КНИГА МАТЕРЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Места Силы » Рамея


Рамея

Сообщений 121 страница 143 из 143

121

Рамея

Овидий уже страшился писать правду.
Фасты. Книга I.
Агоналии
Четверо суток прибавь, когда ноны минуют, и утром
В день Агоналий почтить надобно Януса нам.
Назван сей день, может быть, по жрецу с подпояской, который
Жертву приносит богам и убивает ее, —
Ибо, свой нож обнажив и ее поразить собираясь,
Он говорит: «поражу ль» или «agone» ее?
Иль потому, что скот к алтарю погоняют — «agantur»,
Назван был этот день днем Агоналий у нас?
Думают также, что встарь он овчим — «агнальным» был назван,
Тем же словом, но лишь с пропуском буквы одной.
Иль потому, что в воде видит жертва ножей отраженье,
Может по страху скота названным быть этот день?
Также возможно, что день этот назван по греческим играм
В старое время, когда игры бывали в ходу.
Древний язык называл тогда «агоналией» стадо;
В этом, по-моему, смысл истинный слова сокрыт.
Как бы то ни было там, но жрец верховный обязан
В жертву богам принести мужа шерстистой овцы.

Жертвы приносят, когда умоляют о милости бога
Или же после того, как победили врагов.
Встарь, чтобы милость богов заслужить человеку, довольно
Было полбы и с ней соли блестящих крупиц;
Не привозили еще кору слезящейся мирры
На кораблях по морям из чужеземных краев,
Ладана нам ни Евфрат, ни Индия мазей не слала,
И не известен тогда был нам и красный шафран.
Дымом курился алтарь, довольный травою сабинской,
И, разгораясь на нем, громко потрескивал лавр.
Тот, кто к венкам из цветов луговых приплести без усилий
Мог и фиалок еще, истинным слыл богачом.
Нож тот, которым быка убитого режется чрево
При приношении жертв, не применялся тогда.
Первой Церера была довольна пролившейся кровью
Жадной свиньи за ее уничтожение нив —
Ибо узнала она, что молочные в бороздах зерна
В раннюю пору весны выжрало рыло свиньи.
Кара постигла свинью. Примером напуганный этим,
Отпрыски нежной лозы должен беречь и козел.
Некто, глядя, как он грызет виноградные лозы,
Не понапрасну ему горькое слово сказал:
«Жуй себе лозы, козел; но когда пред алтарь ты предстанешь,
Соком такой же лозы брызнут тебе на рога!»
Так и бывает: врагу, что тебе приносится в жертву,
Вакх, окропляешь всегда чистым вином ты рога.
Так; поделом пострадала свинья и коза поплатилась;
Но разве бык виноват или виновна овца?
Слезы лил Аристей, когда он увидел, что пчелы
Сгинули все до одной, начатый бросивши сот.
Но лишь лазурная мать увидала, как горько он плачет,
То обратилась к нему, так утешая его:
«Плакать, мой сын, перестань! Протей возместит твой убыток
И возвратит все добро, что ты теперь потерял.
Но чтобы он тебя не смущал, меняя обличья,
Обе руки ты его крепким опутай узлом».
Мальчик идет к вещуну и, от сна размякшие руки
Старца морского схватив, крепкою вяжет петлей.
Бог, меняя свой лик, обойти его хочет обманом;
Но, укрощенный, опять принял свой подлинный вид
И, поднимая лицо с бородою лазурной и влажной,
«Хочешь ты знать, говорит, как воротить себе пчел?
Тело убитого ты засыпь землею теленка:
То, о чем просишь меня, даст погребенный телок!»
Делает это пастух, и ползут из теленка гнилого
Пчелы, и тысячи душ рвутся на свет за одну.
Рок настиг и овцу — за то, что щипала вербену,
Что благочестно несет старица сельским богам.
Где безопасность найдешь, когда жизнь свою в жертву приносят
Даже дающие шерсть овцы и труженик бык?
Перс закалает коня лучистому Гипериону:
Быстрому богу нельзя медленный жертвовать скот.
После того, как за девушку лань заклали Диане,
То и теперь ей, хоть нет девы, но жертвуют лань.
Видел я сам, как утробой собак чтут Гекату сапеи,
Чтит и народ, что в твоих, Гем, обитает снегах.

Крепкому сторожу сел точно так же режут осленка;
Это постыдно, но все ж этому богу под стать.
В честь плющеносного Вакха давала ты, Греция, праздник,
Что каждой третьей зимой правят в указанный день.
Даже и боги тогда собрались, почитая Лиэя,
Как и все те, кто не чужд шуток любовной игры,
Паны и вся молодежь охочих до сласти сатиров,
Да и богини из рек и деревенских пустынь.
Прибыл и старый Силен на осленке с прогнутой спиною;
Красным явился всех птиц пахом пугающий бог.
В роще все вместе сошлись, для веселого пира удобной,
Ложа найдя себе там прямо на мягкой траве.
Либер вино наливал, венками венчал себя каждый,
Воду, вино разбавлять, щедро ручей подавал.
Вот и наяды пришли: у одних — распущены косы,
А у других завиты волосы ловкой рукой;
Эта служила, тунику себе подобрав до коленей,
Та в широкий разрез кажет открытую грудь;
Эта открыла плечо, та подолом траву задевает,
Тесная обувь ничьей нежной не жала ноги.
Ласковым пламенем те распаляют влюбленных сатиров,
Эти — тебя, что сосной переплетаешь виски;
Да и Силен загорается сам неугасшею страстью,
Хоть и бесстыдно себя все не считать стариком!
Красный, однако, Приап, садов и краса и охрана,
Только Лотидой одной был без ума увлечен:
Любит, желает ее, ей одною он только и дышит,
Знаки он ей подает и донимает ее.
Спесь у красавиц в душе, красотке сопутствует гордость:
Только смеется над ним и презирает его.
Ночь наступила, вино одурманило души, лежали
Все, разбредясь, и смежил накрепко очи всем сон,
Вот и Лотида, устав от игр, удалилась под ветви
Клена, чтоб там отдохнуть на травянистой земле.
Тут любовник встает, затаивши дыханье, крадется
Молча, на цыпочки встав, и подбирается к ней.
Тайную тронув постель белоснежной нимфы, он в страхе,
Как бы дыханье его не услыхала она.
Он уже лег на траву и рядом с ней приютился,
Но не проснулась она, полная крепкого сна.
Радостен он и, подняв осторожно от ног ее платье,
Вот уже начал искать путь к исполненью надежд.
Вдруг тут осленок, верхом на котором Силен появился,
Вовсе некстати своим голосом грубым взревел.
В ужасе нимфа, вскочив, оттолкнула руками Приапа
И всполошила кругом рощу, пустившись бежать.
Бог же, державший уже наготове оружие страсти,
Общим посмешищем стал в ярком сиянье луны.
Смертью своей заплатил крикун за свой голос, и этой
Жертвой обрадован был бог Геллеспонтских пучин.

Были когда-то и вы в безопасности, птицы, утеха
Сел и лесов, за собой вовсе не зная вины;
Гнезда свивали себе, согревали перьями яйца
И щебетали своим горлышком сладкий напев.
Все по-пустому! Язык преступным ваш оказался:
Думают боги, что вы мысли их в силах открыть.
Это и вправду ведь так: вы, близкие к небу, способны
Голосом или крылом верные знаки подать.
Долго не трогали птичью породу, теперь убивают,
И на утеху богам сплетников жарят кишки;
Горлицу у голубка отнимают, подружку от друга,
Чтобы потом опалить на идалийских кострах.
Не помогает и гусю, что он защитил Капитолий,
Печень его на твоем блюде, Инахова дочь.
Ночью хохлатый петух для ночной погибает богини,
Так как он теплого дня бодро вещает приход.

Временем этим Дельфин восходит, блистая над морем,
И поднимает свой лик, выйдя из отчих глубин.
Пер. Ф. А. Петровского.

122

  Иллуянка.

Вновь пошатнулся трон бога Грозы Тешуба2, когда поднялся против него дракон Иллуянка. Жил Иллуянка в глубокой пещере, наслаждаясь мраком подземелья и лишь изредка выползая на землю3. Но мало показалось ему земли и подземных глубин. Обуяло его желание захватить и небо. И развернулась великая битва возле города Кишкилушша близ Нерика4.

Обращенный в бегство, воззвал Тешуб к богам, над которыми царствовал:
— Помогите! Помогите!
Но не захотели помочь боги своему владыке. Только дочь Тешуба Инара5 не могла стерпеть нанесенной отцу обиды и стала думать, как вернуть отцу трон.

Выставила она на столах обильное угощение, наполнила доверху сосуды вином и пивом, а затем поспешила в Зиггаратту, где жил могучий муж Хупашия. Отыскав его, она сказала:
- Есть у меня для тебя дело.
И ответил ей Хупашия:
— Пусти меня к себе на ложе, и я готов на любое.
И возлегла Инара с ним. А когда он насладился ее любовью, повела его с собой и укрыла близ пиршественных столов. Затем принарядилась Инара и отправилась к пещере, где обитал Иллуянка. Остановившись у входа, крикнула она дракону:
— Приходи на пиршество!
Не заставил себя ждать дракон. Он вылез вместе со своими сыновьями и пополз вслед за Инарой. И ели они досыта, и пили, опустошив все выставленные Инарой сосуды, и опьянели настолько, что уже не могли вернуться к себе в пещеру.

Тут-то и появился Хупашия из своего укрытия и связал Иллуянку крепкой веревкой. Позвала Инара отца, и заколол Тешуб ненавистного дракона. И как только тот испустил дух, трусливые боги, покинувшие Тешуба, вновь собрались вокруг него, признав его власть над собой.

И полюбился Хупашия Инаре, и построила она для свиданий с ним дом на скале в городе Тарукке, строго настрого запретив ему выглядывать в единственное окошко6.
— Когда я буду покидать дом и отправляться в степь, — сказала она возлюбленному, — ты не должен выглядывать в окно.
Она боялась, что Хупашия увидит свою жену и сыновей и покинет ее.

И Хупашия не выглядывал в окно, а терпеливо ждал ее возвращения, когда покидала она дом на скале. Но однажды, соскучившись, Хупашия выглянул в окно и увидел свою жену и своих сыновей. И овладела им тоска. И когда вернулась Инара, обратился он к богине:
— Отпусти меня, о Инара, стосковалось сердце мое по жене и сыновьям.
— Зачем же ты выглядывал в окно!? — выкрикнула рассерженная богиня. — Зачем нарушил мой запрет!?
Распаленная ревностью, разрушила она весь дом до основания и убила Хупашию. И не было с тех пор на этом месте никаких строений — травой засеял его бог Грозы.

А Инара, дав выход своей ярости и успокоившись, отправилась в Кишкилушшу, чтобы передать охрану своего собственного дома царю, а вместе с заботой о своем доме отдала она ему во власть отобранные у Иллуянки подземные воды7.

И учредили хетты в память этого события праздник пурулли8. А гора Цалийану пролила дождь на город Нерик, напоив поля влагой, и принесли ей в дар хлеб благодарные горожане9.

Вверх
1. Рассказ об Иллуянке вписывается в широко распространенную модель космогонического мифа об убийстве дракона божеством (или героем) с целью освобождения проглоченных им вод или людей. Рассказчиком мифа назван Келла, имя которого уводит в глубокую хаттскую древность, в эпоху, предшествующую созданию хеттской державы, а сам миф разыгрывался (или зачитывался) во время праздника пурулли, как полагают, связанного с началом весны и сельскохозяйственного года. Однако в названии праздника присутствует основа пур, имеющая параллели в этрусском спур, греч. полис, и можно думать, что это был праздник в честь божества покровителя города, победителя дракона.

Текст мифа о борьбе Тешуба и Иллуянки дошел в двух версиях в девяти списках новохетского времени, но восходит он к более древнему периоду — хеттологи отмечают следы архаического языка, но главное — на основании брачных обычаев, соответствующих древнему хеттскому празднику пурулли. Это характерный для восточных мифологий сюжет схватки с драконом, составляющий неотъемлемый элемент космогонии или защиты уже установившегося порядка от сил изначального хаоса. Иллуянка — даже не имя в собственном смысле слова, это имя нарицательное, означающее «дракон», «змей».

2. Тешуб — бог Грозы хурритов и урартов, связанным городом которого считалась Куммия.

3. Древняя версия делает его морским существом, как и другого противника бога Грозы — Хедамму.

4. Место битвы — указывает на хаттскую среду возникновения мифа. Также и Циггаратта и Тарукка, упоминаемые ниже, связаны с расположенным севернее Хаттуши Нериком, главным центром культа бога грозы на хаттской территории.

5. Инара, воплощающая воинственность и силу, — древняя анатолийская богиня, покровительница царской власти, засвидетельствованная еще в начале II тысячелетия до н. э. в текстах Каниша, в хеттской и хаттской мифологиях считалась дочерью бога Грозы Тару, отца Телепина.

6. Окно — важнейший мифологический символ в мифах переднего Востока. На прорубке окна в доме Ваала настаивал его строитель Котар-ва-Хасис. Окно играет особую роль в мифологии этрусков, выходцев их Анатолии. Окно в храме Мастарны использовалось для свидания с его покровительницей богиней Фортуной. Окном, соединяющим жилище с верхним миром мыслился имплювий этрусского дома.

7. В этой сцене характер Инары сближается с чертами, типичными для Иштар, что было отмечено Хоффнером и принято другими исследователями. Отмечалось также, что до нас дошел поздний текст, поэтому нельзя исключить, что поведение Иштар было внесено в древний оригинал копировавшим его писцом.

8. Пурулли — один из главных хеттских праздников, отмечавшихся весной. Ритуал, связанный с этим праздником, не в меньшей мере, чем место действия мифа и действующие в нем персонажи, показывает хаттское происхождение мифа.

9. Наряду с изложенным, существовал и другой вариант мифа об Иллуянке, сохранившийся на той же табличке, что и первая версия, после значительной (в 40 строк) лакуны. Согласно этой второй версии, победитель захватил сердце и глаза Тешуба. Именно поэтому и покинули его боги, до того беспрекословно ему подчинявшиеся. Поняв, что спасти его сможет лишь помощь людей, Тешуб женится на дочери ничем не приметного бедняка.

Когда подрастает рожденный от нее сын, Тешуб повелевает ему взять в жены дочь дракона с тем, чтобы, проникнув в дом врага, добыть и вернуть ему похищенные Иллуянкой сердце и глаза. Как только это удается сделать, великий бог Грозы восстанавливает свою мощь и побеждает дракона в новой великой схватке, развернувшейся на берегу моря.

http://enciklopedija.narod.ru/mifi/hetti/4.html

Отредактировано Лаодика (2015-01-07 11:56:15)

123

МАРУТЫ - РИМСКИЕ МОРПЕХИ?

Хотя Маруты и сыновья Рудры, они, однако, более связаны с Индрой. Они составляют его боевую дружину, которая сопутствует царя богов и предводителя небесного воинства в битвах с асурами. Это отряд юных воинов в золотых доспехах, вооруженных копьями или топориками. Вот как описывает их «Ригведа»:
"О Маруты, вы несете копья на плечах, на руках ваших — золотые браслеты, на груди — золотые украшения, ваши колесницы сверкают, вы держите огненные молнии в руках, и золотые шлемы венчают ваши головы» (V, 54.11).
Маруты мечут громовые стрелы, понесенных по небу душераздирающие ветры. Окрыть дождем или облаками, они застилают глаза-Солнце, создают тьму посреди дня, поят землю дождями, прогоняют жару и засуху. Марути буйные и жуткие, как дикие вепри, они рыкают, как львы, сея вокруг моторош. Земля, горы и небо дрожат от страха перед ними. Словно дикие слоны, они крушат деревья, колесами своих колесниц вскрывают холмы.
Марути участвуют в битве Индры с Вритрой, эхо о которой до сих пор хранит украинский фольклор, особенно веснушки и сказки. «Ригведа» говорит о марутов, что они живут в горах, откуда и совершают набеги на мир. Еще говорится, что они прилетают с моря или с чужбины. Некоторые исследователи сближают их с касситский богом Маруттою, а также с латинским Марсом. Немецкий исследователь П. Тиме выводит название Маруты из индоевропейского mar + ut или mar + vat со значением «с моря вея» (РВ, 297). Такое толкование удивительным образом перекликается со «Словом о полку Игореве», где сказано, что «…вътры, Стрибога внуцы, въють съ моря стръламы на храбрый плъкы Игоревы». То есть получается, что и в древнеукраинской памятнике говорится марутов, божеств ветра и бури. А поскольку во <275> ны — внуки Стрибога, т. е. Стрибога потомки, то из этого следует, что Стрибог тождественен Рудра, что Стрибог — одно из имен Рода, ибо Род отвечает ведийскому Рудра. Таким образом, на украинской территории есть такие аналоги Шивы-Рудры: Род, Влес / Велес, Махадава (из надписи, найденной в Белгород-Днестровском, давний Тире).
Индолог Наталья Гусева соотносит ведийского Рудру со славянским Родом, поскольку образы обоих богов сохранили немало общих черт, которые говорят их идентичность в эпоху, которая предшествовала отказываются от индоариев в Индию со своей прародины (Гусева, 87). Борис Рыбаков, исследовав «Поучение», составленные в XI — XII вв. для борьбы с язычеством, пришел к выводу, что «…язычники считали Рода божеством неба, обладавший дождями, и творцом мира, который вдыхает жизнь во все живое».
Характеристики Рода полностью совпадают с характеристиками Рудры в Ведах. Значение имени Рудра, который дают санскритские словари — «могучий», «грозный», «ревущий» и одновременно «милостивый», «достойный прославления». Имена Рудры и Рода также объясняются как «Рыжий» (санскр. rudh — «быть рыжим / красным»). С ним соотносятся слов. рыжий, руда, которое имеет и значение «кровь». Сопоставимы здесь, очевидно, и укр. род (рус. род), которые охватывают семантическое круг древней лексики и большое количество самых разнообразных понятий, связанных с представлениями и о кровнородственные отношения.
А вот что пишет Д.Е.Новокшонов: "Вояки Антония, пришедшие в Индию морем, звались марутами, богами бурь и ветров, сыновьями Рудры и Пришни, пятнистой коровы. Индусы помнят и сейчас, что маруты были дружинниками Индры (Александра-Августа) , сопровождающими его в битвах с драконами-асурами. Маруты мечут стрелы, мчатся на колесницах и участвуют в победе Индры над Вритрой (Змеем). В поздневедийской литературе маруты играют роль лазутчиков, которых Индра высылает вперед узнать местопребывание дракона; после победы маруты разрывают тело Вритры на куски. В некоторых гимнах содержатся намеки, что маруты, как и другие боги, покинули Индру одного на поле боя со Змием. Имя Маруты значит латинских Марсов, — это римские морпехи."

Рамея Рамея

Рамея

124

Крепость Топрак-кала (Земляной город) - римский военный лаерь

Рамея
Рис. 3. Топрак-кала. Вид на дворец и город с воздуха, 1950 г.           
http://townevolution.ru/books/item/f00/ … t002.shtml

Крепость Топрак-Кала находится в Элликкалинском районе Республики Каракалпакстан в 12 км от поселка Бустон ( 27 км от г. Бируни) и является самой величественной и ценной среди других крепостей древнего Хорезма.
В 1938 году известный советский археолог С.П.Толстов при проведении разведочных работ в пятидесяти километрах от правого берега Амударьи обнаружил развалины древнего города площадью более 17 гектаров , окруженные крепостными стенами высотою до 20 метров и толщиной до 12 метров. Так была открыта Топрак-Кала или Земляной город, считающийся столицей династии, правившей Хорезмом в 2-3 веках нашей эры.

Топрак-Кала являлась резиденцией хорезмийского царя. Обширный замок, занимал площадь 500x350 м, в виде правильного прямоугольника вытянутого с севера на юг. Территория города была охвачена крепостными стенами с квадратными башнями, возведенными через каждые 10-12 м. Внутри стен проходили двухэтажные оборонительные галереи. Нижняя галерея служила для скрытого перемещения и отдыха воинов, а верхняя была боевой. Отсюда через стреловидные бойницы велась оборона города. Высота стен была более 14 м. Для большего фортификационного эффекта предстенная территория превращалась в глубокие «карманы-ловушки» с плотным фланговым обстрелом. Достигалось это за счет выноса башен на расстояние почти 9 м от стены.

Характерным явлением тогдашней военной мысли было сооружение рвов перед крепостными стенами в качестве дополнительной преграды. Ров Топрак-калы окружал городские стены со всех сторон и был устроен на расстоянии 15 м. от стен. Ширина его составляла 16 м., а глубина достигала 3 м.

Единственный вход в город располагался в центре южной стены. Поскольку обычно городские ворота считались самым слабым, уязвимым местом в обороне, то строители Топрак-калы выделили вход в особое укрепление с проходом в виде коленчатого лабиринта.

Своеобразна и внутренняя застройка города. Центральная широкая (до 10 м) парадная уличная магистраль, проложенная с севера на юг к городским воротам, рассекала город надвое, а поперечная сетка улиц делила городскую застройку на 10 кварталов, один из них был храмовым, остальные – жилыми. В каждом квартале, как выяснилось, насчитывалось примерно 150-200 жилых и хозяйственных помещений, которые составляли от трёх до шести домовладений. На Топрак-кале границы квартала проходили сзади обращенных на разные стороны улицы домов. Окруженные глухими стенами дома массивы имели индивидуальные выходы на внутриквартальную улицу. Каждый квартал имел свои небольшие святилища. Были выявлены следы ремесленного производства (остатки бронзолитейного цеха, мастерская по изготовлению луков и т.д.) Число жителей Топрак-калы составляло примерно 2,5 тысячи взрослых человек. Причём большая их часть была занята в охране и обслуживании дворцов.

Наиболее интересные сооружения Топрак-калы располагались в ее северной части, которая занимала почти треть городской территории. Северо-восточный угол был отведен под базар или городскую площадь. Северо-западный угол занимала цитадель, которая представляла собой укрепленный по сути «заповедный» город площадью 3,2 га. В северо-западном углу располагался огромный трехбашенный царский дворец, сооруженный на кирпичной платформе 12-метровой высоты. Это была постройка, не имевшая себе подобных ни в Хорезме, ни в Средней Азии вообще. Даже сейчас грандиозный дворец могучей громадой возвышается над городской территорией. Он таит в себе множество загадок. В пределах цитадели у подножия платформы высокого дворца археологами был обнаружен храм огня. В центральном корпусе топрак-калинского дворца располагалось множество различных - жилых, парадных, хозяйственных и подсобных - помещений, часть из которых занимали два этажа. Все эти помещения четкой делились на несколько самостоятельных комплексов определенного назначения, отделенных друг от друга мощными стенами. Среди руин археологи обнаружили более ста хозяйственных документов, сделанных арамейской письменностью на хорезмийском языке.

Многие комнаты дворца были украшены настенными росписями и глиняной скульптурой, но особенно выделялся своим убранством огромный (до 280 кв. м) центральный парадный зал - «Зал царей» , вдоль ярко расписанных стен которого стояли 23 глиняные статуи хорезмийских правителей - каждая размером вдвое больше натуральной величины. К сожалению, эти скульптуры сохранились только в обломках. Среди фрагментов торсов, рук, ног, голов не уцелело ни одного лица - видимо они были намеренно уничтожены кем-то из завоевателей. О том, что эти статуи олицетворяли именно царей, свидетельствуют находки двух скульптурных корон, известных по изображениям на монетах.
Каждого царя, изображенного сидящим, окружали стоящие фигуры женщин - цариц и принцесс, мужчин - принцев и приближенных вельмож и детей. Настоящая «портретная галерея»! Впрочем, и от этих скульптурных портретов до нас дошли лишь две сильно поврежденные головы - женщины («супруги царя Вазамара») и юноши-принца. Несмотря на повреждения, в их облике заметно стремление скульптора передать индивидуальные черты изображаемых им лиц.

Рамея
Голова супруги царя Вазамара из портретной династии Хорезмийских царей III век ) дворец Топрак -  Кала
http://filigria.com/index.php?categoryi … icleid=372

Не менее интересным и богатым было убранство «Зала темнокожих воинов». Это обширное (около 60 кв. м) помещение также украшала глиняная скульптура. Однако планировка и устройство «Зала воинов» полностью повторяли обычные для топрак-калинского дворца планировку и устройство жилых помещений. Это позволило ученым предположить, что «Зал воинов» служил царской опочивальней. У одной из стен «Зала воинов» был устроен очаг-камин. В нишах вдоль стен стояли большие глиняные статуи царей, а в промежутках между ними, на специальных подставках - фигурки воинов с оружием в руках.Зал темнокожих воинов» представляет собой особую загадку, поскольку, по реконструкциям академика М.М.Герасимова, хорезмийцы относились к явно европеоидному типу людей, были светлоглазыми блондинами с тонкими чертами лица, хотя со смуглой или бронзовой кожей.

Еще одно парадное помещение топрак-калинского дворца получило у археологов название «Зал танцующих масок». Убранство этого зала было посвящено культу Диониса - древнегреческого бога вина и веселья, популярного не только в античном мире. Украшавшие стены зала барельефы изображали вакхические танцы. Возможно, танцующие были в дионисийских масках - при раскопках археологи нашли голову одного из персонажей с длинной черной бородой и козлиными ушами.

Относительно небольшой, но богато отделанный «Зал оленей» получил свое название из-за украшавших его глиняных рельефов с фигурами пасущихся ланей, переданных почти в натуральную величину. Судя по уцелевшим остаткам раскраски, лани были коричневого цвета, а фон - синего. Изображения ланей дополняли деревья, обвитые виноградными лозами, ветви с плодами гранатов.

Комнаты меньшего размера - вероятно они являлись жилыми - украшала многокрасочная стенная живопись. Одно из таких помещений получило название «Зал арфистки» - по найденному здесь изображению молодой женщины с арфой. Другая комната («Зал червонных дам»), вероятно входившая в комплекс помещений гарема, была украшена изображениями женщин на светлом фоне, покрытом красными сердечками.

«Рядом с крепостью, в те времена окруженной плодоносящими виноградниками и возделанными полями, располагалась загородная резиденция и охотничий парк за квадратной оградой.
К несчастью, большинство материальных находок Топрак-Калы не пережили новейшего времени. В разгар исследований С.П.Толстова грянула Вторая мировая война, и экспедиция была свернута, не успев законсервировать все артефакты. Многие раскопанные ценнейшие из находок - скульптуры и фрески - сильно пострадали от дождей и перепадов температур, поскольку большинство из них были выполнены из того же материала, что и сами величественные сооружения - из обычной глины.
В отличие от египетских пирамид и дворцов Вавилона замки древнего Хорезма строились без применения камня, так как в окрестностях не было известняка и гранита, а древесина тугайных зарослей не подходила для производства бревен и досок. Но хорезмийцы, по-видимому, обладали какими-то уникальными строительными секретами, позволявшими возводить очень прочные сооружения из сырцовых кирпичей и глины. Мелкие камни, подобранные в пустыне, служили лишь укрепляющей прослойкой в кладке, а речной песок, впитывающий дождевую воду, обеспечивал сухость внутренних помещений. Топрак-кала была сложена из миллионов крупных кирпичных блоков размером 40х40х12 сантиметров. Для их изготовления и доставки на место строительства была задействована вся государственная машина. Изучив своеобразные «товарные знаки» на каждой партии кирпичей, археологи пришли к выводу, что в те времена государство Хорезма включало в себя не меньше 15 провинций с населением приблизительно 30-50 тысяч человек в каждой.
Вычисления помогли понять и то, почему исполинский замок, простоявший почти 2000 лет, был покинут его жителями всего через двести лет после постройки. Первоначально считалось, что местность могла обезлюдеть из-за того, что очередной поворот русла Амударьи оставил без воды оросительные каналы, самый крупный из которых отходил от речных берегов на 70 километров. Но теперь ученые склоняются к тому, что Топрак-Кала могла быть была заброшена по чисто политическим причинам. В 305 году основатель новой династии Африг перенес резиденцию в Кас на территории современного города Бируни.
стными стенами в качестве дополнительной преграды. Ров Топрак-калы окружал городские стены со всех сторон и был устроен на расстоянии 15 м. от стен. Ширина его составляла 16 м., а глубина достигала 3 м.
http://centralasia-adventures.com/ru/uz … -kala.html

продолжение следует

125

Лаодика написал(а):

Пурулли


Рамея Рамея

Рамея
Фото Святилище Язылыкая

Святилище Язылыкая. Фрагмент восточной стены.12501220 гг. до н.э.
Среди важнейших обязанностей хеттских царей было проведение праздника весны
пурулли в честь бога Грозы. Главным центром празднования пурулли было горное
святилище Язылыкая (Расписные скалы), близ Хаттусы. Оно представляло собой два
соединенных друг с другом ущелья. При Тудхалии IV перед ними был возведен храм.
Святилище находится под открытым небом. Археологи сходятся во мнении, что этому храму уже несколько тысяч лет, он был основан в 1500 году до нашей эры, впрочем, подобное название он получил из-за многочисленных рельефов с сотнями фигур. В переводе с древнего языка, Yazilikaya означает «камень с надписью», эти рисунки появились в 8 столетии до нашей эры. Тем же периодом датируются и построенное храмовое здание и ворота, до нашего времени сохранился лишь фундамент.

126

РИМ   НА   ВОСТОКЕ

Рамея Рамея

Рамея Рамея

Наланда
(Строили римляне)

Наланда (Nâlandâ) — знаменитый буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший на протяжении около 1000 лет, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы Индии и зарубежных стран, cюда съезжались многочисленные паломники. Среди учителей и учеников были такие прославленные как Нагарджуна, Арьядева, Шантидева, Асанга, Васубандху и сам Падмасамбхава (см. Семнадцать Мастеров Наланды). Расположен университет на месте манговой рощи, которое посещал сам Будда Шакьямуни, неподалёку от Горы Грифов (Раджгир, провинция Бихар, Индия), в нескольких часах езды на автомобиле из Бодхгайи, главного места паломничества буддистов, где Будда Шакьямуни достиг просветления, в 90 км к юго-востоку от Патны, древней столицы Индии.

В настоящее время - исторический памятник и место паломничества. Даже современный человек, посетивший руины Университета Наланда не может не восхитится великолепием древнего образовательного института. Там преподавало около тысячи профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, в библиотеке хранилось около 9 миллионов книг. Расцвет Наланды пришёлся на империю Гупта. О Наланде пишет также китайский паломник Сюаньцзан.
Точная дата основания университета точно неизвестна, но некоторые историки считают, что это произошло ещё во времена царя Ашоки (III век до н.э.) Что известно так это то, что в течение около тысячи лет университет Наланда являлся самым значимым учебным центром в древнем мире не только по философии Махаяны и Хинаяны но также по таким наукам как медицина, логика, астрология и многим другим до тех пор пока он не был разрушен в результате нашествия Моголов в XII-м веке.

Одним из самых ярких достопримечательностей Наланды является ступа, построенная в честь Шарипутры, который, согласно традиции родился и умер в той местности. Великая библиотека Наланды была так велика, что, как утверждают источники, она горела в течение 3-х месяцев после того, как её подожгли Моголы.
В 1193 университет был разрушен в результате вторжения тюркской захватнической армии во главе с Бахтияром Халджи,который считал единственно верной религией - ислам Это событие нанесло большой удар по буддизму в Индии, который после этого пришёл в упадок. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, смогли убежать на Тибет. В 1351 на Тибете открылся учебный центр под тем же именем.

Современный тибетский буддизм (Ваджраяна) сформировался благодаря деятельности учителей из Наланды в IX—XII веках. Учёные из Наланды сформулировали принципы Махаяны, которые в дальнейшем вошли в основу дальневосточного буддизма. В университете Наланда развивались знания, которые были использованы и в других школах, также в Тхераваде.
--

127

Эге! А ведь серенаду гандхарвы из "Сутры вопросов Шакры" можно перевести так, чтобы она пелась под звуки канцонетты Дон Жуана из Моцарта. Можно!
Первые строчка по итальянски -
deh, vieni alla finestra, o mio tesoro
deh, vieni a consolar il pianto mio
первые строчки на пали -
‘‘Vande te pitaraṃ bhadde, timbaruṃ sūriyavacchase;
Yena jātāsi kalyāṇī, ānandajananī mama.
‘‘Vātova sedataṃ kanto, pānīyaṃva pipāsato;
начало перевода -
Отца хвалю, благая, - он солнечного рода, -
За то, что породил он тебя, мое блаженство!
Ты для меня, богиня, что ветер в летний полдень
.....
автор А.В. Парибок

128

Рамея

Iran Bastan Museum (National) Tehran
Тегеран Иран Бастан музей (национальный)

12 спиц. Как у русских пушек и телег.

Рамея

Зеркало - Афродита с эротами и голубями.

129

Мартовские иды.

Рамея

Прошла Зима, Весна настала,
и "Аве Цезарю" сказала..

Дождь идет. Уныло очень.
Слякотные виды.
А сегодня между прочим
Мартовские иды.
И елозит в бездорожье
Матушка-Расея
Словно Цезарь у подножья
Статуи Помпея.

В 44 г. до н.э. Цезарь стал в четвертый раз диктатором и занялся подготовкой войны с парфянами.
Светоний: восемьдесят тысяч граждан он расселил по заморским колониям. Наложил пошлину на иноземные товары. Захотел усмирить вторгшихся во Фракию и Понт дакийцев, а затем пойти войной на парфян через Малую Армению, но не вступать в решительный бой, не познакомившись с неприятелем.
Плутарх: «Цезарь готовился к войне с парфянами, а после их покорения имел намерение, пройдя через Гирканию вдоль Каспийского моря и Кавказа, обойти Понт и вторгнуться в Скифию, затем напасть на соседние с Германией страны и на самое Германию и возвратиться в Италию через Галлию, сомкнув круг римских владений так, чтобы со всех сторон империя граничила с Океаном».
Планы похода Цезаря повторяют северный и южный маршруты западной части шелкового пути. В будущем они привлекут внимание Марка Агриппы.
Тит Ампий сообщает о высказываниях Цезаря той поры: «республика — ничто, пустое имя без тела и облика»; «Сулла не знал и азов, если отказался от диктаторской власти»; «с ним, Цезарем, люди должны разговаривать осторожнее и слова его считать законом». Он дошел до такой заносчивости, что когда гадатель однажды возвестил о несчастном будущем — зарезанное животное оказалось без сердца, — то он заявил: «Все будет хорошо, коли я того пожелаю; а в том, что у скотины нету сердца, ничего удивительного нет».
Зимой зреет заговор против диктатора (dictator, носитель временной неограниченной власти). В заговоре против него участвовало более шестидесяти человек; среди них бывший квестор Красса Кассий и пасынок Цезаря Марк Брут, которого тот спас от смерти после битвы при Фарсале.
В Риме распространяются слухи, будто Цезарь собирается переселиться в Александрию или Илион и перевести туда все государственные средства, обескровив Италию воинскими наборами, а управление Римом поручив друзьям, и будто на ближайшем заседании сената квиндецемвир Луций Котта внесет предложение провозгласить Цезаря царем, так как в пророческих книгах записано, что парфян может победить только царь.
В начале марта заговорщики приступают к выполнению задуманного.
18 марта Цезарь собирался отправиться в Македонию к войскам, уже ожидающим вождя для отправки на Восток.
15 марта 44 г. до н.э. заговорщики закалывают диктатора в Сенате Рима. Убийство Цезаря было выгодно парфянам: в Риме начинается новый виток гражданских войн:
«После этого Антистий передает Бруту пятьсот тысяч драхм из тех денег, какие должен был отвезти в Италию, а все остатки Помпеева войска, еще скитавшиеся в фессалийских пределах, начинают радостно собираться под знамена Брута. У Цинны Брут забрал пятьсот конников, которых тот вел к Долабелле в Азию. Приплыв в Деметриаду, он завладел большим складом оружия, которое было запасено по приказу старшего Цезаря для парфянского похода, а теперь ждало отправки к Антонию».
Поэтично расклад описал историк христианской церкви Орозий: «Басни гласят, что знаменитая та Медея посеяла зубы убитого дракона, из которых, подобно тому как всходы соответствуют семени, вышли из земли воины и вскоре, сражаясь, перебили друг друга. И хотя это вымышлено поэтами, какое, тем не менее, после убийства Цезаря из праха его породил наш Рим множество воинов! Какие вызвал, подтвердив преступную плодовитость, войны, и не в сказках то было детских, а у всех на глазах!»
Квинт Гораций и Гай Фурин в день убийства Цезаря были в Греции. Цезарь предназначал Гая для высокой политической должности задолго до его усыновления по завещанию.
20-летний Гораций учился у греков красноречию в Афинах. 18-летний Фурин ждал Цезаря с готовыми к походу войсками в Аполлонии, где его застало известие о смерти деда. Гай немедленно отправился в Рим, где узнал свое новое имя: Гай Юлий Цезарь Октавиан (Gaius Iulius Caesar Octavianus). Оно понравилось ему не все: против воли Цезаря Гай никогда не употреблял имени Октавиан (Осьмушка, Осмёрик, ср.: средневек.-лат. baboynus, babovinus, papio, нем. Pavian, павиан, ит. babbuino, исп. babuino, франц. babuin, англ. baboon, нижне-герм. bavian).
Гораций в Рим не отправился. Сын бывшего раба присоединился к бежавшему в Грецию убийце Цезаря Марку Бруту и получил должность трибуна в его войске. В каждом легионе служило по шесть трибунов (tribunus) — старших офицеров легиона, на ранг ниже, чем сам легат (командир).
Цезарь считал, что в трибуны идут карьеристы. Цезарь знал, о чем говорил. Он сам начинал карьеру с должности войскового трибуна.
Через несколько месяцев после смерти Цезаря, 20 июля 44 г. до н.э., над Римом появилась комета. Хвостатая звезда сияла в небе семь ночей подряд, появляясь около одиннадцатого часа. Октавиан устроил игры в честь обожествления покойника. В народе все поверили, что это душа Цезаря, вознесенного на небо. Вот почему изображается он со звездой над головой. В курии, где Цезарь был убит, постановлено было застроить вход, а иды марта именовать отцеубийственными и никогда в этот день не созывать сенат.

Д.Е. Новокшонов

130

      Парфия драхма Фраата IV

Рамея

Парфянскую драхма, отчеканенная  на монетном дворе города Сузы во время правления царя Фраата IV в 38-2 годах до нэ.

На аверсе изображен портрет царя, за головой у него орел держит в клюве царственный венок, на реверсе сидящий на троне с луком в руке основатель династии Аршак с легендой BACIΛΕΩC ΒΑCΙΛΕΩΝ ΑΡCΑΚΟΥ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ ΔΙΚΑΙΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΕΛΛΕΝΟC. Вес монеты 3,86 гр, ее диаметр 21 мм. Ссылка Sellwood 52.31.

Эта монета одного из самого известного парфянского царя.

Чем же Фраат IV вошел в историю?

Фраат IV пришел к власти в 38 году до н.э., убив своего отца царя Орода II, после чего казнил всех своих братьев.

На втором году царствования Фраата IV римская армия под командованием Марка Антония вторглась в Парфию. В результате умелых манёвров парфянского войска Марк Антоний был побеждён и лишился большей части своего войска.

Не об этой ли парфянской победе на римлянами позади портрета царя изображен орел с венком победителя в клюве?

Позже Фраат IV заключил мирный договор с римским императором Октавианом Августом, по которому были отпущены из плена в Перфии все римские военнопленные и возвращены римские штандарты, потерянные после разгрома при Каррах армии Марка Красса и позже армии Марка Антония, что произвело в Риме невообразимое впечатление. Армения была также признана в качестве интереса Рима, став вассальным от Рима царством.

Кроме того император Август подарил парфянскому царю Фраату IV по его настоянию красивую римлянку Музу за мирный договор с Парфией, которая стала пользоваться особым почетом и любовью у Фраата IV, позже взявшего её в законные жены.

Фраат IV направил 5 своих сыновей в качестве почётных заложников в Рим, фактически признавая себя союзником Рима. Данный поступок им был сделан по рекомендации его супруги Музы, очень много сделавшей для укрепления проримской ориентации Фраата IV, при котором его сыновья были направлены в Рим на проживание и обучение, а фактически — в качестве почётных заложников.

В реальности это было ее попыткой удалить от наследования короны других сыновей Фраата IV и передать трон своему сыну — будущему царю Фраату V.

Вместе со своим сыном Фраатом V она участвовала в заговоре против своего супруга царя Фраата IV, отравив его. После вступления на трон Фраата V стала фактической соправительницей. Её изображение чеканилось на парфянских монетах наряду с изображением Фраата V.

https://www.avito.ru/moskva/kollektsion … _353610458

131

132

Рамея

1. Трибун вспомогательного отряда, середина III века.
На фресках из Дура-Европос изображены солдаты XX пальмирской когорты.
2.Вексиллярий вспомогательного отряда, середина III века. Вексиллюм изображен в соответствии с найденным в Египте и в настоящее время находящимся в коллекции музея изящных искусств в Москве.
На штандарте изображена богиня Виктория. В Дура-Европос найдено изображение вексиллюма, но оно нечеткое и допускает самые смелые интерпретации.
3. Центурион вспомогательного отряда, середина III века. Туника украшена изображением свастики.

Рамея

1, 2. Солдаты, IV век. Дикий кабан на щите — символ ХХ легиона, дислоцированного в Британии, поэтому возможно этот символ на щите никакого отношения к XX легиону не имеет.
3. Старший военачальник, IVвек.
Считается, что это центральная фигура вышеуказанной мозаики и, что она представляет императора Максимиана.

Дура-Европос

Дура-Европос (англ. Dura-Europos) — античный город на Евфрате (вблизи современного Калат-эс-Салихия в Сирии), существовавший с 300 до н. э. до 256 г. Получил известность в связи с археологическими находками и хорошо сохранившимися древними фресками. Дура на арамейском означает крепость Город был основан царём Селевком I Никатором около 300 до н. э. среди многих других и просуществовал более 550 лет. Примерно в 100 до н. э. перешёл под власть Парфянского царства, а с 165 г. — Рима. В римское время Дура-Европос был крупным торговым центром.

133

Небольшое воспоминание о временах Республики.

Audio vocem de mirabili futuro,
Matutinam vocem, rore humidam.
Audio vocem, et pericula ventura
Turbant mentem, sicut puero cuidam.

R.: Mirabile futurum, ne esto mihi durum,
Ne esto mihi durum, ne esto durum.
Origine ex pura ad optimum futurum,
Ad optimum futurum iam nunc egressus sum.

Audio vocem de mirabili futuro,
Illa vocat me in loca divina.
Audio vocem semper interrogaturam:
Quid iam fecerim pro die crastina?

Iuro me futurum bonum atque castum
Nec amicum relicturum miserum.
Audio vocem et festino hoc vocatu
Via aspera ad illud futurum.

134

  Кто такие интеллигенты?

Рамея

Интеллигенция — это становой хребет любой Империи

В древнем Риме основной силой государства была армия.

И служили в этой армии все граждане Рима.

Если ты не служишь или не работаешь на армию Рима, то ты не гражданин Рима и не римлянин, соответственно.

Вот и вся система Римского государства.

Римская армия, в свою очередь, состояла из легионов, легионы из когорт, когорты из центурий, центурии из манипул.

Отсюда и понятие «манипулировать».

Легион состоял из 5 когорт, когорта из 10 центурий, центурия из 10 манипул, манипула из 10 легионеров.

Исходя из этого, можно рассчитать численный состав легиона — это 5.000 воинов.

Воины внутри легиона разделялись на новичков, обученных, опытных, ветеранов и элиту.

Новички составляли обычно первую когорту, во второй когорте сражались воины, побывавшие в сражении, в третьей когорте сражались воины, побывавшие в нескольких сражениях, в четвёртой когорте сражались воины, за плечами которых целые кампании.

И, наконец, пятая когорта или, по-другому, «непобедимая когорта» или «последняя тысяча».

Это когорта состояла из самых опытных воинов, воинов, за плечами которых были не только компании, а целые войны, и вступала в бой эта когорта в самый решающий момент схватки и именно она решала исход сражения.

Эта когорта никогда не отступала без приказа — она побеждала противника или погибала!

Потому она и называлась «непобедимой», т.к. её нельзя было победить.

Её можно было только уничтожить.

А уничтожив последнюю когорту легиона — противник уничтожал весь легион, т.к. основной костяк легиона — это именно те воины, которые и были хранителями орла легиона.

Так вот, именно воины последней когорты легиона и назывались в древнем Риме интеллигентами.

Почему же эти воины назывались интеллигентами, т.е. «понимающими»?

А очень просто.

Этим людям не надо было ничего объяснять, они сами всё знали и понимали, что им делать, и когда делать.

Им не надо было объяснять как построиться черепахой, им не надо было объяснять когда поднимать щит, а когда нет, им не надо объяснять, как разомкнуть строй и, как его сомкнуть, им не надо объяснять когда им надо достать гладий, а когда работать пилумом.

Эти воины сами всё знали, всё понимали, и именно поэтому их называли понимающими, т.е., интеллигентами.

И именно в этих воинах была сокрушающая мощь Рима.

Из этих воинов набиралась преторианская гвардия и когорты сената.

Быть интеллигентом, то есть, воином последней когорты, считали за честь для себя патриции, сенаторы, трибуны, цензоры, преторы и т.д.

То есть, быть воином последней когорты — значит быть профессионалом в военном деле высочайшего класса, быть достойным плечом к плечу сражаться рядом с лучшими людьми Рима и это значит быть самому — представителем лучших людей Рима.

Интеллигенция — это становой хребет Римской Империи.

Интеллигенция — это скелет римского общества.

Интеллигенция — это то, на чём стоял Рим.

http://fakeoff.org/history/kto-takie-in … c.facebook

Примечание."Легион состоял из 5 когорт, когорта из 10 центурий, манипула из 10 легионеров". Это, конечно, не так.
Устройство легиона было гибким, но представители центурий, обычно двух, составляли манипул. Центурия (сотня) -- это понятие семейное, родовое, а манипул уже военное.
На параде обычно в манипуле (2 центурии) 200 воинов, а отделение было обычно из десятка с начальником декурионом. В отделении служили сопалатники.

Отредактировано Лаодика (2015-06-14 19:20:32)

135

Рамея

Когда создали классическую латынь?


Первый учебник грамматики классической (она же античная) латыни Elegantiae Linguae Latinae ("Об изяществе латинског языка") выпустил в 1471 году гуманист эпохи Возрождения Лоренцо Валла (настоящее имя Лаврентий делла Валле). Как считается, Валла "продемонстрировал технику чистоты и элегантности классической латыни, лишенную средневековой неловкости".
Книга приобрела громадную популярность и до 1530 года переиздавалась свыше 60 раз. Однако понравилась она не всем. С критикой на Elegantiae обрушился Поджио Браччолини. Валла ответил. В полемике оба ученых проявили себя с самой худшей стороны. Швыряли друг в друга обвинения в невежестве, дикости, плагиате и даже хуже.
Гумманист и калиграф Поджио Браччолини работал переписчиком книг. Он изобрел новый шрифт послуживший основой всех романских шрифтов. Одновременно с перепиской известных рукописей, он "находил" рукописи дотоле неизвестные, приписанные им перу Лукреция, Цицерона и других "античных" авторов. В споре с Валла Браччолини отстаивал вульгарную (она же народная, она средневековая) латынь, которая, похоже, не является потомком классической латыни, а, наоборот, гораздо старше ее. К слову, вульгарная латынь в то время применялась в церковной жизни и преподавалась в университетах. Позже она стала основой французского, итальянского и многих других национальных языков.

Спор решили власть имущие. Папа Николай V распорядился перевести на классическую латынь всех известных на тот момент писателей. Сам Лоренцо Валла был назначен ответсвенным за перевод Фукинида, также он перевел часть гомеровской "Илиады". К 1500 году большинство оснвных латинских авторов были напечатаны. Примерно в тоже время Альдо Мануччи (Aldus Manutius) (1449-1515) основал в Венеции "Neacademia" (или Aldine академия),задачей которой, среди прочего, было выпускать крупные и относительно дешевые издания "античных" авторов.
В 1536 году грамматику классической латыни в книге "De causis linguae Latinae" основательно переработал специалист во всех тогдашних науках Юлий Цезарь Скалигер. Его настоящее имя Джулио Бордони.Он причислял себя к отпрыскам аристократического дома Ла Скала (по-латински Скалигер) и без зазрения совести пользовался этим псевдонимом. Юлий Цезарь известен также как отец Иосифа Скалигера, основателя современной хронологии.

Два века, примерно с 1500 до 1700 года, продолжался период расцвета латинского языка. Он служил в качестве лингва-франка в областях науки, образования и дипломатии. Многие научные произведения, например Principia Mathematica (1687) Ньютона написаны на латыни. Латынь использовалась в качестве международного языка дипломатической переписки, на ней заключались международные договора. Латинский был официальным языком Священной Римской империи, Речи Посполитой, ряда других государств. Известно, что в 1720 годах английский корль Георг I, не знавший английского языка, общался на латыни со своими министрами.

В 18 веке, из-за набравшего силу движения за использование национальных языков, влияние латыни начало постепенно снижаться. В области дипломатии ее заменил французский язык. Некогда обширная литература на латинском языке начала угасать. Она приобрела в основном технический характер, употребляясь в основном в медицине, ботанике и юриспруденции. Чисто художественные произведения стали редкостью. Такие поэты, как Артур Рембо и Макс Бирбом, еще продолжали писать латинские стихи,но лишь в качестве литературных упражнений. До середины 19 века латинский язык занимал ведущие позиции в учебном процессе. В это время его ценность была поставлена под сомнение. А в 20 веке он и здесь утратил свою актуальность.
Латинский язык угас. Однако, вопреки расхожему мнению в настоящее время он не является мертвым, а живет и развивается. На сегодняшний день латинский (наряду с итальянским) - официальный язык города-государства Ватикан. Вопросами его регулирования, в том числе включения необходимых неологизмов, занимается Папская академия, учрежденная Бенедиктом XVI. На латыне выходят периодические издания Vox Latina (ежеквартально) и Mellisa (два раза в месяц). На латыне традиционно пишутся статьи посвященные вопросам классической философии, она широко используется в естесственных науках.

В некоторых соборах католической церкви проводятся мессы на латинском языке, хотя Второй Ватиканский собор разрешил использоать для этих целей национальны языки. Финская радиостанция YLE Radio 1 в течение многих лет транслировала знаменитый ныне еженедельный обзор мировых новостей под названием Nuntii Латини полностью на латинском языке. Немецкое Радио Бремена
также выпускает регулярные передачи на латинском языке. Латинский преподается в Германии (35-50% школ в зависимости от земли ), Франции (50%) и в Италии (прибл. 70%).

136

Лаодика написал(а):

Значение имени Рудра, который дают санскритские словари — «могучий», «грозный», «ревущий» и одновременно «милостивый», «достойный прославления».


Рудра - Род Ра.

137

SPQR написал(а):

Рудра - Род Ра.

SPQR :surprise:  :flag:

Спасибо за подсказку!

138

Рамея

Джова́нни Батти́ста Перголе́зи (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710, Йези — 16 марта 1736, Поццуоли) — итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).

Que ne suis-je la fougère
Отчего я не папоротник,
Où, sur la fin d'un beau jour,
На котором, в конце погожего дня
Se repose ma bergère
Почивает/возлежит/отдыхает моя пастушка
Sous la garde de l'amour?
Под стражей/охраной любви?
Que ne suis-je le zéphyre
Почему я не зефир,
Qui raffraîchit ses appas,
Который освежает ее прелести,
L'air que sa bouche respire,
Не воздух, который вдыхает ее рот/уста,
La fleur qui naît sous ses pas?
Не цветок, рождающийся под ее шагами?
Que ne suis-je l'onde pure
Отчего я не чистый пруд,
Qui la reçoit dans son sein?
Который принимает ее в свое лоно / свою глубь?
Que ne suis-je la parure
Почему я не убор/наряд,
Qui la couvre après le bain?
Который покрывает ее после купания?
Que ne suis-je cette glace,
И зачем я не то стекло/зеркало,
Où son minois répété
В котором отражается (букв. "повторяется") ее лицо,
Offre à nos yeux une grâce
Являя (букв. "предлагая") нашим глазам прелесть,
Qui sourit à la beauté?
Улыбающуюся красавице?
Que ne puis-je, par un songe,
Почему не могу я сном/грезой
Tenir son cœur enchanté?
Очаровать (букв. "держать очарованным") ее сердце?
Que ne puis-je du mensonge
Почему не могу от обмана,
Passer à la vérité?
Перейти к правде?
Les dieux qui m'ont donné l'être
Боги, которые дали мне бытие,
M'ont fait trop ambitieux,
Сделали меня слишком жаждущим власти / честолюбивым (букв. "амбициозным"),
Car enfin je voudrais être
Потому что, в конце концов, я хотел бы быть
Tout ce qui plaît à ses yeux!
Всем, что приятное ее глазам/взгляду!

Перевод Вадим Румынский

139

  Рим семи царей

Древнеримским царством именуется период с 753 года до н.э. – даты, принятой за основание Рима, – до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления республики в 509 году до н.э., именуемый также «эпохой семи царей». В истории многих государств имеется так называемый «мифологический период», о котором известно слишком мало из-за древности событий, пересказанных много столетий спустя. Об эпохе семи царей мы можем судить лишь по источникам, созданным в годы Римской республики и даже куда более поздней империи. Однако, как нельзя представить себе античную Элладу без героического эпоса Гомера, рассказывающего нам о древнейших временах, так и царский период Древнего Рима является неотъемлемой частью его истории: неожиданное изменение общественно-политического устройства с монархии на республику стало сакральной легендой, объединяющей народ Рима все последующие столетия.
С чего всё начиналось
Апеннинский полуостров, расположенный в самом центре Средиземного моря, испокон веков привлекал людей своим удобным расположением и мягким климатом. Согласно греческим легендам, знаменитый Геракл посещал италийские земли, а историки говорят о микенской колонизации полуострова ещё в XIII веке до н.э. Считается, что первое государство на полуострове основала цивилизация этрусков, активно перенимавшая культуру соседей – греков и финикийцев. В конце концов, господствующую позицию в регионе заняли племена италийцев, в том числе латины.
Согласно римской мифологии, после событий знаменитой Троянской войны к побережью Апеннин пристали корабли бежавших троянцев во главе с героем Энеем. Отсюда берёт своё начало одна из легенд об основании Рима – уставшие от длительных скитаний троянцы обосновались в италийских землях по соседству с латинами, а один из местных царей даже выдал за Энея свою дочь. В результате столь выгодного марьяжа Эней становится следующим царём латинов, а равно и новых переселенцев. Его сын Асканий-Юл перенёс столицу объединённого государства в новый город Альба-Лонга (руины которого и по сей день можно увидеть к юго-востоку от Рима) и сплотил вокруг него Латинский союз.

Рамея

Марс и Рея Сильвия. Художник Питер Пауль Рубенс, ок. 1616 г.

В те далёкие времена война была делом самым обычным, практически бытовым, тем более – война за престол. Совершенно не удивительно, что четырнадцатый по счёту царь Альба-Лонги, Нумитор, был свергнут своим же младшим братом Амулием. Новоиспечённый правитель, желая обезопасить свою власть, убил племянника, а племянницу Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты. С точки зрения политики это был очень мудрый ход, поскольку весталки с одной стороны пользовались огромным уважением и обладали неприкосновенностью, а с другой – обязывались хранить девственную чистоту в течение тридцати лет. Нарушение обета целомудрия каралось весьма строго, вплоть до погребения заживо.
Далее, в полном соответствии с традициями античных мифов, юную Сильвию посетил бог Марс, меж ними вспыхнула бурная страсть, а спустя положенный срок у весталки родились близнецы – Ромул и Рем. В целом, в этой истории нет ничего необычного, поскольку боги Олимпа многократно спускались на Землю и вступали в связь со смертными женщинами. Но в данном случае следует помнить, что сам факт беременности весталки для древнего общества – ужасный скандал, а божественное отцовство ещё следовало доказать: не пригласишь же лично Марса на жреческий суд для дачи показаний?!
Впрочем, имелось и более существенное осложнение. Как мы помним, Рея Сильвия стала весталкой не по собственной воле, а по приказу своего дяди-узурпатора, дабы не оставить потомства, способного однажды свергнуть царя. Разгневанный Амулий приказал бросить близнецов в Тибр, рассчитывая таким образом покончить с потенциальными претендентами на престол. Последующее развитие этой истории может быть известно уважаемому читателю ещё со времён школьной программы: близнецы выжили, были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Когда братья выросли, они поквитались с Амулием и вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору. Старый царь отправил их основать новую колонию, в результате спора о наиболее подходящем для поселения месте Ромул убил Рема на Палатинском холме, построил там город Рим и стал первый его царём.
Как обычно и бывает при основании новых колоний (вспомним историю освоения европейцами Америки!), изначально население Рима составляли преступники и изгнанники из соседних италийских и греческих государств. Действительно, зачем человеку, имеющему доходное хозяйство на берегу тёплого моря, бросать прадедовскую ферму и отправляться на поиски счастья в новопостроенный город? Как мы уже говорили, война в те времена была делом самым обыденным, а потому разномастные и маргинальные обитатели юного Рима начали активно расширять свою сферу влияния за счёт соседей: сабинян, латинов и этрусков. Даже бывшая метрополия Альба-Лонга был захвачена и уничтожена молодым государством.
Рим многое перенял от своих соседей, в том числе и традицию царской власти. Однако в Риме полномочия монарха исходно были ограничены, трон изначально не передавался по наследству, а царя избирали. Такой полуреспубликанский уклад привёл впоследствии к возникновению бесконечных интриг, заговоров и свар, повлиявших в итоге на появление Римской республики.
Ромул
Ромул, внук Нумитора, царя Альба-Лонги, сын весталки Сильвии и самого бога Марса, вскормленный волчицей и убивший собственного брата – богатая родословная и сомнительная биография, что, впрочем, не помешало Ромулу стать не только основателем великого Рима, но и самым известным его царём. Согласно римским легендам, он правил с 753 по 716 гг. до н.э. Во времена Ромула к Риму присоединились некоторые этруски и сабиняне; считается, что именно он создал Сенат из «ста отцов» и разделил население Рима на три основные части – трибы, возглавляемые выборными трибунами: латиняне, сабиняне и этруски. Каждая из триб, в свою очередь, делилась ещё на десять курий, курии же выбирали на государственные должности самых достойных и
бесстрашных мужей.

Рамея

Ромул, победитель Акрона, приносит богатые дары в храм Юпитера. Художник Жан Огюст Энгр, 1812 г. Акрон был правителем сабинян во время войны из-за похищенных римлянами женщин-сабинянок

Знатных римлян, прославленных доблестью и богатством, называли «отцами» (а их потомков – «патрициями»), безвестных и бедных – плебеями. Патриции занимали политические, жреческие и судейские должности, тогда как плебеям оставались земледелие и ремесла. Такое социальное расслоение сохранилось на многие века, хотя во времена поздней Республики границы между сословиями стали скорее формальностью.
О смерти Ромула существует несколько легенд, вплоть до его божественного вознесения на Олимп. Однако античные историки куда более прозаичны. Дадим слово Плутарху:
«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».

Плутарх не говорит ничего прямо, обходясь намёками, которые, впрочем, вполне ясны – высшая аристократия была недовольна Ромулом, и, скорее всего, сын Марса стал жертвой заговора. Красивая легенда об отправке Ромула напрямую на Олимп, вероятно, появилась позднее, чтобы отвести подозрения от патрициев.

Нума Помпилий

Второй царь Древнеримского государства, выбранный патрициями за мудрость и набожность, правил с 715 по 673 гг. до н.э. Нума Помпилий родился в год основания Рима в семье сабинян, был женат на дочери сабинянского царя. По легенде (впрочем, практически все описываемые события можно считать мифом с весьма малой исторической составляющей), после смерти супруги в Альбанских горах он повстречал нимфу Эгерию, которая обучила его законотворчеству. Впоследствии его дочь Помпилия родила будущего царя Анка Марция.

Рамея

Схема расселения италийских племён в эпоху семи царей
Успехи второго римского царя сложно переоценить: именно он «навёл порядок» в молодом государстве, стараясь приучить римлян не только к постоянным битвам, но и к мирной жизни. При Нуме Помпилии было создано описание всех земель, принадлежащих Риму, учреждены ремесленные цеха и календарь на 355 дней. Он же запретил человеческие жертвоприношения (к которым римляне всё равно прибегали в тяжкие времена, например во время второй Пунической войны), а в годы его правления Рим вообще не вёл завоевательных кампаний. Нума Помпилий скончался в возрасте 80 лет, был кремирован, а прах захоронен на Яникульском холме.

Тулл Гостилий
Третий царь Рима, Тулл Гостилий, выбранный патрициями, как и его предшественник, правил с 673 по 641 гг. до н.э. До своего избрания Тулл занимался земледелием, но со вступлением на престол в нём проснулись честолюбие и, возможно, «зов крови», поскольку он был внуком храбрейшего римского воина Гостия Гостилия. В результате войны с соседями Тулл Гостилий смог окончательно покорить Альба-Лонгу и победить сабинян, расширив территорию Рима и удвоив его население. Впоследствии Альба-Лонга была разрушена до основания. Однако если разрушение Альба-Лонги признаётся исторически достоверным фактом, то смерть Тулла Гостилия мифологизирована: увлёкшись войнами и забыв про служение богам, он прогневал Юпитера и был убит молнией.

Анк Марций
Четвёртый царь, Анк Марций, правивший в 640–616 гг. до н.э., приходился внуком Нуме Помпилию. Мудростью и миролюбием он во многом походил на своего деда, в годы правления покровительствовал ремеслам, торговле и земледелию, но, в отличие от деда, ему пришлось ввязаться в войну с соседями. Восставшие против Рима племена латинов, сабинян, этрусков и вольсков были разгромлены в сражении при Медуллии, войско Марция завладело городами Политорий, Теллен и Фиканы.

Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний
Луций Тарквиний Приск, более известный как Тарквиний Древний, пятый царь Древнего Рима, правил с 616 по 579 гг. до н.э. По происхождению он был грек, его родиной был этрусский город Тарквиния. Позже он переселился в Рим и благодаря своему богатству и мудрости стал одним из самых влиятельных людей города. Царь Анк Марций назначил его командиром кавалерии и сделал своим приближённым. После смерти царя Тарквиний смог убедить народ Рима в том, что именно он должен занять престол. При новом царе Рим продолжил войны с соседями и в скором времени стал центром Латинского союза. Тарквиний также покровительствовал развитию искусства, расширил Сенат, введя в его состав представителей бедных родов, замостил Форум, построил храм Юпитера Капитолийского, ныне более известный как просто Капитолий, и провёл первую римскую канализацию.

Сервий Туллий
Однако сыновья Анка Марция с детства затаили злобу на выбранного царя, поскольку считали, что трон должен был достаться им. По примеру Ромула и Рема, свергнувших незаконного царя, они сообща убили Тарквиния, вызвав возмущение как аристократии, так и плебеев. Сыновья Марция были изгнаны из Рима, а престол занял приёмный сын убитого царя – Сервий Туллий, ставший шестым царём Рима, правившим в 578–535 гг. до н.э. Сервий родился в Корникуле, разрушенном римскими войсками Тарквиния Древнего, его отец погиб в бою, а мать попала в плен к захватчикам и стала приближённой жены римского царя. Сервий был рабом в царском доме, но получил хорошее греческого образование, участвовал в военных походах Рима, и Тарквиний выдал за него свою вторую дочь. Тут надо обязательно заметить, что в столь древние времена институт рабства выглядел совершенно иначе, чем при поздней Римской республике или империи – личная зависимость не являлась чем-то позорным, рабы являлись скорее младшими членами семьи, а не «говорящими инструментами».

Рамея
Этрусские воины. Современная иллюстрация

Начало своего царствования новый правитель отметил очередной победой над этрусками и постройкой храма Дианы на Авентинском холме. Город усилился настолько, что соседи не торопились воевать с Римом, а у нового царя было достаточно времени для проведения реформ. Сервий Туллий ввёл представителей плебеев в состав римской общины, разделил население на пять классов по имущественному цензу и заменил родовые трибы на территориальные: четыре городские и семнадцать сельских. Новый царь выкупал бедняков из рабства и всячески способствовал росту благосостояния народа Рима, за что его особенно чтили плебеи, но недолюбливали патриции и Сенат.
Луций Тарквиний
Седьмой и последний царь Рима Луций Тарквиний, получивший прозвище «Гордый», был сыном царя Тарквиния Древнего. Когда его отца убили, он был ещё младенцем. Сервий Туллий, чтобы не повторить судьбу своего предшественника, всячески старался расположить Луция и его брата Аруна к себе и выдал за потомков Тарквиния своих дочерей. Однако Луций, в сговоре с Сенатом, сначала убил своего брата и его жену, а потом расправился с Сервием, объявив себя царём Рима.
Своё правление он начал с репрессий против сторонников Сервия. Сенат сократился вдвое, многие патриции были изгнаны в результате козней и доносов, да и оставшихся членов совета новый царь не спешил собирать, предпочитая решать все вопросы самостоятельно или с помощью своих приближённых.
В сфере внешней политики Тарквиний Гордый наломал немало дров, предпочитая метод кнута и совершенно позабыв о пряниках – латинские города оставались в сфере влияния Рима, но подавление любых попыток сабинян и этрусков проявить минимальную самостоятельность привело к росту недовольства. Жестокое правление, нежелание считаться с Сенатом и аристократическими семьями, злоупотребления властью и откровенное самодурство настроили против Тарквиния все слои общества. Последней каплей, переполнившей чашу терпения римлян, стало то, что младший сын царя Тарквиний Секст воспылал страстью к Лукреции – жене патриция Тарквиния Коллатина и дочери консула Спурия Лукреция Триципитина, и, угрожая, совершил над ней насилие. Лукреция рассказала об этом мужу и заколола себя. Родственники Лукреции, Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола вынесли её тело на Форум и убедили граждан изгнать жестокого царя.

Рамея

Лукреция и Тарквиний. Художник Питер Пауль Рубенс, ок. 1609–1611 гг.

Тарквиния Гордого вместе с сыновьями выставили из Рима, и им пришлось бежать в Этрурию. Изгнанный царь заручился поддержкой латинян и поднял восстание против Рима, но проиграл в битве при озере Регил в 496 году, где погибли все его сыновья. Сам Тарквиний укрылся в греческих землях, где и умер в безвестности год спустя.
В Риме установилась республика, на ранних этапах принёсшая государству невиданное прежде процветание и формально существовавшая с 509 по 27 годы до н.э. Любопытно, что два избираемых на год консула обладали поистине царскими полномочиями, но срок их правления был жёстко ограничен, а в римские законы была добавлена статья, гласящая, что любой человек, возжелавший cтать царём Рима, должен быть убит без суда

Legatus praetor Gaius Anonimus
http://warspot.ru/3980-rim-semi-tsarey

140

141

«Суд времени» - Гай Юлий Цезарь

142

  Ara Pacis, Алтарь Мира Августа

(лат. Ага Pads Augustae). Решение о строительстве алтаря было принято сенатом в 13 до н. э. после победоносного возвращения Августа из Галлии и Испании. 30. 01. 9 до н. э. состоялось торжеств, освящение алтаря, построенного на Марсовом поле в Риме. Алтарь, восстановл. в 1938 на основании сохранившихся оригинальных фрагментов и копий, окружает стена, на внешней стороне которой над фризом с искусно выполн. орнаментом в виде вьющихся растений расположены рельефные изображения на мифологии, сюжеты (рельеф Теллуры), а также изображение процессии в связи с закладкой фундамента алтаря, состоявшейся 4. 07. 13 до н. э. Внутр. сторону стены украшает богатый гирляндовый фриз. Рельефные изображения этого др. памятника являются важными свидетельствами искусства эпохи Августа.

Рамея

Рамея

Рамея

Рамея
Рим - алтарь, алтарь августа мира – Стоковое изображение

143

Непобедимое Солнце (лат. Sol Invictus) —

официальный римский бог солнца солнечного культа, созданного императором Аврелианом в 274 году н. э. Его культ превосходил другие восточные культы по важности вплоть до запрета политеистических религий при Феодосии I. Общепризнано, что самой ранней надписью, связывающей непобедимого императора с солнцем, является легенда на бронзовом орнаменте, датируемая по своему стилю вторым веком: INVENTORI LUCIS SOLI INVICTO AUGUSTO[1].
Ранее было принято считать, что римляне проводили фестиваль солнца 25 декабря, называемый также Dies Natalis Solis Invicti («день рождения непобедимого солнца»). 25 декабря был первым днём после зимнего солнцестояния, когда было заметно удлинение светового дня. В настоящее время из источников, которыми располагает современная историческая наука, достоверно известны только солнечные празднования, отмечавшиеся в августе. Sol Invictus был переименован в христианский праздник Рождество Христово в IV веке н. э.
Наименование Sol Invictus также применялось к некоторым другим солнечным божествам в течение этого периода. Название Sol Invictus, не являющееся конкретным именем, появляется на имперских монетах со времени возвышения Септимия Севера/ На солидах, отчеканенных при Константине, так же как и на золотом медальоне времён его правления, изображён императорский бюст, сдвоенный с Sol Invictus. Надпись на медальоне гласит: INVICTUS CONSTANTINUS.
Хотя, начиная с середины второго века, значительное количество восточных культов практиковалось среди римских легионов неофициально, только культ Sol Invictus был официально одобрен и специально предписан для армии.

Рамея



http://www.proza.ru/2015/04/18/1978

омма́зо Кампане́лла (итал. Tommaso Campanella, при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico; 5 сентября 1568 — 21 мая 1639, Париж) — итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.



Рамея

Город Солнца

Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жён. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви — совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие». Кампанелла находит странным, что люди так заботятся о приплоде лошадей и собак, вовсе не думая о «человеческом приплоде», и считает необходимым строгий выбор брачующихся, для совершенства поколения. В городе Солнца этим заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п.
Те женщины, которые оказываются бесплодными, становятся общими женами. Столь же деспотически, но сообразно способностям каждого распределяются между жителями работы; похвальным считается участвовать во многих разнообразных работах. Вознаграждение за труд определяется начальниками, причём никто не может быть лишен необходимого. Продолжительность рабочего дня определяется в 4 часа и может быть ещё сокращена при дальнейших технических усовершенствованиях, которые Кампанелла прозревал в будущем: так, например, он предсказывал появление кораблей, которые будут двигаться без парусов и весел, при помощи внутреннего механизма. Религия жителей г. Солнца — это, по всей вероятности, религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всякие обряды и формы устранены. Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство»


Вы здесь » КНИГА МАТЕРЕЙ » Места Силы » Рамея