Больше, чем поэты
о фильме "Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ"
"Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ" (Россия, 2014, режиссёр — Денис Банников, в ролях — Александр Карпов, Геннадий Яковлев, Евгений Лазарев, Арнис Лицитис, Елена Соловьёва, Жанна Воробьева, Светлана Агафошина, Мария Баева, Вячеслав Невинный-мл., Виталий Максимов)
Режиссёр Денис Банников, автор независимого фильма-бурлеска "Больше-Меньше" (2013), предлагает зрителям свою следующую работу — альтернативную историю, свой взгляд на прошлое, настоящее и будущее русской цивилизации. Американский писатель Стивен Кинг признавался, что идея его многих произведений возникала от внутреннего вопроса "А что, если…?". Далее могло следовать всё что угодно в зависимости от буйности фантазии автора. В "Дуэли" мы тоже имеем дело с похожим подходом. А что, если… к примеру, Пушкин и Лермонтов не погибли в трагических поединках и остались живы?
Итак, Пушкин (Александр Карпов) убивает на дуэли Дантеса. Проходят годы. Наталья Гончарова, не в силах забыть любовника, в дату смерти француза посещает его могилу. На дворе 1857-й год. Пушкин почивает на лаврах, мучается ревностью, издаёт журнал "Новый шалопай", он практически бросил писать серьёзные вещи. А тем временем, победивший в Крымской войне государь Николай I заказывает поэту "Историю Дома Романовых" — Пушкин уже давно не бунтарь и вполне подходит на роль придворного рифмоплёта. В напарники по перу Александр Сергеевич решает взять Михаила Лермонтова (Геннадий Яковлев) — опального поэта, одинокого майора в отставке, игрока, угодившего в долговую яму и решающего свести счёты с жизнью. А тем временем вокруг поэтов кипит салонная жизнь. Дамы спорят о парижских нарядах. Грибоедов читает отрывки из нового произведения "Дым отечества", опять же, про Чацкого. Юная пушкинская дочь влюбляется в Лермонтова.
На волне фантастического драматургического хода, что в Крымской войне была одержана победа, общество наполнено типичными российскими противоречиями. Кто-то настроен крайне патриотически, кто-то противопоставляет "вечный ужас России" благополучному Западу, кто-то заведомо аполитично с головой погружён в обывательское бытиё. На этом фоне поэтическое состязание между поэтами — исключительно салонное развлечение — перерастает в настоящую дуэль.
Премьера "Дуэли" состоялась 15 октября — в день 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова. Как уверяют авторы фильма, подобный расчёт в планы создателей не входил. Очевидная параллель с "Крым наш" также оказалась случайной — сценарий был написан значительно раньше недавних крымских событий. И здесь есть крайне любопытный момент. Противники альтернативной истории, которая в первую очередь ассоциируется с именами А.Фоменко и Г. Носовского, при подобной заявке могут презрительно морщить носы. Но именно благодаря вымыслу показанные в фильме события оказались ещё больше привязаны к современности. Поскольку сама рассказанная в фильме история не отличается разнообразием сюжетных ходов, основная смысловая нагрузка падает на диалоги. Именно в них Банников (автор сценария он же) поднимает вопросы об историческом пути России, его закольцованности во времени.
То, что "поэт в России больше, чем поэт" мы знаем ещё со школьной скамьи. И здесь политика и гражданский долг вступают в разговор с внутренним миром большого художника, с его творческим началом. Несмотря на внутренний кризис — оба в этот момент отнюдь не "в фаворе у неба" — именно Пушкин и Лермонтов предстают на экране теми людьми, на которых, по режиссёрскому замыслу, и держится Россия. Что должно произойти с поэтами, чтобы первый спустя долгий срок вновь уловил божественный отзвук поэзии, а второй обрёл вкус к жизни и рассказывает "Дуэль". Как и "Больше-Меньше" авторов интересует не только внутренний поиск гениев, но и движение к правде и справедливости. К анахроничному сегодня понятию чести, наконец.
"Дуэль" стала первым в истории абсолютно независимым костюмированным историческим фильмом. И оказалась редкой лентой, к которой крайне сложно подобрать кинематографический аналог. Продюсеры картины Аркадий Яценко и Жанна Воробьева, а также Денис Банников работали бесплатно. Остальная съёмочная группа — за очень скромную сумму. Поразительный факт, но великолепные костюмы, задействованные в картине, были сшиты специально для проекта, а не найдены на антресолях российских киноконцернов. Весь фильм строился на всеобщем энтузиазме, при полном отсутствии интереса к нему у Министерства культуры. Схожая ситуация была у покойного Эмиля Лотяну, который перед смертью был вынужден просить деньги на свой новый проект (тоже о Пушкине) и получать унизительные отказы. Почему в нашей стране патриотически настроенные авторы лишены государственной поддержки, не только финансовой, но и информационной, ещё один исконно русский вопрос, остающийся без ответа. Но, несмотря ни на что, картина выходит в отечественный прокат в количестве 150 копий, что даёт шанс зрителям, ищущим в кино свежие идеи и оригинальный взгляд, ознакомиться с исторической реконструкцией Дениса Банникова не понаслышке.
http://www.zavtra.ru/content/view/bolshe-chem-poetyi/
Отредактировано Лаодика (2014-10-23 21:16:20)