ГИПОТЕЗА ГИПЕРБОРЕЙСКОГО ИСХОДА
Максим Борозенец ( Дания)
Примордиальная Традиция, следы которой оставлены в сакральных текстах Веды и Авесты, повествует о двух изначальных человечествах, населявших нашу планету. Традиция однозначно указывает на Северный Полюс как на реальный Центр Мира, единый исток, из которого берут свое начало все направления, нанизывающие бесконечные периферийные круги широт. В этих краях, где царствуют иные законы времени и пространства, а год поделен на 6 месяцев света и 6 месяцев тьмы подобно дню Бога, обитал Homo Polaris. Наследник Небес и потомок Света, он был изначально соткан из чистой энергии. Центростремительная сила Полюса сконцентрировала эту энергию и материализовала ее в нашем мире. Иными словами, невидимая земная ось послужила той священной лестницей, по которой вестники Неба сошли на дольние берега Мироздания. Будучи одновременно отдельными сущностями и эманациями Единого, они владели Абсолютным Знанием – их мысли были открыты друг для друга, и каждый был мыслью друг друга. В северной прародине, условно называемой Арктидой (авестийская «Арьяна Ваэджа», древнегреческая «Гиперборея», «Арктогея» позитивистских наук и современных мистиков), они обрели свой дом, в котором язык, религия, ремесло, наука и искусство были неотделимы. На вершине Горы Мира (ведическая «Меру») они воздвигли Град Солнца, посреди которого возвышалось Великое Древо Жизни, соединяющее Небеса и Землю – та самая лестница, по которой боги пришли в наш мир, свидетельствуя о мире ином.
*****
Второе человечество было полной противоположностью «полярному», появившемуся на Земле в результате инволюции. Дети протоматерика Юга, Гондваны, они населяли экваториальные области, и были всецело порождением Матери-Земли, то есть материи, развившейся в сложные формы путем эволюции. Смутно ощущая себя в пространстве, Homo Equatorialis был неотъемлемой частью круговорота биосферы нашей планеты. Подобно пыли на ободе колеса, он вел инертный образ жизни, ничем не отличаясь от окружавших его животных. Пребывая в постоянной тревоге от домогавших его хищников, он не знал о высших мирах, скрывающихся за ширмой материи и порогом смерти. Гонимый постоянным голодом и похотью, он тратил все свои силы только на поддержание телесного комфорта, которого требовало его звериное естество, и почти задумывался о мире вокруг и внутри себя. Он наблюдал за птицами и зверями, и подражал их повадкам, а также жадно собирал разноцветные камешки и ракушки – примитивный тотемизм и фетишизм были единственными формами его сопричастности к тайнам бытия. Иногда он смотрел в небо, исполненное пронзительным светом Солнца днем и холодным мерцанием Луны и звезд ночью, но не видел там ничего кроме разноцветных пятен.
*****
Исход сынов Света в нашу юдоль был последствием мятежа на Небесах. Библия рассказывает о нем, как о падении ангелов во главе с Люцифером, «несущим Свет». Некоторые ангелы, будучи эманациями единого Бога, частями единого Целого, вознамерились отделиться в самостоятельные сущности. И мысль отгородила себя Ложью от Вездесущего Ума. Так в Свете зародилось пятно, печать Тьмы. Так в Полноте образовалась дыра, зияние Пустоты. Мятежные ангелы провалились в эту дыру и очутились на Земле, где их тонкие сущности вынуждены были заключить себя в темницы постоянных форм, чтобы жить в плотном мире. Они сознательно сделали этот выбор, постигнув конечность материи как освобождение от бесконечности, и смерть как победу над бессмертием. Путь их нисхождения, Великое Древо Жизни, продолжал существовать как связь между мирами, искушая божьи эманации к отделению. Но однажды Бог-Отец решительно отвернулся от своих падших сынов, и эта связь прервалась. Произошла некая колоссальная катастрофа, вынудившая большую часть сынов Света оставить свой дом и уйти в нижние широты юдоли. И только
некоторые остались преданными Полюсу, укрывшись под землей, под толщей льда, которой покрылся их дом...
Однажды зверочеловек заметил необычное сияние над небосклоном – отголоски полярной катастрофы – и задержал там свой взгляд, впервые ощутив мановение тайны, скрывающейся за горизонтом. Свет поманил его, и зверь потянулся к нему, и на один миг возвысился над круговертью слепой материи. В решительном порыве разорвать замкнутый круг, самые лучшие собрались вместе и покинули свои земли, начав долгий путь прочь от периферии Мира к Центру. Их провожали равнодушные взгляды животных, довольных своим существованием в цепкой хватке Экватора. Как мотылек, очарованный светом, человекозверь уходил все дальше на Север, к Центру Мира, где сходятся все пути и тропы в одной точке, в едином средокрестии. В своем непонятно откуда взявшемся желании оставить земную твердь ради тверди небесной, он стремился туда, где исчезают все направления, кроме направления вверх, навстречу Свету.
*****
Где-то между Полюсом и Экватором, на границе льдов, богочеловек и зверочеловек встретились. Святой Дух снизошел от лица сынов Божиих и объял сынов Земли, озарил и пронзил Светом, возвысив их вертикалью над тварной плоскостью. Полярный человек открыл экваториальному Знание, дав начало языкам, религиям, наукам, искусствам и ремеслам, получив взамен дар продолжения своего рода. «Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены» (Быт. 6,2). Мать-Земля подставила тело как сосуд, и Отец Небесный вложил в него семя Духа, будто поставил печать Великого Закона, которому подвластны все явления Вселенной. В этом соитии Неба и Земли родился Человек. Свет Небес вошел во тьму Земли и растворился в ней – так наконец мятежные ангелы обрели смерть и покой, ради которого они покинули Царство Небесное. В наследие своим потомкам они оставили частицу Света, упрятанную глубоко в душе, как воспоминание о далекой обители Отца, и как залог на возвращение в Небеса.
*****
Потомки от союза Неба и Земли унаследовали жизненное пространство. «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6,4). Куда бы не лежал путь этих титанов, о которых говорится в любой дошедшей до нас мифологии, они несли с собой воспринятое от отцов Знание (Традиция от лат. Traditio – предание, передача), зашифрованное в изначальных символах Полюса. Это, прежде всего, символ Креста – союз физической горизонтали и метафизической вертикали, порождающий 4 явных элемента (кардинальных направления) и тайный 5 элемент в средокрестии (Центр, Полюс, «азот философов», традиционно обозначаемый Пентаграммой). Исполины строили большие города правильной круглой формы, с сакральным центром, символизирующим Полюс и Древо Мира. Они чествовали Солнце как символ великой силы, пробуждающий ото сна косную Землю и зажигали костры, чтобы огнем земным уподобиться огню небесному. Помимо городов они возводили гигантские каменные сооружения, чтобы поведать Небу о своих достижениях и одновременно прочитать в узоре звезд послание от своего далекого Отца. Культура мегалитов и полярно-солярный культ распространились по всей Земле, и в наиболее древних мифах и преданиях по сей день хранится смутное упоминание о полузабытой северной прародине, где Небо соприкоснулось с Землей.
Древняя катастрофа, сместившая магнитные полюса планеты (от чего так символически склонилась земная ось), сокрыла от нас полярную прародину под ледниками и океанами, оставив лишь легенды. Во всех нас живет Homo Polaris и Homo Equatorialis. За многие и многие тысячи лет смешения они уже стали архетипическими понятиями, выше рас и групп крови, и уж тем более языков и наций. Бореалы, «полярные личности» - деятельны, любопытны, в них ярко выражены таланты и развита интуиция. Это - элита, которая императивно стремится к преодолению всякой парадигмы, революции - то есть "к смерти во имя бессмертия (метафизики)". Гондванидов, «экваториалов» личностями назвать сложно – это безликие серые массы, молчаливое покорное большинство, всегда довольное своим существованием. Они стремятся к соблюдению рамок, определяемых им бореалами, и поклоняются законам парадигмы, ставя выше всего «выживание во имя жизни (физики)». Их рост и становление - имитация деятельности бореалов; они познают Качество только посредством Количества, и потому без устали копят вещи.
Независимо от исторического периода и точки пространства, мы, подобно нашим далеким предкам, вышедшим из лона Матери-Земли, рождаемся на свет в символический Экватор, тут же порабощающий нас своей бесконечной круговой инерцией. С первых шагов познавая власть Земли, мы сразу учимся служить, еще невинно подчиняясь воле родителей. Взрослея, мы служим далее стечению обстоятельств, через которые Экватор продолжает диктовать свою равнодушную волю. Нас закабаляет как наше личное положение (либо бремя семейного долга, либо похоть, к которой обязывает статус холостяка), так и социальное (должность и зарплата, стимулируемые иллюзорной перспективой роста). Капитал и новинки технологий – вот основное ярмо современного человека, завуалированное под «норму цивилизованного существования», которое на самом деле служит лишь удержанию нас на абсолютной периферии Мироздания.
Но где-то в этом необратимом курговороте количества, под масками преходящей персоны скрывается тот самый дар, который наши небесные пращуры принесли с собой из обители Бога-Отца. Мы проносим в душе через всю жизнь искру этого невидимого огня, то внятно ощущая его жар, то холодным рассудком сомневаясь в его существовании, и даже отмахиваясь от него как от нелепого сна, мешающего трезво заниматься «более достойными делами», такими как умножение количества. Но те из нас, для которых этот жар вдруг вспыхивает нестерпимо слепящим светом, однажды
разрывают порочный круг инерции и начинают долгий и трудный путь к Полюсу жизни, путь возвращения к своим истинным истокам.
Самая простая схема, которая без труда просматривается в той или иной религии или мифологии, выглядит так:
1. Золотой Век (абсолютный Центр)
2. Исход (возникновение дуализма, раскол и миграция из Центра к Периферии)
3. Потоп (колоссальная катастрофа, устраняющая дисбаланс между Центром и Периферией и утверждающая status-quo на новом уровне, вторичном по отношению к изначальному Центру).
Примордиальная Традиция в лице своих многочисленных адептов и исследователей, сознательно или бессознательно продлевающих эту золотую нить сквозь эоны и народы, свидетельствует о том, что эта схема повторялась уже не раз в течение человеческой истории, и является по сути архетипической.
При ближайшем рассмотрении выявляются две составляющие Примордиального Мифа, два отдельных культа, на которые он распался, чтобы дать начало диалектике человеческой истории. Мы называем их условно дэваиты и асуриты. Их онтологическое противостояние формально засвидетельствовано около III-го тысячелетия до н.э., когда весь индоевропейский мир, по словам А. Кондратьева, «чётко распался на две половины, первая из которых признавала Богами Дэвов, изрекая проклятия в адрес Асуров, тогда как вторая, наоборот, почитала Асуров (именуя их «Ахурами», что совершенно одно и то же), изрекая проклятия в адрес Дэвов.» Действительно, становление арийского Ирана происходило через решительное отмежевание от верований индийских (а с ними и славянских) дэваитов, проклятиями в адрес которых преисполнена Авеста.
***
В чем же диаметральное различие дэвов и асуров Индо-Ирана, аналогичное различию титанов и олимпийцев древней Эллады?
С точки зрения дэвов, они сами – единственно истинные боги, мирные познаватели тайн Мироздания, их опыт связан с желаниями и переживаниями, тогда как асуры, завидуя им, проявляют гнев, гордость, воинственность и хвастовство, их интересует власть и самовоздвижение. Асуры отвечают им тем же: «Проклинаю Дэвов! Исповедую себя поклонником Мазды, зороастрийцем, врагом Дэвов, последователем Ахуры, славословящим Амешаспентов <…>. Отрекаюсь от сообщества с мерзкими, вредоносными, неартовскими, злокозненными Дэвами, самыми лживыми, самыми зловонными, самыми вредными для всех существ <…>» («Кодекс против Дэвов», Авеста).
Отличительные признаки дэваитов и асуритов можно вывести в следующий конспект:
1. ДЭВАИЗМ - культ Воды и Луны, Матери-Земли (Природы), имманентное, реинкарнация. Материализм, ныне позиционируемый как профанация и антитрадиционализм Модерна - не более чем одна из форм культа Матери (обратите внимание даже на фонетическую аллюзию на "культ Матери" в слове "Модерн"), и является "анти-Традицией" лишь по отношению к асурическому Христианству. Даже в законах самой профанной физики (physis - Природа!) можно рассмотреть дэваические отголоски (ср. напр. реинкарнацию и закон о сохранении энергии)
2. АСУРИЗМ - культ Огня и Солнца, Небесного Отца (Культуры), трансцендентное, трансформация ("Не все мы умрем, но все изменимся" 1Кор.15:51,52). Катартическая попытка преодоления имманентного циклизма с перспективой "качественно нового уровня Бытия" ("Царство Небесное"). При этом асуритами чаще всего является каста воинов, которые огнем и мечом утверждают волю Неба властью на Земле.
Мы полагаем, что этот конфликт уходит вглубь праисторических времен, и возникает еще на нашей Полярной Прародине.
Попытаемся предположить как это все могло быть, рассмотрев различные варианты. Наша отправная точка - полярная Гиперборея, родина богочеловека, оказавшегося каким-то образом на нашей планете и предположительно утратившего путь обратно. Если Гиперборея и была «ссылкой богов», то предания рисуют ее как социальную и культурную утопию, где царили мудрость и покой, а также онтологическое единство Земли и Неба, выражавшееся в сакральных архетипах Мировой Горы и Мирового Древа. Как же произошел раскол этого единства? Возникают такие противостоящие друг другу варианты:
1. Гипербореи считают Землю своим новым домом, которого они и добивались, откалываясь от Первоначала. Их задача – сохранить Знание и распространить его по всей Земле. «Крона Древа скрылась от нас, а это значит, что мы должны заняться его корнями, и дать им прорасти в новой почве».
2. Гипербореи считают Землю временным пристанищем и настаивают на восстановлении Мирового Древа – канала между мирами. Для этого нужно усовершенствовать Знание в рамках новой среды. «Мы должны запастись терпением Камня, чтобы из наших недр однажды проросло новое Древо и указало нам путь Великого Возвращения».
***
Кто первым совершил Исход, отколовшись от своих собратьев, а кто остался преданным Центру – мы можем только догадываться. Дэваические культы обычно предполагают цельность, холизм, где все взаимосвязано и возвращается на круги своя. Тогда как асуриты предполагают четкий дуализм: арийцы Ирана видят мир как арену борьбы двух начал – «Чёрного» и «Белого»; смерть асурита предполагает такой же дуалистический исход – либо Рай, либо Ад. Та же система принята и в христианстве, противопоставившего себя имманентному холизму язычества. Но кто был реальным практиком возникшего дуализма – тот, кто покинул Центр, асурически противопоставив себя оставшимся, либо тот кто остался там, вопреки желанию распространить холистический гнозис за пределы Гипербореи? Нам кажется, что этот вопрос характера первичности курицы и яйца, но все же рассмотрим следующие варианты:
1. Гиперборею первыми покинули раскольники-дэваиты.
Адепты культа Древа, они растеклись по всей Земле в жажде «оживления Камня» - т.е. образования диких стай земных аборигенов, раскрытия тайн Мироздания и познания самих себя через своих питомцев. В тех уголках, где их Знание искажалось или деградировало, оно оставалось в виде пантеизма и анимизма – поклонения Природе и деревянным идолам. Оставшиеся на Полюсе асуриты расценили раскол как угрозу общего разложения, и с еще большим рвением предались разработке технологий, которые бы вновь открыли «небесные врата». Запуск этих технологий привел к колоссальной катастрофе глобального масштаба – сдвигу земной оси, оледенению полюсов, всемирному потопу... Выжившие после этой катастрофы асуриты были вынуждены мигрировать в южные широты, где огнем и мечом утвердили свою власть среди потомков деградировавших дэваитов.
2. Гиперборею первыми покинули раскольники-асуриты.
Адепты культа Камня, они растеклись по всей Земле в жажде распространить весть о Великом Пути – изгнании с Небес и исходе из Гипербореи, чтобы дикие племена Земли разделили их тоску по Небесному Отцу, чтобы однажды они все вместе нашли дорогу обратно. Там, где их Весть искажалась в принцип власти, создавались жестокие культы с жертвоприношениями. Потомки асуритов сами перестали верить в сказки о «заоблачном Отце» и использовали их лишь как оправдание своей власти. Слухи о деяниях асуритов достигли границ Гипербореи, и тогда жрецы направили все свои Знания на устранение этого аморального злоупотребления, и вызвали потоп, добровольно пожертвовав своим собственным домом... Выжившие после этой катастрофы дэваиты мигрировали в южные широты, куда донесли рудименты допотопных Знаний, и воздвигли на них великие цивилизации.
Анализ метаисторического противостояния дэваитов и асуритов соблазняет с этой же позиции истрактовать дуализм архетипов КАМНЯ и ДРЕВА. Казалось бы, асуриты - представители уранического культа и обожествляют камень как символ незыблемой вечности, божественного покоя и Неба, особенно если камень - метеорит (ср. исламскую Каабу). Напомню, что в представлении примитивного человека Небо было "твердью небесной", то есть каменным сводом, аналогичным каменному полу под ногами. Поэтому различные теории полой земли - от оккультного М. Серрано до советского фантаста В. Обручева и пр. - уходят корнями в древнейшие традиционные представления. Праисторические каменные мегалитические сооружения противопоставлены Природе (в ее земном проявлении). От самых примитивных дольменов и менгиров до величественных пирамид, Стонхенджа, разнообразных храмов, башен, дворцов - все древние каменные сооружения представляются некоей колодкой вечности, вставленной во все перемалывающее колесо времени.
В то же самое время, дэваиты – очевидные представители хтонического культа и обожествляют древо как символ жизни и вечно обновляющейся Природы. Для древесных цивилизаций характерна максимально возможная интегрированность в Природу. Все "великие каменные изваяния" с их точки зрения - не более чем мусор гордого разума, тщетно пытающегося перечить Великой Матери. Характерно, что иудеи, отвергавшие "языческое идолопоклонство" и посвятившие существенную часть Священного Писания экстремистской методике противостояния им (см. напр. "Второзаконие"), на месте поваленных деревянных идолов и сожженных священных рощ ставили "бэтэли" (ивр. "дом Бога") - вертикальные каменные обелиски, в которых "селился Бог".
Но делая это противопоставление – не попадаем ли мы опять в ту же логическую ловушку, которая однажды расколола наших полярных предков? Почему нам нужно что-то обязательно ненавидеть, чтобы что-то любить? Почему всегда либо это, либо то? Либо асурическое христианство, либо дэваический материализм. Либо асурическое усовершенствование экономики, либо дэваическая тоталитарная экология. Асуры и дэвы живут в нас и ведут бесконечную войну, меняя имена и маски. Так и культы Древа и Камня – не более чем фрагменты единого примордиального культа, где центральное место занимает Мировая Гора, на вершине которой возвышается Мировое Древо. Причем здесь Гора, казалось бы, играет как раз роль основы - Матери-Земли, в то время как Древо - метафизическая связь между мирами. Но во фрагментированных культах эта картина перевернулась... Дэваиты и асуриты виноваты в равной мере, и оба – раскольники Примордиального Единства.
Противостояние архетипов древа и камня примиряется, в первую очередь, в символизме ЯНТАРЯ - этого сакрального древокамня, наиболее драгоценного для наших индоевропейских предков. Пусть же он будет символом примирения противоположностей и талисманом на нашем пути к Прародине.
Ex Borea Lux! - Из Севера Свет!