко брегу приплывает;
Из темной хаты выбегает
Младая дева; стройный стан,
Власы, небрежно распущенны,
Улыбка, тихий взор очей,
И грудь, и плечи обнаженны,
Всё мило, всё пленяет в ней.

Ратмира, выпавшего из нашего поля зрения, надо полагать, заманила в объятия сонной Леты именно Наина, "размножившись" и представ ему в виде соблазнительных дев, в объятиях которых юный хан  всё ПОЗАБЫЛ, и русскую княжну Людмилу тоже.

Полагаю, здесь Пушкин описывает явление Наины Ратмиру:

Я вижу терем отдалённый,
Где витязь томный, воспалённый
Вкушает одинокий сон;
Его чело, его ланиты
Мгновенным пламенем горят;
Его уста полуоткрыты
Лобзанье тайное манят;
Он страстно, медленно вздыхает,
Он видит их - и в пылком сне
Покровы к сердцу прижимает.
Но вот в глубокой тишине
Дверь отворилась; пол ревнивый
Скрыпит под ножкой торопливой,
И при серебряной луне
Мелькнула дева. Сны крылаты,
Сокройтесь, отлетите прочь!
Проснись - твоя настала ночь!
Проснися - дорог миг утраты!..
Она подходит, он лежит
И в сладострастной неге дремлет;
Покров его с одра скользит,
И жаркий пух чело объемлет.
В молчанье дева перед ним
Стоит недвижно, бездыханна,
Как лицемерная Диана
Пред милым пастырем своим;

И вот она, на ложе хана
Коленом опершись одним,
Вздохнув, лицо к нему склоняет
С томленьем, с трепетом живым,
И сон счастливца прерывает
Лобзаньем страстным и немым...

Из этого делаю вывод, что Руслан всё же видел Наину, в образе безымянной пастушки, которую навечно избрал для себя Ратмир... М-да... столько дЕвиц его ласкали... А БЫЛ ЛИ У БЕДНЯГИ ВЫБОР?

Моя подруга мне мила;
Моей счастливой перемены
Она виновницей была;
Она мне жизнь, она мне радость!
Она мне возвратила вновь
Мою утраченную младость,
И мир, и чистую любовь.
Напрасно счастье мне сулили
Уста волшебниц молодых;
Двенадцать дев меня любили:
Я для нее покинул их;

Оставил терем их веселый,
В тени хранительных дубров;
Сложил и меч и шлем тяжелый,
Забыл и славу и врагов.
Отшельник, мирный и безвестный,
Остался в счастливой глуши,
С тобой, друг милый, друг прелестный,
С тобою, свет моей души!»
Пастушка милая внимала
Друзей открытый разговор
И, устремив на хана взор, (гипнотизируя, усыпляя - М.)
И улыбалась и вздыхала.

Вносим коррективы в рассуждение, касаемое оборотничества Наины, но, главное, последовательности её явлений:

Наину видят:

1.Финн –  сначала ослепительной красавицей (Дева «гремела красотою»), затем - старым уродом (у-род, стало быть, «рождённая», не тварь)

2. Рогдай – чуть живой горбатой старушечкой

3. Черномор – Змием, гремящим «железной чешуёй» и сестрой-колдуньей - «дивной Наиной».

4. Ратмир - в виде 12 дев-волшебниц, которые обернулись в итоге "лицемерной Дианой" (пастушкой)

5. Руслан - пленительною девой, пастушкою, подругой Ратмира

6. Фарлаф – старухой и кошкой

А Людмила? Видит она Наину, встречает её где-нибудь? Вот уж кто точно избегают друг друга, так это Людмила с Наиной... Знать друг друга не хотят?

66

См. «девять» в др. языках:

английский  - nine
немецкий - neun
испанский - nueve
итальянский - nove
латышский - deviņi
норвежский  - ni
шведский - nio
нидерландский - negen
французский - neuf

Наина- náva. С одной стороны – «дева», с другой – «навка», которая по народным поверьям – душа умершей, зловредный дух, наваждение с мира Нави. И надо сказать, НАВАЖДАТЬ, НАВОДИТЬ ТЕНЬ у Наины здорово получается. Она прямо живое воплощение известной фразы ЖЕНЩИНА СТРАШНА.  :flirt:

Наина ЗНАЕТ О СМЕРТИ больше ЧЕМ САМА СМЕРТЬ.

"Девять" и "neun", кстати,  содержатся в ДИАНЕ.

67

А Фарлаф-то -  везунчик, как ни крути! И имя у него «круглое» - это палиндром (перевёртыш). Пугливому путешественнику (ср. с «фараон» и англ. far) сопутствует «лафа» (ближайшая этимология: "удача, счастье", народн. лахва: ему лафит "везет", укр., блр. лахва -- то же, др.-русск. алафа, олафа -- то же. Из араб.-тур. аlаfа "султанское содержание послов", тат., башк. "выгода". Такой вот свой среди чужих, чужой среди своих…

Посмотрим всё, что пишет о нём Пушкин:

Сначала – краткая характеристика, что Фарлаф именно ДРУГОЙ и КРИКУН НАДМЕННЫЙ:

Другой - Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей.
…………………………………………………………………………………

Руслан томился молчаливо,
И смысл и память потеряв.
Через плечо глядя спесиво
И важно подбочась, Фарлаф,
Надувшись, ехал за Русланом.
Он говорит: «Насилу я
На волю вырвался, друзья!  (до этого в гриднице Владимира был в неволе? – М.)
Ну, скоро ль встречусь с великаном?
Уж то-то крови будет течь,
Уж то-то жертв любви ревнивой!
Повеселись, мой верный меч,
Повеселись, мой конь ретивый!»

Однако, он не спешит встретиться с похитителем Людмилы:

В то время доблестный Фарлаф,
Всё утро сладко продремав,
Укрывшись от лучей полдневных, (т.е. в тени – М.)
У ручейка, наедине,
Для подкрепленья сил душевных,
Обедал в мирной тишине.
Как вдруг он видит: кто-то в поле,
Как буря, мчится на коне;
И, времени не тратя боле,
Фарлаф, покинув свой обед,
Копьё, кольчугу, шлем, перчатки,
Вскочил в седло и без оглядки
Летит - а тот за ним вослед.
«Остановись, беглец бесчестный! -
Кричит Фарлафу неизвестный. -
Презренный, дай себя догнать!
Дай голову с тебя сорвать!»
Фарлаф, узнавши глас Рогдая,
Со страха скорчась, обмирал
И, верной смерти ожидая,
Коня ещё быстрее гнал.
Так точно заяц торопливый,
Прижавши уши боязливо,
По кочкам, полем, сквозь леса
Скачками мчится ото пса.
……………………………………….

Ко рву примчался конь ретивый, (Конь – атман, ров - граница между Явью и Навью? – М.)
Взмахнул хвостом и белой гривой,
Бразды стальные закусил
И через ров перескочил;
Но робкий всадник вверх ногами (Седок остался без энергетического тела, вверх ногами – подвешенный – М.)
Свалился тяжко в грязный ров,
Земли не взвидел с небесами
И смерть принять уж был готов.

Исход «поединка» мы знаем: Рогдай не захотел марать рук.

А наш Фарлаф? Во рву остался,
Дохнуть не смея; про себя
Он, лёжа, думал: жив ли я? (или: неужели я умер? – М.)
Куда соперник злой девался?
Вдруг слышит прямо над собой
Старухи голос гробовой:
«Встань, молодец: всё тихо в поле;
Ты никого не встретишь боле;
Я привела тебе коня; (у Ф. буквально душа ушла в пятки, а Наина вернула (!) ему тело, а тот ли самый «ретивый конь»? – М.)
Вставай, послушайся меня».

Смущённый витязь поневоле (не по своей воле – М.)
Ползком оставил грязный ров;
Окрестность робко озирая,
Вздохнул и молвил оживая:
«Ну, слава богу, я здоров!»

«Поверь! - старуха продолжала, -
Людмилу мудрено сыскать;
Она далёко забежала;
Не нам с тобой её достать.
Опасно разъезжать по свету;
Ты, право, будешь сам не рад.
Последуй моему совету,
Ступай тихохонько назад.
Под Киевом, в уединенье,
В своём наследственном селенье (какой никакой род у полукровки всё же имеется? – М.)
Останься лучше без забот:
От нас Людмила не уйдёт». (Наина перехватывает горе-путешественника едва «тепленьким» где-то в пограничье меж «дольним» и «горним», Явью и Навью, а Людмила по её же словам «далёко забежала», «не нам с тобой её достать». И тут же: «от нас Людмила не уйдет». Хитрит старушка... – М.).

Сказав, исчезла. В нетерпенье
Благоразумный наш герой
Тотчас отправился домой,
Сердечно позабыв о славе
И даже о княжне младой;  (СЕРДЕЧНОЙ памяти у Фарлафа-твари нет, отныне он живёт ПАМЯТЬЮ НАИНЫ, он пешка в её руках).

И шум малейший по дубраве,
Полёт синицы, ропот вод
Его бросали в жар и в пот. (страшится любых звуков – М.)
..............................................

Княжны искатель недостойный,
Охоту к славе потеряв,
Никем не знаемый, Фарлаф
В пустыне дальней и спокойной («наследственное селение», выходит, пустыня, где никого нет, а Ф. никто не знает – М.)
Скрывался и Наины ждал.
И час торжественный настал
К нему волшебница явилась,
Вещая: «Знаешь ли меня?  (странный вопрос, будто Ф. проверяют на вменяемость – М.)
Ступай за мной; седлай коня!»
И ведьма кошкой обратилась;
Оседлан конь, она пустилась; (два раза сказано: седлай коня, оседлан конь, т.е. Фарлаф запрограммирован на определённые действия, а энергия даётся на их осуществление – М.)
Тропами мрачными дубрав (по Нави? – М.)
За нею следует Фарлаф.

Луна чуть светит над горою;
Объяты рощи темнотою,
Долина в мёртвой тишине...
Изменник едет на коне. (изменник, т.е. измененный – М.)

Пред ним открылася поляна;
Он видит сумрачный курган; (могильник – М.)
У ног Людмилы спит Руслан,
И ходит конь кругом кургана. (спят оба, Руслан и Людмила, сон-наваждение Руслана весьма глубок, это почти кома, но серебряная нить не порвалась, Душа связана с Телом – М.)
Фарлаф с боязнию глядит;
В тумане ведьма исчезает,
В нём сердце замерло, дрожит,
Из хладных рук узду роняет,
Тихонько обнажает меч,
Готовясь витязя без боя
С размаха надвое рассечь...
К нему подъехал. Конь героя,
Врага почуя, закипел,
Заржал и топнул. Знак напрасный!
Руслан не внемлет; сон ужасный,
Как груз, над ним отяготел!..
Изменник, ведьмой ободренный, («исчезнувшая» Наина тем не менее продолжает руководить его действиями – М.)
Герою в грудь рукой презренной
Вонзает трижды хладну сталь...
И мчится боязливо вдаль
С своей добычей драгоценной.
Меж тем, Наиной осенённый, (букв. затенённый - покрыть сенью, навесом, крышей, затенить – М.)
С Людмилой, тихо усыплённой,
Стремится к Киеву Фарлаф:
Летит, надежды, страха полный;
Пред ним уже днепровски волны
В знакомых пажитях шумят;
Уж видит златоверхий град;
Уже Фарлаф по граду мчится,
И шум на стогнах восстаёт;
В волненье радостном народ
Валит за всадником, теснится;
Бегут обрадовать отца:
И вот изменник у крыльца. (всё время повторяется: изменник, как указание на перемену личности, тела – М.)

Влача в душе печали бремя,
Владимир-солнышко в то время
В высоком тереме своём
Сидел, томясь привычной думой.
Бояре, витязи кругом
Сидели с важностью угрюмой.
Вдруг внемлет он: перед крыльцом
Волненье, крики, шум чудесный;
Дверь отворилась; перед ним
Явился воин неизвестный; (сначала никто не узнает Фарлафа – так сильно он изменился – М.)
Все встали с шёпотом глухим
И вдруг смутились, зашумели:
«Людмила здесь! Фарлаф... ужели?»
В лице печальном изменясь,
Встаёт со стула старый князь,
Спешит тяжёлыми шагами
К несчастной дочери своей,
Подходит; отчими руками
Он хочет прикоснуться к ней;
Но дева милая не внемлет,
И очарованная дремлет
В руках убийцы - все глядят
На князя в смутном ожиданье;
И старец беспокойный взгляд
Вперил на витязя в молчанье.
Но, хитро перст к устам прижав,
«Людмила спит, - сказал Фарлаф, -
Я так нашёл её недавно
В пустынных муромских лесах (др-русск. название Муровъ  по мнению Соболевского, объясняется влиянием названия острова Муровец близ Киева и, возм., местн. н. Моровиискъ.   – М.)
У злого лешего в руках;
Там совершилось дело славно;
Три дня мы билися; луна
Над боем трижды подымалась;
Он пал, а юная княжна
Мне в руки сонною досталась;
И кто прервёт сей дивный сон?
Когда настанет пробужденье?
Не знаю - скрыт судьбы закон!
А нам надежда и терпенье
Одни остались в утешенье».

И вскоре с вестью роковой
Молва по граду полетела;
Народа пёстрою толпой
Градская площадь закипела;
Печальный терем всем открыт;
Толпа волнуется, валит
Туда, где на одре высоком,
На одеяле парчевом
Княжна лежит во сне глубоком;
Князья и витязи кругом
Стоят унылы; гласы трубны,
Рога, тимпаны, гусли, бубны
Гремят над нею; старый князь,
Тоской тяжёлой изнурясь,
К ногам Людмилы сединами
Приник с безмолвными слезами;
И бледный близ него Фарлаф, (то хладный, то бледный – М.)
В немом раскаянье, в досаде
Трепещет, дерзость потеряв.

Но вот появляется воскресший Руслан:

В безмолвный терем входит он,
Где дремлет чудным сном Людмила;
Владимир, в думу погружён,
У ног её стоял унылый.
Он был один. Его друзей
Война влекла в поля кровавы.
Но с ним Фарлаф, чуждаясь славы,
Вдали от вражеских мечей,
В душе презрев тревоги стана,
Стоял на страже у дверей. (хороши дела в тереме: Людмила спит, Владимир в прострации, а Фарлаф сторожем к ним приставлен - М.)
Едва злодей узнал Руслана,
В нём кровь остыла, взор погас,
В устах открытых замер глас,
И пал без чувств он на колена...
Достойной казни ждёт измена!

Последнее упоминие о Наине – «Наиной осененный стремится к Киеву Фарлаф», им движет воля Наины, это понятно; и, как только Людмила доставляется в терем в Киеве, Наина исчезает из поля зрения совершенно. Вопрос: где она? Она ведь так желала смерти Руслану… и что же – самоликвидировалась с досады? Или же напротив, Наина добилась, чего хотела: Людмила в Киев доставлена, хотя и в объятиях Фарлафа. Мавра сделала свое дело, всех обдурила, и может уходить.   

Чем кончу длинный мой рассказ?
Ты угадаешь, друг мой милый!
Неправый старца гнев погас;
Фарлаф пред ним и пред Людмилой
У ног Руслана объявил
Свой стыд и мрачное злодейство;
Счастливый князь ему простил…

На этом о Фарлафе всё, дальнейшую судьбу недостойного Людмилы-Розы можно проследить отчасти лишь в судьбе его потомка Швабрина: этот также жаждет обладать Марьюшкой, и пользуясь её беспомощностью, сторожит в темнице, склоняя к  взаимности. Наследственная трусость и подлость цветёт в Швабрине пышным цветом, но, сколько верёвочка не вейся… Царица безжалостно выдёргивает сорняк с корнем, дабы не вяли Розы среди генно-модифицированных растений. В конце концов Она хозяйка и Сада и Леса.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.

68

Руслан и Людмила

Песнь шестая:

Руслан, для жизни пробужденный,

Подъемлет руки вслед за ним.

Но ничего не слышно боле!

Руслан один в пустынном поле;

Запрыгав, с карлой за седлом,

Русланов конь нетерпеливый

Бежит и ржет, махая гривой;

Уж князь готов, уж он верхом,

Уж он летит живой и здравый

Через поля, через дубравы...

Еще в бездейственном покое

Дремало поле боевое;

Вдруг сон прервался: вражий стан

С тревогой шумною воспрянул,

Внезапный крик сражений грянул;

Смутилось сердце киевлян;

Бегут нестройными толпами

И видят: в поле меж врагами,

Блистая в латах, как в огне,

Чудесный воин на коне

Грозой несется, колет, рубит,

В ревущий рог, летая, трубит…

То был Руслан. Как божий гром,

Наш витязь пал на басурмана;

Он рыщет с карлой за седлом

Среди испуганного стана.

Два раза упомянуто в небольшом фрагменте, что КАРЛА ЗА СЕДЛОМ, т.е. сзади, Руслан с ним взглядом не может встретиться, зато УЖАСНОГО КАРЛУ-КАРЛИКА (Herla cyning с бородкой) лицезреют те, кто с Русланом сражается.

КАРЛА, правда, уже без бородки (его бородка у Руслана на ШЕЛОМЕ), но очевидно обладает убойной силой ЭГИДЫ-ЕХИДНЫ (Медузы Горгоны), на то он и ЧерноМОР. Чем-то он напоминает СОЛОВЬЯ-РАЗБОЙНИКА из русских народных сказок.

см. А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
Изобличение подмен, искажений и ошибочных толкований слов/названий

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА. РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.

см. "Георгий как "античный" воин Персей"
http://profismart.org/web/bookreader-154004-13.php


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » А.С.Пушкин: "Сквозь магический кристалл" » РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Возвращение ЧЕЛО-ВЕКА.