Иванка написал(а):
СЕМИК ср. с СЕМЯ (СЕМЬЯ), а также число СЕМЬ (7)
Как точно подмечено.
И замечено, что СЕМИК созвучно СМАУГ и СЕМАРГЛ, но к драконам мы пока близко не подобрались, а ведь Макара-торана ворота и есть (в смысле "арка").
КНИГА МАТЕРЕЙ |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Борейская Яга » ПРАЗДНИЧНЫЙ КРУГ
Иванка написал(а):
СЕМИК ср. с СЕМЯ (СЕМЬЯ), а также число СЕМЬ (7)
Как точно подмечено.
И замечено, что СЕМИК созвучно СМАУГ и СЕМАРГЛ, но к драконам мы пока близко не подобрались, а ведь Макара-торана ворота и есть (в смысле "арка").
Старинная русская забава — КУЛАЧНЫЙ БОЙ ( по-римски ЛИБЕРАЛИИ)
Васнецов А.М. «Старая Москва. Разъезд после кулачного боя»
«Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться…»
Троюродный брат М.Ю. Лермонтова А.П. Шан-Гирей, который в детстве воспитывался в Тарханах вместе с поэтом, вспоминал: «... на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену, сходился на кулачки...»
А вот в 1836 году устроителем кулачных боев в Тарханах был сам М.Ю. Лермонтов. Об этом в 1881 году П.А.Висковатый узнал от 80-летней тарханской крестьянки А.П. Ускоковой:
«А бились на первом снеге. Место-то оцепили веревкой — и много нашло народу; а супротивник сына моего прямо по груди-то и треснул, так, значит, кровь пошла. Мой-то осерчал, да и его как хватит — с ног сшиб. Михаил Юрьевич кричит: «Будет! Будет, еще убьет!»
Старожилы рассказывали: «…Михаил Юрьевич ставил бочку с водкой, и крестьяне разделялись на две половины, дрались на кулачки, стена на стену, а в это время у Михаила Юрьевича рубашка тряслась, и он был не прочь принять участие в этой свалке, но дворянское звание и правила приличий только от этого его удерживали...»
Кулачный бой — рукопашное состязание без применения оружия, праздничное развлечение парней и молодых мужчин. Бои устраивались зимой в период от Рождества до Крещения, на Масленицу и иногда на Семик. При этом по времени предпочиталась Масленица, общий разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество.
Команды составлялись по социально-территориальной принадлежности людей. Друг с другом могли биться две деревни, два конца одного большого села и т.д. Кулачные бои готовились за одну две недели: выбирали место для битвы, обычно гладкое, ровное, хорошо утрамбованное пространство, договаривались о правилах боя и количестве участников, выбирали атаманов. Кроме того, это время использовалось для моральной и физической подготовки бойцов. Мужики и парни парились по несколько раз в неделю в банях, старались больше есть мяса и хлеба, что как считалось, придавало бойцу силу и смелость. Многие использовали различного рода магические приемы для увеличения бойцовской храбрости и мощи.
Кулачные бои в России проходили либо на кулаках, либо на палках, но чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бой на кулаках мог проводиться в нескольких вариантах: «стенка на стенку», «сцеплялка-свалка» и «сам на сам».
При битве «стенка на стенку» бойцы, выстраиваясь в один ряд, должны были удержаться под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические приемы, известные в войне. Бойцы держали фронт, шли «клином-свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т. д. Бой кончался прорывом стенки противника или бегством врага.
При бое «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» с другим.
Бой «сам на сам» иногда предшествовал общему, а при победе одного из бойцов сопровождался уже нападением стороны победившего на сторону побежденного. Конечно, победа одного из единоборцев еще не обусловливала победы всей "стенки". Битва только принимала более страстный характер. Иногда бой «сам на сам» использовался при споре, закладе или с целью помериться силами.
Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил, которые гласили: «не бить лежачего», «не биться по увечному» (не калечить друг друга), «мазку не бить», то есть в случае появления у противника первой крови кончать бой, нельзя наносить удар сзади, с тыла, необходимо биться лицом к лицу, а также нельзя было бить ниже пояса и выше плеч (купец Калашников в поэме М.Ю.Лермонтова, вступившись за честь жены, умышленно нарушил правила, за что и был казнен).
Важным моментом было и то, чтобы участники боя принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины — «сильные бойцы». Это делалось для того, чтобы соблюдать равновесие сил сторон.
Открывал военные действия проход главных бойцов — парней и мужиков в окружении подростков по деревенской улице на поле битвы. На поле парни становились двумя «стенками» – командами напротив друг друга, демонстрируя себя перед противником, слегка задирая друг друга, принимая воинственные позы, подбадривая себя отдельными выкриками. В это время подростки на середине поля боя устраивали «сцеплялки-свалки», готовясь к будущим боям. Затем раздавался крик атамана: «Даешь боя!» – и начинался бой. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы еще не вступившим в бой бойцам. Все завершалось бегством противника с поля и общим веселым застольем участвовавших в нем парней и мужиков.
Кулачные бои воспитывали у мужчин такие необходимые качества, как выносливость, способность держать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в боях считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги их воспевались на мужских пирушках и нашли свое отражение в песнях и былинах.
Со второй половины 18 и до середины 19 вв. кулачные бои особенно процветали в Москве и Петербурге, хотя и провинция не отставала. Из-за того, что в кулачных боях бойцы нередко получали серьезные травмы, они запрещались, как вредная забава. Так, например, Императрица Елизавета Петровна, взглянув на кулачные бои, именным указом 3 июля 1743 года "изволила изустно указать" — "никому кулачных боев, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве не заводить и не биться, чего накрепко смотреть главной полиции". В Своде Законов Императора Николая I 1832 года говорится: "Кулачные бои, как забавы вредные,— вовсе запрещаются".
Наказания, которым подвергались виновные в неисполнении сего правила, сводились к категории ответственностей за нарушение общественной тишины и порядка.
Сейчас в музее-заповеднике «Тарханы» на Масленицу проводятся кулачные бои. И несмотря на то, что это театрализованное представление, дух соперничества, витающий над бойцами, и простого зрителя не оставляет равнодушным, и невольно хочется принять участие в "схватке".
Автор: научный сотрудник музея-заповедника "Тарханы" В.Н. Айкашева.
Иллюстрации:
1. Васнецов В.М. "Кулачный бой", 1891 г.
2. Неизвестный художник. «Стенка на стенку».
3. Солнцев Ф.Г. "Кулачный бой", 1836 г.
4. Кустодиев Б.М. «Кулачный бой на Москва-реке», 1897 г.
5. Х.-Г. Гейслер. "Кулачная борьба", 1805 г. Гравюра
6. Снимок. Кулачный бой, 1900 г.
7. Джон Аугустус Аткинсон и Джеймс Уолкер. «Живописные зарисовки», 1803 г.
Отредактировано Лаодика (2015-02-26 17:34:30)
Праздники Древнего Рима
Культура празднования Древнего Рима охватывает религиозные праздники, соревнования и политические события. В римской религии праздники отмечались поклонением определенному богу или божественной события. Они состояли из религиозных обрядов и традиций и часто с организацией игр (Ludi). Важнейшими праздниками были Сатурналии, Вакханалия, Луперкалии и праздник в честь Бона Деа. Некоторые праздники были актуальны лишь в определенные исторические эпохи.
1. Января
Янус
1 - Праздник Юноны, праздник Эскулапа, праздник Ведийова
3 - 5 Компиталии, праздник Мира
8 - Праздник Юстиции
9 - Агоналии, посвященные Янусу
11 - 15 Карменталии, посвященные Карменту, ютурналии, посвященные Ютурны
12 - компиталий, посвященные Ларам
16 - Праздник Конкордии
17 - Праздник Фелицитас
24 - 26 Sementivae ( Паганалии)
Февраль
1 - 2 праздник Юноны Соспиты
2 - праздник Цереры
5 - 17 праздник Конкордии
12 - праздник Каллисто
13 - 22 Паренталии; праздник Вести, 13 - 15 - Луперкалии посвященные Фавну
17 - Квириналии посвященные Квирину, Форнакалии - праздник ФОРНАКС
21 - Фералия посвященные Юпитеру
22 - Праздник Конкордии, Кариста
23 - Терминалии посвященные Срока
27 - Еквирии посвященные Марса
17 - Праздник Фелицитас
Богиня Фелицита – древнеримская богиня Удачи, Счастья и Счастливого Случая. Felicitas - это латинское слово, означающее счастье и удачу. Фелицита является олицетворением удачи и успеха.
Фелицита изображается с Кадуцеем, символом здоровья и Рогом Изобилия, символом богатства.
ЗИРКА — Богиня счастья.
Всякий человек имеет свою Зирку, которая, как дух-хранитель, неотступно находится при своем избраннике.
Зiрка - "звезда" (укр)
Боги Славян http://xn----7sbbaghbj6afax3efc5u.xn--p1ai/.../bogi.../2/
Нэцкэ "Богиня Счастья Бэндзайтэн"
"Возьмите любую Историю Древнего Востока и читайте ее глазами восточных богов и царей -- римских граждан." Рэдшон
«Портрет римлянки»
Семирадский Генрих Ипполитович.
1890
Холст, масло
Окружная художественная галерея
Матрона́лии (лат. Matronalia) — празднества в Древнем Риме в честь богини Юноны, которые праздновались замужними женщинами ежегодно 1 марта.
В матроналиях принимали участие лишь матроны, почтенные, замужние женщины, состоявшие в законном браке, рабыням присутствовать запрещалось. До реформ римского календаря эта дата совпадала с Новым годом. Дата праздника означала освящение храма Юноны Люцины на Эсквилинском холме в Риме или, возможно, заключение мира между римлянами и сабинами.
Женщины получали подарки от мужей и дочерей, женщины также готовили еду для рабов в хозяйстве, которые в этот день имели «выходной». Праздновали не только на женской половине дома. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах римлянки стекались в Круглый храм богини Весты — хранительницы домашнего очага и очага римской общины.
Праздники Древнего Рима
1 - Римский Новый год, Матроналии посвященные Юноне, праздник Весты, 1 - 24 Фере (Feriae Marti) посвященных Марсу
7 - праздник Ведийова
8 - праздник Ариадны и Вакха
10 - Праздник Венеры
14 - вторые Еквирии посвященные Марсу, Мамуралии посвященные Мамурию
15 - праздник Анны Перени праздник Юпитера
16 - 17 Вакханалия посвящена Вакху
17 - Либералии посвященные Либеру и Либере, Агоналии посвященные Марсу
19 - 23 Квинкватрии посвященный Марсу и Минерве
23 - Тубилюстрии
30 - Праздник Салюса
31 - Праздник Луны
Культура и традиции стран мира: Мэрцишор и Мартеница
Во всем мире люди встречают Весну с радостью и надеждами. А в некоторых странах даже сохранились обычаи встречи весны с тысячелетней историей! Например, Мэрцишор и Мартеница, которые являются одними из самых почитаемых и древних обычаев на Балканах (у болгар, молдаван, румын, а также южных украинцев, восточных сербов и в греческой Македонии).
Специально ко дню 1 марта, когда по болгарским традициям начинается новый хозяйственный год, жители изготавливают Мартеницу (болг. Мартеница, Мартенка, Байница) — украшение или амулет из шерсти или ниток, которое повязывают в первый весенний день, чтобы в течение года быть здоровыми, счастливыми, защищенными от сглаза, порчи, злых духов. Мартеницу принято носить до тех пор, пока не увидишь аиста, ласточку, кукушку и или цветущее дерево. После этого нужно снять и привязать мартеницу к дереву, чтобы быть здоровым и красивым. В некоторых местах весенние фигурки бросают в воду, чтобы исчезло и утекло все плохое.
Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный — цвет крови, женского начала, здоровья, рождения.
цы
Отредактировано Синий (2016-03-05 17:40:55)
"кулич = торма, яйца пяти цветов = пять мудростей татхагат"
Этимологически тибетский термин «торма» (тиб. gtor ma), означающий жертвенный объект как подношение, происходит от глагола «торва» (тиб. gtor ba), означающего «разбрасывать», «раскидывть» или «рассыпать». Глагольный корень «тор» также подразумевает акт даяния без привязанности как выражение чистого намерения, суффикс «ма» означает «мать» и подразумевает лишенную эгоизма необусловленную любовь, которой мать окружает своих детей.
Существует три основных вида торма. Первый вид вид — это подношение торма в повседневных ритуалах умиротворения, увеличения и устранения препятствий. Такое торма по окончании ритуала разламывается на куски и разбрасывается как корм для птиц, диких животных и голодных духов. Второй вид торма — это конусообразное съедобное торма, которое раздается и поедается участниками церемонии или ритуала после его окончания как целебная благословленная субстанция. Третий вид торма — это торма для божеств, которые обычно изготавливаются в единственном экземпляре для представления символической телесной формы или мандалы божеств. (Источник: "Энциклопедия тибетских символов и орнаментов" Бир Р.)
Данное торма относится к традиции Дуджом Терсар и представляет собой торма третьего вида, т.е. символическое изображение божества.
Пять Татхагат
тиб.«Дешин шегпа», de bzhin gshegs pa, «тот, кто видит мир, таким, каков он есть»); синонимичны: тиб. «сангдже нга», санск. Панча-будда; тиб. «джалва ригнга», санск. Панча джина.Так же можно часто встретить термин «Дхьяни-будды» («Будды созерцания, или медитации»), возникший в XIX веке в среде буддологов.
- понятие северного буддизма с учениями Махаяны и Ваджраяны. Пробуждение от сна неведения в этих направлениях буддизма характеризуется с точки зрения пяти видов мудрости, присущих уму будды. Их ИСТОЧНИКОМ на духовном пути становятся мешающие эмоции. Пять будда-семейств и сами Пять Tатхагат в чистом виде проявляют пять будда-мудростей, которые возникают при преобразовании пяти базовых "ядов ума": неведения, зависимости-привязанности, гнева, зависти-ревности и гордости.
Пять Будд являются главами каждого из пяти семейств. Они представляют тело, речь, ум, качества и активность Просветления. А также соотносятся с одним из пяти психофизических характеристик иллюзии "я" (скандха) и пятью элементами материального мира.
Доктрина Пяти Татхагат была впервые описана в самом раннем из известных текстов тантр - Гухьясамаджа-тантре (3 в.) Все пять будд являют собой - Самбхогакаю. Так в тантре говорится: Будда погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхью и оставил его сидеть на своем месте. После этого он поочередно превращал себя в Вайрочану, в Ратнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырех направлениях света, создав, таким образом, мандалу (Мялль 1991:.102-103)
Сияющий, Вайрочана (санск.), Намнанг (тиб.), "освещающий, делающий видимым"
- глава Будда-семейства Татхагата («Будда»).
Его позиция в мандале - центр,
поскольку Вайрочана преобразует базовое омрачение - неведение - главную причину возникновения страдания в мирах сансары. Оно трансформируется в подобную пространству всепроникающую мудрость (санск. дхармадхату).
Вайрочана белого цвета, его руки на груди сложены в мудру дарования Учения, или другими словами, мудру Поворота Колеса Дхармы (санкс. Дхармачакра-правартана-мудра: руки на уровне груди ладонями друг к другу, большой и указательный пальцы соединены). Он сидит на троне, с основанием, на котором изображен орел - Гаруда.
Символ его будда-семейства - Колесо Дхармы.
В аспекте элементов ему соответствует пространство.
В системе тантр Вайрочана соотносится со скандхой сознания (виджняна), а его супруга Ваджра-Джатвишвари - олицетворяет Всепронизывающую мудрость. Чистая Земля Будды Вайрочаны - Небеса, с которых невозможно падение в миры сансары (санск. Акаништха , тиб. Огмин, букв. "Не вниз")
Источник драгоценностей, Ратнасамбхава (санск.), Ринджун (тиб.)
- глава семьи Ратна («Драгоценность»),
соотносится с южным направлением,
преобразует гордость в мудрость равностности.
Будда желтого цвета, его правая рука опущена вниз, касается земли, открытая ладонь обращена наружу в жесте высшего даяния. Он сидит на троне, с основанием, на котором изображен слон. Символ его будда-семейства – драгоценность (ратна). В аспекте элементов ему соответствует земля. В системе тантр Ратнасамбхава соотносится со скандхой ощущений (ведана), а его супруга Мамаки - олицетворяет Равностную мудрость. Чистая Земля Будды Ратнасамбхавы - Область Великолепия
Непоколебимый, Акшобья (санск.), Мичодпа (тиб.)
- глава семьи Ваджра («Алмаз»),
соотносится с восточным направлением,
преобразует гнев в Зеркалоподобную мудрость.
Он синего цвета, его правая рука касается земли. Он сидит на троне, с основанием, на котором изображен снежный лев. Символ его будда-семейства – ваджр. В аспекте элементов ему соответствует вода. В системе тантр Акшобхья соотносится со скандхой формы (рупа), а его супруга Будда-Лочана - олицетворяет Мудрость, подобную зеркалу. Чистая Земля Будды Акшобхьи - Совершенная Высшая Радость (санск. Абхирати)
Всесовершающий, Амогасиддхи (санск.), Дондруб (тиб.), "доводящий до конца то, что важно"
- глава семьи Карма,
соотносится с северным направлением, преобразует зависть во всесовершающую мудрость.
Он зеленого цвета, его поднятая до уровня груди правая рука символизирует бесстрашие. Он сидит на троне, с основанием, на котором изображен конь. Символ его будда-семейства – объятый пламенем меч. В аспекте элементов ему соответствует воздух. В системе тантр Амогхасиддхи соотносится со скандхой воли и опыта (санскара), а его супруга Самайя-Тара олицетворяет Всесовершающую мудрость. Чистая Земля Будды Амогхасиддхи - Чистая Земля Совершенства Просветлённых Действий (тиб. las rab rdzogs pa byang phyogs 'i zhing khams / las rab rdzogs pa)
Неизмеримый Свет, Амитабха (санск.), Опаме, или Нангва Тхае (тиб.)
или иначе Будда Безграничного Света, глава семьи Падма («Лотос»), соотносится с западным направлением, трансформирует привязанность в различающую мудрость.
Он красного цвета, сидит в позе медитации. В сложенных ладонях обычно держит чашу с нектаром высшего свершения. Он сидит на троне, подпираемом павлином.
Символ его будда-семейства – лотос. В аспекте элементов ему соответствует огонь.
В системе тантр Амитабха соотносится со скандхой представления (санджня), а его супруга Пандаравасини - олицетворяет Различающую мудрость. Чистая Земля Будды Амитабхи - Земля Высшего Блаженства (санск. Сукховати, тиб. Дэвачен)
Психологический аспект
Весь спектр чувств и эмоций имеет значение и играет важнейшую роль в нашем развитии.
Brene Brown: "проблема в том, - и об этом я узнала в ходе исследования, - что невозможно избирательно подавлять чувства и эмоции. Нельзя сказать: вот это для меня плохо: вот гнев и агрессия, вот страх, стыд, вот ревность, вот разочарование, я не хочу это чувствовать, я возьму пару бутылок пива или пирожное с бананом. Нельзя подавлять какие-то чувства, не подавляя одновременно весь спектр, их невозможно заглушать избирательно. Когда мы подавляем тяжелые чувства, мы одновременно вытесняем радость, благодарность, любовь, подавляем счастье.
И тогда мы несчастны и мы ищем цель и смысл, и мы чувствуем себя уязвимыми, мишенью, и тогда мы берем пару бутылок пива или пирожное с бананом. И начинается опасный круг". Сансара
Деревянная скульптура св. Параскевы. Конец XVII —начало XVIII вв.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Параскева_Пятница
«…до сих пор о любителях праздновать (не работать) говорят: «У него семь пятниц на неделю».
Впрочем, эта поговорка может означать и еще кое-что. Дело в том, что Пятница не одна. Пятницами называют 12 богинь более или менее равномерно распределенных по годовому кругу. Сведения о них сохранились, например, в «Сказании о двенадцати пятницах». Речь о тех пятницах, которые предшествуют большим православным праздникам. Вот они все наперечет: 1-я приходится на первую неделю Великого Поста, 2-я бывает пред Благовещением, 3-я – на Вербной неделе, 4-я – пред Вознесением, 5-я – пред Троицей, 6-я – перед Иваном Купалой, 7-я – пред Ильею Пророком, 8-я – пред Успением, 9-я – пред Косьмой и Дамианом, 10-я – пред пред архангелом Михаилом, 11-я – пред Рождеством Христовым, 12-я – пред Богоявлением. У каждого времени своя ПятницаЦерковные власти, понимая, что христианством тут и не пахнет, запрещали праздновать эти пятницы.
Но народ их все-таки праздновал.
Нас не должно смущать то, что Пятниц (Мокошей) много. Божественная сущность Бабы едина, но воплощаться она может в разные времена и в разных местах – в разных формах. Это азы теологии. Обычно Мокошь живет в низинах у воды. Места силы этих русских наяд легко узнаются по роднику, бьющему под горой на берегу реки.
Она довольно близка по статусу к первобытной Бабе, Великой матери периода матриархата. Эта реликтовая Баба Яга обитает на границе между жизнью и смертью, коротает вечность в поворачивающейся избушке на курьих ножках. Через дверь этой баньки с пауками по углам человек приходит в наш мир и возвращается обратно. Такую богиню убить невозможно, ибо она живет в душе человека, а не только в потерявших смысл обрядах и детских сказках.
И, кстати, легко проникает в высокую литературу. Соня Мармеладова, Соня из «Войны и мира», Катерина из «Грозы» – все это Пятницы русской классической мифологи, литературные Софьи Премудрости русского быта.
Параша из поэмы Пушкина «Медный всадник» – из того же ряда. Ее имя говорит само за себя (Прасковья), но дело не только в имени.
Параша по всем признакам Мокошь. Среда ее обитания:
«Почти у самого залива — // Забор некрашеный да ива».
В мечтах Евгения она буквально премудрость быта: «Параше // Препоручу хозяйство наше // И воспитание ребят…»
Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Борейская Яга » ПРАЗДНИЧНЫЙ КРУГ